Классификация неуспеваемости

Типы неуспевающих школьников

В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению.

Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине.

Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А. А. Бударный, Ю. К.

Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают.
Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П.

Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник».

Его чертами являются следующие:

1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

3) не подмечает своих неудач и трудностей;

4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

6) индифферентно относится к результатам работы.

Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости.

Другой выделенный тип назван патологическим — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и , неудачи.

В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.
Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников.

Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.

Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Первый тип неуспевающих школьников.

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций.

Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач.

При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми.

Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков.

Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Второй тип неуспевающих школьников.

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться.

Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно.В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.
Третий тип неуспевающих школьников.

Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду.

Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.

Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста.

Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях.

Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы,

отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин. В частности, Н. А.

Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании Ю. К.

Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод разработки средств предупреждения неуспеваемости.

28. Причины неуспеваемости школьников. В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе.

Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д. Классификации причин. Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А. М.

Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

Читайте также:  Общая характеристика педагогической деятельности

В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей. Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю. К. Бабанский. Он изучает учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании Ю. К.

Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями. Схема изучения учащихся, разработанная Ю. К. Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы (её силами).

СХЕМА I условия внутреннего плана; I 1 — особенности организма школьника; I 2 — особенности личности школьника; II III IV — условия внешнего плана; II а) бытовые условия; II б) гигиенические условия в школе; II в) особенности воспитания и семье; II г) особенности обучения и воспитания в школе; III а) причины недостатков бытовых условий; III б) причины недостатков гигиенических условий в школе; III в) условия порождающие недостатки воспитания в семье; III г) условия порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса. К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические: а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; б) организационно-педагогического характера (организация педпроцесса в школе, материальная база); в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных. влияний, включая и семью. Очень важно в схеме Ю. К. Бабанского то, что показаны связи между группами причин, различаются явления первого и второго порядка, соотносящиеся между собой как причины и следствия. Так, например, отрицательное влияние семьи связано с недисциплинированностью ученика. Условия внутреннего и внешнего плана не однородны — они представлены определенными группами явлений: особенности организма и особенности личности школьника составляют две взаимосвязанные группы явлений внутреннего плана в первом кругу условий внешнего плана, т.е. наиболее непосредственно-воздействующих на особенности самого ученика выделяются следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности ученика (в семье и в школе); особенности учебно-воспитательного процесса в школе особенности воспитания в семье. Следующий за данным круг определяет те обстоятельства, следствием которых являются причины предыдущего круга. Здесь можно указать такие группы: причины недостатков бытового и гигиенического плана; условия, вызывающие недостатки учебно-воспитательного процесса в школе; условия, вызывающие недостатки воспитания в семье. Последующий круг должен раскрывать причины этих причин и т.д., идя ко все более общим социальным условиям жизни и развития детей. Некоторые другие попытки сгруппировать причины неуспеваемости больше отвечают теоретическим требованиям. В частности, представляет интерес схема П. П. Борисова. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости: I. Общепедагогические причины. II. Психофизиологические причины. III. Социально-экономические и социальные причины. Причины I группы порождаются, как считает автор, недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми). Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей. Причины III группы, отмечает П. П. Борисов, непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся. К ним он относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей.

В данной классификации внутреннее по отношению к учащемуся причины (состояние здоровья, особенности психики) отчленены от внешних (школьные условия, социальные условия); условия обучения отделены от более широких социальных условий.

Однако здесь имеется непоследовательность. Психофизиологические причины также мало зависят от воли учителей и учащихся, как и причины социальные.

С другой стороны, неверно связывать недостатки учебно-воспитательной работы только с деятельностью учителя.



Источник: https://infopedia.su/3x790a.html

Индивидуальные различия в обучаемости и пути преодоления стойкой неуспеваемости младших школьников

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Обучаемостьв широком смысле слова можно трактовать как потенциальную возможность овладения новыми знаниями в содружественной со «взрослыми» работе (Б. В. Зейгарник), как «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Обучаемость— это совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности (3. И. Калмыкова).

Обучаемость— это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А. К. Маркова).

Основные показатели

Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений.

Легкость этого освоения знаний (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения).

Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы.

Прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости (3. И. Калмыковой):

экономичность и темп мышления;

способность к самообучению;

работоспособность и выносливость.

Существенны показатели обучаемости (А. К. Марковой):

•   активность ориентировки в новых условиях;

инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (Д. Б. Богоявленская);

настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях отвлечения, препятствий;

•  восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

Обучаемость — это динамическая характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать или ослабевать. Тем не менее четко выделяются группы учащихся с различной степенью обучаемости: от высокой к средней до заниженной и низкой.

Говоря о неуспеваемости, имеют в виду ее психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т. д.

Причины неуспеваемости (П. П. Борисов)

Педагогические причины ♦ недостатки преподавания отдельных предметов♦ пробелы в знаниях за предыдущие годы♦ неправильный перевод в следующий класс
Социально-бытовые причины ♦ неблагополучные условия жизни♦ недостойное поведение родителей♦ низкая материальная обеспеченность семьи♦  отсутствие домашнего режима♦ безнадзорность ребенка
Физиологические причины ♦ болезни♦ общая слабость здоровья♦ нарушения двигательных функций центральной нервной системы♦ болезни нервной системы
Психологические причины ♦ особенности развития внимания, памяти♦  медленность понимания♦ недостаточный уровень развития речи♦ несформированность познавательных интересов♦ узость кругозора
Читайте также:  Правильное воспитание ребенка

Л. С. Славина среди причин неуспеваемости называет следующие:

•    неправильное отношение к учению;

•    трудности усвоения учебного материала;

•    неумение трудиться;

•    отсутствие познавательных учебных интересов;

• отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельности.

А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман в качестве причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют:

О  проблемы, связанные с умственным развитием;

О  поведенческие проблемы;

О  эмоциональные и личностные проблемы;

О  проблемы общения;

О   невротические проявления (тики, энурез).

Классификация типов неуспеваемости

1. общее отставание в учении;                             2. отставание по отдельным предметам.

в зависимости от устойчивости отставания:

1. Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время). Причинами являются неподготовленность школьника, неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства), лень, недостаточные уровень общего развития.

2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам). Причины: недостатки преподавания, недоработки в предыдущих классах, отсутствие интереса к учебе;

3. Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету в результате недочетов преподавания или неаккуратного посещения школы).

Типология неуспевающих учеников

На основании приведенной классификации Н. И. Мурачковский предлагает типологию неуспевающих учеников.

Первый тип — низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

Второй тип — высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Третий тип — низкий уровень умственного развития сочетается с отрицательным отношением к учению.

Для преодоления стойкой неуспеваемости младших школьников необходимо корректировать мотивационно — потребностную сферу младшего школьника (познавательные мотивы не должны исчерпываться интересом к результату), формировать (в том числе, личным примером) умение ставить цель деятельности и преодолевать трудности; профессиональный труд учителя должен быть осуществлен таким образом, чтобы ребенок приобрел рациональные способы действий.

Источник: http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/33-kratkie-konspekty-otvetov-na-jekzamenacionnye/698-individualnye-razlichija-v-obuchaemosti-i-puti.html

Причины школьной неуспеваемости

Дети с задержкой психического развития, по данным дефектологов, составляют не меньше половины неуспевающих в начальной школе учеников. Это особый контингент детей, которым трудно учиться и которых трудно учить.

Своеобразие развития личности такого ребенка в основном определяется именно этим — низкими отметками, недовольством учителей и родителей, низким социальным статусом в классе, отсутствием радости от хорошо сделанной работы.

Поскольку позиция неуспевающего так важна для понимания личностного развития, остановимся сначала на общих проблемах неуспеваемости.

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Так называемая ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, еще в 1-м классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны.

Довольно много детей оказываются неспособными успешно учиться из-за педагогической запущенности. С ними недостаточно занимались перед поступлением в школу, и они не приобрели умений, необходимых первокласснику. Они плохо читают и считают, а иногда совсем не умеют этого делать.

Педагогически запущенные дети чаще всего воспитываются в неблагополучных семьях, где им мало уделяют внимания. Обычный стиль воспитания в таких случаях — гипоопека.

Ребенок, оставленный на попечение бабушки или кого-то из родителей и лишенный с раннего детства заботы и контроля не посещающий детский сад, оказывается в самом тяжелом положении: он не только не умеет читать, считать и писать но и не знает элементарных вещей.

При поступлении в школу ему трудно ответить на вопросы: где и кем работают его родители, где он живет (назвать точный адрес и т. п.). Если ребенок посещал детский сад, ситуация более благоприятна: он смог получить больше знаний и обладает определенными умениями; уровень его подготовки к школе зависит от качества детсадовских занятий.

Менее распространенные причины школьной неуспеваемости — недостаточная подготовка к школе больных детей. Дошкольники, тяжело или часто болеющие, требуют особого внимания. Когда они проходят курс лечения, лежат в больнице или просто дома, они, как правило, не занимаются. Когда они выздоравливают, их нужно включать в занятия, но очень осторожно, избегая перегрузок.

Если ребенка готовят к школьному обучению в детском саду или специальной группе (в Доме творчества детей и молодежи, частной подготовительной группе и т. д.), после болезни ему трудно снова начать работать вместе со всеми, пусть и в игровой форме, — он отстал от сверстников. Образуются пробелы в знаниях, ликвидировать которые без умелой помощи родителей очень сложно.

Редко, но встречаются случаи педагогической запущенности в благополучных семьях, где ребенка, не абсолютно здорового, но и не особенно больного, боятся перегрузить занятиями.

Избыток заботы, постоянный страх за здоровье ребенка могут привести и к отсутствию должной подготовки, и к избалованности, лени, нежеланию «напрягаться» ни при каких обстоятельствах.

Последний эффект наблюдается и у совершенно здоровых детей, воспитывающихся по принципу «кумира семьи».

Педагогическая неготовность к школе обычно сочетается у первоклассников с психологической неготовностью, по крайней мере, по каким-то ее параметрам.

Педагогически запущенные дети имеют нормальное интеллектуальное развитие, иногда даже высокие потенциальные способности в некоторых областях. Но из-за отсутствия необходимой базы (знаний, умений, навыков) они не могут проявить свои сильные стороны в процессе обучения и производят впечатление учеников малоспособных или умственно ограниченных.

Причиной школьной неуспеваемости, широко представленной в начальных классах, может быть низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний. Как показали Н. А. Менчинская и З. И.

Калмыкова, обучаемость — это комплекс интеллектуальных свойств, от которого зависит продуктивность учебной деятельности: обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.

Одним из показателей высокой обучаемости становятся быстрота и легкость усвоения учебного материала.

Низкая обучаемость характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. (Причины и проявления задержки психического развития будут рассмотрены ниже.)

В массовой школе иногда учатся дети-олигофрены (дебилы). Их обучаемость гораздо ниже, чем у учащихся с задержкой развития. В начальных классах они могут по нескольку раз оставаться на второй год, а в средних классах их обучение в обычной школе становится окончательно невозможным. Рано или поздно этих детей переводят во вспомогательную школу.

Педагогически запущенным детям можно помочь: дополнительные занятия восстанавливают имеющиеся пробелы в знаниях, и ученик осваивает дальше учебную программу в том же темпе, что и его хорошо успевающие сверстники.

При олигофрении (в наиболее легкой степени дебильности) помощь принимается с большим трудом или вообще не принимается, и дополнительные занятия не имеют развивающего эффекта.

При любом типе обучения и объеме помощи со стороны учителя или родителей умственно отсталый школьник остается на низком уровне развития интеллекта.

Дети с задержкой психического развития оказываются как бы промежуточным звеном между нормально развивающимися и умственно отсталыми. Они неплохо воспринимают помощь, но им необходимо обучение по специальным программам и в более медленном темпе. Со временем при наличии коррекционной работы они «догоняют» своих благополучных сверстников.

Кроме названных детей неуспевающими в 1-м классе могут стать ученики с плохим зрением, слухом или речью, т. е. с нарушениями анализаторных систем.

Даже при относительной психологической готовности к школе ученики начинают отставать в учении из-за того, что не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель.

В легких случаях процесс обучения таких детей в классе можно достаточно успешно организовать, посадив их на первые парты и уделяя им больше внимания. В более тяжелых случаях, при значительных нарушениях, учеников переводят в специальные школы — для глухих, слабослышащих, слабовидящих, детей с нарушениями речи.

Читайте также:  Воспитание толерантности у детей

Редко, но встречаются первоклассники, не успевающие из-за недостаточного развития образного мышления. А. Л. Венгер называет их «вербалистами»: у них прекрасно развита речь. Высокий уровень речевого развития и хорошая память проявляются при «вербализме» на фоне недостаточного развития восприятия и мышления.

Обычно дети рано овладевают сложными грамматическими конструкциями, имеют богатый словарный запас, могут воспроизводить «взрослые» фразы; благодаря этому их часто считают вундеркиндами. В то же время, предпочитая чисто словесное общение со взрослыми, они недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми.

«Вербализм» приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, не позволяющим успешно учиться в школе.

Коррекционная работа с этими детьми довольно быстро дает высокие результаты; она требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста, — игре, конструированию, рисованию и т. д., способствующим прежде всего развитию образного мышления.

Значительные трудности в учении, а затем и неуспеваемость могут быть вызваны некоторыми личностными особенностями учеников. Это главным образом тревожность и демонстративность. (О тревожности будет сказано в гл. 8.) Демонстративность — черта, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих.

Если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании другими способами: аффективно, с театральными эффектами, а иногда и с агрессивностью нарушает принятые в школе правила поведения. Негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть нужными знаниями и умениями и успешно учиться.

Становясь неуспевающим, он играет в классе роль хулигана или клоуна.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными».

Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.

Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

Дети с такой негативистской демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (раздражение, замечания, нотации), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «Лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности — сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная.

Но самое главное — снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения.

Задача взрослых, причем очень трудная, — обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать за крупные.

Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Вместо одного учителя в класс приходят разные преподаватели, с разными требованиями, к которым нужно приспосабливаться.

Небольшая часть детей, удовлетворительно или хорошо учившихся раньше, в этой ситуации резко снижает уровень успеваемости. Это могут быть дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников.

Учиться им было достаточно легко: они достигали успеха без большого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. Когда требования возрастают, а умения и желания трудиться нет, ученики перестают получать привычные поощрения.

Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Происходит перелом в отношении к учению, иногда возникает стремление уйти из школы.

Нежелание учиться приводит к неуспеваемости и бывших троечников. Переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интересов на общение со сверстниками. Иногда учеба запускается из-за того, что большая часть времени посвящается делу, которым подросток бурно увлекается.

Если ученик любого возраста отстает в учении, необходимо прежде всего установить причину неуспеваемости. Учителя и родители могут оказать ему эффективную помощь, лишь зная истоки этого явления. Как писала Н. А. Менчинская, «за неуспеваемостью того или иного ученика стоит сложная индивидуальность с присущей ей своеобразной историей развития».

Источник: https://psyera.ru/4802/prichiny-shkolnoy-neuspevaemosti

Классификация неуспеваемости по вызывающим ее причинам

Вопрос об успеваемости является также одним из наиболее важных вопросов школьной практики, так как еще до настоящего времени у нас имеется много неуспевающих школьников. Кроме того, привлекают внимание и такие ученики, которые получают удовлетворительные оценки, но могли бы учиться лучше.

В каждом классе мы найдем таких учеников, которые учатся хуже, чем они могли бы, потому ли, что они не умеют систематически работать, потому ли, что они не стремятся к лучшей успеваемости, потому ли, что они вообще не желают учиться.

Немало у нас и таких учеников, которые с трудом усваивают учебный материал и, затрачивая много труда и усилий, обладают все же малоудовлетворительными знаниями.

Несмотря на то, что все эти школьники не являются неуспевающими учениками в буквальном смысле этого слова, их учебная деятельность протекает не так, как она должна была бы протекать. Они не получают в школе ни тех знаний, ни того воспитания, которые должна давать наша школа. Как правило, именно эти ученики раньше или позже переходят в ряды неуспевающих школьников.

Из всего сказанного видно, что проблема изучения и преодоления неуспеваемости в нашей школе является чрезвычайно важной и насущной еще и в настоящее время.

Особое значение этот вопрос приобретает также и потому, что очень часто неуспеваемость школьника влечет за собой целый ряд последствий, связанных уже с воспитательными вопросами.

Не говоря уже о тех случаях, когда школьники не хотят учиться и относятся к учению недобросовестно, даже и в случаях, когда они стараются, но испытывают трудности в усвоении учебного материала, почти всегда из-за неуспеваемости у школьников возникают отрицательные переживания, создаются неправильные отношения с товарищами, с учителями, родителями. Это происходит потому, что именно в процессе учебной деятельности, которая является основной, ведущей деятельностью детей школьного возраста, строятся наиболее важные для них взаимоотношения с окружающими людьми, возникают наиболее значимые переживания, появляются наиболее действенные мотивы поведения. Все эти моменты определяют формирование тех или иных качеств личности школьника. От того, как будет учиться школьник и как будет строиться отношение школьника к учению, учителям, товарищам, какие переживания, мотивы, поступки возникают на основе строящихся взаимоотношений и результатов учебной деятельности, в значительной мере зависят и формирующиеся у него качества личности.

В случаях неуспеваемости, являющейся следствием неправильного отношения к учению, когда школьник не затрачивает необходимых трудовых усилий и относится неответственно и недобросовестно к выполнению своих обязанностей, а также когда с учением у школьника связываются отрицательные эмоции, строятся неправильные взаимоотношения с учителями и товарищами, в этих случаях учебная деятельность не выполняет своей воспитательной функции в формировании личности нашего школьника.

13.06.2018

Источник: https://babyco.ru/vospitanie/klassifikaciya-neuspevaemosti-po-vyzyvayushhim-ee.html

Ссылка на основную публикацию