Готов ли ребенок к школе

Статья (подготовительная группа) на тему: «ГОТОВ» ли ребенок к школе?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                       Готовность ребенка к школе

«Готов» ли ребенок к школе ?

 Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток.

Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско.

Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает.

Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его — и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали — по привычным для себя показателям.

А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы.

А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

В чём же суть «готовности»?

Готовность — это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе».

Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности — готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе.

Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой.

Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения — вузовскими.

А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей.

Как раз наоборот — оно их порождает.

Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям.

Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае.

Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» — вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку.

Моторика, мышление, память — это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите — и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности.

Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе — «приём учебной задачи».

Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п.

, это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи.

И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять — это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют.

Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющая готовности к школе — появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик.

А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое.

А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.

Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал.

Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит — «я» плохой. Это значит — меня любить не будут.

И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».

Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре.

Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок — недоразвитый».

Или: «Ваш ребёнок — плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит.

А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.

Он ещё не доиграл.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/09/21/gotov-li-rebenok-k-shkole

Как узнать, готов ли ребенок к школе

По закону об образовании поступать в первый класс российским детям положено в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Но дельта в полтора года для маленького ребенка — слишком неопределенный параметр.

Дети, у которых дни рождения осенью, и вовсе могут оказаться младше одноклассников почти на год. Для кого-то такая разница бывает критичной.

Когда же действительно наступает подходящее время для начала учебы — разбиралась Ева Резван.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда зевающим от волнения с огромным букетом стоял на праздничной линейке в ожидании главного события своей детской жизни. События, к которому надо готовиться заранее.

Некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пеленок они придумывают для ребенка всевозможные активности самой разной направленности. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно.

Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьезно отстающие в двигательном и эмоциональном плане.

Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней. Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах.

К примеру, ребенок, который не получил достаточной двигательной активности в раннем возрасте: не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — то есть не имел опыта «общения» с предметами, в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются.

В дальнейшем у такого ребенка тяжело идет геометрия.

Дети развиваются, если у них есть материал для развития. Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором или играть на планшете

Тактильные ощущения нельзя увидеть в кино, их можно только почувствовать. Вот и приходится психологам учить шестилеток строить домики из деревянных, а не виртуальных кубиков.

Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребенка к школе:

1. У ребенка должна быть мотивация учиться. Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть еще развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определенного возраста ребенок слит с матерью.

Постепенно он начинает от нее физически и социально отдаляться. Годам к трем он уже осознает свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь.

В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать социальные связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.

Игры ребенка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребенок начинает примерять уже на себя разные социальные роли.

Так, появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или летчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. «Ты пропустил мяч, и из-за тебя мы проиграли», — такие фразы ребенок вполне в состоянии осмыслить и принять к сведению. Он уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила.

В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым.

Елена Кандыбина

психолог Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»

Учебная мотивация — это способность ребенка ориентироваться на общий результат и достигать социального успеха через преодоление, например, сдерживание собственной импульсивности. Необходимо, чтобы к школе у ребенка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если ее нет совсем — в школу идти нельзя.

2. Эмоционально-волевое развитие. Ребенок должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса.

Читайте также:  Волков игорь павлович

У ребенка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встает или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребенок тихо сидит за партой и даже создает иллюзию того, что слушает учителя.

В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.

Елена Кандыбина

психолог Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»

Способность ребенка удерживать внимание на неинтересном, но нужном можно проверить в бытовых условиях.

Сможет ли он, помогая маме, полчаса резать салат, если не сам загорелся таким желанием, а выполняет просьбу взрослого? Или при игре в настольные игры.

Что делает ребенок, пока ожидает своего хода? Терпеливо и внимательно ждет или бегает вокруг стола? Или его нужно окликнуть, когда очередь в игре доходит до него?

Этот вид развития человека не случайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций.

Когда мы понимаем, что с нами происходит, мы лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребенка нужно развивать его эмоции.

Для этого хороши игры на различение ощущений — горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно. Или эмоционально-ролевые: «Представь, что ты разъяренный лев», «Покажи, как собачка радуется».

3. Развитие интеллекта и моторики. Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении — столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал.

Фактически при определении готовности ребенка к школе, только это и проверяется. Но и тут у современных детей не все гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом — ситуацией, когда ребенку, допустим, семь лет, а выглядит и ведет себя он на пять.

Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» — жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определенной строчке.

Если мозг ребенка еще до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.

Елена Кандыбина

психолог Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»

Это еще хорошо, если ребенок совсем не может писать ровно или читать, не перескакивая от слова к слову. В какой-то момент взрослые это поймут и отстанут.

Гораздо хуже, если он может путем огромного напряжение в течение трех минут написать пару предложений. В такой ситуации взрослые делают вывод, что ребенок просто ленится. «Посмотри, ты же можешь! Почему ты не стараешься?» А он старается из последних сил.

Только сил у него этих еще совсем мало, а родители даже не заметили, что он выдал свой максимум.

Что же предпринять, если неготовность ребенка идти в первый класс отчетливо фиксируется, но обстоятельства заставляют это сделать? К сожалению, современная система образования может предложить только жесткие формы решения этого вопроса в виде коррекционных школ. Но если ребенок не болен, и ему лишь нужно дополнительное время и условия для созревания, забота об этом ляжет целиком на плечи родителей.

  • Дайте ребенку «доиграть». Природа все равно возьмет свое — «доигрывание» по-любому произойдет в подростковом возрасте или даже уже во взрослой жизни. Правда, формы будет иметь несколько другие. Помогите ребенку пройти этот естественный этап развития в соответствующем возрасте. Пусть играет, но не один. Иначе процесс также может затянуться на годы. Найдите для него игровые группы, спортивные занятия (но не «большой спорт» на износ), создавайте игровые контексты в виде походов и путешествий.
  • Договоритесь со школой на «льготный» режим. Например, посещать школу три или четыре раза в неделю вместо пяти. Или отдельные домашние задания. Если вы сможете объяснить учителю, что ему самому гораздо выгодней разрешить запланированные пропуски занятий, чем иметь гарантированную проблему в классе, он пойдет вам навстречу. По крайней мере, при выборе школы ищите такого человека.
  • Не требуйте невозможного. Если ребенок из всего упражнения может написать лишь одну строчку, ограничьтесь ею. Решить лишь один пример из пяти — пусть так и будет. Пусть домашние задания станут зоной успеха, где все получается хорошо, хоть и мало. Давайте ребенку перерывы в работе, делайте паузы при малейших признаках усталости. Наращивайте нагрузку аккуратно и постепенно. Ваш ребенок растет и со временем сможет делать больше. Нужно лишь не стараться делать сверх усилия.
  • Не замещайте школу дополнительными занятиями. При не ежедневном посещении и небольших домашних заданиях у родителей может появиться соблазн загрузить ребенка альтернативными занятиями — кружками, секциями, курсами. Да, неготовому к школе ребенку действительно нужно развиваться, но это не значит, что обычную школу нужно заменить музыкальной, художественной или спортивной.
  • Помните, что школа — это длинная дистанция. Не ругайте ребенка за ошибки и не расстраивайтесь сами. Ничего страшного не произойдет из-за несделанной домашней работы. Зато семейные конфликты на почве учебы могут дать стойкий эффект тотального отторжения какого-либо образования и взрастить в ребенке ненужные комплексы. Нет смысла «класть жизнь» за отметки в начальной школе. В конце концов, ваша задача вырастить полноценного, образованного человека, способного самореализоваться в обществе, а это дело не одного дня и даже не одного года.

К сожалению, нынешняя российская школа в целом осталась точно такой же, какой была 20-30 лет назад. Зато сильно изменилось поколение детей, которые в эту школу приходят. Исчезли условия для наработки необходимого социального опыта и моторных функций. Дошкольники больше не гуляют одни во дворах.

Зачастую они даже не могут самостоятельно организовать общие игры — профессия аниматора стала востребованной в таких ситуациях, которые раньше и представить было невозможно. Школа и дети больше не совпадают. Нормативы, разработанные для детей шести-семи лет, теперь подходят разве что для второго или третьего класса.

Но школа продолжает этого не замечать, ругая родителей за неправильно воспитанных детей.

Елена Кандыбина

психолог Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»

В старом фильме Владимира Мартынова «Утро без отметок» шестилетний мальчик настолько хочет пойти в школу, что, взяв у друга форму, обманным путем туда проникает. Сейчас это кажется фантастикой. Во-первых, современные дошкольники в принципе не способны на такое, а во-вторых, им это и не нужно. А вот школа ориентируется именно на того мальчика, больше не существующего в природе.

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/1456029-gotoschool

Тест: готов ли ребенок к школе? 6 простых способов узнать это играючи

До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише — умеет ли он читать и считать… На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие…

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить

по итогам особых игровых тестов.

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать?   Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».

 Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

 Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь».

 А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки»… 

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

Как это узнать?   Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти. 

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).   

Как это узнать?   Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать?   Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)».

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Большинство ребятишек к возрасту 6-7 лет — это неудержимые фантазеры и «сказочники». Однако в историях, которые выдумывает или пересказывает ваш малыш, должна прослеживаться логика. Только в этом случае можно с уверенностью

заключить, что ребенок «дорос» до серьезного образовательного процесса.

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Как это узнать?   Здесь все предельно просто — дайте малышу интересную раскраску и следите за его действиями. По тому, как ловко и уверенно ребенок владеет карандашом, ручкой и ножницами можно судить, насколько развита его моторика.

Попробуйте оценить по пятибалльной шкале, насколько успешно он способен перерисовывать узоры, ровно вырезать их по контуру, повторять «на глаз» нарисованные вами простые элементы (кружок, завиток, схематичный домик и т.п.).

В данном случае оценка (пусть и субъективная) должна быть никак не ниже тройки…

Итак, если у ребенка все вышеперечисленные навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Но если таких навыков нет — отложите букварь еще на год и займитесь с малышом развивающими играми.

Источник: http://www.woman.ru/kids/medley5/article/44764/

Как понять готов ли ребенок к школе – советы психолога

Перед родителями шестилетних детей нередко становится нелегкий вопрос: готов ли ребенок к школе? Отдавать ли его в первый класс и подождать еще год? Дать ответ на этот волнующий вопрос помогут советы психолога.

Читайте также:  План самообразования учителя начальных классов по фгос: тема, программа, папка и другие методические компоненты и документы + фото и видео

Многие родители считают умение читать, писать и считать достаточным для потенциального первоклассника.

На самом понять, готов ли ребенок к школе, можно, проанализировав его способность адаптироваться в непривычных условиях и усваивать знания.

Успешным в школе будет ребенок, который «психологически созрел» для учебы.  Факторов зрелости психологи называют несколько.

Ребенок шести-семи лет обладает интеллектуальной зрелостью, если способен концентрировать свое внимание, видеть причинно-следственные связи между явлениями и событиями, имеет зачатки логического мышления, у него достаточно развита координация и мелкая моторика.

Очень важный фактор. Он заключается в умении ребенка сдерживать свои эмоциональные порывы, выполнять не очень интересные задания в течение 20-30 минут.  От эмоциональной зрелости зависит, будет ли в состоянии ученик «высидеть» урок, что-то усвоить на нем и не нарушать дисциплину.

Умение общаться со сверстниками и подчинять свои поступки требованиям учителя определяет социальную зрелость. Родителям стоит понимать, что наряду с образованием, основной задачей школы является подготовка человека к жизни в социуме. Без необходимого уровня социальной зрелости ребенок вообще не сможет успешно учиться.

Подготовку к школе родителям нужно начать с себя. У мам и пап есть определенные ожидания в отношении детей, но плохо, когда за своими амбициями взрослые не видят личность малыша.

Если родители умеют принимать достоинства, недостатки, характер, выбор, мнение и решения собственного чада, то шансов вырастить успешную, гармоничную и счастливую личность гораздо больше.

Отвечая себе на вопрос, готов ли ребенок к школе, понаблюдайте за малышом и выясните, сможет ли он поставить на первое место учебную деятельность, а не игровую. Если пока ответ отрицательный, дайте своему чаду время доиграть.

Поверьте, вы не потеряете год. За эти месяцы малыш «дозреет» и вы получите мотивированного самостоятельного первоклассника, а не нервного второклашку с гастритом и нежеланием учиться.

Для подготовки к школе важно общее развитие малыша, его жизненный опыт. Здесь в зачет идет все: походы в цирк, театр, музеи, поездки в лес, на море и в деревню, помощь папе в гараже и маме на кухне, походы в магазин, игры во дворе, просмотр мультиков с последующим обсуждением и так далее.

Крайне важно разговаривать с ребенком, спрашивать его мнение по разным вопросам, чтобы он учился формулировать свои мысли. В принципе ничего сверхъестественного не нужно, просто малыш должен быть включен в жизнь семьи, а не воспитываться в ограниченных стерильных условиях.

Помимо букв и цифр, ребенок должен знать такие понятия, как длиннее-короче, уже-шире, больше-меньше, рано-поздно. Все это можно выучить по ходу жизни.

Ещё для ребенка важно знать, чтобы он ни сделал, куда бы не пошел, родители поддержат его, подбодрят. Это для него ресурс и он поможет ребёнку справиться с возникающими трудностями. Если у ребенка что-то не получается, то сначала нужно похвалить за старание и попытку сделать, а потом уже указать на ошибку и предложить исправить вместе.

В большинстве случаев специалисты советуют не отдавать малыша в первый класс раньше 7 лет. На это есть ряд причин. Сегодня в первый класс идут дети от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в полтора года огромна. Детки постарше выглядят порой более серьезными и собранными, они выносливее и лучше учатся. Здесь дело не только в учениках, но и в системе образования.

Наша школьная система осталась такой же, как почти полвека назад, а дети за это время очень сильно изменились. Они стали менее самостоятельны и взрослеют позднее по независящим от них причинам.

Детей, родившихся в шестидесятые-семидесятые годы, родители приводили в школу один раз, 1 сентября, а потом первоклашка с ключом на шее ходил сам, дома делал уроки, грел себе еду и еще младших из садика сам забирал.

Тогда это считалось нормальным, сегодня подобная ситуация практически недопустима.

Дети без присмотра во дворе не гуляют, на праздниках сами себе игры не организовывают – на это есть аниматоры, дома одни почти не остаются и уроки без родителей в большинстве своем не делают.

А школа до сих пор ориентируется на того серьезного первоклашку, который сегодня уже внуков в школу собирает.

Именно поэтому многие специалисты советуют не торопиться с учебой и дать малышу время повзрослеть.

Если вы не можете понять, готов ли ребенок к школе, обратитесь к специалисту. Психолог предложит ребенку пройти соответствующие тесты и поможет вам принять решение.

Автор Дарья Совина

А вы сталкивались с подобными проблемами? поделитесь, пожалуйста, своим мнением и опытом!

Источник: https://www.mamexpert.by/kak-ponyat-gotov-li-rebenok-k-shkole-sovetyi-psihologa/

Готов ли ребенок к школе? Как это определить?

Готов ли ребенок к школе? Как это определить?

Часто родители задают вопрос: как понять, готов ли мой ребенок к школе, справится ли он с ее требованиями и можно ли самим подготовить его в домашних условиях? И нужно ли это вообще делать?

Это очень важный вопрос, и желательно, чтобы ребенок был готов к обучению в школе, иначе он попадет в условия, где требования превышают его возможности и это может оказаться непосильной нагрузкой на его психику.

И это частая причина серьезных сложностей в обучении и снижения интереса к учебе вообще. К тому же снижается вера в свои силы, и тогда возникают разные страхи, которые достаточно сильно тормозят детское развитие.

И поэтому мой ответ – да, ребенка нужно готовить к школе по разным направлениям и заранее. Не надейтесь на детский сад или специальные занятия, будьте чуткими родителями, вы во многом можете помочь своим детям.

Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличие определенного уровня развития мышления и речи, ориентировки в окружающем мире, произвольности поведения (умения делать волевое усилие), развития мелких движений кистей рук, а также желание идти в школу, определенной мотивации к обучению. Перечислю основные моменты, на которые желательно обратить внимание родителям будущих первоклассников.

  1. Очень важно желание учиться, и оно является врожденным, но часто исчезает из-за непосильных требований, критики или неправильного обучения. Поэтому можно заранее поиграть в школу, иногда ребенок может выступать в роли учителя, иногда – в роли ученика. Поддерживайте хорошее отношение к школе и учению. Приучайте ребенка к самостоятельности, пусть каждый день он выполняет простое задание, но полностью самостоятельно, без мамы. Хвалите малыша за конкретные хорошо выполненные действия, говоря: «это выглядит красиво и аккуратно, ты справился быстро, у тебя получились очень ровные линии, ты рассказал стихотворение четко и выразительно, как на сцене». Такая похвала помогает ребенку совершенствоваться и не вызывает зависимости от слова «Молодец». А если у ребенка что-то не получается, не ругайте его, какой он неумеха, а скажите: «ты же учишься, и завтра у тебя получится лучше, а я помогу». Но не делайте работу за него. Важно, чтобы ребенок сам видел цель, самостоятельно совершал действия и в итоге чувствовал удовлетворение от сделанного. Это и есть двигатель развития! И результат не должен быть идеальным, не формируйте из него перфекциониста, который боится ошибок. Ошибки есть у всех, их просто нужно уметь исправлять. Поэтому пусть результат будет приемлемым, но не всегда идеальным.
  2. Так же важно умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию. Легко ли вступает в контакт ваш малыш? Правильно ли воспринимает ситуации? Или он испытывает затруднения в общении, слишком стесняется, боится или наоборот ведет себя агрессивно? Учите ребенка общаться с детьми во дворе, посещайте кружки, ходите в гости, пусть ребенок набирает свой опыт общения и проживает разные ситуации, потому что в школе их будет множество и к этому нужно быть готовым.
  1. Произвольность поведения. Это умение делать что-то организованно по инструкции, потому что все школьное обучение построено по принципу, когда ученики выполняют требования учителя. А для этого должны быть развиты волевые процессы, как способность организовать себя, выполнить определенные действия или наоборот удержаться от чего-то другого, что, может быть, больше хочется в этот момент. А способность организовать себя – это, например, приготовить все, что необходимо для работы, положить это на рабочий стол, убрать при этом все лишнее и, собрав свое внимание, начать выполнять задания. После убрать за собой. Этому дети учатся на своих игрушках, когда  убирают их после игры, умеют играть одни или в команде по правилам. Здесь для родителей большое поле деятельности, так как часто дети не умеют себя организовывать. Либо их не научили и все делали за них, либо родителям некогда, и ребенок предоставлен самому себе. Поэтому научите ребенка следить за своим пространством, своими вещами, научите выбирать, ставить цель и действовать. И обязательно доводить дело до конца и проверять, что получилось.
  1. Умение себя контролировать. Это когда результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, и он может сам сопоставить все полученные результаты со своей целью, то есть проверить себя и, если есть ошибки исправить их. Контроль бывает в самом начале: «так, мне нужно перерисовать этот домик к себе в тетрадь». Текущий контроль: «сейчас я рисую крышу, все довольно ровно получается» и контроль результата: «готово, проверим, все ли детали на месте».
  1. Не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую!!! Не травмируйте ребенка! Выбор правой или левой руки – это не каприз ребенка, а так устроен его мозг. И ломка заложенных природой функций, ломает не только психику ребенка, но и задерживает у него многие процессы, например, речь, рисование. И как следствие – слезы при обучении письму правой рукой, беглому чтению и отказы от учебы.
  1. Подготовка ведущей руки. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков. Сейчас почти вся одежда детей состоит из липучек, кнопок и молний, и нет возможности рукам тренироваться естественным образом. Поэтому желательно найти одежду с пуговицами. Полезно перекладывание мелких предметов (пуговиц, счетных палочек, бусинок) двумя пальцами — указательным и большим, а также мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; игры с прищепками позволяют развить силу указательного и большого пальцев (сделай солнышко, ромашку, ёжика); Просите ребенка отвинчивать и завинчивать маленькие гаечки, пробочки в пузырьках. Лепка из пластилина или глины оказывает превосходное воздействие и на пальчики ребенка и на его психологическое состояние.

Вспомните, как раньше перебирали гречку и попробуйте это сделать вместе с ребенком. Это не только развитие мелкой моторики пальцев рук, но и стимуляция мозговой деятельности. Дети получают огромное удовольствие от этого процесса, а также им нравится складывать из гречки буквы, цифры, смайлики или делать картинки.

Ребенок должен научиться рисовать простые предметы: деревья, солнце, траву, цветы, дома, человека и распределять их на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами картинки и различные орнаменты.

Ребенок должен овладеть разным направлением грифеля карандаша. Ему надо показать, что начинать лучше не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша.

Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

  1. Четкое произношение звуков. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали с ребенком, произнося вместо твердых согласных – мягкие или вместо шипящих и Р – свистящие и Л, например, «ах, ты мой масенький, холёсенький, дай мне лючку…»

Если у ребенка 4-5 лет наблюдается плохое произношение многих звуков, обратитесь к логопеду, таккак неправильное произношение может сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже.

Успех работы логопеда зависит от помощи со стороны родителей, выполняющих все домашние задания специалиста. Поэтому проявите активность и начните занятия с логопедом за год до поступления в школу.

Читайте также:  Плохой почерк

Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

  1. Развивайте зрительное и слуховое внимание и умение следовать инструкциям. В школе трудности с вниманием приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания учителя, у ребенка пропадает желание учиться.

Приучайте ребенка прислушиваться к тихим звукам, например, гуляя в лесу или парке (давай послушаем, как падают листья, как поют птицы, как летит самолет, дует ветер, весной прорастает травка…). Поиграйте в игру, кто услышит больше звуков. Дома спрячьте громко тикающие часы, чтобы ребенок их нашел. Пусть ребенок отгадает, кто или что издает определенный звук.

Ребенок должен уметь прослеживать глазами за ярким предметом, особенно важно умение следить глазами в направлениях слева направо и сверху вниз – это предпосылки формирования навыка чтения. Зрительное внимание развивается у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему.

Научите малыша выполнять многоступенчатые инструкции: «подойди к столу, положи альбом и принеси красную книгу и зеленый карандаш» (четыре пункта в одном предложении). Это подготовит ребенка к выполнению требований учителя на уроке. Но начинайте с двух-трех действий.

  1. Развивайте восприятие речевых звуков. Начинайте с гласных звуков: А, О, У, И. Затем гласные Ы, Э. Произносите или напевайте гласные, а ребенок пускай хлопает, когда услышит, например, А. После отработки гласных переходите к согласным, которые уже не поются, а произносятся коротко, отрывисто (не как в алфавите).  Ребенок должен на слух выделять определенный звук из ряда звуков или слогов.
  1. Делите слова на слоги. Это можно сделать с помощью хлопков в ладоши. Проговаривайте слово и вместе с ребенком отхлопывайте его слоговую структуру. Начинайте с простых слов с открытыми слогами: ма-ма, во-да, лу-жа, лу-на, не-бо, ма-ши-на. Позже подключайте слова с закрытыми слогами и стечениями согласных звуков: пе-тух, ве-ник, бан-ка, вед-ро, ста-кан, фар-тук, те-ле-фон, ба-боч-ка, све-то-фор, пер-чат-ки, мост, хлеб, свеч-ка.
  1. Учите выделять звуки из слова. Какой звук слышишь в начале? Какой звук стоит в конце? Какой звук на третьем месте? Назови все звуки в слове по порядку. Сколько их получилось? Купите ребенку пластиковые или магнитные буквы, и пускай он складывает из них слова.
  1. Учите пересказывать сказки или рассказы. Ребенок должен научиться пересказывать содержание мультфильма с обязательным умением называть имена героев, не размахивая при этом руками. Если ребенку трудно начать, помогите ему с помощью вопросов. К 6 годам дети должны правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа.  Обсуждайте с ребенком прочитанное произведение:
  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. 
  • Спросите, понравилось ли произведение. Чем? 
  • Что нового, интересного он узнал? 
  • Попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения. 
  • Как описана природа? 
  • Какие слова и выражения ему запомнились? 
  • Чему научила его книга? 
  • Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. 
  • Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
  1. Учить ли ребенка читать? Да, желательно учить, так как большинство детей приходят в первый класс уже умея читать. На эту тему читайте мою статью «Нужно ли ребенка учить читать до школы»? А если есть вопросы, пишите мне на моем сайте, и я отвечу: http://izumrudnoeserdce.ru/dlya-vas/zanyatiya-s-detmi

Анна Колесникова, логопед, психолог, кандидат педагогических наук.

Школа

Узнавайка рууу / О детях Admin

«Готов ли ребенок к школе? Как это определить? Часто родители задают вопрос: как понять, готов ли мой ребенок к школе, справится ли он с ее требованиями и можно ли самим подготовить его в домашних условиях? И нужно ли это вообще делать? Это очень важный»

Можно ли определить возраст камня   Можно ли определить возраст камня.   Возраст есть практически у всего существующего. И при этом неважно, живое это создание или же неодушевленный предмет. Сегодня мы расскажем вам можно ли определить …

0 пользователей, 18 гостей

Источник: https://yznavaika.ru/onas/gotov-li-rebyonok-k-shkole-kak-eto-opredelit

Готов ли Ваш ребенок к школе? Советы психолога

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Начало учебы ребенка в первом классе – это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни не только каждого малыша, но и его родителей.  Множество нового появиться в жизни малыша: это и новые знакомства, как с однолетками, так и со взрослыми; и новые взаимоотношения; и новые обязанности.

Изменится вид деятельности: в настоящий момент основной деятельностью вашего малыша является игра, с приходом к школе основной деятельностью станет учеба, которая потребует определенных знаний, новых усилий,  умений и навыков с его и вашей стороны. Изменится социальная позиция ребенка — завтра Ваш малыш станет учеником, и у него появятся новые определенные обязанности.

Большая часть времени будет подчиняться учебе, школе и школьным делам.

Безусловно, более легко приспособиться к тем изменениям в жизни, которые связаны с началом учебы в школе и более успешно себя реализовать сможет тот ребенок, который готов к школьной учебе.

В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к учебе». Что означает это понятие, из чего оно состоит, чем определяется?

В целом понятие «готовности ребенка к школе» рассматривается, как комплексное, многогранное, которое охватывает все области жизни и деятельности будущего первоклассника.

Необходимо сразу разделить понятие педагогической и психологической готовности к школе.

Под педагогической готовностью, как правило, имеется в виду умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие лишь этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.

Психологическая готовность к учебе в школе включает такие компоненты: 1. физиологичная готовность; 2. интеллектуальная (познавательная) готовность; 3. эмоционально-волевая готовность; 4. социальная готовность;

5. мотивационная готовность.

Физиологичная готовность означает достаточный уровень дозревания организма ребенка, состояние его здоровья. Понятно, что здоровые дети лучше приспособятся к изменениям, связанным с началом учебы.

Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка, то есть тех процессов, благодаря которым ребенок познает окружающий мир: мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Мышление является самой важной функцией мозга человека. Никакой вид деятельности не может обойтись без мышления. А особенно – учеба.

На момент начала учебы в школе ребенок должен владеть определенным запасом знаний об окружающем мире, о себе, о природе, о других людях, об отношениях между людьми. Например, он  должен знать свое имя и фамилию; основные цвета и основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг).

Владеть и различать понятия «больший»-«меньший», «высший»-«более низкий», «более широкий»-«уже». Желательно, чтобы ребенок ориентировался в пространстве (знал, где правая рука, а где левая, понимал понятие «под», «над», «около», «между»).

Ребенок должен уметь анализировать, устанавливать связи, сравнивать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений.

Внимание есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности. Чем выше уровень внимания, тем выше будет эффективность учебы. Учеба ставит перед ребенком новые задания, непохожие на те, которые он привык выполнять во время игры.

Учебные задания, в отличие от игровых, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует гораздо большего сосредоточения.

Для этого желательно тренировать способность малыша быть внимательным, например, с помощью специальных упражнений и развивающих игр.

Безусловно, более легко будет учиться тому ребенку, у которого лучше развита память. Специальные игры, занятия на запоминание информации (например — стихов, историй) помогут развить и улучшить ее. Читайте малышу книжки: сказки, стихотворения, рассказы.

После того, как сказка прочитана, попросите, чтобы малыш пересказал прочитанное. Сегодня в книжных магазинах (на книжных рынках и базарах, в киосках и т.п.

) можно найти и приобрести большое количество литературы по развитию мышления, памяти, внимания, восприятия, по подготовке ребенка к учебе в школе.

Желательно, чтобы ваш малыш умел отвечать на вопросы, мог аргументировать и выражать свое мнение. Предпосылкой этих умений является достаточный словарный запас ребенка.

Достаточное развитие вещания есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности ребенка к учебе.

Хорошее развитие мышц руки, умения выполнять пальчиками мелкие действия (например, нанизывать бусинки) будет залогом того, что ребенок легко научится писать. Чтобы развить мелкие мышцы руки, давайте малышу возможность лепить, рисовать, раскрашивать; вырезать или вырывать пальчиками обведенные фигурки.

Создавайте вместе с ребенком разные фигурки из палочек (можно использовать даже спички – только обязательно под Вашим присмотром).

Пусть малыш составит такую же фигурку, которую составили Вы, сначала глядя на нее (так будет развиваться восприятие, умение ориентироваться на образец), а затем по-памяти (Ваши фигурки из спичек сначала должны быть очень простыми, постепенно их нужно усложнять).

Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять словарный запас можно и во время специальных игровых занятий с малышом (именно игра превращает нудную учебу в яркое, интересное приключение), и во время ежедневного бытового общения. Например, когда Вы гуляете с малышом, рассказывайте ему о том, какое в настоящий момент время года, который происходит в природе; какого цвета проехала машина; какое дерево выше, а какое ниже. Рассказывайте разные сведения об окружающем мире.

Расширять словарный запас малыша можно с помощью игры «Кто больше?»: загадайте какой-то предмет, или явление, и называйте его признаки: кто больше назовет? Например: «снег» — белый, холодный, блестящий, искристый, мягкий, ранний, неожиданный, глубокий, мелкий, пушистый, лапчатый и так далее.

Чтобы Ваши игры с малышом были успешными, придерживайтесь важного правила: во время игры забудьте о том, что Вы авторитетны и всезнающие мама, папа, бабушка или дедушка; перенеситесь в собственное детство и станьте, хоть ненадолго, снова ребенком – будьте для малыша равноправным партнером в игре, который также может сомневаться, грустить и искренне.

Не менее важной, чем интеллектуальная готовность, есть эмоционально-волевая готовность ребенка к учебе.

Эта составляющая включает достаточное развитие воли, послабления импульсивных реакций, умения руководить своими эмоциями (например, слушать, не перебивая).

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.

Имеет ли Ваш малыш простые, но постоянные поручения (например, поливать цветы)? Убирает ли за собой игрушки? Застилает ли свою постель (пусть и с Вашей помощью)? Не перебивает ли Вас во время разговора? Имеет ли терпение? Дав ответ на эти простые вопросы, вы узнаете, сформирована ли у малыша эмоционально-волевая готовность.

Следующий компонент – социальная готовность. Она содержит в себе сформированость у ребенка качеств, благодаря которым он может общаться с другими детьми и учителями. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения с однолетками и взрослыми; умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса; уважение к желаниям других людей.

Вообще, ребенок поводит себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть  его взаимоотношения с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения господствуют в семье.

Именно в семье ребенок получает первые образцы общения.

Если дома ребенок является свидетелем неуважения членов семьи друг к другу, ссор, драк, то он считает такое поведение нормальным и сам начинает так вести себя в школе.

Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, есть стремление добывать знание, узнавать новое, интересное, исполнять новую социальную роль – роль школьника.

И здесь многое зависит от родителей.

Не запугивайте малыша школой, фразами подобными такой: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», наоборот, постарайтесь настроить его положительно: «В школе будет интересно, радостно, ты узнаешь много нового и полезного».

Искренне желаем Вам, чтобы начало учебы малыша в школе стало приятным событием в жизни всей семьи.

Источник: http://www.therapy.by/articles/gotov_li_vash_rebenok_k_shkole/

Ссылка на основную публикацию