Как найти общий язык с подростком?

Как найти общий язык с подростком: советы психолога

В данной статье речь пойдет о том, как найти общий язык с подростком, как правильно разрешать конфликты, возникающие между тинейджерами и их родителями.

В любой семье в основе взаимопонимания лежит стремление каждого члена семьи уважать и прислушиваться ко всем остальным ее членам.

Воспитание подростка зависит от внутрисемейных отношений родителей, ведь часто мать и отец, имея проблемы между собой, начинают переносить их на ребенка. В итоге ребенок из полноценной личности становится предметом компенсации неудачных отношений с мужем/женой.

Именно поэтому важно учиться относиться друг к другу с терпением, пониманием и максимально оградить подростка от личных конфликтов родителей.

Как заставить подростка делать уроки?

Для того, чтобы понять, как заставить подростка делать уроки, нужно подробно выяснить его интересы, после чего доступно объяснить, чем ему может быть выгодна и полезна хорошая учеба в школе.

Тут уместны только реальные факты, которые совпадают с жизненными целями подростка, ведь правила и догмы «потому что так надо» он сразу отвергнет напрочь.

После подробного диалога дайте ребенку время осмыслить ваши доводы и принять решение.

Нередко негативное отношение к школе и ко всему, что с ней связано, вызвано проблемными отношениями со сверстниками, учителями и т. д. Родителям нужно выяснить причину возникших у ребёнка трудностей. И помочь ему преодолеть проблему.

Если подросток систематически подвергается нападкам со стороны других детей, не ждите, что проблема разрешится сама собой. Решить её, чаще всего, под силу только взрослым.

В этом им поможет статья Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице: советы психолога и юриста.

Обязанности подростка в семье

Для того, чтобы обязанности подростка в семье не стали источником множества конфликтов, нужно придерживаться следующих правил:

  • Договоритесь с ребенком о том, что он будет полностью отвечать за чистоту и порядок в собственной комнате. Сам следит за чистотой, сам принимает решение, когда и как сделать уборку, сам её осуществляет. Договариваясь с подростком, не забудьте обозначить рамки этих «когда» и «как».
  • Старайтесь делать уборку вместе (каждый прибирает «свою» территорию).
  • Постарайтесь не приказывать, намного эффективнее дружеское взаимодействие.
  • Не стесняйтесь просить о помощи. Пусть он почувствует, что помогает вам, как взрослый взрослому.
  • Когда это необходимо, мягко, но настойчиво напоминайте ребенку о его обязанностях. Иногда подросток просто забывает об обещаниях.
  • Создавайте дружескую атмосферу. Пусть ребенок знает, что, к примеру, совместное приготовление пищи будет дополнено дружескими беседами.

К подростковому возрасту ребенок проявляет такую склонность к поддержанию чистоты, которая была заложена в него еще с детства, поэтому резко изменить ситуацию не получится. Тут нужно терпение и понимание. Если вы будете пытаться договариваться с ребенком, то постепенно он пойдет вам навстречу.

Как предотвратить курение?

В этом возрасте дети часто начинают знакомиться с пороками взрослой жизни: сигаретами, алкоголем, наркотиками. Чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к пагубным привычкам, нужно:

  • Показать то же самое своим примером. Родители сами должны вести здоровый образ жизни.
  • Начиная с малых лет время от времени заводить с ребенком разговор на тему вредных привычек. Пусть ваши беседы происходят как бы между делом и носят познавательный характер (избегайте нотаций). Можно поделиться с ребенком находкой в виде фото из интернета, на котором изображены страшные последствия употребления вредных веществ (только фотографии подбирайте с умом, не нужно калечить детскую психику). Можно найти подходящий мультфильм или слайд, соответствующий возрасту ребенка. Можно время от времени приводить плохие примеры типа «от того дяденьки так неприятно пахло, невозможно было сидеть рядом с ним в автобусе». Со временем ребенок поймет, что тот же курильщик – это не крутой чувак, а человек с серьезным недостатком. А курение – это не просто привычка, а возможность сильно заболеть и умереть. Пусть к подростковому возрасту ребенок обладает собственным багажом знаний о серьезной опасности наркотиков, алкоголя и сигарет. Такой барьер гораздо надежнее, чем просто «нельзя».
  • Занятия спортом, хорошее питание и регулярные выезды на природу снижают тягу к курению различных веществ, так как отстраивают правильную работу организма.

Как правильно общаться с подростком?

Избежать ссор помогут несколько рекомендаций о том, как общаться с подростком правильно:

  • Уважайте его формирующуюся личность.
  • Выдерживайте правильную семейную иерархию (отец, мать, дети), но не принижайте подростка. Показывайте, что вы чувствуете за него ответственность, направляйте, но старайтесь выстраивать отношения доверительно.
  • Уважайте личное эмоциональное пространство ребенка, а также его личное помещение.
  • Не читайте лекций, выстраивайте общение в форме диалогов. Создавайте диалоги в виде «вопрос-ответ». Они будут направлять мышление подростка в сторону правильных выводов.

Что делать с трудным подростком?

Перед тем, как что-то делать с трудным подростком, обратите внимание на своё (и вашего супруга) к нему отношение, на психологическую среду, в которой растет ребенок. Трудными подростками часто становятся недолюбленные дети. Никто из родителей от этой напасти не застрахован, даже те, кто бесконечно любят своих непокорных отпрысков.

Трудно быть счастливым и развиваться правильно, когда чувствуешь себя никому не нужным, когда дома ссоры и разлад между родителями, когда в школе проблемы со сверстниками или учителями. У недолюбленных детей нет благоприятной почвы для роста и развития.

Так окружающие (и в первую очередь, родители) своими руками создают трудного подростка. Ребенок не только страдает от неправильного к нему отношения, но и оказывается виноватым во всех грехах (в «трудности» и «неправильности» окружающие обычно винят его самого).

Для исправления сложившейся ситуации родителям, в первую очередь, нужно разобраться в сути явления с говорящим названием «недолюбленные дети», тогда будет понятно, что нужно изменить в отношениях с ребенком, а также в той среде, которая его окружает. Начав работу над ошибками, не рассчитывайте на быстрый результат. Придётся по новой завоёвывать утраченное подростком доверие, лечить его своей любовью.

Даже если устранить только внутрисемейные проблемы и обеспечить ребенка любовью, пониманием, уважением и достойными советами, то обстановка в семье будет медленно, но неуклонно улучшаться. Но действовать нужно на всех фронтах, где ребенок до сих пор сражался в одиночку (помочь ему наладить отношения с окружающими, навести порядок в учебе и т. д.).

Чтобы направить подростка в нужное русло, требуется определенное сочетание действий:

  • Качественный пример родителей.
  • Одновременно и доброе отношение, и жесткая дисциплина со стороны отца.
  • Терпение и любовь матери.

Справедливости ради стоит сказать, что трудным подросток может стать и в силу других обстоятельств: наследственности, болезни и т. д. В этом случае родителям также не стоит отчаиваться, нужно постараться исправить ситуацию, насколько это возможно.

Как улучшить отношения?

Нужно дать ребенку почувствовать, что его любят без всяких условий. Ни оценки, ни мнения окружающих – ничто не сможет уменьшить родительскую любовь.

Родитель должен убедить подростка в простой истине: мама и папа —  самые преданные друзья и защитники своего ребенка. Они будут биться до последнего, будут защищать своего отпрыска даже в тех ситуациях, когда он не прав.

Поэтому с любой бедой, с любой проблемой подросток, в первую очередь, должен идти к своим родителям.

Пусть они будут ругать за проступок, но сделают всё возможное и невозможное, чтобы вытащить своего ребенка из болота неприятностей.

Нужно стремиться к созданию между родителями и подростком доверительных отношений. Необходимо общаться не только на важные темы, которые к тому же часто бывают неприятными для обеих сторон. Нужно как можно чаще общаться на дружеской волне, стремиться к тому, чтобы совместное времяпровождение приносило удовольствие всем членам семьи (поход в кинотеатр, поездка на экскурсию и т. д.).

Нужно дружить с ребенком, проявлять интерес к его увлечениям, вместе обсуждать какие-то события (например, сюжет нового фильма), иногда разговаривать по душам. Благодаря дружескому общению подросток станет ценить ваше мнение и прислушиваться к вашим советам (в противовес приказам, которые очень часто воспринимаются тинейджерами крайне негативно).

Как наладить отношения с дочерью подростком?

Отношения с дочерью подростком нужно наладить, в первую очередь, матери. Идеальная мать – это мама-подруга. К ней обращаются за советом, у неё ищут поддержки, ей доверяют тайны и вместе с ней принимают важные решения.

Задача любящей матери – как можно лучше подготовить свою дочь к самостоятельной жизни. Нужно научить подростка ведению домашнего хозяйства, потому что во взрослой жизни девушки-неумёхи сталкиваются с большим количеством проблем.

Заметив отсутствие полезных навыков, окружающие обычно не скупятся на колкие замечания, с готовностью весят на молодую женщину ярлык неряхи или плохой хозяйки, чем ранят её самолюбие.

Неопытность хозяйки, а также её нежелание выполнять исконно женские обязанности, часто становятся причиной конфликтов в молодой семье.

Мамина задача – правильно сориентировать дочь, объяснить ей, как устроена жизнь, и научить девушку всему необходимому.

Отец должен обеспечить дочери чувство защищенности, должен одобрять и поощрять приобретение полезных навыков, служить примером, на который девушка будет ориентироваться при выборе спутника жизни.

Родители на примере своей семьи должны показать девушке правильную модель взаимоотношений в «ячейке общества».

Как наладить отношения с сыном подростком?

В первую очередь, отношения с сыном подростком должен наладить отец, так как мужские качества в молодом человеке может развить только мужчина. Отцу нужно постараться установить с сыном спокойные, доверительные отношения, рассказать ему, как устроен мир мужчин, как нужно вести себя, чтобы уважали окружающие, предложить помощь в случае возникновения каких-либо проблем.

Отец должен научить мальчика мужским работам по дому. Если в семье есть автомобиль или мотоцикл, стоит подготовить подростка к сдаче экзаменов на права, а также научить осуществлять ремонт транспортных средств. Для многих молодых людей перспектива водить автомобиль или мотоцикл очень заманчива, поэтому не стоит упускать такую возможность подружиться с сыном и завоевать у него авторитет.

Отец своим примером показывает сыну, каким должен быть мужчина, какой должна быть мужская жизнь. Если глава семейства имеет вредные привычки, то нет ничего удивительного в том, что сын рано или поздно скопирует поведение отца.

У мамы, по-прежнему, очень важная роль – любить, заботиться и оберегать своё подросшее чадо. Мама – это эталон женского поведения. Многие молодые люди в будущем при выборе спутницы жизни возьмут за образец поведение своей матери.

Любовь и забота способны творить чудеса, им под силу спасти любую семью, исправить самые сложные отношения. Не опускайте руки в сложной ситуации, ищите выход как самостоятельно, так и с помощью специалистов (психолога, психотерапевта и т. д.). Дерзайте, и у вас всё получится!

Также родителям подростков рекомендуем прочитать статью Как отцу правильно воспитывать мальчика: советы психолога. Статья интересная, в числе прочего содержит подробно описанный пример быстрого и безболезненного отучения ребёнка от вредной привычки (разбрасывать по комнате грязные носки). Таким же способом можно действовать и в других случаях. Мамам эти советы тоже пригодятся.

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда.

Источник: http://onamila.ru/kak-nayti-s-podrostkom-obshhiy-yazyik.html

10 советов родителям, как найти общий язык с подростками

Ваш сын, который раньше делился всеми секретами, вдруг стал отвечать на все вопросы угрюмым «да» или «нет», а дочь уже не хочет ходить с вами на шопинг? Вероятно, это подростковый возраст. Не отчаивайтесь.

Это вполне естественно и даже более того – детям важно в этот период отдалиться от родителей. Но для взрослых такое отдаление может быть болезненным, и они думают, как стать классным родителем для подростка.

Мы выбрали несколько советов, как найти общий язык с подростками.

Дайте подростку немного свободы

Предоставьте им больше независимости. Это поможет им создать себя, свою индивидуальность. Но это не значит, что вы не должны вмешиваться, если подросток свяжется с плохой компанией.

Запрещайте мудро

Не придирайтесь к подросткам из-за незначительных вещей. Фиолетовые волосы или беспорядок в комнате – не повод для скандала. Другое дело – татуировки или плохие поступки. Аргументируйте свои запреты – это поможет найти общий язык с подростками.

Читай также: 8 вещей, которые нужно рассказать подростку об отношениях

Определите правила и дисциплину заранее

В воспитании подростков участвуют оба родителя, поэтому заранее обсудите, что для вас приемлемо, а что – нет. Будете ли вы запрещать подростку пользоваться интернетом или уменьшите сумму карманных денег – все должно быть обговорено заранее.

Обсудите границы

Давайте подросткам самостоятельность, которая соответствует его возрасту. Но вы всегда должны знать, где они находятся. Если вы считаете необходимым, потребуйте от подростка, чтобы он позвонил вам в течение вечера.

Читайте также:  Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему "домашние и дикие животные"

Поговорите с подростком о рисках

Наркотики, вождение, добрачный секс – воспитание подростков включает в себя обсуждение всех этих тем. Дети должны знать, какие последствия могут быть при тех или иных поступках. Не знаете, как обсуждать щепетильные темы? Смотрите видео о том, как поговорить с подростком о сексе. 

Читай также: 5 тем, которые обязательно нужно обсудить с подростком

Обсудите план действий

Скажите подростку: «Если единственный вариант – сесть в машину с пьяным водителем, позвоните мне. Меня не волнует, если это будет в три часа ночи». Проговорите с ребенком разные потенциально опасные ситуации и их возможные решения. Так вы не только по возможности обезопасите его, но и покажете, что вам можно доверять. А это важный шаг, если вы хотите найти общий язык с подростком.

Позволяйте ребенку чувствовать себя виноватым

Очень многое зависит от самооценки. хорошее мнение о себе – это нормально. Но люди должны чувствовать себя плохо, если причинили кому-то вред или сделали что-то неправильно. Подростки тоже должны иногда чувствовать свою вину. Вина – это здоровая эмоция. И чувствовать ее, когда мы сделали что-то не та, это нормально.

Приглашайте друзей подростка на ужин

Если вам не нравятся друзья вашего ребенка, не говорите об этом очень открыто. Так вы только оттолкнете от себя подростка. Пригласите друзей ребенка к себе. Когда дети будут видеть. Как из друзья ведут себя с родителями, они могут узнать их получше. Да и вы, возможно, рассмотрите в них что-то хорошее.

Читай также: Правила выживания с подростком: заключите договор

Будьте открыты к диалогу

Чтобы найти общий язык с подростком, с ним нужно общаться. Но не допрашивайте ребенка – просто интересуйтесь. Делитесь своими переживаниями за день, спрашивайте, как прошел его день. Если же подросток не хочет обсуждать что-то именно сейчас – не выспрашивайте. Скажите, что вы все понимаете и ребенок сможет рассказать тогда, когда будет готов.

Будьте примером для подражания

Ваши действия – даже больше, чем слова – помогают в воспитании подростков. Вы своим примером можете научить правильным ценностям. Если у ребенка изначально есть хороший пример, вероятно, они будут меньше оступаться в подростковом возрасте.

Читай также: 5 психологических исследований, которые помогут ребенку пережить подростковый кризис

Читай также: Как помочь подросткам решить их проблемы

Читай также: Дефицит одного витамина делает подростков агрессивными 

Источник: http://www.uaua.info/ot-9-do-16/psihologiya-ot-9-do-16/news-44502-11-sovetov-roditelyam-kak-nayti-obschiy-yazyk-s-podrostkami/

Трудности переходного возраста. Как найти общий язык с подростком

Подросток может огрызаться и грубить, уходить и приходить когда ему вздумается, попасть в плохую компанию, быть упрямым и жестоким.

Один может вести себя истерично и демонстративно, другой же, наоборот, погрузиться в виртуальный мир, избегая общения, начать курить или даже употреблять наркотики.

Попытки поговорить, надавить, наказать воспринимаются в штыки и только усиливают напряжение в семье. Что же происходит с подростком? Как найти с ним общий язык сейчас и сохранить доверительные отношения на будущее?

1 5471 14 Июня 2016 в 15:28

«Не лезьте в мою жизнь!», «Не ваше дело!», «Да что вы понимаете?» – чего только не приходится слышать родителям подростков! Еще вчера беспроблемный ребенок вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Слова родителей вызывают резкое сопротивление или вовсе остаются без внимания.

Подросток может огрызаться и грубить, уходить и приходить когда ему вздумается, попасть в плохую компанию, быть упрямым и жестоким.

Один может вести себя истерично и демонстративно, другой же, наоборот, погрузиться в виртуальный мир, избегая общения, начать курить или даже употреблять наркотики.

Попытки поговорить, надавить, наказать воспринимаются в штыки и только усиливают напряжение в семье.

Взрослые безуспешно пробуют объяснить подростку, что нужно учиться, пора подумать о будущем, определиться с профессией, но он будто не слышит. Многие родители оправдывают его, мол, сложный период, переходный возраст – все пройдет, и он одумается. Однако сложный период проходит, а отношения с уже повзрослевшим ребенком так и не налаживаются.

Что же происходит с подростком? Как найти с ним общий язык сейчас и сохранить доверительные отношения на будущее?

Условия для развития

Разобраться в этих непростых вопросах помогает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она объясняет, что каждый человек от рождения наделен наборами психических свойств – векторами. От сочетания векторов зависит, как человек воспринимает мир, чего он хочет, к чему стремится.

До наступления переходного возраста, пока ребенок развивается, он еще не способен к самостоятельному выживанию. Поэтому самым важным для него является чувство защищенности и безопасности, которое ему обеспечивают родители (в первую очередь – мама).

Если ребенок это чувствует, его врожденные психические свойства получают благоприятную среду для развития, которое происходит до окончания пубертата. За этот период психические свойства развиваются (или не развиваются) от уровня первобытного человека до необходимого в современном обществе.

От степени развитости свойств зависит, как у человека будут складываться отношения с людьми, сможет ли он состояться в парных отношениях, насколько он будет устойчив к стрессу, сможет ли реализовать себя в обществе и многое другое.

Когда ребенок чувствует, что родители его понимают и поддерживают, считаются с его мнением, когда в семье царит спокойная и доверительная атмосфера, то маленький человек спокойно растет и развивается. Если же в семье постоянно ругаются, на ребенка кричат или даже могут поднять руку, то он не чувствует себя защищенным, и это негативно влияет на его развитие.

Еще худшие последствия могут быть, когда родители не понимают, как устроена психика ребенка, требуют от него невозможного и не дают развиться тому, что заложено природой.

Например, если чрезмерно баловать и нахваливать шустрого ребенка с кожным вектором, которого, наоборот, нужно приучать к дисциплине, то в будущем он не сможет организовать ни себя, ни других.

Если же постоянно торопить и дергать медлительного и усидчивого ребенка с анальным вектором, то он никогда не научится идеально выполнять свою работу, хотя в потенциале мог бы стать настоящим профессионалом.

Переходный возраст. Гендерные особенности

Для любого подростка переходный возраст — это непростой период. Системно-векторная психология объясняет, что в это время ребенок начинает пробовать брать на себя ответственность за свою жизнь. Чувство защищенности и безопасности, которое до этого ему обеспечивали родители, он пробует обеспечить себе самостоятельно.

У девочек и мальчиков этот процесс проходит по-разному. Женщина получает чувство защищенности от мужчины, поэтому девочки начинают «брачеваться», то есть пробуют себя в создании парных отношений. Это бессознательный процесс, ведь одна из основных природных задач женщины – сохранить себя и потомство, и делает она это через мужчину.

Одни девочки могут часто менять избранников и быть более вызывающими в сексуальном поведении (ярко краситься, носить более открытую одежду).

Другие – более сдержанны и консервативны, могут остановиться на одном кандидате и впоследствии именно с ним создать семью.

У каждой девочки – свои особенности психики, свои подводные камни взросления, которые родителям стоит знать, чтобы подстраховать и поддержать дочь там, где это необходимо.

По неопытности девочки могут делать неверный выбор, шокируя родителей. Чтобы не навредить, родителю важно понимать, что происходит, и вести себя грамотно. Девочке важно ощутить, что она может нравиться представителям противоположного пола, может быть выбрана мальчиком, пока не суть важно каким.

Это уже второй этап – понять, кто тебе нужен.

И если на этом первом этапе резко вмешиваются родители, видя рядом с ней абсолютно неподходящего молодого человека, навязывают свое авторитетное мнение, то девушка реагирует протестом, еще больше защищая свой выбор, ведь в этом случае родители мешают ей состояться как женщине.

Во избежание конфликтов не стоит входить в открытое противостояние. Покажите, что вы уважаете выбор дочери. Чтобы она сама могла задуматься, тот ли это человек, который ей нужен. Пообщайтесь все вместе в благожелательной и дружелюбной обстановке, задайте молодому человеку несколько вопросов о его интересах, планах на будущее.

Этого может быть достаточно — ваша девочка сама сумеет оценить ситуацию. Поддержите ее, не толкайте на противостояние вам. Чем меньше защищенности она будет ощущать в семье, тем яростнее она будет искать эту защищенность снаружи.

И тем труднее ей будет разорвать ошибочные отношения, даже если она будет ощущать, что идет не туда и не с тем.

У мальчиков – свои сложности в подростковый период. Им предстоит взять на себя взрослую мужскую роль по обеспечению себе чувства защищенности и безопасности через свой вклад в общество.

Уже с 6 лет, участвуя в выборе своего окружения в школе, мальчик делает первые шаги к взрослой жизни. В период полового созревания юноша активно пробует свои свойства для адаптации в обществе, и «первый удар» принимают на себя родители.

Можно наблюдать, как одни мальчики вдруг начинают критиковать родителей, а другие нарушать установленные родителями границы дозволенного.

Подростки ищут свое место в обществе, используя тот уровень развитости психических свойств, который у них сложился к этому моменту. Именно в этот период становятся видны плоды воспитания.

Чем выше уровень развития векторов у подростка, тем легче ему пройти этот этап.

Он бессознательно нащупывает, в чем же его предназначение, и когда он ощущает, что ему есть, что предложить обществу, то уверенно идет вперед во взрослую жизнь.

Препятствия на пути взросления

Если же подросток не получил необходимого развития, рос в психологически неблагоприятных для него условиях, то переходный возраст становится для него еще более тяжелым испытанием.

Отсутствие необходимых навыков для успешной социализации плюс полученные психотравмы не позволяют ему полноценно взять на себя ответственность за свою жизнь. Ему плохо, он не понимает, куда ему двигаться.

Непонимание и давление со стороны родителей отнимает у него последнюю надежду на адаптацию и еще больше расшатывает его и без того неустойчивое состояние.

Так, в случае неблагополучия…

  • Подростки с кожным вектором становятся крайне раздражительными, не могут себя контролировать, склонны «качать» права, могут прогуливать уроки, приходить домой за полночь.
  • Ребята с анальным вектором могут проявлять жестокость и упрямство, спорить со взрослыми, выражаться грязными словами, впадать в ступор.
  • Подросткам со зрительным вектором свойственна истеричность и демонстративность, в тяжелых случаях вплоть до эмоционального шантажа суицидом.
  • Дети со звуковым вектором, наоборот, закрываются от окружающего мира, игнорируют взрослых и сверстников, нередко погружаясь в виртуальный мир и избегая реального общения. В их случае легко пропустить тяжелую депрессию, так как внешне их внутренние метания и отчаяние неудавшегося поиска смысла жизни могут себя никак не проявлять.

Современные дети полиморфны. Наличие контрарных векторов задает особые метания в переломном возрасте.

Так, подростки с кожным и анальным вектором нередко раздираемы противоречиями: с одной стороны, кожные амбиции требуют смелых решений, смены ландшафта, действия, а с другой, анальный вектор мучается от невозможности оторваться от дома, испытывает неуверенность в себе, страх самостоятельности. Особенно, если привык к гиперопеке со стороны родителей или прошел через стресс неподходящих для развития вектора условий (например, поторапливание).

Поддержка понимающего происходящее с ребенком родителя способно в значительной мере смягчить прохождение сложного возраста.

Крик о помощи

Многим родителям кажется, что ребенок так себя ведет назло им. Они разочарованы, что отдали ему все, а он, неблагодарный, не оправдал их ожиданий. На самом деле такое поведение – это неосознанный крик о помощи. Человек выносит наружу то, что у него внутри. Когда нам плохо, мы реагируем на окружающий мир ненавистью и неприязнью.

Одна из ошибок родителей – это попытка запихнуть подростка обратно в детство, заставить слушаться. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает понять, что у детей нет природной связи с родителями (в ответ на материнский инстинкт), дети вылетают «из гнезда» без оглядки. Все отношения с детьми после пубертата – это культурная надстройка, плоды воспитания.

Со зрительными детьми может быть выстроена эмоциональная связь, дети с анальным вектором связаны с родителями чувством благодарности, с кожным – чувством долга, но природной связи нет. Так что задача родителей во время переходного возраста детей – сохранить культурную связь и поддержать ребенка в проявлениях самостоятельности.

Давлением, скандалами, попытками наказать мы делаем только хуже. Подросток своим поведением показывает, что мы действуем неверно. В таком возрасте ребенка поздно воспитывать, с ним нужно научиться взаимодействовать. Чтобы помочь подростку пройти нелегкий путь пубертата, нужно понять его психику, узнать, чем он живет и на что способен. И уже на этом понимании строить доверительные отношения.

Читайте также:  Проблема запоминания

Ключ – в понимании

Порой взрослым кажется, что подросток не слышит и не воспринимает их слова. Да, он их действительно не воспринимает, так как ему пытаются навязать то, что ему чуждо. Когда родители начинают говорить с ребенком исходя из его желаний, его свойств, тогда получается построить диалог с подростком, основанный на доверии.

Если родители поймут, как ребенок сейчас воспринимает окружающий мир, помогут ему разобраться с самим собой, то он почувствует, что его понимают и принимают.

Чувствуя это, он сам будет обращаться к родителям за советом, делиться переживаниями, просить помощи. Понимая его психические особенности, вы сможете его направить туда, где он найдет себе наилучшее применение.

Это будут первые шаги к налаживанию отношений с подростком.

Своим опытом делится одна из мам, она рассказывает, как преодолела кризис, когда отношения с дочерью были на грани разрыва…

Уже на бесплатных вступительных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно начать понимать, чем живет ребенок, как его поддержать в нелегком периоде, как ему помочь найти свое место в этом мире. Ждем вас! Регистрируйтесь по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/trudnosti-perehodnogo-vozrasta-kak-najti-obshhij-jazyk-s-podrostkom

Как найти общий язык с подростком? 8 советов

Повзрослевшие дети не очень-то стремятся проводить время с родителями. Найти свое место в мире — вот что сейчас важно для ребенка, и мир этот состоит преимущественно из сверстников. Да, грустно. Но есть несколько простых шагов к сближению.

Определите свои желания

Прежде всего нужно честно признаться себе, чего вы на самом деле хотите. Ведь за желанием быть рядом нередко кроются повышенная тревожность и собственные проблемы. Подросток это чувствует — и сопротивляется.

Его точно оттолкнут:

► Контроль. Часто фраза «Тебе со мной не интересно» означает «Мне не хватает информации». Раньше ребенок вываливал вам все, от ссор с одноклассниками до жалоб на больную коленку. А сейчас слышно только нейтральное «все нормально». Вы раздражаетесь, и он тоже: потому что пока не понимает, что люди беспокоятся не только о маленьких и беспомощных, но и о любимых.

► Скрытые упреки. Вы стыдите его и пытаетесь заставить чувствовать себя виноватым за то, что он причиняет вам боль. В ответ получите агрессивную или пренебрежительную реакцию. Это защита и сигнал, что ребенок все еще очень зависим от вас. А упреки сильно травмируют его.

► Нотации. Подросток не желает идти в оперу, на выставку или к вашим друзьям («Прекрасная, интеллигентная семья, их сын МГИМО закончил!»).

Дело в том, что он считывает в таких приглашениях желание приблизить его к образу «хорошего мальчика (или девочки)», который существует в вашем воображении.

Он злится или обижается, думая, что вы считаете его плохим и пытаетесь «доработать».

► Ревность. Да, на данном этапе жизни друзья для него важнее семьи. Да, однажды он вырастет, все поймет и изменится. Но не стоит бесконечно повторять эту мысль — вам все равно не поверят. Сочтут за очередной упрек и обидятся.

Свыкнитесь с новой ролью

Как бы вы ни сопротивлялись, придется перекраивать представление о своем ребенке. Вместо жизнерадостного пупса видеть перед собой хрупкого, ранимого, тревожного человека, который очень старается стать крутым. Этому ломкому, не успевающему за собственным ростом существу, у которого стрессы случаются по сто раз в день, нужен немного другой родитель, чем, например, третьекласснику.

Подростку интересен взрослый, который:

  • Считает его априори хорошим.
  • Живет своей жизнью, причем с удовольствием.
  • Умеет поддержать разговор о важных вещах. Не оценивая, не давя авторитетом, а просто спокойно выражая мнение.

На самом деле любому ребенку очень важно общаться со взрослыми. Довольно часто он стремится найти старшего друга — наставника. Но обычно выбирает для этой роли не родителя, а кого-то другого.

На вас же будут отрабатываться разные коммуникативные техники; на папе и особенно на маме подросток будет учиться добиваться любви и поддержки, не умея сказать «я люблю». Может, это не то внимание, которое вам хочется ему оказывать, но именно из совместного переживания этого тяжелого периода складываются хорошие отношения с выросшими детьми.

Прощаясь с детством, ребенок свергнет вас с пьедестала, а когда разберется с собой, увидит вас глазами повзрослевшего человека, и тогда в вашей жизни начнется новый интересный период.

8 советов, как найти контакт с взрослеющим ребенком

Если острого конфликта нет, и ребенку не нужно уклоняться от ударов по самооценке и избегать вас, он, наоборот, будет подпитываться от вас уверенностью
в себе и, соответственно, с удовольствием уделять вам время. Распорядитесь этим благом разумно.

1 Подключайтесь к его жизни там, где он это разрешает. Например, помогайте в организации школьных поездок или театральных постановок. В школах с выраженной партнерской культурой или в объединениях дополнительного образования такое участие приветствуется, и дети принимают его как должное.

2 Поддерживайте ребенка в важных для него проектах, пусть даже в чемпионате по компьютерным играм. Если это дело, в котором вы разбираетесь, оставайтесь в позиции болельщика, а не тренера. Подбадривайте, но не оценивайте.

3 Учите его тому, что хорошо умеете сами. Мало кому удается передать мастерство детям: трудно выйти из роли родителя и говорить как обычный профессионал. Ребенок интересуется вашей работой или хобби? Отлично, дайте ему возможность поучаствовать. И если это дело приносит доход, договоритесь с ним о сотрудничестве и честно платите за работу.

4 Оставляйте конфликты за порогом. Семейные ужины могут стать кошмаром, если за столом собираются напряженные недовольные люди, решающие, кто из них сильнее неправ.

От трапезы нужно получать удовольствие! Можно, например, смотреть кино или сериал, который нравится всем, — потом будет что обсудить.

Да, диетологи такое не приветствуют, но это гораздо менее вредно, чем раздраженные споры.

5 Вовлекайте подростка в планирование семейных поездок. Пусть там будут места, в которые он хочет попасть — один или с вами (например, фанатский музей любимой команды). И не таскайте его по выставкам и магазинам, если живописью и шопингом он не интересуется.

6 Будьте его фокус-группой. Чем бы ваш ребенок ни увлекся, хоть бы ви-деоблогингом, ведением сообщества с мемами или маникюром, разрешайте ему экспериментировать на вас. Это укрепит его доверие к родителям в разы сильнее, чем задушевные беседы.

7 Если вам не интересно его увлечение, не притворяйтесь. Возможно, вы просто не разбираетесь в предмете, тогда стоит попросить его объяснить, что именно он делает. Слушайте внимательно, не критикуйте и не говорите, что он занимается глупостями.

8 Выражайте желание проводить с ним время, но не считайте, что он обязан быть с вами. Просто приглашайте и предлагайте, но не давите.

В целом подростки нуждаются в родителях гораздо больше, чем показывают. Если у ребенка нет повода бояться безапелляционной оценки и постоянного нарушения его хрупких личных границ, он будет получать удовольствие от общения с вами.

Личный опыт

Елена, 40 лет:

«У нас с дочерью улучшились отношения, когда я перестала вставать на сторону школы. До 7-го класса Маруся была отличницей, а потом успеваемость ухудшилась, и дочь, по словам ее классной, связалась с плохими ребятами.

Я сначала срывалась, ругалась, требовала вернуться к учебе… а потом подумала: как же тяжело моей девочке, ведь весь взрослый мир против нее. Когда классная меня в очередной раз вызвала, я попросила дочь присутствовать при разговоре, спокойно и твердо сказала учителю, что пугать нас страшными перспективами не надо.

И мой ребенок не обязан обеспечивать хорошие показатели школы на диагностиках и олимпиадах, если ему этого не хочется. Маруся потом долго молчала, а через несколько дней ее как прорвало: она, оказывается, ненавидела эту школу. Я предложила перевестись в другую, и мы выбрали ее вместе.

Не могу сказать, что дочь проводит со мной все свое время, но напряжение из отношений ушло. Она стала делиться проблемами, рассказывать, что у нее происходит в жизни. Я не даю ей советов, но, если просит, высказываю свое мнение».

Анастасия, 39 лет:

«Я жду подросткового возраста своего сына, но он все не наступает, хотя мальчику уже 17. Наоборот, мне с ним с каждым годом все легче и легче. Он учится в спортивной школе и проводит много времени на сборах.

Может, именно это играет роль? Или то, что он тянет лямку, которая не каждому взрослому по плечу? А может, дело в том, что мы его поддерживаем вне зависимости от успехов или провалов в спорте? Не знаю, но в свободное время сын едет к нам, общается, искренне радуется простому отдыху на даче и домашней еде».

Светлана, 40 лет:

«Мама мне всегда твердила, что мне отольются ее слезы, когда моя дочь повзрослеет. Дочери сейчас 18, но я из-за нее не плакала пока. Она эколог, учится на первом курсе и уже больше пяти лет постоянно в экспедициях по всей стране.

Мне многие говорили, что я не услежу за ребенком, что от походной жизни она превратится черт-те во что и даже пойдет по рукам, но я опасности в экоклубе и окружающих ее людях не видела. Она после каждой поездки неделями рассказывала, что там происходит. Еще она приглашала меня на мероприятия, которые клуб проводил у нас в городе, многие другие дети тоже звали родителей.

Мы помогали ребятам в их работе, подружились. Мне кажется, если подросток находится в среде нормальных детей и взрослых, он и со своими родителями в контакте».

Людмила, 42 года:

«Через переходный возраст прошли оба наших сына. Старший много конфликтовал с отцом, а младший наоборот: они с папой оба увлечены ретроавтомобилями. Так что всегда вместе ездят по всем мероприятиям, с удовольствием работают в гараже. В свои 16 парень умеет делать то, с чем многие взрослые мужики не справляются.
Но я думаю, нам просто повезло — совпали интересы».

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/274112-kak-naiti-obshiy-yazik-s-podrostkom-8-sovetov/

Как найти общий язык с подростком?

Как найти общий язык с подростком?

     Пока ребенок маленький, родителям кажется – ну вот, осталось чуть-чуть, начнет ползать, ходить, кушать и ходить на горшок сам, пойдет в садик, в школу – в общем, станет самостоятельнее, и уж тогда нам будет полегче. А не тут-то было! Народная мудрость гласит: «Маленькие бедки – маленькие бедки, а большие детки – большие бедки».

Конечно, не всё так печально, дети приносят нам много радости, но сложностей каждого этапа их взросления никто не отменял. Становясь старше, ваш вчерашний малыш превращается в подростка и выходит из-под неусыпного контроля, когда вы видите и предупреждаете каждый его шаг.

Теперь он учится идти своей дорогой, совершая ошибки, на которые вам больно и грустно смотреть, но такова цена взросления и опыта.Почему родителям сложно находить общий язык с подростками?Подростковый возраст – сложное время не только для родителей, но и для самого подростка.

В этот период (обычно подростками называют девушек и юношей 12-18 лет) происходит грандиозная гормональная перестройка организма, влекущая за собой серьезные психологические изменения. Выход из стабильного и комфортного ощущения себя ребенком, когда взрослые авторитетны, окружающий мир дружелюбен, интересы стабильны, — это колоссальный стресс.

Недаром для психологов и психиатров подросток – это человек с «пограничной» психикой, которому «позволено» быть нервным и порой неадекватным.

      В этот период важно найти общий язык с подростком, а не пытаться учить жизни и ругать, даже если вам кажется, что он стал абсолютно несносным, «отбился от рук», грубит и не хочет учиться. Проблема «отцов и детей» вечна, потому что при всем желании мы не можем вернуться в то время, когда сами спорили с собственными родителями, и ощутить свои тогдашние чувства.

Важность дома и родителей для подростка

      Это может показаться странным, но для подростка близость и внимание родителей необходимы чуть ли не так же, как совсем маленькому ребенку, только проявляться оно, естественно, должно по-другому.

Даже если вам кажется, что ребенок замкнулся, перестал рассказывать о том, что его волнует и что происходит в его жизни, это абсолютно не значит, что ему не нужна родительская поддержка.

Нужна, и еще как! Но выпытывание интересующих вас деталей, попытки говорить на его языке (например, использование сленга и внезапный интерес к рок-музыке), проявление нежности будут его только раздражать.

Однако ваш ребенок должен чувствовать, что вам важно происходящее с ним, поэтому задавать вопросы все-таки необходимо, равно как и стараться проводить время всей семьей. Главное, чтобы расспросы не были навязчивыми, иначе эффект будет обратным – подросток просто-напросто замкнется в себе. Попробуйте заменить вопросительную форму констатацией фактов – «Доченька, ты сегодня какая-то грустная».

      Когда окружающий мир становится сложным, дом для тинейджера остается необходимым «укрытием», настоящим островком стабильности. Не лишайте своего взрослого ребенка этой тихой гавани своими упреками и расспросами.

Так вы только осложните ситуацию и подтолкнете его, находящегося в «растрепанных» чувствах, к компаниям таких же растерянных, а, возможно, и озлобленных молодых людей. Уважайте личное пространство подростка. Ни в коем случае не входите в его комнату без стука, покажите, что принимаете его право побыть одному.

Комната подростка – это его «пещера», где хозяин – это только он. Пусть мебель будет расставлена так, как удобно именно ему, на стене висят плакаты с любимыми исполнителями или актерами, даже если фотографии кажутся вам некрасивыми или жутковатыми.

Задумайтесь – ведь и вам будет неприятно, если кто-то начнет указывать, что эта ваза не подходит к интерьеру, или пристально следить за вами, когда вам хочется уединиться и отдохнуть.

Как правильно общаться с подростком?

 1. Начинайте строить взрослые отношения

     Поймите, что ваш ребенок уже и не ребенок вовсе, а пусть и не сформировавшаяся окончательно, но личность. Не требуйте беспрекословного послушания, это вызовет лишь протест, неважно, в форме агрессии или пассивного неповиновения.

      Постарайтесь донести до подростка, что быть взрослым – это не только самому принимать решения, но и отвечать за них. Не разводите панику при каждой мелкой неприятности – пусть ваш ребенок учится разбираться с ними сам.


2. Не сравнивайте подростка с собой в его возрасте, а тем более с его сверстниками  Мы постоянно удивляемся техническим новинкам и изменениям в умах и душах людей, но почему-то ждем от детей, что они будут такими же, как мы в их возрасте.

Читайте также:  Нужно ли развивать коммуникабельность у детей?

При всеобщей информированности благодаря Интернету, едва прикрытой пропаганде свободных отношений, алкоголя и сигарет, от которой не спрятаться и не скрыться, довольно странно ожидать, что подросток будет вести себя скромно и приветливо, слушаться родителей и хорошо учиться. Его развитие в 13-14 лет по многим параметрам соответствует вашим 15-16 годам.

А разве вы не спорили с родителями в этом возрасте, не мечтали об уменьшении контроля с их стороны, не считали их старомодными, не имели собственных секретов? 

      Сравнение ребенка, даже в разговоре наедине, с дочкой или сыном соседей или другим знакомым подростком, вызовет только агрессию и непонимание. Мало кому понравится сравнение не в свою пользу, а в подростковом возрасте самооценка наиболее уязвима.

3. Не кричите и не ругайте

      Общение на повышенных тонах почти всегда бессмысленно, другой вопрос, что в состоянии бессилия довольно сложно держать под контролем эмоции. Это наука, которую нужно осваивать. Каждый раз, когда вам захочется повысить голос, постарайтесь сдержать первый порыв (психологи советуют в таких случаях сосчитать до десяти). Постоянный крик и «наезды», как говорят тинейджеры, приводит к обратной реакции – то, что не устраивает вас, как родителя, не изменится – ребенок начнет просто пропускать мимо ушей то, что слышит, и скрывать неблаговидные поступки.

     Говорите от первого лица: не «Опять ты прогулял школу!», «Твое поведение уже ни в какие ворота не лезет!» или «Не груби», а «Меня беспокоит твоя успеваемость» или «Нас с папой очень задел твой тон». Чувствуете разницу? Никогда не забывайте, что обращение с любым человеком, в том числе и с собственным ребенком, должно быть таким, каким вы хотите его получать к самому себе.

4. Советуйтесь со своим ребенком

     В некоторых вопросах наши дети намного «продвинутее» нас. И вы вполне честно можете спросить совета, например, в выборе нового телефона или установке новой программы, скачанной из интернета. В такой ситуации подросток чувствует себя взрослым и самостоятельным, что повышает его самооценку и сближает с обратившимся за советом родителем.

5. Проявляйте интерес к его делам

     Показывая ребенку, что его занятия вам интересны и важны, вы проявляете уважение и к нему самому. Конечно, делать это нужно искренне. Поначалу, возможно, вы не заметите особых изменений в ваших отношениях, но когда подросток убедится в «отсутствии подвоха», он начнет с радостью делиться с вами успехами в онлайн-игре, спортивными или творческими достижениями.

6. Разговаривайте за совместным занятием и в дороге

     Чаще всего подростки совершенно не хотят проводить время в кругу семьи – друзья, первые любовные отношения, Интернет и увлечения становятся для них важнее «скучных предков». И это абсолютно нормально! Бывает, что дети начинают стесняться родителей, и никто в этой ситуации не виноват. Просто именно сейчас взрослеющему человеку хочется быть самостоятельным, а не ребенком, а рядом с мамой волей-неволей он возвращается в детство и теряет новообретенную свободу.

     Как же быть? Общение с подростком очень важно в этот период, поэтому не настаивайте на совместных «выходах в свет», а предложите дочке, например, немного помочь вам с готовкой, а сын с папой пусть съездит на рыбалку или покопается в автомобиле. Все мы знаем – совместная работа сближает, да и рассказать о чем-то волнующем молодому человеку проще в непринужденной ситуации, а не глядя в глаза сидящему напротив родителю. 

     Хороший вариант – общение в поездках на машине. Находясь рядом, а не напротив друг друга, причем на «нейтральной» территории, наладить контакт становится проще обеим сторонам.

7. Общайтесь виртуально

      Освойте виртуальные методы общения, если вы этого еще не сделали – социальные сети, «аська» помогут подростку раскрепоститься и рассказать о таком, о чем он промолчит в личном общении.

8. Подавайте правильный пример

     Требовать от подростка, чтобы он не курил и не пил, в то время как для родителей это норма, по меньшей мере, странно. Вы уже не можете просто сказать, как малышу, что это «кака». Если можно вам, почему нельзя ему? Это же и относится к привычному способу общения – если в семье не принято проявлять уважение и рассказывать друг другу, в том числе и детям, всё честно и открыто, не стоит ожидать, что подросток будет изливать вам душу. 

     Конечно, идеальных семей и идеальных родителей не существует. Но в некоторых аспектах достаточно бывает по крайней мере осознать проблему, и поразмыслить, не слишком ли многого вы требуете от подростка.

      Большинство «неправильных» с вашей точки зрения действий подросток совершает абсолютно без какого-либо злого умысла. Он совсем не плохой, просто ранимый и взбудораженный.

Здесь важно разграничивать резкие, пусть и неприятные поступки (грубое слово, непослушание по поводу одежды или громкости музыки) и настоящее хамство и выход за рамки порядочности (например, приход домой в пьяном виде).

В первом случае достаточно без слов показать, что поведение ребенка вас огорчило – ведь он же не злой, любит вас по-прежнему и не хочет сделать вам больно. Такая стратегия будет эффективнее замечаний и категоричных наставлений.

Если же вы видите в поведении подростка «злой умысел», системность совершения неблаговидных поступков, он вам хамит – такое поведение необходимо пресечь на корню. Родители, конечно же, должны быть для своего ребенка друзьями, но при этом авторитетными, а не назойливыми «стариками», которые молча проглатывают оскорбления. Почувствуйте, что происходит в душе подростка – ведь это ваш ребенок, вы его знаете как никто другой.

     И самое главное – помните, что переходный возраст рано или поздно заканчивается. Проявите мудрость и терпение, и вы сможете сохранить теплые и добрые отношения с ребенком, а его подростковые «выкрутасы» будете вспоминать с улыбкой!

Большинство пользователей сети интернет, к сожалению, не умеет эффективно искать информацию во всемирной паутине. Прочитав эту статью- вы точно научитесь искать нужную информацию правильно, бы… Кореновском районе с сообщением о краже в полицию обратился житель станицы Платнировской, который вернулся домой после недолгого отсутствия и обнаружил пропажу денег и ювелирных украшений. Благодар…
Есть на теле человека одно совершенно уникальное место. Если регулярно прикладывать к нему кусочек льда, то организм начнет омолаживаться, многие болезни исчезнут, а вы всегда будете бодры, жизнера… В дежурную часть Отдела МВД России по городу Кореновску поступило заявление от местного жителя о том, что из принадлежащего ему гаража, похищены аккумуляторная батарея и видеорегистратор. Общий у…

Источник: https://mykor.ru/stati/kak-naiti-obschii-jazyk-s-podrostkom.html

Трудный возраст: как найти общий язык с подростком

Вот уж воистину правду говорят — детям за вас отомстят внуки! Началось — бедная моя мама наконец-то получает положенное ей «отмщение». Та самая мама, которая периодически вспоминает ужасные моменты моего взросления.

Во время праздничных застолий большой популярностью пользуется рассказ о том, как она шла с работы на обед, а тут на встречу чучело огородное — дочь, у которой на голове воронье гнездо, и надето на ней не пойми что. Хотя одежда и прическа это, по большому счету, мелочи. «Уж так, как вы, я точно жить не буду», — сколько раз ей приходилось слышать от меня подобные категоричные заявления!

Сейчас мои дочери в том же самом прелестном возрасте, когда музыка, любовь, эпатаж и дурной характер правят бал внутри отдельно взятой подростковой личности.

Но у меня гораздо больше возможностей взаимодействовать с ними, чем было у моих родителей, — по разным причинам. Мы с ними во многом совпадаем, я не чувствую, что оторвана от их поколения, что между нами — стена непонимания, как это часто бывает.

Казалось бы, это должно существенно облегчить наши взаимоотношения, сгладить острые углы. Но не тут-то было!

Тут виноват мой эгоизм и отсутствие терпения, но порой единственное чувство, которое я испытываю по отношению к своей дочери-подростку, — желание треснуть ее, извините, по башке и никогда больше не разговаривать.

А уж когда дочерей трое, и каждая со своими тараканами… Уже не дети, но еще не взрослые — и что мне с ними с такими делать? Конечно, я иногда срываюсь и ору, бывает, даже обзываюсь. К сожалению, все советы «как не кричать на ребенка» имеют слишком общий характер.

А «якорь», благодаря которому ты сможешь контролировать свое раздражение, каждому приходится искать самому.

Мне помогает общение с чужими детьми, на которых я смотрю непредвзятым взглядом. Подростки ведь удивительно нежные, и в большинстве своем тянутся к взрослым. В особенности к тем, которые проявляют к ним искренний интерес. Причем, с посторонними взрослыми контакт часто происходит легче, потому что те видят их свежим взглядом, не зная всех «тараканов».

А с другой стороны — сами подростки этим посторонним взрослым ничего не должны: ни убираться, ни звонить вовремя, ни отчитываться за учебу. А заодно не обязаны выслушивать их претензии и периодические «зачитывания» нудной родительской морали. Посторонний взрослый в идеале общается с подростком как с равным.

А родитель все же всегда родитель: он несет ответственность.

В общем, надо как-то исхитриться стать для подростка одновременно и родителем, который несет ответственность, а заодно приголубит, утешит и поможет, и посторонним взрослым, интересующимся (и интересным!) собеседником. Причем, интересующимся не на правах родителя, «чтобы быть в курсе», а искренне.

Оказалось, что идея принятия подростка, облегчающая общение с ним, в моем случае лежит на поверхности — нужно увидеть в ребенке частицу себя, схожие черты. Будь то вкусы в одежде, в музыке, в еде, детали характера, способности, склонности, даже тип фигуры. И не просто увидеть, но и обязательно озвучить — смотри, мы так похожи.

И как я тебя понимаю! И ведь действительно понимаю, когда отстраняюсь от позиции умного ответственного взрослого родителя, ухожу с позиции «как положено». Когда вспоминаю себя в этом возрасте или вижу в нынешней себе те же проблемы.

Вспоминаются строчки из детского стихотворения Юнны Мориц: «Ты добрее, чем теленок, веселее, чем козленок, ты совсем еще ребенок, но похож на человека!»

Вот дочь старшая — она очень близка мне по способностям, точная копия меня в этом смысле. Рисует хорошо, математику понимает, но только по готовым формулам, без творческого подхода, русский-литература в нелюбимых предметах.

Зато ей нравится Булгаков, а еще она любит рисовать что-то мелкое, травку-цветочки, и это у нее получается отлично. И не любит штриховать большие поверхности карандашом. Кажется, что это мелочи, но они крепко-крепко связывают нас тоненькими ниточками.

Притом что эмоционально мы не похожи. Но все эти точки соприкосновения сближают, дают возможность обсудить что-то с пониманием и знанием дела, а главное — дают возможность почувствовать уникальность и одновременно единство с собственным ребенком.

Она не просто одна из четырех дочерей, она единственная и неповторимая!

Или вторая дочь — ах, в нее, как в зеркало, гляжусь. Та же страсть к оригинальности, тот же выпендреж, и та же патологическая честность и грубоватость, когда надо и когда не. И одна дурь на двоих. И вспыхиваем мы с ней одинаково, и одинаково орем. При этом способности и интересы у нас не совпадают совсем! Но мне очень понятны ее стремления, ее желания и метания.

Меня, в отличие от моей мамы, совсем не раздражает то, как странно она порой одевается, даже наоборот. Раздражает другое, и именно с ней у нас происходят самые жесткие стычки. Но как только я вспоминаю свое поведение в этом возрасте, свой максимализм и завышенную самооценку, я сразу же приближаюсь к пониманию ее поведения.

И приходится поневоле вспоминать известную пословицу — неча на зеркало пенять!..

Труднее же всего смириться с теми чертами в своих детях, которые ты признал вредными и достойными искоренения. Очень не хочется говорить ребенку «смотри, как мы похожи» в отношении тех качеств, которые тебе категорически не нравятся.

Именно поэтому я сейчас испытываю трудности в общении с третьей дочерью, только вошедшей в подростковый возраст.

Впрочем, все равно, даже отрицательные качества, роднящие вас с вашим ребенком, могут помочь установить контакт или хотя бы отнестись к подростковым «закидонам» терпеливо и снисходительно.

А впереди еще четвертая дочь… Зато нескучно!

Источник: http://www.matrony.ru/trudnyiy-vozrast-kak-nayti-obshhiy-yazyik-s-podrostkom/

Ссылка на основную публикацию