Как подростку выбрать профессию?

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать.

Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя.

Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления.

Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель.

Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Источник: https://lifehacker.ru/kak-pomoch-vybrat-professiyu/

Как определиться с выбором профессии подростку? [2018]

Чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии, родителям необходимо знать, как именно они могут подтолкнуть ребенка к тому или иному решению.

Ведь иногда очень сложно понять, где заканчивается забота и начинается навязывание своего мнения.

Мы поможем досконально разобраться в этом вопросе. Также статья будет полезна и школьникам старших классов, еще не решившим, чем они хотят заниматься в будущем.

Содержание:

Почему важно выбирать профессию заранее

Прежде всего необходимо понимать, что работа — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, но не первостепенное.

Поскольку в среднем каждый житель планеты тратит на работу без малого 40–50 часов в неделю, важно подобрать себе такое дело, которое не будет вызывать дискомфорта, внутреннего противоречия и отторжения.

На чем же должен основываться выбор будущей специальности?

Почему необходимо определиться с профессией

Очень часто от старшеклассников можно услышать: «Куда мне торопиться? Никто из моих друзей еще не выбрал универ. Вот закончу школу, и все решу».

К сожалению, это в корне неверный подход. Конечно, никто не заставляет еще в восьмом классе выбирать будущий колледж или даже ВУЗ, но задуматься о будущем необходимо заранее.

Определиться с профессией всегда не просто

Все дело в том, что выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, складываться из сонма различных интересов и личных достижений.

Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, помогать в развитии талантов и навыков, то у подростка не возникнет проблем с определением будущей профессии.

Родителям необходимо помочь, а не препятствовать воле детей. Но об этом мы поговорим немного позже.

Важно понимать, что работа — это не обязательно дело всей жизни.

Но она должна быть направлена на развитие качеств личности, а не на зарабатывание денег или потакание чужим прихотям.

Разбираемся, как определиться с выбором профессии подростку

На что нужно обращать внимание перед выбором будущей работы:

  1. Любимые занятия
  2. Творческие навыки
  3. Сфера углубленного интереса
  4. Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

Если сложно вычленить одно увлечение из множества равноценных, необходимо отделить занятия для формирования будущего от хобби.

Принципиальные отличия работы от хобби

Решив определиться с профессией, каждый подросток должен понимать одну простую истину: работа не является хобби.

На первый взгляд, ничего нового в этом утверждении нет, но множество юношей и девушек по всему миру совершают эту ошибку — выбирают профессию исходя исключительно из своих увлечений. Приведем пример.

Ребенок любит животных, ему нравится о них заботиться. На основе одного этого факта он выбирает профессию ветеринара, не учитывая особенностей этой медицинской специализации.

А потом разочаровывается, оказавшись не с любимыми животными, а в пыльных аудиториях с учебниками по анатомии и на далеких от романтизма клинических практиках.

Позвольте вашему чаду выбирать ВУЗ самостоятельно

Чтобы отличить увлечение от чего-то более серьезного, можно использовать различные кружки и дополнительные занятия.

То есть чтобы научиться рисовать, не обязательно становиться дизайнером, а при желании стать модельером сперва стоит записаться на курсы кройки и шитья.

Итак, попробуем сформировать список предложений о том, как отличить хобби от работы, которые помогут подростку определиться с будущей профессией:

  1. Понять, насколько сильно вы любите то, чем хотели бы заниматься
  2. Прочесть специализированную литературу о профессии
  3. Записаться на сопряженные с профессией курсы
  4. Сходить на несколько открытых лекций по специализации в университет

На самом деле, последний пункт отлично подходит и для тех, кто уже твердо обозначил свое будущее занятие.

Чаще всего студенты бросают учебу именно на первом курсе, поскольку она кардинально отличается от их ожиданий.

Методы выбора профессии

После того как все хобби были отделены от желаемой специальности, необходимо провести дополнительные тесты, чтобы определить насколько подростку подходит выбранная профессия.

Существует много способов, которые позволяют быстро и доступно выяснить, в какой области можно себя реализовать. Мы расскажем о наиболее оптимальных.

В случае необходимости обратитесь за помощью к специалисту

Помощь профориентолога

Существует множество центров, предоставляющих консультации по профессиональному ориентированию для подростков.

Можно выбрать как платные, так и бесплатные услуги. Специалист проведет серию тестов и определит наиболее подходящую профессию.

Консультация состоит из нескольких этапов:

  1. Тестирование
  2. Оценка способностей и увлечений
  3. Беседа по результатам

После консультации ребенок получает на руки результаты тестов, которые затем может обсудить с родителями.

Не забывайте при этом, как нужны и важны ваши поддержка и понимание

Обычно специалисты максимально подробно рассказывают обо всех особенностях и возможностях подходящей профессии.

Тесты в интернете

Если поблизости нет хорошего центра профориентации, можно провести тесты своими силами.

Чтобы узнать, как подростку определиться с выбором профессии, следует поискать сайты с бесплатными онлайн-тестами.

5+ самых популярных среди них:

  1. Тест на профориентацию Дж. Холланда. Позволяет определить тип личности и наиболее подходящие к нему профессии.
  2. Методика О.Ф. Потемкиной для определения ориентации на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм и т. д.

  3. Определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климовой. Помогает разобраться в профессиональных интересах и подобрать профессию на их основе.
  4. Карта интересов А.Е. Голомштока позволяет очертить сферу интересов личности в профессиональной сфере.

  5. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши. Оценивает склонности личности к различным сферам деятельности: искусству, технике, работе с людьми, склонностям к умственному или физическому труду.

Читайте также:  Выбираем детскую коляску

Не приуменьшайте значимость онлайн тестов

Поскольку тесты составляют опытные психологи, результаты довольно точно позволяют определить направление, в котором следует развиваться в будущем.

Для получения максимально точного результата следует пройти три-четыре таких тестирования.

Советы друзей и знакомых

Не следует пренебрегать помощью окружающих. Задавая всем вопрос о том, как они определились с выбором профессии, можно узнать много нового и интересного.

Родители и другие родственники должны поделиться собственным опытом, но не приукрашивая действительность, а честно объясняя на кого они учились, стали ли специалистом в выбранной области или в итоге пришли к чему-то другому.

Попробуйте достучаться до сердца ребенка с помощью советов людей, которых он уважает

Очень часто советы окружающих позволяют подростку сформировать свое собственное мнение.

И если взрослые будут терпеливы, честны и внимательны, то в будущем ребенок сможет реализовать себя в деле, которое ему действительно нравится.

Ведь гораздо сложнее искать свою дорогу в жизни, будучи уже состоявшейся личностью, которая не получила поддержки в столь трудном возрасте.

Контроль или забота: чем могут помочь родители

Советы и помощь родителей необходимы каждому ребенку.

И здесь очень важно вовремя отделить собственные желания и нереализованные стремления от того, что будет нужным и правильным для юного человека.

В противном случае вы рискуете не только испортить если не жизнь, то ближайшие пять-десять лет вашего сына или дочери, но и создать бессмысленный конфликт.

Не стоит заставлять ребенка выбирать профессию силой

Советы для мудрых родителей

Конечно, каждому родителю хочется, чтобы ребенок получил достойное образование, хорошо зарабатывал и получил все, о чем некогда мечтали вы сами.

И это первая и фатальная ошибка всех пап и мам.

Будьте честны перед самими собой и вспомните, как повлияли ваши собственные родители на выбор вашей профессии?

Помогло ли вам их решение? Стали ли вы счастливым? Довольны ли вы своей жизнью?

Психологи умоляют родителей прислушаться к нескольким полезным советам:

  1. Не ставьте детей перед выбором: любимое дело или заработок. Чем бы не увлекался подросток, какими бы бессмысленными и глупыми не казались вам его увлечения — на каждом из них можно заработать.

    Если ребенок увлекается компьютерными играми, расскажите ему о турнирах профессиональных игроков, работе обзорщика игр или даже профессионального разработчика. Все эти занятия оплачиваются в современном мире очень хорошо.

  2. Слушайте своего ребенка. Нередко дети сами не знают, что уже определились с будущей специальностью.

    Так, они могут рисовать все свободное время, совершенствовать свои навыки, изучать литературу и посещать занятия по рисованию, даже не задумываясь о том, как много может зарабатывать профессиональный художник, окончивший соответствующее училище или институт.

  3. Ставьте себя на место подростка.

    Никогда не забывайте о том, что вы стали самостоятельным человеком только потому, что учились на собственных ошибках. Уберегать от промахов — это нормально. Но вы не проживете за ребенка его жизнь. Поддерживайте его начинания и утешайте во время неудач.

  4. Дискутируйте.

    Позвольте ребенку аргументированно доказать, что его выбор взвешенный и обоснованный. Подобная дискуссия (не ссора!) позволит вам увидеть, насколько трезво он оценивает свои перспективы и готов ли он трудиться.

Помните, что более всего от вас требуется понимание

Ничего принципиально нового в этих рекомендациях нет.

Однако, очень часто родители забывают простые истины и руководствуются только собственными соображениями и представлениями. Ребенок — это не вы, не ваша собственность.

Каждый человек является отдельной самостоятельной личностью, интересы которой необходимо уважать.

Помощь в нестандартных ситуациях

Гораздо сложнее приходится родителям, дети которых вынуждены испытывать трудности с определением будущей специальности из-за физических проблем.

Как помочь определиться с будущей профессией подростку, который получил инвалидность 1 или 2 группы? И что в этой ситуации могут сделать родители?

Первое, что нужно помнить и ребенку и родителям — инвалидность не является приговором.

Существует более ста профессий, которые могут освоить дети с проблемами. В зависимости от возможностей, предпочтений и стремлений, можно выбрать сразу несколько направлений будущей деятельности.

Существует более ста профессий для людей с инвалидностью

Конечно, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, помочь ему преодолеть зажатость и позволить раскрыть весь творческий потенциал.

Это трудный и сложный процесс, но все усилия, направленные на поддержку подростка, с лихвой компенсируются его счастливым и полноценным будущим.

Не менее полезным будет общение с родителями, которые уже преодолели подобные трудности.

Прочтите соответствующую литературу, проявите инициативу.

Самым главным для каждого подростка является возможность опереться на родителей, получить поддержку и помощь, без лишних комментарий и осуждения.

Ваша основная задача — помочь ребенку стать максимально счастливым, реализовать себя и добиться всего, что он захочет.

Стоит приложить немного усилий — и у вас все получится!

Мы подобрали для вас полезное видео, которое подскажет, как подростку определиться с выбором профессии:

Download WordPress Themes FreeDownload Nulled WordPress ThemesDownload Premium WordPress Themes FreeDownload Best WordPress Themes Free Downloaddownload udemy paid course for freedownload karbonn firmwareDownload WordPress Themes

Источник: http://life-reactor.com/vybiraem-professiyu-podrostku-15-sovetov/

Как помочь подростку выбрать профессию? | Психология в школе

Чем старше становятся дети, тем больше беспокоятся родители о выборе ими «той самой» профессии.  Сами дети, не имея достаточного жизненного опыта, смотрят на своих родителей. Опрос девятиклассников показал, что порядка 85% ребят одним из источников информации о своей будущей профессии или специальности называют родителей, родственников, взрослых знакомых.

Как же помочь подростку сделать правильный выбор? Не навязать, не отойти в сторону, а именно помочь?

В этом Вестнике мы подобрали для Вас алгоритм совместных действий, направленных на выбор профессии.

Ступени принятия решения[1]

Ступень 1. Составьте список профессиональных предпочтений.

Выбор профессии – путь не в один час или день. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни.

Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований.

Такой подход дает возможность школьнику самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей, над тем, что для него важно в будущей работе, каким он видит свое будущее.

Ступень 2. Расширяйте знания о профессиональном мире.

Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны и часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.

Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником! ». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера.

Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

Для того, чтобы сформировать целостное представление о той или иной профессии ил специальности, можно завести следующую таблицу:

Профессия Уровень заработной платы Места работы Характер и условия труда Профессиональные качества Минусы профессии Где учат?
Инженер
Педагог

* в заполнении таблицы вам может помочь сайт http://www.profguide.ru/professions/

Ступень 3. Больше информации!

Активно (и вместе с ребенком! ) собирайте информацию о рынке труда, о перспективных специальностях, профессиях.

В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты (например, http://hh.ru http://job.

ru – сайты вакансий, на которых можно найти требования к кандидатам на ту или иную должность, средний уровень зарплат). Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.

Ступень 4. От слов — к делу.

Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей.

Большое значение для них имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех.

Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомыха.

Если ваш ребенок «придумал» себе профессию и среди ваших знакомых имеются представители именно этой профессии, стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу.

Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Самые «продвинутые» родители договариваются с классным руководителем о серии встреч(классных часов), на которых каждый из них рассказывает о своей специальности и о профессиональном пути.

Ступень 5.Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование.

Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям.

Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д.

Тестирование поможет «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

Ступень 6. В институт — на экскурсию.

Неплохо сводить ребенка на день открытых дверей в учебное заведение, и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет учиться. Цель такой экскурсии — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

Ступень 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте.

Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии

  1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т. п. ).
  2. Пренебрежение к профессиям, которые являются «непрестижными», хотя и значимыми в жизни.
  3. Отсутствие знаний о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях.
  4. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  5. Перенос отношения к конкретному человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию.
  6. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  7. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
  8. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
  9. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
  10. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
  11. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

[1]Материал взят с сайта:  https://trud.admtyumen.ru/zan_to/Professional_training/prof_navigator/more.htm?id=10988440

Источник: http://psyatschool.ru/archives/468

Как подростку выбрать профессию?

Выбор профессии — это ответственный шаг во взрослую жизнь. Но в большинстве случаев ребенку сложно сделать этот выбор самому.

Когда дети оканчивают школу, остро встает вопрос, как выбрать профессию подростку. Конечно, желательно, чтобы выбор будущего был осознанным и заранее решенным.

Но в большинстве случаев ребенок остается на распутье: куда пойти дальше учиться или работать, где применить свои способности и знания, чтобы получать достаточное для жизни денежное вознаграждение, а самое главное — удовольствие от работы.

Судя по данным социологических опросов, только 15% школьников-старшеклассников определились с выбором профессии.

На основании чего подростки выбирают профессию самостоятельно?

На выбор профессии влияют:

  • Родители, особенно если есть трудовые династии, где ребенок практически машинально наследует профессию старшего поколения, о которой за предыдущие годы он наслышан и имеет наибольшее представление. Желание пойти своим путем в таких семьях обычно встречается «в штыки».
  • Советы друзей — пойти в вуз или профтехучилище за компанию с другом или подругой — всегда актуально.
  • Так называемые «модные» профессии, к реализации которых порой недостаточно средств, нет необходимых качеств, знаний, чем придется заниматься, но «очень хочется».
  • Оценки в школе по определенным предметам часто влияют на выбор будущей работы.

Отношение к труду закладывается в каждой семье с самого раннего возраста. Имея ребенка, следует предусматривать, что выбор жизненной позиции часто зависит от неосторожно сказанных слов, типа «работа не волк…».

В чем заключается помощь родителей?

Задача родителей — аргументировать советы, как выбрать профессию:

  • Проработать личностные качества подростка, рассмотрев предложенные ребенком варианты будущей специальности, с точки зрения его типа характера, склонности к рутинной или активной работе, состояния здоровья, увлечения.
  • Проанализировать вопросы трудоустройства: какие профессии востребованы сейчас, останутся ли они на пике спроса через несколько лет, когда молодой человек или девушка закончит образование.
  • Сравнить денежное вознаграждение в различных сферах труда — хватит ли его на обеспечение жизненных потребностей, оплату жилья, содержание будущей семьи. Есть ли возможность в выбранной профессии для карьерного роста.

Родители могут подыскать информацию в интернете, СМИ о профессии, которая заинтересовала подростка, чтобы проверить твердость и осознанность выбора.

Нежелательно навязывать свое мнение, кем стоит или не стоит стать подростку по профессии. Неаргументированный запрет на профессию, вызывает протест и упрямство, желание доказать самостоятельность выбора. 

Помощь подросткам со стороны науки

Как помочь подростку выбрать будущую профессию, поможет исследование доктора психологии Е. А. Климова, который распределил практически все существующие профессии по характеру предстоящей работы:

  • Человек-природа, объединяющий людей, увлеченных природой, животным и растительным миром, его изучением, и обслуживанием. К этой категории относятся геологи, ветеринары, работники лесного, аграрного хозяйства, животноводства.
  • Человек-техника, профессия, в которой главный критерий — работа с техникой. Программисты, механики, инженеры и тому подобное.
  • Человек-человек, все области профессиональной деятельности, в которых требуется общение с людьми — учителя, менеджеры, продавцы, врачи.
  • Человек-знак, объединяющий профессии, в которых требуется кропотливая работа с документами. Например, бухгалтеры, журналисты, юристы, экономисты, бизнесмены, секретари.
  • Человек-художественный образ. Это все профессии, связанные с искусством — художники, актеры, певцы, кинорежиссеры — то есть те специальности, в которых требуется особый склад ума, мышление образами.

Лучше всех своего ребенка знают родители. Исходя из данных исследований, требуется отнести подростка к какому-либо пункту, объединяющему качества и характер будущего специалиста и выбирать профессию соответственно его способностям и пристрастиям.

Ведь выбранный путь должен приносить не только материальное обеспечение, но и радость, удовольствие от проделанной работы.

Какую профессию выбрать, решать молодым людям, но родители обязаны оказать максимальную помощь, чтобы оградить подростка от ошибок.

Выбранная специальность считается правильной и удачной, если молодой человек спешит на работу с радостью, посвящает ей все положенное время, не отсчитывая часы до обеда и до конца рабочей смены. К сожалению, только 24% из опрошенных молодых специалистов смогли найти работу по душе, совместив требуемые качества с хобби.

Как подтолкнуть ребенка к правильному решению?

Поиск подходящей профессии не следует оставлять на последний момент — во время учебы в школе можно отдать ребенка учиться в тематические кружки, спортивные секции, дать подростку музыкальное образование.

Во многих учебных заведениях на уроках труда учителя ищут заинтересованность учеников в том или ином занятии. Девочкам предлагают занятие домоводством, кулинарией.

Мальчиков привлекают к самовыражению в изготовлении различных поделок.

Много информации о существующих профессиях дети получают в школе:

  • организовываются экскурсии по предприятиям населенного пункта, где будущие соискатели видят сферу занятий специалистов определенных профессий;
  • устраиваются встречи с местными знаменитостями, на которых они рассказывают о своей профессии, какими знаниями и способностями следует обладать, чтобы добиться успеха;
  • проводятся тесты, викторины, игры, чтобы школьники смогли ближе ознакомиться с существующими профессиями.

Вопросом, как помочь подростку выбрать профессию, должны заниматься совместно родители и школа.

Не следует ориентировать старшеклассника, что профессиональный выбор — один на всю жизнь. Если появится желание сменить профессию, то сделать это никогда не поздно.

Если школьник заранее определился с выбором, на кого пойдет учиться, можно организовать пробу на соответствие, устроив ребенка работать на каникулах по подобной специальности. Столкнувшись с несоответствием реальности своей мечте, многие теряют интерес к ранее выбранной специальности.

Какую профессию выбрать девочке?

Мечта многих девочек стать кинозвездой, моделью или знаменитой певицей, чаще упирается в отсутствие личных данных для подобной профессии. Поэтому критерием, какую профессию выбрать девочке, становится материальное обеспечение, доступность, отсутствие физических нагрузок, работа в помещении.

Прежде чем пойти учиться, желательно быть твердо уверенной, что по окончании образовательного курса, девочка не пополнит ряды безработных специалистов.

Родителям важно понять, что профессию своему ребенку нужно выбирать не из расчета того, на какой работе платят больше денег, а к чему лежит душа девочки, в чем развит её талант.

И если даже она поступит в престижный ВУЗ на техническую востребованную специальность, а её душа будет лежать к искусству, то высока вероятность того, что она не сможет найти себя в профессии инженера, зато станет успешным дизайнером ногтей или визажистом.

Наиболее востребованы профессии:

  • бухгалтер;
  • менеджер по туризму;
  • дизайнер;
  • косметолог-стилист;
  • специалист по рекламе;
  • обслуживание компьютерной техники;
  • рабочие специальности на станках с ЧПУ.

Заработок выбранных профессий зависит от категории специалиста, предполагая карьерный рост. Какую профессию выбрать девушке зависит от ее индивидуальных характеристик, результатов тестов, материальных возможностей семьи. Консультанты из психологической службы подберут наиболее подходящую специальность.

Какую профессию выбрать мальчику?

Согласно исследованиям рынка труда, ближайшие 10–20 лет останутся востребованными профессии по следующим специальностям:

  • инженеры, строители с высшим образованием;
  • транспортные перевозки;
  • реклама товара и его продажа;
  • нанотехнология;
  • сфера обслуживания;
  • специалисты в области сохранения природы;
  • медицинские работники;
  • химики, биологи.

Чтобы не остаться за бортом жизни, следует заранее решить, какую профессию выбрать мальчику.

Многие ВУЗы, училища, техникумы регулярно устраивают «день открытых дверей», когда любой желающий может прийти и ознакомиться с условиями будущей учебы, основами получаемой специальности, выслушать отзывы работающих по профессии.

Многим парням сегодня интересно, как стать программистом, поскольку это также одна из успешных профессий для тех, кто серьезно и ответственно шел к ней.

Нелишне обратиться к специалистам в Центре занятости, чтобы определить склонность мальчика к какой-либо области производства. Также рекомендуется пройти тесты по определению рекомендованной области применения своих способностей.

Действенная защита от безработицы — приобретение нескольких смежных специальностей. Специалист широкого профиля пользуется преимуществом при приеме на работу.

Каждому подростку хочется, чтобы родители понимали его стремления, оказывали ему всестороннюю поддержку. Выбор профессии — это ответственный шаг во взрослую жизнь, и если потребуется помощь взрослых, то лучше опереться на родительское плечо.

Источник: https://rb7.ru/job/magazine/104356

Подросток выбирает профессию. Как не ошибиться?

Современные дети быстро созревают физически, но позднее взрослеют психологически. Как влияет волевая незрелость на выбор профессии? Как можно помочь самоопределению подростка? Отвечает психолог Екатерина Бурмистрова.

Формирование воли и профессиональное самоопределение

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Формирование воли подростка обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет.

Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше.

Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.

С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены. Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки — дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.

Подростки так устроены — им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя. И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей.

А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено — старые конструкции разрушены, а новые не возникли.

У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.

Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что профессия важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке.

Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия.

И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное — сколько денег я заработаю.

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра — нарисован цветок, на лепестках которого были написаны разные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий.

Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист.

Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Сложности в выборе профессии

Профориентация — это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет. У учителей очень маленькая зарплата».

И профориентация состоит в том, кого ребенок постоянно видит в телевизоре: у кого берут интервью, кто постоянно участвует в разных передачах. Реально, настоящей профориентацией никто не занимается. И статус созидательных профессий сильно упал.

Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.

В советское время в школе был предмет — ОПК. Пусть там не было совершенства, но дети осваивали разные профессии — повара, швеи, декоратора, реставратора, шофера, переплетчика. Ребенок сейчас может выбрать профессии согласно диапазону возможностей большого города.

А что ребенок видит в мегаполисе? Дворников-таджиков, которые получают копейки, продавцов-молдаван, водителей-армян, тетенек в метро, задерганных учителей. Это, конечно, усугубление, но в целом так и есть.

В стране отсутствует инвестирование в науку, отсутствуют структуры, поддерживающие промышленность и сельское хозяйство.

То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии.

Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии.

Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку.

Это очень важно — от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей — так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией — качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний.

Он не активен в этом процессе.

И уже в подростковом возрасте начинается протест — кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Есть выход?

Как всего этого избежать? Мое мнение — хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае — за него. Проверять — по требованию, когда ребенок просит проверять.

И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью руками, телом, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов разных заведений.

Мне кажется, мегаполис — очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда.

В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей — расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками.

Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.

А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.

Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.

Получается, что ребенок в классе — один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе — все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.

Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.

Нет готовых ответов

Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов — себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.

И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так.

Ребенок может профориентироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми.

Иначе родители эту тему передают непонятно кому — или медийной среде, или друзьям-подросткам, или просто чужому дяде. Это родители должны знать.

Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор.

Подготовила Тамара Амелина

Источник: https://www.pravmir.ru/podrostok-pered-vyborom-professii/

Как помочь подростку выбрать профессию?

Вы здесь

Оглавление:

Когда дети оканчивают школу, остро встает вопрос, как выбрать профессию подростку. Конечно, желательно, чтобы выбор будущего был осознанным и заранее решенным.

Но в большинстве случаев ребенок остается на распутье: куда пойти дальше учиться или работать, где применить свои способности и знания, чтобы получать достаточное для жизни денежное вознаграждение, а самое главное – удовольствие от работы.

Судя по данным социологических опросов, только 15% школьников-старшеклассников определились с выбором профессии.

На основании чего подростки выбирают профессию самостоятельно?

На выбор профессии влияют:

  • Родители, особенно если есть трудовые династии, где ребенок практически машинально наследует профессию старшего поколения, о которой за предыдущие годы он наслышан и имеет наибольшее представление.

    Желание пойти своим путем в таких семьях обычно встречается «в штыки».

  • Советы друзей – пойти в вуз или профтехучилище за компанию с другом или подругой – всегда актуально.

  • Так называемые «модные» профессии, к реализации которых порой недостаточно средств, нет необходимых качеств, знаний, чем придется заниматься, но «очень хочется».
  • Оценки в школе по определенным предметам часто влияют на выбор будущей работы.

Отношение к труду закладывается в каждой семье с самого раннего возраста. Имея ребенка, следует предусматривать, что выбор жизненной позиции часто зависит от неосторожно сказанных слов, типа «работа не волк…».

В чем заключается помощь родителей?

Задача родителей – аргументировать советы, как выбрать профессию:

  1. Проработать личностные качества подростка, рассмотрев предложенные ребенком варианты будущей специальности, с точки зрения его типа характера, склонности к рутинной или активной работе, состояния здоровья, увлечения.
  2. Проанализировать вопросы трудоустройства: какие профессии востребованы сейчас, останутся ли они на пике спроса через несколько лет, когда молодой человек или девушка закончит образование.
  3. Сравнить денежное вознаграждение в различных сферах труда – хватит ли его на обеспечение жизненных потребностей, оплату жилья, содержание будущей семьи. Есть ли возможность в выбранной профессии для карьерного роста.

Родители могут подыскать информацию в интернете, СМИ о профессии, которая заинтересовала подростка, чтобы проверить твердость и осознанность выбора.

Видео о том, как помочь ребенку выбрать будущую профессию

Помощь подросткам со стороны науки

Как помочь подростку выбрать будущую профессию, поможет исследование доктора психологии Е. А. Климова, который распределил практически все существующие профессии по характеру предстоящей работы:

  • Человек-природа, объединяющий людей, увлеченных природой, животным и растительным миром, его изучением, и обслуживанием. К этой категории относятся геологи, ветеринары, работники лесного, аграрного хозяйства, животноводства.
  • Человек-техника, профессия, в которой главный критерий – работа с техникой. Программисты, механики, инженеры и тому подобное.
  • Человек-человек, все области профессиональной деятельности, в которых требуется общение с людьми – учителя, менеджеры, продавцы, врачи.
  • Человек-знак, объединяющий профессии, в которых требуется  кропотливая работа с документами. Например, бухгалтеры, журналисты, юристы, экономисты, бизнесмены, секретари.
  • Человек-художественный образ. Это все профессии, связанные с искусством – художники, актеры, певцы, кинорежиссеры – то есть те специальности, в которых требуется особый склад ума, мышление образами.

Лучше всех своего ребенка знают родители. Исходя из данных исследований, требуется отнести подростка к какому-либо пункту, объединяющему качества и характер будущего специалиста и выбирать профессию соответственно его способностям и пристрастиям.

Ведь выбранный путь должен приносить не только материальное обеспечение, но и радость, удовольствие от проделанной работы.

Какую профессию выбрать, решать молодым людям, но родители обязаны оказать максимальную помощь, чтобы оградить подростка от ошибок.

Выбранная специальность считается правильной и удачной, если молодой человек спешит на работу с радостью, посвящает ей все положенное время, не отсчитывая часы до обеда и до конца рабочей смены. К сожалению, только 24% из опрошенных молодых специалистов смогли найти работу по душе, совместив требуемые качества с хобби.

Как подтолкнуть ребенка к правильному решению?

Поиск подходящей профессии не следует оставлять на последний момент – во время учебы в школе можно отдать ребенка учиться в тематические кружки, спортивные секции, дать подростку музыкальное образование.

Во многих учебных заведениях на уроках труда учителя ищут заинтересованность учеников в том или ином занятии. Девочкам предлагают занятие домоводством, кулинарией.

Мальчиков привлекают к самовыражению в изготовлении различных поделок.

Видео-советы о том, как выбрать профессию

Много информации о существующих профессиях дети получают в школе:

  • организовываются экскурсии по предприятиям населенного пункта, где будущие соискатели видят сферу занятий специалистов определенных профессий;
  • устраиваются встречи с местными знаменитостями, на которых они рассказывают о своей профессии, какими знаниями и способностями следует обладать, чтобы добиться успеха;
  • проводятся тесты, викторины, игры, чтобы школьники смогли ближе ознакомиться с существующими профессиями.

Вопросом, как помочь подростку выбрать профессию, должны заниматься совместно родители и школа.

Если школьник заранее определился с выбором, на кого пойдет учиться, можно организовать пробу на соответствие, устроив ребенка работать на каникулах по подобной специальности. Столкнувшись с несоответствием реальности своей мечте, многие теряют интерес к ранее выбранной специальности.

Какую профессию выбрать девочке?

Мечта многих девочек стать кинозвездой, моделью или знаменитой певицей, чаще упирается в отсутствие личных данных для подобной профессии. Поэтому критерием, какую профессию выбрать девочке, становится материальное обеспечение, доступность, отсутствие физических нагрузок, работа в помещении.

Прежде чем пойти учиться, желательно быть твердо уверенной, что по окончании образовательного курса, девочка не пополнит ряды безработных специалистов.

Родителям важно понять, что профессию своему ребенку нужно выбирать не из расчета того, на какой работе платят больше денег, а к чему лежит душа девочки, в чем развит её талант.

И если даже она поступит в престижный ВУЗ на техническую востребованную специальность, а её душа будет лежать к искусству, то высока вероятность того, что она не сможет найти себя в профессии инженера, зато станет успешным дизайнером ногтей или визажистом.

Наиболее востребованы профессии:

  • бухгалтер;
  • менеджер по туризму;
  • дизайнер;
  • косметолог – стилист;
  • специалист по рекламе;
  • обслуживание компьютерной техники;
  • рабочие специальности на станках с ЧПУ.

Заработок выбранных профессий зависит от категории специалиста, предполагая карьерный рост. Какую профессию выбрать девушке зависит от ее индивидуальных характеристик, результатов тестов, материальных возможностей семьи. Консультанты из психологической службы подберут  наиболее подходящую специальность.

Какую профессию выбрать мальчику?

Согласно исследованиям рынка труда, ближайшие 10-20 лет останутся востребованными профессии по следующим специальностям:

  • инженеры, строители с высшим образованием;
  • транспортные перевозки;
  • реклама товара и его продажа;
  • нанотехнология;
  • сфера обслуживания;
  • специалисты в области сохранения природы;
  • медицинские работники;
  • химики, биологи.

Чтобы не остаться за бортом жизни, следует заранее решить, какую профессию выбрать мальчику.

Многие ВУЗы, училища, техникумы регулярно устраивают «день открытых дверей», когда любой желающий может прийти и ознакомиться с условиями будущей учебы, основами получаемой специальности, выслушать отзывы работающих по профессии.

Многим парням сегодня интересно, как стать программистом, поскольку это также одна из успешных профессий для тех, кто серьезно и ответственно шел к ней.

Нелишне обратиться к специалистам в Центре занятости, чтобы определить склонность мальчика к какой-либо области производства. Также рекомендуется пройти тесты по определению рекомендованной области применения своих способностей.

Каждому подростку хочется, чтобы родители понимали его стремления, оказывали ему всестороннюю поддержку.

Выбор профессии – это ответственный шаг во взрослую жизнь, и если потребуется помощь взрослых, то лучше опереться на родительское плечо.

Помогаете ли Вы своему ребенку в выборе будущей профессии, и как Вы это делаете? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-kak-pomoch-podrostku-vybrat-professiyu-8298.html

Ссылка на основную публикацию