Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

1) вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2) высокий уровень совершенства педагога в его учебно-воспитательной деятельности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Источник: Военная педагогика

высокий уровень овладения пед. деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное пед. воздействие и взаимодействие.

Источник: Педагогический словарь

высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно-воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. — Тюмень, 2001. ) См. также Опыт педагогический, Творчество педагогическое, Эрудиция педагогическая

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В П. м. можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой.

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

Источник: http://didacts.ru/termin/pedagogicheskoe-masterstvo.html

Педагогическое мастерство.. план лекции. 1.педагогическое мастерство и педагогические способности. 2.компоненты педагогического мастерства. — презентация

1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.<\p>

2 План лекции. 1. Педагогическое мастерство и педагогические способности. 2. Компоненты педагогического мастерства.<\p>

3 Передача накопленного опыта от старшего поколения младшему всегда являлась общим делом всего народа. Однако современный этап развития нашего государства в силу своей сложности и специфики требует с одной стороны — развивать сотрудничество школы и общественности, с другой — усилить ответственность учителя-воспитателя, повысить его квалификацию и компетентность. Передача накопленного опыта от старшего поколения младшему всегда являлась общим делом всего народа. Однако современный этап развития нашего государства в силу своей сложности и специфики требует с одной стороны — развивать сотрудничество школы и общественности, с другой — усилить ответственность учителя-воспитателя, повысить его квалификацию и компетентность. Достижение цели воспитания в новых политических, социально -экономических и культурных условиях, организация разнообразной деятельности учащихся, привитие им любознательности, нравственности, трудолюбия, словом -формирование совершенной личности — эти задачи возложены обществом на педагога. Естественно, решение этих задач требует от педагога как воспитателя большого мастерства. Достижение цели воспитания в новых политических, социально -экономических и культурных условиях, организация разнообразной деятельности учащихся, привитие им любознательности, нравственности, трудолюбия, словом -формирование совершенной личности — эти задачи возложены обществом на педагога. Естественно, решение этих задач требует от педагога как воспитателя большого мастерства.<\p>

4 Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания. Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания. Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.<\p>

5 Современный учитель, чтобы стать мастером, должен обладать определёнными способностями и навыками должен чётко представлять себе цели урока, типы и этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и его учеников<\p>

6 А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.<\p>

7 Способности педагога. Познавательные способности Способность разъяснять Способность наблюдать Речевые способности Организаторские способности Способность создавать и повышать авторитет Актерские способности<\p>

8 Все вышеназванные элементы помогают учителю успешно выполнять следующие функции воспитателя (классного руководителя). Все вышеназванные элементы помогают учителю успешно выполнять следующие функции воспитателя (классного руководителя). 1 — организация воспитания и самовоспитания на основе изучения воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей; 1 — организация воспитания и самовоспитания на основе изучения воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей; 2 — реализация воспитательных целей и задач в процессе обучения; 2 — реализация воспитательных целей и задач в процессе обучения; 3 — формирование и развитие ученического коллектива, воспитание через него личности каждого ученика; 3 — формирование и развитие ученического коллектива, воспитание через него личности каждого ученика; 4 — сотрудничество с другими педагогами, работающими в данном коллективе, 4 — сотрудничество с другими педагогами, работающими в данном коллективе, 5 — сотрудничество с родителями учащихся, с общественностью;, 5 — сотрудничество с родителями учащихся, с общественностью;, 6 — планирование своей работы, её психолого- педагогический анализ, коррекция своей деятельности с учётом результатов анализа. 6 — планирование своей работы, её психолого- педагогический анализ, коррекция своей деятельности с учётом результатов анализа.<\p>

9 Искусство воспитания — один из сложных видов человеческой деятельности на протяжении тысячелетий. Наряду с требованием воспринимать человека таким, какой он есть, педагогика также требует помочь человеку развить его лучшие качества, способности и возможности. Искусство воспитания — один из сложных видов человеческой деятельности на протяжении тысячелетий. Наряду с требованием воспринимать человека таким, какой он есть, педагогика также требует помочь человеку развить его лучшие качества, способности и возможности.<\p>

10 Стили общения педагога с учениками Демократический стиль Дружеские отношения Общение- дистанция Стиль запугивания Стиль высокомерия<\p>

11 Педагогическое общение носит творческий и индивидуальный характер, поэтому овладение мастерством педагогического общения во многом зависит от личности самого педагога. Педагогическое общение носит творческий и индивидуальный характер, поэтому овладение мастерством педагогического общения во многом зависит от личности самого педагога.<\p>

12 Педагогический такт — не врождённое качество, оно формируется в процессе деятельности, путём проб и ошибок, поэтому требует глубоких педагогических и психологических знаний. Педагогический такт — не врождённое качество, оно формируется в процессе деятельности, путём проб и ошибок, поэтому требует глубоких педагогических и психологических знаний. Педагогический такт требует от педагога заранее предвидеть, как воспримут ученики ту или иную оценку, наказание, требование, при этом он должен учитывать их настроение, эмоциональное состояние и отношение к учёбе, труду, общественной работе. Педагогический такт требует от педагога заранее предвидеть, как воспримут ученики ту или иную оценку, наказание, требование, при этом он должен учитывать их настроение, эмоциональное состояние и отношение к учёбе, труду, общественной работе. Понятия такт и педагогический такт очень близки, но не идентичны: каждый воспитанный, интеллигентный человек может быть тактичным, а педагогический такт — это особенное качество, необходимое педагогу для успешного взаимодействия с учащимися в ходе их обучения и воспитания. Понятия такт и педагогический такт очень близки, но не идентичны: каждый воспитанный, интеллигентный человек может быть тактичным, а педагогический такт — это особенное качество, необходимое педагогу для успешного взаимодействия с учащимися в ходе их обучения и воспитания.<\p>

13 Компоненты педагогического мастерства мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей мастерство убеждения и передачи знаний мастерство владения педагогической техникой<\p>

14 А. С. Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно». Из этого признания А. С. Макаренко, очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств. А. С. Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно». Из этого признания А. С. Макаренко, очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.<\p>

15 Спасибо за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1011097

Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка — 18 ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО» И «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Страница 18 из 56

18 ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО» И «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:

1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;

2) мастерство убеждения;

3) мастерство передачи своих познаний и опыта;

4) мастерство владения педагогической техникой. Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.

Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристич-ность, фантазию, активность, концентрирован-ность, четкость, чувствительность.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuiu-deyatelnost-shpargalka/18-ponyatiya-pedagogicheskoe-masterstvo-i-pedagogicheskoe-tvorchestvo

Педагогическое мастерство преподавателя

⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 51Следующая ⇒

Проблема формирования педагогического мастерства разрабаты-вается в трудах известных педагогов и психологов О.А. Абдуллиной, Ю.П. Азарова, Н.В. Кузьминой, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, А.Н. Щербакова и др.

Рассматриваемое понятие в педагогике опре-деляется следующим образом: «Педагогическое мастерство – высо-кий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие» [146, с. 195].

Педагогическое мастерство преподавателя – это синтез его на-учных знаний, умений, навыков, методического искусства и комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

Преподаватель-мастер – это специалист высокой культуры, глу-боко знающий свою дисциплину, психологию личности, педагоги-ческую психологию и педагогику высшей школы, в совершенстве владеющий методикой преподавания и воспитания.

Важнейшими компонентами педагогического мастерства препо-давателя являются гуманистическая направленность его деятель-ности, профессиональная компетентность, педагогические спо-собности и педагогическая техника.

Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно само-развитие в процессе научно-педагогической деятельности и само-образования преподавателя, систематическое совершенствование в системе повышения квалификации.

Гуманистическая направленность педагогической деятельности пронизывает все ее элементы: цели, мотивы, средства и действия, в которых во главу угла ставится личность студента, его интере-сы, ценностные ориентации, творческие способности, нравствен-ная сфера, уровень культуры, физическое и психическое здоровье. Личностно ориентированная педагогическая деятельность препода-вателя направлена на решение задач обучения, воспитания и разви-тия студентов (см. гл. 12).

Исследования показывают, что педагогическое мастерство пред-ставляет собой единство использования психолого-педагогических закономерностей образовательного процесса и передового педагоги-ческого опыта.

18.4. Педагогическое мастерство преподавателя

Как известно, современная теория обучения базируется на педаго-гических принципах гуманности, научности, связи теории с практи-кой, системности, сознательности обучающихся, доступности и др. (см.

разд. 4.5). Анализ этих принципов позволяет говорить о един-стве обучения и воспитания, общения и обособления, преемствен-ности знаний и других закономерностях как атрибутах педагогиче-ского мастерства.

В ряду достижений, питающих теорию и практику педагогическо-го мастерства, родившихся в процессе исследований и практической деятельности педагогов-мастеров, следует отметить принципы обу-чения на высоком уровне трудности (Л.В. Занков, В.В. Давыдов), ак-тивности учащихся (М.А. Данилов, М.И. Шамова и др.), проблемно-сти обучения (М.И.

Махмутов, Н.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.), теорию личностно ориентированного обучения (Н.И. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.).

При-менение на практике этих психолого-дидактических принципов и тео-рий помогает повышению эффективности (результативности) обуче-ния – одного из главных критериев педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство – это прежде всего мастерство обще-ния, а педагогическое общение носит двусторонний характер и со-стоит в реализации себя как индивидульности каждым субъектом общения. Педагогическое мастерство – высокий уровень педа-гогической деятельности, проявляющийся в мастерстве общения

и ориентированный на гарантированный педагогический результат. В качестве гарантированного результата при этом принимаются фак-торы образованности (компетентности) студента и осуществимости (включающей становление и реализацию) свойств индивидуально-сти участников образовательного процесса [186].

Одним из элементов педагогического мастерства преподавателя является педагогическая техника – совокупность умений и навыков, приемов и средств, направленных на четкую и эффективную орга-низацию учебных занятий. Например, это – выразительность речи, умение владеть голосом, жестами, мимикой, умение применять на-глядные пособия и т.д.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две груп-пы компонентов [106], первая из которых связана с умением пре-подавателя управлять своим поведением: владение своим организ-мом (мимика и пантомимика); управление эмоциями, настроением; проявление перцептивных способностей (внимание, наблюдатель-ность), техника речи (постановка голоса, дикция, темп речи), а вто-рая – с умением воздействовать на личность и коллектив и раскры-вает технологическую сторону процесса обучения (дидактические,

388 Глава 18. Профессиональная деятельность преподавателя вуза

организаторские, коммуникативные и другие умения, управление педагогическим общением, организация коллективной творческой работы и т.д.).

Внешний вид преподавателя должен быть эстетически вырази-тельным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности,но неприятно и чрезмерное внимание к ней.

Эстетическая выра-зительность преподавателя сказывается и в том, насколько при-ветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, оправданном жесте, осанке и походке.

Ему противо-показаны гримасничанье, суетливость, неестественность жестов, вялость.

Следует также осмыслить полезные советы В.А.

Сухомлинского [151] о воспитании душевного равновесия: не допускать прораста-ния угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмо-ру, быть оптимистом, доброжелательным.

Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профес-сии, развитое чувство долга, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке.

Красивая, выразительная осанка преподавателя выражает вну-треннее достоинство личности. Прямая походка, собранность гово-рят о его уверенности в своих силах, знаниях.

В то же время суту-лость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Эстетика позы не тер-пит плохих привычек: покачивания взад вперед, переминания с но-ги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках по-сторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо.

Взгляд преподавателя должен быть обращен к студентам, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, по-толку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать.

Источник: https://lektsia.com/3x584f.html

Педагогическое мастерство. Что это такое?

Что же такое педагогическое мастерство? Каковы его составляющие? Это искусство обучения и воспитания, требующее постоянного совершенствования. Только при соблюдении этого условия педагог может оказывать позитивное нравственное воздействие на личность ученика.

Фундаментом развития профессионального мастерства учителя выступают его профессиональные знания. Учитель-мастер хорошо знает свой предмет, его методику, а также основы педагогики и психологии, но при этом продолжает учиться. «Навечно вызванный к доске» — так говорят о нем в народе.

Какова составляющая педагогического мастерства и педагогические способности? Для учителя литературы, например, важно иметь творческое воображение, хорошую память, чувство языка, быть эстетически и эмоционально развитым человеком. Любому учителю необходимо обладать организаторскими и коммуникативными способностями. Да и без педагогического чутья не обойтись!

Знания и педагогические способности учителя опираются на педагогическую технику, без которой немыслимы высокие результаты работы педагога. Учителю необходимо владеть всем: и своим телом, и своим голосом, и своим эмоциональным состоянием, а главное — техникой контактного взаимодействия с ученическим коллективом и с каждым учеником в отдельности.

Каждый учитель-мастер отличается индивидуальным стилем работы. Поэтому обязательный компонент его творческой индивидуальности — артистизм. Без него учителю-словеснику уж точно не обойтись! Здесь важно все: и его тембр голоса, и его дикция, и как он читает стихи, и его речевая культура…

Вот, на мой взгляд, те каноны педагогического мастерства, которыми должен стремиться овладеть каждый учитель.

Есть, конечно, еще такие понятия, как «новые информационные технологии», «новые педагогические технологии». Без их постижения современный учитель уже не мыслит своего существования, своей работы.

И все-таки, как говорил Конфуций, «кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Сегодня, когда работа учителя довольно напряженная, мы говорим частенько о его профессиональном выгорании. Что можно противопоставить эмоциональному выгоранию учителя?

Волей судьбы учитель становится своеобразным гуру для своих учеников, причем не только по своему предмету, поведению, внешнему виду и речи, но и в поступках, оценках и суждениях. Причиной эмоционального сгорания учителя может стать страх оказаться несостоятельным перед ожиданиями учеников, стать этаким  лжегуру.

Противоядием этому, с одной стороны, становится высокий профессионализм, который дает учителю уверенность в себе, снимает страхи и комплексы, а с другой — его нравственная зрелость, внутренний стержень, который позволяет оставаться цельной личностью в эпоху перемен.

Сегодня на сломе формаций меняются общественные ценности, взгляды на мир, государство, историю, этику, искусство, а вместе с ними учебные программы и учебники. Поэтому на первый план в настоящее время выдвигаются высокая нравственность, твердая жизненная позиция педагога. То есть высокий профессионализм и твердая жизненная позиция — мой рецепт от эмоционального сгорания учителя.

Учитель воспитывает будущих граждан — патриотов России. А патриотическое воспитание — пережиток, атавизм прошлого или, по выражению Л.Толстого, «самое интимное чувство»?

«Патриотизм начинается с семьи», — сказал английский философ Фрэнсис Бэкон. Не зная своих корней и истоков, не сберегая и не приумножая нажитое предками, не уважая семейные ценности, невозможно любить родину. Поэтому воспитывать патриотизм надо начинать с таких понятий, как генеалогическое древо, семейный архив, семейные предания, традиции, происхождение фамилии.

С другой стороны, многие ли взрослые знают, почему наш флаг — триколор, откуда именно эти цвета, что они символизируют? То же — про двуглавого орла и историю музыки и слов гимна России. Добавить ко всему этому историю земель российских народов, их населяющих, историю столиц и правителей — вот и будет информационный фундамент патриотизма.

 Нам, россиянам, есть чем гордиться!

Источник: http://www.ug.ru/archive/34838

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами — детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. Овладение названными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни.

Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания.

А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость — это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и па педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.
Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой оттшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании. Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатываться, убежден, — писал он, — что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего, в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях как нужно говорить… Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение… Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено па производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.
Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, липецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены только определенные усовершенствования.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство — новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов»'. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения.

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много.

Но главное состоит R том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогических идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку.

Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя, к которому предъявляются разные требования в зависимости от времени.

Каковы же критерии педагогического мастерства в наше время? Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог — мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Он может предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, обладать педагогическим чутьем. Для педагога очень важно анализировать, опираясь не только на логические построения, но и отождествлять себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».

• Учитель-мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других. Он требователен не только к своим подопечным, но в первую очередь к себе.

• Лучший учитель тот, который вызывает у учащихся интерес к своему предмету, когда ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

• Одним из главных критериев педагогического мастерства учителя являются положительные отметки учащихся.

• Учитель-профессионал всегда будет заниматься исследовательской работой, изучением и применением новых методик и технологий.

• Настоящий профессионал никогда не остановится в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, будет участвовать в различных профессиональных конкурсах.

• Учитель-мастер всегда будет рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами, помочь им методическими разработками. Ведь в мастерстве каждого учителя имеется своя специфика – то, что характерно для высокого уровня деятельности конкретного педагога, и то общее, что присуще любому мастерству педагогического труда.

Основным критерием педагогического мастерства является личность учителя, способная к педагогическому творчеству. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянной систематической работы по самосовершенствованию. В заключении хочу сказать, что педагогическое мастерство учителя оценить трудно, практически невозможно выработать единые критерии, так как с точки зрения разных людей — директора, завуча, методиста, коллег, ученика и его родителя, учёного, бизнесмена….. взгляд на педагогическое мастерство разный. Труд педагога тяжелый и не всегда ощутим сразу. Он проявляется через некоторое время в личностных качествах ученика.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/pedagogicheskoe-masterstvo.html

Лекция №1. Педагогическое мастерство, ее элементы

Лекция №1.

Педагогическое мастерство, ее элементы

Педагогическое мастерство — проявление высокого уровня педагогической деятельности.

Как научная проблема, она возникла в XIX в.

А.С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.

Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

«Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» (А. С. Макаренко).

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е.

самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди (за исключением отдельных) наделены самой природы качествами воспитателей.

Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию.

При этом он встречается с рядом трудностей.

Во-первых, научная теория — это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает.

Во-вторых, педагогическая деятельность — это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е.

не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом.

Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Мастер — это педагог, в совершенстве владеющий современными методами преподавания. Можно ли этому научиться? Опыт многих педагогов показывает, что можно. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы.

Этапы этого пути такие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.

Показатели мастерства педагога:

Искусство педагога, воспитателя особенно проявляется в умении учить на занятиях. Опытный педагог добивается от детей усвоения программного материала именно на занятии. Для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных педагогов состоит в умении управлять деятельностью детей.

Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Педагог-мастер должен обладать даром заставлять думать на занятии, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения.

Следующая составная часть педагогического мастерства — это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у ребенка нравственность, трудолюбие, самостоятельность. Воспитатель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания.

Педагог-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача его — найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность воспитателя, интересные примеры, остроумные замечания и т.

п.

Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют росту симпатии к учителю, решают главную задачу — вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету.

Суть педагогического мастерства — это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора воспитателя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом.

^

1. Гуманистическая направленность деятельности. Заключается в направленности деятельности педагога на личность другого человека, утверждение словом и делом высоких духовных ценностей, моральных норм поведения и отношений.

Предусматривает гуманистический проявление его ценностного отношения к педагогической деятельности, ее цели, содержания, средств, субъектов.

Тот, кто не любит и не уважает детей, учащихся, не может достичь успеха в педагогическом труде, ибо только искренняя любовь и глубокое уважение педагога к воспитанникам порождают ответную любовь и уважение к нему, к его идеям, взглядов, убеждений, знаний, он учит добывать.

^

Предполагают наличие профессиональных знаний (общественных, психолого-педагогических, предметных, прикладных умений и навыков), их содержанием является знание предмета, методики его преподавания, знание педагогики и психологии.

^ является их комплексность (требует умения синтезировать материал, анализировать педагогические ситуации, выбирать средства взаимодействия), одухотворенность (высказывания собственного мнения, понимания проблемы, своих соображений).

^ — это совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения знаниями и долговременной деятельности, обеспечивающие качественно новый, высокий уровень решения сложных профессиональных задач. Педагог должен овладеть необходимыми средствами, которые обеспечивают не только педагогический влияние на питомца, но и взаимодействие, сотрудничество и сотворчество с ним.

^

К интеллектуальным средствам относятся сообразительность, профессиональное направление восприятия, памяти, мышления, воображения, проявление и развитие творческих способностей ученика.

^ — любовь к детей, вера в их возможности и способности, педагогическая справедливость, требовательность, уважение к воспитаннику — все, что составляет основу профессиональной этики учителя.

Духовные средства — основа его общей и педагогической культуры.

^

Совокупность психических особенностей педагога, необходимых для успешного овладения педагогической деятельностью, ее эффективного осуществления.

^ являются:

толерантность (толерантность — в современный язык трактует как готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, при этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются);

коммуникативность (потребность в общении, способность легко налаживать контакты, вызывать положительные эмоции у собеседника и чувствовать удовольствие от общения);

перцептивные способности (профессиональная проницательность, внимательность, интуиция, способность воспринимать и понимать другую человека, его психологическое состояние по внешним признакам);

динамизм личности (способность активно влиять на другую личность);

эмоциональная стабильность (владение собой, самоконтроль, саморегуляция);

оптимистическое прогнозирование (предвидение развития личности с ориентацией на положительное в ней);

креативность (способность к творчеству, генерирования новых идей, избегание традиционных схем, оперативного решение проблемных ситуаций);

влиятельность (способность повлиять на психическое и моральное мир детей в определенном направлении, сближаться с ними, приобретать доверие, любовь и уважение, глубоко проникать в их внутренний мир, конструировать, проектировать его).

^ (искусство, мастерство, умение).

Она предусматривает наличие специфических средств, умений, особенностей поведения педагога: высокую культуру речи, способность владеть мимикой, пантомимикой, жестами, умение одеваться, следить за своим внешним видом, умение руководствоваться основами психотехники (понимание педагогом собственного психического состояния, умение управлять собой), способность к «Видение» внутреннего состояния воспитанников и адекватного воздействия на них.

Лекция №2

Вопросы педагогического мастерства в работах современных педагогов и в истории педагогики

(В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калика и др.)

В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день.

Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

Учителя должны быть образцом: простоты — в пище и одежде, бодрости и трудолюбия — в деятельности, скромности и благонравия — в поведении, искусства разговора и молчания — в речах. А также подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни». Я.А. Каменский.

С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего «что ослабляет дух».

Я.А. Каменский требует, чтобы учитель внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением; а привлекал их отеческим расположением, минералами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».

«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения.

Без них нельзя стать настоящим учителем — воспитателем юношества: «…главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением».

Всякая программа преподавания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности Макаренковские альтернативы.

Пожалуй, никто из педагогов так страстно не убеждал педагогическую теорию заняться всерьез вопросами мастерства, как А.С. Макаренко. Выступая в Высшем коммунистическом институте просвещения, он говорил: «Теория должна разработать педагогическую технику, она должна повернуться лицом к практике.

Ко мне приходит молодежь, окончившая советские вузы, она тоже не вооружена педагогически. Они знают и психологию, и физиологию, и педагогику, и другие науки и даже «премудрости» педагогики, а пусти их усмирять двух расшалившихся ребят, и они не знают не только как им поступить, а как подойти к этим ребятам.

И в конце концов в работе опираются на ходячий, чисто мещанский так называемый «здравый смысл». Большая бедность в педагогической методике, в технике, и поэтому окончившие педагогические вузы ничего не знают: как надо говорить с учеником, нет умения сидеть, стоять, не знают, как надо пройти по лестнице.

Вы скажете, что это пустяк… А я утверждаю, что в педагогике это не пустяк.

В подготовительных материалах к «Педагогической поэме» Макаренко высмеивает педагогическую литературу. «Наудачу достаю с полки, — пишет он, — одну из книг по педагогике. Я не могу это сделать наудачу потому, что во всех книгах по педагогике о воспитателе говорится одно и то же».

В этой педагогической литературе выделялись такие главные качества педагога: чуткий, добрый, любящий детей, энтузиаст с сердцем, переполненным любовью даже к самому испорченному ребенку. Макаренко возмущал столь неделовой и сентиментальный подход к труду педагога.

О считал, что «сердце воспитателя» не должно постоянно использоваться в качестве регулятора отношений детей. Иначе воспитатель не только быстро состарится, но и не проживет 35 лет. Макаренко против «припадочных добрых сердец» изможденных педагогов-подвижников.

Эта «система добрых сердец» приведет не только к ханжеству, но скоро осложнится борьбой за симпатии детей, за титул «наиболее любимого учителя».

Макаренко призывает подойти к воспитателю не с позиций «гипертрофии сердца», а с позиций производства предлагает «посмотреть на воспитателя как на человека труда, на рабочего». Проблема педагогического мастерства связывалась у Макаренко с проблемой рационализации труда воспитателя.

«Нельзя же допустить, — говорит он, — чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди.

И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать».

А.С. Макаренко говорит о том, что педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Нужно уметь владеть своей мимикой, когда необходимо придавать своему лицу различное выражение. Воспитатель должен уметь владеть и своим настроением, быть веселым, сердитым, уметь шутить, ходить, организовывать.

«Воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если «воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» Так, в одном из своих очерков А.С.

Макаренко рассказал об учителе словесности Мефодии Васильевиче Нестерове, который обладал могучей силой влияния на ребят.

Рассказывая им о героических событиях, учитель предпочитал простую и тонкую речь, очень редко прибегал к открыто эмоциональному слову, но зато в мимике было столько эмоций-то восхищения, то осуждения, то сомнения, столько сдерживаемой силы души, что ученики не могли оторваться от его лица.

Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.

Не случайно В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

Таким образом, проблема педагогического мастерства учителя рассматривалось в разные времена не только у нас в стране, но и за рубежом.

Лекция №3.

Педагогическая техника, ее компоненты.

Источник: http://mir.zavantag.com/filosofiya/111519/index.html

Ссылка на основную публикацию