Особенности и задачи религиозного воспитания детей

Значение религиозного воспитания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время.

Откуда такая бессмысленная жестокость в современной молодежи? Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть еще множество молодых людей с изломанным нравственным устроением, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны милиции.

Как и под каким влиянием вырастают эти юноши и девушки? Ответ, как мне кажется, следует искать в условиях, направлениях и методах современного воспитания.

Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка исключительна. Но какой должна быть полноценная семья, способная создать адекватного члена общества?

Семья есть как бы «живая лаборатория» человеческих судеб – личных и народных.

«То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они или погибнут, и если расцветут, то как именно, — определяется в раннем детстве»1 — считает И.А. Ильин. Именно поэтому она является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают раскрываться дремлющие силы души, здесь ребенок учится любить, верить и жить вообще. Здесь складываются основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец.

Немецкий богослов Толук, утверждал, что мир управляется из детской, но и разрушается он тоже из нее, здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели1.

Семья в православном понимании – это прежде всего единство, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний.

Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и детей. Только в браке по-настоящему возможно воспитание ребенка.

Семья – первоначальная, исходная ячейка духовности – духовные силы и умения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, особое внимание следует уделять религиозному духовному воспитанию детей.

Однажды Кант сказал о воспитании простое, но очень точное высказывание: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку»2.

Основная задача воспитания состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное начало открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце научилось отзываться на всякое явление в мире и в людях.

Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.

Религиозное воспитание связано с ростом. Рост – это прежде всего изменения. Человек меняется, он становится непохожим на себя, продолжая оставаться той же личностью.

Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту».

Насколько наш пример содействует росту? Насколько он развивает способности и способствует процессу самостоятельного роста наших детей?

Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспитывая, Иисус Христос чаще всего употреблял притчи, т.е.

«язык искусства», когда знакомые образы повседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубокую истину. Обучение притчами требует от слушателя немалых усилий.

Он сам должен уяснить значение образа, воспринять его, отождествить себя с героем рассказа. Такое обучение более способствует росту, чем «чтение нотаций».

Основная задача религиозного воспитания – способствовать гармоничному развитию личности, помочь человеку вырасти и сформироваться, выработать творческое, действенное отношение к различным социальным проблемам, научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.1

Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений внешнего мира. Ежедневно мы должны корректировать влияние внешнего мира здоровым христианским воспитанием.

Все, что ребенок узнает в школе, на улице и т.д. должно проверяться и исправляться дома.

Духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.

«Ребенок, приученный к классической литературе, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят с истинного пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии1».

Мы всегда должны помнить, что соблюдение нравственных законов есть незыблемое условие существования человечества.

К сожалению, современное общество переживает духовно-нравственный кризис, который связан с разрушением традиций устоев семьи, деформированием сферы семейного и общественного воспитания и образования. Проявляется это следующим образом:

  • Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.
  • Большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной техникой и т.п., лишая детей живого участия и поддержки.
  • Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать ребенка от порока.

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается своего рода надломленность.

Подтверждения этому мы можем найти, просмотрев биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство из них вышло из больших трудовых семей, воспитанные в религиозных традициях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозная семья – основа для существования государства и человечества.

Источник: https://works.doklad.ru/view/fWF-LaTslxY.html

В чем состоят особенности религиозного воспитания?

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучителъным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных — средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных — воскресных школ, кружков и др.

), в ряде стран — преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum — священный), т. е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания — рациональный и мистический (Т.В. Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику.

Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется.

Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфику в различных конфессиях.

Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты — подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.

, клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.

), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями.

Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья — наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом — стратегии адаптации и обособления в социуме.

Источник: https://students-library.com/library/read/78658-v-cem-sostoat-osobennosti-religioznogo-vospitania

О возрастных особенностях религиозного и морального развития детей

Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский (1881 — 1962)

В деле духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет знание и понимание возрастных особенностей развития нравственных и духовных способностей ребенка-дошкольника. Это знание поможет родителям и воспитателям маленьких детей заранее предопределить акценты, необходимые при воспитании, и тем самым  избежать возможных педагогических ошибок.

О возрастных особенностях религиозного и морального развития детей в различные периоды их жизни писали известные педагоги Русского Зарубежья.

Психологические особенности религиозной и моральной жизни детей раннего или первого детства (до 6-7 лет) Зеньковский рассматривает в двух своих монографиях: «Психология детства» и «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии».

В моральной сфере ребенка раннего детства Зеньковский выделяет три ее составляющие:-моральные чувства;-моральное мышление;

-моральную активность

Основными моральными чувствами как у детей, так и у взрослых, по мнению Зеньковского, являются:-чувство любви к людям;-чувство стыда и

-чувство совести.

Чувство стыда в детях этого возраста развивается медленно. Только к концу раннего детства, когда в ребенке сформировывается субъективное самосознание, это чувство приобретает моральный смысл. До этого движения стыда (например, застенчивость) лишены морального содержания для самого ребенка.

Чувство любви у детей первого детства имеет непосредственный, сенсуальный характер. Только в случае ясного внешнего выражения дитя способно к состраданию другому человеку. «Если мы говорим детям, что нам тяжело, трудно и т. д.

, то наши речи действительно не вызывают никакого движения любви к нам в детях: выслушав наши речи, они останутся равнодушными и холодными. Но если дитя замечает само наше страдание – слышит его в голосе, видит в выражении лица, в слезах и т. д., то без наших слов сердце его исполняется истинной и глубокой жалости».

Такое восприятие Зеньковский объясняет естественным детским эгоцентризмом, «который как бы окружает ребенка неким волшебным кругом, за пределы которого не выходит дитя». Детский эгоцентризм, таким образом, защищает дитя от холодности нашего мира.

«Может быть, поэтому и хорошо, что оно как бы заключено в некую скорлупу, что оно так глубоко погружено в себя: если бы дитя понимало всю неправду нашей жизни, оно не могло бы вынести ее без глубокой и трагической ломки».

Что касается работы совести, то она начинается в ребенке даже раньше проявления стыда. Дети 1 года уже понимают наказание как таковое. «Логическое» же понимание наказания как «естественного» следствия поведения приходит позднее и является результатом развития морального сознания.

Характеризуя в общем моральную жизнь ребенка в раннем детстве, Зеньковский отмечает ее гетерономный характер. В своем содержании его моральная жизнь определяется влиянием среды, традицией, нравами, авторитетом взрослых. Дитя делает только то, что предписывает ему традиция, авторитет родителей, и тем самым усваивает, делает своим содержание морали, господствующей в обществе.

Читайте также:  Проблема запоминания

Однако такое усвоение было бы невозможно, «если бы в душе детской не было собственного морального материала, глухого, неясного, но вводящего дитя в мир моральных отношений».

С возрастом собственный моральный опыт приобретает для ребенка все большее значение и вытесняет гетерономную мораль, и уже во втором  детстве (с 7-11 лет), как пишет Зеньковский,  дети начинают сопротивляться традициям и авторитету взрослых.

Моральное мышление в раннем детстве также неразрывно связано с окружающей средой: дитя просто повторяет то, что слышит вокруг себя, «дышит тем воздухом, который окружает его, вбирает в себя то, что находит вокруг себя».

Но, к сожалению, часто сами взрослые не следуют своим моральным убеждениям и таким образом вносят в моральное мышление маленьких детей этический дуализм.

Детский этический дуализм имеет, конечно, иной характер, чем у взрослых людей, – он является невинным, простодушным и наивным, поскольку ребенок просто подражает им со всей своей непосредственностью.

Кроме того, детский этический дуализм объясняется слабостью абстрактного мышления у детей. Детям не всегда легко перейти от общей идеи к ее конкретным воплощениям. В детском сознании живут как бы два вида убеждений, не связанных между собой.

Уже к четвертому году жизни в поведении детей можно наблюдать усвоение разных форм социальных отношений: внимания к взрослым, учтивости, любезности. Но эта моральная активность не регулируется в детях моральным сознанием, воле, она подвержена случайным, нетерпеливым, быстрым моральным настроениям. Поэтому Зеньковский называет детство «золотой порой эмоциональной моральной активности».

Характеризуя религиозную жизнь ребенка-дошкольника, Василий Васильевич Зеньковский пишет об общем мифологическом отношении ребенка к действительности: весь мир для него полон жизни.

При этом детская мифология антропоцентрична и антропоморфна: личность ребенка, его близкие стоят в центре всего, и даже неодушевленным вещам дитя приписывает те же чувства, те же стремления, какие он находит у себя и у других людей.

Поэтому, пишет Зеньковский, «если бы дитя не слышало от взрослых о Боге, оно бы инстинктивно имело своей мыслью центр и средоточие мира, Хозяина и Господина – Отца и Вседержителя». В этом смысле можно говорить о врожденной религиозности детей.

В религиозных чувствах детей, конечно, нет места никаким сомнениям. И хотя детские религиозные переживания непосредственны и неясны, дитя очень явственно ощущает, что всем миром любовно и заботливо руководит «Отец», Который все направляет и сохраняет, и это является источником знакомой нам детской радости и беззаботности.

Говоря о детских религиозных представлениях, Зеньковский отмечает, что они схематичны и даже грубы. «Дитя больше видит в Боге Судию, начало Правды, чем Любовь, чем начало нежности и милосердия».

Это отчасти связано с тем, что маленький детский ум сам склонен к формализму и «юридизму». Но нередко и родители превращают Божество в глазах ребенка в какую-то «карательную инстанцию»: учат не любви к Богу, а развивают страх перед Ним.

Предостерегая родителей от такого религиозного утилитаризма, Зеньковский советует им наполнять душу ребенка не религиозными идеями, до которых еще не доросло в своем развитии детское сердце, а доступными религиозными образами, необходимыми для выражения детских религиозных переживаний. В качестве лучшего воспитательного материала Зеньковский предлагает рассказы об Иисусе Христе, о Его Матери и святых.

Далее Зеньковский отмечает, что детям свойственен религиозный дуализм, который проникает в детскую душу из двойственной религиозной жизни взрослых.

«Детская вера является цельной, – пишет Зеньковский, – но жизнь, которую находит  вокруг себя дитя, не терпит и не ищет цельности, она не только не соответствует господствующим требованиям, но часто противоречит им.

Нечего удивляться поэтому, что религиозная активность у детей столь мало является творческой, так мало проявляет религиозную энергию ребенка и так легко укладывается в ряд привычных действий».

Зеньковский говорит об уникальности внутреннего мира ребенка. В этом мире скрыт огромный потенциал духовно-нравственного развития. Для дошкольного возраста характерно парадоксальное сочетание духовного богатства и медленного накапливания жизненного опыта.

Ребенок только «вживается» в безграничный мир природы, человеческих взаимоотношений, «дышит» этим духовным миром, хоть наивно, но живо и глубоко. Он «набирается» на всю жизнь внутренних ощущений, которые еще не всегда может выразить словами. Но сознание его еще мало связано с этим миром духовности, и он все больше и больше уходит в мир внешний.

Однако такой своеобразный дуализм не мешает ребенку сохранять целостность своей души, потому что «в эту пору этот внутренний дуализм, это сосуществование рядом двух путей жизни не замечается ребенком и не таит в себе никаких взаимно ослабляющих начал».

Поэтому в раннем детстве, заключает Зеньковский, «дитя уже свободно, но еще не ответственно – это как бы прообраз святости, которая всегда свободна, но которой некуда приложить момента авторства (а потому и ответственности) ввиду (окончательной уже) победы над темным началом и подлинной связи с Богом».

1. Зеньковский В.В., прот. Педагогика. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996. С. 153 – (Свято-Сергиевский Православный Институт в Париже).2.  Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996.

 Зеньковский В.В., прот. Психология детства. — М.: Академия, 1996. С. 344 – (Философско-психологическая библиотека).

Источник: https://portal-slovo.ru/pre_school_education/36633.php

О религиозном воспитании, или дети копируют родителей

Содержание:

Родители часто искренне недоумевают: почему наши дети вырастают эгоистами? Почему они не слушаются? Откуда появляется агрессия, если мы пытались воспитывать их в любви и вере? А что было вчера, позавчера, три года назад? Ведь дети копируют родителей, их манеру поведения, привычки.

Проекция поведения родителей

Разве вам не приходилось наблюдать, казалось бы, очень странное явление. Мама — примерная христианка, в приходе ее все уважают, а сын — грубый, любит шумные компании и алкоголь. Либо дочь — упала в блуд, ожесточилась на мать.

Если же мама укажет им на порочную жизнь и позовет в храм, то на нее может вылиться поток агрессии. Почему так? Причины могут быть разными. Но ясно одно: в большей степени такое поведение детей — вина родителей.

Есть такой ролик: маленький ребенок идет следом за отцом и повторяет все, что он делает. Это маленькое существо, придя в мир, так мало знает о его устройстве. Поэтому дети копируют родителей, так как видят, в первую очередь, их.

Мама кричит — дочь повторяет следом за ней, папа курит — сын берет пример.

Родители, когда курят, пьют, ругаются, бьют, мусорят или сквернословят, даже не думают о том, что за всем этим наблюдают дети. Родители ссорятся и думают, что дети этого не замечают.

Папа весь день на работе пропадает, даже вечером не спросит, как у сына дела, а потом возмущается, почему тот не вырос «настоящим мужчиной».

Если родители пьют и курят, то с детства прививают этот порок своим чадам. Если отец и мать не доверяют друг другу и обманывают, дети будут считать это нормальным в отношениях.

Если отец разрешает себе поднимать руку на жену и оскорблять ее, то такое поведение может неосознанно отложиться в восприятии сына (даже если он относится к этому негативно, но картинки из детства продолжают мелькать в голове).

Расплата за греховную молодость

Даже если родители со временем абсолютно переменились, стали примерными православными христианами, то в поведении детей они пожинают плоды своей греховной молодости.

Фундамент религиозного воспитания должен закладываться совсем не в подростковом возрасте. Японцы считают, что уже после 14-ти лет ребенка не перевоспитаешь.

О последствиях своих действий надо думать еще до того, как создали семью.

Если родители любят, доверяют и уважают друг друга, то дети понимают, что только на такой платформе можно строить серьезные отношения. Если в конфликтах они сразу идут навстречу другу другу, а не бьют горы посуды, то чада получают первые уроки терпения и прощения.

Воспитание, христианство и жизнь по заповедям начинаются в семье, которую неслучайно называют малой церковью. Конечно, без испытаний, без влияния извне — никак. Дети будут набираться вредных привычек в садике, школе, институте. Они будут спорить с друзьями, как надо себя вести. Но если с детства они видели пример настоящей любви и понимания, то у них появится иммунитет к мирским искушениям.

Они знают, что нужно уступать место в общественном транспорте, быть терпеливыми и вежливыми, даже когда тебе грубят, предупреждать родителей, когда задерживаешься (мама будет переживать и не сможет уснуть).

Три секрета религиозного воспитания

Как прививать детям православную веру? Этот вопрос волнует многих родителей.

Правило 1. Начните с себя

Если вы хотите воспитать доброго и отзывчивого ребенка, сами станьте таким. Сначала необходимо пройти путь к пониманию себя, покаянию, желанию избавиться от греха.

Гиблое дело — подстраивать других людей под себя. Пусть они сами увидят в вас стимул меняться к лучшему.

Преподобный Серафим Саровский говорил: Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся. Смысл тот же: меняй себя, замечай свои грехи, спасайся, молись, чтобы Бог направлял тебя и других людей. Не только дети копируют родителей. Под примером праведников менялись даже самые ожесточенные грешники.

Правило 2. Воспитывайте ребенка еще до его рождения

Как-то к священнику обратилась мать, которая только что родила ребенка: «Как воспитывать чадо?» И какой же ответ она получила? «Поздно уже, надо было думать об этом еще 9 месяцев назад».

Православные супруги знают, что дети — дар от Бога, поэтому надо подготовиться к его принятию. Мать, которая вынашивает ребенка, должна понимать, что именно через нее дитя узнает об окружающем мире. Если она молится, то к этому приобщается и ребенок, если она подступает к Святым Дарам, то и ребенок причащается.

В житиях некоторых святых можно прочитать «сказки» о том, что ребенок по средам и пятницам не вкушал материнское молоко (например, преподобный Сергий Радонежский). Но если его родители действительно вели христианский образ жизни, а религиозное воспитание начиналось еще с утробы матери, то история кажется не настолько и сказочной.

Правило 3. Будьте христианином. Независимо от места и условий

Религиозное воспитание детей — это не только совместные посещения храма и разучивание первых молитв. Вот сегодня воскресенье, давайте побудем православными, а завтра вернемся к прежней жизни. Нет. Священник Александр Овчаренко справедливо говорит:

В детях нужно воспитывать не формальное понимание веры, а внутреннее. Можно знать наизусть много молитв, но ближнего не любить, родителей не уважать, со всеми спорить и гордиться собой.

Если люди приходят в храм, такие кроткие и смиренные, мамы в длинных юбках и платках, а дома те же женщины закатывают истерики, пилят мужей, что те недостаточно зарабатывают на модные платья и косметические процедуры, то христианская ли жизнь это? Если муж называет себя главой семьи и приходит вместе с семьей в храм, причащает детей, а дома ведет себя как жуткий тиран, что жена и дети чувствуют не его любовь, а силу кулака, то христианский ли это образ жизни? Не лицемерие ли? Не двойные стандарты?

Не забывайте об этой простой истине: дети копируют родителей. Если не заложить в них стойкий фундамент православной жизни, то их шаткий домик веры может развалиться при первом порыве ветра греха.

Христианин — это не профессия, не работа по будням с 9.00 до 18.00. И не дань седьмому дню недели. Православная семья — это совместное движение к Богу. Поэтому в таких семьях живут не только супруги, их дети, но и Бог. И с раннего детства дети это знают и чувствуют.

Читайте также:  Дети и компьютер: когда, сколько и как

В христианской семье царят любовь и любовь

В семье ребенка учат внимательности, пониманию, умению выходить из сложных ситуаций. Надо быть осторожным, чтобы родительские любовь и опека не превратили ребенка в эгоиста, неспособного заботиться о других. Поэтому детям нужно с детства прививать заботу о других и умение делиться.

Получая сладкий презент, ребенок должен не прятаться в другой комнате и самостоятельно уплетать за обе щеки, а угостить маму, папу, братиков, сестричек… Если ребенок получает любовь, то он с детства должен учиться ею делиться. Это одна из важных составляющих религиозного воспитания.

Ведь сам Бог есть Любовь.

Важно самим осознавать и приводить ребенка к пониманию того, что счастье заключается не в том, чтобы иметь много игрушек, килограммы шоколадных конфет, а в школьном возрасте — одеваться модно, как и одноклассники, иметь дорогие гаджеты и каждое лето отдыхать за границей.

Папа может днями и ночами зарабатывать на все это.

Есть много детей, которые живут вместе с дедушками и бабушками, в то время как их родители годами работают за границей, чтобы обеспечить счастливые детство и юность чадам, потом учить их в самых престижных институтах…

Из-за нехватки любви, заботы, внимания и воспитания такие дети становятся замкнутыми и обиженными. Часто доходит до злобы. О каком религиозном воспитании вообще может идти речь?

Родители забыли о главном — воспитать себя и пригласить в свою семью Бога.

Если в семье действительно есть христианская любовь и Любовь, то все заботятся друг о друге, доверяют, поступают по совести, жертвуют своими интересами ради близких, постоянно работают над собой, прощают и терпят.

Они вместе преодолевают скорби — болезни, неудачи, ссоры, и продолжают совместное движение… ко Господу. Это — путь не из легких, но в конце уже виден луч света, что ведет к Свету.

Источник: http://megapoisk.com/religioznoe-vospitanie-i-vlijanie-roditelskogo-primera

Задачи религиозного воспитания в семье

Основное содержание духовной жизни православной семьи есть искание Бога, ожидание Его. Душа человека никогда не может до конца насытиться тем, что дает ей текущая жизнь, она ищет того, что выходит за пределы жизни, что связано с Вечностью. Это томление о Боге, о Бесконечном определяет динамику всей нашей духовной жизни.

Религиозная функция так же изначально присуща нашей душе, как и другие формы духовной жизни; религиозную жизнь не нужно вовсе насаждать, ей нужно лишь дать простор в ее выражении, определенность в ее содержании.

В детской религиозности особенно показательна простота и естественность, с какой душа обращается к Богу: дети по природе своей ближе к Богу, как к Отцу Небесному, они непосредственнее и прямее чувствуют Его, чем, взрослые.

Область мистических переживаний, религиозный опыт не отделены у них от реальности так, как отделены у нас.

Религиозное развитие у детей заключается в том, что они ищут религиозных образов, которые могли бы раскрыть смысл их переживаний.

Религиозная сфера выделяется из общей духовной жизни; и имеет три стороны, три грани.

Первая грань охватывает все то, что можно назвать сознанием Бога, — это совокупность интуиции, чувств, образов, мыслей, итогов религиозного опыта. Это не знания, привносимые извне, а именно сознание Бога — интеллектуально-эмоциональное.

Вторая грань включает в себя всю полноту выражений религиозных чувств, движений, мыслей — сюда относится молитва, участие в богослужении, разнообразная религиозная активность.

Все это образует сферу «благочестия», формирует внутренние и внешние навыки в религиозной жизни, облекается в «обряды», реализует духовные порывы.

Над этой стороной религиозной жизни господствует закон привычки Мы крестимся, кладем поклоны, произносим молитвы почти без всякого усилия внимания; внешние действия уже не столько выражают внутренний мир, сколько становятся самостоятельной областью, за которой следует (а иногда и вовсе не следует) внутреннее побуждение.

В развитии религиозной жизни накопление навыков, привычных действий неизбежно, отчасти и желательно, но оно заключает в себе большую опасность и сплошь и рядом ведет к механизации этих действий, к замиранию и высыханию религиозной жизни.

Но есть еще третья сторона в религиозной жизни — это развитие и формирование духовной жизни в нас. Человек духовен по своей природе, и начало духовности пронизывает собой всю нашу личность, всю нашу жизнь.

В процессе общего созревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, в глубине нашей формируется «внутренний человек».

Рождение внутреннего человека таинственно, но оно должно когда-нибудь прийти, если мы не утопим себя во внешней жизни.

Это есть общий факт созревания в нас духовных сил, но особую глубину и содержательность, свою настоящую полноту духовная жизнь в нас получает только от религиозной области..

Религиозная функция нам дана как изначальная сила души, но лишь в духовном делании, в духовной жизни она находит для себя питание и применение.

Человек по природе духовен, но духовная жизнь может не быть сосредоточенной вокруг идеи Бога — она может рассеиваться по каким-либо частичным и неполным идеям, может быть связана со злом. То, что так глубоко описал Достоевский, как наше «подполье» и что еще у св.

Макария Великого было до конца раскрыто в его учении о духовной тьме, скрытой в нас, — это все свидетельствует о том, какой фактически неустроенной оказывается наша духовная жизнь, сколько в ней хаоса, провалов, противоречий.

Мы не можем перестать быть духовными, но мы можем разменять нашу духовность на пустяки и мелочи, можем за чечевичную похлебку ничтожных достижений отдать наше духовное первородство.

В каждом из нас духовная жизнь есть, но она должна быть устроена и освещена светом Божиим, иначе она будет пребывать в хаосе и будет источником не нашей силы, а наших ошибок, противоречий, грехов.

Укрепление и раскрытие духовной жизни невозможно без развития сознания о Боге, а формирование религиозного сознания не обязательно ищет своего выражения только в молитве, обряде, богослужении.

Центральное значение здесь должно быть отдано духовной жизни, вне которой религиозное сознание может выродиться а бесплодную, холодную работу чистого интеллекта, а молитва, крестное знамение, посещение богослужения могут стать чисто внешними, формальными.

Жизненность духовной работы потускнеет, если религиозное сознание подростка станет неопределенным и тусклым, если он утеряет ясность религиозных идей, если перестанет молиться; но пока живы духовные устремления, пока душа ищет вечного — есть почва, на которой может вновь расцвести вся полнота религиозной жизни.

Главнейшие испытания, которым подвержено религиозное созревание детей и подростков, связаны именно с духовной стороной в них.

При нашей обычной склонности довольствоваться внешними достижениями у детей, при обычном слабом внимании к внутреннему миру ребенка для нас часто проходит незамеченным факт духовного измельчания детской души.

Отмечая центральное и основное значение духовной жизни, мы должны указать и на основной закон ее развития. Здесь речь идет о свободе. Обращение души к Богу, прикосновение к вечности, эта окрыленность души и ее устремление к Бесконечному, сама эта жизнь о Боге и в Боге, а не конкретные идеи, не образы и выражение наших чувств глубоко связаны со свободой.

Господь создал нас с даром свободы, который есть в нас частица силы Божией, залог Богообщения. Этим полагаются границы всякого религиозного воздействия на душу человека — в том числе и церковного воздействия. Нельзя спасти, духовно возродить человека помимо его самого.

Свобода есть Дар, который вне Христа становится бременем, свобода есть сила, которая, вне Церкви не помогает, а мешает человеку. Самое раскрытие дара свободы, раскрытие путей свободы и условий ее творческого выражения, иначе говоря, воспитание к свободе — и образует поэтому главную задачу религиозного воспитания.

Наши жизненные трагедии, наши духовные блуждания, глубокая неустроенность, от которой страждут люди, вся эта затягивающая сила мелочей, мнимых ценностей и злых страстей — все это есть следствие того, что мы не понимаем дара свободы, не умеем им пользоваться и потому становимся его жертвами.

Свобода вырождается в произвол, в хаос, и в итоге теряется. Мы даже не доходим до сознания того, что свобода реализуется лишь в Церкви. Именно это и должно стать задачей старшего поколения — помочь младшему в том, в чем оно беспомощно, — помочь овладеть нашей свободой.

Свобода есть закон духовной жизни, и вне ее духовная жизнь либо вырождается и мельчает, либо пустеет. Это мы можем наблюдать вокруг себя на каждом шагу: всюду мы видим, как люди стремятся уклониться от основного пути духовного развития, подменить главную задачу маленькими жизненными делами.

Мы забываем о Боге, зарываемся в маленькие, ничтожные дела. Но памятование о Боге — этот свет, от которого становится ясен путь жизни.

Главная причина религиозного оскудения — и индивидуального и исторического — лежит как раз в плененности души маленькими и мелкими задачами, господство которых вовсе не есть реализм, а есть близорукое погружение в мелочи.

Общая задача религиозного воспитания в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче религиозного воспитания должны быть подчинены все остальные.

Основная задача религиозного воспитания заключается в в том, чтобы помочь детям и подросткам в росте и устроении их духовной жизни, — все остальное есть или средство, или плод, или применение и выражение духовной жизни. Трудность воспитания заключается в запутанном, часто непостижимом ритме духовного развития, в том, что духовная жизнь у детей и подростков даже больше, чем у нас, подчинена закону свободы. .

Исходя из жизненного опыта и практики, выработаны основные правила воспитания детей для родителей-христиан:

Отдавать приоритет своей семье

Наши жёны(мужья) и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви.

Для верующего человека путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором

Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье.

Рассказывать детям о любви Божией

Самое важное, что мы должны пытаться исполнять всей семьей — ходить на воскресное богослужение, участвовать в культурных православных мероприятиях, читать вместе с детьми отрывки из Ветхого и Нового Заветов, духовную литературу посещать православные святыни. Необходимо стараться придерживаться принципа, в котором Христос и Церковь должны быть на первом месте, но не вбивать это насильно. Тут необходимы и дисциплина, и милосердие.

Читайте также:  Физкультминутки в стихах для детей дошкольного возраста

Любить своих супругов
Мы очень поддерживаем своих детей, когда мы любим наших супругов. Для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих.

Никогда не наказывать в гневе

Помагать нашим детям распознавать Божию волю

В Книге Притчей Соломоновых: сказано «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, родители должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил.

Религиозное воспитание средствами семьи еще более необходимо, когда дитя уходит из семьи, подчиняется влиянию школы, сверстников, всей жизни. Роль семьи в этот период становится еще более ответственной и серьезной: именно в это время духовные силы семьи могут оказаться особенно ценными для подростка, если только семья духовно не распалась, если она еще духовно жива.

Живя в радости, добре, понимании, соучастии, любви, семья в целом и дети, в частности, будут реально свободны для познания Божьих истин.

Александр А. Соколовский Использована книга протоиерея Василия Зеньковского

«О религиозном воспитании в семье»

Источник: http://www.blagobor.by/vzroslym/vospitanie/zadachi

Религиозное воспитание в семье

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы религиозного воспитания

    1. Понятие религиозного воспитания

    2. Задачи и средства религиозного воспитания

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исследование влияния семьи на религиозное воспитание детей

2.1. Семья как орган религиозного воспитания

2.2 Исследование уровня религиозного воззрения семьи

Выводы по 2 главе

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов.

Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в домашнем окружении, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции.

Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией.

Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование.

Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор.

Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно — всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения. Верующие люди к тому же убеждены, что их вера и молитвы — большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Однако, необходимо заметить, что феномен религиозности относится к одному из массовых и стойких общественных явлений. И сегодня можно наблюдать значительное усиление интереса к религии не только в самых разнообразных социальных странах, но и в семьях, где велика власть культурных традиций.

Кроме этого деятельность религиозных организаций России, связанная с сохранением традиций и ценностей народа (а главной ценностью часто выступает семья), сопровождается активным неприятием ныне пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических, прагматических ориентации.

И сегодня религия становится одним из основных признаков этнического самосознания.

Объект исследования: семья как фундаментальный социальный институт.

Предмет исследования: педагогические условия воспитательного процесса в семье.

Цель работы: изучить особенности религиозного воспитания детей в семье.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что религиозное воспитание в семье будет организовано успешно, если:

  • высок уровень религиозной воспитанности родителей;

  • будет основываться на традициях духовности;

  • учтены особенности социокультурного окружения детей;

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «религиозное воспитание».

2. Определить задачи и средства религиозного воспитания.

3. Выявить влияние религиозного учения на воспитание ребенка в семье.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические:

  • анкетирование;

  • метод обработки данных

Методологической основой исследования являются философско-педагогическая концепция В.В.Зеньковского, А.В.Мудрика.

Экспериментальная база: 10 семей русской национальности.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения. Общий объём работы составляет 38 печатных листа.

Глава 1. Теоретические основы религиозного воспитания в семье

1.1 Понятие о религиозном воспитании

Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность.

Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Тем не менее в отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е.

фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) [15; с.34]. Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие — нравственное, религиозное, трудовое, эстетическое воспитание, третьи — добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание. Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходимы для формирования целостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Какие же аспекты включает в себя холистический подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Подлинное воспитание должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог.

Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения [2; с.1]. Именно такой холистический подход к воспитанию важен в современной России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связывают себя с православной традицией.

Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, значительно меньше.

В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, — это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д.

Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру.

Само по себе это включение, конечно, важно, однако его недостаточно, поскольку значительное количество наших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивыми к такому религиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников, которые хотя и не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя с православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания [2; с.1].

  • Статья >> психология, педагогика… . III. Средства религиозного воспитания в семье Чем же располагает семья для религиозного воспитания детей, понимаемого так …

    религиозного воспитания в семье есть проблема возвращения самой семьи к ее религиозной основе, проблема усвоения семьей благодатных …

  • Курсовая работа >> психология, педагогика… ценностей.

    Возрождение религиозной жизни позволит возродить религиозную жизнь семьи, а значит и религиозное воспитание в семье. А это воспитание имеет такую …

  • Статья >> психология, педагогика… школьной традиции.

    Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование … ). Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу …

  • Статья >> Религия и мифология

    религиозном воспитании в провинции», «Искусство и воспитание», «Национальный вопрос и религиозно-нравственное воспитание», «Тоталитарная идея и проблема воспитания», «Религиозный … межвозрастных коллективов, помощь семье, обеспечение разносторонней …

  • Реферат >> психология, педагогика… . С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом … польско-католического гнета, создавали особые религиозно-национальные организации — братства, в которых дела …

  • Изложение >> психология, педагогика… либо в системе сложной религиозной культуры. Созданная вначале как … не о воспитании отдельного человека, а о воспитании семьи. А уже в рамках воспитания семьи каждый член …

    безусловно, в первую очередь, относится религиозное знание. У русского народа это …

  • Реферат >> Религия и мифология… вопрос о сути и формах религиозного воспитания и преподавания. Здесь приходится … получается парадоксальный вывод: религиозное воспитание становится трудным, потому что …

    воспитании. Школе так часто важнее соблюсти «благонравие» ученика — для класса, для семьи

  • Статья >> психология, педагогика… при становления личности считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его в предельно … и счету.

    Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное … — богословия. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из …

  • Статья >> психология, педагогика… крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.

    Здесь дети получали религиозное воспитание, при … этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних …

  • Курсовая работа >> Религия и мифология… к в ере супруга. Семья рассматривается христианством прежде всего как орудие религиозного воспитания новых поколений … возможности иметь семью. Эта двойственность, естественная в раннехристианских общинах, приобрела религиозно-догматическое значение …

Источник: http://TopRef.ru/referat/123033.html

Ссылка на основную публикацию