Причины необучаемости детей

Необучаемость у детей школьного возраста

Часто уже до рождения ребенка родители начинают мечтать, кем он станет. Когда годы спустя выясняется, что ребенок страдает необучаемостью и не сможет многого добиться в жизни, это становится для них тяжелым ударом.

Одни родители винят себя, другие отказываются признавать проблему и возлагают ответственность на школу и учителей. Однако причины необучаемости на самом деле неизвестны.

Подобное поведение родителей вполне понятно. В конце концов, именно оно заставляет их искать способы помочь своему ребенку.

Распространенность заболевания

По некоторым данным, количество необучаемых детей составляет около 5% от общего числа школьников.

Определение

Необучаемость – это широкое понятие, которое применяется к детям с разными проблемами: кто-то не может овладеть чтением, письменной или устной речью, счетом, логикой, кто-то не может управлять своим поведением.

На экзаменах и контрольных такие дети показывают нестабильные, непредсказуемые результаты. У них бывают нарушения восприятия и внимания, двигательные проблемы и отклонения в поведении.

Необучаемые дети часто импульсивны и сталкиваются с трудностями в общении.

Причины

Точные причины необучаемости неизвестны. Основной причиной, по-видимому, являются небольшие нарушения в функционировании головного мозга. Происходит что-то вроде «короткого замыкания», в результате которого информация не поступает туда, куда нужно.

Большую роль играет наследственность. Исследования показали, что если родители страдали необучаемостью, те же трудности часто встречаются и у детей. Однако нередко необучаемые дети рождаются в семьях, где раньше подобных проблем не было.

Определенную роль играют и внешние факторы. Необучаемость у ребенка может быть связана с употреблением женщиной наркотиков и алкоголя во время беременности. Ее развитию способствуют отравление свинцом, плохое питание и малый вес ребенка при рождении.

Для установления причин расстройства нужны дальнейшие исследования. Однако уже сегодня известно, что необучаемые дети часто отличаются острым умом, лидерскими качествами, спортивными, музыкальными, художественными талантами. Чем раньше будет выявлена необучаемость, тем больше вероятность, что ребенок справится с трудностями, которые ожидают его и после школы.

Главные признаки

Родители – первые и лучшие учителя своих детей, и именно они чаще всего обнаруживают признаки необучаемости. Точного набора симптомов нет, но на некоторые особенности следует обратить внимание.

В дошкольном возрасте

  • Ребенок начинает говорить позже других детей
  • Нуждается в помощи логопеда
  • Очень медленно набирает словарный запас, с трудом находит нужное слово
  • С трудом запоминает буквы, цифры, цвета, дни недели
  • Легко отвлекается, не может сосредоточиться и следовать указаниям воспитателя
  • Плохо владеет тонкой моторикой

В детском саду и подготовительных классах школы

  • С трудом понимает связь между буквами и звуками
  • Часто путает простые слова
  • Делает грубые ошибки при письме и чтении; переставляет буквы в словах
  • Путает порядки в числах (последовательность цифр) и математические знаки
  • С трудом запоминает факты и осваивает новые навыки
  • Неловко держит ручку или карандаш
  • Часто ведет себя импульсивно, не умеет планировать свои действия
  • Испытывает трудности с определением времени
  • Страдает плохой координацией движений, часто попадает в неприятные ситуации

В начальной школе

  • С трудом читает и отказывается читать вслух
  • С трудом понимает словесное содержание математических задач
  • Плохо пишет, неуклюже пользуется карандашом
  • Затрудняется с выделением суффиксов, приставок, корней и других частей слова
  • Плохо запоминает материал
  • С трудом заводит друзей
  • Имеет низкую самооценку
  • Получает самые плохие отметки за контрольные работ и на экзаменах

В средней школе

  • По-прежнему плохо пишет
  • Не может выделить основную мысль в тексте и сделать резюме
  • Плохо запоминает
  • Выполняет задания очень медленно и либо не обращает внимание на детали, либо, напротив, застревает на них
  • Плохо воспринимает изменения и с трудом к ним приспосабливается
  • Избегает всего, что связано с чтением и письмом
  • Не способен овладеть абстрактным материалом
  • Неправильно понимают прочитанное

Обследование детей с признаками необучаемости

Если учителя или родители подозревают, что ребенок страдает необучаемостью, сначала нужно подтвердить эту оценку. Для этого есть особые медико-педагогические комиссии. Инициатором обследования могут выступить врачи, родители, воспитатели или учителя. Однако в любом случае необходимо согласие родителей.

Способов тестирования ребенка очень много. Все зависит от возраста и симптомов. На первое заседание комиссии приглашают вместе с ребенком родителей. В этот момент все члены семьи, как правило, напуганы и растеряны. Лучше заранее подготовиться к встрече и записать вопросы, которые хотелось бы обсудить. Не бойтесь уточнять смысл ответов, если специалисты используют непонятные термины.

Видов нарушений, связанных с необучаемостью, очень много. Соответственно, для диагностики используются разные методы. Комплексное обследование начинается с медицинского осмотра, чтобы исключить расстройства зрения или слуха. Затем подключаются другие специалисты. Обычно в обследование входят:

  • Беседа с ребенком и наблюдение за его поведением
  • Изучение истории болезни
  • Беседа с родителями (сведения, полученные от родителей, самые важные, поскольку они знают ребенка с рождения и могут дать важную информацию о его развитии)
  • Психологическое тестирование, обычно его проводит психолог или психоневролог
  • Изучение карты психолого-педагогических наблюдений (оценка уровня социализации)
  • Оценка речевого развития, заключение логопеда
  • Оценка развития тонкой моторики и чувственного восприятия
  • Оценка развития крупной моторики, мышечного тонуса и координации движений

Обследование направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребенка и понять, что он может усвоить и где у него возникают трудности. Полученная информация будет решающей при выборе оптимальных условий для его дальнейшего обучения.

План развития при необучаемости

На заключительном заседании медико-педагогической комиссии каждый специалист выносит свое заключение и предлагает меры по коррекции симптомов необучаемости. Родители присутствуют на заседании и активно участвуют в этом процессе.

Необучаемые дети зачастую считают себя тупыми или ленивыми. Разрабатывая программу помощи таким ребятам, нужно обращать внимание на их сильные стороны и таланты. Необходимо объяснить ребенку, что необучаемость не означает, что он не способен учиться, просто его надо учить по-другому, чем остальных детей.

Лучше всего, когда коррекционные классы существуют в обычной школе. В этом случае у ребенка не возникает ощущения отчужденности от сверстников. Однако иногда оптимальным является перевод в специальную школу.

Родитель – лучший защитник интересов своего ребенка, а для этого нужно быть хорошо информированным, Чаще встречайтесь с учителями и другими специалистами. Обсуждайте успехи ребенка. Родители имеют право знакомиться с любыми документами, касающимися их сына или дочери. Коррекционное обучение регулируется законами, которые вам нужно обязательно изучить.

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся проявления необучаемости.

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности. Это неврологическое заболевание, которое начинается в раннем детстве и подчас сохраняется и во взрослом возрасте. Выражается в неспособности контролировать свое поведение и поступки. Диагноз ставит врач-невролог.

Нарушение языковых навыков. Обучение языку связано с двумя способностями: понимать сказанное или прочитанное и уметь выражать свои мысли устно или письменно.

Если у ребенка проблема с выражением своих мыслей, то это становится заметно, когда он начинает говорить. Проблемы с пониманием не столь очевидны. У детей могут быть также трудности с абстрактным мышлением или подбором подходящих слов.

Если вы предполагаете, что у ребенка проблема именно с языковыми навыками, это можно уточнить с помощью специальных тестов.

Трудности с чтением. Дети могут столкнуться с трудностями при понимании, анализе и пересказе текста. Общий термин, который применяется для обозначения этих проблем, – дислексия. Коррекционные мероприятия подбираются индивидуально. Такие дети часто сталкиваются также с трудностями при счете, письме и т. п.

Несколько слов в поддержку «необучаемых» детей

Очевидно, что необучаемые дети чувствуют себя ущербными. Повысить их самооценку – важная задача, стоящая перед учителями и родителями.

Не зацикливайтесь на неполноценности ребенка, лучше подчеркивайте и развивайте его сильные стороны. Помогите ему найти интересное увлечение. Занятия музыкой, рисованием, посещение театрального кружка, спортивной секции и другие групповые занятия дадут ребенку шанс проявить себя.

Знайте свои права. Будьте в курсе новостей, связанных с коррекционным обучением. Объединитесь с другими родителями, которые могут оказать вам помощь и поддержку. И самое главное – не сдавайтесь. Исследования проблемы продолжаются, и это дает родителям и детям надежду на лучшее. 

Источник: https://www.zdorovieinfo.ru/bud_v_forme/zdorovie-detej/mladshie_shkolniki/neobuchaemost-u-detej-shkolnogo-vozrasta/

Диагноз «необучаемость»

Что это?

 Приходилось ли вам замечать, что ваш ребенок испытывает трудности с обучением — не может внимательно слушать, связно выражать свои мысли, думать, читать, писать, не усваивает правила правописания и никак не научится считать и решать математические задачи? Насколько сильно проявляются эти симптомы и мешают ли они процессу обучения? Возможно, ребенок не может сосредоточить внимание на одном предмете и поэтому кажется, будто он постоянно витает в облаках? В этом ваш сын или дочка не одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в мировом масштабе) страдает от необычного расстройства — необучаемости. Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания. Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми он обладает на каждой ступени развития». Диагностика расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему этапу — поиску проверенных способов разрешения ситуации.

Кроме полной и абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости.

Необучаемость как заболевание

Не существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить только на позднем этапе развития ребенка.

Некоторые дети страдают необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается несколько видов необучаемости. Психологи считают, что существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из них можно установить, некоторые — нет.

Иногда нарушения связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная экологическая среда в детстве.

Выделяют также другие причины возникновения необучаемости: * Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности * Запаздывание в развитии — замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками * При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной системы. * Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения * Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде * Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве

Диагностика необучаемости

В школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное.

Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или взрослому) только после проведения всех необходимых тестов.

Виды необучаемости

Нарушение в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим расстройством, отличаются от ровесников следующим: * Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции). * Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций). * Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций).

Нарушения, связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень медленно учится читать, писать и считать — гораздо медленнее своих ровесников.

* Расстройство чтения. Это необычное расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным потенциалом и реальными результатами их обучения. * Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах. * Расстройство счёта. Дискалькуляция — это нарушение, при котором ребенок не может справиться с математическими задачами или понимать математические правила и абстрактные математические концепции.

Другие нарушения: если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам.

Читайте также:  К школе готовы?

Расстройство координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например, ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать.

Невербальное расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению математических способностей и зрительной памяти.

Расстройства внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость.

Поэтому расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с образовательными способностями ребенка.

Как помочь

Если ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе и на работе.

Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе. Медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка.

В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок.

Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки. В этом ваш сын или дочка не одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в мировом масштабе) страдает от необычного расстройства — необучаемости. Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания.

Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми он обладает на каждой ступени развития». Диагностика расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему этапу — поиску проверенных способов разрешения ситуации.

Кроме полной и абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости.

Необучаемость как заболевание

Не существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить только на позднем этапе развития ребенка.

Некоторые дети страдают необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается несколько видов необучаемости. Психологи считают, что существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из них можно установить, некоторые — нет.

Иногда нарушения связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная экологическая среда в детстве.

Выделяют также другие причины возникновения необучаемости: * Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности * Запаздывание в развитии — замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками * При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной системы. * Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения * Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде * Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве

Диагностика необучаемости

В школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное.

Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или взрослому) только после проведения всех необходимых тестов.

Виды необучаемости

Нарушение в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим расстройством, отличаются от ровесников следующим: * Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции). * Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций). * Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций).

Нарушения, связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень медленно учится читать, писать и считать — гораздо медленнее своих ровесников.

* Расстройство чтения. Это необычное расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным потенциалом и реальными результатами их обучения. * Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах. * Расстройство счёта. Дискалькуляция — это нарушение, при котором ребенок не может справиться с математическими задачами или понимать математические правила и абстрактные математические концепции.

Другие нарушения: если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам.

Расстройство координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например, ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать.

Невербальное расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению математических способностей и зрительной памяти.

Расстройства внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость.

Поэтому расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с образовательными способностями ребенка.

Как помочь

По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе и на работе.

Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе.

Медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости.

Заметное улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка. В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами.

В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок.

Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки.

Источник: http://xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai/diagnoz-neobuchaemost

Необучаемость ребенка

Насколько сильно проявляются данные признаки и мешают ли они обучению? Может быть, ребенок не может сосредоточиться на одном предмете и именно поэтому кажется, словно он постоянно летает в облаках?

В этом ребенок ваш не одинок. Каждый десятый школьник страдает от такого необычного расстройства как необучаемость. Примерно у 20% из них наблюдается расстройство концентрации внимания. Термин необучаемости определить можно как «существенное несоответствие между интеллектуальными возможностями человека и теми навыками, которые он имеет на любой стадии развития».

Диагностика расстройства и осознание ситуации поможет гладко перейти к следующей стадии – поиску проверенных методов разрешения ситуации.

Необучаемость как болезнь

Нет очевидных, видимых с первого взгляда симптомов, которые позволяют с уверенностью выявить необучаемость. Признаки проявляются в основном в легкой форме, именно поэтому порой необучаемость получается обнаружить лишь на поздней стадии развития ребенка. Определенные дети страдают необучаемостью только одного вида, в то время как у иных часто бывает сразу несколько видов необучаемости.

Специалисты полагают, что имеется много причин появления необучаемости. Некоторые можно определить, а некоторые — нет.

Порой связаны нарушения с неправильным развитием мозга, которое обусловлено генетическими факторами.

Употребление наркотиков или спиртных напитков во время беременности может вызвать данное нарушение, также как и плохая экологическая среда. Выделяют также иные причины появления необучаемости:

• травма, несчастный случай или болезнь, перенесенная мамой во время беременности; • наличие токсинов в утробе, либо развитие в плохой экологической среде; • при нормальном слухе и зрении ребенок неверно воспринимает обычные звуки и зрелища, это объясняется нарушением в нервной системе; • запаздывание в развитии — медленное развитие ребенка в сравнении с ровесниками; • ранние роды или болезни, перенесенные малышом вскоре после рождения;

• травмы, несчастные случаи или болезни, которые перенесены в самом раннем детстве.

Диагностика необучаемости

В детском садике или школе может предстать ситуация, в которой ребенок должен будет руководствоваться установками воспитателя или учителя, либо реагировать ожидаемым образом.

Порой ребенок не может понять написанный текст, или даже не всегда может понять устную речь. Необучаемость становится явной, когда отставание в учебе по мере роста ребенка не проходит. Имеются разные способы диагностики каждого типа необучаемости.

Диагноз «необучаемость» ставят лишь после выполнения всех нужных тестов.

Типы необучаемости

Определенные нарушения в развитии языковых и речевых навыков. Данное нарушение часто встречается и, в основном, его «перерастают». Детки, которые страдают данным расстройством, от ровесников отличаются следующим:

• неверно произносят определенные звуки (наблюдается нарушение артикуляции); • неверно используют слова для формулировки своих мыслей либо неверно называют предметы (наблюдается нарушение функций речи);

• понимают только небольшой процент устной речи и неверно реагируют на услышанное, либо не реагируют вовсе (нарушение рецептивных функций).

Нарушения, которые связаны со способностями ребенка к образованию: ребенок довольно медленно учится читать, считать и писать – намного медленнее одногодок.

? Нарушение чтения. Данное необычное расстройство тоже называется «дислексией». Дислексия – трудности, которые связаны с языком. Дислексы ощущают затруднения в чтении, восприятии и произношении речи и им сложно словами выразить свои мысли.

Появляется большой разрыв между их учебными возможностями и настоящими результатами их учебы. ? Нарушение письма.

Дисграфия обладает неврологической этиологией и заключается в нарушении письма, при котором человек ощущает трудности в выведении букв, либо не может изучить правила правописания и из-за этого делает ошибки даже в элементарных словах.

? Нарушение счета. Дискалькуляция – расстройство, при котором ребенок не может решить математические задачи или понять математические правила, а также математические концепции.

Другие нарушения: если проявления необучаемости ни под одну из перечисленных категорий не подпадают, то в таком случае их относят к следующим видам.

Нарушение координации движения и моторики: ребенок не может осуществлять действия, которые требуют координации групп мелких или крупных мышц. К примеру, ребенку сложно раскрашивать картинку, писать, вырезать, ему неудобно прыгать и бегать.

Невербальное нарушение: при неврологическом расстройстве функции полушарий мозга ребенку сложно осмысливать визуально-пространственную, либо невербальную информацию. Это может привести к нарушениям координации движений, сложностям с распознаванием образов, ухудшению математических способностей, а также зрительной памяти.

Нарушение внимания: расстройство внимания само по себе еще не является видом необучаемости. Но неумение концентрировать внимание ребенка сильно отвлекает от занятий и отрицательно воздействует на успеваемость. Именно поэтому нарушение внимания условно можно отнести к нарушениям, которые связаны с образовательными способностями малыша.

Как помочь ребенку

Если у ребенка установили «необучаемость», это абсолютно ничего не говорит о его интеллектуальных способностях. По сути, разум ребенка в данной ситуации может быть выше среднего.

При этом от сверстников ребенок никаким образом не отличается, однако он не владеет некоторыми навыками, которые нужны для успеха в школе, а в будущем — на работе.

Довольно важно осознавать это и не внушать малышу мысль о том, что он неполноценный, чтобы он вырос уверенным в себе и благополучным человеком.

Медикаментозное лечение абсолютно бесполезно при лечении необучаемости. Видимое улучшение может дать лишь внимание родителей и особое обучение, адаптированное к способностям и потребностям малыша.

Во многих развитых странах работают специальные государственные школы для деток с такими расстройствами. В определенных школах имеются особые программы обучения для плохообучаемых и необучаемых деток. Данные программы созданы с учетом типа необучаемости, который наблюдается у ребенка.

Читайте также:  Методологическая деятельность

Со временем малыш может побороть свои недостатки, догнать ровесников и приобрести нужные навыки.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Источник: http://kotikit.ru/qanda/neobuchaemost-rebenka/

Феномен необучаемости подростков

Подростковый возраст – это сложный переход ребенка во взрослую жизнь из детства. С ним происходит много перемен: меняется тело, поведение, мировоззрение. Проблемы с обучением в этот период будут временными, если взрослые проявят терпение, сделают акцент на достоинствах подростка, помогут сохранить ему мотивацию к обучению.

Причины необучаемости могут быть и генетическими, и социальными. Если будущая мама во время беременности не простилась с дурными привычками (пила, курила), либо перенесла какое-то тяжелое заболевание, это проявится и расстройстве нервной системы, и в неправильном развитии головного мозга.

Часто причиной возникновения неуспеваемости ребенка является школьная и семейная атмосфера. Многим подросткам, испытывающим страхи, тревожность, всевозможные переживания, сложно влиться в школьную жизнь.

Нередко подросткам, переживающим депрессии, не оказывается содействие, наоборот педагоги и родители склонны предъявлять им жесткие требования, которые неизбежно ведут к затяжным конфликтам, отчуждению от школы и семьи.

Необучаемость подростков еще может быть связана с задержкой психического, умственного развития.

Хотя при условии правильного подхода к ребенку, оказания ему соответствующей помощи учителями и родителями с годами происходит выравнивание.

Ребенок постепенно догоняет ровесников и ничем от них не отличается. При условии того, что ребенку придется решать проблемы самостоятельно, он становится более необучаем.

Определенные проблемы в общении еще один существенный фактор необучаемости подростка. Скверные взаимоотношения с одноклассниками или другими школьниками приводят к затяжным стрессам, депрессии.

Подросток, не имеющий поддержки, не может самостоятельно решить создавшуюся проблему.

Он начинает уходить от ее решения – перестает посещать школу, накапливает пробелы в знаниях, которые трудно восполнимы.

Есть немало факторов, которые связаны с процессом необучаемости подростка, например, воспитание одним из родителей, бедность, распад семьи, социально-опасные заболевания родителей (наркомания, алкоголизм и др.), безнадзорность подростка, работающие родители, неспособные осуществлять надлежащий уход за ним, родители с криминально-аморальным неадекватным образом жизни.

Большую роль в необучаемости играет наследственность. Подростки, родители которых испытывали трудности в обучении, наследуют их. Но бывает и такое, что в семье, в которой раньше не наблюдалось подобных проблем, появляются необучаемые дети.

К признакам необучаемости в подростковом возрасте относят плохое письмо, неспособность выделять главную мысль в тексте, делать резюме, работу выполняет медленно, плохо запоминает, не может освоить абстрактный материал, избегает чтения и письма, не понимает суть прочитанного.

Очевидно, что необучаемые подростки живут с чувством ущербности. Заниженная самооценка одна из значимых причин его необучаемости. Родители, педагоги, сверстники зацикливают внимание на его недостатках. В результате подросток теряет мотивацию к обучению, перестает видеть в ней смысл.

Для необучаемого ребенка важны не нравоучения окружающих (подросток сам все хорошо понимает), а их понимание и поддержка. Применение репрессивных мер со стороны взрослых в лучшем случае ведет к обиде, подчинению и разрушению доверия. В худшем случае ребенок выражает бурный протест.

Он приобретает девиантное поведение, спутники которого отсутствие дисциплины, вредные привычки, хулиганство, бродяжничество, отчуждение от школы. В таких обстоятельствах обучаемость подростка неумолимо стремится к нулю. Взрослым не стоит перекладывать всю ответственность за неуспеваемость на подростка.

Он просто не справится с ней без их помощи.

Источник: http://womenmag.ru/articles/fenomen-neobuchaemosti-podrostkov/

Необучаемые ученики: дети без мотивации

Экология жизни. Дети: Феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но без мотивации, смышлёные, но не успевающие в школе, умные, но скучающие. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Процесс обучения стал более напряжённым, чем он был десятилетие или два назад.

Феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но без мотивации, смышлёные, но не успевающие в школе, умные, но скучающие. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Процесс обучения стал более напряжённым, чем он был десятилетие или два назад.

Изменение модели привязанности наших детей крайне негативно сказалось на обучении…
Обучаемость каждого конкретного ученика зависит от множества факторов: желания учиться и понимать, интереса к неизведанному, готовности рисковать, открытости к влиянию и критике.

Необходимы также контакт с учителем, внимательность, готовность обратиться за помощью, желание достичь цели и преуспеть, и, особенно, готовность трудиться. Привязанность лежит в основе всех этих факторов и влияет на их возникновение.

При ближайшем рассмотрении можно понять, что восприимчивость ребёнка к обучению определяют четыре основных качества: природная любознательность, интегративное мышление, умение извлекать пользу из критики и контакт с преподавателем. Наличие здоровой привязанности укрепляет каждое из этих четырех качеств, а ориентация на ровесников, наоборот, сказывается на них негативно.

Ориентация на ровесников убивает любознательность.

Дети, обладающие энергией дерзновения, обычно проявляют живой интерес к отдельным областям знаний и действительно стремятся учиться.

Они получают огромное удовольствие, тренируя интуицию и вникая в суть вещей. Такие дети ставят общие задачи в обучении, любят быть оригинальными и учатся владеть собой.

Такие ученики с радостью берут на себя ответственность и сами стремятся реализовать свой потенциал.

Если эти дети не всегда хорошо успевают в школе, то скорее всего потому, что имеют собственное представление о том, что они хотят изучать, и воспринимают предложенный учебный план как нечто навязанное.

С точки зрения развития, любознательность – это роскошь. Привязанность – вот что имеет наибольшее значение. До тех пор, пока не высвободится хоть капля энергии, уходящей на поиск безопасной и надежной привязанности, движение вперед, к новым открытиям, невозможно. По этой причине ориентация на ровесников убивает любознательность.

Кроме того, любознательность делает ребёнка крайне уязвимым в мире “крутых” сверстников. За наивное удивление и увлечение предметом, за вопрос том, “как это работает” и оригинальность идей его могут пристыдить и поднять на смех. Таким образом, ориентация на ровесников ставит под угрозу само явление любознательности.

Ориентация на ровесников притупляет интегративное мышление.

Для самомотивации очень важно интегративное мышление – мышление, способное одновременно обрабатывать противоречивые мысли и чувства.

У ребёнка с хорошо развитыми интегративными способностями нежелание идти в школу соединяется с беспокойством о пропущенных занятиях, нежелание вставать утром компенсируется страхом опоздать.

Желание достичь успеха сдерживает нежелание слушать учителя, опасение неприятностей обуздывает нежелание подчиняться.

Чтобы интегративное обучение шло успешно, ребёнок должен быть достаточно зрелым и способным выдерживать двойственность мнений: испытывать смешанные чувства, поразмыслив, менять свое мнение, переживать противоречивые эмоции. Для появления уравновешивающего элемента – компонента, который гасит импульсы, негативно влияющие на обучение – ребёнку также необходима крепкая привязанность.

Он должен быть способен чувствовать глубоко и уязвимо. Например, ребенку необходимо быть привязанным к родителям или учителям настолько, чтобы его волновало то, что они о нем думают, чего ожидают от него, не расстроены ли они и не отдаляются ли от него.Неуязвимость и пренебрежение парализуют учёбу и делают ребенка необучаемым.

Интегративное мышление необходимо для того, чтобы обучение не превращалось в простую зубрежку. Чтобы решить задачу, ученик должен уметь думать в нескольких проекциях. Требуется не только видеть простые факты, но и раскрывать суть вещей, понимать глубокий смысл, улавливать метафоры, открывать основополагающие принципы.

Учащийся должен знать, как выделить главное, очистив от шелухи, и, наоборот, как сложить части в гармоничное целое. Всё, что выходит за рамки конкретного мышления, требует интегративного восприятия. 

Для полноценного обучения необходима способность видеть вещи как минимум с двух точек зрения. Если мышление одномерно, оно лишено глубины и перспективы, способности к синтезу и анализу, возможности постичь истину и глубокие смыслы. В таком случае, контекст не принимается во внимание, образ и фон почти неразличимы.

К сожалению, узкое мышление ученика не преобразуется автоматически в интегративное. Интегративная деятельность является продуктом взросления, которое ориентация на ровесников затормаживает. Незрелый человек не может развить интегративные способности.

Наша педагогика и учебный план принимают наличие интегративных способностей у ребёнка как данность. Мы пытаемся заставить детей сделать что-то, что не под силу их умственным способностям, и когда им это не удаётся, мы наказываем их за неудачу.

Те, кто обладает интегративным мышлением, полагают, что все мыслят так же, как они. Однако дети, у которых отсутствует интегративное мышление, не восприимчивы к этому виду обучения, к ним требуется иной подход. Ориентированные на ровесников подростки, как правило, оказываются слабыми учениками – неспособными мыслить, чувствовать и действовать.

Ориентация на ровесников ставит под угрозу обучение методом проб и ошибок.

Большая часть процесса обучения осуществляется через адаптацию, методом проб и ошибок. Мы пытаемся решить новые задачи, совершаем ошибки, упираемся в камни преткновения, заблуждаемся, делаем соответствующие выводы, или кто-то делает их за нас.

Неудачи являются неотъемлемой составной частью учебного процесса, поэтому основным инструментом обучения считается критика. “Бегство от уязвимости”, вызванное ориентацией на ровесников, наносит три сокрушительных удара этому виду обучения.
Первый удар поражает эмпирическую часть процесса.

Изучать новое – значит рисковать: читать вслух, выражать своё мнение, вступать на незнакомую территорию, экспериментировать с идеями.

Подобные опыты – это минное поле возможных ошибок, непредсказуемых реакций, негативных откликов.

Когда с уязвимостью уже невозможно справиться, как это происходит у большинства ориентированных на подростков детей, такие риски кажутся неприемлемыми.

Второй удар подрывает способность ориентированного на ровесников ребёнка извлекать уроки из ошибок. Чтобы научиться чему-либо на своих ошибках, прежде мы должны их признать и осознать свою неудачу. Если мы действительно хотим извлечь из этого пользу, нужно взять на себя ответственность и принять помощь, совет и критику.

Мозг защищённых от уязвимости детей абстрагируется от всего, что может заставить их почувствовать себя уязвимыми, в данном случае – от признания ошибок и неудач. Указание на то, что именно он сделал не так, вызовет у ребёнка сопротивление и враждебность.

Взрослые часто расценивают такую реакцию как грубость, но на самом деле таким образом ребёнок защищается, чтобы не чувствовать собственной уязвимости. Когда ребёнок слишком защищен от уязвимости, осознание тщетности действий не проникает в него. Это третий удар по методу проб и ошибок.

Чувство неудовлетворенности должно перейти в ощущение тщетности, и тогда мы можем примириться с тем, как обстоят дела. В том, чтобы “зарегистрировать” чувство тщетности, состоит сущность адаптивного обучения.

Когда эмоции цепенеют настолько, что мы не чувствуем грусти или разочарования, не достигнув цели, мы не учимся на ошибках, мы не даём выход фрустрации. В случае с учащимися, внешней мишенью будет “дурацкий” учитель, скучные задания и нехватка времени.

Внутренней мишенью будет сам ученик, и тогда возможны реакции вроде “Я такой тупой”.

В любом случае, грусть не перейдет в злость, эмоции, связанные с искренним переживанием тщетности, не выйдут наружу. Привычный стиль поведения не изменится, подход к обучению – тоже, и препятствия не будут преодолены. Дети, “застрявшие” в этом образе действий, не учатся извлекать пользу из неудач и критики. Они увязли в том, что у них не получается.

Дети, ориентированные на ровесников, учатся из чувства привязанности, даже если это привязанность к неподходящим учителям.

С точки зрения развития, существуют 4 основных вида учебного процесса. Ориентация на ровесников негативно влияет на 3 из них: на процессы становления, интеграции и адаптации.

Ученикам, обладающим энергией дерзновения, необходим преподаватель, который поставит их интересы во главу угла.

Ученики с интегративным мышлением сталкиваются с противоречивыми факторами, которые необходимо учитывать при решении задач.

У учащихся адаптивного типа процесс обучения осуществляется через критику и метод проб и ошибок. Такие дети способны учиться, даже не испытывая привязанности к преподавателю. Если исключить эти ключевые процессы, то обучение будет обусловлено лишь одной движущей силой – привязанностью. 

Учащиеся, у которых отсутствует энергия становления, интегративные и адаптивные способности, могут учиться только при наличии привязанности. Желание учиться может быть и не глубоким, но достаточно сильным, если оно мотивировано сильной потребностью быть рядом с преподающим взрослым – будь то учитель в аудитории или обучающий на дому родитель, или друг семьи, выступающий в роли наставника.

Читайте также:  Тест на профориентацию

Привязанность – самая мощная движущая сила в обучении и, безусловно, достаточная для выполнения заданий, даже без помощи любознательности или умения извлекать пользу из критики. Учащиеся, ориентированные на привязанность, руководствуются мотивами, не свойственными другим ученикам.

Например, они больше склонны к обучению через подражание, копирование, запоминание, хорошо воспринимают сигналы.

Такие учащиеся хотят быть не хуже других, и будут стараться работать для того, чтобы самоутвердиться, снискать признание и расположение.

Проблема возникает не тогда, когда процесс обучения осуществляется только через привязанность, а когда дети начинают привязываться к ровесникам больше, чем к преподавателю.

У ребёнка, привыкшего учиться только через привязанность и сбитого с верного пути ориентацией на ровесников, обучаемость значительно снизится, каким бы многообещающим природным потенциалом он ни обладал. Некоторые дети вполне осознанно принимают решение “съехать в учебе”.

Ориентация на ровесников делает учебу незначимой.

Для ориентированных на ровесников подростков учебные предметы становятся не важными.

Дети, ориентированные на подростков, интуитивно чувствуют, что важнее всего друзья и пребывание рядом с ними.

Ориентация на ровесников крадет учителей у учеников.

Незрелым молодым людям учиться помогает привязанность. Чем меньше у ребенка энергии становления, интегративных и адаптивных способностей, тем больше он зависит от привязанности.

 Дети, ориентированные на взрослых, смотрят на них как на стрелку компаса, указывающую координаты и направление движения.

В таком случае, они будут, скорее, верны учителю, чем группе ровесников, и будут воспринимать учителя как образец для подражания, авторитет и источник вдохновения.

Привязанность детей к преподавателю наделяет последнего естественной силой руководить поведением ребёнка, внушать ему добрые намерения, прививать общественные ценности.

Источник: https://econet.ru/articles/135831-neobuchaemye-ucheniki-deti-bez-motivatsii

Необучаемый

— Мурашова, сядешь с Тарасовым! — распорядилась учительница математики где-то ближе к концу седьмого класса.

— Это почему?! — по-подростковому ощерилась я. Спорить и препираться с учителем нам было не положено. Но вопросы задавать системой разрешалось и даже официально поощрялось («на местах» по большей части лицемерно, разумеется): обязательно спрашивайте, если вам что-то непонятно.

— А вот потому! — ответила учительница. — Иди и садись.

Даже самые бойкие из нас на открытые протесты решались крайне редко. Действовали методом тихого, но упорного саботажа. Каждый раз, приходя на урок, учительница математики видела меня на прежнем месте — у окна, рядом с моей подружкой Светкой.

— Мурашова, пересядь! — приглушенно рычала она.

Я подчеркнуто медленно собирала вещи в портфель и так же медленно, нога за ногу, плелась к последней парте, где в одиночестве, опустив голову, сидел Сережа Тарасов.

Лично против Сережи я ничего не имела. Он был крупным, рыхлым, тихим двоечником и никогда не только не делал мне ничего плохого, но даже, кажется, ни разу со мной и не разговаривал. Появился он у нас то ли в четвертом, то ли в пятом классе, оставшись на второй год.

Общался он… А с кем он, собственно, общался? — задумалась я, в очередной раз оказавшись рядом с Сережей и исподтишка разглядывая его большие, уже почти мужские руки с обведенными траурной каймой ногтями.

Сережа всегда находился вне сферы моего внимания, поэтому я не вспомнила и решила, что он, наверное, общается с двумя такими же безнадежными и тихими двоечниками (у нас еще были идейные двоечники-хулиганы, а это совсем другое дело!) — Кириллом и Игорем. С кем же еще?

После звонка, когда мы  всей гурьбой ринулись в коридор, учительница раздраженно приказала: Мурашова, останься!

«Будет мораль читать и угрожать, — подумала я. — Пропала перемена».

— Мурашова, я могу поговорить с тобой как со взрослым человеком? — спросила учительница. Это был с ее стороны беспроигрышный ход.

— Да, конечно, Марья Петровна, — ответила я.

— Мне, всей школе нужно, чтобы ты сидела с Тарасовым и помогала ему. Он совершенно ничего не понимает в математике и других предметах, и никогда уже, по всей видимости, не поймет. Но нам нужно, чтобы он выпустился из школы с аттестатом за восьмой класс…

— Короче, школе нужно от него поскорее избавиться, а за справку вас в РОНО не похвалят? — подростки часто понимают взрослость как открытый цинизм.

Марья Петровна тяжело вздохнула и окоротила себя.

—  Тарасов и так старше тебя и твоих одноклассников, его пребывание в нашей  школе лишено смысла, переводить его в другую, специальную школу уже поздно, чем раньше он окажется в жизни, тем больше у него будет шансов найти себе в ней хоть какое-то место. На экзаменах ему помогут, но нужно, чтобы он эту помощь смог понять и правильно использовать.

— Все так плохо? — удивилась я.

— Ты умная, хотя и неприятная девочка, — признала математичка. — Смотри сама.

Исследовательские задачи привлекали меня с раннего детства, а эмпатия была откровенно снижена. Я собиралась стать ученым и открывать тайны природы.   

— Да, — сказала я. — Я попробую посмотреть.

Через два дня я выяснила, что Сережа не знает таблицы умножения. Это не показалось мне особой проблемой.

Я принесла в школу свой старый железный пенал, на обратной стороне которого эта таблица была напечатана, и велела Сереже смотреть по пеналу.

Еще неделя ушла у меня на открытие того, что Сережа не понимает саму суть действия умножения. В этот момент мы проходили, кажется, разложение квадратных трехчленов.

Я велела Сереже списывать все у меня, а сама продолжала наблюдать. Еще через неделю, ковыряя ногтем краску на парте, глядя в сторону и тщательно стараясь не вкладывать в свой вопрос вообще никаких эмоций, я спросила:

— Сережа, а ты читать-то умеешь?

— Умею, конечно, ты чего! — горячо воскликнул Сережа. — В учебниках, конечно, не понимаю ни бельмеса, но вообще умею! Я даже журналы могу! Вот Кирилл…

— Что Кирилл?

— Кирилл читать почти не может, только простые слова, вроде мама, папа, а если сложные, то уже все — только если догадается…

Я посидела молча, укладывая в голове новую информацию. Пейзаж вырисовывался поистине безумный.

— Послушай, Сережа, а вот ты на уроках-то, когда Марья Петровна говорит, хоть что-нибудь понимаешь?

— Да что ты! Конечно, нет! — Сережа махнул рукой. — Вообще ничего не понимаю. Ну вот как будто мотор работает — и все.

— И давно так? — я сама услышала дрожь в своем голосе.

— Да всегда так было… Ну класса с третьего — точно.

— И ты вот так ходишь в школу каждый день восемь лет, сидишь шесть уроков за партой, и… и… шум моторов?! Как же ты это выдерживаешь?!

— Да не журись ты! — добродушно усмехнулся Сережа. — Я приспособился уже давно. Сижу, думаю о чем-то, вспоминаю, как с отцом на рыбалку ходили, когда я маленький был…

— А где сейчас твой отец?

— Умер, когда мне десять лет было. Выпил дрянь какую-то и траванулся.

Это был уже запредельный для нас тогдашних уровень откровенности. Я испугалась и быстро вернула разговор к школьным делам.

— И что же — ни одного учителя не понимаешь?

— Ну почему? На труде все понимаю и делать могу. На рисовании или физкультуре — что ж там не понять? Только я это не люблю. А вот еще… помнишь, в пятом классе у нас училка по ботанике была? Недолго. Вот что она говорила, я все понимал, даже сам удивлялся.

Я уронила голову на руки, сложенные на парте, и долго так сидела. Потом взглянула на своего соседа:

— Ну что ж, Сережа, давай, по крайней мере, попробуем.

                                      ***

В тот день моя картина мира значительно изменилась. И именно эти изменения я актуализировала 40 лет спустя, когда ко мне на прием привели четвероклассника Сережу и он сказал:

— Учительница на уроке что-то говорит — бу-бу-бу! — а я вроде и слышу, но совсем-совсем не понимаю. Как будто в голове мотор.

Рассказала родителям про Сережу Тарасова. Про десятки, сотни, тысячи детей, которые вот так, ничего практически не понимая, годами сидят в самых разных школах — от престижных гимназий до самых простеньких.

Про американского мальчика, который, не умея читать, умудрился закончить колледж, стать учителем английского языка и 17 лет проработать в школе (потом он читать все-таки выучился и написал книгу о кошмарах своего безграмотного детства и взросления).

Родители и сам Сережа глядели на меня круглыми глазами. Кажется, они никогда не рассматривали свою проблему с этой стороны.

— И что же, — осторожно спросила мать.

— Все вот эти дети… Они что же, по сути больные? С нарушениями? Это врожденное? Ну вот я читала же про все это: дислексия, дисграфия, дискалькулия… Одни говорят: это лечится, надо лекарства пить, другие говорят — заниматься много, а мы и так только и делаем, что занимаемся, он уже волосы начал себе выдирать и на той неделе сказал: зачем я вообще родился! А третьи — приходите в нашу удивительную школу, и за ваши большие деньги мы обеспечим вашему ребенку индивидуальный подход. У нас знакомые с похожей проблемой пошли в такую — работают только на эту школу, а толку чуть, там класс четыре человека, после каждого урока — игровая пауза на полчаса и кормят пять раз, и просто ничего не требуют, что сделал — то и хорошо, это такой гуманистический способ обучения. А  четвертые говорят: вот они такие, и ничего не поможет. Тогда, может, просто отстать от него? Вот ваши же эти Кирилл с Сережей как-то сами приспособились. И тот американский мальчик.

— Я не знаю, — честно сказала я. — Мне кажется, тут нет и не может быть универсального рецепта. Медицинские проблемы типа органического поражения головного мозга, разумеется, нужно искать и исключать. Если интеллект нормальный, надо смотреть дальше. Иногда дело просто в методике.

Когда в российских церковно-приходских школах было буквенное обучение — аз-буки-веди — читать по этой методике обучались только шесть детей из десяти. Когда появилось звуковое обучение, ситуация рывком скакнула вперед. Сейчас есть дети, которые вообще не могут учиться, например, по методике Петерсон.

Меняем методику — обучаются если не прекрасно, то вполне удовлетворительно. Иногда просто перехлест родительских амбиций: запихали ребенка-гуманитария в матшколу, прошло два года — и у него образовался полный завал по основному кусту предметов, он фигурально закрыл голову руками и даже не пытается уже ничего делать.

Если его не плющить, быстро забрать из этой школы и честно объяснить и ему, и самим себе, что произошло, то, скорее всего, все выправится.

Главное, мне кажется, словить вот этот момент: ребенок сидит на уроке с включенным мотором — бу-бу-бу! И такой урок не один (это со всяким бывает), и даже не один предмет…

Если словили, то сообщить ребенку: мы понимаем, что происходит, ты не наедине с этим кошмаром, мы все вместе будем с этим работать и обязательно что-нибудь придумаем.

Будем сотрудничать, а не сражаться и не закрывать глаза — вы понимаете? И твое место в этом мире однозначно существует, и мы все сделаем, чтобы тебе помочь его найти и занять, а от тебя вот прямо сейчас нужно конкретно вот это…

Кстати, Сережа Тарасов из моего детства к концу восьмого класса уверенно отличал дополнение от подлежащего и умел решить задачу в два действия. Остальное, правда, так и списывал у меня, но даже от этих небольших достижений (ему впервые стало понятно, что именно он делает в школе) — похудел и приободрился.

Маленький Сережа с надеждой взглянул на своих родителей. Мать встала с кресла, сделала шаг вперед и порывисто обняла сына. А я мысленно передала привет Сереже из своего детства и пожелала ему, где бы он сейчас ни находился, всяческих удач и благополучия.

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/848924

Ссылка на основную публикацию