Методы воспитания

Педагогические методы воспитания

Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй — убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять.

Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать: 1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту. 2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных.

Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника. 3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда — рутсоводитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных. 4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия.

Для этого нужно: а) показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения; б) ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений; в) подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их; г) вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;

д) не выставлять напоказ свою заботу, доброту, внимание к другим людям.

Метод побуждения. С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение
— важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения.

Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.

Метод поощрения. В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания.

Педагогически правильно
примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение — неотъемлемый элемент системы воспитания.

Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда — необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения.

Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических требований: а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего; б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения; в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;

г) поощрение должно быть гласным.

Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю.

Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя.

При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований: а) порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок; б) при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям; в) нельзя порицать людей в состоянии раздражения; г) порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;

д) за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

Источник: https://psyera.ru/pedagogicheskie-metody-vospitaniya-1845.htm

Методы воспитания

Воспитательный процесс обеспечивается совокупностью применения различных методов, таких как убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Определение

Метод убеждения — главный метод воспитательного процесса, который представляет собой воздействие педагога на разумную сферу сознания воспитанников. Он гарантирует решение ключевой задачи воспитания детей — формирования их отношения к миру, мировоззрения, высоких нравственных и гражданских качеств, осознанной уверенности в своих силах.

Особое значение убеждение получает в критерии преобразования всех сфер общественной жизни. Цель убеждения — в первую очередь, заключается в создании, укреплении или изменении взглядов, понятий, оценок объекта действия, то есть учащегося, для того, чтобы тот принял точку зрения убеждающего и следовал этим принципам в собственном поведении и общественной деятельности.

Убеждение как метод апеллирует к уму, опыту, логике, и эмоциям человека, обеспечивает добровольное принятие им идей, самостоятельное понимание и перевоплощение их в мотивы поведения.

Поэтому он наиболее часто используется в психолого-педагогическом направлении.

Очень важно, чтобы в результате убеждения у детей создавались твердая убежденность в истинности усвоенных ими взглядов, способность охранять свои убеждения, деятельно претворять их в жизнь, бороться с ложными, сомнительными идеями.

Интересной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего действия в значительной мере зависит от степени интереса в этом воспитанника, на которого собственно и ориентировано данное действие.

То есть, убедить человека в чем-нибудь можно лишь в том случае, если он сам желает понять и осмыслить адресованную ему информацию, взвесить и оценить соотношение аргументов к выводам, а выводов — к собственному жизненному опыту, и при достаточном их согласовании договориться с ними.

Метод упражнения

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение

Метод упражнения в воспитании традиционно понимается как такая система организации повседневной жизни, деятельности, процесса обучения, которая позволяет учащимся приобретать опыт верного поведения, самостоятельности в решении задач, совершенствовать их личные свойства, ощущения и волю, формировать позитивные привычки, гарантировать целостность между познаниями, убеждениями и поведением, словом и занятием.

Воспитательное упражнение — это не просто «механическая тренировка». Оно осуществляется в процессе намеренного преодоления проблем при решении жизненно необходимых дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе.

Упражнение как метод воспитания гарантирует втягивание детей в систематическую, специально организованную общественно-полезную активность, способствующую выработке привычек, навыков культурного поведения, общения в коллективе, усидчивости в учебе и труде.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное изучение абстрактного материала учащимися и кропотливый инструктаж учителя. Это позволяет учащимся исполнять систематическое поэтапное воссоздание действий, необходимых для развития конкретных свойств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, прибавлением элемента персонально личного творчества.

Характеристика метода примера

Определение

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное действие на сознание и поведение детей системой позитивных образцов, призванных служить им прототипом для воспроизведения, основой для формирования совершенства социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.

Воспитательный смысл примера определяется его общественной ценностью. В примере заключён социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это означает, что позитивный пример — мнение непосредственно историческое.

Позитивный пример в нашем понимании — это такие образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и методы достижения поставленных целей деятельности, которые подходят нашему эталону.

В воспитательном отношении наиболее ценны те позитивные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития свойств личности или коллектива и могут служить благородным прототипом для воспроизведения.

Пример перерастает в самовоздействие в итоге усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного совершенства, эталона. Детям характерно идентифицировать себя с известной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

По типу действия на сознание учеников примеры можно поделить на две большие группы:

  • примеры конкретного воздействия (свой пример воспитателей, пример друзей, позитивный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);
  • примеры опосредованного воздействия (примеры жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории собственного страны, трудового героизма, примеры из литературы и искусства).

Поощрение как метод воспитания

Определение

Поощрение как метод воспитания — это способ наружного функционального стимулирования, побуждения ученика к позитивной, инициативной творческой деятельности. Оно исполняется с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.

При использовании в различных видах деятельности учащихся: учебной, игровой, трудовой, общественной или бытовой поощрения, педагог достигает повышения эффективности и свойств их труда, содействует самоутверждению школьников.

Поощрение вызывает положительные эмоции, и тем самым рождает убежденность, создаёт оптимистическое настроение и здоровый социально-психологический климат, увеличивает ответственность, помогает развитию внутренних творческих сил воспитуемых, их положительную жизненную позицию. Поощрение, тем более незаслуженное, особенно подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых людей, их стремление добиться успеха только ради награды, независимо от способов его достижения.

Система поощрения, по мере того, как происходит нравственное созревание школьников, развивается от преимущественно материальных стимулов до преимущественно нравственных.

Отношение детей к поощрению может дать педагогу сведения относительно самолюбия и честолюбия детей, их отношения к занятиям, к награждениям, и также об истинных мотивах деятельности и направленности личности.

От учителя зачастую зависит эффективность поощрения школьников. Он расценивает итоги их учебы и поведения, одобряет или осуждает их действия, поступки.

Учитель может использовать самые разнообразные приёмы поощрения — выражение удовлетворения от работы отдельных детей или же всего класса, похвала, одобрение, призыв последовать примеру лучших. Всё это требует от педагога умения владеть методикой поощрения и деятельно использовать ее в своей собственной деятельности.

Метод принуждения в воспитании

Ещё одним из методов воспитания является принуждение.

Определение

Принуждение характеризуют как использование таких мер к ученикам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки своему нежеланию осознать вину и исправить свое поведение.

Принуждение используется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо уместно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего, нужно убедить, а позже заставить. Категорические требования, которые воспитатель предъявляет к воспитуемым, в случае их непонимания последних, обязаны быть непременно разъяснены и аргументированы.

Он должен проследить за их исполнением и принять меры к тем обучаемым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность.

Однако во всяком факте послаблений педагог должен ориентироваться.

Читайте также:  Проблема запоминания

Отрицательно воспринимают воспитанники необоснованные опасности использовать репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы по поводу их недостаточного усердия в учебе.

Учитель до этого только сам обязан отыскать средства собственного действия на тех, кто проявляет недобросовестность: увеличить контроль над обучением, определить срок выполнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии остальных школьников, осуществить порицание провинившегося в коллективе.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_vospitaniya/

Какие известны методы воспитания :

Не только родители, но и воспитатели в детских садах, школьные учителя, даже преподаватели в техникумах и вузах сталкиваются с тем, что детей и учеников нужно не только учить, но и воспитывать. И тут нелишним бывает иметь понятие о том, что такое методы воспитания и какими они бывают.

Для чего нужно воспитание

В некотором смысле воспитание имеет более серьезное значение для будущего становления и развития личности, чем обучение. Потому что учение ставит целью просто предоставить в распоряжение молодого человека некоторый объем знаний, развить его эрудицию.

А правильное воспитание, кроме того, должно сделать его полноценным и адекватным членом общества, который будет строго соблюдать общепринятые запреты, придерживаться в общении с людьми определенных рамок, просто твердо усвоит, что хорошо, а что плохо.

Методы

Для достижения необходимого результата используются различные средства и методы воспитания. Средствами могут быть книги, игрушки, другие предметы, которые помогают достичь воспитательных целей. А методы – специальные технологии, которые воспитатель может использовать в своей работе.

В педагогике разработаны классификации, которые разделяют эти методы на группы. Так, например, одна из них направлена на формирование мировоззрения. Другая группа ставит своей целью правильную организацию процесса деятельности. В третью входят методы проведения оценки реальных поступков.

Убеждение

Среди огромного количества технологий, которые представляют собой методы воспитания, прежде всего упоминают именно его. Убеждение нужно для формирования правильных взглядов, мотивации производимых действий. Опирается этот метод на сознательность, чувства и волю воспитуемого. В его рамках используются такие приемы, как беседа, диспут, объяснение, рассказ.

Поощрение

Это – также весьма известный представитель методов воспитания. Заключается он в стимулировании тех поступков, которые могут быть оценены положительно.

Причем стимулы могут применяться самые разнообразные: материальные (деньгами, конфеткой и так далее), словесные, признание в виде благодарственной грамоты, публикации в газете и многое-многое другое.

Главное, чтобы воспитуемый сам воспринимал происходящее как поощрение.

Упражнение

Многократное повторение определенных действий, понятий также способно помочь воспитателю добиться своих целей.

Пример

Как положительный, так и отрицательный, правильно преподнесенный, помогает сформировать мировоззрение и систему ценностей.

Наказание

Как и методы воспитания, наказание может быть разным. Можно определенным образом ограничить свободу или общение, лишить каких-то обычных благ (той же конфетки), наказать материально.

Однако наказание должно не унижать воспитанника, а давать ему возможность осознать неправильность своего поступка или поведения и сформировать желание не поступать так в будущем.

Именно поэтому физические наказания крайне нежелательны в воспитании.

Психологические механизмы воспитания, которые используются различными методами, отличаются. Но все они должны быть ориентированы на достижение общей конкретной цели.

Источник: https://www.syl.ru/article/92374/kakie-izvestnyi-metodyi-vospitaniya

Современные методы воспитания

Современные методы воспитания направлены на формирование полноценной личности с четким мировоззрением, самоопределением и раскрытыми способностями.

Особенности современных методов обучения и воспитания

Современное воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, а основу воспитательного процесса составляют педагогические концепции и принципы.

Основной целью современных методов воспитания является решение педагогических задач и достижение положительного результата в воспитании личности.

К основным задачам новых методов воспитания можно отнести:

  • Формирование личностных качеств и развитие способностей ребенка;
  • Воспитание нравственности и культуры;
  • Формирование социальных ролей (гражданина, семьянина и т.д.);
  • Развитие учебно-познавательных навыков;
  • Формирование общечеловеческих ценностей;
  • Развитие в соответствии с интересами и способностями.

Содержание методов воспитания основывается на учебной литературе, научных  источниках, методических и дидактических материалах.

Характеристика современных методов воспитания

В современной педагогике выделяют четыре новых метода воспитания: методика Г. Домана, Вальдорфская педагогика, методика Монтессори, метод Л. Береславского.

Наибольшее применение Вальдорфская педагогическая система нашла в дошкольных учебных заведениях. В основе метода заложено воспитание действиями и практикой, а не словами и теорией.

Ребенок до 7 лет рассматривается как подражатель, который берет пример с родителей, педагогов и воспитателей. Взрослые должны показывать только положительные примеры.

Развитие по методу Вальдорфской педагогики происходит за счет тренировки мелкой моторики с помощью лепки, рукоделия и игры с мелкими предметами.

Современные методы воспитания по Г.Доману и Л. Береславскому схожи по многим позициям. Согласно этим методикам, воспитание должно начинаться с самого раннего возраста, чтобы не упустить момент и не довести до серьезных проблем.

Развитие моторики следует начинать уже с 2 лет, учить ребенка различать цвета и оттенки, геометрические фигуры и величины.

Данные методики подразумевают постоянное выполнение упражнений на внимательность, развитие логического мышления и расширение представлений об окружающем мире.

Метод Домана направлен на интенсивное развитие мышления и интеллектуальной способности у детей до 7 лет.

В основе метода лежит использование специальных карточек со словами и буквами, которые нужно запомнить и повторить. Занятия должны носить кратковременный, но регулярный характер.

В процессе обучения следует тренировать память, обучать быстрому чтению и закреплять стремления к знаниям похвалой.

Наиболее известным современным методом воспитания и обучения является система Монтессори, разработанная итальянским педагогом, предназначенная для развития трудовых навыков.

Занятия с ребенком следует начинать с простых домашних дел (поливание цветов, вытирание пыли, раскладывание вещей и игрушек по местам, мытье посуды и т.д.).

Воспитание по методике Монтессори осуществляется с помощью абстрактных заданий, логических упражнений и развития восприятия.

Классификация современных методов обучения и воспитания в отечественной педагогике:

  • Методы, направленные на формирование сознания, убеждений, взглядов и устной речи (беседа, диалог, рассказ, лекция, диспут, семинар, рассуждение и т.д.);
  • Методы педагогического внушения, в которых используются образные, эмоциональные и психологические приемы для создания положительной атмосферы обучения и воспитания;
  • Методы формирования поведения и трудовая деятельность (приучение, режим, требования, поручения и т.д.);
  • Методы повторения и закрепления знаний с помощью заданий, упражнений и задач;
  • Методы поощрения и стимулирования (соревнования, турниры, конкурсы, игра и т.д.;
  • Методы контроля, самоопределения и самооценки, которые направлены на развитие аналитического и логического мышления, рефлексии и самоидентификации (анкетирование, тестирование, анализ и т.д.).

Эти современные методы воспитания эффективно использовать в целостной системе, чтобы сформировать полноценную личность, способную логично и осмысленно действовать в различных ситуациях, принимать решения и контролировать себя.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6699-sovremennye-metody-vospitanija.php

Тема 4. Методы воспитания

План:

1. Сущность методов воспитания и их классификация. Понятие о приемах и средствах воспитания.

2. Методы формирования сознания личности.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

4. Методы стимулирования деятельности и поведения.

5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

6. Условия оптимального выбора и применения методов воспитания.

Основные понятия: метод, метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания, классификация методов воспитания, убеждение как метод формирования сознания личности (рассказ на этическую тему, разъяснение, этическая беседа, лекция, диспут, положительный пример); методы организации деятельности (упражнение, приучение, требование); методы стимулирования деятельности (одобрение, наказание, соревнование); методы контроля, самоконтроля и самооценки в в воспитании.

4.1. Сущность методов воспитания и их классификация. Понятие о приемах и средствах воспитания. Слово ʼʼmetodosʼʼ (греч.) в буквальном переводе означает ʼʼпуть достижения целиʼʼ, ʼʼспособ действияʼʼ.

В педагогике понятие ʼʼметод воспитанияʼʼ трактуется по-разному.

Одни считают, что ʼʼметод воспитания — ϶ᴛᴏ средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.ʼʼ (П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников).

В этом определœении отождествляются понятия ʼʼметодʼʼ и ʼʼсредствоʼʼ, в связи с этим нельзя его считать достаточно верным, отражающим сущность метода воспитания.

Другие определяют методы воспитания как совокупность способов и приемов формирования у воспитанников определœенных личностных качеств и свойств. Эта дефиниция чересчур общая, не делает ясным данное понятие. В ней упускается из виду то, что у воспитанника нельзя ничего сформировать без его собственной активности в работе над собой.

Во многих учебниках и учебных пособиях по педагогике под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин, И.Ф.

Исаев, Е.Н. Шиянов и др.). Такое определœение метода воспитания отражает его двуединый характер (метод воспринимается как механизм взаимодействия учителя и учащихся), но в нем не вскрывается глубинная сущность взаимодействия.

Как мы уже знаем, воспитание осуществляется в процессе разнообразной и активной деятельности учащихся, которую организовывает педагоᴦ. С этой точки зрения речь идет о взаимодействии учителя и учащихся (причем, профессиональным оно является только со стороны педагога).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под методом воспитания следует понимать способы и приемы организации педагогом активной и разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие: формируется потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, нравственные взгляды и убеждения.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания.

Одни и те же методические приемы бывают использованы в разных методах. Один и тот же метод у разных учителœей может включать разные приемы.

Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.

Нередко методические приемы и сами методы воспитания отождествляются со средствами воспитательной работы, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве (средство – прием – метод – методика воспитания). Но понятия ʼʼсредство воспитанияʼʼ и ʼʼметод воспитанияʼʼ, являясь взаимосвязанными, имеют четкие различия.

Средства воспитания способствуют реализации воспитательных методик.

К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая, учебная), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания (книги, наглядные пособия, картины и кинофильмы, телœепередачи и т.д.).

И.П. Подласый считает, что средство воспитания – это совокупность его приемов. Он пишет: ʼʼСредство — ϶ᴛᴏ уже не прием, но еще не метод. К примеру, трудовая деятельность – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — ϶ᴛᴏ приемы.

Слово (в широком понимании) — ϶ᴛᴏ средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательноʼʼ [Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб.

заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 96].

Читайте также:  Едем на отдых с ребенком

В педагогическом процессе существует многообразие методов, приемов и средств воспитания.

Есть методики, отражающие специфику воспитания в определœенном возрасте или в конкретном учебно-воспитательном заведении (к примеру, методы воспитания будут существенно отличаться в общеобразовательной школе, в школе искусств или в исправительно-трудовой колонии для подростков).

Но в системе образования выделяют общие методы воспитания. Общими они называются потому, что они используются в педагогическом процессе в целом, независимо от специфики определœенного, конкретного воспитательного процесса.

К общим методам воспитания относятся:

— убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.);

— метод положительного примера;

— метод упражнений (приучения);

— методы одобрения и осуждения;

— метод требования;

— метод контроля, самоконтроля и самооценки;

— метод переключения.

Методов и особенно различных их версий (модификаций) в педагогической теории и практике накоплено очень много. Выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам методы помогает их упорядочение, классификация.

Классификация методов — ϶ᴛᴏ выстроенная по определœенному признаку их система.

Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов в целом, но и лучше понимает их роль и назначение в воспитательном процессе, характерные признаки и особенности применения.

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак ʼʼхарактер методаʼʼ включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

Т.А. Ильина и И.Т. Огородников представляют обобщенную систему методов – методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.С. Марьенко выделœены по принципу воздействия на воспитанников следующие группы методов:

-объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);

-проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);

-методы приучения и упражнения;

-стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);

-торможения (наказание, требование);

-руководства и самовоспитания.

Сегодня наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на базе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целœевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (В.А. Сластенин, Г.И. Щукина). Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:

— методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

— методы стимулирования поведения и деятельности;

— методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Структуру данной классификации методов можно представить в следующей схеме:

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

(Классификация В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной)

Методы формирования сознания Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности Методы стимулирования поведения и деятельности Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения
Все методы убеждения: Рассказ. Объяснение и разъяснение. Лекция. Этическая беседа. Увещевание. Внушение. Инструктаж. Диспут. Дискуссия. Полемика. Доклад. Положительный пример. Упражнение. Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности. Соревнование. Поощрение. Наказание. Сюжетно-ролевые игры. Педагогическое наблюдение. Беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости. Опросы, устные и анкетные. Тесты. Анализ результатов общественно-полезной деятельности, работы органов самоуправления. Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, ʼʼуединœенныхʼʼ средств и приемов, а гармонично организованная их система.

На каком-то этапе воспитания тот или иной метод может применяться в достаточно изолированном виде, но без взаимодействия с другими методами воспитания он утрачивает свое назначение, замедляет движение педагогического процесса к намеченной цели.

4.2. Методы формирования сознания личности. Обобщенно эти методы можно определить как способы убеждения, то есть воздействия на сознание воспитанника с целью формирования знаний, взглядов, убеждений и т.д. В воспитательном процессе актуален метод рассказа.

Рассказ — ϶ᴛᴏ последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

К данному методу предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников (в том числе и в отношении продолжительности: для младших детей – не более 10 минут, для подростков, юношей и девушек – 30 минут и более).

Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/256444_tema_4_metody_vospitaniya

Понятие метода, приема, средства воспитания. Классификация методов воспитания

Метод воспитания – это способ достижения заданной цели воспитания.

Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей:

Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие.

Средства воспитания – применяются в единстве с методами и методическими приемами. К ним относят материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности.

Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности, а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, музыкальные произведения и т.п.). Каждое средство должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи.

Чем больше набор средств, которым располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

Классификация методов – это выделенная по определенному признаку система методов.

Научная классификация требует определения общих оснований и вычленения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Существует множество классификаций методов по различным основаниям.

Наиболее распространенной в настоящее время является классификация методов воспитания на основе направленности личности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяется три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание.

1. Методы формирования сознания направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, предполагают усвоение (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Они используются системно, в комплексе с другими методами.

Рассказ на этическую тему предполагает яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Воздействуя на чувства рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Рассказ на этическую тему выполняет функции: служит источником информации, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, служит способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется, когда необходимо сформировать или закрепить новое нравственное качество или форму поведения, выработать правильное отношение воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

Метод увещевания предполагает сочетание просьбы с разъяснением и внушением, что позволяет проектировать в личности воспитанника положительное, вселяет веру в возможность достижения более высоких результатов.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.

Предметом этической беседы являются нравственные, моральные, этические проблемы, целью – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Метод предполагает привлечение воспитанников к выработке правильных оценок и суждений.

Диспут – это спор на разные темы, волнующие воспитанников. В основе диспута – спор, борьба мнений, его цель – не вывод, а процесс.

Пример как метод формирования сознания дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Психологической основой примера служит подражательность, благодаря чему люди овладевают социальным и нравственным опытом.

2. Методы организации деятельности основаны на практической деятельности воспитанников.

Упражнение как метод воспитания является способом привлечения воспитанников к целенаправленной деятельности. Сущность метода состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнений являются устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Эффективность упражнения зависит от системы упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения, мотивации и стимулирования.

Требование – метод воспитания, с помощью которого стимулируется или тормозится определенная деятельность воспитанника.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований.

Косвенные требования (совет, просьба, намек, доверие, одобрение) отличаются от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые – негативны.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование.

Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, – опосредованные требования.

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано.

Поручение. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам.

Метод воспитывающих ситуаций является методом организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.

3. Методы стимулирования.

Метод поощрения позволяет выразить положительную оценку действий воспитанников. Его использование закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций.

Виды поощрения: одобрение, ободрение, благодарность и т.д.

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Читайте также:  Прогулка по морю

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения.

Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10946.html

Методы воспитания в педагогике

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему

«Методы воспитания в педагогике».

Содержание:

  1. Понятие метода воспитания…………………………………………………………………………….3

  2. Классификация методов воспитания…………………………………………………………..4

  3. Примеры, используемые в процессе воспитания………………………………..5

    1. Примеры, используемые в процессе воспитания………………………..9

  4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности…………………………………………………………………11

  5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности………………………………………………………………………………12

  6. Методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании………………14

  7. Система методов педагогического воздействия…………………………………15

  8. Заключение…………………………………………………………………………..18

По методам я разумею точные и простые правила.

Р.Декарт

  1. Понятие метода воспитания.

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности.

Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений.

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения , педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы являются одним из тех механизмов , которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.

Это взаимодействие строится не на паритетных началах , а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах.

Методы воспитания и методологические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений.

В то время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти и сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса.

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности(игровая, учебная, трудовая), с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно ссвязано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания.

Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования.

Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

  1. Классификация методов воспитания.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания.

Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить систему общих методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности(рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера)

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности ( приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, , иллюстрации и демонстрации)

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие)

  • методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная система.

Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде.

Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

3. Методы формирования сознания личности.

Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни.

К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе по продолжительности.

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организационно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Можно обозначить три основные задачи этого метода: вызвать положительные нравственные чувства детей ( сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения), применяется метод объяснения.

Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике.

При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни.

В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец.

Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которого является распознавание определенного качества личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставление их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от сопутствующих , но второстепенных в данном случае проявлений личности.

Беседа, как правило, начинается обоснованием ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу.

На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям.

В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности — к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы и учреждениях профессионального образования.

Аккумулируя в себе возможность развернутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания, метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя определяют идейное и эмоциональное воздействие лекций.

К методам воспитания относятся дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников.

Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации.

В то же время они могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления.

Обязательное условие дискуссии — наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу.

Источник: https://works.doklad.ru/view/Diebvpwp0mc.html

Ссылка на основную публикацию