Функции обучения

Функции обучения

Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (научно-теоретическую); 2) практическую (конструктивно-техническую).

Познавательная функция

Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и устанавливает количественные и качественные зависимости между ними.

В результате исследования дидактика получает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности, и в чем состоит его сущность.

На основе полученных данных делаются определенные теоретические выводы, помогающие в дальнейшем разрабатывать «теории процесса обучения». Далее эти теории применяются на практике и вновь подвергаются корректировке и т. п. Одновременно дидактика выполняет практическую, т. е.

утилитарную, или служебную, функцию по отношению к общественной жизни:

она предоставляет педагогам (или другим лицам, занимающимся обучением и просветительской деятельностью) теоретические предпосылки и нормы, применение которых на практике повышает ее эффективность;

дидактика исследует явления общественной деятельности, имеющей цель – обучение и переподготовка людей соответственно изменяющимся историческим идеалам и социальным потребностям.

Практическая (конструктивно-техническая) функция тесно связана с познавательной функцией. Когда ученый переходит от отображения обучения к его конструированию, то он осуществляет конструктивно-техническую функцию. Дидактическая деятельность состоит из действий учителей и учеников.

Эти действия вызывают определенные последствия:

рациональное обучение влечет за собой учение;

в результате учения учащийся получает знания, умения и навыки, формирует свои убеждения, установки, мировоззрение и собственную систему ценностей;

вызванное обучением (или самим предметом) учение приводит к различным изменениям в личности учащегося. Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения.

Этот факт позволяет:

установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;

раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;

раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности. Современная дидактика видит процесс обучения как единый взаимообусловленный процесс. Обучение рассматривается как движение, имеющее несколько неотделимых друг от друга функций.

Тремя важнейшими функциями обучения являются образовательная, воспитательная и развивающая функции. Обучение подразумевает не только образование, воспитание или развитие. Эти элементы должны быть гармонично связаны в едином процессе обучения.

Для обучения гармонично развитой, конкурентоспособной личности педагог должен постоянно совершенствовать способы интеллектуальной деятельности ученика.



Источник: http://biofile.ru/chel/5766.html

Педагогика: конспект лекций

Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения:

1) образовательная;

2) развивающая;

3) воспитывающая.

Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения.

В группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности.

Даже простое перечисление задач свидетельствует о многозначности образовательной функции, и главная обязанность преподавателя в процессе их решения состоит в том, чтобы не увлечься одной какой-либо стороной образования.

Задачи общего развития обучаемого (образовательная функция) лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей.

В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции – развития личности в процессе обучения – находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического, технического, нравственного мышления, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться.

Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.

Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в органическом единстве. Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю.

Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами «я очень-очень хочу учиться»); обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула – «учиться, оказывается, очень тяжело»); насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями (формула – «учиться тяжело, но очень и очень интересно, мне нравится»); высокая степень активности обучаемых (формула – «больше выигрывает тот, кто более активен в учебе»); осознание учащимися значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим (формула – «учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и можно учиться самостоятельно»).

Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему – педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание. Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых.

Источник: https://bookap.info/okolopsy/sharohina_pedagogika_konspekt_lektsiy/gl30.shtm

Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлен так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.

Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности.

Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Помимо содержательного компонента, обучение несет в себе развивающий компонент, т. е. выступает не только как процесс передачи знаний, но и как средство развития мышления учащихся.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».

В российской педагогике существует несколько концепций развивающего обучения, предложенных разными авторами. Их можно разделить на две группы: ориентированные на психическое развитие – концепция общего психологического развития (Л. В. Занков), концепция развития творческого мышления (З. И. Калмыкова), концепция формирования операций мышления (Е. Н. Кабанова-Меллер);

Читайте также:  Как правильно организовать домашнее обучение

учитывающие личностное развитие – концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов и Б. Д. Эльконин), концепция развивающего обучения через совместное творчество (С. А. Смирнов), концепция развивающего обучения (Г. А. Цукерман).

Источник: https://psyera.ru/4330/obrazovatelnaya-vospitatelnaya-i-razvivayushchaya-funkcii-obucheniya

Ведущие функции и структура процесса обучения

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Факультет: матаматический

Специальность: математика

Выполнил: студент 301 группы,

Ризаев С. Н

Проверил: кандидат пед. наук, старший преподаватель, Батяева Т. А

Саранск 2001 г.

Содержание.

1. Введение……………………………………………………….3

2. Функции процесса обучения…………………………………4

3. Структура процесса обучения………………………………..11

4. Заключение……………………………………………….……18

5. Список литературы……………………………………………19

Введение.

Понятие «процесс обучения» относится к исходным в педагогической науке, его определение сложно и противоречиво. Многие годы в педагогике оно определяется как двусторонний процесс — процесс преподавания и обучения.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение.

Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

В данной работе рассматриваются такие понятия, как ведущие функции процесса обучения и структура процесса обучения. В первом вопросе раскрывается смысл следующих функций процесса обучения:

— обучающая;

— воспитательная;

— развивающая;

— профориентационная.

Второй вопрос повествует о структуре процесса обучения, включающей следующие элементы:

— обучение как процесс;

— цель обучения;

— содержание обучения;

— механизмы обучающего познания;

— учитель как определяющее начало процесса обучения и другие.

Функции процесса обучения.

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей.

Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения.

Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей.

Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них наиболее существенная – образовательная функция . Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и её использование на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта.

Наиболее полно реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важной для понимания основных идей и существенных причинно – следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперирование ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и обще учебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одни и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция . Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующий непреложно в любые эпохи и в любых условиях.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении.

Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.

Развивающая функция . Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика.

Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно — потребностной сфер личности.

Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Начиная с 60-х г. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л. В.

Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И. Я. Лернер и М. Н.

Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении; И. Я. Гольперин, Н. Ф. Талызин и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий.

Объединяющей идеей ведущих научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – результат реализуемых в единстве образовательной и воспитательной функций.

Читайте также:  Секс в период беременности

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения . Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей.

В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом.

С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.

В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессии, акцентируя личный интерес на определенных общеобразовательных знаниях, школьник получает возможность ориентации и выбора профессии, непосредственного перехода в сферу производства или продолжения образования в высшей школе.

Все основные функции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Знания являются основой мировоззрения, профессиональных интересов, материалом для психического развития и формирования духовных потребностей; духовные потребности стимулируют расширение познания и профориентационные искания; психическое развитие облегчает процесс освоения знаний; эмоционально-волевое и действенно-практическое развитие выступает в качестве сильного стимула учебного, общественно полезного, производительного труда.

Источник: http://MirZnanii.com/a/195968/vedushchie-funktsii-i-struktura-protsessa-obucheniya

Функции и движущие силы обучения

Основные функции обучения:

  • образовательная,
  • воспитывающая,
  • развивающая.

Основной смысл образовательной функции состоит в снабжении обучаемых системой научных знаний, умений, навыков с целью их применения на практической деятельности. Научные знания состоят из фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий, дающих обобщенную картину мира.

Они становятся достоянием личности и входят в структуру ее опыта. При этом знания должны быть упорядочены, обладать логической соподчиненностью. Конечным результатом реализации образовательной функции должна стать действенность знаний.

Она выражается в сознательном оперировании полученными знаниями и в способности использовать обретенные знания для получения новых. Умения, в отличие от научных знаний, образуются в результате упражнений, которые меняют условия учебной деятельности и постепенно усложняют ее.

Для выработки навыков требуются многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитывающая функция обучения вытекает из содержания, форм и методов обучения и осуществляется посредством организации общения педагога с учащимися.

Обучение воспитывает определенные взгляды, убеждения, отношения и качества личности.

В современных условиях воспитывающая функция предполагает формирование научного мировоззрения, соответствующих отношений к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, к себе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Развивающий характер обучения вытекает из природы этого социального процесса.

Правильно организованное обучение всегда развивает, но развивающая функция реализуется более эффективно при взаимодействии педагогов и учащихся, которое направлено на всестороннее развитие личности.

Развивающий характер обучения ориентирован на развитие личности как целостной психической системы. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности возможно только в результате единства образовательной и воспитывающей функций обучения.

Движущие силы обучения

Движущие силы свойственны процессу обучения как общественному явлению, которое удовлетворяет потребности детей и имеет для них глубочайший личностный смысл.

Подход Ушинского, например, содержал критику подмены серьезного ученья развлечением, игрой. Он считал, что естественный интерес ребенка к познанию окружающего мира, должен подкрепляться научным, серьезным обучением.

Константин Ушинский полагал, что движущие силы учебного процесса заложены не только в спонтанных всплесках детской натуры, но и в единстве учебного процесса и развивающего труда, который обеспечивает формирование целостной социально зрелой личности.

Интерес к школьным предметам у ребенка в течение обучения и к обучению в целом не стабилен. Но не дает эффекта построение процесса обучения только на строгой организации занятий и требовательности по отношению к обучаемому.

Одновременно с этим отношения к ученью, которые строятся только на интересе, приучают ребенка придерживаться исключительно своих внутренних, индивидуальных побуждений. Игнорирование же этих интересов формирует отношение к обучению как к неприятной повинности, бремени.

Процесс обучения, который строится только на интересе и исключающий строгую организацию, не смотря на свою внешнюю привлекательность и естественность в реальности не эффективен и противоестественен. Абсолютизация детского интереса резко ограничивает диапазон его возможной деятельности, тормозит развитие ребенка, ослабляет его волю.

Со стороны воспитания это приводит к формированию эгоизма и неспособности преодолеть себя и заставить работать. Педагоги при таком подходе к обучению зачастую уходят в сторону развлекательности.

В свою очередь формализованная проработка умений и навыков, не менее противоестественна и вредна, чем абсолютизация интереса. При таком подходе ребенок теряет возможность развития мыслительных способностей и глубокого освоения науки. Педантичность в обучении исключает из познавательного процесса эмоциональную окраску, подавляет в ребенке энтузиазм и вдохновение.

Поэтому принцип целостного всестороннего развития личности заключается в гармоничном сочетании личных и общественных интересов, увлеченности и организованности, дисциплины и проявления твердой воли в учении. Именно это единство определяет сущность, содержание, формы и методы обучения, а также формирование характера личности.

Учебный процесс должен быть направлен на формирование у ребенка общественной и личностной целеустремленности, ответственности и воли. Во внутренней противоречивой борьбе рождается интерес к различным учебным дисциплинам, который и становится основной движущей силой обучения.

Только так зарождается не просто поверхностное любопытство у детей, не требования со стороны взрослых определяют направление их деятельности, а сам ребенок, как самостоятельная личность, осуществляет выбор и добивается поставленных целей.

Образовательное учреждение только тогда становится для ребенка домом, если в нем ему помогают определить свое место в жизни, утвердить себя в коллективе, предоставляют средства для реализации личных стремлений.

Внешнее выражение интереса учащихся заключается в направленности их внимания на определенную учебную дисциплину.

Интерес как стимул учебной деятельности возникает, когда уже накоплен опыт, знания и навыки, осознаны цели, когда ребенок психологически готов к обучению и уверен в успехе.

Высшей формой подлинного интереса является увлеченность.

В обучении можно выделить два понятия:

  • поверхностного интереса,
  • внутреннего интереса.

Внутренний и поверхностный интересы находятся между собой в сложной взаимосвязи и в своем взаимодействии являются движущей силой обучения. Поверхностный интерес быстро удовлетворяется и полученные под его влиянием знания очень быстро забываются.

Поверхностный интерес в обучении сменяется более сильными и устойчивыми стимулами, образующими и углубляющими внутренний интерес. Движущие силы, приведенные в действие, рождают глубокий внутренний познавательный интерес, сопутствующий учебной деятельности.

Непосредственный и внутренний интересы одновременно едины и противоположны, дополняют и противоречат друг другу. Источник одного из них — познавательный рефлекс, другого — педагогически организованный труд.

Взаимоотношения поверхностного и внутреннего интереса у учеников изменяются по годам обучения.

Обучение — это процесс социальный. Он формируется из информации, умений и навыков, которые требуются ребенку для регулирования поведения и ориентации в социальной среде в текущий момент времени. Для ребенка, это непосредственно-полезная информация.

Параллельно процесс обучения включает знания, умения и навыки, направленные на перспективное развитие личности и могут быть полезными только в будущем. Для ребенка, это избыточная информация. В психологическом и педагогическом отношениях переход ребенка от усвоения полезной к усвоению избыточной информации является очень важным.

Читайте также:  Мама работает: как всё успеть

В развитии учащихся и формировании личности наступает совершенно новый этап.

Перед взрослеющим ребенком встает вопрос: зачем приобретать знания, в которых нет непосредственной нужды, а их освоение требует трудозатрат? Некоторые педагоги делают попытки убрать противоречие с помощью поддержания угасающего исследовательского рефлекса, вводя элементы развлекательности в обучение.

Но невозможно возродить и заставить работать стимулы, которые исчерпали свои возможности и находятся в стадии естественного угасания. В этот момент важно создать в сознании ребенка новые мотивы, побуждающие потребность в знаниях и стремление к усвоению избыточной информации. На помощь естественным стимулам приходят сознательно развиваемые в процессе обучения общественно и личностно значимые мотивы познавательной деятельности.

Движущей силой обучения является именно преодоление противоречий.

Противоречия обучения как его движущая сила подразделяется на две группы. Первая группа содержит противоречия естественной жизни: общественные, классовые и прочие противоречия, которые раскрывают детям научную картину мира и формируют диалектическое мышление.

Вторая группа – это внутренние противоречия развития самой личности, которые способствуют развитию: чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремленности. В процессе обучения ребенок поставлен перед необходимостью преодоления внешних препятствий и внутренних трудностей.

Самопреодоление в процессе обучения на каждом этапе дает новые импульсы для развития личности, способствует самоутверждению, приносит нравственно-эстетическое наслаждение.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/funkcii_i_dvizhuschie_sily_obucheniya/

Функции обучения

Выделяют три функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Образовательная функция связана с расширением объема социального опыта личности, развивающая – с его структурным усложнением, а воспитывающая – с формированием отношений (В.В.Краевский).

Образовательная функция. Предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях.

Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает:

  • формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления;
  • формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях;
  • воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения;
  • формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Профессия учителя требует от него больших общих и специальных знаний, широкой общей и педагогической культуры. Высокая гражданственность и идейная убежденность учителя находится в прямой связи с целями государственного строительства и определяет всю его деятельность по обучению и воспитанию подрастающих поколений.

Важной стороной педагогического мастерства учителя в процессе учебно-воспитательной деятельности является его умение правильно направить процесс развития учащихся. А для этого учителю необходимы глубокие специальные знания по педагогике и психологии, опыт практической педагогической подготовки.

Как специальными знаниями учитель прежде всего овладевает искусством общения с детьми, умением выбрать нужный тон и стиль общения в детском коллективе. Не менее важной стороной в деятельности учителя является умение управлять своим вниманием и вниманием учащихся.

Для успешности ведения учебного процесса с целым классом учащихся учителю важно овладеть такими качествами, как избирательность и распределенность внимания, умение по внешним признакам поведения учащихся определить их душевное состояние, умение выбрать наиболее подходящий в данной ситуации учебно-воспитательный прием.

В процессе обучения важно не терять темп в работе с учащимися и соблюдать высокую культуру общения со всем коллективом и с каждым учащимся в отдельности .

Не менее важную роль в деятельности учителя играет проявление учителем своего личностного субъективного отношения  жизни, к окружающей действительности, к своей педагогической деятельности и к деятельности учащихся.

Любое выражение чувств и действий учителя в процессе обучения должно быть педагогически целесообразным, обоснованным, аргументированным и убедительным.

Средствами педагогического воздействия учителя на учащихся является слово, орфоэпия, дикция, интонация, жест, мимика, в которых выражаются его педагогические требования и воля.

Первостепенное значение в педагогической деятельности учителя имеют его убеждения и педагогический такт. Влиять на внутренний мир ребенка, формировать основы научного мировоззрения учитель может в учебном процессе только при условии безукоризненного следования гуманистическим идеалам. 

Учитель в своей деятельности может оказывать воспитывающее, образовательное, организующее влияние на школьников постольку, поскольку он сам воспитан, организован и образован. 

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика.

Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной     и мотивационно-потребностной сфер личности).

Еще в 1960-е гг. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

 комплексное использование методов обучения.

В зависимости от способа получения знаний в общеобразовательной школе различают знания непосредственные и опосредованные. Непосредственными называют знания, полученные путем прямого восприятия, их также называют интуитивными.

Опосредованными называют знания, получаемые с помощью логического мышления, логического рассуждения.

С точки зрения взаимосвязи развивающей и образовательной функций процесса обучения важно развивать у школьников знания интуитивные и подводить учащихся при этом к пониманию того, что истинная интуитивная догадка возможна лишь в том случае, если ученик имеет хороший базис интуиции.

Ведь любая интуиция требует своего логического обоснования, рассуждения, выкладки, доказательства. В условиях проблемных ситуаций, когда требуется творческий подход и напряжение интеллекта, происходит интенсивное формирование способности такого интуитивного мышления.

Источник: https://students-library.com/library/read/57097-funkcii-obucenia

Ссылка на основную публикацию