Методика рене жиля для младших школьников: в чём заключается, как использовать

Методика Рене Жиля

Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

  1. отношение к матери;
  2. отношение к отцу;
  3. отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
  4. отношение к братьям и сестрам;
  5. отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
  6. отношение к другу (подруге);
  7. отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

  1. любознательность;
  2. стремление к общению в больших группах детей;
  3. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
  4. конфликтность, агрессивность;
  5. реакция на фрустрацию;
  6. стремление к уединению

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Тестовый материал

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
  3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
  4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

  5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
  6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
  7. Ты долгое время гостишь у знакомых.

    Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

  8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
  9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

  10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
  11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

  12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
  13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
  14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
  15. Другая прогулка.

    Обозначь, где ты на этот раз.

  16. Где ты на этот раз?
  17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
  18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

  19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
  20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
  21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
  22. Это площадка для игр.

    Обозначь, где находишься ты.

  23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
  24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
  25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног.

    Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

  26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
  27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

  28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
  29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
  30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
  31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль.

    Обозначь крестиком, где ты.

  32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
  33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  34. Один из товарищей смеется над твоим другом.

    Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

  35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

  36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
  37. Отец не разрешает тебе идти гулять.

    Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

  38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

  39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
  41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Название шкалыНомера заданийКоличество заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20
Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20
Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») 1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 12
Отношение к братьям и сестрам 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 18
Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 16
Отношение к другу, подруге 4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 14
Отношение к учителю, воспитателю 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 12
Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32 6
Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей») 4, 8, 17, 20, 22-24, 40 8
Стремление к доминированию или лидерству в группе детей 20-24, 39 6
Конфликтность, агрессивность 22-25, 33-35, 37, 38 9
Реакция на фрустрацию 25, 33-38 7
Стремление к уединению, отгороженность 7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42 18

Источник: https://vsetesti.ru/218/

Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

Адаптированный вариант детской методики для изучения межличностных отношений Рене Жиля является хорошим примером методик, в которых структура обследуемых межличностных отношений ребенка выходит далеко за пределы чисто родительско-детских отношений в семье [Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д., 1994].

Методика «Межличностные отношения ребенка» Жиля — это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из рисунков и текстовых задач.

Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола (см. рис. 6, а), или на прогулке за городом (см. рис.

6, б), или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей.

Инструкция:

  1. вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.
  2. ты на прогулке за городом. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты.

Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Например: «С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя?» Или: «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?»

Всего методика содержит 42 вопроса. При обследовании по данной методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстояний от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.

Эта простота и легкость ответа делают методику пригодной для детей от старшего дошкольного до подросткового возраста. Особенности методики дают возможность относительно большой ее формализации. Помимо качественной оценки результатов детская проективная методика позволяет представить результаты обследования и количественно.

Методика измеряет 12 параметров, которые можно условно разделить на две большие группы переменных.

Рис. 6. Примеры заданий из методики Рене Жиля

  1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
    • 1) отношение к матери;
    • 2) отношение к отцу;
    • 3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;
    • 4) отношение к братьям и сестрам;
    • 5) отношений к бабушке и дедушке;
    • 6) отношение к другу, подруге;
    • 7) отношение к учителю (воспитателю).
  2. II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:
    • 8) степень любознательности;
    • 9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;
    • 10) степень стремления к доминированию и лидерству;
    • 11) конфликтность, агрессивность;
    • 12) социальная адекватность поведения — реакция на фрустрацию;
    • 13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Эти переменные представлены на специальном регистрационном листе. Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр (от 6 до 20).

Процедура проведения обследования по методике Рене Жиля возможна в двух основных вариантах (рис. 7).

Рис. 7. Примеры трафаретов к заданиям методики Рене Жиля

  1. для школьников, начиная с 2—3-го классов, т.е. уже хорошо читающих, что делает возможным самостоятельное выполнение методики после общей инструкции. В этом случае необходимо много расходуемых тестовых тетрадей и дополнительное время для переноса результатов на бланк регистрации результатов;
  2. для дошкольников и самых младших школьников вопросы методики необходимо читать вслух, давать необходимые вербальные разъяснения. В этом случае ответ ребенка может быть чисто вербальным или в виде указания, т.е. без расходования тестовой тетрадки к методике. Возможно заполнение экспериментатором листа регистрации результатов одновременно с ответами ребенка. Для этого используются специальные трафареты-посредники — уменьшенные схематизированные копии заданий методики, в которых каждый вариант ответа зашифрован цифрой. На эти цифры опирается диагност при шифровке и расшифровке данных.

Общие требования к процедуре опроса на примере опроса детей старшего дошкольного возраста.

  1. Опрос следует проводить без посторонних лиц, особенно родителей.
  2. Вопросы задаются в устной форме. В случае затруднения желательны разъяснения, образные примеры. Следует стараться обязательно получить ответ.
  3. Во всех случаях, когда ответ настораживает или не совсем ясен, стоит продолжить расспросы, даже если это заранее не предусмотрено. В ряде случаев полученная таким образом дополнительная информация может существенно повлиять на общую оценку ответа.
  4. До конца опроса не следует углубляться в родственные или другие отношения ребенка с называемыми им людьми, чтобы не фиксировать его внимание на некоторых из них: это лучше выяснить после. Желательно проверить полученную от ребенка информацию у родителей, поскольку дети нередко слабо ориентируются в родственных отношениях.
  5. Если вопрос включает в себя картинку, то следует положить перед ребенком рисунок, а перед собой трафарет, затем задать вопрос. Экспериментатор показывает и называет ребенку тех людей, у которых есть подписи на картинке. В протокол заносятся номер (из трафарета) указываемой ребенком фигуры, или стула, или комнаты, против которого записывается имя или роль (друг, мать и т.п.), названные ребенком, а также высказывания испытуемого. Такой способ обследования дает возможность многократного использования материала методики.

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/583-metodika-mezhlichnostnye-otnosheniya-rebenka-rene.html

Методика Рене Жиля

Методика Рене Жиля была разработана в конце 50-х прошлого века и позволяет тестировать детей от 4 до 12 лет по самым разным показателям.

Это прекрасная возможность исследовать и социальную направленность ребенка, и его отношение к семье, и даже охарактеризовать его поведение.

Кроме этого, проективная методика Рене Жиля позволяет получить столь глубокие сведения, использование которых позволит влиять на отношения ребенка к чему-либо.

Методика Рене Жиля — описание

Всего в методике 42 задания, среди которых более половины – с картинками. Ребенок должен ответить на вопросы, выбрать себе место на картинке или определиться со своим поведением в той или иной ситуации. По ходу теста можно дополнительно задавать ребенку вопросы, чтобы прояснить его точку зрения.

В результате теста будет выявлено отношение ребенка к родителям, братьям, сестрам, другим родственникам, воспитателю, а также различные черты – общительность, любознательность, стремление к доминированию и стремление к доминированию.

Методика Рене Жиля — тест

Произносите задания медленно, не торопясь. Если ребенок уже читает, можно предложить ему читать вопросы самостоятельно.

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
  3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
  4. Размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
  5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
  6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
  7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
  8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
  9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
  10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
  11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
  12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
  13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
  14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
  15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
  16. Где ты на этот раз?
  17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
  18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
  19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
  20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
  21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
  22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
  23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
  24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
  25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
  26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
  27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
  28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
  29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
  30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
  31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
  32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
  33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
  36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
  37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
  41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Методика Рене Жиля — обработка результатов

Для интерпретации методики Рене Жиля стоит обратиться к таблице. Там отмечено 13 переменных, каждая из которых – отдельная шкала. Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице отмечены все шкалы, а также представлены номера заданий, которые характеризует ту или иную сферу жизни ребенка.

Обработка методики Рене Жиля довольно проста.

Если ребенок указывает, что садится возле матери за столом, нужно поставить галочку на шкалу отношения к матери, если же он выбирает кого-то из остальных родственников, то галочка соответственно ставится напротив него.

Что касается его друзей и круг интересов, то здесь интерпретация аналогична. В итоге нужно сопоставить количество вопросов и количество галочек в бланке ответа и, исходя из этого, оценивать то или иное свойство ребенка.

Источник: https://womanadvice.ru/metodika-rene-zhilya

Методика Рене Жиля: Для дошкольников, тест рене жиля

Представленная методика представляет собой исследование социальной приспособленности ребенка, круга его личностных отношений, особенностей его взаимоотношений с окружающими и дает характеристику поведению ребенка.

Методика Рене Жиля дает возможность узнать о наличии конфликтных областей сферы общения ребенка и воздействовать на проблемные ситуации. Этим осуществляется влияние на развитие ребенка как полноценной личности.

Методика Рене Жиля. Особенности

По содержанию тест Жиля является опросом с использованием визуальных образов. Она заключается в том, что ребенок проектирует себя на место того, кто изображен на конкретной картинке. Тест Рене Жиля образован из 42 заданий.

Первые 25 заданий представляют собой схематичные изображения, на которых представлены дети и взрослые в разных жизненных ситуациях. К этим изображениям имеются краткие рассказы, повествующими о том, что здесь происходит. И все картинки сопровождаются вопросом к ребенку, на который он должен честно ответить.

Последние 17 заданий — это тестовые вопросы. Они также подразумевают открытый ответ испытуемого.

Целью этого исследования является выявление особенностей поведения испытуемого в разных ситуациях, в которых он оказывается ежедневно. Эти жизненные ситуации играют важную роль в развитии ребенка и касаются его взаимоотношений с другими людьми.

Во время проведения теста ребенку предлагается рассмотреть картинки. Потом в зависимости от возраста он слушает или читает самостоятельно рассказ к картинке и вопрос.

Экспериментатор фиксирует все ответы испытуемого. При необходимости рекомендуется вести беседу с ребенком, задавая конкретизирующие вопросы, чтобы получить важные пояснения.

А возможно и получить подробности выбора именно такого ответа.

Картинки содержат изображения нескольких людей. И испытуемый должен указать свое место среди них. Иногда от него требуется обозначить и других персонажей. Некоторые задания требуют его идентифицировать себя с конкретным персонажем. Присутствуют и задания, предлагающие выбрать тип поведения, который ребенку больше свойственен.

В результате исследования экспериментатор получает сведения об отношениях ребенка с людьми из его ближайшего окружения и процессам, которые вокруг него происходят.

Эту конкретную методику отличают простота и образность, что отличает ее от других тестов на проекцию. Эта особенность делает ее простой для ребенка и дает возможность получить достоверные результаты с большей формализацией.

Используется методика Рене Жиля для дошкольников и детей в возрасте до 12 лет. В случае наличия выраженной задержки в психическом развитии, она может быть использована для исследования у детей более старшего возраста.

Что исследуется в методике Рене Жиля

Весь материал теста Рене Жиля можно разделить на две группы исследуемых явлений.

В первую группу входят те ситуации, которые характеризуют личностные отношения ребенка с окружающими его в разных ситуациях людьми:

  • мамой;
  • папой;
  • родителями вместе, как с семейной парой;
  • братьями и сестрами;
  • бабушками и дедушками;
  • друзьями и подругами;
  • учителями и воспитателями.

Вторая группа явлений характеризует исследуемого ребенка:

  • его любознательность;
  • степень общительности;
  • стремление ребенка к лидерству;
  • стремление быть в большой компании или предпочтение уединению;
  • насколько испытуемый конфликтен и агрессивен.

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/metodika-rene-zhilya.html

Методика Рене Жиля

Методика Рене Жиля служит для изучения социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Фильм — тест Р. Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка. 1) для школьников, начиная с 2—3-го классов, т.е.

уже хорошо читающих, что делает возможным самостоятельное выполнение методики после общей инструкции.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

Тестовый материал

Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов. Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату

Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. 6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. 28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. 29.Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет.

Будешь плакать? 36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Что будешь делать: ничего не ответишь? Подчеркни один из этих ответов.

Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. Положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния.

Отношение к страхам ребенка у членов семьи разное: мама стремится успокоить, папа не замечает, а старшая сестра обзывает Сашу трусом.

В основе этого конфликта, вероятно, лежит противоречие между «я» и «мы», когда ребенок хочет, но не может войти в референтную группу сверстников, хотя в фантазиях видит себя лидером

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь. 5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов. Ты находишься среди тех, которые слушают. 31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

В этом случае ответ ребенка может быть чисто вербальным или в виде указания, т.е. без расходования тестовой тетрадки к методике.

Источник: http://labudnu.ru/metodika-rene-zhilya/

Эти-Дети . Возрастная психология, развитие и воспитание детей

Известная проективная методика Рене Жиля «Фильм-тест» содержит 25 картинок, на которых изображены те или иные ситуации взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, а также 17 словесных описаний критических для ребенка ситуаций.

Рисунки схематичны, изображают, скорее, соотношение позиций людей, нежели их эмоциональный настрой, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем, позволяет предположить у него любое эмоциональное выражение лица.

Ребенку показывают картинку и предлагают на ней найти для себя место среди изображаемых людей: он либо занимает свободное среди персонажей место, либо идентифицирует себя с одним из них. А в приводимых словесных описаниях ситуаций ребенку предлагают выбрать из перечня типичных форм поведения то, которое наиболее подходит ему самому.

Традиционно с помощью этой методики пытаются получить информацию об отношении ребенка к окружающим его людям и способам их взаимодействия и выяснить наиболее характерные варианты поведения в типичных для ребенка ситуациях.

На основе этой информации судят о достаточно широком круге личностных особенностей ребенка: степени любознательности, выраженности стремления к контактам с людьми, отгороженности от них, к доминированию или ведомости, активности или пассивности, степени социальной адаптированности, фрустрированности, агрессивности.

«Фильм-тест» Рене Жиля — прекраснейший материал для организации беседы и взаимодействия с ребенком. Вместо традиционных и порядком надоевших ребенку вопросов типа «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» и т.п.

ему предлагают посмотреть не совсем обычные, но вполне понятные картинки и просят «указать пальчиком», «на какой бы стул он скорее всего сел», «среди каких ребят он находился бы», «как бы он повел себя в такой ситуации» (о занимательности теста для ребенка свидетельствует хотя бы то, что если в картинках или словесном описании ситуации встречается непонятное ребенку, он спрашивает об этом сам, независимо от уровня развития познавательной активности). Ребенок c 5 – 6 лет воспринимает задание как простое, доступное и достаточно новое и начинает его исполнять. (В работе с детьми 4 лет можно использовать лишь часть картинок и часть словесных ситуаций.) Во время опроса, помимо того, что связано непосредственно с инструкцией, ребенок сообщает множество интересных деталей, важных для воссоздания содержательной картины условий, в которых он живет. Последовательно переходя от одной картинки к другой, мы восстанавливаем определенный (не обязательно достоверный) ряд жизненно важных обстоятельств его жизни, ряд его отношений к взрослым, сверстникам и существенным для него событиям. По сути дела, именно они и лежат в основе проблем, возникающих у ребенка.

Затем, заняв ребенка «рисунком семьи», «рисунком женщины под дождем» или корректурным заданием (возможны и другие варианты), предъявляем картинки маме или папе и просим показать, «на какой из стульев сел бы ваш ребенок», «среди каких ребят он поставил бы себя» и т.д. Иными словами, мы просим родителей угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. И тогда мы получаем новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных: «На словах-то он вам скажет, что идет среди впереди идущих, а на самом деле всегда остается в числе последних». Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу. Ситуации, когда ребенок выстраивает свои позиции не в соответствии с ожиданиями взрослых, встречаются чрезвычайно часто. Различна лишь степень этого несоответствия. Таким образом, обнаруживая расхождения восприятия мира, окружающего ребенка, с занимаемых им позиций и восприятия родителями внутреннего мира ребенка, мы получаем результаты, характеризующие различную степень соответствия выборов ребенка и угадывания их взрослыми:

1) высокая (совпадения в 80% и выше); 2) средняя (совпадения в 50 — 79%); 3) низкая (совпадения в 49% случаев и ниже). Если высокая степень соответствия угадываний взрослым свидетельствовала о хорошем и точном понимании ребенка, то средняя и низкая степень соответствия — о явно недостаточном и неточном понимании проблем ребенка. А проблема ребенка, не понимаемая любящими родителями, — это «проблема в квадрате». В первом случае родителей не надо и выводить на проблемы ребенка: они достаточно точно ориентировались в каждой из них. Естественно, с ними можно было сразу заняться поисками средств разрешения или по крайней мере смягчения проблем ребенка. Для этого прежде всего мы определяем возможности формирования самостоятельных усилий (субъектной активности) ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и в деятельности по самообслуживанию, игре, учебе. По ходу такого обследования выясняются условия и стиль воспитания, ценностные диспозиции родителей и ребенка (знание их предопределяет выбор психологом средств работы с родителями и ребенком); развитость рефлексии (в первом случае устанавливаем, как правило, высокий уровень ее развития); особенности опыта привычной активизации (при этом учитывается согласованность индивидуальных средств активизации у родителей, прародителей и ребенка); развитость операционального опыта ребенка и родителей (степень соответствия умений и навыков возрастным возможностям ребенка, доля участия умений саморегуляции в активности); и наконец, развитость сотрудничества у старших членов семьи и ребенка. В целом получаемая информация позволяет во время консультации, апеллируя к рефлексии родителей, помочь им выявить реальную проблему и способствовать самостоятельному поиску ими средств разрешения проблемы (психолог лишь исподволь добавляет возможные их варианты, но не прямые рекомендации).

Во втором и третьем случаях ситуация сложнее. Сначала необходимо подвести родителей к пониманию своих ошибок и проблем ребенка. Явно недостаточно для этого разъяснить им существо проблем, раскрыть их содержание.

Родители, возможно, отнесутся к этим разъяснениям даже с пониманием, будут взволнованы новым поворотом дел в своих взаимоотношениях с ребенком, но «раскрытые психологом» проблемы не станут их собственными проблемами. Путь морализаторства (а данный путь, по существу, именно таков) бесперспективен.

Родители вроде бы и принимают разъяснения, вроде бы понимают все, что им говорилось, но, как впоследствии выясняется, так ничего и не делают в нужном им направлении.

Психологические причины этого явления выходят за пределы анализа разрешающей силы анализируемой методики; мы вынуждены лишь констатировать, что «навязанная» консультантом стратегия помощи ребенку в большинстве случаев остается нереализованной.

Продуктивнее иной путь — путь анализа взаимоотношений родителей с ребенком и акцентирование внимания родителей на тех удачах, прозрениях, которыми они делятся с консультантом, на том, что явилось результатом их собственных усилий, связано с решением их собственных проблем. Таким путем удается вывести родителей на новые открытия, новые догадки.

Только когда от самих родителей поступают предположения (часто с большой долей сомнения) о новом понимании проблемы, о новом подходе к ребенку, только в этот момент вы как консультант радуетесь удаче родителей, выражаете неподдельное восхищение их прозрением, подкрепляя тем самым их уверенность в собственной правоте.

(Эти прозрения дорого даются человеку и действительно достойны восхищения окружающих.) В таких случаях получается, что не вы их надоумили, не вы им подсказали новое понимание, а они додумались до этого самостоятельно. Просто не с кем было обсудить это до встречи с вами. Вы оказались достойным собеседником и как специалист смогли подтвердить их правоту.

С этого момента можно завести разговор и о средствах разрешения правильно понятой проблемы. (Напомним еще раз, что подобную работу с родителями нужно вести, начиная с одобрения и подтверждения их правоты в тех случаях, когда они не ошибаются относительно возможных намерений и переживаний ребенка.

Иными словами, работать следует в области понимания на подкреплении удачи, но ни в коем случае не на указании неточностей в понимании ребенка, т.е. не в области непонимания.

) Даже если мы обнаруживаем 20% понимания, первичную процедуру анализа проблем ребенка с родителями проводим именно на этих 20% точного угадывания проблем, а уж затем по мере работы для коррекции присоединяем к ним понемножку материал из оставшихся 80% ошибочных представлений о ребенке.

Возможен и случай, когда присмиревший в присутствии консультанта, склонный к демонстративному поведению ребенок в своих ответах неискренен (сам он этого может и не понимать) и выдает то, что, по его мнению, поможет возвыситься ему в глазах окружающих. При первых же подозрениях консультант вправе проверить искренность и истинность ответов ребенка с помощью других испытаний и анализа реплик родителей, подчас помогающих прояснить ситуацию. Но и в этом случае мы чаще имеем дело с непониманием взрослыми проблем ребенка.

Для удобства работы с детьми и родителями нами были разработаны вспомогательные средства.

Вместо раздачи отдельных листов «Фильма-теста», чтобы ребенок или взрослый отметили на нем наиболее возможную позицию ребенка, мы просили их просто указать пальцем, где именно, по их мнению, будет находиться ребенок или куда он сам себя поместит (ситуация беседы в меньшей степени отчуждает ребенка от работы, которую он при этом выполняет).

Листая буклет, сброшюрованный из отдельных листов, ребенок, а затем кто-нибудь из родителей показывают консультанту занимаемые ребенком позиции, отвечают на основные и дополнительные вопросы. Чтобы облегчить задачу регистрации ответов ребенка и родителей, мы подготовили бланк с прямоугольными окошками, пронумерованными соответственно листам «Фильм-теста».

На этом бланке в каждом из окошек мы регистрировали в виде точки пространственную ориентацию той позиции, на которую указывал ребенок, а затем его родители. Таким образом мы получали возможность наглядно оценить степень совпадения и несовпадения ответов ребенка и родителей.

Приводим пример опроса мамы и двух девочек-погодков, которых привела мама на консультацию перед поступлением девочек в школу. Основная жалоба состояла в том, что Катя во всем подавляет активность Лены и что последняя недостаточно активна.

Ниже приведены два ряда окошек, первый ряд заполнялся на основе ответов и решений девочек Лены (Л) и Кати (К), второй ряд на основе ответов мамы (плюсами и минусами отмечено совпадение и несовпадение ответов девочек и мамы). Маленькими, строчными буквами в окошках № 4 и 8 помечены ответы Кати, чтобы их отличить от ответов Лены.

На материале окошек № 3 и 7 пояснено соответствие реальных ответов детей и родителей тем «пометкам», что зафиксированы в окошках бланка.

Таким образом у мамы было установлено 32 — 34% неверных оценок позиций своих дочерей, были вскрыты проблемные области воспитания (ограниченность общения за стенами детского сада; ограниченность сферы игр в домашних условиях), приводящие к дефициту любознательности при относительно положительном микроклимате семьи.

В беседах с мамой, а затем и с папой (он тоже впоследствии приходил с девочками на консультацию и у него число неугадываний оказалось значительно большим) при анализе успешно решаемых ими проблем было выражено намерение больше и чаще контактировать с детьми (Папа: «Видно, мало только деньги зарабатывать для семьи, нужно еще и играть с ними почаще. А чтобы такое придумать, что могло бы помочь и дальнейшей учебе в школе?» Мама: «Видимо, я их слишком доверяю друг дружке, сама погружена в хлопоты по дому, а к этим хлопотам их не приобщаю». Был установлен перекос ценностных ориентаций мамы и папы в вопросах воспитания (при явно выраженной любви папы к детям он все-таки уклонялся от участия в воспитании девочек, считая, что с него более чем достаточно и роли добытчика в семье; с детьми по-настоящему он занимался лишь в отпуске). Ответы на предъявление проб Рене Жиля.

Частота соответствия/несоответствия угадывания мамой позиций девочек:

4 Л + К +/-
1 Л +/- К +
14 Л + К +
5 Л — К —
7 Л — К +
3 Л + К —
2 Л +/- К +/-

Условные обозначения: Л — младшая дочь Лена 6,5 лет; К — старшая дочь Катя 7,25 лет; «+» — полное соответствие «выборов» мамы и дочери (угадала); «+/–» — частичное соответствие «выборов» мамы и дочери (что-то угадала, в чем-то ошиблась); «–» — полное несоответствие «выборов» мамы и дочери (не угадала).

Источник: http://www.eti-deti.ru/print/409.html

Ссылка на основную публикацию