Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Борисенко Я. Н., Лепетуха Д. В., Сидоренко А. А., Великих Ж. С., Иващенко Т. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 214-216. — URL https://moluch.ru/archive/184/47221/ (дата обращения: 13.12.2018).



Не заменят край родимый

Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо –

Реки, горы и леса.

Здесь от отчего порога

Начинается страна.

Стран других на карте много,

Только Родина одна!

О. Емельянова

Патриотизм — это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти чувства необходимо прививать каждому ребенку еще с детства, когда закладываются много ценностные основы отношения к окружающему миру.

Гордость за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев нашей страны — это и есть патриотизм.

Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Еще в дошкольном возрасте нам необходимо сформировать представление о подвигах нашего народа, гордость за Россию.

Патриотизм у ребенка начинается с отношения к семье: матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке. Это и есть корни, которые связываю ребенка с родным домом. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое нашей с вами страны.

В каждой семье, есть свои бесценные реликвии, семейные альбомы с фотографиями танкистов, летчиков, моряков, пограничников, их медали и ордена, шинель, похвальна грамота или знак отличия. Только вглядываясь в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.

Не нужно забывать и о традициях и праздниках русского народа. Необходимо широкое включение материала, связанного с освещением традиций и проведением праздников, не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Организовать эту работу можно посредством:

‒ создания центра народных традиций, фольклорного уголка;

‒ повседневного общения с детьми о жизни предков, их культуре в сочетании с музыкой и рассматриванием народных игрушек, показа фото и видеоматериалов по теме;

‒ совместной деятельности педагогов, детей и родителей — сбор информации о жизни славян, их укладе, посещение музеев, выставок творчества своего края;

‒ самостоятельной деятельности детей в уголках народных традиций;

‒ культурно-досуговой деятельности и познавательных развлечений.

Не маловажную роль необходимо уделять экологическому воспитанию детей, бережному отношению к природе. К огромному сожалению современный человек позабыл о ценностях окружающей среды. Люди порвали эту тонкую связь с природой. Занятые материальным благополучием и карьерным ростом, они все больше и больше отдаляются от нее.

В условиях детского сада можно создать для детей и взрослых хорошую эколого-развивающую среду. Посадка дружным коллективом педагогов, родителей и детей плодовых деревьев, цветов, огородов, кустарников — будет хорошим примером для окружающих. Групповой уголок природы дополнит картину природного окружения ребенка.

Все эти мероприятия помогут сформировать в детях экологическую культуру.

В формировании нравственно-патриотических чувств, роль семьи, является главной. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение социальными знаниями и адаптация ребенка к окружаемому обществу. Главная функция семьи — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа.

Проблема современных семей выражается в трудностях семейного воспитания, ослаблении внимая к духовным ценностям.

Родители плохо осознают их роль, тем самым снижают социальную установку на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряжённость в семье, негативно сказывается на развитие детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности чаще доминируют над духовными, поэтому у ребенка неправильно формируется представление о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме.

Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств для педагога процесс очень трудоемкий. Одной из главных задач педагога является оказание помощи семье в возникших вопросах о нравственно-патриотическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в воспитании.

Существует множество методов и приемов организации детей по данной теме:

‒ игра;

‒ традиционные методы народной педагогики;

‒ день открытых дверей;

‒ создание патриотического музея;

‒ посещение памятных мест;

‒ включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность;

‒ совместная деятельность детей, родителей и педагогов, коллективная работа.

Продуктом деятельности педагога могут являться следующие мероприятия:

‒ игры «Благодарное сердце», «Верные друзья», «Помощь друга»;

‒ чтение стихов «Я о маме позабочусь», «Мой добрый дом»;

‒ чтение сказок «Как Миша стал моряком», «Как пчелки трудятся»;

‒ выставка детского творчества «Моя страна»;

‒ выставка рисунков «Когда мои родители были маленькими»;

‒ выставка семейных фотографий «Моя дружная семья»;

‒ конкурс детского рисунка «Герои нашей страны»;

‒ конкурс рисунка на асфальте «Наша огромная земля»;

‒ музыкальное развлечение «День матери»;

‒ музыкальная шкатулка «Песни о войне»;

‒ музыкальный праздник для пап и дедушек «С праздником защитники отечества»;

‒ праздничный концерт «День Победы» и т. д.

‒ беседы о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Дети — это наше будущее, а будущее будет таким, каким мы его сами сделаем!

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем обозначены воспитанием душ, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев)

Литература:

  1. Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-72 С.
  2. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Проект «Живая память России». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013.-96 с.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.-2 изд.-М.: Армита, 2011.-112с.
  4. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 96 с.
  5. Организация нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Do Diplom. http://dodiplom.ru/ready/103527

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, русский народ, совместная деятельность детей, чувство любви, патриотизм, родитель, семья.

Источник: https://moluch.ru/archive/184/47221/

Образовательный портал

Статья

Нравствено-патриотическое воспитание дошкольников

Хабарова Альбина Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №47

Калининского района Санкт-Петербурга

Доступны ли малышам первые чувства патриотизма?

Исходя из собственного опыта работы в этом направлении можно дать утвердительные ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, улице, городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача воспитателей и родителей – как можно раньше пробудить в детском возрасте любовь к родной земле.

С первых шагов формировать  у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, улице на которой он живёт, городу.

Расширять представления о России, её столице, знакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.

Воспитывать любовь и уважение к армии, гордиться мужеством воинов.

Развивать интерес к русским традициям и художественным промыслам.

Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.

Воспитывать уважение к труду людей.

Формировать элементарные знания о правах человека,  толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в играх – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважения к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Сама жизнь воспитывает  ребёнка. А патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться.

Неизмеримо возрастает роль и ответственность воспитателя, который ведёт эту работу.

В основе этого сложного процесса лежит развитие чувств.

«Те высокие нравственные… чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А.В.Запорожец.

Великие критики В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

С малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других.

Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, то есть неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые связывают ребёнка с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляеется и что вызывает отклик в его душе.

Все эти впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребёнок слышит родную речь, сказки, которые передаются из поколения в поколение. Они несут в себе нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

В фольклорных произведениях отображается национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сказки, загадки, пословицы,поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение.

Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, улицей, на которой живёт, родным городом, со своей страной, её столицей и символами.

Такова последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

Наш родной город Санкт-Петербург. Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Дети могут усвоить название своей улицы и той, на которой находится их детский сад. Объекты, расположенные на ближайших улицах: школа, магазин, аптека.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.

Для того чтобы расширить кругозор ребёнка необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдение за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Читайте также:  Рисование диких и домашних животных в подготовительной группе: вариации темы и специфика организации занятий

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «ненависть к врагу» и другие, необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения – участников Великой Отечественной войны, блокадников, их фронтовых и трудовых подвигов.

Главное подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей и в их честь воздвигнуты памятники.

Далее мы знакомим детей со столицей нашей Родины, с другими городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.

Организованная таким образом работа будет способствовать воспитанию любви к семье, к своей стране.

Патриот должен быть интернационалистом.

Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, которые находятся постоянно рядом с ним. К концу дошкольного возраста ребёнок должен знать:

нашу страну населяют люди разных национальностей;

у каждого народа есть свой язык, обычаи, и традиции, искусство и архитектура;

каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками, писателями и т.д.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый воспитатель должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:

отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний;

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая его психологические особенности, возможности и интересы;

рациональное сочетание разных видов деятельности;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Планировать данную работу лучше всего по темам и приурочивать к тем или иным событиям, знаменательным датам и праздникам.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников лучше всего реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, то есть включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/7080-2015-02-01-18-38-43.pdf

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.

Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах Белоруссии;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город… Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Белоруссии, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине.

К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством.

Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:  повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним.

Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам.

Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Читайте также:  Как составить правильный режим сна для ребенка

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.

Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Минск»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель).

Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д.

, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С.

Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

 Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование».

Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наш долг беречь природу самим и научить этому наших детей.

— В лесу, на лугу, у реки вы — гости. Старайтесь поменьше беспокоить птиц, зверей, насекомых, особенно в пери­од гнездования и выведения птенцов.

  • Если встретите птенцов или маленьких зверей, оставьте их на месте, не берите с собой: никто не создаст им лучших усло­вий для роста и развития, чем родители.
  •  Бережно относитесь к растениям: собирая цветы, мы лишаем природу красоты и невольно производим искусствен­ный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более сла­бые растения. Нужно помнить: «От худого семени не жди хорошего племени», не способствуйте оскуднению природы.
  • Народная мудрость гласит: «Один человек, оставляет в лесу след, сто человек — тропу, а тысяча — пустыню». Помни­те, что хождение по лесу уплотняет почву, ухудшает условия развития растений, сокращает количество обитателей лесной почвы и подстилки. Поэтому, старайтесь ходить в лесу только по тропинкам.
  • В лесу соблюдайте тишину. От колебаний воздуха, из­даваемых звуками радиоаппаратуры частотой более 600 Гц, не могут подниматься в воздух шмели, пчелы и другие насекомые. Вредное воздействие оказывает шум и на растения.
  • Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, у озера, реки. Помните: бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка — 90, полиэтиленовый пакет — 200 лет, стекло — свыше 1000 лет. Покидая лес, берег реки посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте все возможное, чтобы после вашего ухода ручей остался прозрачным, лес — зеленым и здоровым, трава — пушистой, а ваша совесть — чистой.

Источник: https://ddu87grodno.schools.by/pages/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Каплюченко Любовь Викторовна, воспитатель  МБДОУ «Федосеевский детский сад  общеразвивающего вида «Яблочко»

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

В соответствии с федеральными государственными требованиями мы знаем, что становление гражданского общества и правового государства является главной целью образования и потому сейчас ДОУ во многом определяет, какой будет Россия и какое место займет наша страна в будущем мире.

Ведь именно современные дошкольные учреждения выполняют важнейшую миссию – воспитание порастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности.

Только настоящие патриоты своего Отечества смогут достойно нести звание россиянина и сделать все возможное для изменения качества жизни в России.

Система нравственно-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

Несмотря на то, что в соответствии с ФГТ упор делается на образование, на мой взгляд, важно также уделять особое значение воспитанию будущего гражданина, патриота своей страны. И здесь встает вопрос, как воспитывать маленького гражданина?

Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Во все времена нравственно-патриотическое воспитание определялось своей идеологией государства в тот или иной период. Например, в период коммунистической  идеологии, многие воспитатели помнят, что было обязательным наличие «Ленинского уголка» (портрет, флажок в вазочке, набор художественной литературы о В.И. Ленине).

А вот с середины 1980-х и до конца 1990-х годов в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме – это понятие приобретало нарицательное значение.

Это потому, что изменялось содержание жизни, менялись ценностные ориентации и всем нам требовалось время для того, чтобы осмыслить, что происходит со страной, кто мы, чего хотим, какой мечтаем увидеть Россию, можем ли назвать себя патриотами.

Время шло и после некоторого перерыва появились программы, направленные на приобщение детей к гражданственности, патриотизму. Предлагаемая основная программа дошкольного образования, основанная на многоаспектном интегрированном подходе, отвечающим, в том числе и федеральным государственным требованиям:

Включение нравственно-патриотического воспитания во все виды образовательных областей.

Использование региональных событий.

Планирование нравственно-патриотического воспитания в сотрудничестве с семьей и социумом.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с правильной стороны.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Задача педагогов, помочь родителям сохранить и развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети  — детский сад.

Читайте также:  Идеи физминуток для уроков в начальной школе

Формы работы с детьми по нравственно-патриотическому направлению:

Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны.

Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендации по доступному ознакомлению ребенка с памятником.

Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей о защитниках родной земли, Отечества. Родителям дают рекомендации к посещению вместе с детьми районных библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определенных возрастов.

Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День победы» и другие.

Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.

В заключение хочется сказать, что работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьей, так как именно в  семье ребенок учится первым движением сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государство.

В своей работе мы, как педагоги, должны научить детей помнить свою историю. Мы должны пробуждать в детях в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Дать понять детям, что нам есть чем гордиться и они не должны расти «Иванами» не помнящими родства.

Источник: http://soc-bel.ru/1/index.php/features/metodicheskij-kabinet/14-sample-data-articles/158-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» — ДетсадКлуб

Автор: Медведева Лариса Галяутдиновна, воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №13 «Солнышко» (г. Зарайск, Московская область).

Скачать презентацию

1 слайд

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

2 слайд

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

3 слайд

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

Расширение представлений о России, как о родной стране, о Зарайске, как о родном городе.

Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.

4 слайд

Чувство Родины…

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

5 слайд

Родная семья.

Мир ребенка начинается с его семьи.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываю в них гуманное отношение к своим близким.

6 слайд

Родной город.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в Зарайске, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Зарайска.

В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.

Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

7 слайд

Зарайск – частица Родины.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу к пониманию, что наш город Зарайск – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

— повсюду люди трудятся для всех;

— везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

— повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

— люди берегут и охраняют природу;

— есть общие национальные и общественные праздники.

8 слайд

Родная природа.

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной.

Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.

Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края.

9 слайд

Любить свой город – значит и любить природу в нем.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.

Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

10 слайд

Родная страна.

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.

Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

11 слайд

Музей «Боевой Славы».

У нас в ДОУ создан музей «Боевой Славы», который посещают наши дети. С вниманием и интересом они рассматривают экспозиции, посвященные участникам Великой Отечественной войны и участникам локальных войн.

В музее мы проводим экскурсии и беседы.

12 слайд

Акция «День пожилого человека».

В нашем ДОУ стало уже традицией проводить акции, посвященные «Дню пожилого человека» — «Дедушкам и бабушкам наше внимание и заботу» …

13 слайд

Акция к 9 мая.

… и празднику «9 мая» — «Никто не забыт, ничто не забыто».

14 слайд

Родная культура.

«Нет земли краше,

чем Родина наша!»

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.

Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

15 слайд

Музей «Русская изба».

Мы не испытываем трудности, так как в нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

16 слайд

Творческий клуб «Читалёнок».

Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью. «Почемучки» интересуются всем.

Поэтому нами, совместно с детской библиотекой организован творческий клуб «Читалёнок», где дети получают знания, участвуют в мероприятиях, проводимых работниками библиотеки вместе с воспитателями.

Это «Экологический  утренник», «Былинные герои – защитники Отечества», «История возникновения праздника «Новый год».

17 слайд

«Охранять природу – значит охранять Родину».(М. Пришвин)

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.

Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей  в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».

18 слайд

Моя малая Родина.

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

Это и аллея около детского сада, березовая роща, и живописная тропинка у реки Осетр.

Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Литература:

И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, .

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, .

М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, .

Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, .

«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, .

Источник: http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/1013-pre

Ссылка на основную публикацию