Для чего и как используется цветовой тест отношений а.м. эткинда?

Цветовой тест отношений (ЦТО), Эткинд А.М

Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. В.Н. Мясищева, идеи Б.Г.

Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности и представления А.Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

В соответствии с этими теоретическими положениями, отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу.

Процедура обследования

Психолог составляет список понятий, отношение испыту­емого к которым следует определить. Далее выбирает один из двух способов проведения тестирования — укороченный или полный.

При процедуре проведения ЦТО с ребенком предлагают выбрать цвет для мамы (папы, брата, других родственников, которые значимы для него), а также (если это входит в задачи исследования) для друга, любимой и нелюбимой учительницы и т. д. Вопрос ставится примерно так: «А какой цвет тут больше всего подходит для твоей мамы?» или «На какой цвет тебе хочется смотреть, когда ты думаешь про маму?».

ПЕРВЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

При укороченном способе обследования перед обследуемым на белом фоне в случайном порядке раскладываются цвета. За­тем экспериментатор задает инструкцию подобрать к каждому из предлагаемых понятий (понятия предъявляются последова­тельно) цвет, который ему «больше всего подходит», при этом цвета могут повторяться для различных понятий.

Затем вни­мание испытуемого ненадолго отвлекается и ему предлагается «с целью проверки общего уровня настроения» выбрать цвета в порядке привлекательности. В результате психолог получа­ет основной цв'етоассопиативный ряд по М.

Люшеру, относи­тельно которого можно оценить степень привлекательности того или иного маркера, а следовательно, и обозначенного им понятия.

Например, испытуемому было предложено поочередно обозначить цветами понятия: «Работа», «Деньги», «Карьера».

В результате он обозначил понятие «Работа» красным цветом, «Деньги» — зеленым, «Карьера» — черным.

Затем внимание испытуемого было ненадолго отвлечено, после чего ему было предложено выбрать из разложенных на столе цветов один, наиболее приятный для глаз.

Когда цвет был выбран, психолог убрал данный маркер и предложил внбвь вы­брать самый приятный цвет и т. д.

В результате выбора цвета предстали в следующем порядке: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный (основной цветоассоциативный ряд).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Вначале полученные в эксперименте данные анализируются с точки зрения психологии цвета (функциональной психологии М. Люшера), его символического значения.

Например, понятие «Работа» обозначено красным цветом. Следовательно, оно ассоциируется с расходом энергии, выра­жением жизненной силы, нервной й гормональной активности, стремлением к успеху, волей к победе.

О смысловой близости понятий в укороченном варианте ЦТО следует говорить в случае обозначения разных понятий одним и тем же цветом, например: понятия «Работа» и «День­ги» обозначены красным цветом.

При полном способе обследования испытуемому дается ин­струкция «подобрать к каждому из понятий цвета, располагая их от наиболее подходящего — к наименее подходящему. Та­ким образом каждое из понятий обозначается всеми восьмью цветами.

Затем, как и при укороченном варианте, строится основной цветоассоциативный ряд по М. Люшеру.

Например, тот же испытуемый в полном эксперименте в ходе обозначения понятий цветами по принципу от наиболее подходящего — к наименее подходящему обозначил понятие «Работа» цветами: красный, желтый, фиолетовый, синий, зеле­ный, серый, коричневый, черный; «Деньги» — красный, синий, серый, желтый, зеленый, фиолетовый, коричневый, черный;

«Карьера», ^ черный, серый, коричневый, синий, фиолетовый, зеленый, желтый, красный.

В случае проведения полного варианта ЦТО эмоциональная (смысловая) близость понятий определяется при помощи коэф­фициента ранговой корреляции между нормами позиций цве­тов в полном ассоциативном ряду маркеров, разложенных в по­рядке предпочтения. Для этого необходимо подсчитать разницу между номерами, подсчитать степень ранговой корреляции при помощи коэффициента Спирмена по формуле рангов.

р=1-[(6 .2DS):(83-8)], где: р — коэффициент ранговой корреляции, D — разница между номерами рангов.

Например: 

Понятие Номер цвета
Работа 3 5 4 6 7 2 1
Карьера 3 4 5 7 2 6 1

Результат теста Люшера (основной цветоассоциативный ряд)

Работа Карьера Разни­ца между рангами Квадрат разницы между рангами
Ранг в основ­ном цветоас- социативном ряду Ранг в основном цветоассоциатив- ном ряду
7 7
4 2 +2 4
2 4 -2 4
3 6 -3 9
6 5 +1 1
3 1 +2 4
1 3 -2 4
8 8

р = 1 — [(6 • 26): (83 — 8)] = 1 — 156 : 504 = 1 — 0,3 = 0,7.

Степень корреляции между понятиями «Работа» и «Карьера» значима (0,7). Это означает, что испытуемый связывает с поня­тием «Работа» свой карьерный рост.

ВТОРОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

При укороченном варианте маркеры, обозначающие поня­тия, сопоставляются с основным цветоассоциативным рядом. В результате определяются их ранги, фиксируется объединение в группы или взаимная отдаленность.

Чем более привлекатель­ным для себя цветом испытуемый обозначил характеризуемое понятие, тем оно для него более актуально и желаемо. В случае полного варианта исследования в качестве маркера выбирается тот цвет, которым испытуемый первым обозначил то или иное понятие.

Полученный материал дает основу для анализа психо­динамических характеристик изучаемых феноменов: находится ли данная тенденция в актуальном состоянии (на третьем-чет- вертом месте в ряду) или проявляется как программа будущего поведения (первое-второе место), находится ли она в потенци­альном состоянии (пятое-шестое место) или «вытеснена», от­рицается (седьмое-восьмое место).

Пример использования ЦТО в клинической практике (на примере обследования наркологического больного)

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://psy-clinic.info/index.php/testy/113-tsvetovoj-test-otnoshenij-tsto-etkind-a-m

Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда и Е.Ф. Бажина

ЦТО является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений личности (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд — 1985).

Теоретической основой ЦТО, согласно авторам, являются концепция В.Н. Мясищева структуры отношений человека (1960), идеи В.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А.Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания.

Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.

Методика оценивается ее авторами как проективная, так как согласно получаемым результатам, позволяет выявлять неосознаваемые компоненты отношений, минуя механизмы психологической защиты.

В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового теста М. Люшера.

С момента опубликования ЦТО с его помощью проведено большое количество исследований, особенно, клинико-психологических. А.М.

Эткинд в своей диссертационной работе (1984) апробировал ЦТО на таких клинических группах, как больные неврозами, депрессией, алкоголизмом и др. Результаты этих и других работ А.М.

Эткинда подробно описаны в учебном пособии по психодиагностике под. редакцией А.А. Бодалева и В.В. Столина (1987).

Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.

1. Определение элементов (лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение). В каждом конкретном случае их список можно варьировать.

Чаще всего, в него входят — «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое», «настоящее» и «будущее», «болезнь» и «врач», если обследуется больной и т.д.

В принципе, как и в случае «СД» (семантического дифференциала), ограничений для внесения в список элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.

2. Этап тестирования. Возможны два его варианта:

а) диагностический. Испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Краткий вариант проведения методики.

Инструкция: Вспомните этого человека (качество, ценность, т.п.). С каким цветом ассоциируется у вас этот человек (качество, ценность, т.п.

) (имеются ввиду личностные особенности и качества субъекта, но не его цвет одежды и предпочтения, т.д.).

Отвлекитесь от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постарайтесь выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

б) исследовательский. Испытуемому необходимо проранжироваить все цвета 8-ми цветовой таблицы по степени соответствия, содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям. Полный вариант проведения методики.

3. Ранжирование цветов. После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-ми цветовой таблицы согласно стандартной инструкции ЦТЛ в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

«Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п.

Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру.

Перепишите номера карточек в разложенном порядке».

Читайте также:  Развитие личности как педагогическая проблема

4. Этап интерпретации результатов. Он основывается на двух процедурах:

а) Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определенными лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по М. Люшеру.

Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту.

Средняя позиция цвета (4-5 места) -нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места — негативное, конфликтное отношение.

б) Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных особенностях эмоциональных отношений личности.

С этой целью авторами предварительно было проведено изучение эмоционального значения цветов, которое выявило устойчивое и согласованное «ядро» (ср. со «структурой» цвета по М.М. Люшеру) данных значений у испытуемых различного пола и возраста.

Кроме этого, как отмечают авторы, возможности 4-го этапа могут быть расширены путем привлечения интерпретационной техники ЦТЛ.

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

цвет эмоционально-психологическое значение:
Синий добросовестный, спокойный, несколько холодный. Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетво-рении, стремление к гармонии, чувстви-тельность
Зеленый самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
Красный дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
Желтый очень активный, открытый, общительный, веселый.
Фиолетовый беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
Коричневый зависимый, чувствительный, расслабленный.
Черный молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
Серый вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Краткая интерпретация цветов по Люшеру:

В норме, «основные» цвета не должны находиться ниже 5-ой позиции цветового ряда, а «не основные», кроме фиолетового, — выше 4-ой.

Появление «не основных» цветов, кроме фиолетового, на первых 3-х местах 8-ми цветовой таблицы является свидетельством личностного конфликта, компенсаторного поведения и т.д.

В этом плане, особенно должно обращать на себя внимание функции «+» и «х» для черного цвета.

Функция «+» в таблице цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом. Функция «х» — переживание состояний, связанных с ее удовлетворением.

Функция «=» — неактуальность потребности на данный момент.

Функция «-» — невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, а следовательно, ее фрустрацию и связанную с этим первичную защиту или «оборонительную» тактику поведения.

Основные цвета по «люшеровской» методике:

Функция Цвета
Синий Зеленый Красный Желтый
«+» Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, стремление к гармонии, чувствительность Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль. Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность. Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.
«х» Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетворению Само-определение, самообладание. Застой, досада, раздражаемость. Готовность к контактам
«=» Поверхностные связи и отношения Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к социальному порядку. Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний. Критическое отношение к выбору контактов и увлечений.
«-» Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями с партнером и своей деятельностью. Ограничение само-выражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое. Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке. Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, пере-возбуждение

Неосновные цвета по «люшеровской» методике:

Тема Серый Фиолетовый Коричневый Черный
Структура Отношение к коллективу, интеграция Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление. Физические потребности организма. Отношение к абсолюту (авторитет, судьба, смерть).
Функция «+» Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция. Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость. Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем. Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.
«х» Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение. Чувственность. Потребность в комфорте и физическом удовлетворении. Протест и уход от партнера или ситуации
«=» Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях. Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость. Разрядка физических потребностей. Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.
«-» Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху. Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку. Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей. Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприимчивость.

Лабораторная работа:

Задачи:

Проведение теста:

1. Определить тематику тестирования (социальные группы; качества, ценности (доброта, красота), т.п.

Инструкция: Инструкция: Вспомните этого человека (качество, ценность, т.п.). С каким цветом ассоциируется у вас этот человек (качество, ценность, т.п.

) (имеются ввиду личностные особенности и качества субъекта, но не его цвет одежды и предпочтения, т.д.).

Отвлекитесь от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постарайтесь выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

2. Проранжировать карточки в порядке, предпочитаемом испытуемым.

3. Составить индивидуальную матрицу ответов. Нумеруется цвета (в хаотичном порядке) и список элементов.

4. Затем составляется групповая матрица.

Интерпретация теста.

1. Сортировка по признаку цвета.

2. Далее – качественный анализ групп. Как на эти группы накладывается значение цвета. Важно отметить, что ответы следует расшифровывать целостно, в их взаимной связи друг с другом. В этом случае для человека в этих понятиях есть что-то общее, т.к.

он соотнес их бессознательно с одним цветом. Существенное диагностическое значение имеют пересечения ассоциаций, при которых разные стимулы соотносятся с одним и тем же цветом.

Это позволяет сделать предположение об их идентификации (например, аутоидентификации ребенка с одним из родителей).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17336t3.html

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Шкалы: отношение к нравственным нормам

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Описание теста

Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту

Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

Примечание:

  • В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка результатов теста

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

  • Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
  • Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
  • Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
  • Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
  • Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
  • Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
  • Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
  • Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно.

Читайте также:  Спокойный детский сон без хлопот

Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным.

И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Источники

  • Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.41-42.

Источник: https://vsetesti.ru/349/

Цветовой тест отношений (цто)

Цветовой тест отношений (ЦТО) является клиническим диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отно­шений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений [66].

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, процедура которого была специально разработана в процессе создания этого те­ста.

Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним.

Это позволяет выявить достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, «минуя» при этом защитные механизмы вербальной системы сознания.

Обоснование возможности диагностики отношений с помощью ЦТО было проведено А. М. Эткиндом. Также было показано, что в ассоциациях с цветами действительно отражаются отношения детей к значимым для них людям и понятиям.

Данная методика используется авторами в течение более двадцати лет диаг­ностической практики практически со всеми категориями детей.

Стимульный материал.Используется набор цветовых стимулов, близких по цветовой гамме и насыщенности к восьмицветовому тесту М. Люшера (1949).

Предлагаемый набор отличается компактностью, удобен в применении в детской практике, адаптирован по своим размерам (50×50 мм) к вариантам симультанного зрительного восприятия детей дошкольного и тем более школь­ного возраста.

При относительно небольшом количестве стимулов в нем пред­ставлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два сме­шанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (черный, серый). Каждый цвет обозначается соответствующей цифрой. Имеет смысл ис­пользовать цифровые обозначения, введенные М. Люшером. А именно:

□ синий10— 1;

□ зеленый — 2;

□ красный — 3;

□ желтый — 4;

□ малиновый — 5;

□ коричневый — 6;

□ черный — 7;

□ серый — 0.

Возрастной диапазон применения.ЦТО как метод изучения отношений при­меним в работе с детьми, начиная с 4,5—5-летнего возраста. Верхняя возраст­ная граница не определена.

Процедура проведения и регистрации результатов

В предварительной беседе с родителями или педагогами ребенка психолог составляет примерный список лиц из непосредственного окружения ребенка, а также других значимых для него людей. Конкретное содержание списка за­висит от задач исследования, личности ребенка и т. п.

Например, для детей старшего дошкольного возраста этот список может составлять следующий на­бор: мама, папа, дедушка, бабушка, тетя, соседка, брат, сестра, воспитатель­ница, нянечка, друг и т. п.

Точно так же могут быть определены и какие-либо значимые понятия, характер восприятия которых необходим психологу для оценки эмоционально-личностных характеристик ребенка.

Нередко имеет смысл получить дополнительные сведения от самого ребен­ка. Крайне удачным представляется проведение методики СОМОР перед проведением исследования с применением ЦТО.

Общие условия проведения цветоассоциативного эксперимента остаются аналогичными условиям проведения классического Теста Цветовых Выборов М. Люшера.

К ним относятся: проведение желательно при дневном све­те, светлый фон материала, на котором раскладываются цветовые стимулы (кар­точки), равнозначность воздействия на испытуемого всех восьми цветовых сти­мулов в процессе всего исследования (специально организованная процедура раскладывания).

Й этап

Перед ребенком на светлом фоне на столе в случайном порядке расклады­ваются полукругом цветные карточки, желательно, чтобы они не наезжали друг на друга и находились прямо в поле зрения без отсветов и бликов от освети­тельных приборов. После этого ребенку дается инструкция.

Инструкция 1.«Посмотри, здесь расположены цветные кусочки. Сейчас Ты бу­дешь подбирать кусочек, подходящий к тому или иному человеку, к его характеру».

Далее имеет смысл выяснить, знает ли ребенок, что такое характер и дать понять, что он будет подбирать цвет, подходящий именно к человеку, а не к его одежде, то есть не тот цвет, который человек любит одевать. Далее следует про­должение инструкции:

«Давай попробуем. Подбери цвет к характеру твоего друга (психолог называ­ет имя). Как тебе кажется, какой самый подходящий к его характеру?»

После выбора ребенка, каким бы он ни был, психолог дает одобрительную я оценку, замечая при этом, что каждый цвет может быть выбран столько раз, сколько нужно.

Примечание.Желательно использовать определенную последовательность предъявляемых ребенку значимых лиц. Так, в качестве первого выбора следует использовать относительно нейтрального для ребенка человека.

В дальнейшем следует стремиться к тому, чтобы люди, субъективно оцениваемые ребенком как «нейтральные», «позитивные» и «негативные», чередовались в предлагае­мых психологом выборах.

Поэтому оптимальным было бы приблизительно определить значимость для ребенка того или иного человека до начала экспе­римента.

После того как ребенок сделал выбор, цветовая карточка кладется на свое место. Далее для цветового выбора целесообразно называть ребенку людей в порядке возрастания степени их значимости для ребенка, то есть наиболее зна­чимые лица (как «положительные», так и «отрицательные») называются пос­ледними.

В последнюю очередь ребенка просят выбрать цвет, подходящий к его собственному характеру. Все выборы, а также реакции ребенка на процеду­ру на этом этапе фиксируются в разделе протокола «1-й этап. Цветоассоциа-тивный выбор» в цифровом виде.

На протяжении работы необходимо еще раз напомнить, что выбранные цвета могут повторяться.

2-й этап

После завершения цветоассоциативной процедуры цветные карточки на­крываются белым листком бумаги (или просто откладываются в сторону вне поля зрения ребенка) и желательно некоторое время занять ребенка каким-либо посторонним интересным занятием. Длительность подобного занятия не должна превышать 5—7 минут.

Далее цветовые карточки открываются (они точно так же должны находиться прямо в поле зрения без отсветов и бликов от осветительных приборов и жела­тельно при том же уровне освещения) и цвета ранжируются ребенком в поряд­ке предпочтения, начиная от самого приятного. Следует отметить, что при про­ведении ЦТО стандартный выбор цветов по предпочтению проводится один раз (а не два, как это делается при цветовых выборах в классическом варианте теста М. Люшера).

Существует два варианта проведения ранжирования цветных карточек по предпочтению.

Вариант1.

Инструкция2А. «Посмотри еще раз на эти цветные кусочки, какой из них ка­жется тебе самым приятным?Выбери только один».

После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в разделе протокола «2-й этап. Стандартная раскладка» в край­ней левой (первой) графе в цифровом виде.

Инструкция продолжается: «Атеперь выбери самый приятный из оставшихся».

Выбор ребенка записывается в том же разделе протокола в следующей (вто­рой) графе в цифровом виде.

Процедура выбора повторяется до тех пор, пока ребенок не сделает таким образом шесть выборов и перед ним, следовательно, не останется только две карточки. Тогда ребенка просят выбрать «более приятную из двух оставшихся карточек». Оставшаяся карточка фиксируется в протоколе в крайней правой графе в цифровом виде.

В результате психолог получает цифровой ряд, характеризующий цветоассоциативные предпочтения ребенка от наиболее приятного к наименее прият­ному для ребенка цвету.

Вариант 2

Данный вариант выбора цветов по предпочтению может быть использован для детей с повышенной инертностью, трудностями переключения на другой тип деятельности. (Инструкция и проведение первой части исследования ана­логично варианту 1.)

Инструкция 2Б.«Посмотри еще раз на эти цветные кусочки, какой из них ка­жется тебе самым приятным? Выбери только один».

После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в соответствующем разделе протокола в крайней левой (пер­вой) графе в цифровом виде.

Читайте также:  Детские бутылочки

Инструкция продолжается: «А теперь выбери самый приятный из оставшихся».

Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следу­ющей (второй) графе в цифровом виде.

Процедура выбора повторяется до тех пор, пока ребенок не сделает таким образом четыре выбора и перед ним, следовательно, не останутся четыре цвет­ных карточки.

Инструкция 2В. «А теперь выбери из оставшихся самый неприятный, самый противный цвет».

После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в соответствующем разделе протокола в крайней правой графе (наиболее неприятный цвет) в цифровом виде.

Инструкция продолжается: «А теперь выбери самый неприятный, самый про­тивный из оставшихся».

Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следующей (левее от цифры, обозначающей самый неприятный цвет) графе в цифровом виде.

Для оставшихся двух карточек инструкция повторяется в виде: «А теперь выбери самый неприятный, самый противный из этих двух оставшихся».

Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следу­ющей (левее от цифры, обозначающей второй по «неприятности» цвет) графе в цифровом виде.

Оставшаяся карточка отмечается в соответствующем разделе протокола в единственной оставшейся пустой графе в цифровом виде.

По окончании этой процедуры психолог получает цифровой ряд, характе­ризующий цветоассоциативные предпочтения ребенка от наиболее приятного к наименее приятному для ребенка цвету.

Примечание.Данный вариант выбора цветов по предпочтению может исполь­зоваться для детей, которым с самого начала трудно сделать тот или иной выбор.» Такие дети часто говорят: «Все неприятные, нет приятных (хороших)» и на протяжении всего обследования проявляют негативизм к процедуре выбора.

Анализ и интерпретация результатов

Интерпретация результатов основывается на формализованном и качествен­ном анализе.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/30137.html

Цветовой тест отношений

Цветовой тест отношений — это межличностный невербальный диагностический тест, который позволяет определить отношение человека как к окружающим его людям, так и ко всему миру в целом.

Доказано, что отношение человека к окружающей действительности имеет чувственную природу, поэтому через ассоциативное восприятие цвета можно судить не только об осознанном, но и о неосознанном влиянии окружения.

ЦТО может применяться с маленькими детьми (3-4-летнего возраста) и является едва ли не самым популярным методом, который используется в детской психодиагностике.

Преимуществами данной методики являются простота, красочный характер, она вызывает игровой интерес у испытуемых. Поэтому цветовой тест отношений очень эффективен для определения скрытых конфликтов в семье и коллективе.

В методике данного теста лежит цветоассоциативный эксперимент А. М. Эткинда, который предположил, что невербальное восприятие окружающих и самого себя находит воплощение в цветовых ассоциациях.

Результаты теста помогут при индивидуальной, семейной и коллективной работе психолога. Однако цветовой тест отношений А. М.

Эткинда не всегда применим, его не могут выполнить замкнутые пациенты и умственно отсталые больные.

Содержание

  • 1 Правила проведения теста
  • 2 Обработка результатов ЦТО

Правила проведения теста

Проведение теста можно разделить, согласно методике, на несколько этапов:

  1. Сначала психологом составляется список окружающих испытуемого лиц, а также понятий и, возможно, действий.
  2. На белом фоне раскладывается 8 карточек — 8 цветов. Существует 2 варианта проведения дальнейшего теста: полный и экспресс-тест. При первом испытуемому предлагается ассоциировать с каждым окружающим человеком, понятием или действием из списка психолога один из 8 цветов. Причем делать это надо соответственно с личным восприятием и ощущением, а не, например, с внешним видом человека. Цвета должны располагаться по убывающей — от самого соответствующего до самого неподходящего, непохожего. Выбранные цвета при этом могут повторяться. В экспресс-тесте выбрать необходимо лишь один цвет. Он применяется для быстрой диагностики, тогда как полная версия популярна в исследованиях психики.
  3. В заключение испытуемому предлагается расположить цвета по убывающей от самого приятного глазу до самого нелюбимого. Данное расположение цветов будет соответствовать отношению человека к самому себе, даже если он этого не осознает.
  4. Психологом записываются все результаты исследований в специальный протокол.

Обработка результатов ЦТО

При обработке результатов необходимо учитывать соответствие цветов, которые испытуемый ассоциировал с окружающими людьми, и той шкалы предпочтений, которую выбрал он для себя.

Если шкала предпочтений соответствует цветам человека из окружения, то тот, кто проходит тест, ему симпатизирует, отождествляет с собой, у него есть с ним эмоциональная близость.

Если же человеку соответствуют наиболее неприятные цвета, то отношения между людьми негативные, испытуемый как бы противопоставляет себя им.

Кроме того, методика позволяет провести личностные ассоциации согласно разработанным характеристикам цветов:

  1. Синий: честный, верный, надежный.
  2. Зеленый: неэмоциональный, самостоятельный, недоступный.
  3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
  4. Желтый: много разговаривает, безответственное отношение, открытый, общественный, полон энергии.
  5. Фиолетовый: не отличается справедливостью, лживый, эгоистичный, самостоятельный.
  6. Коричневый: может уступить, завидовать, полон спокойствия, добросовестный.
  7. Черный: неприятный, много молчит, упрямится, эгоистичный, не зависит от обстоятельств, игнорирует людей.
  8. Серый: нерешительный, пассивный, расслабленный, неуверенный, слабый, вялый.

С помощью ЦТО можно предупредить стрессы испытуемого в семье и коллективе. Кроме того, тест дает дополнительную информацию для психотерапевтов.

Источник: http://poznala.ru/testy-i-metodiki/cvetovoj-test-otnoshenij.html

Тест цветовых отношений

Тест цветовых отношений, разработанный Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом [112], может быть использован с целью изучения особенностей проявления внутриличностных противоречий на эмоциональном уровне. Методика позволяет посредством цветовых ассоциаций изучать эмоциональные отношения к значимым объектам.

Согласно исследованиям Е.Ф. Бажина и  А.М. Эткинда, если вербальная оценка отражает осознаваемый когнитивный  уровень отношений, то цветовые ассоциации – неосознаваемый эмоциональный.
Процедура проведения.
Процедура проведения теста, в нашем случае, состоит из двух этапов.

На первом этапе испытуемые подбирали по ассоциации к каждой из 17 ценностей, используемых в предыдущих исследованиях, подходящий цвет (из 8 цветов, близких к карточкам Люшера).

Затем, через некоторое время, цвета ранжировались в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз», завершая «самым некрасивым, неприятным».

Интерпретация результатов.

Интерпретация результатов основана на предположении о том, что, поскольку каждый цвет несёт определённую психологическую нагрузку, следовательно, связь переживаемой как внутреннее противоречие ценности с определённым цветом позволяет ответить на вопросы: о характере данного противоречия, о степени его осознанности, о позиции личности в его разрешении.

Кроме того, по месту приписываемого той или иной ценности цвета в собственной цветовой раскладке испытуемого можно определить рейтинг её эмоционального предпочтения. Иными словами, данная психодиагностическая процедура позволяет изучать внутриличностные противоречия студентов не только по значениям цветов, но и по их личностному смыслу.

Бланк к «Тесту цветовых отношений»

Инструкция 1: Перед Вами – 8 цветов. Ниже приведен список, включающий 17 ценностей. Подберите к каждой из ценностей цвет (из числа предложенных), который, на Ваш взгляд, более всего к ней подходит, отражает её содержание.

Результаты внесите в колонку «Цвет» рядом со списком ценностей (каждый цвет имеет свой номер, записанный на обороте карточки: синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0).

Для обозначения ценности вы можете использовать любой цвет, независимо от того использовали вы его ранее или нет!

Nп/п

Ценности

Цвет

1

Активная, деятельная жизнь.

2

Здоровье (физическое и психическое).

3

Интересная работа.

4

Красота природы и искусства.

5

Любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком).

6

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

7

Наличие хороших и верных друзей.

8

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9

Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

10

Свобода как независимость в поступках и действиях.

11

Счастливая семейная жизнь.

12

Творчество (возможность творческой деятельности).

13

Достижение высокого уровня профессионального мастерства.

14

Интересная профессиональная учёба.

15

Профессиональное общение.

16

Профессиональное развитие.

17

Творческий, сплочённый коллектив.

Сообщите экспериментатору о выполнении данной части задания!

Инструкция 2: Перед Вами – 8 цветов. Расположите их в порядке предпочтения. При этом, на первом месте расположите цвет, который вам в данный момент больше всего нравится, наиболее приятен для глаз. Затем цвет, наиболее приятный из числа оставшихся. И так, далее, заканчивая цветом самым некрасивым, неприятным.

Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/1983-test-czvetovyx-otnoshenij

Ссылка на основную публикацию