Как используется рисуночная методика «человек под дождём»?

Проективная методика «Человек под дождем»

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Инструкция

Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем.

Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Интерпретация рисунка

Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА

НажимСлабый нажим – пассивность, депрессия.Сильный нажим – импульсивность.Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий

Легкие линии – недостаток энергии, скованность.Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Разрыв контура – сфера конфликта.Неотрывные линии – изоляция.Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА

1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК

Поза, ракурсЕсли человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.Человек лежит или сидит – пассивность.Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова

Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.Маленькая голова – низкая значимость интеллектаГолова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза

Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.

Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.

Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос

Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот

Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.Впалый рот – пассивность.Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши

Уши очень большие – подозрительность.Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы

Волосы сильно зашрихованы – тревожность.Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура

Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.Длинная, худощавая – астения.Уродливая – негативизм, импульсивность.Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки

Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.Руки расположены близко к телу – напряжение.За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.Руки расставлены в разные стороны – общительность.

Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.Очень большие кисти – потребность в общении.Кисти рук зачернены – конфликтность.

Большой кулак, острые ногти – агрессивность.Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги

Ноги широко расставлены – потребность в общении.Ступни ног отсутствуют – пассивность.Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя

Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.

Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ

ДождьПо линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь

Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.Если справа – предвидит их в будущем.Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи

Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния

Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга

Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда

Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.

), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ

Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.

Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.

Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Анализ рисунков

Светлана, 38 лет
Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам.

Оля, 13 лет

Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого.

Арина, 21 год

Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»

Неля, 67 лет

Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.

Читайте также:  Творчество в точных науках

Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

Источник: Шевченко М. А. «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей»

Источник: https://psychojournal.ru/tests/947-proektivnaya-metodika-chelovek-pod-dozhdem.html

Человек под дождем — рисуночный тест

Человек под дождём

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.

 Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого.

Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым. При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.

Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.

), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 

Изменение экспозиции 

В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция.

Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

 В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

 Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек».

Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца. 

Трансформация фигуры 

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других.

Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

 Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите.

Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования. 

Аттрибуты дождя.

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

 Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей.

Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги).

Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). 

Дополнительные детали

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

 Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий.

С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

 Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты. 

Искажение и пропуск деталей 

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. 

Цвет в рисунках 

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

 Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. 

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности.

Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Источник: https://multiurok.ru/files/chelovek-pod-dozhdem-risunochnyi-test.html

Рисуночный тест «Человек под дождём» — VALUE

Рисуночный тест «Человек под дождём» <\p>

Этот тест — проективная методик, которую не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители.

Этот простой и очень красноречивый тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько.

Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать: возможности человека к адаптации и его устойчивость к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций. 

Предложите человеку нарисовать два рисунка на двух листах бумаги.

Первый рисунок: «Человек». 

Второй рисунок: «Человек под дождём». 

Ничего не объясняйте, никак не стесняйте фантазию «художника». Просто попросите нарисовать две картинки на свой вкус.

Эти картинки могут быть объединены общим сюжетом, а могут быть и никак не связаны между собой по смыслу.

То есть рисовать можно как историю из двух частей про одного и того же персонажа, так и двух разных людей, двух разных героев. Чем свободнее будет художник — тем точнее будет тест.

Дальше приступаем к анализу рисунков. Рисунки рассматриваются в сравнении.

Дождь — это та самая стрессовая ситуация, выраженная на языке символов.

Смотрим на двух человечков. По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, мы делаем выводы об отношении художника к жизненным трудностям и о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает.

Обычно картинки получаются настолько красноречивыми и символичными, что понять их и проинтерпретировать способен даже неспециалист.
Некоторые рисунки показывают — насколько не сформированы у тестируемого навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации.

Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:

Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);
Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;

Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника?

Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.

Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

Очень много могут рассказать и прочие важные детали рисунка.

Появление на картинке туч, скажет нам о том, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нём думает.

Лужи — скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму.

Обратите внимание на средства защиты от дождя — зонт, плащ, дом, остановочный комплекс и т.п…

Это либо признак чрезмерного невротического желания защищаться от жизненных невзгод («человек в футляре») либо продуманность в подходе к жизни — продуманность до мелочей.

Ну и, наконец, обратите своё внимание на стиль поведения «человека под дождём», на эмоции фигурки — радостный ли человечек, удручённый ли, активный, прячущийся…

Этот тест можно рисовать как цветными карандашами, так и упрощённо, в чёрно-белом варианте. В этом последнем случае Ваша задача как интерпретатора облегчается — Вам не нужно будет дополнительно изучать цвета этой спонтанной проекции.

Источник: http://value-psychology.com/1745-2/

Методика «Человек под дождем»

Интересной версией методики «Рисунок человека» является задание «Нарисуй человека под дождем».

Эта простая модификация основной инструкции дает необыкновенно богатый клинический материал, позволяющий оценить поведение человека, находящегося под действием символического стрессогенного фактора, в данном случае — дождя.

Читайте также:  Учим ребёнка правильно выражать свои мысли

Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание.

Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты. Психологическая защита является многомерным явлением. Защитные механизмы исключительно индивидуальны, многообразны, нередко иррациональны, поэтому не всегда поддаются анализу.

В методике важен аспект реагирования, ситуативного поведения человека в условиях моделируемого стресса. В качестве стрессового фактора
в нашем случае выступает фактор внешней среды — дождь.

Дождь представляет собой амбивалентный символ. Есть люди, которые любят дождь, есть те, у кого он вызывает дискомфорт. Предлагая людям нарисовать человека под дождем, видно, что одни рисуют жизнерадостные картины, другие — совсем наоборот.

Для более полного понимания клиента важно посмотреть, как он «ведет себя» под дождем. Это даст нам возможность либо обратиться к его внутренним ресурсам (если восприятие дождя жизнерадостное), либо проработать способы преодоления жизненных трудностей (если мы видим «плачевную картину»).

Этот метод особенно полезен для диагноста, интересующегося силой эго ребенка. Применение этой процедуры совместно с другими тестами позволяет консультанту ответить на следующие вопросы:

  1. Каким образом изучаемый отреагирует на ситуацию стресса?
  2. Какими личными ресурсами он располагает, чтобы функционировать в среде, вызывающей беспокойство?
  3. Может ли тестируемый успешно планировать свое поведение в ситуациях, вызывающих беспокойство?
  4. Какие виды защиты (например, отрицание, отступление) он использует в трудных для него ситуациях?

Часто тестируемый выражает чувство своей неспособности и «покинутости», рисуя мокрого человека, без какого-либо прикрытия. Такой рисунок отражает также отсутствие уважения к самому себе и вероятнее всего нерешенные проблемы с независимостью. Его автор не имеет мотивации к избеганию неполезных ситуаций и не подготовлен принять вызов, если он будет рассчитывать на свои силы. Человек, не чувствующий себя угнетенным и не впадающий в панику перед лицом стресса, обычно рисует защитную одежду или, например, зонтик. Люди, которые не могут справиться с мельчайшим беспокойством, скорее всего, нарисуют себя, мечущихся панически, не имея возможности убежать.

Спорным моментом в использовании данного теста является вопрос

о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов считают, что до 8—9 лет рисунки человека под дождем являются малоинформативными.

Организация процедуры тестирования

Источник: http://psihdocs.ru/psihologiya-travmaticheskogo-stressa.html?page=22

Методика

Самосовершенствование 25 мая 2016

Внутренний мир человека, его переживания и противоречия всегда сопряжены с миром внешним. Они не могут постоянно находиться запертыми, а находят всевозможные пути выхода, сигнализируя о себе в привычках, поведении и творческих поисках.

Так, например, детские рисунки часто рассказывают больше психологам, чем простое общение с ребенком. Они способны извлечь информацию из самых потайных уголков детской души и на ранней стадии выявить серьезные психические проблемы.

Отталкиваясь от этих принципов взаимодействия души и окружающего мира, была создана рисуночная методика «Человек под дождем».

Применительно к детям она способна рассказать, как реагирует ребенок на стресс, способен ли он преодолевать жизненные трудности, каковы его защитные функции в опасных ситуациях. В чем же заключается суть методики и по каким параметрам формируются выводы?

Описание методики

Одной из версий психологического теста «Рисунок человека» является методика «Человек под дождем». Описание ее довольно просто.

Испытуемого просят нарисовать соответствующую картинку, где дождь ассоциируется со стрессом, а нарисованный человек — с образом самого автора.

В зависимости от того, какие действия выполняет этот человечек и что окружает его, можно сказать, какие модели поведения и эмоции проживает ребенок в некомфортной для него ситуации. Пытается ли он ее преодолеть или, наоборот, пасует, пытается всячески обойти, убежать…

Практическое применение методики

Методика «Человек под дождем» применительна к людям любого возраста, но наибольшей популярности и результативности она достигла в исследованиях школьной адаптации. Так, для многих педагогов и психологов одной из главных целей является изучение взаимодействия первоклассников и помощь им в быстром освоении в новом коллективе.

Нужно помочь детям побороть страхи и комплексы, справиться со стрессовыми ситуациями вне школы, чтобы они в дальнейшем не препятствовали учебному процессу. Чтобы достичь этого, необходимо выбрать правильное средство.

Оно должно быстро и четко охватывать весь поток первоклассников и давать обширные сведения для составления корректной психологической картины.

Проективная методика «Человек под дождем» — самая точная и выверенная система оценки характера и волевых качеств ребенка. Она поможет в сжатые сроки провести диагностику и дать специалисту нужные сведения. Авторами этого рисуночного метода являются Е. С. Романова и Т. И. Сытько.

Они исходили из того, что личные ресурсы и защитные механизмы человека более четко и полно проявляются, когда он сталкивается с неблагоприятной ситуацией — в данном случае дождем.

Дети особенно остро и чутко воспринимают окружающий мир, поэтому изображение природного явления и встречи человека с ним может дать очень эмоциональный и глубокий ответ на вопросы социальной адаптации и поможет сформировать корректное решение в устранении психологических блоков, страхов и комплексов.

Видео по теме

Основные положения

Методика «Человек под дождем» для детей в своем классическом варианте реализуется в два этапа. Сначала предлагается нарисовать просто человека, затем добавляется условие — дождь. Таким образом, психолог получает от ребенка два рисунка.

Разница иногда просто поражает. Изменяется не только эмоциональный фон за счет пейзажа, но и само изображение человека, использование красок.

Также специалистами выявлена разница между рисунками девочек и мальчиков, что говорит о гендерных особенностях социальной адаптации. В целом выделяют несколько ключевых положений или параметров, на которых строится методика «Человек под дождем».

Анализ рисунков происходит именно по размеру рисунка и фигуры человека, его действиям, возрасту и полу, цветовой палитре, а также по пейзажу и дополнительным предметам.

Размер рисунка

В этой категории происходит соотнесение человеческой фигуры с негативными атрибутами (каплями дождя, лужами, тучами, молниями).

Обилие и нестандартные размеры последних говорят о неспособности принимать стрессовые ситуации и пытаться их быстро разрешить.

Обратная ситуация в дополнении с аккуратностью рисунка, его эстетикой указывает на достаточный личный ресурс, который позволяет ребенку легко адаптироваться к непривычной обстановке.

Размер фигуры

Немалый акцент при анализе падает и на размер человеческой фигуры. Маленький размер говорит о некотором бессилии и необходимости в поддержке. Показателем потери опоры (почвы под ногами) может служить и слишком большой размер фигуры «человека под дождем», когда она увеличена настолько, что на лист бумаги помещен только корпус, ноги остаются «за пределами рисунка».

Уделяется внимание и расположению самой фигуры относительно центра картинки. Потеря его и смещение говорят о внутреннем дискомфорте ребенка, утрате внутреннего стержня или «центра», которые возникли вследствие неблагоприятных ситуаций. К ним относится та же адаптация к новым условиям и обстановке.

Действие человека

Каждая деталь в детском рисунке дает ответ на ряд вопросов, которые ставят специалисты и проективная методика «Человек под дождем». Интерпретация действий или бездействий главного персонажа говорит о готовности преодолевать трудности или пасовать перед ними.

Однако характер действий может быть различен. Человек может стоять, спокойно гулять, спасаться бегством, прыгать и радоваться, сидеть или лежать в луже. Каждый вариант, как правило, напрямую соотносится с реальным поведением ребенка при неблагоприятных факторах.

Пол и возраст

На готовность принимать решения указывает и пол фигуры. Многочисленные исследования доказали, что мальчики не всегда рисуют мужскую фигуру, а девочки — женскую. В данном случае пол символизирует модель поведения при разрешении стрессовой ситуации, а именно: мужскую и женскую.

Первая характеризуется решительностью, ответственностью, активными действиями в поиске выхода. Женской модели поведения свойственны пассивность, ранимость, доминирование интуиции. «Смена пола» человека в рисунке — это четкий указатель на изменение стиля поведения, реагирования.

Нередко в детских работах происходит и смена возраста главного персонажа. Понятно, что изображаемый человек — это прямая проекция автора рисунка. Поэтому возраст в данном случае может интерпретироваться как уровень качеств, помогающих ребенку принимать решения.

Так, изображение взрослого человека может свидетельствовать о рассудительности, даже некой мудрости в сложных ситуациях либо говорит о потребности в опоре, поддержке со стороны взрослых. Изображение ребенка под дождем указывает на детское начало автора.

Аналитическая справка методики «Человек под дождем» в этой ситуации дает оценку характеру автора по действиям нарисованной фигуры и общему настроению рисунка.

Цвет

Немаловажную роль отдает методика «Человек под дождем» и цветовой палитре детского рисунка. Обычно ребенок использует любимые цвета, поэтому могут быть изображены фиолетовые лужи, синий или розовый дождь. Сама человеческая фигура, как правило, такая же цветная и радужная.

Однако при исследованиях встречались и контрастные рисунки, где дождь и тучи были окрашены в темный и мрачный цвет, а человек, наоборот, представлен светлыми или яркими тонами. Использование широкой палитры цвета и противопоставление человека природной стихии говорит о четком осознании ребенком стресса и себя в этой дискомфортной ситуации.

Таким образом, цвет — это проявление бессознательного, показатель отношения автора к себе, дождю и ситуации.

Средства защиты

Дополнительные атрибуты на рисунке также попадают под психологическую оценку. Так, самыми предсказуемыми являются изображения зонта, плаща, капюшона, накидки. Человек, надевая на себя эти средства защиты, может спокойно продолжать заниматься привычными делами — это вполне естественно.

Однако иногда, несмотря на зонт и другие элементы, дождь все равно проникает в пространство человека. Для специалиста это служит сигналом о том, что привычные защитные механизмы уже не работают, и необходим новый стиль поведения и реагирования на негативные воздействия извне.

Существует и другой тип рисунка, когда он изображается в плаще или с зонтом, но при этом нет ни дождя, ни туч. С такой композицией довольно редко сталкивается методика «Человек под дождем». Интерпретация ее сводится к характеристике автора как человека сверхзащищенного, всегда готового к удару.

Он вполне успешно преодолевает стресс, но при этом находится в постоянном напряжении. А стоит ли игра свеч? Именно этот вопрос предстоит решить ребенку вместе с психологом.

Пейзаж

Помимо самого дождя, на рисунках изображены тучи — причина дождя, и лужи — его следствие. Иногда из огромных туч сыплет мелкий дождик.

Это значит, что негативные ожидания, страхи автора часто превосходят действительность.

Лужи методика «Человек под дождем» интерпретирует как чрезмерную чувствительность ребенка, способность долго переживать по поводу неприятных факторов, «носить в себе осадок».

Однако встречаются и позитивные образы (например, радуга, проглядывающее солнце, цветы). Как правило, они указывают на ресурсы, способствующие благоприятной психологической адаптации. Негативные же символы, напротив, усугубляют стрессовую ситуацию и требуют вмешательства специалиста.

Эмоциональный фон рисунка (позитивный или негативный) строится из совокупности его параметров.

Если фигура человека под дождем активна, нарисованы сопутствующие положительные символы, то у ребенка вполне достаточно личных ресурсов, чтобы противостоять стрессу.

Если в рисунке доминируют негативные параметры, то ребенку предлагают устно составить рассказ к изображению. А уже из него можно получить информацию о возможностях противостоять неблагоприятным факторам.

Читайте также:  Как играючи выучить английский алфавит с ребёнком?

Психологический комментарий

Проективная методика «Человек под дождем» — это занимательный и удивительно точный способ собрать необходимую информацию об эмоциональном состоянии ребенка, его потребностях, безопасности, защитных механизмах при стрессовых ситуациях.

А также она способна показать уровень потребности в самоуважении, самореализации и личностном самосовершенствовании. Для психологов результаты рисуночного теста определяют степень работы над стилем детского поведения, реагирования на стресс.

При выявлении проблем и психологических барьеров специалисты должны заняться корректным формированием осмысленного отношения ребенка к неблагоприятным воздействиям, понимания их причин и следствий.

Методика «Человек под дождем» для дошкольников — это уникальная возможность предугадать и предупредить психологические проблемы, подготовить детей к возможным ситуациям, тем самым сгладить резкие и негативные реакции.

Наблюдения

Наибольший интерес вызывают рисунки детей, которые воспитываются в интернатах. Ведь каждый из них уже имеет за плечами огромный багаж переживаний (развод или смерть родителей, их алкоголизм и лишение родительских прав и т. п.).

Как правило, изображаемые фигуры беззащитны перед дождем, что является символической проекцией.

Деформированное изображение, невозможность разобрать пол и возраст персонажа, нечеткость линий указывают на то, что травматические ситуации не позволяют быть устойчивым к воздействиям, меняют восприятие мира ребенка и образ его «Я».

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/213320/

Информативное собеседование: как узнать о кандидате больше — Trainings.UA — портал об обучении и развитии персонала

Таисия Василишина, генеральный директор консалтинговой компании «ТОП АкадемиЯ», поделилась технологией применения проективной рисуночной методики «Человек под дождем» для изучения особенностей личности кандидата на собеседовании.

Часто, проводя собеседование с кандидатом, мы сталкиваемся с тем, что все идет слишком гладко. Достойное резюме, позитивные рекомендации, красиво и правильно говорит. Все это сообщает нам о том, что это именно тот специалист, которого мы ищем. Но это не всегда так.

На собеседовании, даже если их несколько и проводятся они по всем правилам, мы не всегда можем заглянуть «за кулисы» личности кандидата. Нередко остается чувство некоторой недосказанности.

Однако в суете оперативного менеджмента и в гонке за результатом — закрытием вакансии — мы принимаем решение больше интуитивно и эмоционально.

Руководствуемся двумя вещами: своими чувствами, сравнивая: «этот мне понравился больше, чем пять предыдущих», и управленческой позицией: «пусть начнет работать, а там посмотрим по результатам».

И очень часто ошибаемся. А такие ошибки обходятся компании достаточно дорого.

Возникает вопрос, как же не ошибиться в следующий раз? Тут на помощь приходят проективные методики, активно применяемые в психологической практике. Проективные методики используются как средства диагностики индивидуальных особенностей личности. Эти инструменты могут оказаться очень полезными в изучении личности кандидата при приеме на работу.

Довольно информативной и несложной в применении является проективная рисуночная методика «Человек под дождем».

Этот простой рисуночный тест позволит получить о человеке намного больше информации, чем он предоставляет нам вербально и невербально во время собеседования.

Использование результатов данной проективной методики дает возможность составить целостный психологический портрет кандидата. Полученные данные можно присоединить к его личному делу, на основе которого принимается решение о приеме на работу.

Проективная рисуночная методика «Человек под дождем»

Методика была разработана двумя авторами — Е. Романовой и Т. Сытько. Она является двухфазовой: первая фаза — невербальная, творческая (человек рисует), вторая — вербальная (человек описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты).

Диагностической целью методики является:

— изучение силы «Я» человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им;

— изучение личностных резервов и особенностей защитных механизмов;

— изучение устойчивости человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций;

— изучение типа реагирования на возникающие препятствия, проблемы;

— определение, как человек ощущает себя при неблагоприятных ситуациях;

— раскрытие представления о проблемах и трудностях, возникающих в жизни человека (мешающие, убивающие, стимулирующие к деятельности).

Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура проведения рисуночного теста

Человеку предлагается на чистом листе бумаги формата А4, расположенном вертикально, нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе, — человека под дождем. В результате должно получиться два рисунка: «Человек» и «Человек под дождем»…

Читать полный текст статьи

Источник: http://www.trainings.ua/article/5485.html

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.

Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого.

Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым. При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.

Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением.

Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Изменение экспозиции

В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция.

Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек».

Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других.

Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите.

Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Аттрибуты дождя.

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей.

Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги).

Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское.

Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека.

Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Источник: http://www.eti-deti.ru/ris-test/150.html

Ссылка на основную публикацию