Коллектив и личность

Личность и коллектив

Первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. В качестве первичной группы был назван коллектив.

Коллектив — это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Четко и полно признаки коллектива установил А. С.

Макаренко, который определял его следующим образом: «Коллектив — это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива», При этом он отмечал, что коллектив объединяет наличие социально (общественно) значимых целей. Поэтому можно сказать, что всякий коллектив — это группа, но не каждая группа — коллектив.

Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направление общности.

В ходе исторического взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составляющей ее духовного богатства.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить два аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив. Влияние коллектива на личность осуществляется главным образом через так называемые малые группы, в которых человек имеет непосредственные контакты с другими людьми.

Влияние малых групп на личность подробно рассматривается особенно в последние годы, когда коллектив перестали рассматривать как некоторое однородное образование и начали признавать в нем наличие различных групп. Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко.

Когда человек устраивается на работу или приходит в учебное заведение, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение человека в таких группах под влиянием коллектива обычно претерпевает существенные изменения.

Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обычно по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов.

Они общаются между собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятностями, социальными и семейными проблемами и т.

д.

Источник: https://psyera.ru/lichnost-i-kollektiv-1114.htm

Коллектив и личность — Педагогика Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаПедагогикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В условиях демократазации воспитания, соблюдения прав и свобод человека вопрос о взаимоотношениях коллектива и личности приобретает особую остроту протяжении многих десятилетий считалось, что личность должна на безусловно подчиняться коллективу.

Тотальная коллективизация личности вызвала потерю ею индивидуальности, вступления положения»винтика»Сегодня отечественная наука, опираясь на глубинные философские и концепции человека и опыт мировой педагогической мысли, ищет новые решения проблемы формирования личности ученика посредством коллективгою колективу.

Каждый человек в большей или меньшей степени стремится самоутвердиться в коллективе, занять в нем удобное место. Однако процесс включения ее в систему коллективных взаимоотношений сложный, неоднозначный и глубоко инд дивидуальний.

Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами ямы.

Поэтому они вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей и по-разному входят в систему коллективных отношений сути зависит вхождение личности в коллектив от ее индивидуального социального д освиду, который определяет характер суждений ученика, систему его ценностных ориентаций, линию поведения.

Этот опыт может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, ст. Алиса в коллективе. Там, где это соответствие имеет место, включения личности в систему отношений коллектива значительно облегчается.

В случаях, когда у воспитанника опыт другой (уже, беднее или, наоборот, б агатший, шире, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее встановйты взаимоотношения с ровесниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречащего нность, принятым в данном коллективе. Схватка противоположных линий поведения здесь неизбежна и приводит в основном к различным последствиямнаслідків.

Характер взаимоотношений личности и коллектива обусловлен не только качествами личности, но и особенностями коллектива.

Однообразие деятельности и узкий диапазон социальных ролей в коллективе, бедность содержания в и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаточная взаемокультура восприятия, неумение видеть в другом то интересное и ценное, что заслуживает внимания, — все это негативно в вытекает на установление нормальных отношений с теми, кто к нему входить.

Научными исследованиями открыты три распространенных варианта развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллектива (конформизм), 2) личность и коллектив находятся в в оптимальных взаимоотношений

(гармония), 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждом из этих общих вариантов выделяется множество линий взаимоотношений, например; коллектив отказывается от личности; личность во игнорирует коллектив; сосуществования по принципу невмешательства и ин.

V первом варианте личность может: а) подчиняться требованиям коллектива добровольно, б) уступать коллективом я к внешней силой, имеющей превосходство, в) стараться сохранять свою независимость и индивидуальность, под дкоряючись коллектива лишь зовы и формально. Если личность преклоняется перед коллективом, воспринимает его ценности, коллектив»поглощает»ее, подчиняет нормам и традициям своего жизненносвого життя.

. Во втором варианте поведения, когда личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях, возможны следующие пути развития событий: а) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость б б) гармонизация личности и коллектив.

Типичной моделью отношений личности и коллектива недавней нашей школы было сосуществование. По этой модели ученик внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которых от него ждут ь, ведет себя так, как это принято в коллективе.

Однако вне коллектива он думает и поступает иначе.

В большинстве случаев в коллективе устанавливается двойная система ценностей: в пределах организованной при уч астю педагогов деятельности существуют позитивные взаимоотношения, в неорганизованном общении — отрицательные.

Причиной этого явления является то, что воспитанники не могут проявить свою индивидуальность в коллективе предложенных ни им роли они выполняют вынужденно. Выходом из ситуации может быть расширение диапазона ролей, утверждение ученика в новой позиции в коллективтиві.

Гармонизация личности и коллектива является идеалом взаимоотношений. Данные исследований свидетельствуют, что комфортными условиями своей жизни в коллективе считают лишь 5% опрошенных учащихся.

Углубленное изучение этих детей по оказало, что они наделены особыми природными коллективистское качествами, поэтому способны употребляться в любом коллективе.

К тому же они получили позитивного социального опыта в хорошо сформированных кол тивавах.

. В третьем варианте взаимоотношений личности и коллектива, когда личность подчиняет себе коллектив, возможны два пути развития коллектива: а) обогащение социального опыта, б) потеря ранее приобретенного социального опыта

Яркая личность, ее индивидуальный опыт, оригинальность статуса или позиции могут показаться привлекательными в глазах членов коллектива. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться: богатыми титися или обеднеть, если новый лидер ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, нежели та, которой ресниц уже достигнув.

В школе третий вариант встречается редко, но, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а значит, и наличие двойных, а иногда и тройных систем ценностей и взаимоотношений, этот вариант игнорировать можн.

Читайте также:  Фастфуд прививают детям папы!

Конечно, рассмотрены варианты не исчерпывают всей многогранности отношений личности и коллектива. Каждый конкретный случай может быть проанализирован педагогом на основе знания психологических механизме ей мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологииї.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/kolektiv_osobistist.htm

Глава 12. Личность и коллектив

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 16Следующая ⇒

Психологическая структура личности

Для того, чтобы успешно руководить людьми, необходимо хорошо разбираться в том, что собой представляет каждый человек, от чего зависит его поведение, как наиболее эффективно воздействовать на него.

Личность каждого человека формируется под воздействием двух факторов: 1) природных качеств, к которым относятся физические данные, особенности нервной системы, память, восприятие; 2) социальных условий, связанных с ролью и положением человека в обществе, уровнем его образования, опытом, кругом общения и т.д.

В психологической характеристике личности можно выделить несколько элементов, наиболее важными из которых являются направленность, способности, характер и тип поведения.

Направленность личности определяет ее поведение в различных ситуациях. Часть людей (так называемые экстраверты) легко вступают в контакты с другими, поддерживают хорошие отношения с окружающими, готовы совместно решать возникающие проблемы.

Они деятельны, любят риск, проявляют организаторские способности, имеют склонность к лидерству. Таких людей отличает направленность на внешнюю среду. Другие люди ориентированы, прежде всего, на себя (интроверты).

Они сами стремятся решать свои проблемы, не склонны вступать в контакты, проявляют осторожность, аккуратность, педантизм.

Способности бывают врожденными и приобретенными. К примеру, у людей различные врожденные способности к музыке: одни ее тонко чувствуют, другие не способны воспроизвести даже несложную мелодию. Приобретенные способности вырабатываются в ходе обучения, собственного опыта. Так, можно развить в себе способность быстрого чтения, устного счета, плавания и т.д.

Под характером личности понимают устойчивый индивидуальный склад душевной жизни, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих поведение и манеры человека. Активный характер требует постоянного труда, деятельности. Сильный характер определяет целеустремленность человека, его способность преодолевать трудности на пути к поставленной цели.

Характер человека проявляется также в типе его поведения, он может быть стабильным и нестабильным. Стабильность поведения связана с длительной и устойчивой реакцией человека на различные раздражители, его настроение может долгое время оставаться постоянным, поступки таких людей предсказуемы. Нестабильный тип имеет непродолжительную реакцию, меняющееся настроение.

Психологические типы людей

Зная основные элементы личности, можно условно разделить всех людей на четыре основные группы и описать их поведенческие характеристики в зависимости от направленности и типа поведения (табл. 11):

Таблица 11

Направленность На внешнюю среду На себя
Тип поведения Нестабильный Стабильный Стабильный Нестабильный
Психологический тип Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Ситуации Поведенческие характеристики
Речь Громкая, неровная Громкая, Плавная Тихая плавная Тихая неровная
Терпение Низкое Умеренное Высокое Низкое
Адаптация Хорошая Отличная Медленная Трудная
Контактность Высокая Умеренная Невысокая Низкая
Отношение к критике Агрессивное Спокойное Безразличное Обидчивое
Поведение в сложных ситуациях Нерасчетливое Расчетливое Хладнокров-ное Растерянное
Самооценка Значительно завышена Несколько Завышена Реальная Заниженная
Подверженность влиянию Умеренная Слабая Слабая Высокая
Отношение к новому Стремятся к нему Насторожен-ное Отрицатель-ное Пугливое
Настроение Быстро меняется Благожела-тельное Невозмути-мое Неустойчивое

Конечно, следует помнить, что указанное деление людей довольно условно. Каждый человек неповторим, в нем могут уживаться одновременно черты разных психологических типов.

В заключение нужно отметить, что наиболее подходящими для руководителей являются два психологических типа: сангвиники и флегматики.

Первым легко справляться с обязанностями руководителей низового звена, ведь здесь на первый план выходят коммуникативные и организаторские способности.

А флегматики хорошо себя проявляют на высшем уровне управления, где требуется сосредоточенность и способность к длительным размышлениям.

12.3. Социальные основы поведения личности

Поведение личности определяется ее качествами и положением в обществе.

Кроме врожденных способностей на жизненном пути у человека формируются много новых качеств, таких как расположение к людям, ценности, верования, уровень притязаний.

Под расположением к людям понимают положительное отношение к кому-либо или к чему-либо. Оно зависит от условий и результатов труда, отношений с людьми, готовности прийти им на помощь, удовлетворенности интересной работой, оплатой, коллективом, своим положением в нем.

Гордость за свою организацию, забота об общих результатах труда, целеустремленность, коллективизм, стремление к профессиональному росту составляют ценности коллектива. Как правило, их признает большинство работников, поэтому для отдельной личности они становятся стандартами, образцами поведения, по которым человек оценивает свои собственные действия, решения и поступки.

К верованиям человека относят возможность достижения успеха в каком-либо деле, установления справедливой системы вознаграждения, способность руководителя принять правильные решения, добросовестность и честность коллег по работе и т.д. Конечно, отдельные верования, возникшие на основе собственного опыта, могут быть и ошибочными.

Уровень притязаний определяется стандартами успеха, действующими в окружении человека. Для различных людей он не одинаков, так как зависит от тех целей, которые они ставит перед собой. Скажем, для одного пределом мечтаний служит лишь получение хорошей заработной платы и не столь важно, какую он будет занимать должность.

Другие стремятся к достижению более трудных целей: защитить диссертацию, стать генеральным директором организации, получить образование в престижном университете и т.д. На уровень притязаний влияет возраст и пол, он более высок у мужчин и молодежи.

Высокий уровень притязаний заставляет человека постоянно работать, проявлять активность и инициативу в делах, низкий — способствует безделью, жизни по принципу «день и ночь – сутки прочь».

На поведение человека влияет также его положение в обществе. Любой из нас постоянно сталкивается со значительным кругом других людей, с которыми мы постоянно взаимодействуем. Положение человека в обществе также определяется рядом характеристик, к которым относят круг общения, роль и статус личности.

Круг общения может быть личным и служебным; ближайшим, периодическим или эпизодическим. Человек в течение дня может менять круг общения. Так, личный круг человек выбирает сам и находится в нем в личное время, со служебным он сталкивается на работе.

Ближайший круг общения включает не более пяти человек, а периодический возникает в основном при рассмотрении вопросов функционирования организации (совещания, беседы, планерки и т.д.). Эпизодический круг общения теоретически может охватывать всех работников организации, с которыми приходится лишь иногда сталкиваться.

Следует отметить, что изменение состава круга общения сопровождается появлением вакуума, в который всегда устремляются ненужные в будущем люди.

Свою роль в коллективе человек отчасти выбирает сам, но при этом на него влияет и окружение, которое связывает с каждой личностью свои ожидания: что должен сделать этот человек, какую реакцию вызовут в нем определенные обстоятельства. В каждой учебной группе можно найти «шута», «лидера», «козла отпущения» и т.п. В идеальном случае роль должна быть понятной и приемлемой для человека, соответствовать его возможностям и не унижать его.

Статус – это оценка окружающими самого человека и выполняемой им роли. Различают формальный и неформальный статус. Первый связан с занимаемой должностью, заработком, привилегиями, важностью решаемых задач, а второй – личными свойствами человека: возрастом, опытом, знаниями, связями. Неформальный статус часто называют авторитетом.

Читайте также:  Примеры егэ по английскому

Все сказанное определяет три типа поведения личности в организации: независимое, нейтральное и зависимое.

Независимое поведение

Источник: https://lektsia.com/1x745b.html

Личность и коллектив: формирование личности в коллективе | Читайте статьи журнала Директор по персоналу

Личность в коллективе формируется под воздействием многочисленных факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения личности и коллектива. Как HR-специалист может повлиять на эти процессы?

Как происходит воспитание личности в коллективе

Разнообразные виды трудовой деятельности реализуются совместными усилиями персонала. Коллектив оказывает влияние на воспитание и формирование личности. Только в обществе индивид может получить средства, способствующие всестороннему развитию основных задатков.

Скачайте документы по теме:

Воспитание и формирование личности в коллективе происходит под воздействием различных факторов. Слово «Коллектив» произошло от латинского collectivus — это группа, объединенная общей деятельностью, структурой, внутренней организацией и ответственностью.

Скачать документы >>>

Определить влияние коллектива на личность можно с помощью:

  • рассмотрения сущности понятия «коллектив»;
  • выявления динамики и структуры развития предприятия;
  • определения эффективности методик управления, рассматриваемых в качестве условий для роста, развития и воспитания.

HR-специалист может повлиять на процессы развития личности в коллективе с помощью создания условий для:

  • развития социализации;
  • сотрудничества;
  • организации совместной творческой деятельности.

Поскольку личность и коллектив относятся к двум неразрывно связанным понятиям, при приеме на работу необходимо проводить:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • личную беседу с использованием вопросов, позволяющих определить тип личности кандидата.

Формирование коллектива и его влияние на личность

Справка

К признакам коллектива относится:

  1. общие социально значимые цели;
  2. общая совместная деятельность, позволяющая достичь поставленных целей;
  3. отношение ответственной зависимости;
  4. взаимоотношения личности и коллектива.

Многие психологи считают, что реализация идей свободы, присутствие ощущения защищенности каждого члена приводит к духовному освобождению. Это оказывает влияние на формирование, развитие и воспитание личности.

В компании необходимо установить единую для всех систему требований, четко организовать все виды деятельности, уделить особое внимание соблюдению порядка и дисциплины. Требования могут быть выражены в приказе, совете, намеке, рекомендации, побуждении, просьбе.

По мере накопления опыта совместной работы возникают традиции, связанные с взаимодействием всех сотрудников компании. Новички значительно быстрее адаптируются в организациях, где присутствуют свои традиции. Это позволяет снизить текучесть кадров, создать сплоченное сообщество, где формированию и воспитанию личности уделяется особое внимание.

Возможно, вам будет интересно узнать:

От чего зависит развитие личности в коллективе

Роль коллектива в становлении личности основана на том, что в хороших сообществах закрепляются определенные нормы отношений. Обогащение коллективной жизни общим традиционным делом и создание нормативов эмоционально-положительных отношений влияет на становление личности. Если в компанию пришел новый сотрудник, ему придется придерживаться общих правил, установленных в организации.

Степень влияния на личность в коллективе зависит от времени пребывания в нем, от степени связей между всеми членами, от проведения воспитательной работы и сложившихся традиций. Личность — это понятие, отображающее социальную природу человека.

На формирование личности в коллективе оказывает влияние структура и динамика развития. Формальная структура основана на соблюдении тех требований, которые приняты в организации.

Неформальная (или неофициальная) берет свое начало в основе межличностных отношений. Внутри одного сообщества традиционно образуются малые контактные группы, организованные на основе общих симпатий, интересов и привязанностей.

Каждый сотрудник может входить в одну, несколько контактных групп или оставаться вне этих объединений.

В зависимости от стадий становления коллектива формируется личность каждого его члена.

Таблица 1. Этапы развития личности.

Формируется социально-психологическая общность, отношения определяются содержанием совместной деятельности, целями, задачами и ценностями. По завершению этапа выделяется и начинает работать актив.
Актив поддерживает требования руководителя, предъявляет сформированные требования всему персоналу. Коллектив выступает в качестве целостной системы, это помогает формированию личности каждого члена.
Формирование целостной и нравственной личности всех членов.
Каждый сотрудник начинает предъявлять к себе определенные требования. Процесс воспитания и формирования личности переходит в самовоспитание.

Роль HR-специалиста заключается в распределении обязанностей для обеспечения успешной совместной деятельности, налаживания общения. К новичкам, вливающимся в определенное сообщество, закрепляют наставников, которые помогают молодому специалисту не только освоиться на рабочем месте, но и влиться в общество, наладить межличностные связи и общение.

Какова роль трудового коллектива в социализации личности

Роль трудового коллектива в социализации личности заключается в оказании помощи по включению индивида в социальную структуру организации. В основе социализации личности лежит возможность стать полноценным членом сообщества.

В результате социализации личности сотрудник усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, принятые в компании. Этот процесс необходим для успешного функционирования в любом коллективе. Социализация протекает на протяжении всей жизни человека.

Окружающая действительность в обществе, в том числе и внутри одного коллектива, постоянно меняется. Для комфортабельного существования и адаптации к новым условиям необходимы определенные трансформации личности.

Сроки интеграции зависят от скорости усвоения ценностей, социальных норм и ролей внутри сообщества.

Социализация личности в коллективе проходит в несколько этапов:

Усваиваются социальные ценности и нормы. В результате этого индивид учится соответствовать по всем параметрам обществу.

Человек стремится персонализации и воздействию на других членов коллектива.

Раскрываются собственные возможности при интеграции в определенную социальную группу, созданную по интересам.

От того, насколько быстро происходит процесс социализации, будет зависеть останется специалист работать на этом предприятии или еще на этапе испытательного срока решит, что выбор сделан неправильно. Менеджерам по работе с персоналом необходимо разработать методики для быстрой адаптации. Только после прохождения начальных этапов происходит формирование и развитие человека в коллективе.

Вывод

При накоплении опыта и ценностей в коллективе, преобразуются собственные ценности и позиции, собственное видение отношений в обществе. Усвоение социального опыта субъективно. На одинаковые ситуации каждый человек может реагировать по-разному. Усвоение социального опыта служит источником индивидуализации и лежит в основе процессов социализации.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67037-lichnost-kollektiv-formirovanie-lichnosti-18-m3

Личность и коллектив (3)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Индивидуальные свойства личности

Дайте сравнительный анализ темперамента флегматика и сангвиника

Флегматический темперамент: Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны.

Причина этого — уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.

У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях.

Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Сангвинический темперамент: Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы.

Читайте также:  Особенности использования межпредметных связей при изучении биологии

Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью.

Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный.

Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными чувствами. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Воспитание личности. Развитие и воспитание личности

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание и развитие человека тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются, главным образом, в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.

Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение.

На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Основные виды воспитания — семейное, или домашнее, и общественное (общественно-организованное). Последнее, в ходе исторического развития общества, приобретает всё большее значение в формировании личности.

«Развитие и воспитание» — всеобщая и необходимая категория общественной жизни.

Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих поколений, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются именно воспитанием. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

Личность и группа. Этапы развития малой группы

Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

— ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения, — эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,

— открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

— принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

— «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

— «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

— «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

— «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Психолого-педагогическая характеристика общения. Опишите коммуникативную компетентность

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное.

Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации.

В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении.

Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Методы психолого-педагогического воздействия руководителя на личность и коллектив. Управление развитием коллектива

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных, деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе.

Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости.

Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью.

Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.

Источник: https://works.doklad.ru/view/r94MnLWXsWE.html

Ссылка на основную публикацию