Характеристика «идеального педагога»

Шпаргалка по «Педагогике»”

Важными профессиональными  качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить  цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и  планомерное повышение своего профессионального  уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Но, кроме  того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально  значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.

41. Формула  профессионального потенциала педагога

Профессиональный  потенциал педагога (ППП) — комплекс, целостная система учительского мастерства, преимущество которого в  том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя. Профессиональный потенциал — главная характеристика педагога.

Профессиональный  потенциал может быть определен  и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения  в жизнь, достигать запроектированных  результатов.

Профессиональный  потенциал определяется как система  естественных и приобретенных в  процессе профессиональной подготовки качеств.

42. Характеристика  «идеального педагога»

Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Идеальный педагог  должен быть:

1) специалистом: знать  педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством,  технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать  труд; любить дело и учащихся; верить в человека; обладать педагогическими  способностями, общей эрудицией,  терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью,  находчивостью, быстротой и точностью  реакции, душевной щедростью,  эмоциональной уравновешенностью;  понимать детей и уметь с  ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, организаторскими умениями, общительностью и умением слушать;

2) работником: уметь  поставить цель и достигнуть  ее, распределять время; систематически  и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение  производительности труда; обладать  способностью к творчеству, быть  всесторонне образованным, разумным  оптимистом и умеренным скептиком;  быть преданным делу; уметь работать  в коллективе и желать трудиться;  обладать настойчивостью, дисциплинированностью,  ответственностью, активностью; ориентироваться  в производственных ситуациях; уметь распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;

3) человеком: обладать  высокими моральными качествами, принимать активное участие в  общественной жизни, иметь активную  жизненную позицию, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, также  ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в  общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим  действиям.

43. Определение  мастерства учителя

Мастерство — это  «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему  по призванию и любящему детей.

Педагог — это мастер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знающий  свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в  вопросах общей и особенно детской  психологии, в совершенстве владеющий  методикой обучения и воспитания.

В педагогической теории исторически сложились два  подхода к пониманию учительского мастерства.

Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что  личности педагога, а не методу принадлежит  ведущая роль в воспитании.

Но поскольку  метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут  нет, разница лишь в том, под каким  углом зрения рассматривается мастерство – как метод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующего метод.

Существует мнение, что подлинным мастером — учителем — может стать лишь талантливый  человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией  особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей.

Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках.

Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке.

Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать, их способности, самостоятельность, пытливость.

44. Педагогическая  техника

Одним из важнейших  признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя.

«Педагогическая  техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для  того, чтобы эффективно применять  на практике избираемые им методы педагогического  воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки».

Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т. е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся.

Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние. Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлениям ими моральных качеств.

45. Средства  невербального педагогического  общения

Среди невербальных (неречевых) средств общения выделяют:

1) экспрессивно-выразительные  движения: позу, жест, мимику, походку,  визуальный контакт. Это зрительно воспринимаемое поведение учителя;

2) просодику и  экстралингвистику: интонации, громкость,  тембр, паузу, вздох, смех, кашель. Это в основном характеристики голоса. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости;

3) такесику: рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение. Доказательно, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя;

4) проксемику: ориентацию учителя и учащихся в момент обучения и дистанцию между ними. Норма педагогической дистанции определяется следующими расстояниями:

— персональное  общение учителя с учащимся — от 45 до 120 см;

— официальное общение  в классе — 120-400 см;

— публичное общение  при выступлении перед аудиторией — 400-750 см.

46. Аттестация  учителей и измерение педагогического  профессионализма

Аттестация — это  изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности  и присвоения одной из квалификационных категорий. Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального  поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности.

Существуют несколько  систем оценки профессиональных качеств  педагога. С 20-х гг. берет начало традиционная система признаков педагогической квалификации:

1) идеологические  характеристики педагога;

2) научно-теоретическая  подготовленность;

3) методика преподавания  предмета;

4) психолого-педагогическая  культура;

5) общая культура.

Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для  педагогов Российской Федерации:

1) качество знаний  обучаемых по предмету, их воспитанность;

2) запас фактических  знаний по предмету;

3) умение пользоваться  полученными знаниями (грамотно  писать, решать задачи и т.п.);

4) понимание сущности  процессов и явлений в природе  и обществе;

5) степень самостоятельности  учащихся, умение приобретать знания

6) уровень знакомства  учащихся с важнейшими машинами, механизмами, принципами их работы, практическая подготовленность  учащихся;

7) их отношение  к делу, поведение в школе и  вне школы, активность в общественно  полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая  культура.

Нетрудно заметить, что ни один из этих показателей  не касается непосредственно педагога; но только лишь учащихся: мастерство педагога при таком подходе устанавливается  опосредствованно, по обученности школьников.

47. Шестизвенная  модель аттестации

В 1990 г. была предложена шестизвенная модель аттестации педагогов. К числу важнейших критериев педагогической квалификации относятся следующие, взятые в пропорциях:

1) качество учебных  занятий — 70% (В1 = 0,7);

2) мнение учеников — 5% (В2 — 0,05);

3) мнение родителей  — 5% (ВЗ = 0,05);

4) оценка администрации  — 5% (В4 = 0,05);

5) оценка коллег — 5% (В5 — 0,05);

6) самооценка педагога — 10% (Вб = 0,1).

Квалификация — 100% (К х 1,0).

Квалификационный  индекс рассчитывается по формуле

Ик = В,Ф, + В,Ф + В,Ф, + В Ф + В,Ф + В.Ф.,

где Ф,-Ф , — факторы педагогической квалификации;

В,-В, — вес (пропорции) влияния выделенных факторов.

Теоретическая проработка модели показала, что, несмотря н свою простоту, модель обеспечивает достаточную  надежность результатов.

Качество учебной  работы определяется по результатам 5-6 ученых занятий. Этим обеспечивается первое преимущество методики – оперативность.

48. Признаки  процесса обучения

Процесс обучения — дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня  действительно меняются общественные ценности, поэтому, естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание.

Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно рассматривать как процесс  передачи опыта.

Следовательно, и процесс  обучения в средних и высших учебных  заведениях можно назвать процессом  передачи накопленного опыта обществом  подрастающему поколению.

Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека.

Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира. И самое главное – общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу познания окружающего мира и к миру в целом.

В современном понимании  для обучения характерны следующие  признаки:

1) двусторонний  характер;

2) совместная деятельность  учителей и учащихся;

3) руководство со  стороны учителя;

4) специальная планомерная  организация и управление;

5) целостность и  единство;

6) соответствие  закономерностям возрастного развития  учащихся;

7) управление развитием  и воспитанием учащихся.

49. Составляющие  процесса обучения как системы

Рассмотрим процесс  обучения как систему. Выделим два  важнейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся).

Традиционно  поэтому процесс обучения рассматривается  как включающий в себя два вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени зависит  от обучающихся.

Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться лишь пассивным их усвоением.

Источник: http://student.zoomru.ru/pedagog/shpargalka-po-pedagogike/210280.1702887.s5.html

Современный учитель – какой он?

Учитель – профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна.

Так каким же должен быть хороший учитель в наше время?

Настоящий профессионал

Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:

  • любит детей и проявляет к ним интерес;
  • знает психологию школьников разных возрастов;
  • ценит неповторимость личности ребенка;
  • умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;
  • может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;
  • легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;
  • успешно руководит детским коллективом;
  • глубоко знает свой предмет;
  • готов к инновациям и стремится развиваться.
Читайте также:  Воспитание бабушки

Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.

Умение видеть главное

Какой он, современный учитель? Это тот, кто понимает своеобразие детей нашего времени.

Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:

  1. легкое восприятие информации;
  2. высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
  3. умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;
  4. прагматичность;
  5. слабая ориентация в проблемах реального мира;
  6. невысокий уровень двигательной активности;
  7. низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;
  8. недостаточный самоконтроль;
  9. снижение учебной мотивации.

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.

Человек, который способен меняться

Мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу. Лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных и обладающих феноменальным потенциалом детей.

Какие должны быть учителя 21 века? Это энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди. Это специалисты, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.

Профессиональный стандарт педагога

Меняется мир, совершенствуется система образования. На смену устаревшим требованиям к учителю приходит современный стандарт педагога. Он содержит профессиональные и личностные характеристики, необходимые специалисту для работы с детьми. Это те качества, которые позволят педагогу создать развивающую среду и помочь детям осознать новую информацию, освоить важные для них умения и навыки.

Уровень современного педагога позволит проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Такой ребенок будет готов преодолеть все жизненные трудности и сможет реализовать себя даже в сложных условиях. Профессиональный стандарт содержит требования государства к педагогу.

Каким должен быть учитель?

А каковы требования детей и родителей к ментору? Опросы для выявления мнения рядовых граждан об идеальном педагоге проводились неоднократно.

Наиболее распространенные представления учеников о качествах современного учителя таковы:

  • терпение;
  • строгость;
  • интересная подача материала;
  • хорошее знание предмета;
  • объективность.

Несколько шире перечень желательных качеств педагога с точки зрения родителей:

  • высокий уровень подготовки;
  • умение предотвращать конфликты;
  • индивидуальный подход;
  • способность ярко преподносить учебный материал;
  • справедливость;
  • эмпатия;
  • любовь к детям.

Таков педагог, о котором мечтают школьники и их родители.

Каким должен быть молодой современный учитель?

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8586-sovremennyj-uchitel-kakoj-on.html

Формула идеального воспитателя

– Идеальный воспитатель должен быть добрым. Ведь ему работать с малышами, а они такие чувствительные! – говорит моя подруга Наташа, мать двух очаровательных двойняшек.
– Наташ, ну ты что! Нам, например, надо построже. Чтоб мой научился наконец дисциплине.

Он же и пяти минут не сидит на месте, как в школу то пойдем через два года? – сокрушается Юля, мать шестилетнего «шилопопа».
Давайте попробуем разобраться, какой должна быть формула идеального воспитателя, и должны ли мы тщательно подбирать педагогов и наставников своему ребенку.

Или стоит довериться воле случая, и отдать подросшее чадо в ближайший развивающий центр и спортивную секцию «в которую нравилось ходить папе»..

Мы знаем, что у каждого ребенка свой темперамент, склонности и характер.

Кто-то уже в два годика в удовольствием бежит в детский сад, сам пользуется горшком и легко находит общий язык со сверстниками. Кому-то милее спокойные домашние игры, с еженедельными походами «в развивашку».

Но, каким бы ни был малыш, примерно к трем-пяти годам большинство родителей отдает ребенка в детские сады, спортивные секции и развивающие центры. И перед ними встает проблема выбора «идеального педагога».

Я попросила 50 знакомых мамочек выбрать и отметить те качества и черты характера, которые, на их взгляд, свойственны идеальному педагогу-воспитателю. Вот что получилось:

– любовь к детям – упомянули 47 опрошенных; – терпение – 41; – профессиональная высококомпетентность – 40; – доброта, отзывчивость – 38; – ответственность – 36; – грамотная речь – 20; – интересные занятия – 18; – общие взгляды с родителями на систему воспитания – 10; – открытость/позитив – 9; – знание иностранных языков – 8; – большой педагогический опыт – 5; – обратная связь для родителей – 4; – заслуги в своей области (кандидат наук/мастер спорта и тд) – 3. А как вы для себя определили качества идеального педагога? Нашли ли вы такого для своих деток? Поделитесь мнением!)

Итак, вы выбрали идеального, на ваш взгляд, воспитателя. Что дальше?

В три года мама отдала Максима в «развивашку». Не знаю, чем уж так напугал воспитателей этот активный мальчишка, но через некоторое время их оттуда «вежливо попросили». Аргументируя это тем, что «Максим сидит под столом и мешает другим деткам заниматься».

Ответственная мать попыталась было снова пристроить парня в развивающий центр, пусть и на другом конце города, но со знакомым и проверенным преподавателем. Но та, внимательно выслушав огорченную мать, сказала только: «отстань от ребенка, как минимум на год, дай ему побегать». Сейчас Максиму пять.

И он уже не протирает пространство под столами развивашек. Он бегает. Великолепно «бегает» на роликах и горных лыжах. Обожая своего молодого «нескучного» инструктора, и показывая высокие результаты на радость маме. И в этом году, о чудо, вполне сознательно и с удовольствием пошел «учиться за партой» к тому самому «проверенному педагогу».

А что было бы, если бы мать настояла/надавила и оставила бы ребенка в не комфортном для него месте?

Делаем выводы: всему свое время. И даже самый престижный вид спорта/или прекрасная система занятий в развивающем центре могут оказаться не ко времени/не подойти именно вашему ребенку. Умейте вовремя это распознать. Сохраняйте спокойствие.

Не стесняйтесь проконсультироваться и спросить мнение воспитателя по поводу своевременности/полезности данных занятий именно для вашего ребенка.

Когда бывает уместно родителю настоять на своем и продолжить занятия, которые ребенку, вроде бы, не по душе?

После первого занятия на роликах Глеб лег на асфальт и сообщил, что у него не получится. И больше он сюда не придет. Парня убедили, растормошили, напоили вкусным чаем и уговорили попробовать еще несколько раз. Больше он о своем нежелании не говорил. Втянулся, научился и с радостью бежит на тренировки.

Часто отказ ребенка продолжать занятие таит в себе неуверенность в собственных силах, потребность в признании собственного права выбирать/иметь свое мнение, а то и банальную детскую лень. Каким же тонким психологом должна быть мама, чтобы распознать глубинные причины отказа, и работать именно с причиной, а не следствием.

Подбодрить, признать его право на самостоятельный выбор, описать преимущества/будущие достижения и успехи/поговорить, понять. В большинстве случаев одного шага навстречу со стороны родителей и инструктора/воспитателя бывает достаточно для благополучного разрешения ситуации.

Но иногда нужна бывает помощь профессионалов: например, опытного детского психолога.

Марфа Васильевна – педагог от Бога. Пятилетки у нее играют на скрипке не хуже профессиональных сложившихся артистов. А трехлетки поражают усидчивостью и терпением. Точнее, устойчивостью, со скрипкой в руках.) Поэтому и привела своего Андрюшу мама-Олеся именно в этот развивающий центр, к знаменитой МВ на занятия.

И его взяли, там всех берут, ведь скрипка это полезно не только будущим профессиональным музыкантам. Андрюша занимался прилежно. Целых два месяца мама-Олеся была горда и счастлива. А потом начались проблемы с недолеченной, видимо, неврологией и малыш наотрез отказался идти «на скрипку».

Что делать маме? Настаивать? Уступить? Умная мама-Олеся повела Андрюшу к детскому психологу. Через несколько встреч-бесед, психолог аккуратно сообщила маме, что Андрей хочет ходить с соседом Петей на кружок робототехники. Но считает, что его туда не возьмут, ведь он еще маленький.

Звуки скрипки Андрея раздражают и угнетают, напоминая о сильно напугавших его похоронах бабушки. И ему даже снится кошмар на эту тему. Отсюда и «ночные конфузы» у четырехлетки. Мама была поражена. – Почему же ты мне ничего не сказал, солнышко? – Я не хотел тебя расстраивать, – тихо ответил Андрюша. Эта история закончилась хорошо.

Андрею пять, и он с удовольствием бегает по утрам на занятия в бассейн, а вечером конструирует роботов с соседом Петей. В секцию робототехники его приняли, и даже гордятся способным мальчишкой.

Читайте также:  Метапредметные результаты обучения по фгос: в начальной школе и далее, по математике, английскому языку и прочим предметам + фото и видео

А я для себя сделала вывод: даже супер тщательно выбранные педагог и занятие могут в итоге не подойти именно моему ребенку.

Да, я всё равно буду читать отзывы, посещать пробные занятия вместе с ребенком, внимательно вглядываться в лицо педагога, оценивая его манеру проводить урок. И мне по-прежнему интересно, кто будет вести моих детей по дороге знаний.

Но я могу лишь предложить ребенку несколько путей, на мой взгляд, подходящих для его темперамента, склонностей и физических возможностей на данный момент. Ребенок волен отказаться, выбрать другой путь, аргументировать, искать и находить свое любимое занятие, идеального для себя наставника, собственный круг друзей и знакомых.

Я могу лишь пожелать всем детям найти «своих» воспитателей. А нашим дорогим воспитателям – увлеченных учеников, понимания и поддержки со стороны нас, родителей. От всей души, желаю!

Источник: https://www.UfaMama.ru/Posts/View/3965

Характеристика «идеального педагога»

Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Идеальный педагог должен быть:

ü Специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; обладать терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, общительностью и умением слушать;

ü Работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным

ü Человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, также ему присущи гуманизм, духовность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям

Педагогические умения

В процессе педагогической деятельности учитель осуществляет несколько видов деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную.

Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.

Аналитические умения складываются из следующих частиц умений:

-разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

-осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;

-находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы и закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

-правильно диагностировать педагогическое явление;

-вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.

Особую группу аналитических умений составляют рефлексивные умения. К ним относятся умения анализировать свои собственные действия.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.

Рефлексия – обращение назад, отражение, анализ собственных действий и состояний.

Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности и самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его личностные особенности, эмоциональные реакции, профессиональные способности и возможности. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.

Анализ собственной деятельности требует: правильности сформулированных целей, их преобразования, (конкретизации) в те или иные задачи; адекватности решаемых приоритетных задач необходимым условиям; соответствия содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективности применяемых методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствия применяемых организационных форм возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию образования в той или иной образовательной области; исследования причин успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; обобщения опыта педагогической деятельности и соответственно критериям и рекомендациям, предлагаемым современной наукой.

Прогностические умения. Управление педагогическим процессом предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат.

В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

Эти знания позволяют предвидеть, что именно учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия; как будет воспринят материал в связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого.

Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени.

В зависимости от направленности педагогической задачи прогностические умения можно объединить в три группы:

-умения прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений;

-умения прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками;

-умения прогнозировать ход педагогического процесса: трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов приемов и средств обучения и воспитания и т.п.

Проективные умения. Логика разработки проекта педагогической деятельности диктует следующую структуру проективных умений

_- переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;

_- учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;

_ — определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса;

— отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел;

— планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и дарований;

— отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

— планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;

— планировать способы создания личностно-развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью.

Организаторская деятельность педагога предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским как общепедагогическим относятся мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.

Мобилизационные умения — это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

В процессе общения с учащимися информационные умения проявляются в способности логически правильно строить и вести рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.

Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом.

Ориентационные умения представляют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся.

Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.

Перцептивные умения — это умения понимать других (учащихся учителей, родителей): их личностные особенности и ценностные ориентации.

В совокупность перцептивных входят следующие умения:

-определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам;

-находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть, и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

-видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, «эффекту ореола» и др.).

Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.

На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение.

Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, поставить себя на их место, «слиться» с ними, увидеть окружающий мир и происходящее в нем их глазами.

Умения общения в педагогическом процессе — это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия

Читайте также:  Методы и методика педагогического исследования

Педагогическая техника– совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Выделяют две группы компонентов педагогической техники:

-Умение управлять собой:

-владение своим телом (физическое здоровье, выносливость, способность контролировать мимику и пантомимику и использовать их для достижения целей обучения и воспитания);

управление эмоциональным состоянием (ровный положительный эмоциональный фон настроения, умение не накапливать отрицательные эмоции, способность выражать эмоции использовать их в своих целях);

-социальная перцепция (внимание, воображение, социальная чувствительность – умение почувствовать настроение другого человека, понять его причины и принять его);

-техника речи (постановка голоса, дыхания, управления темпом и тембром речи).

-Умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач:

-дидактические умения;

-организаторские умения;

-коммуникативные умения;

-техника предъявления требований;

-техника оценивания (поощрения и порицания) и т.д.

Источник: https://studopedia.net/6_53945_harakteristika-idealnogo-pedagoga.html

УчПортфолио.ру

Когда мы учились в школе и любили жаловаться на злых училок, которые «задолбали» уже своими двойками, ответ на вопрос: «Каким должен быть учитель?», казался нам очевидным. Мы даже, помнится, как-то писали сочинение на тему «Идеальный учитель».

 Конечно, он должен быть добрым! Чтобы двойки не ставил и не орал, чтобы к доске поменьше вызывал, и чтобы еще интересно было на уроке. Милый, хороший, всегда улыбается, никогда не ругается и домашнее задание не задает.

Пожалуй, вот и весь портрет идеального педагога в глазах детей.

Но все мы выросли и многие из нас столкнулись с педагогикой: кто-то стал школьным учителем, кто-то репетитором, а кто-то и преподавателем в университете. Но, наверное, у каждого из тех, кто все-таки выбрал для себя стезю преподавания возникал вопрос: «Так каким же должен быть хороший учитель? А каким не должен быть учитель? Какой метод преподавания выбрать?»

И многие, думаю, по молодости наступали на одни и те же грабли.

Демократический метод преподавания считается сейчас наиболее популярным. И, конечно, многие молодые преподаватели хотят соответствовать образу того самого доброго учителя из своего детства. С хорошими оценками, без криков… и кажется, что это идеальная модель поведения, пока… пока не сталкиваешься с вопросом дисциплины.

Что же происходит с молодыми «добрыми» учителями в школе? Попав в детскую стаю, они оказываются «съеденными» теми самыми детьми.

Не верите? Загляните к такому учителю в класс, где дети стоят на ушах, кричат, занимаются своими делами, а несчастный преподаватель в попытках по-доброму их остановить хватается за голову, готовый уже разрыдаться. И, наоборот.

Казалось бы, у злой и мерзкой истеричной училки все дети сидят по стойке смирно: ни один не пикнет, рты закрыты и царит гробовая тишина.

Почему так выходит? Что мы делаем не так? Какими качествами должен обладать учитель?

Прежде всего, стоит разобраться, кто вообще идет в учителя. Среди учителей часто встречаются кожно-зрительные учительницы и учителя с анальным вектором. Первые – создательницы культуры, поэтому идут в школу, чтобы «учить детей прекрасному».

Часто это преподаватели начальной школы, а также русского, литературы, иностранного языка, МХК. Такие учительницы чувствуют учеников на тонком уровне, очень внимательны, отзывчивы и зачастую интуитивно верно выбирают необходимый стиль преподавания.

Однако, среди таких часто встречаются и обратные примеры: истеричные, зацикленные лишь на себе, страдающие любовью к нерациональному ограничению.

 «Иванов, сядь прямо! Лисицына, ты куда полезла? Васильев, рот закрой! Баранов, чего копаешься?» И страшно пошевелиться у такой учительницы на уроке: такой крик поднимет, что боже упаси. И школьники ее ненавидят и боятся, однако предмет учат.

Учителя с анальным вектором выполняют в школе свою природную функцию, ведь им от природы дана тяга к детям и желание передавать знания последующим поколениям.

А в преподавании им отлично помогут еще и такие качества, как великолепная память, чувство справедливости и внимательность к деталям.

Анально-зрительные педагоги – это зачастую как раз те самые «добрые учителя», а если у них еще нет кожного вектора, или кожные свойства не развиты, они не умеют ограничивать детей и держать дисциплину на уроке.

Наша зрительная ошибка состоит в том, что мы не до конца понимаем значение демократического метода преподавания. Мы часто по-зрительному полагаем, будто «демократия» — это полное попустительство и хаос.

Мы же по-зрительному ошибаемся, будто одной добротой можно пронять учеников , забывая о том, что школа – это своеобразная модель первобытной саванны.

По-анальному бросаемся в крайности: если не утопичная атмосфера доброты и всепрощения, то жесткая тирания.

Задумываясь о том, каким должен быть настоящий учитель, мы забываем о том, каким бывает настоящий ученик. Даже если он не в стае, а один, и вы приходите заниматься с ним не в школу, а домой.

Главные ошибки, которые совершают молодые учителя и репетиторы:

1. Мы, анально-зрительные учителя, оцениваем детей через себя и формируем какие-то свои ожидания. А ожидания у нас у всех одни и те же. Уж мы-то знаем, как должен вести себя ученик в школе! Дети должны быть послушными, детям должно быть интересно то, что кажется интересным нам.

Дети будут себя хорошо вести, если быть с ними «добрым».

А самая главная ошибка, которая встречается у молодых учителей и репетиторов… Почему-то мы часто полагаем, будто если стать другом ученику (или ученикам), он (или они) полюбит твой предмет, будет хорошо учиться и идеально себя вести.

Как бы не так! Учителя-то такого, может, дети и полюбят, но дисциплина от этого не улучшится… и знания в предмете тоже. Да еще и на шею сядут «доброму» педагогу-другу.

По Интернету столько видео гуляет, где дети то голыми прибегают в класс к учительнице, то посылают ее матом, то еще что… Как следствие у анального учителя – обида. Учитель разочаровывается в детях вообще, начинает считать их чуть ли не монстрами.

И ладно, если бы такой педагог ушел из школы: нет, он часто становится этаким местным деспотом и тираном, кричащим пугалом, которого ученики не столько боятся, сколько презирают. И это иллюстрация к тому, каким не должен быть учитель.

Я помню анально-зрительного учителя рисования, которому дали кличку Карандаш. Не смотря на то, что он ругался, дисциплину держать он просто не умел. Ученики же над ним просто-напросто издевались: плевали ему на стул, кидались в него бумажками, ходил даже слух о том, как какой-то подросток подкараулил Карандаша на улице и набросился на него с кулаками. Значит, и крики не помогают в обучении?

2. Мы теряем из виду тот факт, что все дети – разные. И что кто-то от природы послушен и любознателен (анально-зрительные дети), а кто-то не может спокойно усидеть на месте и пяти минут (кожные и уретральные ребята ). А мы ставим в пример одних и ущемляем других, пытаясь всех равнять под одну гребенку.

3.

Мы забываем и о том, что наступает момент, когда милые детки, которые еще вчера с интересом нас слушали и решали задачки, входят в пубертатный возраст, когда их сносит в нижние векторы, и теряют интерес к учебе совсем. Желание ранжироваться среди сверстников полностью затмевает желание учиться. Авторитет учителя теряется, если он не понимает потребностей подростков, а продолжает упорно гнуть свою линию.

Хороший учитель.. какой он? К Не тот, который пытается всем понравиться и строит из себя «добренького» преподавателя.

Ведь многие из анально-зрительных учителей, обладающих с детства комплексом «хорошего мальчика» и комплексом «хорошей девочки», и будучи педагогом продолжают гнаться за всеобщей любовью (в частности любовью детей), со страхом в глазах пытаются всем угодить. А тот, кто осознает свои и чужие нехватки. Человек рефлексирующий, анализирующий себя и остальных.

Каким же должен быть идеальный учитель? Прежде всего – трезво оценивающим своих учеников. Не витающим в облаках и мечтах о том, что школьники внезапно станут такими, каким нам их хочется видеть. А видящим, кто перед ним, и понимающим, как вести себя с тем или иным ребенком. 

На кого не следует ругаться, а кого не мешало бы приструнить? Кому стоит дать побольше времени на размышление, а кого подгонять? Кому дать возможность выговориться, а от кого не требовать многословности? На кого подействует наказание, кому оно принесет травму, а кого спровоцирует? На кого нужно пожаловаться родителям, а на кого не стоит? Ситуаций множество… тысячи! Попробуй их разбери в раз!

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Источник: http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1261

Ссылка на основную публикацию