Неправильные методы воспитания детей

Влияние неправильного воспитания на ребенка

Когда в семье появляется долгожданный ребенок, все родители поневоле становятся педагогами. Однако представления о том, как развивать малыша, у всех разные, поэтому многие взрослые допускают ошибки в воспитании детей.

Приходится признать, что отношение к собственным детям у родителей противоречивое. Они любят их, балуют, восхищаются успехами, но в то же время могут ударить, накричать. Иногда малыши вызывают раздражение своим непослушанием. Связано это с плохим настроением самих взрослых или нежеланием уделять свободное время крохам.

В то же время все родители искренне желают добра своим отпрыскам, постоянно размышляют о том, как сделать их счастливыми.

Данный парадокс сказывается на взаимоотношениях взрослых и детей, приводит к непониманию и конфликтам. Ребенок неосознанно использует средства психологической защиты в той мере, которая ему доступна. Проявляется она в истериках, криках, непослушании.

Нет ни одного малыша, который бы родился с плохими чертами характера. Они приобретаются в процессе воспитания, неправильное влияние которого приводит к столь печальным последствиям для родителей и детей.

Чтобы максимально сблизиться со своим ребенком, помочь ему в преодолении трудностей, а самим не делать ошибок, которые потом будет сложно исправить, необходимо знать основные виды неправильного воспитания.

Холодное равнодушие

Любое общество с осуждением относится к родителям, которые по каким-либо причинам отказались от собственных детей. Однако равнодушие и неприязнь к малышам встречается и в семьях, которые отличаются внешним благополучием. Иногда родители и сами не замечают, что не уделяют достаточно внимания крохам, не показывают, как они их любят.

Часто взрослые настолько заняты вопросом о «хлебе насущном», что забывают поговорить с детьми, поинтересоваться их проблемами и тревогами. Пытаясь привлечь к себе внимание, такие малыши устраивают показательные истерики, отказываются выполнять все указания взрослых.

Встречаются семьи, в которых крохи, не оправдав ожидания родителей, вызывают у них раздражение и разочарование. Не понимая, в чем не угодили мамам и папам, дети ищут ласку и любовь у других людей. Или же замыкаются в себе, проявляют агрессию и безразличие.

Ребенок любит родителей всегда, несмотря ни на что. Ему сложно понять, почему такая любимая и близкая мама не хочет ответить на его объятия, не желает выслушать то, что его так волнует.

Дети, которые не получают достаточное количество любви в семье, отличаются от сверстников даже внешне. Психологами давно доказан тот факт, что недолюбленные дети страдают комплексом неполноценности, который проявляется в различных видах становления личности.

Психологи рекомендуют

  • В тот момент, когда вы почувствуете, что ребенок раздражает, постарайтесь найти причину этого. Не стоит думать, что раздражение вызвано непослушанием малыша. Причина в вас и только в вас. Поразмышляйте над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. Возможно, это поможет решить проблему.
  • Как только чувство негатива появилось, постарайтесь нейтрализовать его. Выйдите в другую комнату, сделайте несколько активных физических упражнений, разбейте тарелку. Любое активное физическое движение поможет снизить агрессию. Однако следует помнить, что такие способы помогут только снять напряжение, но не решат проблему.
  • В те минуты, когда удастся побыть наедине с собой, найдите свои детские фотографии и всмотритесь в лицо ребенка, которым вы были когда-то. Перенеситесь на несколько лет назад. Эта девочка или мальчик тоже хотели любви и ласки. Вспомните свои детские обиды, все негативные эмоции, которые возникали в то время. Возможно, вам также не хватало любви и ласки своих родителей. Постарайтесь компенсировать их нехватку любовью к своему ребенку.
  • А может, вы просто очень устали? Повседневная жизнь, наполненная домашними хлопотами, неприятностями на работе, желанием заработать больше денег – все это приводит к стрессам и нервным срывам. Остановитесь и подумайте над тем, что важнее в жизни: деньги, карьера или ваш ребенок. Возможно, переоценка ценностей заставит вас взглянуть на своего малыша совсем по-другому.
  • Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Хороший психолог поможет найти причины негатива и устранить их. В этой ситуации важен непредвзятый взгляд со стороны.
  • Если вы все же пришли к выводу, что не в состоянии любить своего ребенка, дайте ему максимум внимания и заботы. Конечно, они не смогут заменить любовь, зато появится возможность избежать серьезной психологической травмы.

Какими бы ни были причины вашего негативного отношения к малышу, помните, что его вины в этом нет. Сдерживайте свой негатив и, возможно, скоро убедитесь в том, что от него не осталось ни следа.

«Люблю больше жизни»

Еще одна распространенная ошибка родителей.

Взрослые своей всепоглощающей любовью буквально «душат» малыша. Они готовы сделать для него и за него все, что в их силах.

Опекая ребенка, пытаясь защитить от трудностей жизни, взрослые лишают малыша возможности развивать свои индивидуальные черты характера, раскрывать творческий потенциал.

Дети, выросшие в таких семьях, не способны к принятию самостоятельных решений, им сложно проявить инициативу. Они привыкли, что все решают за них.

Самостоятельность – залог успешности любого человека. Однако родители не могут «остановиться», перестать опекать своего ребенка даже тогда, когда он становится взрослым. Уже взрослая личность не имеет ни желания, ни возможности действовать самостоятельно. Результатом гиперопеки является зависимость ребенка от взрослых, неумение ставить цели и добиваться их.

Свобода и независимость

Многие современные родители считают, что залог развития успешной личности – в полной и неограниченной свободе малыша. То есть предполагается, что ребенок может делать все, что ему вздумается, методом проб и ошибок определяя, что можно, а что нельзя.

Такая позиция весьма удобна с точки зрения взрослых. Не нужно постоянно заниматься с малышом, играть, развивать. Он всему должен научиться сам. А взрослые тем временем спокойно могут заняться собственными делами.

На первый взгляд может показаться, что дети должны быть в восторге от такой «удобной» позиции взрослых. Однако это совершенно не так.

Ощущая полную свободу действий, малыши чувствуют себя незащищенными и никому не нужными.

Любому маленькому человеку нужно четкое руководство со стороны взрослых. Он не может в силу еще не сформировавшихся психических особенностей самостоятельно разделять понятия добра и зла.

Авторитет взрослых

Родители любят самоутверждаться за счет своих детей. Как правило, это случается с теми взрослыми, кто не смог добиться в жизни тех результатов, на которые рассчитывал.

Постоянно критикуя ребенка, проявляя недовольство от всех его действий, такие люди унижают малыша, заставляют терять уверенность в своих силах, прививают комплексы неполноценности.

В таких семьях родители часто разговаривают с детьми на повышенных тонах, применяют оскорбительные выражения.

Взрослые должны осознать всю серьезность последствий своего поведения и понять, что любовь к ребенку выражается не в критике, а в помощи.

Нужно научиться быть рядом с малышом, предлагая свою помощь, на которую ребенок всегда может рассчитывать.

Родители могут помочь детям в любой сложной ситуации, используя «волшебные» слова: «У меня (папы, дяди, известного спортсмена или ученого) в детстве тоже не получалось это сделать. И тогда я решил, что…»

Для ребенка любого возраста, будь то пятилетний малыш или четырнадцатилетний подросток, эти слова будут самыми важными. Ведь окажется, что он не одинок, испытывая определенные трудности. Более того, есть люди, которые с ними успешно справились.

«У тебя не получится! Я знаю! »

Любой человек, который слышит подобные слова, обидится. У детей параллельно с обидой запустится «программа неудачника». Если самые родные и близкие люди не верят в него, то чего ожидать от остальных?

Многие родители считают, что подобное поведение является воспитательным воздействием. И с его помощью малыши станут стремиться пойти наперекор их мнению. Однако дети – еще не сформировавшиеся личности, и мыслить так, как взрослые, не умеют.

Все, что им нужно, — это поддержка и понимание родителей. Только с их помощью малыши смогут поверить в свои силы, стать самостоятельными и инициативными. Только благодаря вере родителей, формируется вера в себя ребенка.

«Ты станешь лучше всех»

Многие современные родители считают, что развивать ребенка нужно начинать с самых первых лет жизни. И с ними нельзя не согласиться. Однако в своем стремлении научить малыша всему и сразу взрослые порой заходят очень далеко.

Английский язык, танцы, уроки боевого искусства, лепка, рисование – неполный перечень того, чему стараются научить родители своих отпрысков, начиная с 2-3 лет. При этом они совершенно не задумываются о том, нравится ли их детям все эти занятия.

«Ты должен! Старайся! Добейся! » — слышат малыши изо дня в день. А если у них что-то не получается, то разочарование в глазах родителей приводит в состояние растерянности и ужаса. Боясь потерять расположение взрослых, малыши изо всех сил пытаются достигнуть нужного взрослым результата.

Такое неправильное воспитание детей приводит к тому, что у них развиваются неврозы, неуверенность в себе, портятся отношения со сверстниками. Они постоянно чувствуют вину и страх от того, что могут не реализовать возложенные на них надежды.

Таким образом, родители из самых лучших побуждений травмируют психику детей.

Представленные типы неправильного воспитания – неполный перечень ошибок, которые допускают родители. Их намного больше.

Чтобы избежать этих и других заблуждений в воспитании, психологи рекомендуют использовать следующие правила в общении с ребенком:

  • Помните, что нет двух одинаковых детей, поэтому не стоит сравнивать малыша с другими;
  • Нельзя ругать ребенка, когда он плохо себя чувствует или очень устал. Перед сном все ссоры и конфликты должны быть улажены;
  • Найдите время для того, чтобы поговорить с крохой. Для него это важно. Умейте слышать то, что он боится сказать;
  • Не забывайте, что малыш – личность. Поэтому дайте ему возможность проявлять самостоятельность;
  • Не опускайтесь до крика, угроз, телесных наказаний и унижений;
  • Не ограничивайте личное пространство малыша, научитесь доверять ему;
  • Любите его без всяких условностей и критериев.

Правильное воспитание ребенка – это искусство, которому сложно научиться. Однако искренняя любовь и забота помогут родителям воспитать достойного человека, который сможет многого добиться в будущем.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/durnoe-vospitanie.html

Методы воспитания детей — Психологос

Изучать тактики влияния и арсенал методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему. Однако мыслить иногда и по-мужски — вещь полезная. Начнем с определения понятий.

Методы воспитания — способы воздействия, системно (а не только разово и ситуативно) меняющие поведение ребенка. Например, обучение и приучение — методы воспитания. Приемы воспитания — более дробная, более мелкая единица технологий воспитания, это конкретный способ или форма реализации того или иного метода.

Часть приемов жестко привязаны к определенным методам, другие приемы могут применяться внутри разных методов. Методы и приемы воспитания ребенка зависят прежде всего от личных особенностей родителей, их намерений и компетентности.

В свободном воспитании чаще используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном — инструкции и систему подкреплений.

Прямые воспитательные воздействия

Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, глаза в глаза: словами, интонациями или рукой, и иногда эти прямые воздействия — самый простой и вполне эффективный метод.

Ребенок что-то не знает — вы ему рассказали, не доходит — внушили, не понимает — объяснили, не умеет — научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение — направили его в нужную сторону.

Читайте также:  Детская мягкая мебель

Не знает, насколько что-то увлекательно — вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное — остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному — отучили. Делает как следует — его поддержали и постепенно к этому приучили.

Все это — прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.

Итак, мы уже перечислили основные методы прямого влияния: рассказ и внушение, разрешение или запрет, показ и объяснение, обучение и приучение. Кроме прямого влияния, есть влияние косвенное, куда входит управление вниманием ребенка, личный пример, вовлечение или отвлечение, поддержка или лишение поддержки, по сути — положительное и отрицательное подкрепление…

Самое распространенное и достаточно эффективное средство — это внушение. Внушение живет не аргументацией, а четкостью формулировки и силой интонаций.

Внушение и впечатление дает запечатление, показ и разъяснение дает понимание, личный пример дает образец перед глазами, вовлечение дает увлечение, приучение формирует привычку, положительное подкрепление повторений закрепляет результат.

Нужное объяснить, чему-то обучить (к чему-то приучить) через игру, желание и интерес, полезному научить, к хорошему приучить, от плохого отучить — из этого и складывается наше непосредственное воспитательное воздействие на ребенка.

Нужное от ребенка получить и недопустимое прекратить — важные задачи, но это не технологии воспитания, а технологии управления ребенком, способ решения ситуативных задач.

Методов много. Когда какой использовать? Это зависит: от возраста, от особенностей ребенка (к чему его приучили, а к чему нет) и от особенностей родителей (их философии, привычек и способностей). С нормальными людьми и воспитанными детьми естественнее всего договариваться. Если договориться не удается, практически единственным средством эффективного влияния остается приучение, дрессировка.

В штатных ситуациях кто-то из родителей предпочитает подход Силовика (договор, требования и дисциплина), кто-то подход Душки (мягко попросить и вызвать желание). Мужчины более склонны к подходу Силовика, женщинам ближе подход Душки. Оптимально — использовать то и другое.

Много или мало влияют родители, родители заинтересованы, чтобы их влияние на детей было значимым, родители заинтересованы усиливать свое личное влияние. Чтобы слово родителя для ребенка звучало значимо, серьезно, чтобы ребенок к вам прислушивался, нужно заботиться о двух вещах: Первое — обращаться к ребенку грамотно. Второе — в принципе укреплять свой родительский авторитет.

Хорошие родители на детей, как правило, не кричат. Обо всем можно договориться спокойно. Скажите ему, что вы хотите. Если вам что-то не нравится, не молчите, накапливая злость и раздражение — спокойно и твердо скажите ребенку, то вы от него ждете, что ему нужно сделать.

Не слушается — не кричите, а повторите. Не слушается — разберитесь, в чем дело. Однако если дело в том, что ребенок проверяет вас на прочность, вы должны эту прочность продемонстрировать, и тут без подхода Силовика обойтись невозможно.

К сожалению, мамы и бабушки обычно избегают действовать жестко и нередко оказываются беспомощными.

Воспитание через организацию окружения

На ребенка можно влиять прямо, а можно — опосредованно, через создание формирующей среды и нужного окружения. Нужно учесть, что в большинстве случаев окружение ребенка на него влияет больше, чем мы, родители. Одна из первейших забот родителя, думающего о воспитании — управлять окружением ребенка.

Кто воспитывает ребенка — папа или бабушка, бабушка папы или бабушка мамы, кто у ребенка друзья, что он смотрит по телевизору и сколько времени он сидит за компьютером, будучи там занятым чем?

То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток. Важно, чтобы среда была развивающей и воспитывающей, приучающей ребенка к определенным способам жизни.

Воспитание через воспитывающую среду — основной принцип в педагогической технологии А.С. Макаренко. Макаренко достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание — легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им.

Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно.

Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц.

Воспитанники все убирали сами, притом так, что всё должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/metody-vospitaniya-detey

Методы воспитания детей в семье / Mama66.ru

Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос волнует многих родителей. В исключение можно занести только безответственные и безалаберные семьи.

Важно не только правильно воспитывать, но и подобрать подходящий метод для этого. Ну а что уж говорить о проблемах, которые возникают в процессе воспитания? Далее — о методах воспитания и возможных трудностях.

Способы воспитания детей

Отличий методов воспитания ребенка в семье от педагогических мер немного, но есть у них и свои особенности. Поэтому нужно учитывать индивидуальность влияния родителей на детей. Оно должно исходить из конкретных поступков. Родители должны осознавать цель воспитания, иметь представление о нем, чтобы сформировать развитую личность.

Главным для ребенка является теплая атмосфера в семье. Поэтому родителям следует меньше выражать свои негативные эмоции при детях. Если ребенок ослушался, не стоит сразу повышать голос и применять силу.

Приоритеты воспитания играют немаловажную роль в выборе определенного метода. Есть родители, которые хотят воспитать самостоятельность в ребенке, и для них существуют свои способы воспитания. Другие стараются выработать у малыша послушание, поэтому и используют свои методы в достижении этой цели.

К общим методам воспитания ребенка в семье можно отнести поощрение, убеждение и наказание. Первый способ заключается в дарении подарков, похвале за хорошее действие или поступок и т. п. Убеждение строится на внушении, личном примере, правильных советах, объяснении плохого и хорошего. Третий метод — наказание — подразумевает телесное наказание, лишение удовольствий и т. п.

Даже если вам кажется, что вы выбрали правильный способ, не исключены трудности. Так, например, в состоятельных семьях чаще всего наблюдается привитие ребенку ценностей, которые называются материальными. Родители бездуховные не смогут подать правильный пример своим детям.

Если взрослые строго авторитарные или совсем не наказывают своего ребенка, то они не смогут воспитать правильную личность. Давление на психику детей и применение физической силы тоже не приведут ни к чему хорошему.

Поэтому к выбору метода воспитания относитесь со всей ответственностью, ведь он скажется на личности вашего ребенка.

Убеждение как способ воспитания

На сознание ребенка можно воздействовать с помощью убеждения. Оно позволяет формировать взгляды посредством познания фактов жизни. Эти представления либо закрепляются в сознании ребенка, либо он познает новое и расширяет свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды родители могут, воспользовавшись диалогом. Эта форма убеждения насыщена полезной информацией, которая передается от взрослого к ребенку. С помощью диалога можно не только пообщаться, но и воспитать детей в правильном контексте.

Ещё одной формой убеждения является диспут. Ребенок и взрослый всегда могут поспорить на тему, волнующую их. Столкновение различных мнений помогает приобрести новые знания и видение мира.

Через диспут можно решить некоторые воспитательные задачи. Дети учатся защищать своё мнение, анализировать факты, убеждать людей. Диспут должен проходить в игровой форме.

Это ни в коем случае не обычная бытовая ссора.

При этом нельзя применять в воспитании исключительно метод убеждения. Это неправильно. Уместнее всего использовать его вместе с приучением. Убеждение будет эффективнее, если ребенок будет уверен в эрудиции родителя.

Повторение основ поведения

Метод упражнения — это не только постоянное повторение, но и совершенствование способов поведения. Реализовать его можно через поручение. С помощью этого метода дети не только получают опыт, но и расширяют его.

Эффект от упражнения достигается довольно долго. Для более эффективного воздействия на ребенка лучше всего использовать его вместе с убеждением. Коллективные дела, используемые в упражнении, будут действительно увлекательными для детей, если объяснить им цель даваемых поручений.

Также ребенку нужно помочь найти то дело, которое ему по душе. Дети учатся преодолевать трудности и доводить поручение до конца. Хорошо знать мотивы, по которым ребенок идет выполнять то или иное задание. Это поможет дать правильное поручение и достичь воспитательных целей.

Чтобы правильно организовать упражнение, следует сначала давать более легкие поручения, а затем переходить к сложным задачам. Результат, полученный в конце, должен радовать ребенка. Осознание личного успеха мотивирует его на выполнение новых поручений.

Метод упражнения включает в себя пример. Он осуществляется с помощью просмотра различных фильмов, приведения фактов из жизни, чтения книг и т. п.

Но личный пример родителей имеет самое важное значение. Ребенок строит своё поведение, подражая взрослым, так как у него ещё недостаточно опыта для самостоятельного выстраивания своих действий.

Так ребенок формирует правильное поведение либо асоциальное.

Сначала у малыша появляется представления о поступках, про которые он услышал из рассказов других или увидел собственными глазами. У него возникает желание действовать так же. Однако пример и дальнейшее поведение могут и не совпадать.

Затем идет выстраивание своих мыслей, действий и поведения под образец. И, наконец, поведение закрепляется. Важно помнить, что внушение и совет взрослого играют немаловажную роль в выборе правильных подражательных действий.

Наказание и поощрение — два взаимосвязанных метода

Поощрение строится на признании хороших качеств и положительной оценке поведения детей. Противоположным методом является наказание. Оно строится на осуждении плохих поступков, выражении отрицательной оценки. Эти два способа воспитания должны существовать вместе. Их необходимость доказана педагогикой, ведь они закаляют характер и воспитывают достоинство и ответственность.

Злоупотреблять и поощрением, и наказанием нельзя, так как это может привести к развитию эгоистичности. Сначала нужно хвалить ребенка, так как это дает веру в себя. Но не стоит забывать и об осторожности. Не стоит хвалить малыша за то, что дано ему от природы или достигнуто не единожды. Проявление жалости в поощрении тоже неуместно.

Наказание настолько же важно в воспитании, как и одобрение. Но и здесь есть некоторые нюансы. Например, нельзя применять физическую силу или давить морально на личность. При возникновении сомнений лучше избежать наказания.

Если ребенок совершил сразу несколько проступков, наказать его стоит только один раз. Унижать или оскорблять личность неуместно, а уж тем более наказывать, когда прошло много времени с момента совершения плохого поступка.

Если ребенок ест или не может преодолеть страх, наказание тем более неуместно.

Эффективнее всего наказание и поощрение будут в том случае, если применять их совместно с вышеперечисленными методами. Одобрение должно быть ведущей, а осуждение вспомогательной воспитательной мерой.

Это позволяет ориентироваться на лучшие качества ребенка и улучшать их со временем. В обоих методах необходимо проявлять такт и стараться сподвигнуть ребенка к и самооценке своего поведения.

Наказание будет правильным и уместным в том случае, если провинившийся понимает свою вину.

Важность образца для подражания

Положительный пример играет большую роль в формировании личности. Сегодня очень сложно уделять достаточное количество времени своему малышу, но важно помнить о важности личного примера.

Читайте также:  Что делать, чтобы восстановиться после родов?

Даже если у вас остается мало свободного времени, вы можете показать ребенку правильное поведение, когда ведете его в образовательное учреждение. Так, если вы едете в каком-либо транспорте, то можно уступить место пожилому человеку, показав тем самым пример своему малышу.

Если вы сами находитесь за рулем автомобиля, то можно уступить дорогу пешеходам и т. д.

Своим примером важно показать, как ведет себя воспитанный человек. Ваше поведение дома также влияет на поступки ребенка. Поэтому важно быть вежливым, обходительным и заботливым по отношению к близким. Никакие нотации и разговоры не вызовут у ребенка правильное поведение, если вы сами не умеете себя вести, но учите тому своих детей.

Ребенок считает своих родителей идеалом, поэтому копирует их поведение и слова. Постарайтесь не разочаровать малыша. Работайте над собой, избавьтесь от вредных привычек, если не хотите, чтобы они перешли к вашим детям.

Какие формы воспитания обычно применяют в современных семьях

Каждый родитель решает сам, как ему воспитывать собственных детей. Отсюда и происходит становление основных форм воспитания. В современной семье их не так уж и много.

К первой и самой распространенной форме воспитания детей в семье относится метод «кнута и пряника». Важно помнить, что вплоть до пятилетнего возраста ребенок ещё не осознает до конца значение крика. Поэтому применять его, а также ремень и подзатыльники не следует.

Крик нужен лишь в том случае, когда ребенок находится в ситуации опасности. Более действенной формой воспитания считается угол. А физическое наказание — это лишь доказательство того, что вы не можете по-другому объяснить неправоту ребенка.

Таким образом, малыш не будет чувствовать за собой вины, поэтому важно отвлечься от всех своих дел и объяснить ребенку, в чём он провинился.

Разговор на равных — ещё одна форма воспитания в семье. Сюсюканье и искажение слов может привести к неправильному развитию речи ребенка. Поэтому стоит разговаривать с ним, как со взрослым. С самого детства нужно приучать ребенка самостоятельно есть и одеваться. Не помогайте малышу делать то, что он в силах сделать сам. Иначе вам придется бегать за ним по каждому крику.

В подростковом возрасте тоже существует своя форма воспитания. Не нужно слишком опекать ребенка, однако не стоит лишать его внимания вообще. Лучше всего стать для него другом. Так вы сможете быть в курсе его планов на день, знать, где он гуляет и чем занимается. Важно сохранить доверие подростка к себе.

Подведем итоги

В воспитании детей не так всё сложно, как кажется на первый взгляд. Каждые родители выбирают определенный метод воспитания своих чад.

Но важно помнить, что воспитывать ребенка правильнее, используя весь комплекс способов воздействия на него. Нельзя только поощрять или наказывать, убеждать или применять упражнение, действовать только от личного примера.

Необходимо включить в воспитательный процесс все методы, пользуясь ими в зависимости от ситуации.

Источник: http://mama66.ru/child/metody-vospitaniya-rebenka

Неправильное воспитание — психология

Зачастую неправильное воспитание, основанное на излишней родительской любви, без осознания родителями закономерностей психического развития — становиться источником неврозов детей.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психоаналитика Олега Матвеева, желаю Вам психического здоровья.

Рубрика: Советы психолога родителям

Рассмотрим основные проблемы неправильного воспитания детей — источники неврозов

Первая группа источников неврозов детей при неправильном воспитании

Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. В воспитании отражаются неблагоприятные личностные особенности родителей.
Направленность личности родителя — это излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.

Характер — это эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, тревожная мнительность.

Такие родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами оказались личностно несостоятельными; при этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

Инверсия воспитательных ролей также неблагоприятно сказывается на детях, особенно в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.

Вторая группа источника неврозов при неправильном воспитании детей

Преобладание чрезмерной рациональности в воспитании ребенка в виде большого количества моральных предписаний, требований и запретов, его «заорганизованность», формальность в ущерб детской непосредственности.

Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей.

Сюда же относится недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, так называемое бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности мальчика (девочки).

Третья группа источника неврозов у ребенка при неправильном воспитании

Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, семейных конфликтов. Данная группа источника неврозов детей обычно включает в себя:

  • Непринятие в отношениях с детьми. Обычно это ситуация, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создает проблемы, омрачает существование и мешает профессиональной карьере.
  • Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений.
  • Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.
  • Непоследовательность воспитания препятствует формированию устойчивого «Я» у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
  • Несогласованность воспитания — социально-психологическая характеристика, обусловленная доминированием в нем одного из взрослых и наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей.

По данным многих авторов, сходство взглядов на воспитание связано с удовлетворенностью семейными отношениями, отсутствием напряженных отношений у родителей, их взаимопониманием и сходством характеров.

Четвертая группа источника неврозов детей при неправильном воспитании

Неблагоприятные личностные изменения у родителей влияющие на детские неврозы:

  • Тревожность в отношениях с детьми — следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. В целом, тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопровождаясь снижением у них активности и уверенности в себе.
  • Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмоционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей.Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. При этом отсутствие изменений в поведении детей порождает чувство безысходности и отчаяния, что рано или поздно приводит вновь к критическому моменту.
  • Гиперсоциальность, как и тревожность и аффективность, в отношениях с детьми составляют наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с неврозами.
  • Доминантность, или властность, в отношениях детей означает безапелляционность, категоричность и директивность суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания.
  • Недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту — это, как правило, субъективно сформулированное мнение родителей о неспособности детей к самостоятельным действиям.
  • Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подразумевает недостаток эмоционально-теплых и непосредственных чувств к детям. Эмоциональная тупость может быть также обусловлена интровертированными чертами личности родителей.
  • Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье.Противоречивость отношений родителей является выраженным психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.

Пятая группа источника неврозов у детей, неправильное воспитание

  • Забота. Это ведущий фактор воспитания. В этом случае невротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из родителей. Как правило, повышенный уровень заботы нужен не столько детям, сколько родителям.Забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви.
  • Гиперопека. Можно выделить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характера; б) психогенно детерминированный страх несчастья с ребенком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в признании; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм.
  • Любовь родителей к детям. Мать любит не столько реального ребенка, сколько некую модель идеального, с ее точки зрения, ребенка. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем оправдывает ожидания и требования взрослых.
  • Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкций.Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей : а) во всем контролировать детей, проверяя каждый шаг; б) следить за их попытками сделать что-либо по-своему; в) ограничивать активность и самостоятельность; г) предписывать образ действий; д) часто запрещать; е) ругать за малейшие промахи и недостатки; ж) прибегать к различным санкциям.
  • Обучение. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Здесь встречается чрезмерно ранняя рационализация чувств и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны скорее соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.
  • Интенсивность воспитательных мероприятий. Она выражается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей. Это создает у них непосильную нервно-психическую нагрузку с ведущим первосигнальным (бессознательно) типом восприятия.

Неправильное воспитание ребенка — источник неврозов детей: выводы

Рассмотренные особенности воспитания чаще всего являются предпосылками появления невротических реакций, причем, чем больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления расстройств у детей.

Охарактеризованные наиболее типичные случаи неправильного воспитания и указанные модели, приводящие к неврозам детей, следует рассматривать как случаи, нуждающиеся в обязательной коррекционной работе психолога с родителями.

Желаю всем психологического благополучия!

Психолог Олег Матвеев: Психологическая помощь родителям и детям

Психотерапия семьи

Бесплатная Консультация, Вопросы психологу

Часто задаваемые вопросы: Вопрос — Ответ
Множество полезного психологического материала Вы найдете в СОДЕРЖАНИИ:

Тесты для родителей и детей в разделе: Диагностика и тестирование

ВоспитаниеДети

Источник:

Влияние неправильного воспитания на ребенка

Когда в семье появляется долгожданный ребенок, все родители поневоле становятся педагогами. Однако представления о том, как развивать малыша, у всех разные, поэтому многие взрослые допускают ошибки в воспитании детей.

Приходится признать, что отношение к собственным детям у родителей противоречивое. Они любят их, балуют, восхищаются успехами, но в то же время могут ударить, накричать. Иногда малыши вызывают раздражение своим непослушанием. Связано это с плохим настроением самих взрослых или нежеланием уделять свободное время крохам.

В то же время все родители искренне желают добра своим отпрыскам, постоянно размышляют о том, как сделать их счастливыми.

Нет ни одного малыша, который бы родился с плохими чертами характера. Они приобретаются в процессе воспитания, неправильное влияние которого приводит к столь печальным последствиям для родителей и детей.

Чтобы максимально сблизиться со своим ребенком, помочь ему в преодолении трудностей, а самим не делать ошибок, которые потом будет сложно исправить, необходимо знать основные виды неправильного воспитания.

Холодное равнодушие

Любое общество с осуждением относится к родителям, которые по каким-либо причинам отказались от собственных детей. Однако равнодушие и неприязнь к малышам встречается и в семьях, которые отличаются внешним благополучием. Иногда родители и сами не замечают, что не уделяют достаточно внимания крохам, не показывают, как они их любят.

Часто взрослые настолько заняты вопросом о «хлебе насущном», что забывают поговорить с детьми, поинтересоваться их проблемами и тревогами. Пытаясь привлечь к себе внимание, такие малыши устраивают показательные истерики, отказываются выполнять все указания взрослых.

Встречаются семьи, в которых крохи, не оправдав ожидания родителей, вызывают у них раздражение и разочарование. Не понимая, в чем не угодили мамам и папам, дети ищут ласку и любовь у других людей. Или же замыкаются в себе, проявляют агрессию и безразличие.

Дети, которые не получают достаточное количество любви в семье, отличаются от сверстников даже внешне. Психологами давно доказан тот факт, что недолюбленные дети страдают комплексом неполноценности, который проявляется в различных видах становления личности.

Читайте также:  Классическая музыка для детей

Психологи рекомендуют

  • В тот момент, когда вы почувствуете, что ребенок раздражает, постарайтесь найти причину этого. Не стоит думать, что раздражение вызвано непослушанием малыша. Причина в вас и только в вас. Поразмышляйте над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. Возможно, это поможет решить проблему.
  • Как только чувство негатива появилось, постарайтесь нейтрализовать его. Выйдите в другую комнату, сделайте несколько активных физических упражнений, разбейте тарелку. Любое активное физическое движение поможет снизить агрессию. Однако следует помнить, что такие способы помогут только снять напряжение, но не решат проблему.
  • В те минуты, когда удастся побыть наедине с собой, найдите свои детские фотографии и всмотритесь в лицо ребенка, которым вы были когда-то. Перенеситесь на несколько лет назад. Эта девочка или мальчик тоже хотели любви и ласки. Вспомните свои детские обиды, все негативные эмоции, которые возникали в то время. Возможно, вам также не хватало любви и ласки своих родителей. Постарайтесь компенсировать их нехватку любовью к своему ребенку.
  • А может, вы просто очень устали? Повседневная жизнь, наполненная домашними хлопотами, неприятностями на работе, желанием заработать больше денег – все это приводит к стрессам и нервным срывам. Остановитесь и подумайте над тем, что важнее в жизни: деньги, карьера или ваш ребенок. Возможно, переоценка ценностей заставит вас взглянуть на своего малыша совсем по-другому.
  • Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Хороший психолог поможет найти причины негатива и устранить их. В этой ситуации важен непредвзятый взгляд со стороны.
  • Если вы все же пришли к выводу, что не в состоянии любить своего ребенка, дайте ему максимум внимания и заботы. Конечно, они не смогут заменить любовь, зато появится возможность избежать серьезной психологической травмы.

Какими бы ни были причины вашего негативного отношения к малышу, помните, что его вины в этом нет. Сдерживайте свой негатив и, возможно, скоро убедитесь в том, что от него не осталось ни следа.

«Люблю больше жизни»

Еще одна распространенная ошибка родителей.

Взрослые своей всепоглощающей любовью буквально «душат» малыша. Они готовы сделать для него и за него все, что в их силах.

Опекая ребенка, пытаясь защитить от трудностей жизни, взрослые лишают малыша возможности развивать свои индивидуальные черты характера, раскрывать творческий потенциал.

Самостоятельность – залог успешности любого человека. Однако родители не могут «остановиться», перестать опекать своего ребенка даже тогда, когда он становится взрослым. Уже взрослая личность не имеет ни желания, ни возможности действовать самостоятельно. Результатом гиперопеки является зависимость ребенка от взрослых, неумение ставить цели и добиваться их.

Свобода и независимость

Многие современные родители считают, что залог развития успешной личности – в полной и неограниченной свободе малыша. То есть предполагается, что ребенок может делать все, что ему вздумается, методом проб и ошибок определяя, что можно, а что нельзя.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/nepravilnoe-vospitanie-psihologiya.html

8 методик воспитания детей. Обзор

Мария Монтессори — в определенном смысле женщина-революционер. Ее отец не хотел, чтобы она получала образование, но несмотря на это она блестяще окончила школу и получила 2 высших образования.
Она окончила медицинский факультет Римского университета, где стала первой девушкой-врачом и позже поступила на факультет философии.

Первые идеи по методике воспитания появились, когда Мария подрабатывала в больнице при университете. Там она столкнулась с особыми детьми и стала разрабатывать идею по развитию таких детей в специально оборудованной среде. Позже она переработала свою методику под обычных детей.

Как воспитывать

Методика воспитания по Марии Монтессори основана на свободе выбора и индивидуальном подходе к детям.

Система четкая и разработана до мельчайших деталей. Состоит из трех основных частей: ребенок, среда, воспитатель. Важен именно такой порядок. Задача воспитателя лишь наблюдать и помогать ребенку ориентироваться в специально созданной среде обучения.

Среда — это специальные Монтессори-классы. Просторное помещение разбито на 6 зон.

  1. Практическая жизнь — здесь собраны всякие бытовые предметы для развития мелкой и крупной моторики и получения простых навыков заботы о себе.
  2. Сенсорное развитие — предметы для изучения вкуса, запаха, цвета и формы.
  3. Математическая — предметы для обучения счету и простым вычислениям.
  4. Языковая — чтение и письмо.
  5. Космос — предметы для познания окружающего мира, истории культуры и т.д.
  6. Гимнастика — физическое развитие.

В системе Монтессори дети делятся на три возрастные группы:

  1. от 0 до 6 лет — ребенок готов к развитию основных навыков
  2. от 6 до 12 лет — ребенок исследует мир вокруг себя
  3. от 12 до 18 лет — ребенок размышляет, строит логические цепочки, увязывает факты, выстраивает общую картину мира.

Темп освоения материала, переход из класса в класс определяется только возможностями ребенка. Усвоил материал за полгода — хорошо, за 2 года — тоже хорошо.

Монтессори-школы сейчас распространены, их можно найти в любом более менее крупном городе мира. Например, самая большая Монтессори-школа находится в Индии.

Что почитать

Недостатки

Недостаток методики — дороговизна. Обусловлено это высокой стоимостью подготовки монтессори-преподавателей, оборудования монтессори-классов и приобретения специальных дидактических материалов.
Не предусмотрено подвижных и сюжетно-ролевых игр, упор делается на развитие мелкой моторики, логики и аналитического мышления.

Монтессори-школы конечно дорогие, но применять эту методику можно и в домашних условиях. Реально оборудовать такую комнату и дома. Потратиться все равно придется, но зато один раз. Вот, посмотрите эту видео-инструкцию, как организовать монтессори-класс в домашних условиях, если вдруг этого видео недостаточно, то смотрите все, что будут рядом в выдаче и найдете подходящий вариант.

Методика А. Н. Макаренко

Кто такой

ЮНЕСКО включил Макаренко в список из 4 педагогов (Монтессори, Дьюи, Кершенштейнер), которые определили способ педагогического мышления в 20 веке.
Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников и малолетних преступников полноценных членов общества.

Как воспитывать

Не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика, но это особо не помешает использовать ее и сегодня просто с поправками на действительность.

Методику Макаренко можно изложить в 7 принципах.

  1. Дети — это не зародыши будущих личностей, а школа не подготовительный этап.
  2. Детей должен объединять коллектив. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к чему-то большему, должен знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен постоянно развиваться ставить новые цели и идти к ним.
  3. У коллектива должны формироваться традиции большие и маленькие, которые помогают объединять детей, вырабатывать общие нормы поведения.

Источник: https://journal.matras-strong.ru/8-metodik-vospitaniya-detey-obzor/

Методики воспитания детей, методика воспитания детей, методы воспитания детей

Правильное воспитание ребенка – одна из главных миссий его родителей. От этого зависит, кем Ваш малыш станет, какие черты характера будут присущи ему, будет ли он любить и почитать старшее поколение. Чем старше ребенок, тем сложнее его усмирить, воспитать, дать правильный совет. Часто родители за неимением опыта, делают ошибки, ругают детей, применяют силу.

Многие пользуются советами старшего поколения. Но как бы там ни было методики воспитания детей очень важны, они формируют новую личность, человека, который должен полноценно жить в обществе. Часто дети повторяют поведение родителей, так как именно они становятся примером для подражания.

Все зависит от того, насколько родители умны, начитанны, образованны в данном вопросе воспитания детей.

Часто при выборе методов воспитания родители выбирают модель близкую ему: авторитарную, попустительскую или демократичную.

Методы воспитания детей могут быть как правильными и воспитать прекрасного человека, так и неправильными и вырастить закомплексованную личность.

Главные методы воспитания

Методика воспитания детей, общения или убеждения.

Данная методика воспитания детей подойдет для разного возраста и разного характера. Разъясняя ситуацию, родитель должен объяснить малышу, как нужно поступить, чтобы решить проблему вместе. Очень важно, каким тоном Вы будете говорить. Нужно беседовать спокойно, размеренно. Даже младенец прислушивается к словам, интонации мамы или папы понимает, что хотят ему сказать.

Метод позитивного подкрепления.

Подкрепление означает последовательность действий родителей, поступающая после его действий или поступков. Есть несколько видов подкреплений: позитивное и негативное (положительное или отрицательное). Негативное – это наказание, запрет чего-то, позитивное – похвала, поощрение, подарки, поездки.

Данная методика воспитания детей наиболее благоприятна. Она приносит ощущение радости и счастья, улыбки и семейного тепла.

Не скупитесь на добрые слова Вашему малышу, говорите какой он умница, помогайте ему. Если что-то не получается, поддержите малыша, покажите, что все не так плохо, что все делают ошибки, улыбнитесь.

Сделайте что-то, что малыш любит, поиграйте в его любимую игру, настройте его на лучшее.

Положительный метод состоит в предоставлении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поведением. Если ребенок совершил что-то полезное и хорошее, его нужно непременно похвалить, поощрить.

Отрицательный метод построен на демонстрации ребенку как не нужно поступать, посредством наказания или укора «Ты не прав», «Так не ведут себя хорошие детки». Если необходимо наказать ребенка, чтобы он понял, что за плохими действиями последует наказание.

Методы могут быть разные. Например минута размышлений, когда ребенка на время оставляют одного, где он должен простоять. Его могут посадить на стул или поставить в угол. Это должно быть постоянное место, которое проказник должен запомнить как наказание. Это не должно продолжаться постоянно, и методы наказания должны быть разные, в зависимости от возраста и пола ребенка.

Как наказание это может быть лишение любимого занятия: просмотра мультфильма, отказ от помощи, игнорирование (но только в пределах разумного), лишение любимых игрушек или компьютера. Есть даже примеры наказания для ребенка, когда их лишают чтения любимых книг или похода в магазин за вкусненьким и т.д.

Есть метод дрессировки, или еще он называется метод «кнута и пряника». За положительные действия положено поощрение, или за плохие — наказание. Самое главное, чтобы родители не забывали об этих принципах.

Например, ребенок вызвался помочь в уборке дома, начинайте хвалить его в процессе действия. Если же он что-то натворил, то отправляйте в угол беспрекословно. Ваше слово должно быть для него законом.

Если малыш все делает хорошо, пообещайте ему прогулку или поход в парк аттракционов.

Методика воспитания детей «один-два-три».

Действенная методика воспитания детей, работает тогда, когда необходимо остановить непокорение ребенка. Смысл метода в том, что один из родителей делает замечание ребенку насчет его поведения и считает до трех, если малыш не останавливается, то родитель наказывает его. Такой метод эффективен для детей старше двух лет.

Не проговаривайте цифры быстро, говорите не спеша, дайте ребенку время подумать. А если это не помогает, то после цифры три, если малыш не одумался — воплощайте наказание в жизнь. Главное оставаться непоколебимым, сохранять спокойствие. Ровным, спокойным тоном говорите все, что считаете нужным.

Верьте в то, что говорите, так как если ребенок заметит, что Вы нервничаете, то все воспитание пойдет впустую.

Есть еще такой метод воспитания, как «наоборот». Это когда ребенка невозможно заставить сделать что-либо, он всему противится. Ты ему «белое», а он «черное».

Например: «Катя, надень кофточку, на улице холодно», а Катя ни в какую. Тогда маме необходимо сказать «Ладно, Катюша, не одевай, мерзни, можешь идти так».

И тут враз как по мановению волшебной палочки Катя одевает кофточку и резво идет на улицу с мамой. Вот такой вот метод.

Что касается физической силы, то это не самая удачная методика воспитания детей. Она ломает детскую психику и приводит к самым негативным последствиям. Психологи не советуют применять данный метод. Старайтесь поговорить с ребенком, прежде чем применять силу.

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/vospitanie_rebenka_ot_3_do_7/897_metodiki_vospitaniya_detey/

Ссылка на основную публикацию