Методологическая деятельность

МЕТОДОЛОГИЯ

система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

По мере развития методология вычленяется в специаль-ный предмет рационального познания и фиксируется как система социаль-но апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности (Философский энциклопедический словарь, 1983: 365-366).

От теории познания методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного, практически эффективного знания.

Отличительной особенностью рассмотрения понятия «методология» в зарубежной психологии является акцентирование именно на методах и процедурах сбора эмпирических данных, как оснований построения и оценки теоретических гипотез (Manstead, 1999: 384).

Специфика методо-логии по отношению к социально-психологичес-кому и персонологиче-скому знанию состоит в достижении теоретических целей. Методы сбора данных, анализа и интерпретации оцениваются в аспекте их полезности для построения психологических теорий и получения объяснений и осно-ваний для прогнозирования социального поведения.

Источник: В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

1. Учение о научном методе познания, расширенно — о методах познания вообще. 2. Совокупность методов, применяемых в некоей науке, области знания. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности.

Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням деятельности. В целом методология определяет принципы, коими должен руководствоваться в деятельности человек.

Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила — те нормы, коими следует руководствоваться в своей деятельности. Применительно науки различаются методология философская, общенаучная и специально-научная.

Методология конкретизируется применительно различных сфер практической и теоретической деятельности. Одна из таких сфер — психика, исследование коей предполагает разработку соответственных методов.

Поэтому методология, функционируя как общая система объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии.

В современных условиях, когда характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту обретает вопрос об общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы, например, методы кибернетики, использование коих обогатило психологию новыми подходами и решениями.

Многообразие методов порождает проблему выбора адекватных и самых перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать методологию с позиции ее эвристичности — способности обеспечить появление новых идей в конкретных ситуациях проблемных.

В психологических исследованиях методология различных направлений сопряжена с их мировоззренческой направленностью. Так, методология бихевиоризма тесно связана с механистическим пониманием поведения. Во фрейдизме конкретное изучение личности обусловлено такими мировоззренческими ориентациями: иррационализм; противопоставление смысла личностного жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий его развития; гипертрофия роли сексуальности. Область методологии содержит обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и прочие, кои в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур — методиках получения научных данных.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

1. В широком смысле – формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Это, строго говоря, не связано непосредственно с приобретением знаний или пониманием, а скорее с методами и процедурами, в соответствии с которыми такое знание и понимание достигается.

Большинство склонно использовать этот термин как эквивалент понятия научный метод, подразумевая, что единственная допустимая методология – научная. Правомерность такого употребления зависит от того, как характеризуется научный метод в той интерпретации, которая приводится ниже и которая представляет современную точку зрения, такая синонимичность оправдана. 2.

Специальное значение – фактические процедуры, используемые в конкретном исследовании.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

от греч. methodos – путь исследования или познания + logos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. М.

воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и дp. M. носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Область M.

включает комплекс конкретно-научных методов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных. Границы М. отечественной конфликтологии пока четко не обозначены, система методологических принципов не структурирована.

Такое положение дел является обычным для формирующейся науки. Первым и важным методологическим шагом в современных условиях является выработка общих подходов к пониманию сути конфликтов: их классификации, структуре и т. д. Проблема определения границ объективно-предметного поля конфликтологии – методологическая проблема.

Ее нерешенность тормозит развитие не только М. конфликтологии, но и науки в целом.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

метод + греч. logos – слово, понятие, учение) — 1. фактические эвристические процедуры, используемые в конкретном исследовании; 2. обоснование и формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания.

Большинство исследователей склонно использовать этот термин как эквивалент понятия «научный метод», подразумевая при этом, что единственно приемлемой является научная методология, в основном сложившаяся в естественных науках.

Источник: Жмуров В.А.

Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

(от греч. methodos – путь исследования, logos – учение) – учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

от греч. methodos и logos — слово; понятие, учение] — 1) совокупность методов и приемов исследования, применяемых в какой-л. науке; 2) учение о методе научного познания и преобразования мира

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

1. Cистема принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2. Учение о такой системе; 3. (В узком смысле слова) совокупность методов или отдельных методик исследования (Философский энциклопедический словарь).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий/ Под науч. ред. А. И. Юрьева, 2006 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/metodologija.html

Методология. Основные методологические принципы (стр. 1 из 2)

Контрольная работа

На тему: «Методология. Основные методологические принципы»

Введение

Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться только в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами, в свою очередь для их накопления, интерпретаций, объяснения нужны научно-обоснованные исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, которые получили название методология. Методология дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Методология реально воплощается в методологических принципах. А они в свою очередь дают практике научно обоснованные ориентиры и общие критерии успешности. Вот почему одновременно с анализом понятия методология нужно раскрыть основные методологические принципы.

Цель моей работы:

1) Анализ понятия методология

2) Раскрытие основных методологических принципов

1. Анализ понятия методология

Некоторые исследователи считают методологию учением о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической деятельности, другие – о принципах и процедурах формирования и применения методов познания и преобразования действительности; третьи – о совокупности наиболее общих принципов решения сложных практических задач, о методах исследования; четвертые – о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учением об этой системе; пятые – об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогических исследований, шестые считают, что это – «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».

Известный методолог педагогики В.В.

Краевский, обобщая достижения в этой области, указывает, что «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».

В.И.

Загвязинский считает, что педагогическая методология включает в себя: учение о структуре и функциях педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике; исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способах использования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поиска.

Есть и другие определения методологии как учения о методе научного познания и преобразования мира.

В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Перечисление можно было бы продолжать и далее, однако нам представляется более важным не столько фиксация различий в точках зрения на методологию, сколько поиск тех существенных качественных ее характеристик, которые сближают позиции разных исследователей, позволяют достичь высокой степени согласованности в ее определении, применить это определение к разработке методологии научного знания.

Эти определения методологии не противоречат друг другу.

Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта.

Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Анализ соответствующей литературы позволяет сделать вывод о сближении взглядов различных авторов на данную проблему, по крайней мере, в том, что касается определения сущности методологии педагогики: это – «учение о структуре, логической организации, методах и средствах педагогической деятельности в области теории и практики»

2. Основные методологические подходы в педагогике

Подход-это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь.

1. Системный подход

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого.

В этом отношении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

2. Личностный подход

Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.

Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Читайте также:  Что должен знать ребенок к 1 класс - список знаний и навыков, которыми должен обладать малыш, который пойдет в школу

3. Деятельностный подход

Сущность: деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

А.Н. Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, – писал он, – каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями».

Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е.

организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно.

Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

4. Индивидуальный подход

Это психолого–педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В педагогической работе воспитатель(учитель) организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника т. к. все дети разные, а значит и способности у них тоже разные.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

1) определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;

2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);

3) реализовать гуманистическую парадигму образования.

Заключение

Подводя итоги анализа понятия методологии, сделаем следующий вывод.

Хотя и мнения по поводу определения понятия методология разняться, можно сказать, что под методологией педагогики в общем смысле слова понимается теория о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной (исследовательской) и преобразовательной (практической) педагогической деятельности, а также деятельность по получению и применению такого (методологического) знания.

Выделенные в ходе работы методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения.

Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию.

И, наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.

В процессе этой работы я постаралась достигнуть тех целей, которые были поставлены в начале моей работы. По моему мнению, я смогла достигнуть заданных целей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/174673/metodologiya-osnovnye-metodologicheskie-printsipy

Понятие и сущность методологии

Понятие «методология» в литературе употребляется в двух основных значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности;

2) учение о научном методе познания.

Определения методологии, которые можно встретить в литературе, приведены в (табл. 1).

Таблица 1 — Энциклопедические и авторские определения методологии

Источник Определение
[3] «Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности»
[25] «Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»
[3] «Учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение)»
[24] «Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира»
[20] «Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии»
[21] «Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания»
[21] «Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности»
[1] Общий подход к решению задач того или иного класса
В.В. Краевский [15, 16] Методология как способ, средство связи науки и практики
Н.А. Масюкова [19] Методология как средство помощи науки практике

Долгое время методология рассматривалась как учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение). Такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях разделения труда на труд умственный и физический (по К.

Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать.

Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов [7].

Классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат.

Цель задавалась человеку как бы «извне»; мотив либо «навязывался» человеку извне, либо он его формулировал самостоятельно.

И для свободного проявления творчества, для большей части людей, оставался только один способ: синоним – метод. Отсюда сформировалось бытовавшее узкое понимание методологии.

Кроме того в гуманитарных и общественных науках в силу ранее недостаточного уровня развития их теоретического аппарата, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, усталенні узагальнення. Подобные подходы к определению методологии довольно типичны.

Такая неопределенность и многозначность предмета методологии имела свои причины. Методология как таковая, в первую очередь методология науки, в советские времена стала развиваться лишь в 60-е – 70-е годы прошлого века, благодаря трудам П.В.

Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов. Преодолевая идеологическое давление, эти ученые поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре базовых уровня (рис.

1.).

Подобное разделение привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном уровне – порознь.Рис. 1 — Четыре базовых уровня методологии науки в советской научной школе

Верхние первый и второй уровни вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований).

Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило – в прошлых десятилетиях, а то и столетиях.

Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний.

А ученым – представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. – нужна методология, как наука об организации деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время.

Третий уровень отведен методологам конкретных наук – физики, биологии, психологии и т.д. Но они не являются ни философами, ни собственно учеными, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях.

Четвертый уровень занимают «простые» ученые, которые занимаются конкретными методиками и техниками исследований и зачастую находятся в значительном или в полном отрыве от верхних уровней такого строения методологии.

Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией.

Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности.

На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.

Современные авторы разделили методологию науки на два типа (рис.2).

Рис. 2 — Два типа, выделенных в методологи науки

В последние десятилетия благодаря работам и просветительской деятельности Г.П. Щедровицкого [34, 43 и др.], стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами», а свое научное направление «системомыслительной деятельности» методологией. Эти группы методологов (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.

) стали проводить «организационно-деятельностные игры» с коллективами работников сначала в сфере образования, затем сельского хозяйства, с политологами и т.д., направленные на осмысление инновационной деятельности, что принесло им довольно широкую известность.

Параллельно с этим в печати стали появляться публикации ученых, посвященные анализу и научному обоснованию инновационной деятельности – в образовании, в инженерном деле, в экономике и т.д. [2, 5, 6, 8, 10, 37, 38 и др.].

Программисты термин «методология» понимают в совершено новом «звучании», как тип стратегии, то есть выбор общего метода для создания компьютерных программ [1, 40]. Так, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление – методология практической деятельности.

Методология практической деятельности – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии как организация деятельности.

Содержание понятия «организация» также неоднозначно [42].

Организация это:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Человеческая деятельность (целенаправленная активность человека) может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную [12].

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте.

Продуктивная деятельность, направлена на получение объективно нового [4] или субъективно нового результата.

Не всякая деятельность нуждается в организации. Необходимость организации возникает в случае продуктивной деятельности, и тогда возникает необходимость применения методологии. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой.

Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Схема структуры методологии содержит следующие важнейшие компоненты (рис. 3).

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактовки понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

схема структуры методологии

Рис. 3 — Общая схема структуры методологии

Таким образом, методология научного исследования это учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, определенных приемов, способов и правил, при помощи которых решаются познавательные задачи (осуществляется научное исследование).

Каждая наука имеет свою методологию. В таблице 2 приведены основные виды методологии.

Таблица 2 — Основные виды методологии

Читайте также:  Неправильные методы воспитания детей
специальная методология Имеются специфические особенности данного вида методологии
Всеобщая методология Является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания
Частная методология Применяется для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений
Методология научных исследований конкретной науки В содержание данной методологи включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других наук

Литература:

  1. Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, 2002.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
  3. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. – М.: Советская Энциклопедия, 1968-1979.
  4. Декарт Р. Рассуждение о методе. Начала философии. – М.: Вежа, 1998.
  5. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: Политиздат, 1974.
  6. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. — М.: Логос, 2000.
  7. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Пер. с польск. – М.: Экономика, 1975.
  8. Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990.
  9. Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.
  10. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. – Волгоград: Перемена, 2001.
  11. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001
  12. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. – Минск: Технопринт, 1999.
  13. Методологические проблемы современной науки. – М.: Наука, 1978.
  14. Методология: вчера, сегодня, завтра. В 3-х тт. ред.-сост. Крылов Г.Г., Хромченко М.С. – М.: Изд-во Школы Культурной Политики, 2005.
  15. Никитин В.А. Организационные типы современной культуры: Автореферат дисс. д-ра культурологии. – Тольятти, 1998.
  16. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2000.
  17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007.
  18. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект / Методология практической образовательной деятельности. – М.: Эгвес, 2004.
  19. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.
  20. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  21. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  22. Советский энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
  23. Философия//под. ред. Кохановского В.П. Ростов — н/Д.:Феникс,2000
  24. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. третье. – М.: Изд-во политической литературы, 1972.
  25. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. – Пущино, 1987.
  26. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Москва, 1978.

методология

Источник: http://vistagrad.com/scientific-research/ponyatie-i-sushhnost-metodologii

Методология исследования. Методология и методы педагогических исследований :

Методология и методы исследования представляет собой логическую организацию деятельности человека.

Она состоит в определении предмета и цели изучения, ориентиров и подходов при его осуществлении, выборе приемов и средств, которые показали бы наилучший результат.

Далее рассмотрим подробнее, какими особенностями обладает методология и методика исследования в целом и применительно к некоторым сферам деятельности.

Цель

Любую деятельность человека можно характеризовать методологией. Однако в вопросе изучения каких-либо явлений или событий она имеет определяющее, решающее значение.

Методология исследования, вне зависимости от сферы деятельности, начинается с выбора, определения и формулирования цели.

Она состоит в поиске вариантов формирования системы управления, а также организации ее развития и функционирования, которые были бы наиболее эффективными в процессе изучения. Однако данное представление о цели считается весьма общим.

На практике исследовательская деятельность преследует разнообразные цели. Примерами могут служить наблюдение за качеством управления, создание атмосферы инноваций и творчества, своевременное обнаружение проблем, при обострении которых в будущем работа может осложниться, повышение квалификации сотрудников, анализ стратегий и прочее.

Объект

В качестве него выступает система управления. В методологическом смысле необходимо четко понимать и учитывать социально-экономический класс данной системы. Это означает, что основополагающим ее компонентом выступает человек.

Его деятельность определяет специфичность всех процессов ее становления и функционирования. Взаимодействия, на базе которых и существует данная система, отличают противоречивые и сложные отношения людей, которые основываются на установках и мотивах, ценностях и интересах.

Каким бы совершенным не являлось то или иное современное техническое средство, значение его будет зависеть от человеческих потребностей, причин его освоения и дальнейшего применения. Управленческая система строится на базе деятельности людей.

Можно проводить исследования техники, однако они невозможны в отрыве от человека, всех факторов ее применения в условиях его деятельности.

Предмет

В качестве него выступает проблема. Она представляет собой реальное противоречие, которое требует своего разрешения. Активность системы управления отличается наличием большого числа разнообразных проблем.

Они выступают в качестве противоречия тактике и стратегии, условиям и возможностям, квалификации сотрудников, потребностям в инновациях и прочему. Часть из них считаются «вечными», другие – созревающими либо преходящими. Для решения этих проблем необходимо проведения исследований.

В качестве основы распознавания тех или иных противоречий выступает цель.

Подход

Он является следующим компонентом, который включает в себя методология исследования. Подход представляет собой ракурс изучения, в некотором роде это исходная позиция или отправная точка. С нее начинается исследовательский процесс. Подход определяет направленность изучения относительно его цели. Существуют различные его виды.

В частности, выделяют концептуальный, системный и аспектный подходы. Последний представляет собой выбор какой-либо грани проблемы на основании принципа актуальности либо с учетом ресурсов, которые выделены на изучение. К примеру, методология психолого-педагогического исследования предполагает образовательный аспект проблемы.

Концептуальный подход предусматривает предварительную разработку комплекса основных (ключевых) положений – концепции. Она определяет общее направление, преемственность, архитектонику изучения. В системном подходе предполагается методология исследования сравнительно высокого уровня.

В данном случае для решения проблемы необходим максимально возможный учет всех ее аспектов, в целостности и их взаимосвязи. Такой подход предполагает выделение существенного и главного. Он также предусматривает определение характера взаимодействий между гранями вопроса, его характеристиками и свойствами.

Выделяют, кроме того, подход научный, прагматический и эмпирический. Последний в качестве основы использует опыт. Если подход ориентирован на получение ближайшего результата, то его называют прагматическим. Однако наиболее эффективным считается научный ракурс изучения. Он характеризуется соответственной постановкой целей.

Методология научного исследования предполагает использование специфических инструментов.

Способы и приемы

Методология исследования отводит им главную роль. Способы и приемы разделяют на четыре группы:

  • Специфические. Данные методы формируются за счет специфики систем управления. В них отражаются особенности управленческой деятельности.
  • Общенаучные. Они отражают соответствующий аппарат изучения. Методология научного исследования определяет эффективность любых типов.
  • Формально-логические. Они представляют собой приемы интеллектуальной активности человека, которая составляет базу управленческого изучения.
  • Социологические. Занимают особое положение в инструментарии изучения общественных процессов и систем.

Методология социологического исследования

В качестве области применения инструментов в данном случае выступают ценностные ориентации участников сообществ относительно различных явлений. Их изучение позволяет обнаруживать тенденции в общественном развитии, определять меры наиболее эффективного влияния на членов объединений.

Методология социологического исследования предполагает более полное представление картины изучаемой действительности. Она, совместно с объективными характеристиками, которыми обладает внешний объект, включает в себя сложившиеся стереотипы, интересы и ценностные ориентации.

За счет используемых методов формируются точные представления о динамике и состоянии социальных структур. Основной целью изучения выступает прогнозирование и объяснение поведения субъектов общества в тех либо других условиях, особенности искусственного моделирования среды, анализ характера взаимодействий внутри социума.

Исследования данного типа призваны определять адекватность социальной сферы, установленную в рамках целей.

Ключевые направления

Основными ориентирами практического использования социологических методов при изучении процессов считаются:

  • Выявление факторов, оказывающих влияние на изменение и проявление параметров объекта.
  • Определение условий, образующих структуру спроса потребителей и учитываемых при маркетинговых исследованиях.
  • Формулирование и последующая реализация решений управленческого типа.
  • Оценка межличностных отношений в социальных объединениях, призванная обеспечивать эффективную связь членов рабочих групп в процессе исполнения производственной задачи.
  • Выявление ценностных индивидуальных и коллективных ориентаций.
  • Определение общественного мнения на предмет его социальной и политической ориентации.
  • Проведение экспертной оценки программ и проектов, позволяющее сделать оптимальный выбор среди альтернативных методов реализации.
  • Анализ функционирования и состояния общественных систем.

Решение задач должно обеспечиваться за счет формирования трех главных разделов:

  • Разработки программы исследования.
  • Организации, проведения тестов и опросов.
  • Интервью и подготовки схемы обработки и систематизации данных.

Структура знания

В методологической системе Юдиным выделяется 4 уровня:

  • Технологический.
  • Конкретно-научный.
  • Общенаучный.
  • Философский.

Предпоследний уровень предусматривает использование теоретических концепций. Они применимы ко всем либо к большей части научных направлений. Второй уровень предполагает комплекс способов, процедур, приемов и принципов изучения.

Методология конкретного научного исследования содержит в себе как специфические для определенной области изучения проблемы, так и вопросы, которые ставятся на более высоких уровнях. К ним, например, можно отнести проблемы реализации системного подхода либо моделирования в изучении процесса образования.

Технологический уровень предполагает сочетание техники и метода исследования. Другими словами, используется набор процедур, за счет которых обеспечивается получение достоверных эмпирических сведений, их первичная обработка. После этого материал может включаться в массу научного знания.

На этом уровне просматривается нормативный, четко выраженный характер изучения. Содержание философской ступени составляют общие познавательные принципы и категориальное устройство дисциплины в целом.

Все указанные уровни методологии формируют сложную структуру. В ее рамках между ступенями существует некоторое соподчинение. Вместе с этим, философский уровень считается содержательным основанием любого методологического знания. Он определяет мировоззренческие подходы к самому познанию и преобразованию действительности.

Методология и методы педагогических исследований

Высшим уровнем, характеризующим профессиональную готовность учителя, считается наличие у него специфической культуры. Ее главными признаками считаются:

  • Понимание процедур, соответствующих категориям философии и основным понятиям, формирующим концептуальный каркас образования.
  • Осознание разных понятий педагогики как уровней восхождений к конкретному от абстрактного.
  • Установка на преобразования образовательной теории в прием познавательной деятельности.
  • Ориентирование мышления на генезис педагогических конфигураций и «целостнообразующие» свойства этих форм.
  • Стремление воспроизводить образовательную практику в понятийно-терминологической системе.
  • Понимание гуманистических и мировоззренческих задач и прочее.

Формирование культуры

Когда учителем познаются методология и методы педагогических исследований, его мышление начинает опираться на их принципы. В этом отношении он начинает мыслить «принципиально».

Методология педагогического исследования предполагает надситуативную активность мышления.

На частном уровне особое значение приобретают освоение принципов и целостности образования, общественной политики, единого подхода, расширение общего образовательного субъекта и первостепенности воспитательных целей в учебном процессе.

Источник: https://www.syl.ru/article/172816/new_metodologiya-issledovaniya-metodologiya-i-metodyi-pedagogicheskih-issledovaniy

Методология. Методология Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Методология- учение. — презентация

1 Методология<\p>

2 Методология Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Методология- учение об основах построения любой деятельности, в т.ч и практической Методология- наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания Методология науки- это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности.<\p>

3 Методология В философской литературе нет единого общепринятого определения методологии 1. Совокупность приемов исследования 2. Учение о методах познания и преобразования мира 3. Учение о способах получения знаний о мире. Методология- философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству и практике Методология-система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа<\p>

Читайте также:  Прогулка по морю

4 Загвязинский Владимир Ильич выделяет в методологии две взаимосвязанные стороны Теоретическая сторона методологии Нормативная сторона методологии Определенный подход к явлениям действительности, установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска<\p>

5 Методология педагогики Методология педагогики- учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах создания концепций, и практического применения для преобразования и совершенствования системы обучения и воспитания Методология педагогики- учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах создания концепций, и практического применения для преобразования и совершенствования системы обучения и воспитания Методология педагогики отражает общие принципы, подходы и методы теории педагогики, направленные на развитие и обновление образования Методология педагогики отражает общие принципы, подходы и методы теории педагогики, направленные на развитие и обновление образования<\p>

6 Методология педагогики Положения методологии педагогики Учение о структуре и функциях педагогического знания Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл Учение о логике и методах педагогического исследования Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики<\p>

7 Функции методологии Регулятивная Методологическое знание Нормативная Предписания, прямые указания к деятельности<\p>

8 Виды методологии Дескриптивная методология ( описательная) Прескриптивная методология (нормативная, регулирующая деятельность) Учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания, ориентир в процессе исследования. Ретроспективное описание процессов научного познания Преобладают конструктивные задачи: разработка положительных рекомендаций, правил научной деятельности разработка положительных рекомендаций, правил научной деятельности<\p>

9 Уровни методологического знания ( Э.Г.Юдин) 1. Философский уровень 2. Общенаучный уровень 3. Конкретно-научный уровень 4. Технологический уровень<\p>

10 Философские основания педагогики Экзистенциализм Неотомизм Прагматизм Диалектический материализм Неопозитивизм Позитивизм<\p>

11 Экзистенциализм Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Основное понятие – -Экзистенция- существование, индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я» Основные представители: Н.А.Бердяев, (Россия), МХайдеггер (Германия), А.Камю (Франция), Э.Брейзах (США)<\p>

12 Неотомизм Ведущая роль религии в воспитании подрастающего человека Ведущая роль религии в воспитании подрастающего человека Учение средневекового религиозного философа Фомы Аквинского Ж.МаритенМ.Адлер М.Казотти<\p>

13 Позитивизм Наука лишь математика и естественные науки Наука лишь математика и естественные науки Обществознание относят к области мифологии Обществознание относят к области мифологии Абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими Абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими Верно то, что получено с помощью количественных методов Верно то, что получено с помощью количественных методов<\p>

14 Неопозитивизм Приоритет методам познания, а не содержанию Приоритет методам познания, а не содержанию Физики, химики, математики Представитель- Дж. Конант- ученый –атомщик и политический деятель США. Книга «Подготовка американских учителей»<\p>

15 Прагматизм Прагматизм — «опыт», «дело» Познание сводится к индивидуальному опыту ребенка Представители: Дж.Дьюи. А Маслоу, Э.Кэлли Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него<\p>

16 Диалектический материализм Личность-объект и субъект общественных отношений. Ее развитие зависят от внешних обстоятельств, среды и природной организации человека Ведущую роль в развитии играет воспитание. Личность проявляется и формируется в деятельности К.Маркс, Ф.Энгельс Законы диалектики: Переход количественных изменений в качественные, Переход количественных изменений в качественные, Единство и борьба противоположностей Единство и борьба противоположностей Отрицание отрицания Отрицание отрицания<\p>

17 Общенаучный уровень методологии педагогики Общенаучная методология представлена системным подходом. Общенаучная методология представлена системным подходом. Системный подход требует единства: теории-эксперимента –практики Системный подход требует единства: теории-эксперимента –практики В системном подходе отражается взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности В системном подходе отражается взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности<\p>

18 Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Личностный подход Культурологический подход Этнопедагогический подход Антропологический подход Деятельностный подход Полисубъектный подход<\p>

19 Педагогическое исследование -Это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого –либо педагогического явления или объекта, -Это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого –либо педагогического явления или объекта, -определение особенностей его протекания, -определение особенностей его протекания, выявление закономерностей выявление закономерностей поиск путей совершенствования педагогического процесса поиск путей совершенствования педагогического процесса<\p>

20 Методологические принципы Принцип- способ достижения социально значимых целей на основе учета объективных закономерностей. Принцип должен иметь глубокое развернутое научное обоснование и носить обобщенный характер, т.е. быть применим к исследованию всех ситуаций и вариантов педагогического явления. Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов. Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.<\p>

21 Принципы педагогического исследования В. И. Загвязинский Объективность ДостоверностьДоказательность АльтернативностьНаучность Учет естественного изменения исследуемых элементов Выделение основных факторов Единство логического и исторического Концептуальное единство Системный подход Соотнесение сущного и должного Единство исследовательской и практической учебно- воспитательной работы<\p>

22 Объктивность Требует: Требует: Всестороннего учета факторов и условий проявления явления Всестороннего учета факторов и условий проявления явления Анализа процесса развития явления с рассмотрением внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений Анализа процесса развития явления с рассмотрением внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений Адекватность исследовательских подходов и средств получения истинного знания об объекте Адекватность исследовательских подходов и средств получения истинного знания об объекте Исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в выборе м оценке факторов Исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в выборе м оценке факторов<\p>

23 Достоверность Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и правильное их истолкование, анализ всех полученных материалов. Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и правильное их истолкование, анализ всех полученных материалов. На достоверности фактов основывается достоверность выводов На достоверности фактов основывается достоверность выводов<\p>

24 Доказательность Исходные посылки определяются и формулируются на основе анализа исследований предшественников, научных школ и направлений Достоверность обеспечивает доказательность Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, выводов. Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, выводов. Прогноз количества предполагаемого фактического материала, способного предъявить статистически верные результаты Прогноз количества предполагаемого фактического материала, способного предъявить статистически верные результаты<\p>

25 Альтернативность Альтернативный характер научного поиска Выделение и оценка всех возможных, разных вариантов решения исследуемого вопроса Выделение и оценка всех возможных, разных вариантов решения исследуемого вопроса Анализ совпадающих, близких точек зрения, но и противоположных, несовпадающих Анализ совпадающих, близких точек зрения, но и противоположных, несовпадающих Выделение условий, направлений, перспектив работы Выделение условий, направлений, перспектив работы Выдвижение альтернативных гипотез Выдвижение альтернативных гипотез<\p>

26 Научность Предполагает конкретно- историческое исследование педагогических явлений. Одинаковые по форме явления наполняются конкретно-историческим содержанием на каждом этапе развития общества Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного, единичного в педагогическом явлении., раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно- исторического подхода. Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного, единичного в педагогическом явлении., раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно- исторического подхода.<\p>

27 Учет естественного изменения исследуемых элементов На изучаемое явление одновременно воздействуют: На изучаемое явление одновременно воздействуют: 1. Специально созданные в исследовании условия и факторы; 2. Непрерывное естественное развитие как объективно существующий процесс развитие как объективно существующий процесс Соотнесение и анализ природы полученных эффектов от естественного и специального (экспериментального) воздействия. Соотнесение и анализ природы полученных эффектов от естественного и специального (экспериментального) воздействия.<\p>

28 Выделение основных факторов Из многообразия различных факторов, влияющих на педагогический процесс и изучаемый объект важно выделение основных и определение производных факторов Из многообразия различных факторов, влияющих на педагогический процесс и изучаемый объект важно выделение основных и определение производных факторов Установление субординации. Установление субординации. Раскрытие диалектики процесса Раскрытие диалектики процесса Понимание противоречивости изучаемого явления Понимание противоречивости изучаемого явления<\p>

29 Единство логического и исторического В каждом исследовании сочетать изучение истории объекта ( его генезис) и его теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии, перспектив развития) В каждом исследовании сочетать изучение истории объекта ( его генезис) и его теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии, перспектив развития) Что уже было в истории и что структурно это явление из себя представляет Что уже было в истории и что структурно это явление из себя представляет Единство исторического и логического позволяет оценить и доказать новизну и актуальность исследования. Единство исторического и логического позволяет оценить и доказать новизну и актуальность исследования.<\p>

30 Концептуальное единство Исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию-систему взглядов. Исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию-систему взглядов. Она строится на единстве определенного (принятого как верное) и неопределенного (изменчивого, которое проверяется) Она строится на единстве определенного (принятого как верное) и неопределенного (изменчивого, которое проверяется) Принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе поиска. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе поиска.<\p>

31 Системный подход Важен характер взаимодействия между элементами, механизмы связей и отношений. Важен характер взаимодействия между элементами, механизмы связей и отношений. В процессе системного анализа выясняется не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины. В процессе системного анализа выясняется не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины. Изучение педагогического процесса как целого. Изучение педагогического процесса как целого.<\p>

32 Соотнесение сущего и должного Соотнесение двух планов -должного и сущего (существующего) Соотнесение двух планов -должного и сущего (существующего) Любое педагогическое явление может быть верно понято и оценено в сопоставлении с нормой (должное). Любое педагогическое явление может быть верно понято и оценено в сопоставлении с нормой (должное). Педагогические инновации, перспективы оцениваются в сопоставлении с существующим состоянием современной теории и практики(сущее) Педагогические инновации, перспективы оцениваются в сопоставлении с существующим состоянием современной теории и практики(сущее)<\p>

33 Единство исследовательской и практической учебно-воспитательной работы Нацеливание на позитивные результаты, прогнозирование хода и результатов работы Недопустимо планировать негативные результаты. Риск должен быть минимальным!!! Опытно- экспериментальная работа должна способствовать улучшению содержания, методов, форм организации работы с детьми. Опытно- экспериментальная работа должна способствовать улучшению содержания, методов, форм организации работы с детьми.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/969934/

Ссылка на основную публикацию