Отрасли педагогики.

Основные отрасли педагогики и их задачи

Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики

Реферат на тему:

Основные отрасли педагогики и их задачи

Выполнила:

студентка 3 курса,

спец. 200401

Заразонова М.С.

Москва,2010

Педагогика-система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» — Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь.

Педагоги — не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, — они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей.

В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Основные отрасли педагоги

Как мы уже выяснили, педагогика-система наук, и, в зависимости от направленности и задач, подразделяется на различные её отрасли. Вот основные из них:

— Общая педагогика

— Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего возраста)

— педагогика среднего специального образования;

— отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.)

— социальная педагогика;

— сравнительная педагогика;

— исправительно-трудовая педагогика;

— коррекционная педагогика

— лечебная педагогика.

Каждая отрасль является огромным разделом изучения и имеет своё назначение. В следующих главах будут приведены основные цели и роли каждой из них в нашей жизни.

Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

1) теория и практика обучения;

2) теория и практика воспитания;

3) теория организации и руководства системой образования.

Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода.

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики.

Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается.

Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологии, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс.

Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

В наше время появился новый стандарт школьных экзаменов и это потребовало полного перестраивания школьной программы с целью подготовки к их сдаче (речь, несомненно, идёт о ЕГЭ).

Это, несмотря на жалобы на трудность их сдачи, на необходимость выбирать ВУЗ заранее, упростило поступление во многие ВУЗы (по результатам ЕГЭ, без вступительных экзаменов), а также позволило ещё со школы определиться с профилем дальнейшего образования и на какие дисциплины надо обратить внимание (ведь предметы для ЕГЭ сдаются по выбору, кроме русского языка и математики).

Педагогика высшей школы – педагогика институтов, академий, университетов. Данная отрасль относится и к возрастной и к отраслевой педагогике, т.к.

высшая школа – образовательное учреждение наивысшего ранга, занимающееся подготовкой высококвалифицированных профессионалов и являющееся конечной ступенью образования.

Образование данного уровня позволяет обучаться и развиваться не только в выбранной профессии, но и развиваться духовно и личностно, благодаря таким гуманитарным дисциплинам, как философия, этика, эстетика, педагогика, психология и другие.

»

Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развитие людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

Так, например, с повсеместным развитием компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучать пенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильными телефонами, а также банкоматами для успешной адаптации в сегодняшней России.

И как бы не упрощались приборы с целью максимальной простоты обучения пенсионеров данными устройствами, всё же необходима специальная методика.

Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, спортивная общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная). Рассмотрим основные её виды:

Педагогика среднего специального образования развивается за счёт заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики, а именно фундаментальных и прикладных наук.

Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования.

В связи с развитием комплексов по вертикали типа “колледж (училище) — вуз” интегрируются (внедряются, объединяются) силы ученых, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.

Производственная педагогика изучает:

· закономерности обучения работающих;

· переориентацию на новые средства производства;

· повышение квалификации работающих;

· переориентацию на новые профессии.

Закономерности обучения работающих необходимы для обучения студентов, или новых прибывших работников, технологиям данного предприятия.

Переориентация на новые средства производства актуально всегда в связи с непрерывным внедрением новых технологий.

Повышение квалификации рабочих периодически необходимо для обучения работе с новыми материалами, новой аппаратурой и новыми технологиями для улучшения качества и эффективности работы.

Переориентация на новые профессии иногда необходима в связи с потерей актуальности старой вследствие каких-либо политических и экономических причин. Например, переориентация производства с военной на гражданскую продукцию, и, наоборот, в связи с началом и окончанием Великой Отечественной Войны 1941-1945 года.

Социальная педагогика

Социальная педагогика — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.

Читайте также:  Как воспитать помощника

Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.

Социальная педагогика, в отличие от традиционной, рассматривает педагогическую деятельность не только как основу воспитания, социализации личности, но и как процесс социальной помощи людям в период их личностного или профессионального неблагополучия.

Особенность современной социальной педагогики — ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к людям, в том числе к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество воспитателя и воспитанника. Гуманистическая направленность заключается и в ориентации ее как на защиту отдельного человека в его конкретной ситуации, так и на целостный подход к человеку, на защиту его общих интересов и потребностей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/174946/osnovnye-otrasli-pedagogiki-i-ikh-zadachi

» Отрасли педагогики. Часть 1

Педагогика изначально формировалась как наука о воспитании и обучении детей. Само понятие педагогика предполагает присмотр за детьми, направление их на путь истинный и привитие им навыков взрослой жизни, передача жизненного опыта старшего поколения младшему.

Однако со временем значение педагогики намного расширилось, теперь под педагогикой понимается передача практически любой полезной информации, как детям, так и взрослым. Как и любая другая наука, педагогика постоянно развивается, в ней создаются новые отрасли, открываются новые направления.

<\p>

Педагогами, по сути, являются не только воспитатели яслей и детских садов, не только преподаватели школ и вузов, но и репетиторы, тренеры, наставники, преподаватели курсов повышения квалификации.

Даже родители в некотором роде являются педагогами по отношению к своим собственным детям, и не только к детям, но и к соседям, друзьям и знакомым.

В процессе своего формирования педагогика разделилась на отдельные отрасли, каждая из которых имеет определенные цели и направлена на выполнение определенных задач. Деление педагогики на отрасли можно назвать весьма условным, поскольку каждая отрасль может по многим параметрам пересекаться с другими отраслями и решать похожие с ними задачи.

Общая педагогика является самой первой, фундаментальной, главной и основной отраслью педагогики, затрагивающей многие аспекты всех остальных отраслей.

В ней рассматриваются цели, задачи, формы и методы, общие для всех отраслей педагогической науки. В систему общей педагогики входят теория и практика воспитания, обучения и образования.

Изучение фундаментальных основ педагогики необходимо для понимания общих принципов этой науки и овладения ее базовыми знаниями и понятиями.

Возрастная педагогика, которая включает в себя такие отдельные отрасли как ясельную, дошкольную, школьную и педагогику так называемого «третьего возраста», занимается изучением возрастных особенностей обучения и воспитания и неразрывно связана с возрастной психологией. Различные возрастные периоды развития человека требуют от педагога различных подходов, при этом важно учитывать не только собственно возрастные особенности организма, но и накопленный человеком жизненный опыт.

Ясельная педагогика как составляющая возрастной педагогики направлена на изучение основных закономерностей развития детей младенческого возраста и связанных с этим особенностей их воспитания. Из всех отраслей педагогики ясельная педагогика является самой молодой наукой, получившей всеобщее признание в мировом сообществе сравнительно недавно.

Тем не менее, значение этой отрасли в деле воспитания подрастающего поколения трудно переоценить, поскольку именно в младенческом возрасте происходит стремительное формирование головного мозга ребенка и построение нервной системы, являющихся основами для его дальнейшего развития.

Отличительной особенностью этой отрасли является ее тесная взаимосвязь с другими науками естествознания, такими как психология, физиология и медицина.

Дошкольная педагогика рассматривает закономерности формирования и развития личности детей дошкольного возраста и связанных с ними особенностей обучения и воспитания детей в этот период.

К настоящему времени сложились определенные международные стандарты, основанные на мировой теории и практике подготовки детей дошкольного возраста, сформировалась система подготовки педагогов дошкольного образования.

Все учебно-воспитательные учреждения, независимо от их формы собственности, будь то государственные или частные, обязаны придерживаться теоретических основ и принципов, соблюдать единую для всех технологию воспитания и обучения.

Однако при этом не исключается применение в этих учреждениях нетрадиционных, новаторских методов, направленных на повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса.

Педагогика школы является самой богатой в научном плане отраслью педагогики, поскольку именно к этой отрасли были устремлены все научные исследования педагогов в течение тысячелетий.

За это время в педагогике школы накоплен бесценный опыт всех предыдущих поколений в теории и практике обучения и воспитания в различные социально-экономические и политические периоды развития общества.

Фундаментальной основой этой отрасли стало исследование моделей образования в различных цивилизациях, формациях, государствах, идеологиях и политических устройствах, а также их влияния на социальный прогресс мирового сообщества в целом.

Школьная педагогика закладывает основы вузовской педагогики и является по отношению к ней базовой, фундаментальной, способствующей дальнейшему повышению профессионального уровня будущего преподавательского состава в различных системах образования.

Введение в школьную практику стандартов единых государственных экзаменов наложило свой отпечаток на организацию процесса обучения.

Прежние формы и методы оказались морально устаревшими, потребовалась полная перестройка школьной системы, в основу которой был положен принцип раннего профилирования учащихся еще на этапе начального обучения.

Методика тестирования, получившая популярность в российских школах в конце советского периода, позволяла определить профессиональные наклонности учеников, их стремления и желания. Однако время выявило множество недостатков этой методики, что потребовало, в свою очередь, ее глобального пересмотра и дополнения.

Источник: https://paidagogos.com/otrasli-pedagogiki-chast-1.html

Основные отрасли педагогики. — ответы к госам по педагогике

Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании.

Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.

В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости.

Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом изучения — закономерности, методы, средства технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный, школьный).

Преддошкольная педагогика — исследует вопросы развития и воспитания детей раннего возраста /от рождения до 3-х лет/.

Дошкольная педагогика— наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики  является Я. А. Коменский.

В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания.

Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

Читайте также:  Занятия по городецкой росписи в старшей группе детского сада

Педагогика школы представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Оназанимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития, зрения, слуха, речи.

Эта отрасль педагогики подразделяется на сурдопедагогику – воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей, тифлопедагогику – воспитание слепых и слабовидящих детей, логопедию – обучение и воспитание детей с расстройствами речи, имеющих нормальное развитие, олигофренопедагогику – воспитание и обучение умственно отсталых детей.

История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.

Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).

По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики, которые становятся относительно самостоятельными – военная педагогика, правовая педагогика, лечебная педагогика, этнопедагогика, народная педагогика.

Источник: https://students-library.com/library/read/53322-osnovnye-otrasli-pedagogiki

Реферат: Отрасли педагогики. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

ЭТНОПЕДАГОГИКА — особое направление в исследовании социализации и образования. В этнопедагогике традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности и интерпретируются в категориях педагогики.

Основной целью этнопедагогики стал учёт образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания.

В оценке этнопедагогики её места в системе педагогического знания существуют различные позиции.

Некоторые считают ее задачей изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приёмов и традиций воспитательных воздействий, в т.ч.

обрядовых и т.п. Другая часть специалистов рассматривает этнопедагогику как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями национальной и мировой культуры.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – это область педагогической науки, изучающая (в сопоставительном плане) состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики. Сравнительная педагогика выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания. Она может помочь ребенку стать творческой личностью. Она помогает формировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения.

Она помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. Она включает ребенка в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму — интересно не разрушать, но созидать. Становится неинтересно писать на стенках лифтов или в подъездах.

Интересно отгадывать загадки, которые все время задает жизнь.

Пенитенциарная педагогика — Пенитенциарная педагогика, отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний

  • Спортивная педагогика
  • Производственная педагогика
  • Педагогика социальной работы

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:

1) ясельная педагогика;

2) дошкольная педагогика;

3) педагогика школы;

4) педагогика среднего специального образования;

5) педагогика профессионально-технического образования;

6) педагогика среднего специального образования;

7) педагогика высшей школы;

8) производственная педагогика;

9) социальная педагогика;

10) сравнительная педагогика;

11) педагогика «третьего» возраста;

12) исправительно-трудовая педагогика;

13) специальные педагогические науки;

14) лечебная педагогика.

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.

Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.

Производственная педагогика изучает:

1) закономерности обучения работающих;

2) переориентацию на новые средства производства;

3) повышение квалификации работающих;

4) переориентацию на новые профессии.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Читайте также:  Учим ребёнка правильно выражать свои мысли

Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

1) философией;

2) психологией;

3) школьной гигиеной;

4) социологией;

5) фольклористикой и этнографией.

Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений.

С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания).

Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.

Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

2) математикой;

3) кибернетикой.

Педагогика использует их следующим образом:

1) заимствует научные идеи;

2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.

Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.

Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения.

Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/39237/referat-otrasli-pedagogiki.html

Основные отрасли педагогики и их задачи

Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики

Реферат на тему:

Основные отрасли педагогики и их задачи

Выполнила:

студентка 3 курса,

спец. 200401

Заразонова М.С.

Москва, 2010

Введение

Педагогика — система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. И взрослых? — Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь.

Педагоги — не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, — они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей.

В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Основные отрасли педагогики

Как мы уже выяснили, педагогика-система наук, и, в зависимости от направленности и задач, подразделяется на различные её отрасли. Вот основные из них:

  1. Общая педагогика
  2. Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика третьего возраста)
  3. педагогика среднего специального образования;
  4. отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.)
  5. социальная педагогика;
  6. сравнительная педагогика;
  7. исправительно-трудовая педагогика;
  8. коррекционная педагогика
  9. лечебная педагогика.

Каждая отрасль является огромным разделом изучения и имеет своё назначение. В следующих главах будут приведены основные цели и роли каждой из них в нашей жизни.

Задачи и назначение основных отраслей педагогики

Общая педагогика

Общая педагогика отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

1) теория и практика обучения;

2) теория и практика воспитания;

3) теория организации и руководства системой образования.

Возрастная педагогика

Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику третьего возраста. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода.

Ясельная педагогика

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики.

Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается.

Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика

Дошкольная педагогика наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы

Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологии, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс.

Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

В наше время появился новый стандарт школьных экзаменов и это потребовало полного перестраивания школьной программы с целью подготовки к их сдаче (речь, несомненно, идёт о ЕГЭ).

Это, несмотря на жалобы на трудность их сдачи, на необходимость выбирать ВУЗ заранее, упростило поступление во многие ВУЗы (по результатам ЕГЭ, без вступительных экзаменов), а также позволило ещё со школы определиться с профилем дальнейшего образования и на какие дисциплины надо обратить внимание (ведь предметы для ЕГЭ сдаются по выбору, кроме русского языка и математики).

Педагогика высшей школы

Педагогика высшей шк�

Источник: https://www.studsell.com/view/102655/

Ссылка на основную публикацию