К школе готовы?

«Идем на взлет»: Как понять, что ребенок готов к школе

Спор о том, во сколько лет отдавать ребенка в школу, — вечная тема для учителей и родителей. Да и момент передачи ребенка «из теплых маминых рук» в руки первого учителя всегда проходит с сомнениями — а готов ли мой малыш к обучению в школе? Как ребенка подготовить к школе?

Важными рекомендациями делится Елена Мудрак, школьный психолог со стажем работы более десяти лет.

Подготовка к школе — это научиться смирно сидеть за столом или что-то еще?

Когда идти в школу? Каждый родитель с таким вопросом волнуется, насколько ребенку будет комфортно находиться в новой обстановке. Сможет найти друзей? А учительница не слишком строгая? Считает и читает не хуже других? Не станет ли изгоем? Это больные вопросы всех мам первоклассников.

Реальная готовность ребенка к школе состоит из двух основных пунктов:

  • готовность физическая,
  • готовность психологическая.

Физическая готовность к школе

С физической готовностью все более-менее ясно. К ней относятся:

  • выносливость — от нее напрямую зависит работоспособность, а, следовательно, и успеваемость школьника;
  • ловкость, скорость и сила — важные качества для групповых занятий, подвижных игр, досуга после уроков;
  • хорошее здоровье — ребенок без хронических заболеваний, травм, особенностей физического развития лучше адаптируется к школьным нагрузкам.

Трудности со здоровьем и физические отличия не приговор, а повод искать специальную школу и педагогов, которые работают по адаптированным программам в соответствии с ФГОС и программой инклюзивного образования. Под присмотром компетентных учителей ребенок раскроет свой потенциал.

Психологическая готовность

Психологическую готовность проверить и оценить сложнее. При этом она играет решающую роль в успеваемости и желании ребенка учиться.

К психологической готовности относятся мотивация, коммуникативная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

1 Мотивация: знать, что такое школа

Это основополагающая характеристика. Именно она является сильнейшим пусковым механизмом и стержнем для достижения результата.

Как проверить. Задайте ребенку вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Почему хочешь (почему не хочешь)?
  • Что тебя там ждет?

Чем ближе его ответы к реальности, тем выше мотивация.

Приведем пример. Если малыш хочет идти в школу, чтобы получить новый статус «школьник» (как у приятелей по двору) или постоять в нарядной форме на линейке — мотивация является внешней. Скорее всего у ребенка наступит разочарование. Постоять 30 минут на празднике и проучиться 9–11 лет — согласитесь, шокирующее несовпадения ожиданий.

Если ребенок отвечает, что хочет получить новые знания, узнать «обо всём на свете», радовать маму с папой хорошими оценками, это больше похоже на школьную реальность. Это уже внутренняя мотивация! И разочарований будет меньше. Не так важно, в сколько лет идут в школу дети, важно их отношение к процессу обучения.

У ребенка есть мотивация стать школьником, если он:

  • понимает правила поведения в школе, о которых вы рассказываете;
  • говорит о готовности выполнять домашние задания и не опаздывать на уроки,
  • позитивно и с энтузиазмом отзывается о новом статусе.

2 Коммуникация: уметь дружить

Коммуникативная готовность — это умение выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из школьного детства все помнят, как в каждом классе над кем-нибудь да издевались, кто-нибудь обязательно (иногда даже временно) оказывался в изоляции, одиночестве. Родители боятся такой участи для ребенка.

После десяти лет работы в школе могу с уверенностью сказать, что не дружат только с двумя категориями детей: с любителями ябедничать, выкрикивать, бежать «впереди паровоза» и теми, кто сам сторонится общения. В остальных случаях дети находят друзей. Даже хвастунишки имеют минимум одного постоянного друга в классе.

Как проверить. Оцените себя, ведь ребенок копирует вас: умение поддерживать дружеские отношения, общаться, идти на уступки и отстаивать свое мнение. Вы может и удивитесь, но все самое «нужное» ребенок от вас уже перенял.

У ребенка много шансов выстроить доверительные отношения, если родители и близкие:

  • стараются разобраться в проблеме, ищут мирные решения;
  • принимают точку зрения другого;
  • не повышают голос.

Если родители переполнены эмоциями, уверены в существовании только двух мнений («мое и неправильное») и готовы часами жарко спорить, учителю придется потрудиться над стилем и манерой общения ребенка с одноклассниками.

3 Интеллект: уметь учиться

На интеллекте базируется успеваемость в обучении. Ниже семь основных характеристик.

1. Дифференцированное восприятие. Ребенок может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета.

2. Развитое внимание. Ребенок способен работать не отвлекаясь в течение 10 минут, а также переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

3. Развитое наглядно-образное мышление. Ребенок собирает мозаику-картинку из 6–8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, ориентируется на плане комнаты.

4. Аналитическое мышление. Может перечислить различные свойства предметов, выделить из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия — мебель, молочные продукты, водный транспорт; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ.

5. Развитое непосредственное запоминание. При трехкратном повторении 10 слов ребенок запоминает не меньше 7; может воспроизвести стихотворение из 4–8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6–7 простых картинок из показанных 9-ти.

6. Логическое запоминание. Ребенок запоминает 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу.

7. Развитое воображение и творческое мышление. Ребенок может превратить геометрическую фигуру в предмет или животное, дорисовав линии в соответствии со своей фантазией.

Обобщим: хорошо развитая устная речь, стремление к чтению книг, запоминанию стихов, умение пересказывать смысл прочитанного, умение проводить логические связи между предметами, устанавливать причинно-следственные связи, отделение главного от второстепенного, любознательность — основные показатели интеллектуальной готовности.

4 Эмоции и воля: контролировать себя

Школьник с достаточной волевой готовностью умеет:

  • слушать и концентрировать внимание;
  • сдерживать свои эмоциональные порывы;
  • пользоваться школьными принадлежностями и поддерживать порядок на своем рабочем месте, в рюкзаке;
  • соблюдать принятые в классе нормы.

Как проверить. Случается, что на вопрос учителя ребенок отвечает не по существу, а выкрикивает с места что-то личное, чрезмерно волнующее его, навеянное вопросом или текстом упражнения. Получается как в стихотворении: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят».

Чтобы проверить эмоционально-волевую готовность, проиграйте с ребенком ситуации, в которые ему предстоит попадать в школе, и понаблюдайте за его поведением. Дайте задание, в котором надо четко следовать руководству. Определите время выполнения отдельных действий.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш к школе, можно также использовать несложные проверочные тесты. Один из самых популярных — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. В школе ее часто используют для установления контакта и первого знакомства с будущими первоклассниками.

Что делать, если ребенок не справился с заданиями? Готовимся к школе!

Отчаиваться не стоит. Если до школы есть возможность подождать год, вы вполне можете заниматься с ребенком дома. Подготовка ребенка к школе — посильная задача для родителей:

  • Составляйте рассказы по картинкам, выделяя главное в сюжете книги.
  • Старайтесь больше обращать внимание на то, что происходит вокруг во время прогулки.
  • Учите несложные стихи.
  • Просите развернутыми фразами повторить события за день или сюжет мультфильма, книги.
  • Приучите считать, играя (сколько птичек сидит, сколько машин у подъезда).

Также можно отдать ребенка на курсы подготовки, которые есть во многих школах. Подготовка к школе детей в ее же стенах — отличное решение. Так ребенок не только расширит свои умения, но и получит новые знания, научится дружить с будущими одноклассниками и привыкнет к требованиям учителя. Подготовка к 1 классу обязательно нужна детям, независимо от того, во сколько лет идут в школу.

Если ребенку уже исполнилось 7 лет, идите в школу. Не забывайте помогать ребенку, чтобы справляться с трудностями вместе (но не вместо!).

Дети быстро адаптируются к новым условиям, если им помогать и поддерживать. Установите контакт с учителем, планомерно и последовательно отрабатывайте необходимые навыки и следуйте рекомендациям педагогов. У вас получится!

Главное — прислушивайтесь к своему ребенку и доверяйте своему сердцу.

Источник: https://medalvian.ru/zhurnal/school-ready/

К школе готов! 17 полезных товаров, которые стоит купить к 1 сентября

Есть два варианта: начать готовиться заблаговременно или попытаться равномерно распределить траты конца августа на более долгий срок. Если закупиться канцтоварами и рюкзаками заранее вы не успели, то вам пригодится карта рассрочки «Совесть». Сейчас расскажем, как это работает.

По карте вы сможете покупать товары в любом из 50 тысяч магазинов-партнёров в рассрочку от 1 до 12 месяцев. Никаких подводных камней — банк уже договорился с этими магазинами и получает от них вознаграждение. За использование рассрочки вы ничего не платите: вернуть нужно ровно столько, сколько потратили.

Единственное условие — сделать это в обозначенные сроки. Вы не столкнётесь со скрытыми процентами и бесконечными договорами при оформлении потребительских кредитов в магазине, и все действующие скидки магазина сохранятся.

Ниже мы приводим небольшой список школьных товаров, которые можно купить в рассрочку по карте «Совесть».

17 товаров, которые нужно купить к учебному году

1. Рюкзак MadPax Exo Full

Ортопедический рюкзак с широкими лямками, серьёзным объёмом и необычным дизайном. Внутри расположено два больших отсека с перегородкой на липучке, есть карман для мелочей, а по бокам — два отделения на молнии. Благодаря регулируемой длине бретелей такой рюкзак подойдёт даже самым маленьким, а старшеклассникам пригодится отсек для ноутбука с диагональю до 17 дюймов.

Где купить: «Кораблик».

Цена: 4 990 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 499 рублей в месяц.

2. Пенал с наполнением Milan

Классический прямоугольный пенал со всеми нужными канцтоварами: в двух отделениях на молниях расположены 18 фломастеров, 12 цветных карандашей и один простой, ручка, линейка, точилка и два ластика.

Где купить: Ozon.ru.

Цена: 1 719 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 573 рубля в месяц.

3. Дневник Megapolis Velvet

Учителя говорят: «Дневник — паспорт ученика». Действительно, по тому, насколько он аккуратно заполнен, можно узнать больше о характере ребёнка. Многие забывают важный нюанс: чтобы школьнику было приятно вести дневник, он должен быть красивым. Например, таким, как Megapolis Velvet с твёрдым переплётом и тонированными бежевыми страницами.

Где купить: Ozon.ru.

Цена: 404 рубля.

Цена по карте «Совесть»: 135 рублей в месяц.

4. Тетради Erich Krause

Самый простой вариант — купить в одном месте и побольше. На Ozon.ru продаются наборы 18-листовых тетрадей от Erich Krause, в каждом по 10 штук. В клетку и в линейку.

Где купить: Ozon.ru.

Цена: 255 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 85 рублей в месяц.

5. Учебники

Кому-то их выдают в школах, а кому-то они достаются от старших братьев и сестёр. Если ваш ребёнок не из этих счастливчиков, взгляните на ассортимент Ozon.ru — здесь продаётся более 20 тысяч учебников для школьников и абитуриентов.

Где купить: Ozon.ru.

Цена: в зависимости от школы и класса. В среднем на покупку учебников и рабочих тетрадей уходит около 3 000 рублей в год.

Цена по карте «Совесть»: 1 000 рублей в месяц.

6. Костюм для мальчика Stenser

Строгий костюм — неплохая альтернатива школьной форме и обязательный пункт в списке маст-хэв-товаров к школе. Неплохой вариант можно присмотреть в интернет-магазине Lamoda, где мы и нашли вот такой бюджетный костюм от российской фирмы Stenser.

Где купить: Lamoda.

Цена: 5 942 рубля.

Цена по карте «Совесть»: 594 рубля в месяц.

7. Платье Orby

В том же магазине можно найти и вариант для девочки — например, такое чёрное платье, которое будет выглядеть уместно и не вызовет нареканий у учителей.

Где купить: Lamoda.

Цена: 2 999 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 300 рублей в месяц.

8. Ботинки для мальчика Gallucci

Кожаные ботинки отлично справятся с ролью «сменки» и подойдут к классическому костюму. Есть размеры от 30 до 40.

Где купить: Little Gentrys.

Цена: 6 756 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 676 рублей в месяц.

9. Балетки «Котофей»

Балетки отлично дополнят девичий школьный образ. Выполнены из натуральной замши и кожи. Подошва из полимерного материала. Есть размеры от 33 до 37,5.

Где купить: Lamoda.

Цена: 1 999 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 666 рублей в месяц.

10. Спортивный костюм для мальчика Adidas

В комплект входит толстовка и брюки, выполненные на 70% из хлопка и на 30% из флиса. Известный бренд, приятный дизайн, удобство — ребёнок оценит. Размеры — 110–164.

Где купить: Adidas.

Цена: 4 690 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 469 рублей в месяц.

11. Спортивный костюм для девочки Adidas

Примерно такой же набор, но уже для девочки и в розовато-лососевых цветах. Размеры — 110–164.

Где купить: Adidas.

Цена: 4 690 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 469 рублей в месяц.

12. Кроссовки для мальчика «Котофей»

Качественные кроссовки с натуральной замшей пригодятся для уроков физкультуры и прогулок на улице. А если в школе свободный дресс-код, то станут и отличным вариантом для повседневной носки. Размеры — 31–37.

Где купить: Lamoda.

Цена: 2 499 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 250 рублей в месяц.

13. Кроссовки для девочки Adidas AltaRun

Кроссовки выполнены из дышащей сетки и дополнены вставками, поддерживающими стопу. А ещё тут нет никаких шнуровок, только липучки. Размеры — 27–34.

Где купить: Lamoda.

Цена: 3 390 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 339 рублей в месяц.

14. Ланчбокс LEGO Batman

Долой унылые контейнеры! Пусть за обедом вашему ребёнку все завидуют: например, из-за такого симпатичного ланчбокса с Бэтменом. Он плотно закрывается, поэтому в рюкзаке ничего не рассыпется. А ещё обед из такого ланчбокса будет для ребёнка приятнее еды из столовой или даже чипсов из магазина возле школы.

Где купить: «Детский Мир».

Цена: 999 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 100 рублей в месяц.

15. Бутылка для воды Carl Oscar

А воду лучше всего наливать в специальную многоразовую бутылку — аналог My Bottle для детей. Они продаются в объёмах 420–450 мл, можно найти множество вариантов расцветки. Такие бутылки предназначены для постоянной переноски в рюкзаке, плотно закрываются и не пахнут пластиком.

Где купить: Ozon.ru.

Цена: 1 521 рубль.

Цена по карте «Совесть»: 507 рублей в месяц.

16. Смартфон Samsung Galaxy J1 mini Prime

По большинству показателей он, конечно, средний, но самое главное для ребёнка тут есть: хорошая автономность, достаточная для игр производительность и камера, которые может выдавать неплохие снимки. А ещё Galaxy J1 достаточно недорогой, чтобы не расстраиваться, если ребёнок его сломает.

Где купить: «Ситилинк».

Цена: 5 590 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 1 863 рубля в месяц.

17. Наушники Urbanears Plattan

Звук из наушников-затычек идёт напрямую в ушной канал, поэтому мы не рекомендуем покупать их детям. А вот накладные — отличный вариант. Например, яркие Urbanears Plattan, которые будто специально сделаны для детей — об этом говорит яркий дизайн и оголовье, которое можно снимать и стирать, если ребёнок его случайно испачкает.

Где купить: «М-Видео».

Цена: 2 990 рублей.

Цена по карте «Совесть»: 747 рублей в месяц.

Итого

Давайте представим, что собираем в школу мальчика. Нам понадобятся: рюкзак, пенал, дневник, тетради, учебники, костюм с ботинками, кроссовки, ланчбокс с бутылкой, смартфон и наушники. Сумма наших покупок в корзине — 41 355 рублей.

Мы не старались подбирать самые доступные варианты — если вы привыкли не экономить на покупках для детей, будьте готовы выложить приличную сумму. Или воспользуйтесь картой рассрочки «Совесть». Посмотрите, как с ней распределяются те траты, которые могут заметно ударить по семейному бюджету при единоразовой выплате.

По карте рассрочки наша сумма в 41 355 рублей единой выплатой превратилась в 7 498 рублей в каждый из первых трёх месяцев. Дальше сумма уменьшается. Переплат нет.

https://www.youtube.com/watch?v=a5uzqublW7A

Если огромного списка магазинов-партнёров вам недостаточно, то можно совершить покупку в рассрочку в любом другом месте за отдельную плату. Также есть платная опция снятия наличных.

Во всех магазинах категорий «Детские товары» и «Одежда и обувь» с 15 августа по 15 сентября действует рассрочка на 10 месяцев. Это значит, что даже 20 тысяч потраченных рублей превратятся всего в 2 тысячи в месяц. Правила рассрочки можно посмотреть на сайте «Совести».

Оформить карту

Эмитент карты: «КИВИ Банк» (АО), лицензия ЦБ РФ № 2241.

Источник: https://lifehacker.ru/sovest-1-sep/

Проект (подготовительная группа) на тему: Проект «К школе готовы»

Слайд 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «К ШКОЛЕ ГОТОВЫ» МАДОУ ЦРР – детский сад №4 Зеленоградск

Слайд 2

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение «всего необходимого». Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно — для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.

Читайте также:  Что должен знать ребенок к 1 класс - список знаний и навыков, которыми должен обладать малыш, который пойдет в школу

Слайд 4

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.

Слайд 5

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «К ШКОЛЕ ГОТОВЫ» Сроки реализации: долгосрочный (декабрь 2015 г. – май 2016г.). Вид проекта : познавательно – творческий. Возраст детей : подготовительная группа. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.

Слайд 6

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. ЗАДАЧИ: сформировать психологическую готовность дошкольников к школе; повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки; познакомить детей со школой и профессией учителя; приблизить к законченному «портрет будущего первоклассника»

Слайд 7

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Дети: получат дополнительные знания о школьной жизни, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

Родители: уточнят и пополнят знания о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению.

Педагоги: получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях, укрепят связь между детским садом и семьей; реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Слайд 8

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП На данном этапе происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы: изучение научной и методической литературы по теме проекта; диагностика; анкетирование родителей; планирование образовательной деятельности в рамках проекта; комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей; разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса; подготовка в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности.

Слайд 9

На подготовительном этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Педагоги и родители вместе определяют круг проблем по подготовке детей к школе.

Слайд 10

ОСНОВНОЙ ЭТАП Всестороннее воспитание дошкольников в рамках образовательной деятельности ДОУ (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) : сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, экскурсии, встречи с учениками – выпускниками детского сада (рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.); НОД с использованием ИКТ, игровых, здоровьесберегающих технологий, оформление выставки детских рисунков, спортивные эстафеты.

Слайд 11

ОСНОВНОЙ ЭТАП Повышение уровня педагогической компетентности родителей через семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме; привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий: праздники, выставках, выпуск газет, беседы о профессиях, которые проводят родители; родительские собрания, выставки творчества детей и взрослых, выставка детской литературы для семейного чтения, выставка педагогической литературы для родителей, подарки и приглашения к праздникам, изготовление костюмов и атрибутов, организация дней рождения детей, участие в спортивных развлечениях, фотографирование детей, видеосъемка. встречи родителей с будущими учителями.

Слайд 12

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП оформление мультимедийной презентации; семинар – практикум для педагогов создание «портрета и модели выпускника ДОУ» как конечного результата воспитательно-образовательного процесса; оформление фотовыставки.

Слайд 13

ИТОГИ У дошкольников сформировалось эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания; расширились знания о мире школьников, появился высокий интерес к школе, школьной атрибутике. Освоены новые формы взаимодействия педагогов и родителей. Повышен уровень педагогической компетентности всех участников проекта. Осуществлен обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.

Слайд 14

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/27/proekt-k-shkole-gotovy

К школе готов!.. или нет? об адаптации к новой жизни

Когда наступает определенный возраст, родители спешат отдать своих чад в первый класс.

Ребенок умеет читать, писать, считать, зачем ему в садик ходить? Вот и топают шестилетние малыши с огромными букетами в школу, счастливые и беззаботные, считающие, что там будет так же весело и интересно, как раньше. А потом начинаются проблемы, потому что ребенок, оказывается, совсем не готов к школьной нагрузке…

Многие психологи уверяют, что лучше отдать ребенка в учебное заведение позже, чем раньше. В начальной школе дети часто «выезжают» за счет хорошей памяти, но в средней уже требуется логика, и в дневниках появляются «тройки». Родители возражают: «Я пошел в шесть — и ничего, выучился же!» Однако готовность определяется вовсе не багажом знаний, с которым бывший детсадовец идет в первый класс…

Ребенок готов к школе, если:

  • он может в течение 25-30 минут выполнять задание, умеет сосредоточиться, следовать определенной инструкции — найди середину листка, отсчитай от нее три клеточки вправо, закрась четвертую, затем проделай то же влево, вверх, вниз; теперь… и т.д.
  • обладает некоторой самостоятельностью, самоорганизацией, может спланировать свою работу. Безусловно, на начальном этапе ему потребуется помощь взрослого. Но, желательно, чтобы он и сам умел расставлять приоритеты в делах.
  • присутствует познавательный интерес — «Я хочу пойти в школу, потому что узнаю там много нового».
  • легко выстраивает отношения со сверстниками. Если здесь есть сложности, полезно будет заранее познакомиться с будущими одноклассниками, организовать им общий досуг, научить ребенка вливаться в коллектив при помощи ролевых игр. Тогда он будет чувствовать себя уверенней.

Период школьной адаптации

Родителям не стоит гнаться за большим количеством интересных предметов в начальной школе. Ребенку нужно адаптироваться, привыкнуть, настроиться на новый лад. Здесь лучше всего поможет хороший учитель. Юлия Солнце, педагог с 30-летним стажем, рассказала, как действовать, если у воодушевленного поначалу ребенка вдруг пропал всякий интерес к учебе.

  1.  …Не начинайте разговор с вопроса об успехах и оценках. Лучше искренне порадоваться встрече, обсудить предстоящие домашние события (желательно приятные). Одним словом, переключите внимание ребенка с требовательной школьной обстановки на теплую домашнюю.
  2. Школьными делами лучше заниматься вместе (после ужина и прогулки). На этом этапе обсудить неудачи и успехи, акцентируя внимание на последних. Похвала за достижения формирует базис учебного интереса (мотивацию на обучение). Первые несколько лет родителям рекомендуется жить школьными хлопотами с ребенком, готовить вместе домашние задания. Первоклассник должен чувствовать поддержку, помощь и заинтересованность. И меньше критики, больше творчества! Помните, что привычный вид деятельности для ребенка — это игра. Предложите его любимому медвежонку присоединиться к вам при выполнении заданий. Делайте перерывы, уделяя внимание совместной веселой гимнастике.
  3. Уважайте труд ребенка в школе. Ведь это серьезная работа, требующая немалых усилий. Объясняйте важность обучения для будущего первоклассника (а не для его родителей). Можно подчеркивать статус школьника по отношению к более младшим детям. Они ведь любят быть взрослыми, а понимание того, что взрослость — это ответственность за уроки, поведение в школе и т.д., — ускорит процесс адаптации к новым условиям.
  4. Творите вместе со своим школьником. Тематические проекты, стенгазеты, поделки вызывают у детей больший интерес, чем академические занятия. Поэтому когда ребенок представляет перед классом такой проект, пусть даже почти полностью выполненный родителями, он получает подкрепление от класса (удивление, радость, интерес одноклассников), и это мощно подстегивает его на достижение успеха в учебе.
  5. Подводите итоги по окончанию недели, месяца и поощряйте ребенка. И пусть поощрение носит не материальный, а событийный характер — поход в театр, цирк, велопрогулка в парк и т.д.
  6.  Для формирования учебного интереса полезна внеурочная деятельность. Лучше та, которая включает игровые интересы ребенка: кружок робототехники, уроки рисования, танцы, театральная студия и т.д. Не нужно нагружать занятиями, которые ему в тягость, скажем, игрой на скрипке при явном интересе к плаванию. При этом, не стоит водить ребенка в большое количество кружков, это грозит перегрузкой, при которой очень сложно сформировать интерес к учебе.

Важно, чтобы действия родителей имели системный характер, не эпизодический. И не стоит ждать скорых результатов, учебный интерес может формироваться до двух лет.

Источник: https://uparents.ru/k-shkole-gotov-ili-net/

Готовность ребёнка к школе: интеллектуальная, мотивационная, психологическая, социальная, физическая / Mama66.ru

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.

Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

1. Мышление

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
  • знать цвета;
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

2. Память

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

3. Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников.

Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным.

Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

Мотивационная готовность к школе

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:

  • хочет посещать занятия;
  • стремится узнать новую и интересную информацию;
  • хочет получать новые знания.

Психологическая готовность к школе

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Социальная готовность к школе

У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Физическая готовность к школе

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.

Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:

  • проверить его слух;
  • проверить зрение;
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).

Тестирование будущего первоклассника

Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Оно направлено не на то, чтобы взять на обучение только сильных учеников и отказать слабым. В законодательстве указано, что школа не имеет права отказывать родителям в приеме малыша в первый класс, даже если он не сможет пройти собеседование.

Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.

Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:

  • посчитать от 1 до 10;
  • выполнить простые арифметические действия в задаче;
  • изменить существительные по числу, роду;
  • придумать рассказ к картинке;
  • выложить из спичек фигуры;
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • нарисовать что-либо.

Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе:

  • нарисовать человека;
  • срисовать буквы или группу точек.

Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.

При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.

Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком.

Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются крохам о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить.

Кроме этого, педагог попросит малыша высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.

Второй раз в первый класс, или готовность родителей

К школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Важно понимать, что собрать свое чадо в первый класс – довольно затратный процесс. Мама и папа должны быть готовы к крупным расходам.

Ребенку понадобятся канцелярские товары, одежда, обувь, портфель. Возможно, потребуется оказание школе материальной поддержки.

Ежемесячные расходы будут включать в себя затраты на оплату обедов, охранных услуг.

Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины.

Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни.

Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Читайте также:  Прогулка по морю

Родителям не стоит впадать в панику в такой ситуации. Если малышу всего 6 или 7 лет, то не обязательно в это время отдавать его в школу. Многие дети начинают обучение только после исполнения 8 лет. К этому времени все проблемы, которые замечались ранее, могут исчезнуть.

Не стоит забывать о занятиях. Родителям желательно до школы научить своего сына или дочь чтению и письму.

Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить.

Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага: компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день.

Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

Если же ребенку уже 8 лет, а его характеристика готовности к школе не идеальна, то стоит разобраться в конкретных причинах и постараться решить их. Дополнительные занятия дома, специальные упражнения можно продолжать проводить. Если же у ребенка что-то не получается, то не стоит на него давить. Это может только расстроить его, он разочаруется в учебе.

В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад.

На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна.

Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.

Советуем почитать: А вы знаете, какие документы нужны при поступлении ребёнка в 1 класс?

Вы здесь: Главная » Ребенок » К бою готов? Определяем готовность ребёнка к школе

Источник: http://mama66.ru/child/804

Насколько ваш ребенок готов к школе

Если родители шестилетнего ребенка спросят, когда же начинать его подготовку к школе, специалисты, повторяя слова Макаренко, скажут: «Вы опоздали уже на шесть лет».

Действительно, закалять малыша, вырабатывать правильный режим, приучать к самостоятельности следует с самого рождения. Но не расстраивайтесь: даже если до школы остались считанные месяцы, можно еще многое успеть.

 

Фото © Stepup.press

Школьная жизнь сильно отличается от того, что с детьми происходило раньше, — она требует ответственности, организованности, некоторых ограничений.

Как быстро ребенок адаптируется к новому? Психологи выделяют три составляющие успеха:

  • развитие внимания, памяти и интеллекта; умение производить некоторые действия в уме;
  • способность произвольно управлять собой — умение сосредоточиваться на одном деле и самостоятельно работать над заданием;
  • мотивация — интерес к школе, по-настоящему глубокая заинтересованность в обучении.

Именно по этим трем направлениям следует готовить ребенка к первому классу. Вот несколько советов, которые помогут справиться с непростой задачей, даже если в вашем распоряжении осталось всего лишь «последнее лето детства».

Проявляйте больше оптимизма: пусть ребенок чувствует, что вам приятно общаться и заниматься с ним. Будьте последовательны — пусть привыкает к тому, что отныне каждый день предстоит некоторое время уделять занятиям.

Добавляйте в занятия элементы игры, не перегружайте заданиями, чтобы не отбить у будущего школьника интерес к учебе. Чаще рассказывайте о собственных одноклассниках, учителях, забавных школьных приключениях.

Смастерите «доску почета», где будут отмечаться успехи будущего ученика, чтобы достижения стали наглядными.

Предлагаем вам тест, позволяющий выяснить, насколько ваш ребенок готов к школе.

1. Радует ли ребенка тот факт, что в скором времени он станет первоклассником? 2. Есть ли у ребенка потребность в новых знаниях? 3. Легко ли ребенок управляет своим вниманием, может ли длительное время заниматься одним и тем же делом? 4. Справится ли ребенок с задачей придумать рассказ, опираясь на картинки? 5.

Любит ли ребенок читать стихи? Сможет ли продекламировать больше одного стихотворения? 6. Может ли он называть существительные во множественном числе (стол — столы, мышь — мыши и т. д.). 7. Хорошо ли он читает по слогам? 8. Сосчитает ли ваш ребенок до 10 и в обратном порядке? 9.

Аккуратно ли он пользуется клеем и ножницами, доверяете ли вы ему вырезать самостоятельно? 10. Часто ли у него возникает желание порисовать или раскрасить картинки? 11. С легкостью ли ребенок собирает пазлы? 12. Хорошо ли он знает, как называются домашние и дикие животные? 13.

Сможет ли он обобщить понятия (например, брюки, свитер, пальто назвать одним словом: одежда)?

14. Если вы дадите ребенку инструкцию, сможет ли он четко следовать ей?

Теперь за каждый ответ «да» поставьте 1 очко и посчитайте, сколько получилось в сумме.

13–14 баллов: Вы хорошо поработали, готовя ребенка к школьной жизни, можно смело сказать, что для него адаптация пройдет легко.

9–12 баллов: Ваш ребенок уже многому научился, но есть сферы, над которыми вам надо поработать. Те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, подскажут, на что обратить особое внимание.

Меньше 9 баллов: Старайтесь больше времени уделять подготовке ребенка к школе, ему очень нужно ваше внимание и участие! Если вы поняли по результатам теста, что ребенок недостаточно подготовлен, не огорчайтесь, ведь главное — вовремя выявить и предупредить возможные трудности.

Автор Е.Чубукина

 

Е.Чубукина «К школе готов!»Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ruКупить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Купить в Литрес

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/naskolko-vash-rebenok-gotov-k-shkole

К школе готов! всестороннее развитие дошкольника

Дорогие родители! Ваш малыш растет не по дням, а по часам, еще немного — и он станет первоклассником. А готов ли он к школе, обладает ли всеми необходимыми знаниями и умениями? Этот выпуск познакомит вас с важнейшими аспектами подготовки к учебной программе.

Читайте его вместе с ребенком, следуйте советам опытных педагогов, отвечайте на вопросы психологических тестов, выполняйте практические задания…

И пусть этот ответственный период подарит вам радость совместного творчества и наполнит уверенностью, что дочка или сын справятся с любыми трудностями.

Тест- Готов ли ребенок к школе? ч.1 МИЛЕНКА

Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ| Видеолекции | Инфоурок

ПараметрЗначение
Автор(ы) Чубукина Екатерина Сергеевна

Показано предложений по цене от руб. до руб.

МагазинЦенаНаличие

«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров.

Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина).

Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина. Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.

Цена от 109 руб до 247 руб в 2 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт 5/5 Наличные, б/н, visa, qiwi, webmoney, я.деньгиКэшбэк до 7%
ЛитРес 5/5 Кэшбэк до 14%
OZON 5/552246 отзывов Быстрая доставка!

Заказывайте он-лайн и получайте часть денег обратно, подробнее..

  • Евпатория
  • Керчь
  • Севастополь

Сборники по подготовке к школе. Тесты Амфора

Категория 87 р. — 130 р.

Все Сборники по подготовке к школе. Тесты Амфора »

Сборники по подготовке к школе. Тесты в Симферополе

Категория 87 р. — 130 р.

Сборники по подготовке к школе. Тесты: другие издатели

Источник: https://xn--e1afkclaggf6a2g.xn--80agbcqdjc3d.xn--p1ai/tovar/1751661_k-shkole-gotov-vsestoronnee-razvitie-doshkolnika-amfora.html

Готов ли ваш ребёнок к школе

Когда ребёнок достигает школьного возраста, перед его родителями может возникнуть дилемма: отдавать его в школу ближайшей осенью, либо подождать ещё год.

Как правило, в таких случаях появляется много советчиков, одни говорят, что лучше ещё подождать, другие твердят, что отдавать ребёнка на школьное обучение необходимо именно в 6 лет. Конечно, прислушиваться к советам считается благоразумным, но все же родителям приходится самостоятельно определить, готов ли их ребёнок к школе.

Для этого не обязательно посещать психологов, педагогов, — определить готовность дошкольника к первому классу совершенно несложно, достаточно лишь хорошо знать своего малыша.

  • Малыш, идущий в первый класс, должен немного ориентироваться в окружающем. Ему необходимо иметь представление, что означает: направо — налево, большой — маленький, высоко — низко, вперёд— назад.
  • Он должен чётко называть своё имя, фамилию, отчество, возраст, домашний адрес, а также имена всех своих ближайших родственников.
  • У ребёнка должно появиться желание идти в школу, а для этого у него должна быть мотивация. Определить эту мотивацию ему могут помочь родители.
  • Дошкольник должен быть коммуникабельным, уметь общаться со сверстниками.
  • Дошкольник должен быть хорошо развит физически: нормальное зрение, слух, общее состояние здоровья.
  • Следует обратить внимание на развитие зрительной памяти, а также зрительного восприятия.
  • Важно, чтобы были развиты такие качества, как самостоятельность, организованность, воспитанность.
  • Дошкольник должен иметь представление о том, как необходимо правильно общаться со взрослыми людьми.
  • Кроме вышеперечисленных, одним из важных критерий, является умение дошкольника контролировать своё поведение, а также эмоции.

Со сколько лет отдавать в школу

Однако у многих родителей наряду с главной проблемой: готов ли к школе ребёнок, возникает не менее важный вопрос — когда отдавать ребёнка в школу? И, хотя современное образование предусматривает обучение детей с шестилетнего возраста, в этом вопросе существует множество противоречий.

Психологи утверждают, что отдавать в школу необходимо именно в 7 лет. Связано это с тем, что шестилетний малыш, скорее всего, психологически ещё не готов к школьному обучению — даже если изначально ему всё будет даваться легко — приблизительно к середине обучения могут возникнуть проблемы и затруднения в учёбе.

С точки зрения медицинских работников, отдавать шестилетнего в школу, родителям не рекомендуются, так как организм ребёнка ещё не готов к этому физически. — Дети быстро утомляются, могут даже терять вес.

Дошкольник в этом возрасте неё всегда ещё готов рассуждать самостоятельно, а также концентрировать своё внимание на учебной программе. В таком возрасте ещё слабо развита мелкая моторика рук, что сказывается на написании букв.

В этом случае ребёнок будет беспокоиться и нервничать.

Однако следует помнить, что отдавать детей в школу в возрасте более 7 лет — также не является правильным. Во-первых, школьник будет явно отличаться от своих одноклассников ростом и весом, что может быть неприятным для него.

Ему также может быть скучно с ребятами в классе, ведь они малы для него. Поэтому оптимальным вариантом похода в первый класс — является период возраста с 6 до 7 лет.

Родителям необходимо помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и определить, когда отдавать его в школу, необходимо самостоятельно, учитывая все его умения, навыки, а также желания.

Если же родителям кажется, что их малыш не соответствует нескольким из критериев, перечисленных в этой статье — следует задуматься, и уделить ему больше внимания, попробовать объяснить ребёнку элементарные вещи и оценить его реакцию.

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/podgotovka-k-shkole/gotov-rebenok-k-shkole.html

Во сколько лет ребенок готов к школе?

Есть мнение, что современный темп жизни и уровень развития человечества привел к тому, что детей нужно отдавать в школу с шести, а лучше — с пяти лет. Но психологи настойчиво утверждают, что треть детей семилеток не готова к тому, чтобы обучаться в школе.

А что уж говорить о шестилетках? И если даже не вдаваться в подобные рассуждения, перед многими родителями, дети у которых родились зимой или осенью, встает непростой вопрос: во сколько отдать своего ребенка в школу — в шесть с половиной или в семь с половиной? Нужно хорошо обдумать этот вопрос и принять единственно правильное решение, от которого, быть может, будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка. Поэтому, как всегда, за советом мы идем к психологу.

Наталья Львова, ведущая:

— Давайте немного углубимся в историю этого вопроса. Кем и когда был определен возраст готовности ребенка к школе, т. е. возраст семи лет?

Елена Громова, семейный и детский психолог:

— Вопрос, в каком возрасте ребенок может идти в школу, достаточно непростой, и по сей день идут споры на эту тему.

Так сложилось, что в России — это возраст семь лет, на Западе — это возраст пять лет, но там не школа как таковая, как мы себе можем понять, а там система непрерывного образования, и где-то с пяти-шести лет, в зависимости от района, есть так называемая «предшкола», где дети готовятся к школе, но не за счет каких-то определенных занятий, а прежде всего обучаясь в игре, приобретая определенные знания, умения, навыки в игре.

Почему возраст семь лет у нас в России и принято в семь лет отдавать ребенка в школу? Это связано с возрастными особенностями ребенка.

В семь лет – вы, наверное, все слышали, что есть такое понятие «кризис семи лет» (есть кризис трех лет, есть кризис семи лет) – что же такое «кризис семи лет» и почему важно, чтобы он у ребенка состоялся, и ребенок после этого кризиса пошел в школу, а никак не до.

Дело в том, что новоообразованием этого возраста — при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему, в период кризиса семи лет происходит формирование внутренней позиции школьника. Ребенок перестает довольствоваться тем, что было у него раньше.

Он хочет выстраивать новые отношения со взрослым, у него возникает познавательная потребность, и он становится готовым быть учеником. Это происходит именно к семи годам приблизительно.

— Здравствуйте, меня зовут Николай. Моему старшему ребенку пять с половиной лет — это девочка, она уже умеет читать, писать. Меня интересует вопрос: во сколько лучше ее отдавать в школу, с какого возраста?

— Прогресс налицо, и дети более интеллектуально развиты, чем мы или чем наши предшественники, чем бабушки и дедушки; но дело в том, что интеллектуальное развитие не определяет уровень готовности ребенка к обучению в школе.

Это лишь один из параметров, и если другие параметры у ребенка не сформированы — об этом мы сегодня поговорим,- то нельзя говорить, что ребенок уже созрел для школы. Каким бы он умным ни был, он должен еще иметь возможность воспользоваться этими знаниями и захотеть воспользоваться этими знаниями.

Поэтому раннее интеллектуальное развитие не является гарантом того, что ребенок рано может пойти в школу.

Читайте также:  Ложку за маму, ложку за папу...

— Здравствуйте, меня зовут Евгения. У меня такой вопрос: с какого возраста лучше отдавать ребенка в школу: с шести с половиной лет, или дождаться семи с половиной? Какие признаки готовности ребенка к школе должен знать родитель?

— Итак, какие критерии. Психологическая готовность к школе, если мы берем за основу подход Н. И. Гуткиной,- заключается в следующем.

Первый параметр — это мотивационная готовность — насколько ребенок хочет идти в школу (или не хочет), а если не хочет — то почему.

Второй параметр — это произвольная сфера, насколько ребенок готов действовать по правилу и по образцу. Я думаю, что мы об этом еще подробнее поговорим в конце, и я расскажу родителям, как можно провести определенную диагностику в домашних условиях.

Третий параметр — это речевая сфера, насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько хорошо он пользуется словарным запасом, и хорошо ли у него развит фонематический слух.

И четвертый параметр — это интеллектуальная готовность,- то, о чем чаще всего говорят, и считают, что это определяющее. Оказывается это не определяющее, а один из параметров психологической готовности к школе.

Соответственно, если вы хотите понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет, вы должны посмотреть на эти четыре параметра и сделать определенные выводы — готов ребенок по всем параметрам к школе, или нет.

Чаще всего происходит так, что ребенок в шесть с половиной лет может быть готов, допустим, по речевой сфере — у него хороший словарный запас, если родители много ему читали, он очень хорошо рассказывает по картинкам, у него хорошо развитая связная речь, он хорошо слышит звуки в слове, но этот ребенок совершенно не хочет идти в школу — он еще не наигрался. Или у этого ребенка еще не развита произвольная сфера, он не может долго сидеть, он не может сдерживать свои эмоции, он не может подчиняться правилам взрослого и выполнять какое-то неинтересное задание. Важно, чтобы все четыре параметра были к семи годам у ребенка сформированы — тогда можем говорить, что ребенок готов к школе. Будет это возраст 6 лет и 8 месяцев, 6 лет и 9 месяцев или 7 лет и 5 месяцев — все зависит от конкретного ребенка.

— Моя дочь пойдет в школу в шесть с половиной лет, но мы вообще ранние — в 4 месяца села, в 8 она пошла. С четырех лет ходим в школу раннего развития, там психологи все хором нам советуют не передерживать ребенка. Вижу сама, что ребенок готов к школе, но все-таки: не отнимаю ли я у нее год детства, когда можно еще поиграть, а в современной школе ведь очень трудно учиться?

— Все-таки мама сомневается, если задает такой вопрос, и такое ощущение, что пытается себя уговорить, что она, в общем-то, делает правильно. Раннее развитие и раннее интеллектуальное развитие не является гарантом готовности детей к обучению в школе. Если ребенок начал рано сидеть, рано говорить, рано ползать, это еще ни о чем не говорит.

Если ребенок кажется родителям очень умненьким, как они говорят, умеет читать считать и писать, это не значит, что он готов к школе. На вопрос, не лишаете ли вы ребенка детства, ответ, мне кажется, будет однозначным – да, лишаете, потому что учиться в современной школе, конечно, очень нелегко — тем более детям шести с половиной лет.

Я бы потратила лишний год на то, чтобы ребенку дать возможность просто поиграть.

— Мой сын готов к школе уже в пять лет, умеет читать, считать, пишет печатными буквами, усидчив. До школы еще два года — не будет ли ему скучно, если отдам его в школу с семи лет, не пропадет ли интерес?

Возвращаясь к тому, что умение читать, считать, писать, как любое раннее интеллектуальное развитие, не является гарантом того, что ребенок готов к обучению в школе.

Есть определенные возрастные закономерности, и ребенок в пять лет еще не может быть учеником в школе, еще не может выполнять эту работу, он просто не созрел.

Как бы у нас цивилизация ни двигалась вперед, как бы ни были развиты дети, возрастные особенности остаются на том же уровне. Есть определенные закономерности в развитии, которыми пренебрегать нельзя.

По поводу того, не будет ли ему скучно в школе — вот это большой вопрос. Потому что если оставшиеся два года до школы он активно будет дальше продолжать учиться читать, писать, считать и ходить на разные занятия – да, он устанет от них, и придет в школу уставшим, потому что, собственно говоря, какие знания ему получать — он и так уже все знает, «профессор» пришел.

Если вы, наконец, поймете, что для ребенка самое главное, самое решающее — это игра, и дадите ему возможность эти два года просто наиграться, и в игре приобрести необходимые знания, умения и навыки, то тогда ваш ребенок придет в школу и сможет с удовольствием учиться; тогда для вас это не будет столь важно, когда вы перестанете так фокусироваться на теме приобретения каких-то умений.

Игра «школа» — это одна из сюжетно-ролевых игр, где ребенок встраивается в определенный сюжет, играет определенную роль — то учителя, то ученика.

Как правило, дети очень любят в нее играть, и я бы вам сказала, что это игра не только развивающая и очень полезная для детей, которые скоро пойдут в школу, но она еще является диагностической.

Если ребенок в этой игре всегда хочет быть только учителем, стоит задуматься — а готов ли он идти в школу? Если он хочет быть учеником и выполнять задания, или эти роли хотя бы чередуются, то тогда можно говорить о том, что возможно, он уже созрел, как ученик.

— В качестве учителя и ученика могут быть родители, или лучше ровесники, или плюшевые звери?

— Это могут быть игрушки, братья и сестры, это могут быть друзья, взрослые — неважно.

Главное, что в этой игре распределены четко роли, и ученики должны слушать, что говорит им учитель, выполнять задания, а учитель должен давать оценку тому, что они сделали и предъявлять к ним какие-то требования, вводить определенные правила. Здесь как раз моделируется реальная школа, реальные отношения, с которыми ребенок столкнется, когда пойдет в первый класс.

 — Хочу отдать сына в школу в 7лет и 8 месяцев, мы «зимние». Мне и психологи советуют так же, но в этом году есть возможность попасть к очень хорошему учителю. И еще думаю про армию — ведь чем раньше сын закончит школу, тем больше времени будет, чтобы поступить в институт и избежать призыва. Что делать, подскажите.

— Семь лет и восемь месяцев…. На самом деле тут бывает разное развитие событий. Бывает, что ребенок в этом возрасте достаточно хорошо встраивается в школу, а бывает, что ему, оказывается, надо было бы годик подождать.

Поэтому я бы не довольствовалась мнением одного специалиста и нашла бы возможность найти узкоспециализированного психолога, который смог бы провести диагностику психологической готовности к школе и дать адекватную оценку — действительно ли ребенок в этом возрасте уже готов – конкретный ребенок.

По поводу учителя — я понимаю, что хороший учитель — это очень важно для начальной школы, и это правильная позиция — искать хорошего учителя, а не просто хорошую школу. Но подумайте: за учителем невозможно угнаться, учитель может уйти в декрет, может уволиться или перевестись на другую работу.

Вы можете привести ребенка к одному учителю, а через год будет другой. Поэтому, мне кажется, нужно все-таки ориентироваться на ребенка, на то, хочет ли он в школу, готов ли он к ней. А через год, возможно, появится другой новый учитель, которому вы тоже с удовольствием отдалите ребенка.

Я бы сказала: здесь еще не только об учителе важно подумать, а о том, по какой программе будет учиться ребенок.

Про армию. На самом деле мы не можем предугадать, что будет через n-ное количество лет, что поменяется в нашем законодательстве, с какого возраста и каким образом будут призываться наши мальчики в армию. Я бы сказала, что шансов поступить в институт у ребенка, который на год позже пошел — а тем более у мальчика, будет намного больше, чем у ребенка, который пошел слишком рано.

Наталья Львова:

— Да, тем более, сегодня 11 лет учатся. По любому, в 18 лет.

В конце нашей беседы, Елена, может быть, Вы дадите какие-то конкретные тесты готовности ребенка к школе, которые родители могут дома со своими детьми провести?

Елена Громова:

— Первый показатель, о котором я уже говорила, называется мотивационная готовность ребенка к обучению в школе, хочет ли ребенок идти в школу — спросите у него. Если он говорит что хочет, то узнайте — а что же его привлекает в школе, почему он хочет пойти в школу. Вот здесь вскрывается очень много интересных фактов.

Ребенок может, например, сказать, что в школе будут его друзья из детского сада, в школе он сможет с ними играть на переменах. Это не является той причиной, которая нам нужна, это не является познавательным мотивом.

Очень часто дети говорят, что они хотят пойти в школу, потому что в школе не надо будет спать – это такой «насущный» ответ, но это не та причина, которая нам нужна.

Второй показатель — это произвольная сфера, умение действовать по правилам и умение действовать по образцу. Умение действовать по правилам – можно предложить ребенку поиграть в игры «черное и белое», «да и нет», «летает — не летает» и оценить произвольность поведения.

Когда ребенку задаете вопрос, нельзя произносить «черное» и «белое», нельзя отвечать «да» и «нет» (а очень хочется), задаете такие вопросы, на которые так и хочется сказать «да» или «нет», то вы сможете посмотреть, находится ли все-таки другой вариант ответа у ребенка, или у него все это проскальзывает эмоционально: «да» и «нет», «черное» и «белое».

Далее — умение действовать по образцу. Здесь может быть как и объемный вариант — то есть выложите какой-то узор мозаичный и попросите ребенка повторить сделать такой же. Или это может быть задание на плоскости, а лучше и то, и другое.

Вы можете что-то нарисовать ребенку — очень простое: дерево, дом, и попросить его воспроизвести то же самое.

Очень популярным давно является тест Керна – Йирасека — пишется фраза «он ел суп», и здесь в определенном порядке точки, и ребенок должен на таком же листе бумаги пустом все это воспроизвести.

Если мы говорим о самом тесте Керна – Йирасека, то здесь еще рисуется человек, мы смотрим еще на моторику, как развивается моторика, как он изображает человека, какие части тела и как рисует — это дополнительная информация.

Также вы можете, например, дать какую-нибудь картинку из геометрических фигур, и ребенок может ее воспроизвести, может, что-то посложнее нарисовать, и посмотреть, как он справился с этим заданием. Если справляется и близко к образцу – значит, ребенок может действовать по образцу.

Если вы видите полное несоответствие или достаточно серьезные нарушения отклонения от того, что было нарисовано, то стоит сделать вывод, что умение действовать по образцу все еще не сформировано. Некоторые психологи считают правильным давать детям графический диктант-клетка вправо, клетка влево.

На самом деле этот диктант не является показателем, потому что дети до первого, а иногда и до второго класса, путают «право» и «лево». Поэтому те методики, которые я вам показала, очень просты в использовании, более показательны.

Дальше — речевая сфера. Речевая сфера — это насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько у него хороший словарный запас, и насколько у него развит фонематический слух. Как это проверить? Дать ребенку картинку и предложить по ней составить рассказ.

Лучше, если это будет несколько картинок об одном — бывают такие разрезные картинки, и нужно их правильно расположить — где начало, где конец истории, и потом рассказать. Здесь мы как раз увидим, насколько грамотно ребенок выстраивает речь, какие слова и насколько активно он использует в своей речи.

И второй момент — фонематический слух – очень просто, наша с детства известная игра в «города», а можно ее более упростить — «фрукты», «овощи», и все, что угодно, — предложить ребенку называть слова на заданный звук. Придумай слова, которые начинаются на звук «к»,- и слушать ребенка.

И обратный вариант — когда мы произносим ребенку слова и говорим: в этом слове есть этот звук, или его нет. Этот звук может быть и в середине, и в конце, и в начале.

— Стоит ли этот тест готовности к школе, о котором Вы сейчас рассказали, провести в начале учебного года, когда ребенок пошел в подготовительную группу, и если мы видим какие-то провалы, заниматься с ним специально, и таким образом готовить его к школе?

— Очень хороший вопрос, Наталья, мне очень нравится. Когда я работала в школе и имела возможность видеть деток, которые только пришли в первый класс, я видела, какие сферы у них еще не сформированы. Мне было очень жаль, что они не сделали этого раньше, не нашли, может быть, какого-то другого специалиста, чтобы подготовиться.

Потому что на тот момент, когда они уже в школе, очень трудно, хотя и даешь какие-то рекомендации, что-то скорректировать.

Когда я работала в детском саду, то я старалась всегда проводить эту диагностику в начале учебного года, в подготовительной группе, для того, чтобы родителям дать рекомендации и сказать, что эта сфера у вас уже достаточно хорошо сформирована, уже скоро «созреете» окончательно, а вот здесь надо трудиться и трудиться целый год.

Это на самом деле очень правильный подход, и по идее, в детских садах должны проводиться такие диагностики. Иногда возможно, но у нас, к сожалению, такого нет: посмотреть ребенка хотя бы в апреле-марте, и за лето немножечко подкорректировать, подтянуть, почитать.

Я бы сказала, что роль чтения детям вслух невозможно переоценить в подготовке к школе, потому что здесь задействован и познавательный момент — ребенок узнает и хочет узнавать что-то новое; и речевая сфера, прежде всего; и произвольная, когда ребенок сидит и слушает; и, безусловно, интеллектуальная, потому что ребенок и воображает, как может выглядеть тот или иной персонаж, и обобщает, и систематизирует. Поэтому, пожалуйста, читайте с вашими детьми хотя бы летом!

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач “Мамина школа”

Источник: https://azbyka.ru/deti/vo-skol-ko-let-rebenok-gotov-k-shkole

Ссылка на основную публикацию