Предмет педагогики

Объект и предмет педагогики

Определение 1

Буквально «пайдагогос» (греч.) обозначает «детоводитель». Оно появилось от существительного «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»).

В Древней Греции учителем называли раба, который вел ребенка своего господина в школу. Понемногу слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле, а именно как умение «вести ребенка по жизни» – наставлять, воспитывать и учить. С накоплением знаний появилась особая дисциплина об образовании детей.Педагогика становится наукой об обучении и воспитании детей.

В теории так же совершился переход от определенных фактов к более полным случаям. Такое понимание педагогики держится примерно до середины XX века. Только за последние десятилетия пришли к пониманию того, что как дети, так и взрослые нуждаются в высококвалифицированном педагогическом управлении.

Самое короткое, общее и к тому же сравнительно полное объяснение новейшей педагогики звучит так:

Определение 2

«Педагогика – это учение о воспитании человека».

Термин «воспитание» здесь используется в самом широком значении, заключая в себя образование, обучение и развитие. Педагогику можно представить как учение о правильности обучения детей, об управлении его развития согласно потребностям общества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предмет педагогической науки

Предмет педагогики – процесс, нацеленный на усовершенствование и развитие личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Предмет – это то, что меняется в деятельности. Установленная группа означает некое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира. Главное различие предмета от объекта заключается в выделении свойств и признаков.

Определение предмета педагогики трактую по-разному. Например, П.И. Пидкасистый рассматривает предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую осуществляют в учебно-воспитательных организациях. По словам И.Ф. Харламова – обучение индивида, это особенная деятельность общества. Согласно В.А.

Андрееву, предметом педагогики является единая система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого самообразования человека. Б.С. Гершунский уверен, что это не только работа, связанная с непосредственной деятельностью педагога-практика с учащимися, но и работа научно-экспериментального и руководящего характера. В.В.

Краевский полагал, что предметом педагогической науки является построение отношений, которые появляются в педагогической деятельности.

Каждое поколение людей решает следующие важные задачи – изучить опыт предшествующих поколений, обогатить, увеличить и в конце, предоставить его последующим поколениям.

А более точное изложение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда».

Предмет педагогической психологии – процесс исследования психологических законов обучения и воспитания – как со стороны воспитуемого, так и со стороны того, кто создает это обучение и воспитание.

Раскрывая понятие «предмет педагогической науки», следует затронуть ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений действительности.

К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Рисунок 1. Предмет педагогической науки

Становление человека – это процесс развития его личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых общественных и природных факторов.

Обучение в обширном толковании представляет из себя целевой процесс развития умственных способностей, физических и религиозных сил личности, подготовленных ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Воспитание, исходя из короткого определения — это регулярное и направленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью создания у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование – процесс и результат изучения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе подходящего уровня формирования личности.

Воспитание получают в основном процессе обучения в учебных заведениях, руководят процессом обучения профессиональные педагоги. Тем не менее, большую роль играет самообразование, то есть самостоятельное приобретение знаний.

Определение 3

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика осваивает и вырабатывает принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций. Эта отрасль педагогических знаний разрабатывает основные законы обучения и воспитания. Составляющими пунктами общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности. Педагогика высшей школы подготавливает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает вопросы перевоспитания осужденных.

Объект педагогической науки

Объектом педагогики является одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает формирование, развитие человека.

Педагогика рассматривает процесс усовершенствования личности основываясь на собранный людьми социальный опыта, без которого немыслимо любое производство, будь то материальное, будь то духовное, так как именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Создаваясь вместе с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как иные сферы социальной деятельности, выявила склонность к осложнению своего содержания и форм.

Если раньше, она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере увеличения форм активности человека и раскрытие его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли.

Образование переходит в специализированную область и становиться особой профессией.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obekt_i_predmet_pedagogiki/

Объект и предмет педагогики

Родоначальниками педагогики (от греч. paidagogike, paidos — дитя и ag5 — веду, вос1жтываю) признаны древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н.э.) и древнеримский философ Сократ (ок. 470—399 до н.э.).

К педагогической деятельности Конфуций приступил в возрасте 30 лет, открыв первую в истории Китая частную школу. Основной упор в ней делался на четырех дисциплинах: «культуре» (письменная классика), «поведении» (этика), «преданности» (политика) и «доверии» (психология).

Условия приема и обучения давали равные возможности «вне зависимости от рода» за минимальную .плату — связку сушеного мяса.

Учение Сократа было устным — все свободное время он проводил в беседах с учениками о добре и зле, прекрасном и безобразном, о том, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Сократ считал, что все надо подвергать критическому анализу, т.е. думать и рассуждать, ничего не принимая на веру.

Древнеримский оратор Квинтилиан (ок. 35 — ок. 95) стал первым учителем-профессионалом, основателем публичной школы красноречия, получившей государственное содержание. Образовательный курс, предложенный им, состоял из семи свободных искусств, составляющих энциклопедию.

Школа имела четко всаженную практическую направленность и готовила молодого человека к государственной службе, давала ему необходимую базу для политической карьеры.

Квинтилиан уделял большое внимание требованиям к личности и профессиональной подготовке учителей, утверждал, что успех обучения во многом зависит от взаимного уважения, доверия и любви между учителем и учеником, выступал за общественный характер обучения и индивидуальный подход к воспитанникам, резко осуждал телесные наказания, верил, что все дети, за редким исключением, способны к обучению. Квинтилиан оставался авторитетом по вопросам воспитания ив Средние века, и в эпоху Возрождения.

Развивались античными философами и теоретические взгляды на задачи воспитания, его объем и состав. Высшей ценностью считалось «быть гражданином», внести свой вклад в процветание родного города, государства, полиса. Физическое развитие, военная подготовка, обучение грамоте и необходимым знаниям проводились под контролем государства.

В Средние века образовательный процесс регулировался и контролировался церковью, все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках догматов христианской идеологии.

В XVII в. складывается классическая образовательная парадигма, теоретические положения которой сохранили свое значение до наших дней (см. ниже).

По мере развития педагогика превращается в научную дисциплину, имеющую собственные объект и предмет исследования, использующую научные методы для построения педагогического знания.

Первым теоретиком народной школы, человеком, создавшим теорию воспитания и обучения на базе данных психологии, был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746—1827). Немецкий педагог, психолог и философ И.Ф.

Гербарт (1776—1841) представил педагогику в виде научной теории, опирающейся на философию, которая обосновывала цели воспитания, и на психологию, позволяющую отыскать правильные пути достижения этих целей.

Становление педагогики как науки в России связано с именем К.Д. Ушинского (1824—1870). Использовав все положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к середине XIX в., он создал стройную психолого-педагогическую концепцию и на ее основе разработал теорию воспитания и обучения.

Русский педагог подошел к пониманию детерминированности воспитания социально-экономическими условиями жизни. На базе комплексного подхода, объединяющего данные всех наук, изучающих человека и условия его существования, Ушинский заложил основы педагогической антропологии, понимаемой им как наука о воспитании развивающегося человека, т.е. собственно педагогика.

Цель воспитания он видел в формировании активной и творческой личности, подготовке человека к труду.

Педагогика, хотя и разрабатывает теоретические представления о закономерностях, тенденциях и перспективах обучения и воспитания, в то же время относится к практико-ориентированным наукам, имеющим явно выраженный прикладной характер.

Возможно, это одна из причин, по которой современная трактовка этого понятия отличается исключительной широтой. Под педагогикой понимают: • различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.

) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; • совокупность теоретических и практических наук, изучающих воспитание, образование и обучение; • науку, изучающую объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, непосредственно связанные с законами развития общественных отношений и становления человека в процессе педагогического воздействия; • область научных исследований, связанную с воспитанием, обучением, образованием; • практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию специально подготовленных людей; • специальность, квалификацию, полученную в системе профессионального образования; • учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального педагогического образования;

• искусство, виртуозность, мастерство, тонкости воспитания.

Объект педагогики — это те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, становление его личности в педагогическом процессе, объектом педагогической практики — реальное взаимодействие участников педагогического процесса: ученика и учителя.

Педагогика тесно связана с другими науками, также изучающими растущего, развивающегося человека и непосредственно влияющими на педагогическую мысль.

Направление педагогического поиска, определение целей, осмысление педагогического опыта и новых педагогических концепций определяется системой философских взглядов, которые разделяет педагогика.

Психологические знания о механизмах и закономерностях психического развития человека вплетены как в теоретические педагогические концепции, так и в конкретную практику обучения и воспитания.

Социология помогает педагогам планировать образование, соизмеряя его с основными тенденциями развития социальных групп, закономерностями социализации личности.

Человек — существо не только социальное, но и биологическое. Его индивидуальные и возрастные возможности во многом детерминированы природными факторами.

Поэтому знания из области медицины, анатомии, физиологии высшей нервной деятельности, генетики являются базовыми при организации учебно-воспитательного процесса, они позволяют интенсифицировать обучение, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей.

Непосредственно пересекаясь с множеством наук в области объекта исследования, педагогика имеет свой собственный предмет исследования. Теория педагогического процесса, его возможности, необходимость и пути реализации составляют предмет педагогики, а также философии педагогики.

Изучая закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека, педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы учения и обучения, стратегии и способы взаимодействия обучающегося и обучающего, выявляет законы управления развитием личности. Предметом педагогической практики выступают взаимоотношения между обучающим и обучающимся (способы, формы и содержание этого взаимодействия), складывающиеся в реальном педагогическом процессе, целенаправленно организуемом в специальных социальных институтах: семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Педагогика изучает основные компоненты образовательного процесса: «для чего учить», «чему учить», «как учить» — сквозь призму принятой в обществе системы ценностей, с одной стороны, и психологические представления о возможностях человека на каждом этапе его развития — с другой (рис. 27). Следует подчеркнуть, что современная педагогика рассматривает становление человека в процессе педагогического воздействия вне возрастных рамок, как это было совсем недавно.

Читайте также:  Детская мягкая мебель

Общественные системы ценностей на каждом историческом этапе менялись, как и менялись представления о психологической природе человека. Эти изменения происходили значительно чаще, чем смена парадигмы образования, т.е.

тех образцов, по которым строилась система образования, его содержание, формы и методы обучения и воспитания, формировались педагогическое мышление и позиция педагогов и обучающихся, уклад жизни учебных заведений.

В целом в истории педагогики сложились две парадигмы, соответствующие представлениям о том, что такое образование и как оно должно быть организовано: классическая и новая.

Классическая образовательная парадигма складывалась в ответ на потребности развития капиталистического промышленного производства, нуждавшегося в грамотных работниках (XVII в.).

На первый план выходит функция полезности: подготовить людей, способных обслуживать расширяющееся производство.

С этого момента и вплоть до наших дней основная цель (миссия) образования формулируется как передача ученику образцов знаний, умений, навыков (образование как «образцевание»), приобретение ими полезной для общества профессии, подготовка к труду.

Основы классической парадигмы были заложены чешским мыслителем и педагогом Я. Л. Коменским (1592—1670), исходя из принципа природосообразности. На смену религиозному содержанию обучения приходит естественно-научное.

Опираясь на современный по тому времени опыт, на все тогдашнее гуманитарное знание и понимание закономерностей развития любого природного объекта, Комен-ский предложил простую педагогическую технологию, с помошью которой «всех можно учить всему». Обоснованная им классно-урочная система обучения в школе в течение почти четырех столетий доминирует в мировом образовании.

Лекционно-семинарско-практи-ческая система вузовского обучения — лишь своеобразный вариант классно-урочной системы, поскольку фактически строится на тех же теоретических основаниях.

По содержанию образование изменилось коренным образом, но сам подход к обучению, к сожалению, остался аналогичным религиозному.

В том и в другом случае учебная информация несет знание о прошлом, о прошлых ситуациях теоретического или практического действия, передается в готовом виде и требует абсолютного принятия.

Учащийся не должен сомневаться в истинности знания, раньше религиозного, теперь — физического, химического или любого другого научного.

Сохранился и основной механизм усвоения социального опыта: объяснительно-иллюстративная «передача» знаний, с одной стороны, и заучивание учебного материала — с другой.

Такая форма обучения, получившая название «школа памяти», безусловно, имеет свои преимущества, поскольку знаковая система учебной информация компактно «замещает» реальную действительность и через каналы коммуникации адресуется сразу всем и каждому обучающемуся в отдельности.

Между тем эти 1тростые по сути представления о механизмах обучения чдалеки от противоречивой сложности человеческого бытия.

Будучи единством противоположностей: телесного, душевного и духовного, биологического и социального, сознательного и бессознательного, интеллектуального и эмоционального, рационального и иррационального, человек плохо реагирует на прямое управление собственной деятельностью, чем и объясняются многие трудности традиционного обучения.

Дополнения в виде убеждений со стороны преподавателя в привлекательности целей обучения, объяснений логики преподносимого знания, иллюстраций и доказательств его истинности и практической полезности проблем не решают.

В последние десятилетия в мире все шире распространяется новая образовательная парадигма, идущаяна смену классической.

При всей сложности этого процесса, начало которому положено еще на рубеже XIX—XX вв.

, и пестроте современных инноваций отличия классической и новой парадигмы сводятся к изменению нескольких фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование (табл. 14).

Становление новой парадигмы, которая по своему образовательному потенциалу, казалась бы, мощнее классической, — исторически длительный и противоречивый процесс. В качестве переходной можно рассматривать антропологическую парадигму (рубеж XIX— XX вв.), впервые попытавшуюся решить проблемы свободной личности, саморазвития субъекта, свободы выбора им содержания обучения.

Если в классической модели в центре учебного процесса стоят формальные элементы дидактического комплекса, а природа учащегося учитывается лишь в той мере, в какой позволяют психологическое знание и опыт преподавателя, то антропоцентрический учебный процесс «человекообразен»: вся структура учебной деятельности подчинена цели саморазвития индивида (в отличие от традиционной — формирования по образцу, шаблону).

Переход к личностной парадигме как более высокой ступени целостности расширяет функции педагогики, так как в этом случае в качестве объекта педагогического познания выступает целостный образ человеческого бытия, требующий поиска новых оснований для проектирования учебного процесса. Современные развивающиеся модели опираются на идеи гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) или де-ятельностную теорию учения (Д.Б. Эльконин — В.В. Давыдов и др.).

В современной педагогике различают следующие направления исследований.

1.Общая педагогика — изучает закономерности образования, его задачи, возможности, средства и т.п.

Общая педагогика включает в свою проблематику все виды опыта, которые влияют на рост и развитие личности, сознательно и плодотворно участвующей в жизни общества (чему и как научается личность у общества, что и как она вносит в общий багаж социального прогресса). Интересуют ее и соотношения между формальным и неформальным (спонтанным, социализационным) научением, учением и обучением.

Одним из разделов общей педагогики является дидактика (от греч. didaktikos — поучающий) — теория обучения, изучающая содержание, методы и формы преподавания и учения в образовательных учреждениях, отличных от институтов спонтанной социализации (семья, просвещение, приятельские группы и т.д.).

К общей педагогике относится также общая методика обучения и воспитания, имеющая своим предметом специальное обучение и общие его приемы, вопросы о расположении учебного материала (программа и учебный план), о способах преподавания.

Приемы преподавания зависят от учебного предмета, поэтому каждая дисциплина имеет свою частную методику. 2. Отраслевая педагогика: военная, спортивная, производственная, театральная, исправительно-трудовая и т.п. 3.

История педагогики — изучает эволюцию педагогических идей и практики образования на разных этапах общественного развития. 4. Сравнительная педагогика — исследует сходство и различие образовательных систем стран и регионов. 5.

Возрастная педагогика — в непосредственной связи с возрастной психологией исследует возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, андрогогика — обучение взрослых).

6. Коррекционная педагогика — изучает возможности обучения и воспитания детей с различными нарушениями (сурдопедагогика, логопедия и т.д.).

В России широкое развитие получило такое направление педагогики, как школоведение, рассматривающее основные принципы управления и руководства школой, организационно-методической помощи учителям, а также учета и отчетности учреждений просвещения, статистику школьного дела и т.п.

За рубежом эти же проблемы решаются другими дисциплинами: обраювательным правом, школьной архитектурой, управлением образования и др. Возможности переноса этого опыта в настоящее время активно обсуждаются в Российской Федерации.

В нашей стране, как и в ряде стран, сохраняющих германскую педагогическую традицию, дидактика дополняется относительно самостоятельной дисциплиной «Теория воспитания». В других странах, в частности франко- и англоязычных, теория воспитания не выделяется из общей педагогики.

Следует подчеркнуть, что педагогический компонент присутствует во многих видах деятельности, например в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях.

Источник: https://psyera.ru/4299/obekt-i-predmet-pedagogiki

Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики — Педагогическая деятельность, педагогический процесс и общие основы педагогики — Сидоров Сергей Владимирович

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях.

Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал «сам собой», не нуждаясь в специальном изучении.

Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования.

И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера социальной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном понимании. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее, это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочисленные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа, в сочинениях Платона и Аристотеля.

Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии.

Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский, сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особенно быстрым в XIX – XX вв.

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А.

Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.

Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как «ведение ребёнка», «детовождение»), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека.

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие:

— объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития); — преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания); — прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Читайте также:  Электронный дневник для родителей, учителей и учеников

Основные задачи педагогики:

— выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием; — изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности; — разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами; — прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее; — внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Источник: http://si-sv.com/publ/20-1-0-192

Предмет и объект педагогики

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Институт региональной экономики и управления

Реферат

Тема: «Предмет и объект педагогики»

Выполнила: студентка первого курса

заочная форма обучения

специальность 080502у здр.(0608у здр)

«Экономика и управление на предприятии здравоохранения»

Корнилова Елена Александровна

Проверил:

Санкт-Петербург

2011 г

Содержание

1. Введение

2. Основные понятия педагогики

3. Связь педагогики с другими науками

4. Развитие педагогики как науки

5. Методы научного исследования

6. Заключение

Введение

Современная педагогика (от греч. Paidos — дитя, ago — веду, воспитываю) занимает особое место в системе наук о человеке.

Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально-активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его преумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Особенностью предмета и объекта педагогики является то, что на первое место выступает, во-первых, процесс формирования высоко гуманистических отношений между педагогом и обучающимися, включающих взаимное доверие, уважение, взаимную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, и, во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, знакомая система, природа, художественное образование), развитие творческой личности,
 а также гуманизация, демократизация и гуманитаризация обучения и воспитания.

Основные понятия педагогики.

Три фундаментальных понятия педагогики: воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен, но исторически воспитание включает в себя обучение и образование. Формирование личности — процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.

Личность социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

Соотношение ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: человек — биологическая сущность, личность — социальная сущность, индивидуальность — неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности.

Формирование личности — процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Развитие — объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения.

Движущие силы развития: внутренние противоречия между возможностями личности и ее потребностями, внешние противоречия между возможностями личности и требованиями общества.

Факторы развития: внутренние (наследственный генотип, психофизиологические свойства), внешние (воспитание, среда).

Воспитание передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Воспитательные отношения — разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Самовоспитание процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Образованиекультура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование — это основа развития личности. Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.

): «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».

Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования.

Образование

· формирование образа мыслей, действий человека в обществе.

· процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Самообразование система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Обучение

· двусторонний процесс учения и преподавания

· процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

Учение ребенок познает мир. Преподавание руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка.

Таким образом, педагогическая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.

Самообучение— процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Содержание образования система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Просвещение распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и психологии).

Система образования существует общее и специальное образование. Общее — начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное — среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).

Педагогическая проблема объективно возникший в педагогической теории и практике вопрос относительно процессов обучения и воспитания.

Педагогическая задача результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т.д.).

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Т.к. педагогическая деятельность является совместной (профессия «человек» — «человек»), то строится по законам взаимодействия учителя и ученика.

Связь педагогики с другими науками

Современная педагогика прошла долгий путь развития и превратилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых носили около 20 (число может меняться).

Все они являются «дочерними», опираются в целом на структуру и принципы общей педагогики. Их делят на общепедагогические и функциональные:

Общепедагогические:

·         Дошкольная педагогика.

·         Специальная педагогика (дефектология).

·         Школьная педагогика.

·         Сурдопедагогика (глухонемые).

·         Тифлопедагогика (слепые, слабовидящие).

·         Олигофренопедагогика.

·         Отдельно стоит сравнительная педагогика (сравнение систем педагогического образования в разных странах) и история педагогики.

Функциональные:

·         Педагогика высших школ (технических колледжей).

·         Педагогика профессионально-технического образования.

·         Военная педагогика.

·         Инженерная.

·         Медицинская.

·         Культурно-образовательная.

·         Педагогика повышения квалификации.

Связь с другими науками, изучающими человека: философией, социальной психологией, этикой, эстетикой, физиологической генетикой, гигиеной и всеми науками (математикой, физикой, химией, биологией).

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии.

Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки.

Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формовать» его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает «механизмы души», то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования.

Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию.

Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Источник: https://works.doklad.ru/view/UBQsR3r1oYo.html

Педагогика как наука, объект, предмет, функции

Тема работы: Педагогика как наука, объект, предмет, функции

Содержание

Введение

. Педагогика как наука. Объект педагогики

. Предмет педагогики и ее функции

Заключение

Список использованных источников

Введение

Педагогика, так же как психология и многие другие древние науки, существовала первоначально как некоторой совокупности идей в составе других наук, прежде всего, она входила в состав философии.

Первые великие педагоги, такие, как Конфуций, Сократ, Христос, были одновременно и великими мыслителями, создателями развернутых философских и религиозных учений, проповедуя которые они проявили себя как талантливые теоретики и практики педагогической деятельности.

Зарождение педагогики в качестве самостоятельной науки относится к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского.

Именно ему в «Великой дидактике» и других педагогических трудах первому удалось выявить специфику образовательной деятельности в качестве особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой категориальной основе стройную систему педагогических знаний, которая в полной мере заслуживает наименования науки.

Цель работы — изучить объект, предмет и функции педагогики как науки.

Задачи:

. Раскрыть педагогику как науку, понятие «объект» педагогики.

. Охарактеризовать предмет и функции педагогики.

Объект работы — педагогика.

Предмет работы — объект, предмет и функции педагогики.

Методы исследования: анализ теоретических источников по теме работы, систематизация и обобщение изученного теоретического материала, формулирование выводов.

Теоретической основой работы явились исследования, проведенные Н.Г. Алексеева, Е.Н. Кравцовой, А.М. Столяренко и др.

1. Педагогика как наука. Объект педагогики

На современном этапе педагогика — это сложный комплекс педагогических дисциплин, каждая их которых имеет свой собственный объект и предмет исследования.

В Древней Греции к ребенку, посещающему учебное заведение, был приставлен раб, которые должен был его сопровождать и следить за дисциплиной.

Гораздо позже педагогами стали вольнонаемные люди, занимающиеся наставлением, воспитанием и обучением детей разного возраста.

Так, постепенно педагогика стала восприниматься в качестве искусства вести ребенка по жизни, т.е. обучать, направлять его духовное и физическое развитие [2, с. 102].

Читайте также:  Прогулка по морю

Общеизвестно, что каждая наука имеет свой объект исследования. Под объектом науки понимается та либо другая часть действительности, материальной, идеальной либо социальной, на которую непосредственным образом направлен интерес ученого.

К примеру, физика изучает природу в целом, биология изучает живую природу, антропология проводит исследования по выявлению особенностей человека в качестве уникальной части живой природы, а социология призвана изучать связи, взаимоотношения людей друг с другом.

Объект педагогики — одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно разновидность, обеспечивающая развитие, совершенствование человека.

Если, к примеру, экономическая наука изучает коммуникации между людьми, которые складываются в процессе производства ими материальных благ, а культурология исследует процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на базе накопленного людьми социального опыта, без которого невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, так как только человек является субъектом любого рода социальных отношений [1, с. 161].

Данную направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, которые призваны обеспечивать развитие умственных, нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, которое происходит, как было указано выше, от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести, что на русский язык можно перевести (дословно) как детоводческое мастерство, либо тесное взаимодействие между ребенком и его наставником. Педагогом стали называть человека, который на базе данной науки вводит ребенка в жизнь таким образом, чтобы дальше он смог идти сам [1, с. 163].

Появившись вместе с человеком и человеческим обществом, сфера педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, обнаружила тенденцию к усложнению своего содержания и форм.

Так, если на первом этапе своего развития она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере эволюционного развития форм активности человека и расширения его познаний, с переходом от собирательной к производящей экономике, появлением земледелия, ремесла, торговли, и образование превратилось в специализированную область, стало особой профессией.

Характер такого рода деятельности дает возможность уяснить лингвистический анализ терминов «педагогика», «образование».

В греческом языке образование выражалось еще одним словом «пайдейа», которое обозначало взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию своей сущности сообразно собственной природе. Философ Фалес (624-547 до н.э.) пытался сравнивать процесс образования человека с выращиванием винограда [4, с. 88].

В латинском языке слово «культура» тоже переводится как взращивание, вскармливание, культивирование людей согласно с их природой в их собственных интересах и на благо обществу; термины «образование» и «культура» оказываются очень близкими по смыслу [4, с. 91].

Этот главный смысл слов «педагогика», «образование» сохранился и в современных европейских языках.

К примеру, в английском языке слова «eclucatio» и «cultus» используются в качестве однозначных и переводятся как «вскармливание», «взращивание».

В немецком языке слово «Bildung» в первоначальном своем смысле означает «построение», «создание» [5, с. 121].

Таким образом, по общему смыслу педагогическая, образовательная деятельность представляет собой специфический социальный процесс, в результате которого происходит формирование или создание нового человека, его второе рождение.

Обобщая вышесказанное, отметим, что теория педагогики либо общая педагогика в логической последовательности рассматривает содержание понятий образования, обучения, воспитания, образовательных технологий, включая компьютерные, а также системы управления образовательным процессом с целью обеспечения их высокого качества. Основной дидактической единицей в данном случае выступают указанные выше ключевые понятия, которые составляют основу категориального аппарата педагогической науки.

Объектом своего исследования различаются такие отрасли педагогической науки, как детская педагогика и андрогогика, т.е. педагогика взрослых. Специальной областью науки об образовании является дефектология, которая исследует методы обучения людей, которые имеют те либо другие отклонения в умственном и физическом развитии.

. Предмет педагогики и ее функции

педагогический образование обучение воспитание

Под предметом той либо другой науки обычно принято понимать некоторая часть идеальной, духовной реальности, которая представляет собой логически связанную, которая базируется на разуме, совокупность размышлений ученого о том либо другом объекте действительности.

Данного рода размышления не могут охватить всей сложности исследуемого объекта, практически всегда имеют объект-субъектный характер, т.е.

выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и по этой причине всегда лишь в той либо другой степени соответствуют объекту.

По мере усложнения содержания педагогической деятельности, роста многообразия ее форм стал необходим и специальный анализ педагогических отношений, как и других областей социальной действительности.

Из совокупности данных размышлений сформировалась еще в Древнем мире особая отрасль знаний, которая существовала первоначально в виде составной части других наук, таких, как философия, история, а затем уже, к Новому времени, она организовалась в самостоятельную науку [1, с. 163].

На современном этапе предмет педагогики как науки определяют в качестве совокупности размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

Педагогика, следовательно, представляет собой науку, которая призвана раскрывать сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, которая разрабатывает практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена ее тесная взаимосвязь с практикой в связи с тем, что ее главной задачей выступает не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

Размышления современной педагогической науки имеют направленность, как правило, на решение ряда трудных вопросов, ее «вечных проблем».

Во-первых, это проблема определения целей образовательной деятельности.

Общеизвестно, что целеполагание — это задача первостепенной важности для любого вида деятельности. Для корабля, который не имеет пристани, говорил римский философ Сенека, никакой ветер не будет попутным. Трудность решения этой задачи заключена в том, что каждая историческая эпоха в развитии народов, государств отменяет одни и выдвигает перед людьми другие социальные цели.

Несмотря на это, за последнее столетие цели социального развития нашей страны менялись несколько раз, с полной ясностью они не определены еще и на современном этапе.

Между тем без ответа на вопрос, для чего мы воспитываем людей, во имя каких целей, идеалов образовательная деятельность не может быть эффективной.

Но любая цель может быть реализована только в том случае, если она является реальной, если она соответствует действительным возможностям [4, с. 69].

По этой причине еще одна важная проблема педагогической науки заключается в исследовании человеческих возможностей, природы человека. К примеру, «если педагогика имеет цель воспитать человека во всех отношениях, говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [6, с. 131].

И хотя узнать человека в полной мере не удалось до настоящего времени еще никому, тем не менее, общепризнано, что искать разгадку тайны человеческой природы необходимо в его внутреннем мире, в его душе, в сфере его психики. По этой причине можно заключить, что уяснение уникальности человека станет возможным только на базе укрепления связей педагогики с психологией, только посредством «психологизации» педагогической науки и практики.

Другими словами, педагогика, опираясь на психологию, должна четко ответить на вопрос: кого учить?

Сложность ответа на этот вопрос заключен в том, что природа людей не только устойчива, но и весьма динамична, она непрерывно меняется вместе с изменением окружающей природной и социальной среды, в связи с чем в каждый данный момент образовательная система оказывается в результате этих изменений перед лицом совершенно новых задач в связи появлением нового «человеческого материала».

Только на основе выяснения данных проблем может быть положительно решена и третья: проблема конкретного содержания образовательной деятельности в виде набора тех либо других учебных предметов, разработки учебных планов и программ, соответствующих как целям, так и конкретным условиям обучения, прежде всего составу обучаемых. Таким образом, еще одной важной проблемой педагогической науки и практики является ответ на вопрос: чему учить? [4, с. 74].

Педагогика призвана найти ответ и на вопрос: как учить?, т.е. определить, какие именно методы, приемы, технологии образовательной деятельности наиболее соответствуют поставленным целям, установленному содержанию обучения и наличному составу учащихся.

С целью осмысления своего предмета, разрешения указанных проблем педагогическая наука разрабатывает специальный инструментарий в виде совокупности специальных понятий.

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно принято относить следующие [5, с. 214]:

-объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);

-преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);

-прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики заключаются в следующем [5, с. 216]:

-выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, которые проявляются во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;

-изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;

-разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

-прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;

-внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, на современном этапе педагогика представляет собой многоплановую науку, которая охватывает различные виды образовательной деятельности по обучению и воспитанию детей, молодежи и взрослых. Овладение как общей теорией, так и конкретными прикладными отраслями педагогической науки — необходимое условие эффективной образовательной деятельности.

Заключение

Сформулируем основные выводы по результатам проведенной работы:

. Объект педагогики — одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно разновидность, обеспечивающая развитие, совершенствование человека.

Если, к примеру, экономическая наука изучает коммуникации между людьми, которые складываются в процессе производства ими материальных благ, а культурология исследует процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на базе накопленного людьми социального опыта, без которого невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, так как только человек является субъектом любого рода социальных отношений.

. На современном этапе предмет педагогики как науки определяют в качестве совокупности размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

. К основным функциям педагогической науки можно принято относить следующие:

-объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);

-преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);

-прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Список использованных источников

1.Алексеева Н.Г.. Психология и педагогика. — М.: Эксмо, 2013. — 469 с.

2.Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. — М.: Издательский цент «Академия», 2013. — 480 с.

.Королева Т.Н. Психология и педагогика. — М.: Инфра-М, 2012. — 400 с.

.Кравцова Е.Н. Психология и педагогика. — М.: Издательский цент «Академия», 2012. — 480 с.

.Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 543 с.

.Ушинский К.Д. Педагогика. — М.: Юрайт, 2012. — 569 с.

Источник: http://diplomba.ru/work/100247

Ссылка на основную публикацию