Как проводится диагностика готовности ребёнка к школе по методике н.и. гуткиной «домик»?

Методика определения уровня развития мелкой моторики — «ДОМИК» (Н. Н. ГУТКИНОЙ)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет.

листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует – правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу).

б

3 балла

за каждую увеличенную деталь

увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в

2 балла

неправильно изображенный элемент рисунка

Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши

г

1 балл

неправильное расположение деталей в пространстве рисунка

д

1 балл

прямые линии

отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления

е

1 балл

разрывы между линиями

ж

1 балл

балл за каждое залезание

залезание линий одна на другую

При анализе рисунка следует обратить внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого.

почти не получают оценку «0».

Источник: https://infourok.ru/metodika-opredeleniya-urovnya-razvitiya-melkoy-motoriki-domik-n-n-gutkinoy-1491937.html

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе

Книга «Психологическая готовность к школе» Гуткина Н.И.—— М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).

Книга Н.И. Гуткиной — результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа.

В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др.

, применяющиеся в группе развития.

Особенностью книги является то, что важные научные положения изложены ясно и просто, что делает книгу доступной для любого интересующегося этой проблемой, хотя в первую очередь она предназначена для детских практических психологов. Книга также может служить пособием для преподавателей психологии и студентов-психологов, педагогов и студентов педагогических вузов, работников дошкольных воспитательных учреждений и родителей.

Раннее обучение детей в детских садах, а теперь в дошкольных гимназиях приводит к сокращению свободной игры в период от 5 до 7 лет. Недоразвитие игры именно в это время, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наносит ребенку непоправимый вред, поскольку в этот период в игре развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера и др.

Дети в игре удовлетворяют потребности, которые они в данный момент не могут удовлетворить в жизни.

Например, в действительности маленький ребенок не может быть космонавтом, а в игре — пожалуйста.

При этом, играя в космонавта и воображая ситуацию космического полета, он переживает на полном серьезе все придуманные приключения и соответственно испытывает разнообразную гамму чувств и эмоций.

Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду.

В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку ребенок должен сам представить и вообразить описываемых персонажей и ситуации, то есть здесь присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия.

На сегодняшний день дошкольники явно не доигрывают в игры, необходимые для их нормального психического развития.

Слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка;

К моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы группы по подготовке к школе и дошкольные гимназии, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Но психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в дошкольных гимназиях и мини-лицеях. Она возникает постепенно как итог всей дошкольной жизни ребенка.

Все компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми.

Оглавление

Предисловие

Психологическая готовность к школе и «зона ближайшего развития»

Определяющая роль мотивации в готовности к школьному обучению

Внутренняя позиция школьника и мотивы учения

Доминирование социальных мотивов учения

Доминирование познавательной мотивации

Произвольность как компонент готовности к школе

Произвольность — функция мотивации

Импульсивное и произвольное поведение

Волевое поведение

Организующая функция намерения

Волевое и полевое поведение в теории К. Левина

Глава II Диагностические методы определения психологической готовности к школьному обучению

Диагностико-коррекционная программа Г. Витцлака

Задание 1. Истории в картинках

Задание 2.Знание цвета

Задание 3. Заучивание четверостиший

Задание 4. Знание предметов

Задание 5. Процесс счета

Задание 6. Порядок счета

Задание 7. Классификация предметов

Задание 8. Восприятие количества

Задание 9. Размещение фигур

Задание 10. Сравнение картинок

Задание 11. Воспроизведение четверостиший

Задание 12. Понимание цвета и формы

Задание 13. Нахождение аналогий

Задание 14. Описание картинки

Задание 15. Учебный тест на сравнение величины

Задание 16. Срисовывание

Задание 17. Раскладывание по образцу

Диагностико-коррекционная программа X. Бройера и М. Войффен

Методика «Проверка способности к дифференциации»

Методика «Краткий метод проверки уровня развития устной речи»

«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека

Диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью

Методика «Узор» Л.И. Цеханской Методика

«Графический диктант» Д.Б. Эльконина

Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило», А.Л. Венгера

Методика определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой

Диагностика учебной мотивации как критерия готовности к школе

Мотивационная сфера

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка

Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»

Произвольность

Методика «Домик»

Методика «Да и нет»

Интеллектуальная и речевая сфера

Методика «Сапожки»

Методика «Последовательность событий»

Методика «Звуковые прятки»

Процедура определения готовности к школе

Глава III Психологические портреты шестилетних и семилетних детей 90-х годов XX столетия

Можно ли «научить» психологической готовности к школе

Сравнение психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей

Шестилетки

Мотивационная сфера

Произвольность

Интеллектуальная и речевая сфера

Семилетки

Мотивационная сфера

Произвольность

Интеллектуальная и речевая сфера

Глава IV Развивающая работа, способствующая появлению психологической готовности к школе

Развивающая и коррекционная работа

Группы и классы развития

Методологические принципы и методика работы в группе (классе) развития

Методологические принципы работы в группе (классе) развития

Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении

Приложение

Игры, используемые в группе развития

Логические игры

Составь загадку

Лодочки

Точки, снежинки, палочки

Составь рассказ

Игры, развивающие фонематический слух

Эхо

Расколдуй слово

Читайте также:  Рисование диких и домашних животных в подготовительной группе: вариации темы и специфика организации занятий

Игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка

Краски

Ловля рыб

Цветы

Птицы

Птицелов

Игры, развивающие внимание и память

Пуговицы

Исчезнувший предмет

Что изменилось?

Хамелеон

Найди различия

Зашумленные картинки

Зеркало

Сокол и лиса

Рыбаки

Полярная сова и евражки

Черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите

Почта

Птичка

Ригу-рагу

Летит — не летит

Дай ответ

Игры, развивающие моторику ребенка

Палочки

Бирюльки

Дорожки

Стая уток

Колечко

Литература

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2, М, 1982.

2. Белопольская Н. Л. Экспериментальное изучение учебных и игровых мотивов деятельности в целях диагностики задержки психического развития у детей 7-8 лет // Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974.

3. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Дисс…. канд. психол. наук. М., 1976.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

P.S.

Рекомендуем:

— Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников. Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности.

— В каком возрасте отдать ребенка в школу? Пора ли в школу?

— Л. А. Венгер, А. Л. Венгер Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

— Готов ли ваш ребенок к школе ?

Аннотация к книге «Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет»: Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу.

С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение.

Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

— Как подготовить ребенка к школе

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе.

В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника.

Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.

Источник: http://fusionpiter.ru/articles/readiness

Диагностика готовности к школе (Гуткина)

Данная программа состоит из трех основных блоков (мотивационная сфера, произвольная и интеллектуальная сфера), каждая из которых включает в себя несколько методик.

Мотивационная сфера

Для исследования мотивационной сферы была избрана методика «Сказка». Методика направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку.

Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал.

На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется – поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Произвольная сфера

Произвольная сфера оценивается с помощью методики «Домик» (см. приложение).

Интеллектуальная сфера

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе.

Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций.

Первый – усвоение нового правила работы; второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй возможен только при осуществлении процесса обобщения.

Для диагностики интеллектуальной сферы использовалась методика «Сапожки» (см. приложение).

Анализ проведенного исследования

Данная диагностическая программа с целью определения психологической готовности к школьному обучению применялась в подготовительной группе. Количество детей, участвующих в эксперименте, 24 человека. Результаты получились следующими:

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА: с выраженным познавательным интересом – 17 человек, со слабой познавательной потребностью – 7 человек.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ СФЕРА:

Норма – 7 человек;

Средний уровень – 8 человек;

Низкий уровень – 8 человек;

Очень низкий уровень – 1 человек.

УМСТВЕННАЯ СФЕРА:

Высокий уровень обучаемости – 14 человек;

Средний уровень обучаемости – 8 человек;

Низкий уровень обучаемости – 2 человека.

Источник: https://konspekteka.ru/diagnostika-gotovnosti-k-shkole-gutkina/

Методика «Домик» Н. И. Гуткина Цель исследования Материал и оборудование Процедура обследования — PDF

Состояние моторного развития детей группы на год Фамилия, Имя ребёнка мелкая моторика графические действия графич переклю синхрон характер размер форма последов отклоне точность темп объём линий, наклон

Подробнее

Методы фронтальной диагностики готовности детей к обучению в школе. Данный методический материал разработан в лаборатории коррекционной педагогики НИИ г. Москвы под руководством Г.Ф. Кумариной. Задание

Подробнее

ОПРЕДЕЛЯЕМ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Проверяем физическую готовность ребёнка к школе Антропологи говорят, что проверить физическую готовность ребёнка просто: нужно попросить его поднять руку вверх, а

Подробнее

Городское управление образованием администрации города Черногорска Городской методический кабинет Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1 7 классов при реализации ФГОС

Подробнее

УДК 376 Изучение детско-родительских отношений в семье, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта Гумерова Татьяна Владимировна Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема Магистрант

Подробнее

Программа по развитию мелкой моторики детей 5 7 лет 2 Пояснительная записка Уровень развития мелкой моторики один из показателей функциональной готовности к школьному обучению. По словам А.В.Сухомлинского,

Подробнее

Комплексная итоговая контрольная работа для 1 го класса 1 класс, фамилия, имя Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до

Подробнее

«В вашей семье растёт пятиклассник…» Уважаемые родители! Заканчивается начальная школа. Для Вас наступает время важной работы ведь, в сентябре Ваши дети в первый раз войдут в незнакомый кабинет, и с

Подробнее

О чём может рассказать детский рисунок. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребёнка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребёнка можно определить

Подробнее

Ложь в живом общении Автор(ы): Щавлинская Мария, Волкова Ольга Школа: 2006 Класс: 11 А Руководитель: Евтягина Алена Анатольевна Общение занимают самую большую часть в жизни человека. Зачастую в повседневной

Подробнее

9-1 «Крутим вертим». Оборудование: установка для изучения крутильных колебаний, включающая в себя штатив с двумя лапками, CD или DVD диск, закреплённый на натянутой леске. Задание: 1) Поверните диск на

Подробнее

Определение мотивов учения у первоклассников (по методике М. Р. Гинзбург) Источник Методика была разработана М.Р.Гинзбургом и опубликована в 1988г.: Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-8

Подробнее

Кувалдина Ольга Николаевна педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодѐжи Объединение «Росток» г. Воронеж ИГРА СКАЗКА

Подробнее

Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи Силиверстова Маргарита Вениаминовна Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой

Читайте также:  Волков игорь павлович

Подробнее

Папка-передвижка «Игры для развития детей 6-7 лет» «Похожие слова» Развиваем речь детей Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов,

Подробнее

П3.6. Подготовка тестов Это один из наиболее важных элементов создания курса, поэтому он вынесен в отдельный раздел. Преподаватель может создавать в своем курсе тесты, состоящие из вопросов различного

Подробнее

ФГУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ» АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ» ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

Подробнее

ВАШ РЕБЕНОК БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК! ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Готовность ребенка к обучению в школе определяется самыми разными показателями физического, интеллектуального и личностного развития. Родители

Подробнее

«Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания» Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение

Подробнее

С точки зрения науки билингвизмом называют двуязычие, под которым подразумевается употребление в речи двух языков родного и не родного. Детям-билингвам предстоит пройти нелегкий путь стать полноценным

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью психолого педагогического сопровождения ребёнка в учебно воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем

Подробнее

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе Москва, 2012 Авторский коллектив:

Подробнее

Внеурочная деятельность в 1 классе «Занимательная математика» Кочурова Е.Э. к.п.н., зав. лаб. методики начального образования Сектора начального образования ИСМО РАО ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

Подробнее

Развитие логического и пространственного мышления на уроках математики в начальной школе. Изучение математики формирует и развивает не только логичность мышления, понимаемую как способность делать правильные

Подробнее

Утверждено Заведующей МБДОУ «Детский сад 20 Колокольчик Общеразвивающего вида» О.Ю.Комарковой Идем в школу! (программа психологической подготовки детей к школе) Идем в школу! (программа психологической

Подробнее

.. ( 1) 5 2008 , 16.. : ( 1). 5. : -, 2008. 80. :… ( ), 2008 Дорогие друзья! Предлагаем вам использовать данную рабочую тетрадь на уроках геометрии. Она поможет научиться разбираться со многими вопросами,

Подробнее

Исследование мышления. (Диагностический комплекс «Иматон» Л.А.Ясюкова) Мышление детей. Операциональными единицами различных типов мышления являются : Образное мышление оперирует целостными образами предметов

Подробнее

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ. Разработан американскими психологами Р. ТЭММЛ, М. ДОРКИ и В. АМЕН Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения

Подробнее

Инструкция по верификации текстов произведений Л. Н. Толстого с помощью ABBYY FineReader 11 Professional Edition для участников Важная информация: 1. Проверка одного пакета страниц занимает в среднем 30

Подробнее

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ! Вы взяли в руки необычный альбом, который позволит Вам провести интересные и увлекательные занятия с Вашим ребенком или учеником. Посмотрите внимательно, какой обучающий материал

Подробнее

Как начертить схему зарядного устройства для автомобильных АКБ http://eletrik.info Среди графических редакторов, распространяемых бесплатно для электриков, можно порекомендовать A9CAD, которая уже описана

Подробнее

Психологическая готовность к обучению в школе Результаты психологической диагностики Рекомендации родителям будущих первоклассников Педагог-психолог Екатерина Владимировна Атласова Готовность к школьному

Подробнее

«ЗВУК И БУКВА» Учитель-логопед И.А.Павлычева Как избежать ошибок при обучении чтению (советы родителям) Ваш ребёнок уже совсем взрослый и скоро в его и вашей жизни произойдёт важное событие: ваш малыш

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/72703735-Metodika-domik-n-i-gutkina-cel-issledovaniya-material-i-oborudovanie-procedura-obsledovaniya.html

Гуткина Н. И., методика «Домик»: описание, анализ результатов, выводы

В данной статье выясним, что собой представляют коррекционные методики, узнавание фигур, «Домик» Н. И. Гуткиной и иные нюансы, применяемые психологами для определения уровня развития ребенка.

Одной из самых актуальных и известных задач деятельности психологов в системе образования является диагностика подготовки ребят к школьному обучению. Сегодня существует колоссальное количество методик тестирования данного направления.

Среди них указана «Экспертная программа, определяющая психологическую готовность малышей 6-7 лет к школьным занятиям» Гуткиной Н. И., которую считают теоретически наиболее обоснованной.

Кстати, методологически она считается самым последовательным инструментом.

Достоинства методики

Безусловное достоинство данной методики заключается в принципе коррекционности, который в ней заложен.

С помощью программы можно не только устанавливать отличительные черты развития и предсказывать успешность просвещения малыша, но и составлять коррекционно-совершенствующую адекватную систему.

Долго работала над своей теорией Гуткина Н. И. Методика «Домик» — её лучшая работа, которая включена в данную программу.

Проект предназначен для проверки ребят 6-7 лет. С помощью него выясняется их психологическая готовность к школьным занятиям и контролируется динамика психического развития малышей в развивающих группах. В последнем случае проект применяют с 5,5 до 8 лет.

Вообще данная программа используется для изучения развития интеллектуальной, потребностно-аффективной, произвольной, речевой сфер.

Проект

Методики, из которых состоит проект, тестами не являются. Благодаря им можно качественно охарактеризовать готовность малыша к школьному обучению.

Диагностический проект состоит из семи методик, шесть из которых являются авторскими оригинальными разработками:

  • Способ определения доминирования игрового либо познавательного мотивов в потребностно-аффективной сфере малыша.
  • Тест школьной зрелости Керна-Йирасека (ориентационный).
  • Экспериментальная беседа, выявляющая «внутреннюю позицию ученика».
  • Технология «Да и нет» (умение работать по шаблону).
  • Методика «Домик» (тонкая моторика руки, произвольность внимания, сенсомоторная организация, умение ориентироваться на образец).
  • Приём «Сапожки» (исследование обучаемости).
  • Способ «Звуковые прятки» (фонемный слух).
  • Технология «Преемственность событий» (развитие речи, способности к обобщению, логическое мышление).

Чтобы провести эффективное обследование, кабинет оформляют в соответствии с предстоящими испытаниями: все необходимые материалы должны быть под рукой психолога-педагога. Из обстановки также исключаются яркие предметы и игрушки, которые могут отвлекать ребенка.

На контрольном собеседовании могут присутствовать родители, но их нахождение около малыша во время проведения технологий «Определение доминирования мотивов» и «Домик» нежелательно.

Цель проекта

Благодаря этому проекту можно:

  1. Выяснить мотивационную готовность ребенка к школьным занятиям, а также особенности его обучаемости.
  2. Определить развитие дошкольника в произвольной, мотивационной, речевой, интеллектуальной сферах.
  3. Применять долгие годы один и тот же побудительный источник, не нуждающийся в коррекции.
  4. Найти нюансы, препятствующие развитию малышей с возраста 5,5 лет. Начать работу с ними по развивающей эксклюзивной методике «Группы развития», которую Н. И. Гуткина описала в своей книге «Психологическая подготовленность к школе».

Технология «Домик»

Что собой представляет методика Н. И. Гуткиной «Домик»? Ребёнку предлагается срисовать картинку, изображающую домик, отдельные элементы которого выглядят как детали прописных букв. Данную технологию можно использовать для определения готовности детей 5-10 лет к школьным занятиям.

Целью испытания является определение способности дошкольника копировать сложную модель.

Благодаря заданию выявляется умение ребёнка ориентироваться на модель, точно её воспроизводить. Также можно определять особенности развития зрительного восприятия, непринуждённого внимания, тонкой моторики и сенсомоторной координации руки дошкольника.

Материалами и оборудованием здесь выступают образец рисунка, простой карандаш и лист бумаги.

Процедура обследования

Каким образом применяется на практике методика Н. И. Гуткиной «Домик»? Перед выполнением упражнения малышу сообщают следующую инструкцию: «Перед тобой лежат карандаш и лист бумаги. Я прошу тебя изобразить на листе такой же рисунок, как на этом образце (ребёнку передаётся картинка с нарисованным домиком).

Не торопись, будь внимателен и постарайся, чтобы твой рисунок не отличался от образца. Если что-то нарисуешь не так, стирать не нужно ни пальцем, ни резинкой (необходимо проследить, чтобы у малыша резинки не было). Просто поверх неверных деталей либо рядом можно нарисовать правильно.

Тебе задание понятно? Тогда начинай его выполнять».

Ход задания

Согласитесь, великолепный специалист Гуткина Н. И. Методика «Домик» творит чудеса! Итак, что же нужно зафиксировать по ходу задания? Психолог должен выяснить, левой или правой рукой рисует малыш.

Специалист обязан проследить, как испытуемый работает: часто ли смотрит на рисунок-образец, проводит ли над ним воздушные линии, повторяющие очертания картинки.

А может быть он рисует по памяти, мельком взглянув на образец?

Также педагог должен обратить внимание на следующие нюансы: медленно или быстро малыш проводит линии, отвлекается или трудится упорно, сверяет ли после завершения работы свой рисунок с моделью.

Когда ребенок сообщает о завершении упражнения, его нужно попросить проверить самостоятельно своё творение. Если он обнаружит погрешности в нём, то может их подправить, но экспериментатор обязан эти действия зафиксировать.

Читайте также:  Несовершенство родителей

Обработка результатов

Итак, мы выяснили, что собой представляет методика «Домик». Н. И. Гуткина анализ результатов предлагает проводить следующим образом: обработку материалов необходимо выполнять, суммируя баллы, которые начисляются за погрешности. А погрешности бывают такими:

  1. Увеличение отдельных элементов изображения более, чем в два раза. Размер всего рисунка в этом случае соответствует образцу (3 балла за каждое укрупнённое звено).
  2. Отсутствие какого-либо элемента картинки (4 балла). На изображении могут отсутствовать дым, забор (две половины либо одна), крыша, труба, штриховка на крыше, линия, обозначающая основание домика, окно.
  3. Неверно выполненный элемент картинки (3 балла). С погрешностями могут быть нарисованы колечки дыма, штриховка на крыше, забор, труба, окно. Кстати, если неправильно изображены доски изгороди, то начисляется 2 балла не за каждую неверно нарисованную доску, а за всю левую или правую часть изгороди полностью. Это же правило применяется и к колечкам дыма, появляющегося из трубы, и к штриховке дома. Далее левая и правая части забора рассматриваются отдельно: так, если неверно срисована правая часть, а у левой ошибки отсутствуют (или наоборот), то малыш получает 4 балла. Если часть левой (правой) стороны изгороди срисована правильно, а часть с погрешностями, тогда искажённая сторона оценивается одним баллом. Также квалифицируется и штриховка на крыше, и колечки дыма. Если лишь некоторые элементы колечек дыма скопированы верно, малыш получает один балл, если отрисована штриховка на крыше с погрешностями, ставится один балл. Неверно изображённое число деталей в элементах рисунка за ошибку не считается. Не имеет значения, сколько будет линий в штриховке крыши, колечек дыма или дощечек в заборе.
  4. Неверное размещение компонентов в пространстве картинки (1 балл). К погрешностям этого вида относится размещение забора выше линии основания домика (домик как бы завис в воздухе) или ниже её (изгородь должна находиться на общей с основанием домика линии). Ошибкой считается значительное смещение окна вправо или влево от центра. Если дым отклоняется более, чем на тридцать градусов от горизонтальной линии – это тоже погрешность. Оплошностью считается также, если размер основания крыши соответствует фундаменту домика, а не превышает его (крыша на образце над домиком нависает).
  5. Что же далее рекомендует выполнять Гуткина Н. И.? Методика «Домик» является сложной технологией. Ошибкой считается отклонение прямых линий от заданного направления более, чем на тридцать градусов (1 балл): перекос горизонтальных и вертикальных линий, из которых состоят крыша и домик. Малышу запрещено изменять угол наклона боковых линий крыши, «заваливать» (более чем на тридцать градусов) палочки забора, отклонять от горизонтальной прямой линию основания изгороди (более чем на тридцать градусов).
  6. Просветы между линиями там, где они должны соединяться (1 балл за каждый просвет). Если линии штриховки на крыше не соприкасаются с линией крыши, 1 балл ставится за всю штриховку, а не за каждую её неверную линию.
  7. Наложение линий друг на друга (1 балл за каждое наложение). Если линии штриховки крыши выходят за её контуры, одним баллом оценивается вся штриховка, а не каждая её неверная линия.

За хорошее выполнение упражнения начисляется 0 баллов. Фактически, чем хуже малыш отрисовал рисунок, тем выше суммарная оценка его работы.

Согласитесь, довольно-таки интересная методика «Домик» (Н. И. Гуткина). Интерпретация результатов данного эксперимента всегда проводится с учётом возраста будущего школьника.

Известно, что дети пяти лет очень редко получают ноль баллов из-за неполной зрелости участков мозга, контролирующих сенсомоторную организацию. А что можно сказать о работе малыша десяти лет, которая оценена на один балл и выше? Такой результат указывает на неблагополучное развитие
одной или нескольких проверяемых методикой психологических сфер.

Анализ результатов

Как предлагает анализировать выполненное упражнение Гуткина Н. И.? Методика «Домик» — очень сложная система.

Специалист должен делать акцент на характере линий: «лохматые» или слишком жирные линии могут указывать, согласно имеющимся по данному вопросу источникам, на состояние тревожности дошкольника.

Но такой вывод ни под каким видом нельзя делать, опираясь лишь на один рисунок. Появившееся подозрение нужно проверить особыми экспериментальными методами.

Аналог

Итак, с чем сопоставляется методика «Домик» (Н. И. Гуткина)? Выводы, которые она позволяет сделать, помогают оценить готовность ребенка к школьным нагрузкам. Многие рассматривают данную технологию как аналог II и III упражнений теста Керна-Йирасека, а именно: копирование письменных букв (II урок) и копирование группы точек (III урок).

Сравнивая итоги по указанным схемам, эксперты пришли к выводу, что технология «Домик» раскрывает те же психологические качества в развитии малыша, что и II и III уроки теста Керна-Йирасека.

Фактически мы выяснили, что собой представляет методика «Домик» (Н. И. Гуткина). Обработка выполненного задания занимает немного времени. Результаты обсчитываются в баллах для того, чтобы отследить изменения в сенсомоторной эволюции одного и того же ребенка в разном возрасте.

Кстати, экспериментировать подобным образом с близорукими малышами запрещено.

Источник: http://4u-pro.ru/obrazovanie/samosovershenstvovanie/gutkina-n-i-metodika-domik-opisanie-analiz-rezultatov-vivodi

Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина

(методика для диагностики сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью)

Методика позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку, в правом верхнем углу которого записывается фамилия и имя испытуемого, а также дата проведения обследования. С левой стороны каждого листа, на расстоянии 4 клеток от левого края, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).

1) высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;

2) средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не соответствует диктуемому;

3) уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не соответствует;

4) низкий уровень. Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому.Методика «Графический диктант» очень популярна среди психологов, но при ее использовании необходимо обратить особое внимание на детей-левшей, так как в предваряющей эксперимент инструкции ребенку напоминают, что правая рука — это та, в которой он держит карандаш.

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)

(методика направлена на изучение произвольности

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика рассчитана на детей 5,5—10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой он рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Обработка экспериментального материала проводится путем качественного анализа ошибок. Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) искажение пропорций рисунка: изменение относительных размеров деталей рисунка;

в) увеличение всего рисунка более чем в два раза;

г) неправильно изображенный элемент рисунка;

д) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

е) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

ж) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

з) «залезание» линий одна за другую.

Источник: https://students-library.com/library/read/64245-metodika-graficeskij-diktant-db-elkonin-metodika-domik-ni-gutkina

Ссылка на основную публикацию