Проектирование педагогических систем.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Мендыбаева М. М., Дюсембаева Т. К. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ (дата обращения: 11.12.2018).



Социализация и интеграции детей с нарушением интеллекта, занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые государством и обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь.

Как свидетельствует практика, при благоприятных условиях, человек, имеющий дефект развития, может стать полноценной личностью, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию по обучению и воспитанию детей с ОВР. Отрадно, что складывается система специального образования нового вида, позволяющая комплексно решать многие проблемы на государственном уровне.

С 2014 учебного года в образовательный процесс школы-интерната были включены дети со сложной структурой дефекта, с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Данная категория учащихся с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас более чем на 50 % ниже, чем у детей 1-го отделения.

Отставание от сверстников 1-го отделения особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения.

Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Нынешние условия обучения требуют от педагога использование новых технологий.

Современный урок — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, а встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Своеобразие текущего момента состоит в том, что новые условия ведения современного урока в коррекционной школе предполагают личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, здоровьесберегающий подход в обучении. Одним из таких технологий является технология педагогического проектирования учебного процесса. Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: целесообразности (по направленности); творчества (по содержанию деятельности);технологичности (по уровню педтехники); оптимальности (по выбору эффективных средств); продуктивности (по результату).

Итак, педагогическое проектирование — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.

Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке предполагает:

  1. Целеполагание — блок построения целей учебной деятельности; переход от понимания учителем стандарта к конструированию системы целей.
  2. Диагностика — блок самостоятельных работ, фиксирующих факт и уровень достижения целей. Содержание стандарта переводится на язык деятельности учащихся.
  3. Дозирование домашнего задания — объем знаний, обеспечивающих успешное прохождение диагностики.
  4. Логическая структура учебного процесса — трехуровневая модель, содержащая последовательность уроков, структуру учебного материала, поле программ развития.
  5. Коррекционная деятельность — направленная на улучшение качества приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Сущность, этапы иформы педагогического проектирования

1. Сущность педагогического проектирования. Термин «проектирование» (от лат. projektus — «брошенный вперед») заимствован педагогикой из технического знания. Что он означает? Проектирование — это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде.

Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала избыточно сложной, потому что стремительно развивается педагогическое знание (имеется значительный объем научно-педагогической и методической педагогической литературы); растет число методов, средств и форм обучения, воспитания, развития; выявляется все большее число факторов, влияющих на педагогические отношения: быстро обновляющееся знание, перенасыщенность программ информацией, слабая подготовка учащихся, сложная структура дефекта и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=uIBCOAqIwG0

Педагогу все труднее овладеть этими знаниями и еще труднее ими пользоваться.

А педагогическое проектирование, вобрав в себя многие идеи технического проектирования, позволит оптимизировать деятельность преподавателя.

Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов.

С какой целью преподаватель создает проект? При проектировании педагог познает и создает новую, еще не существующую реальность, чтобы изменить несовершенную практику, сделать свою деятельность совершеннее, эффективнее.

Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

2. Объекты педагогического проектирования.

Что проектирует педагог? Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации.

Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические процессы — это главный объект проектирования для педагога.

Педагогический процесс — это единство тех факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов при их непосредственном взаимодействии и подчинены дидактическим принципам.

Педагогические ситуации — это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться.

Ситуации создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и т. д. и разрешаются тут же.

Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс подгонки педагогического процесса под конкретных людей, с учетом реальной обстановки.

3. Этапы иформы педагогического проектирования.

Этап проектирования. Проектирование — это разработка созданной модели до уровня практического использования. Результатом проектирования является проект. Например, проект календарно-тематического (перспективно-тематического) плана, проект плана урока и т. д.

Этап конструирования. Конструирование — это создание материального основания для осуществления разработанного проекта на практике. Результатом конструирования является создание конструкта.

Конструкт — это то, с помощью чего будет реализован проект в конкретных условиях реальными участниками. Например, если проектом является календарно-тематический план, то конструктами будут планы занятий.

Если проект — план урока, то конструкты — это его методическое обеспечение (содержание заданий, тесты, вопросы, средства обучения и др.) Итак, деятельность учащихся и педагога предваряет педагогическое проектирование.

К формам педагогического проектирования относятся: рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, календарно-тематические (перспективно-тематические) планы, планы уроков, планы учебно-воспитательной работы и т. д.

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает использование новых образовательных технологий, методик обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития, социальной адаптации учащихся с ОВР.

Для многих педагогов знание форм педагогического проектирования является весьма актуальным, что позволяет педагогу совершенствовать в методическом плане.

Проектирование педагогического процесса может быть использовано учителем в любом виде творческой деятельности. Данная технология будет успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов.

Насколько данная технология будет эффективной, наверное, покажет время.

Литература:

  1. Послание народу «Казахстанский путь-2050» Н. А. Назарбаев.
  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебно-воспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта, педагогическая деятельность, учебный процесс.

педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебновоспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента…

Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий.

Если, проектирование для педагога — искусство, то оно требует большого напряжения, сил, чувств, сложнейшей работы мысли.

По своему существу педагогическое проектирование является сложным процессом предварительной разработки основных компонентов предстоящей деятельности с учетом необходимых факторов и особенностей его участников…

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.

– создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей.

Основой учебновоспитательного процесса является урок. В нем отражаются все особенности, проблемы и достижения этого процесса.

Урок трактуется как «педагогическое произведение», «сложное явление», отличающееся «целостностью», «внутренней…

педагогическое сопровождение, учебновоспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Читайте также:  Что делать, чтобы восстановиться после родов?

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной… Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды.

Проблемы организации процесса обучения и учебновоспитательной деятельности студентов-психологов отражены в работах В. Н. Карандашева, Г. Ю. Любимовой, Т. М. Бяукас, И. В. Завгородней, Е. Е. Сапоговой Н. И… Психолого-педагогические аспекты обучения студентов…

Основой задачей включения ребенка со сложными нарушениями в учебновоспитательный процесс является его подготовка и адаптация к обучению в школе интернате, расширение знаний об окружающей действительности, развитие коммуникативных навыков…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/

Проектирование и экспертиза образовательных систем 1 курс Педагогическое

Проектирование и экспертиза образовательных систем 1 курс Педагогическое проектирование Цель и пафос развития педагогической науки и практики — это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет. В. П. Беспалько Лекция 2

План лекции Основы проектирования как особого вида профессионально-педагогической деятельности Технологии педагогического проектирования Этапы педагогического проектирования

Список литературы Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник / Майкл Армстронг ; [пер. с англ. И. Малкова]. Санкт-Петербург: Питер , 2010. – 846 с. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии.

Проектное обучение : учебное пособие для высшего профессионального образования /Н. В. Матяш. Москва: Академия , 2011. – 141 с. Организация экспертизы в образовании: анализ практики и методические рекомендации (Приоритетный национальный проект «Образование» ) / под ред. Г. Н. Прозументовой.

– Томск : изд-во ТГПУ, 2010. – 265 с. Программно-целевое проектирование образовательных систем: стратегии инновационного развития / авт. -сост. Н. В. Томилина, Е. А. Мясоедова ; под ред. Н. В. Томилиной. – Волгоград : Учитель, 2011. – 351 с.

Современные образовательные технологии : учебное пособие / Н. В. Бордовская [и др. ]. – М. : КНОРУС, 2011. – 432 с.

Основы педагогического проектирования Проектная деятельность в ее прикладном понимании не является онтологически заданной для педагогической сферы, как, например, воспитание или обучение. Однако проявление у человека способности к проектированию относят к самым ранним стадиям развития общества.

Первоначально проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности. «Каждое действие, совершавшееся не инстинктивно, не импульсивно. . . а целенаправленно, должно было осуществляться на основе предваряющего проекта» (прообраза) (Каган М. С.

Философия культуры)

Основы педагогического проектирования Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — это процесс создания проекта, т. е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как: — прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек); — практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (Например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников и т. д. ); — технология обучения.

Основы педагогического проектирования Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения.

Основы педагогического проектирования Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» (Коменский Я. А. Великая дидактика).

Основы педагогического проектирования В истории педагогической мысли и в практике обучения четко прослеживается линия движения от сократической беседы к методу развивающей катехизации Ф. Динтера (1817). От него — к эвристике (от греч. heurisko — нахожу) и эвристическому методу А. Дистервега (1835). По замечанию последнего, всякая метода хороша, если возбуждает самостоятельность.

Основы педагогического проектирования По мере развития профессиональнопедагогического сознания проектирование из области педагогической практики перемещалось в сферу теории.

В первой трети XX столетия вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности применительно к социальнообразовательной сфере внесли представители самых различных областей знания.

Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, В. Х. Килпатрик и многие другие.

Основы педагогического проектирования Вхождение проектирования в педагогический контекст по времени совпадает с развитием исследовательских и экспериментальных форм обучения (первая четверть XX в. ).

Среди методистов обсуждается вопрос, что считать исследовательским методом в школе.

Предполагается обязательность исследовательских процедур, включающих в себя постановку проблемы, выбор объекта, предмета, формулировку цели и гипотезы; действия в определенной логике, получение результата и оценку его достоверности, новизны, значимости.

Основы педагогического проектирования Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в.

Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

В основу метода проектов были положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи, рассматривавшего детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия.

Основы педагогического проектирования В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Дж. Дьюи В. Х.

Килпатриком, который обозначил его как «от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода» (Килпатрик В. Х. Метод проектов). В. X.

Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.

Фактически метод проектов на том этапе представлял собой обучение через организацию «целевых актов» , позволявших учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях. Целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования.

Основы педагогического проектирования Дальнейшая логика развития проектной деятельности в сфере образования аналогична логике становления проектирования как части культуры.

От репродукции к исследованию действительности, от исследования к целенаправленному преобразованию.

Из развивающей и развивающейся проектной цепочке стимул к познанию—метод познания— структура знания формировался проектный способ мышления с его специфическими процедурами.

Основы педагогического проектирования Понятие проектирования в отечественной педагогической науке применялось А. С. Макаренко, разработавшим основы логики педагогического мышления.

Речь шла о проектировании личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника. Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал Г. П. Щедровицкий в 1968 г.

в работе «Педагогика и логика» , которая в свое время не увидела свет, а была полностью опубликована только в 1994 г.

Основы педагогического проектирования В 70 -е гг. XX в. проектировочный компонент был выделен в структуре деятельности педагога (Н. В. Кузьмина).

Терминологический аппарат педагогики пополняется понятиями «педагогическое проектирование» , «проектировочная деятельность учителя» , «педагогический проект» .

Объектом проектирования в данном случае выступают идеальные средства: содержание, методы и формы педагогической деятельности.

Технологии педагогического проектирования Проектирование можно рассматривать как: специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру.

Технологии педагогического проектирования В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как: практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (Например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников и т. д. ); новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);

Технологии педагогического проектирования В Интернет-версии словаря педагогических терминов педагогический проект трактуется как: комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Технологии педагогического проектирования Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование» , «конструирование» и «моделирование» .

Прогнозирование — это разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем. Проектирование и прогнозирование имеют общие цели и ориентацию на достижение результатов.

Читайте также:  Когда учеба кажется слишком тяжелой

Однако проектирование требует большей строгости и ответственности, поскольку оно осуществляется для получения результата, непосредственно используемого в практике.

Технологии педагогического проектирования Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование» , «конструирование» и «моделирование» .

Конструирование изначально возникло как вид инженерной деятельности, связанной с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или системы, которая затем создается на производстве. Современное понятие конструирования распространяется и на социальную сферу, где оно употребляется в смысле выявления, детализации, разработки и установления системы социальных связей.

Моделирование широко используется в проектировании для представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности или они по каким-то причинам недоступны

Технологии педагогического проектирования Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую.

Технологии педагогического проектирования Может быть использована в качестве: педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации; средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием; формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).

Технологии педагогического проектирования Концептуаль.

Концепция, модель, проект результата ный → Положение (о научном или образовательном Содержатель- учреждении), программы (образовательные, ный → исследовательские, развития), Государственные стандарты Технологический → Должностные инструкции, организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики Процессуаль- Алгоритмы действий, дидактические средства, ный → программные продукты, графики учебного процесса, методические рекомендации

Технологии педагогического проектирования Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана).

Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.

Например, модельный закон «Об образовании взрослых» , принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития гимназии, учебный план гуманитарного факультета института экономики и финансов).

Технологии педагогического проектирования Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, технология построения ситуации личностно ориентированного обучения, методика коллективного творческого дела). Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению. (Определенные дидактические или программные средства, методические разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения праздника и др. )

Этапы педагогического проектирования 1 этап Анализ объекта проектирования — что проектируем – ◦ педагогическую систему, ◦ педагогический процесс ◦ педагогическую ситуацию. Каждый из этих объектов сложен, многопланов, со своей структурой и внутренними связями. Чем сложнее объект, чем шире его анализ.

Этапы педагогического проектирования 2 этап Теоретическое обеспечение проектирования – ◦ изучение научных исследований; ◦ поиск теорий, на которые можно опереться в проектировании более совершенных педсистем, процессов или ситуаций, ◦ поиск информации: об опыте деятельности изучаемых объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, того или иного решения педситуаций.

Этапы педагогического проектирования 3 этап Методическое обеспечение проектирования создание инструментария проектирования: подготовка схем, образцов документов и т. д.

: ◦ содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций (разнообразный материал по отдельной теме, фрагменту).

◦ карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения, документальный материал, доклады, разработки студентов, наглядные пособия или их картотека, карточки-задания для самостоятельной работы студентов ◦ и т. д.

Этапы педагогического проектирования 4 этап Пространственно-временное обеспечение проектирования — любой педагогический проект получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Т. е. нужно проектировать только такие действия и компоненты, которые дают эффект именно в данной точке пространства и в данное время. (Уроки по спецтехнологии нужно проводить в специализированном кабинете, а не в кабинете математики).

Этапы педагогического проектирования Представляется, что для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить» , сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности. 1.

Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым). 2. Этап реализации проекта. 3. Рефлексивный этап. 4. Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

Источник: http://present5.com/proektirovanie-i-ekspertiza-obrazovatelnyx-sistem-1-kurs-pedagogicheskoe/

Проектирование педагогических систем по совершенствованию профессиональной подготовки студентов в условиях информатизации образования

В статье рассматриваются элементы педагогической системы по совершенствованию профессиональной подготовки студентов.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов в условиях информатизации образования, должно происходить в соответствии с целями и содержанием современного образования на основе принципов системной деятельности.

Внедрение новых технологий ставит и новые задачи применения компьютерных средств в учебном процессе специалистов профессионального обучения с соответствующими разработками.

Проблема в настоящее время состоит в том, чтобы сделать это наиболее эффективно и решение ее – в разработке новой педагогической системы обеспечения учебного процесса по профилирующим дисциплинам с позиции информатизации образования.

Ф.И.Перегудов отмечал: «Системная деятельность подразумевает использование совокупности взаимосвязанных логических (алгоритмических) и аналитических процедур.

Они облегчают человеку анализ реальных жизненных ситуаций, предваряющих разумный выбор цели в своей деятельности, способов ее достижения, и организационных форм реализации, позволяют объективно сопоставлять желаемое с фактически достигнутым.

Системная деятельность по самому своему определению есть эффективный и надежный метод организации знаний о реальных объектах и их поведении, своеобразный способ для обращения знаний в умение жить. Она залог высокого качества интеллектуальной жизни личности обучаемого.

Системная деятельность позволяет проиграть сложную жизненную ситуацию и найти оптимальный выход. После чего выявленные закономерности становятся обыденными. Многократно проверенные правила, рецепты, приемы выбора составляют, в конечном счете, традиционный опыт, передаваемый из поколения в поколение и закладываемый в образовательные системы» [1].

Все вышесказанное приводит нас к мысли, что необходимо иначе взглянуть на образование. Оно должно стать средством для достижения комфортного существования личности в современном динамичном мире, способствовать гармонии ее отношений с окружающей средой. Но для этого нужно осознанное поведение.

Очевидно, что динамичный мир нельзя адекватно отразить застывшей образовательной системой – образование должно стать непрерывным.

Поскольку любая личность неповторима, то в идеале каждый человек имеет право на дружественную ему систему образования, продвижение по «собственной образовательной траектории», которой не чужды индивидуальный поход, постоянная психодиагностическая и профориентационная поддержка.

Высший смысл пребывания человека в образовательной системе — максимальное раскрытие способностей и воспитанности, проявляющихся в его реальном поведении. Без перехода от обязательного обучения на первоначальных этапах к умению учиться самостоятельно в течение всей последующей жизни сделать это не удастся. Переход от обучения к научению, приобретению умений и навыков является принципиальным.

Одновременно следует признать, что появление в образовании новых информационных технологий, использующих компьютеры, видеотехнику и средства коммуникации, предоставляют нам огромный шанс оперативной организации проблемно- ориентированных баз знаний на основе реализации структурно-функциональных предметных и межпредметных связей, возможностей моделирования процессов, ранее отнесенных к категории сложных. Это достоинства новых информационных технологий, которые мы, к большому сожалению, пока системно в процессе обучения не используем.

Отсюда следует, что требуются огромные усилия по созданию учебников нового поколения на основе современных информационных технологий, техническое переоснащение учебного процесса, формирование нового педагога.

Для выявления структурных компонентов педагогической системы и функциональных связей между ними рассмотрим сначала само понятие «система».

В энциклопедическом словаре данное понятие трактуется следующим образом. Система — это целое, составленное из частей:

  • множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство;
  • совокупность элементов, действующих во взаимосвязи и взаимозависимости, и это приводит к появлению нового качества, которым отдельно каждый элемент не обладает [2].
  • каждая система имеет цель своего создания;
  • ценность системы – ее качества, свойства.
Читайте также:  Как воспитать помощника

Свойства системы задаются ее составом и структурой. Изменение цели создания системы всегда связано с изменением ее структуры.

Система, в состав которой входит человек, называется саморазвивающейся. Такие системы должны обладать инвариантными (присущими комплексу систем) свойствами:

  • открытостью (возможность обмена информацией);
  • динамичностью (гибкостью) — способностью быстро изменять структуру;
  • управляемостью (деятельностью по изменению и сохранению системы);
  • самоуправляемостью;
  • структурностью;
  • целенаправленностью;
  • целостностью;
  • алгоритмичностью [3].

Для исследования педагогической деятельности воспользуемся системным подходом.

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [2].

Из определения следует, что системный подход — это методологическое направление современной науки, выражающее идеи целостности, структурности, универсальности при изучении сложных объектов – систем, и позволяет оценить взаимосвязи  между элементами системы и установить их основополагающие связи (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин [4], В.Г.Афанасьев [5], К.Дуйсенбаев, У.Абдукаримова [6] и др.).

Разработкой педагогических систем интенсивно занимались В.П.Беспалько [7], Н.В.Кузьмина [8, 9], И.П.Подласый [10] и др. Подласый И.П. рассматривал педагогическую систему как педагогический процесс.

В своих исследованиях как Н.В.Кузьмина, так и В.П.Беспалько, выделяют следующие элементы педагогической системы, отражающие все взаимосвязи педагогического процесса:

  • цели воспитания и обучения;
  • учащиеся (учителя), их личностные особенности;
  • преподаватели или автоматизирующие педагогическую деятельность программные и технические средства обучения;
  • содержание воспитания и обучения;
  • дидактические процессы как способы реализации целей и педагогического процесса в целом (обучения, воспитания, развития);
  • организационные формы педагогической деятельности. Разработана модель педагогической системы по профессиональной подготовке студентов рисунок 1

Системообразующим элементом педагогической системы все чаще называют техно- логию учебно-воспитательного процесса, выделяя ее в отдельный узел процессуальных факторов.

При таком подходе педагогическая система — устойчивый организационно- технологический комплекс, обеспечивающий достижение заданной цели. Следует подчер- кнуть, что педагогическая система всегда технологична.

По этому признаку легко отли- чить педагогическую систему от произвольного «набора» составных частей. Техноло- гичность — внутреннее качество  системы,  определяющее ее возможности и   подчиненное весьма строгой организационной (и управленческой) логике» [10, С.

181-183], что подтверждается такими свойствами саморазвивающейся системы, как: открытость, управляемость, самоуправляемость, структурность, целостность, алгоритмичность.

Рисунок 1 — Модель педагогической системы

В свою очередь И.П.Подласый указал, что «Есть основания считать структуру рассмотренной системы неполной.

Важными элементами педагогической системы, несводимыми к выделенным, являются также «результаты», «управление учебно- воспитательным процессом», «технология» (они просматриваются в представленной им модели педагогической системы в соответствии с рисунком 1). Цели соотносятся с результатами, образуя замкнутый цикл.

Полнота совпадения цели с результатами служит надежным критерием эффективности педагогического процесса. Управление, объединяющее все элементы педагогической системы, является относительно самостоятельным элементом, поскольку имеет свои цели и структуру.

Н.Д.Хмель [11, С.97], Б.Т.Лихачев [12, С.154], К.Я.Вазина [3] и др. тоже рассматривали целостный педагогический процесс как сложную открытую систему, в основу которой заложены принципы деятельностного подхода, субъект — объектные отношения между преподавателем и обучаемым.

Открытая педагогическая система будет работать особенно результативно, если преподаватель в системе проводит рефлексию по осознанию выполненной работы и выходит на новую цель после проведения коррекционной работы.

      Все элементы педаго- гической      системы         должны  быть                   взаимосвязаны           и           направлены         на  достижение поставленной цели.

Началом, объединяющим все элементы учебного процесса и, прежде всего, деятельность преподавателя и обучающихся, является цель обучения.

На основе опроса преподавателей были установлены некоторые общие свойства генеральной совокупности объектов исследования, такие как возраст, курс обучения, образование и т.д. Выбор студентов определялся при проведении опытно-экспериментальной работы также  степенью  доступности  исследователю  необходимой  информации  и  условий для работы с ними.

Определение количества студентов в группы участников эксперимента проводилось в соответствии с положением о том, что чем более статистически однородна генеральная совокупность, тем объем выработки может быть меньше.

При этом учитывалось, что величина выборочной совокупности с одной стороны должна быть «статистически значимой», то есть достаточно большой, чтобы получить достоверную информацию, с другой – позволяющей оперативно обрабатывать полученную информацию, то есть не очень громоздкой.

С точки зрения современных требований личностно ориентированного обучения необходимо строить работу так, чтобы обучаемый принимал активное участие в разработке целей познания, то есть был не объектом, а субъектом обучения. Педагог обязан стремиться к тому, чтобы каждый обучаемый исходил из своих личных  интересов и мотивов образования и выстраивал собственную траекторию продвижения в учебном материале.

Таким образом, учитывая требования формирования выборки, были сформированы экспериментальная и контрольная группы, где нашли свое отражение общие признаки генеральной совокупности, выявленные ранее, такие как возраст, срок обучения, успеваемость и т.д.

По результатам констатирующего эксперимента рассчитываем среднее значение распределения студентов по уровням их готовности к профессиональной деятельности в процентах, что позволяет наглядно увидеть его реальную картину с помощью диаграммы в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2 — Распределение студентов по уровням их готовности к профессиональной деятельности (констатирующий эксперимент) 

Формирующий эксперимент после первого курса обучения показал следующие результаты: в контрольной группе высокий уровень показали 6% студентов; средний уровень – 29,3%; низкий уровень – 64,7%; в экспериментальной группе высокий уровень показали 6,9% студентов; средний уровень 35,3%; низкий уровень – 57,8%. Рисунок 3

Рисунок 3 — Распределение студентов по уровням их готовности к профессиональной деятельности (после первого курса обучения) 

Следует обратить внимание, что цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, то есть настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

По    результатам    исследования    В.П.Беспалько           «Цель    обучения    (воспитания) поставлена диагностично, если:

а) дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;

б) имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;

в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;

г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения» [13, С.30-32]. 

Таким образом, грамотная постановка целей при системном подходе к процессу обучения играет очень важную роль в осознании конечного результата обучающей деятельности педагога.

Литература

  1. Перегудов Ф.И. Системная деятельность и образование // Информатика и образование. – 1990. — № — С. 10-14.
  2. Советский энциклопедический словарь // Гл. ред. А.М. Прохоров, 4-е изд. — М., — 1600 с.
  3. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность – модель саморазвития человека. -Педагогика, 1990. — 196 с.
  4. Блауберг Ю.Б., Юдин Е.Г. Становление и сущность системного подхода. — М., — 270 с.
  5. Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М., 1980. — 319 с.
  6. Дуйсенбаев К., Абдукаримова У. Системный подход как научно-теоретическая основа системы управления // Поиск. – 2001. — № — С. 109-114.
  7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). — Воронеж, — 304 с.
  8. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — 114 с.
  9. Кузьмина Н.В.,    Григорьева     Е.А.,    Якунина    В.А.    Методы     системного педагогического исследования. Учебное пособие. — Л., 1980. — 172 с.
  10. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М., 2002. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  11. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. -Алматы, 1998. — 320 с.
  12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2000. — 523 с.
  13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — 192 с.

Фамилия автора: Касимова Р.М., Скабаева Г.Н.

Источник: https://articlekz.com/article/12814

Ссылка на основную публикацию