Дидактические занятия и игры в детском саду

Дидактические игры в детском саду: их структура, цели, задачи и виды, а также примеры подобной игровой деятельности

Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка.

Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей.

Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Значение дидактической игры в детском саду

Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований.

Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность.

Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.

Понятие дидактической игры

Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность.

Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.

НОД в ДОУ осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами (САНПИН 2.4.1.3049–13), которыми определяется, в частности, их продолжительность (до 10 минут для малышей, до 30 минут для старших возрастных групп).

Отметим, что не все игры дошкольников дидактические (их также называют учебно-предметными или обучающими). С. Л. Новосёлова в программе «Истоки» (1997) классифицирует игры, исходя из того, кто выступает инициатором — взрослый или ребёнок.

Признаки, по которым легко отличить ДИ:

  • её инициатором всегда будет взрослый (педагог);
  • такая игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий);
  • для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным.

В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать

Воспитателю важно понимать, что образовательные результаты, которые он хочет получить, зависят от того, что дошкольник не знает о необходимости их достижения.

В игровой ситуации ребёнку важна сама возможность активности, успеха, удовольствия. Образовательные результаты являются для него побочным эффектом, обучение происходит непреднамеренно.

Большая ошибка начинать игру со слов: «Ваша игровая задача — научиться различать цвета и находить по этому признаку предметы».

Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:

  • Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. Играя, ребёнок 5–6 лет не стремится научиться чему-то, он заинтересован в конечном результате (выигрыше) и получении удовольствия. Малышам неинтересен даже выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.
  • Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
  • Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.

Виды дидактических игр

По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.

Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО

По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.

Дидактические игры с предметами

Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё.

Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы (например, игровой набор «Дары Фрёбеля»), и любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики).

В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками

Такие игровые наборы, как «Дары Фрёбеля», входящий в материалы школы Монтессори, развивают мелкую моторику, цветовосприятие, логическое мышление и другие способности дошкольников

Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка.

У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание.

Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Воспитатель, модифицируя содержание игры, может добиваться решения задач разной сложности. Рассмотрим на примере игры «Чудесный мешочек».

Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников

Настольно-печатные игры

Эти игры помогают решать важные учебные задачи:

  • расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
  • систематизируют уже имеющиеся знания;
  • развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
  • стимулируют воображение.

В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:

  1. Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.

    Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками

  2. Более сложный вариант той же игры может быть таким: звери представлены не полноцветно, а в виде теней и перемещены с предыдущих мест.

    На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени

  3. Наиболее сложный вариант игры: дети должны угадать зверя по контуру.

    На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам

Помимо игр с картинками, широко распространены другие настольные игры — различные лото, игры типа «Лабиринт», конструкторы, мозаики.

Преимущественно это коллективные игры, поэтому в них присутствует стимулирующий детей соревновательный эффект, например, кто быстрее пройдёт лабиринт.

Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.

Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.

Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира

Более сложные варианты игры «Лото», формирующие основы грамоты, счёта, понимания окружающего мира и т. п., предназначены для детей старших групп.

Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию

Словесные игры

Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности.

Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний.

В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.

Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди

Картотека дидактических игр

Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.).

Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Дидактическая игра выстраивается по определённому плану

Таблица: структура конспекта дидактической игры

Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)

Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=Q4gmocPUdMI

Видео: дидактическая игра по математике в средней группе

https://youtube.com/watch?v=5VM3u-wAhRw

Видео: дидактическая игра по патриотическому воспитанию

https://youtube.com/watch?v=Zltlh-dmZvs

Анализ и оценка дидактической игры в детском саду

ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:

  • целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
  • соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
  • скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.

Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников

Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.

Таблица: образец протокола оценки дидактической игры

Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр

Помимо того, что дидактическая игра представляет собой форму организации НОД в детском саду, это ещё и хороший способ организовать досуг дошкольников вне рамок занятий, преимущественно во второй половине дня. Наиболее подходящими для этих целей будут игры-викторины.

Они не требуют особой подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными.

При проведении игр-викторин важно ориентироваться на средний и низкий уровень эрудиции детей, особенно если тематика новая, усложняя вопросы постепенно, ориентируясь на увеличивающийся интеллектуальный багаж воспитанников.

ДИ также может быть встроена в сценарий праздника. В такую игру могут быть вовлечены присутствующие гости, например, родители.

Не следует упускать возможность решить задачи обучения и воспитания детей во время праздничных и иных развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкально-дидактических игр.

Сценарий такого вечера строится по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжи куплет», «Догадайся, кто поёт?» и т. д.

Содержанием физкультурного досуга являются физические упражнения, которые проводятся в игровой форме

Примеры сценариев

Примеры сценариев досугов и развлечений с дидактическими играми в ДОУ:

  • Летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «В гости к медвежонку» (Черникова Н. В.). Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации музыкальной и двигательной деятельности.
  • Спортивное развлечение «Нам сказка помогает спортом заниматься» (Алексеевцева Е. В.). У воспитанников в игровой форме развиваются основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, меткость.
  • Тематический досуг для старших дошкольников «Путешествуем с игрой» (Некрасова Г. В.). Мероприятие направлено на формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, патриотизма и эмпатии, гендерной толерантности.
  • Музыкальное развлечение в старшей группе «Чудо-дерево» (Осипова М. Л.). Цель: систематизировать знания детей с помощью музыкально-дидактических игр.

Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации.

Читайте также:  Лето, солнце, пляж с детьми - весело и безопасно

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-detskom-sadu.html

Дидактические игры для дошкольников: что это такое, какие бывают, как и когда используются, картотеки с примерами

Развитие детей — одна из первоочередных задач родителей. Вместе с тем природно-обоснованная, самая подходящая форма познания для дошкольников — игры. Именно с помощью дидактических развлекающих занятий родителям проще всего «достучаться» до ребёнка, найти с ним контакт, позволяющий стимулировать развитие и познание окружающего мира.

Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий

Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков — созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму.

В ходе таких занятий при помощи педагогических приёмов моделируются изучаемые системы, явления и процессы.

Достигаемые цели

Для детей различных возрастов применяются разные дидактические занятия. В то же время преследуемые ими цели не слишком зависят от возрастной группы. Такое развлекающее обучение нацелено на следующие блоки развития:

  • умственного;
  • нравственного;
  • трудового;
  • эстетического;
  • физического.

Различия игр, предназначенных для детей разных возрастов, будут заключаться, прежде всего, в сложности.

Учитывая, что большинство людей лучше всего воспринимают зрительную информацию, способ знакомства с окружающим миром, основанный на картинках, достаточно эффективен

Во время игр, направленных на трудовое воспитания, в первую очередь должно развиваться понимание необходимости трудиться, уважение к чужой работе и понимание принципов причинно-следственных связей между подготовительной и конечной стадиями трудового процесса.

Такие изображния вырезаются, перемешиваются, и детишки сами раскладывают их в правильном порядке

Что касается направленных на нравственное воспитание игр, то цели для детей разного возраста будут существенно отличаться:

  • дошкольникам младших групп важно привить культурно-гигиенические навыки;
  • детсадовцам постарше необходимо познакомить с нравственными чувствами и отношениями.

Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры

Различные дошкольные образовательные учреждения по-разному относятся к проведению обучающе-развлекающих занятий. В том или ином виде такое развлекающее обучение представлено практически в каждом таком учреждении, однако качество его подготовки и проведения может существенно отличаться.

Насыщенные цвета с преобладанием позитивного жёлтого делают обучающую игру еще интереснее

Наиболее передовые учреждения, занимающиеся дошкольным образованием, сегодня максимально плотно интегрируют такие занятия в обучающий процесс, подкрепляя ими базовые теоретические навыки дошкольников.

Классификация дидактических развлекающих занятий

Анализировать обучающе-развлекающие занятия можно по различным признакам. Например, если взять в качестве критерия цель такого занятия, то классификация будет представлена в следующем виде:

  • игры для умственного воспитания – «назови одним словом», «назови три предмета» (направлены на умение строить взаимосвязи, искать синонимы и антонимы);
  • развлекающие занятия для нравственного воспитания;
  • игры для трудового развития – «кто построил этот дом» (дети знакомятся с необходимостью составлять чертежи для постройки здания);
  • развлекающие занятия для эстетического воспитания;
  • игры для физического развития.

Физическая игра с элементами обучения, в рамках которой детишкам необходимо удерживаться на участке определенного цвета, развивает не только разум, но и тело дошкольника

Другая классификация будет базироваться непосредственно на процессе игры, а не на её цели:

  • игра с предметами — преимущество такого типа неформальных занятий заключается в том, что в качестве атрибутов используется природный материал, например, листья, камни, шишки, цветы. На основе использования этих атрибутов ребёнком строится сам процесс («опиши предмет», «что это?», «что вначале?»);
  • игра настольно-печатная — очень разнообразный вид обучающих занятий, включающий направленные на развитие речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать и принимать решения («лото», «домино», «парные картинки»);
  • словесное развлекающее занятие — направлено на развитие самостоятельности, мышления и речи детей, учит описывать предметы, выделять доминирующие признаки, отгадывать слова по их вербальному описанию.

Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп

Для самых маленьких лучше всего подойдут игры, связанные с тактильным восприятием окружающего мира. Например, «собери корзинку». За счёт такого развлекающего процесса происходит умение познавать жизнь вокруг и разделять присутствующие в нём предметы и явления. Это база для дальнейшего познания.

Видео: дидактическая игра «Собери корзинку»

Для детей постарше подойдут более сложные игры. Например, «Кто что ест»: в её процессе дошкольники подбирают картинки животных к продуктам, которые те могут есть, и соединяют их прищепками.

Видео: Дидактическая игра «Кто что ест»

Для самой старшей группы целесообразно использовать словесное неформальное обучение, использующие не конкретные предметы или животных, а более абстрактные понятия, например, квадрат или круг.

Видео: игра по математике в старшей группе детского сада

Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп

Для разных возрастных групп походят разные дидактические игры, направленные на развитие различных способностей детей. Среди представленных в нижеприведенной таблице игры «Похож — не похож», «что лишнее» и «продуктовый магазин» рекомендуются для детей постарше, но так или иначе, всё подобное неформальное обучение может быть адаптировано под дошкольников разных возрастов.

При подготовке для дошкольников обучающе-развлекающего занятия самостоятельно важно соблюсти ряд принципов. Так, в соответствии с ними такие занятия должны быть:

  • системными — для обучения детей строить причинно-следственные связи;
  • усложняющимися — для поступательного интеллектуального развития ребёнка;
  • обладать свойством повторности — поскольку не каждый дошкольник запомнит и усвоит правила игры с первого раза;
  • добровольными — подбирать такое развлечение следует с учётом интереса и желаний детей;
  • обладать элементом таинства — сама достигаемая дидактическая задача должна быть замаскирована игровым процессом;
  • обновляемыми — каждой следующей игре следует дополняться новыми элементами, чтобы ребёнку не было скучно.

При этом учитывая обилие детских журналов и книг с яркими картинками, а также дополнительных ресурсов типа цветного картона или игрушек, изготовить материалы для таких занятий самостоятельно не представляет особого труда.

Видео: дидактические игры по сенсорике, делаем своими руками

«Лото» легко адаптировать под конкретные нужды. Например, дошкольникам 3–5 лет очень важно привить культурно-гигиенические навыки. Согласно её правилам, детям раздают расчерченные игровые поля с изображением в центре и набор картинок, часть из которых имеют отношение к помещённой в центре поля, другая часть — нет.

Дети должны заполнить поля вокруг этой главной картинки подходящими к ней по смыслу. Так, если ею сделать, например, рисунок «Мойдодыра», то ребёнку потребуется «окружить» его изображениями мыла, зубных щёток и т. д.

При добавлении картинок на поля детям нужно объяснить, почему они решили, что именно это изображение подходит по смыслу центральному рисунку.

Видео: настольная игра для детей «Лото»

Другая игра, «Шнуровка», направлена на развитие мелкой моторики. Подходящими атрибутами могут быть любые детали подходящего размера, не слишком крупные, но и не чересчур мелкие, которые требуется пришивать к одежде: пуговицы, накладки и т. д.

Такое развлекающее обучение можно дополнять и видоизменять: например, взять шнуровки разных цветов и установить в качестве правила, что разные детали должны пришиваться нитками подходящих цветов. Так у ребёнка разовьются знания о цветовой гамме.

Таким образом, в форме дидактической игры скрыт огромный потенциал для развития детей разных возрастов. Важно соблюсти системный подход к выбору этих развлекающе-обучающих занятий, уделяя внимания всем аспектам детского развития. В то же время важно соблюдать возрастной ценз, чтобы повысить эффективность этого полезного развлечения.

«Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — это то, чего он делать не обязан», — как говорил Марк Твен, и важно умело выдать одно за другое.

Следует помнить, что детская вовлечённость и заинтересованность — ключевые факторы, обуславливающую пользу от игры и активное восприятие дошкольниками новых знаний и умений посредством этого неформального процесса.

(Visited 1 366 time, 4 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/game-online/didakticheskie-igryi-dlya-doshkolnikov.html

Дидактические игры в детском саду

Лайк     0     115

Пособие можно использовать для автоматизации звуков, дифференциации их по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, закрепления представлений о цветах спектра, развития мелкой моторики рук. Одновременно могут…

— Читать далее -3     0     131

Игры и игровые пособия можно сделать из подручных материалов. Игрушки, сделанные для детей своими руками, исходя из их интересов и возрастных особенностей, станут для них самыми любимыми.Игровое пособие «Домик для…

— Читать далее -10     0     370

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу — задача и долг взрослых: родителей и…

— Читать далее -23     0     3256

СЕНТЯБРЬ1-я неделя«НА МАШИНЕ»Программные задачи: формировать умения взаимодействовать со взрослым, выполнять его просьбы, включаться в совместную деятельность; воспитывать доброжелательное отношение друг к…

— Читать далее -22     0     1658

Цель игры: развивать грамматический строй речи у детей 4-6 лет (словоизменение существительных, прилагательных, числительных).Дидактические задачи: формировать умение согласовывать числительные (от 1 до 6) с…

— Читать далее -28     0     5749

Все представленные ниже дидактические игры распределены по разделам: игры по обучению грамоте и развитию речи, по математике, ознакомлении с окружающим, музыке и пению, игры с элементами изобразительного…

— Читать далее -20     0     2462

Дидактическая игра «Да—нет» Цель: закрепить знаний детей о действиях, которые могут привести к пожару. Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники…

— Читать далее -23     0     1990

Выявление и формирование знаний и умений по декоративно-прикладному искусству и декоративно-прикладной деятельности при помощи дидактических игрДидактические игры и упражнения, являясь одновременно и методом, и…

— Читать далее -17     0     1929

Что в теории дошкольной педагогики выделяют четыре основных вида игрушек: сюжетно-образные, дидактические, моторно-спортивные, игрушки-забавы. Деление это весьма условно, т.к. одни и те же игрушки можно отнести к…

— Читать далее -5     0     1326

Игра «Мне доверяют»Цель: уточнить понятие слова «доверие», воспитывать желание самому быть верным своему слову, не обманывать, не подводить других.Материал: круг, разделённый на сектора, где вписаны начала…

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry

Дидактические игры, задания и пособия в обучении дошкольников. Советы воспитателю о том, как правильно организовывать дидактические занятия

Каждый раз воспитатель должен находить оптимальный вариант своего вхождения в спонтанную деятельность малыша. Известным педагогам удалось проследить особенности проявления педагогических воздействий на ребенка в зависимости от того, на каком этапе овладения дидактическим пособием он находится. Приведем их.

1. Знакомство

А) Классический способ, представленный в различной методической литературе: на занятии воспитатель акцентирует внимание всей подгруппы на пособиях; показывает и объясняет, как с ними обращаться; непосредственно обращается к ребенку: «Повтори», «Сделай так, как я показала»; одобряет или не одобряет выполненные действия или ответы. Б) Воспитатель перед детьми сам играет дидактическим пособием, комментируя вслух свои действия, а малыши, кто хочет, наблюдают за ним. Педагог обращается к наиболее заинтересованным зрителям: «Поиграем», или как бы принимает приглашение к игре по инициативе ребенка: «Я тоже хочу поиграть».

В) Малыш по какой-то причине не видел способов действий с руководством, воспроизведенных педагогом (отсутствовал или не проявлял внимания). Тогда можно напрямую обратиться к нему с предложением: «Хочешь поиграть?», а затем показать способы действия при условии проявления заинтересованности.

2. Манипуляция

Если ребенок сказал воспитателю о своем желании поиграть пособием, но не знает, как действовать с ним для решения дидактического задания, и к тому же отказывается от помощи взрослого, то его действия с этим пособием будут сугубо манипулятивными. Многие из педагогов негативно относятся к этому и признают недопустимым использование детьми дидактического материала любым другим способом, а не по прямому назначению.

Если ребенок играет с руководством «не так, как нужно», воспитатель некоторое время не учитывает это отступление от правил, не сдерживает детской инициативы и не запрещает поиск, а вместе с малышом радуется его «открытию».

Такой взгляд нам подсказала книга японского педагога Масару Ибуки «После трех уже поздно», где автор пишет: «Процесс восприятия у маленького ребенка спонтанный и часто кажется взрослым произвольным, поэтому, общаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от предвзятого мнения и использовать все наше воображение, чтобы видеть мир так, как видят его дети ». Он также отмечает: «… книги не только для чтения, а кубики не только для строительства ». Итак, мы признаем этап манипуляции как временный, но крайне важный для общего развития ребенка период овладения дидактическим пособием.

Читайте также:  Учим ребёнка правильно выражать свои мысли

3. Осознание дидактического задания

Наблюдая за действиями воспитателя или других детей с конкретным дидактическим предметом, ребенок в какой-то момент начинает понимать, что в нем кроется какая-то загадка, которая требует решения, для этого существуют определенные способы действий единственный правильный вариант решения перцептивной задачи. С этого момента малыш переходит к следующему этапу, и роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ему осознать заложенную дидактическую задачу. Задача же часто кроется уже в самом названии игры или пособия, поэтому педагог, давая ребенку пособие по его просьбе или предлагая ему игру по своему усмотрению, интонационно подчеркивает дидактическое задание, которое должно быть выполнено. Целесообразен здесь также будет и интригующий, загадочный тон голоса, чтобы заинтересовать малыша, разбудить его умственную активность, направить мысль на достижение конкретной цели.

4. Стадия проб и ошибок

На этом этапе ребенок начинает активно действовать, стараясь выполнить дидактическую задачу, но он не всегда способен определить, правильно делает, или нет. Воспитатель должен научиться очень тактично и гибко относиться к детским ошибкам.

Нам, в частности, помогло осознать это выражение Демокрита: «Причина ошибки заключается в незнании более правильного». То есть ребенок еще не может осознать, что он допускает ошибки. Обычно взрослый реагирует на это разочарованием, недовольством, негативной оценкой: «Это не так», «Ты сделал неправильно».

Мы отказались от такого подхода и без лишних эмоций и наставлений просто исправляем неосознанную ошибку малыша. Практикуя обращение, которое побуждает работать мысль ребенка: «посмотри», «подумай», «послушай» и т.д.

, подаем образец правильного ответа или способа действия, обязательно сопровождая его доброжелательным тоном голоса и «языком движений». Такое отношение взрослого к ошибкам детей дает им возможность перейти к следующему этапу овладения дидактическим пособием.

5. Принятие помощи взрослого или сверстника

На этом этапе ребенок уже замечает ошибку, но не всегда знает, как ее исправить. Он может научиться этому сам. М. Монтессори отмечала: «Дидактический материал контролирует каждую ошибку. В этих погрешностях и состоит огромное воспитательное значение».

Мы согласны рассматривать это утверждение как один из возможных вариантов. Однако считаем, что есть и другой путь: ребенок усваивает правильный образ действий, наблюдая за тем, как действует взрослый или сверстник.

То есть он учится не благодаря руководству, а посредством примера и следуя действиям другого лица, которое уже обладает этим навыком, этим умением, этими знаниями.

Воспитатели придерживаются такого правила: «Не спеши помогать ребенку, если он не просит, но и не отказывай, если тебя попросили помочь». Отсюда убеждение: «Помощь должна быть своевременной!»

6. Выполнение дидактического задания

Наконец, наступает время, когда ребенок правильно выполняет дидактическую задачу.

Для него не достаточно увидеть это самому, ему необходимы одобрение и поддержка воспитателя — авторитетного для него взрослого. М.

Монтессори считала этот этап в овладении дидактическим материалом заключительным: «Если ребенок правильно выполняет упражнение, значит, он уже перерос его и такой материал ему уже не нужен».

7. Тренинг, совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных за счет пособия

Научившись решать дидактическую задачу, малыш использует пособия по сенсорике как тренажеры для совершенствования своих репрезентативных систем, для самоутверждения, демонстрируя освоенные способы действия воспитателю, родителям, сверстникам. И только получив свою долю одобрения, поддержки и восхищения, он переходит к следующему этапу.

8. Отказ от руководства

Хотим предостеречь педагогов от попытки навязать ребенку дидактическое пособие для игры с ним. Такое воздействие может вызвать естественный протест, и сама игра уже не принесет радости. Если воспитатель сумеет придерживаться этого правила, то наступит очередь следующего этапа.

9. Периодическое возвращение к руководству

Малыша могут побуждать к этому разные причины: и стремление усовершенствовать навыки, и чувство радости успеха, и демонстрация своих возможностей перед другими.

Однако на этом этапе мы заметили интересную особенность: переход от манипуляции к содержательным действиям, уже на более качественном уровне, происходит осуществление творческих замыслов и идей.

Они, наверное, возникли у ребенка еще на втором этапе овладения руководством, то есть на этапе манипуляции. Психологи небезосновательно называют детские игры неосознанными экспериментами, которые направлены на его самого для самообучения и саморазвития.

Интеллектуальная активность (как и пассивность) начинается в раннем детстве. Три ступени, которые проходит в своем развитии ребенок – это сенсорика, интеллект, творчество, — приводят его к школьному порогу со стойко сложившимся стремлением учиться самостоятельно.

В завершение предлагаем несколько правил для воспитателя, желающего заниматься малышами, активизируя их спонтанную деятельность во время овладения дидактическим пособием.

• Хвалите и поощряйте ребенка за малейшие успехи в решении дидактических задач. • Относитесь с уважением и пониманием к желанию ребенка действовать с дидактическим материалом «не как все».

• Исправляйте ошибки, не ругая ребенка. • Не торопитесь с помощью, но и не отказывайте в ней — помощь должна поступить вовремя.

• Не заставляйте ребенка «играть» с дидактическим материалом, когда ему этого не хочется.

• Будьте всегда заинтересованным зрителем и слушателем, когда ребенок демонстрирует вам свой способ игры с руководством или вариант решения дидактического задания.

Написано по материалам статьи Олiйник Л. «Активізація спонтанної діяльності»,

опубликованной в журнале «Палітра педагога» — 1998 — № 4.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/4874-didakticheskie-igry-zadanija-i-posobija-v-obuchenii-doshkolnikov-sovety-vospitatelju-o-tom-kak-pravilno-organizovyvat-didakticheskie-zanjatija.html

Особенности дидактических игр и занимательных упражнений. | Игры в детском саду | Дошкольное образование

так то ЕНТ / Дошкольное образование / Игры в детском саду

Особенности дидактических игр и занимательных упражнений.

06.04.2013 6351 0

Особенности дидактических игр и занимательных упражнений.

Дидактические игры и занимательные упражнения построены на приемах зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательных и доступных детям вопросах, загадок., моментов неожиданности, удивления, загадочности, соревнования — все эти приемы способствуют активизации мыслительной деятельности.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к познавательной деятельности, к познанию ими окружающего мира.

Педагогические игры характеризуются рядом особенностей:

—          активизируют психические процессы деятельности ребенка;

—          строятся на добровольных началах;

—          создают наиболее благоприятные условия для развития творческих
способностей;

—          во   время   игры   учащиеся   получают   глубокое   удовлетворение,
радость.

Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию одного из ценнейших качеств человеческого ума его подвижности, гибкости.

Значительная часть игр позволяет ребенку сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

В играх сочетаются два элемента: познавательный и игровой (эмоциональный).

Игре свойственны определенный темп, ритм; их нарушение ведет к нарушению самой игры.

Недопустимы в процессе игры пространные объяснения (они должны иметь место до начала игры), обилие замечаний дисциплинарного порядка, стремление, во что бы то ни стало довести до сознания ребенка допущенную ошибку, долгое ожидание ребенком своего, хода.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. При условии правильного руководства дидактической игрой дети с радостью в нее включаются

Подготовка к проведению игр. Выбирая игру к занятию, нужно руководствоваться содержанием  программы и учитывать принципы построения системы игр: дидакти­ческого, психологического и общественно-нравственного.

Дидактический принцип требует опоры на логику са­мого предмета, программу и учебный план.

Большинст­во предлагаемых дидактических игр решают задачи по­полнения, закрепления или систематизации знаний, полу­ченных в процессе прямого обучения, поэтому учителю или воспитателю нужно учитывать, пройден ли по программе учебный материал, какова степень его усвоения. Дело в том, что играющие должны   уметь   оперировать полученными знаниями, иначе игру придется прерывать для объяснения и поправок, а это разрушает ее.

Психологический принцип    построения    системы игр предполагает, чтобы при их выборе учитывались возрастные возможности и интересы детей. Замечено, что слишком простые игры, как и слишком трудные, не вызывают у играющих интереса, следовательно, игра по степени сложности должна соответствовать уровню психического развития детей.

По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, поэтому ряд игр в сборнике имеют ва­рианты. Учитель и сам может усложнить игру, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (уско­рив) темп, заменив наглядный материал игры на словес­ный, введя соревнование по рядам и т. д.

На одном занятии в зависимости от его содержания и обучающих задач может быть проведена одна или не­сколько игр. Длительность игр различна: от 3 — 5 минут до 15.

С учетом использования учебного времени и степени сложности игрового действия различают игры-миниатю­ры, которые занимают 3 — 5 минут, игры-эпизоды — 5 — 10 минут и игры-занятия.

Игры-миниатюры, как правило, требуют большого на­пряжения внимания, быстрой ориентировки («Какая бук­ва в начале слова?», «Перекличка», «Подбери слово», «Охотник», «Скажи наоборот» и др.). Они могут прово­диться в середине занятия, в конце и изредка, некото­рые из них, — в начале.

В середине занятия игры-миниа­тюры могут использоваться и вместо физкультминутки.

В начале занятия проводятся только те игры, в которых проверяются конкретные знания и умения, приобретен­ные на предыдущих занятиях, а также происходит кон­центрация внимания детей («Перекличка», «Полубуков­ка», «Узнай по голосу» и т. д.).

Игры-эпизоды, в которых детям надо уметь сравни­вать предметы и их изображения, объединять предметы по одному или нескольким признакам («Найди своих друзей», «Кому что нужно», «Три медведя», «Что у нас в портфеле» и др.), лучше проводить в конце занятий, когда дети устанут от серьезных видов работы.

Кроме того, большая часть игр-эпизодов предполагает исполне­ние роли или вхождение в воображаемую ситуацию, а так как дети иной раз с трудом «выходят из образа», это может нарушить дальнейший ход занятий.

Отдельные игры-эпизоды могут длиться до 15 минут («Предметное домино», «Колобок-регули­ровщик») и проводятся только в конце занятия.

Дидактическая игра требует от детей значительного напряжения внимания, памяти, поэтому при ее проведе­нии учитель должен наблюдать за играющими и при по­явлении у детей первых признаков утомления (или силь­ного возбуждения) закончить игру.

Игра как метод обучения используется:

—          в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела программы

—          как элемент более обширной технологии

—          в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля). <\p>

—          как технология воспитательной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно — познавательной направленностью.

Целевые ориентации игровых технологий:

Дидактические: расширение кругозора,  познавательной деятельности;  применение знаний, умений и навыков в практической деятельности;  формирование определенных умений и навыков, необходимых  в практической деятельности; развитие  общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. 

Воспитывающая:воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Социализирующая:приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению; психотерапия.

Психологи, педагоги, эксперты в области здравоохранения, ученые – дидакты единодушны в том, что развитие ребенка должно быть целостным и гармоничным.

Именно в раннем возрасте при обеспечении качественной развивающей среды и благоприятных условий ухода и воспитания возможно раскрытие и полноценное развитие природосообразных качеств и способностей личности ребенка.

В новом стандарте дошкольного образования содержание  определяют образовательные области:

§  «Здоровье» — физическое развитие и основы безопасности, навыки крупной и мелкой моторики, сенсомоторные навыки и т.д.;

§  «Коммуникация» — определяет содержание ожиданий по языковому развитию ребенка — словарный запас, грамматика, синтаксис, грамотность (навыки чтения и письма), общение устное и письменное и т.д.

§  «Познание»  развитие познавательного интереса и общих знаний;

§   «Творчество» отражает развитие интереса, воображения и изобретательности ребенка при выполнении продуктивных, творческих заданий

§   «Социум» — отражение социально-эмоционального развития ребенка (осознание самого себя, самоконтроль, взаимоотношения, адаптирование)

Предлагаемые игры и конспекты игровых занятий разделены по образовательным областям. Хотя это деление является условным, т.к.  успешное развитие ребенка в одной области зависит от  успеха в другой. А главным принципом построения педагогического процесса является принцип интеграции содержания образовательных областей.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/258-1-0-4084

Использование игровых методов и приемов с целью обеспечения в детском саду

Использование игровых методов и приемов с целью обеспечения в детском саду.

Читайте также:  Идеи физминуток для уроков в начальной школе

Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца»  НОЯБРЬ 2017

Условия конкурса: http://doshkolnik.ru/konkursi/13466-vnimanie-konkurs.html

По мнению А.В. Запорожца, «удлинение периода детства есть великое завоевание цивилизации». Имеется в виду — той, что началась с первых человеческих племен.

Зачем же тогда и более совершенной цивилизации — технократической, современной — отказываться от этого великого завоевания? Имеется в виду — лишать учащихся удовольствия от постижения уже добытых и освоенных человеком знаний и умений таким образом и в таких формах, которые им наиболее близки, приятны, а, значит, и наиболее эффективны? Тем более что, по наблюдениям педагога-психолога В.П. Зинченко, «для ребенка игра — это школа самостоятельности, школа умения делать выбор»

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры.

Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:

  • во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;
  • во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Помимо игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста Комарова Т. С. относит информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод.

После апробирования данных методов в условиях группы был сделан вывод о том, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий.

Метод-способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»)

г) сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

  • Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
  • Просьба произнести, сказать слово (это платье).
  • Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
  • Вопросы.
  • Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)», «Катя, ешь суп (с хлебом)»).
  • Повторение слова за воспитателем.
  • Пояснение.
  • Напоминание.
  • Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи).

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

3)Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6)Диафильмы.

Приемы:

  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
  • Показ с называнием (это кролик).
  • Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
  • Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
  • Многократное повторение слова.
  • Активное действие детей.
  • Приближение объекта к детям.
  • Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
  • Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
  • Художественное слово.
  • Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»).
  • Выполнение игровых действий.

Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе.

Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо.

Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог.

Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения.

Почему так происходит? Одной из причин сложившейся практики является непонимание педагогами сущности ролевой игры, её места в развитии у ребёнка навыков учебной деятельности.

В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции.

Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С.

Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…».

Существуют различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста. Находясь на первом уровне, ребёнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает этот предмет.

Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают. Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта.

Он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры.

Две девочки сидят на скамеечке и увлечённо разговаривают:

  • Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая!
  • А что ты наденешь, ведь у тебя нет новых красивых платьев?
  • Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшей мне самое красивое платье, такое, как было у Золушки …

Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами.

Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной.

С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.

Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы. Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период). Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни).

Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста). Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.

В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы и приёмы.

Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.

Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы Игровые приёмы

  • воображаемая ситуация,
  • дидактическая игра
  • внезапное появление объектов, игрушек,
  • выполнение воспитателем различных игровых действий,
  • загадывание загадок,
  • введение элементов соревнований,
  • создание игровой ситуации

Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами.

Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний.

В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.

Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.

Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.

Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку.

Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер.

В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах.

К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.

Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.

Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.

Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем).

Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение

Наша копилка постоянно пополняется играми, направленными на всестороннее развитие: это и схемы составления простых предложений, и красочные схемы-алгоритмы составления описательных рассказов, дидактические пособия «Что сначала, что потом», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Что где находится», «Вокруг да около» (правильное употребление предлогов, «Скажи наоборот» (подбор антонимов, «Скажи по-другому» (подбор синонимов, «Мои любимые сказки» (составление сказки по сюжетной картинке, «Поляна фей», «Кто плывет на корабле?», «Бабушкино варенье» (образование относительных прилагательных, «Домики» (обучение согласованию существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ) различные формы, цвета и другие.

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/12635.html

Ссылка на основную публикацию