Развитие личности как педагогическая проблема

Развитие личности как педагогическая проблема — Лекции по Педагогике

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития.

Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, общей и социальной психологией, возрастной физиологией и анатомией, социологией и другими науками.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Существенное значение для педагогики имеет уяснение понятий развитие и формирование.

Под развитием следует понимать целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня его развитости.

Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств.

Интегральным регулятором развития выступает развитость личности. Развитие и развитость – важные процессы и результат степени реализации своих возможностей человеком.

В энциклопедической трактовке под формой понимается внешнее очертание, вид, выражение какого-либо содержания. Философская трактовка связана с сопоставлением категорий «содержание» и «форма». Первая – наполнение целого, частей, элементов чем-то определенным, вторая – внутренняя организация содержания.

В ходе всякого развития возникает несоответствие содержания и формы, которое на определенной стадии приводит к «сбрасыванию» старой формы и возникновению новой, соответствующей развившемуся содержанию. Формироваться – значит складываться, повышать зрелость, оформляться, приобретать внешне обнаруживающуюся определенность.

Формирование – закономерное, необходимое, объективно присущее всяким внутренним изменениям, развитию, росту явление.

Категория «формирование» применительно к личности означает сегодня признание объективно существующего и обозначаемого ею феномена внутренне происходящих у человека и внешне проявляющихся изменений, которые не в наших силах запретить или отменить.

Присвоение индивидом человеческого опыта — это процесс единства изменений содержания и формы, это обязательно процесс его формирования. Формирование — содержательное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей.

Формирование не имеет признака «финальности», конца, доведения до некоторого совершенного состояния, на котором происходит остановка. Оно бесконечно и непрерывно в жизни человека.

В этом процессе можно выделить стадии первичного формирования, становления личности (от рождения до взрослости) и ее дальнейшего формирования (совершенствования или, напротив, ухудшения, деградации, распада).

Другой вопрос — о движущих силах формирования, их внешних и внутренних источниках. Педагогику интересует, прежде всего, целенаправленное использование движущих сил. С этих позиций педагогическое формирование личности — это организация и реализация педагогической системы совместной работы с нею, содействие ее самоформированию и создание благоприятных условий для этого.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.).

Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни.

Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Личность, по определению Л.С.Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Из вышесказанного следует, что в развитии личности биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные (объективные) факторы.

Однако среди них отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии личности. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно. Воспитание же – это целенаправленный процесс.

К внутренним (субъективным) факторам развития личности относят наряду с природными склонностями, влечениями активность самой личности: ее чувства, волю, интересы деятельность. Формируемые под воздействием внешних (объективных) факторов, они сами становятся источником развития.

Источник: https://students-library.com/library/read/56964-razvitie-licnosti-kak-pedagogiceskaa-problema

Развитие личности как педагогическая проблема (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.

Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.).

Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни.

Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е.

результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом.

Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает.

Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание — быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления.

Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.

Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития.

Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности.

В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка.

Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы.

Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко).

В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

§ 2. Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация» 0, которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Читайте также:  Методика рене жиля для младших школьников: в чём заключается, как использовать

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды.

Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.

Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микрои макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения.

Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В.

Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»; юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя.

По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью.

О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

§ 3. Воспитание и формирование личности

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации 0 (семейное, религиозное, школьное воспитание).

И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности.

Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями.

Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах.

В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.

А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные, цен-ностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.

Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Источник: https://works.doklad.ru/view/nH6xOLnYIno.html

Развитие личности как педагогическая проблема | Шпаргалки.ру —

Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.).

Человек вынужден подчиняться тре­бованиям общества и при этом постоянно подавлять естествен­ные потребности.

Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятель­ности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес­се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются У нее биологические черты, прежде всего инстинкты облада­ния, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что пси­хические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо­собности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только особенностях ее деятельности, но и на образе жизни.

Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е.

результат социальной жизни, которые, определяя весь облик личности придают ей силы для преодоления своих физических недостатке и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то у время является живым организмом.

Личность, по определению Л.С.Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение и уменьшение изучаемого явления.

Последователи диалектического материализма при изучении, этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.  Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития.

К таким противоречиям относятся:

– противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

– противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися форма­ции взаимоотношений и видами деятельности;

–  противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития лично­сти (В.А. Крутецкий).

 Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через фор­мирование более высоких уровней деятельности.

В результате ре­бенок переходит на более высокую ступень своего развития. По­требность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлет­воренная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка.

Одно противоречие сменяется другим— развитие про­должается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конк­ретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитатель­ными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Мака­ренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Источник: http://shpargalki.ru/news/4991.html

Развитие личности как педагогическая проблема

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБУ ВПО «Курганский государственный университет»

Кафедра профессионального обучения

                                                                      Технологии и дизайна            

Развитие личности как педагогическая проблема. Общая характеристика движущих сил основных закономерностей и факторов развития личности.

Выполнила:

Студентка группы ПЗ-10314s

Читайте также:  Страна троечников

Белобородова Е.А.

Направление подготовки: Профессиональное обучение

Профиль: ДПИ и дизайн.

Номер зачетной книжки: 131409214

Проверила:

Преподаватель дисциплины: Общая и профессиональная  педагогика

Алексеене Е.П.

2015г

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Личность в педагогической науке………………………………………………..4

Три основных направления в развитии личности……………………………….6

Движущие силы развития личности……………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………10

Литература……………………………………………………………………….11

2

Введение

 Проблема личности как таковой и ее развития в созданных условиях является одной из ключевых и сложных проблем в теории и практике педагогики.

Эта проблема в связи с различностью аспектов рассматривается разными науками: социологией, возрастной анатомией и физиологией, педагогической и детской психологией и так далее.

Педагогика же выявляет и изучает самые эффективные условия для слаженного развития личности во время воспитания и обучения. Зарубежная педагогика выделяет три основных направления в развитии личности.

 Личность представителями биологического направления рассматривается как природное существо, поведение человека зависит от присущих ему с момента рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Человек в любой ситуации вынужден подчиниться требованиям общества, при этом постоянно подавляя свои естественные потребности.

Для того чтобы эту постоянную борьбу внутри себя скрыть, он надевает маску, в других случаях неудовлетворенные естественные потребности замещаются каким-нибудь видом деятельности.

 По мнению представителей упомянутого направления (к которым относится, к примеру, Зигмунд Фрейд) такие явления общественной жизни как революции и забастовки являются естественными для простых людей, которым присуще стремление к бунтарству, жестокости, нападению, заложенное с рождения. Однако в реальности люди могут действовать и против своих естественных потребностей, при этом исполняя долг борца, патриота или гражданина.

3

Личность в педагогической науке

Развитие личности. Личность в педагогической науке. Сторонники социологического направления полагают, что, несмотря на то, что человек рождается биологическим существом, в процессе жизни он под влиянием социальных групп, с которыми общается, проходит через социализацию.

Они вывели своего рода закономерность – чем ниже уровень развития личности, тем резче и ярче у нее проявляются биологические черты, такие как инстинкты разрушения, обладания и половые.

Сторонники биосоциального направления полагают, что психическим процессам (мышление, восприятие, ощущение) присуща биологическая природа, а способности, интересы и направленность личности формируются в качестве социальных явлений. Такое деление личности не объясняет ни ее развития, ни ее поведения.

В отечественной педагогической науке личность рассматривается как одно целое, которому присуща невозможность отделить биологическое от социального. Когда в биологии личности происходят изменения, они сказываются и на особенностях ее деятельности, и на образе жизни.

Решающая роль при этом отводится целям, интересам и мотивам – результатам социальной жизни, определяющим облик личности и придающим ей силы, необходимые для преодоления особенностей характера и физических недостатков.

 Личность это не только продукт общественной жизни, но еще и живой организм. В поведении и формировании личности чрезвычайно сложны отношения между социальным и биологическим, которые неодинаково воздействуют на нее в разных ситуациях, этапах развития и видах общения.

К примеру, если смелость человека основана на желании привлечь внимание к своей персоне (естественная потребность в признании), то она может дойти и до безрассудства. В другом случае, когда о смелости человека знает лишь он сам, она может побуждать смело встречать жизненные трудности. Кроме того, важным является видение степени выраженности качества.

Так, если вежливость чрезмерная, она может восприниматься как подхалимство, непоседливость – свидетельствовать о быстроте переключения внимания и живости интереса, послушание – показывать безразличие и пассивное исполнение требований. Л.С. Выготский определил личность как целостную психическую систему, выполняющую определенные функции.

Она формируется для обслуживания этих функций, основными из которых являются – творчески освоить общественный опыт и включиться в систему

4

общественных отношений. Стороны личности можно обнаружить лишь в деятельности и отношениях с другими. Формируется, проявляется и существует личность в общении и деятельности. Отсюда и самая важная ее характеристика – это социальный облик человека, связанный своими проявлениями с жизнью окружающих.

 Развитие личности. Также в зарубежной и отечественной педагогике существуют различия в понятии сущности развития личности. Развитие метафизиками рассматривается в качестве процесса количественного накопления, простое повторение, уменьшение (увеличение) изучаемого явления. А отечественная педагогика опирается на положения диалектического материализма, которым развитие рассматривается в

качестве неотъемлемого свойства природы, мышления и общества, в качестве движения от низшего к высшему, рождения нового и преобразования или отмирания старого.

 Развитие личности при таком подходе является единым биосоциальным процессом. В нем происходит и количественные изменения, и качественные преобразования. Обусловливается эта сложность противоречивостью процесса развития.

 Движущими силами развития личности, возникающими и преодолевающимися в процессе воспитания и обучения, являются противоречия, такие как: между новыми потребностями, которые порождает деятельность и возможностями их удовлетворить; между старыми видами деятельности, формами взаимоотношений и возросшими духовными и физическими возможностями ребенка; между имеющимся уровнем развития личности и растущими требованиями со стороны взрослых и общества. Эти противоречия являются характерными для всех возрастов, но в зависимости от возраста, когда проявляются, они приобретают специфику. Разрешить противоречия человек способен лишь формируя более высокий уровень деятельности. Как результат – ребенок вступает в более высокую фазу своего развития. Удовлетворяется потребность – снимается противоречие. Если потребность не удовлетворена, рождается новая, более высокая. Противоречие сменяется следующим противоречием и продолжается развитие.    

5

Три основных направления в развитии личности

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.).

Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нес биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни.

Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е.

результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом.

Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом

6

никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание — быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления.

Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.

Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития.

Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

— противоречие между новыми  потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

— противоречие между возросшими  физическими и духовными возможностями  ребенка и старыми, ранее сложившимися  формами взаимоотношений и видами  деятельности;

— противоречие между растущими  требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным  уровнем развития личности (В. Л. Крутецкий).

7

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности.

В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка.

Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы.

Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко).

В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

8

Движущие силы развития личности

 Движущей силой развития  личности являются противоречия. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Различают внутренние и внешние противоречия. Внутренние возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

Внешние противоречия стимулируются силами из вне, отношениями человека с другими людьми, обществом природой. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения «хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет» — это типичные пары выражающие наши потребности.

между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутецкий).

Все противоречия нужно умело использовать, разрешать, только тогда и будит происходить развитие личности.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_16/razvitie-lichnosti-kak-pedagogicheskaya-problema/615303.3571543.page1.html

Развитие личности как педагогическая проблема 1 Основные

Развитие личности как педагогическая проблема 1

Основные вопросы: 2

Личность l l Личность – особое качество, которое приобретает индивид в обществе в совокупности тношений, о общественных по своей природе, в которые он вовлекается. Личность рассматривается как интрегративное образование, формирующееся в предметной деятельности и общении. Черты личности разумность ответственность свобода (выбора) личное достоинство индивидуальность 3

Читайте также:  Что делать перед зачатием ребенка?

Развитие l l объективный процесс последовательных количественных и качественных внутренних изменений во всех сферах личности; ее взросление. Развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Развитие – Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями. О развитии личности судят по формированию новообразований. Это могут быть новые личностные качества, способности, умения и т. д.

4

Особенности развития Необратимость – любая деградация (или обратное развитие) не является зеркальным отражением поступательного развития. Возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям – полное восстановление достигнутого ранее, невозможно. l 5

Направления развития личности l l l социальное, культурное, интеллектуальное, физическое, профессиональное, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр. ), l развитие познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. 6

Развитость личности l Интегральным показателем развития выступает развитость личности. Развитие и развитость – процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком. 7

Особенности развития l Взаимосвязь прогресса и регресса Любое развитие включает в себя две структуры – прогресс и регресс. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие. 8

Особенности развития Неравномерность развития Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. l 9

Особенности развития l Зигзагообразность развития Неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема.

Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые.

(Например, когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья. ) 10

Особенности развития l Переход стадий развития в уровни При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. Так, первые две стадии мышления ребенка – нагляднодейственное и образное – не исчезают с появлением абстрактно-логического мышления, но сохраняются в качестве особых форм для решения задач определенного типа. 11

Особенности развития l Тенденция к устойчивости Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции. 12

Факторы развития личности l l Вопрос о факторах (условиях и движущих силах) развития человека долгое время оставался дискуссионным. Одни исследователи считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон, З. Фрейд), другие приписывали главную роль среде (Дж. Уотсон), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют (В. Штерн). 13

Факторы развития личности В l l педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место несколько основных направлений: биологизаторское; социологизаторское; биосоциальное; концептуальные положения современной педагогики и психологии Концепции развития личности Биологизаторское направление Социологизаторсткое направление Биосоциальное направление Концептуальные положения современной педагогики и психологии 14

Биологизаторское направление l l Все в личности предопределено наследственностью. “Учитель – повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться. ” Сократ. 15

Биологизаторское направление l Считают личность сугубо природным существом. l Все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др. ).

Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску.

Неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. l l l 16

Социологизаторское направление l l Хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. д. 17

Социологизаторское направление l l Ребенок – “чистый лист”, все зависит от условий среды. Развитие полностью зависит от обучения. “Женщина должна нам дать организм, а мы из него сделаем советского человека”. Т. Д. Лысенко 18

Биосоциальное направление l l Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др. ) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Однако такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. 19

Современная психология и педагогика l l l Рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни.

Решающую роль в развитии личности играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для саморазвития, т. е.

преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т. п. ). 20

Что влияет на развитие личности? l l В развитии личности биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, преобладающее значение имеют социальные факторы. Воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

Нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность, самовоспитание.

Активность и внутренняя позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям определяет направления формирования личности и служит основой для саморазвития и самовоспитания. 21

Деятельность как фактор развития личности Две противоположные точки зрения: 1 -ая точка зрения — развитие личности как самостоятельный процесс.

l Развитие личности – самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от обучения и воспитания. l Развитие происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает.

l Обучение и воспитание играют пассивную роль в личностном формировании. 22

Деятельность как фактор развития личности Две противоположные точки зрения: 2 -ая точка зрения — личность формируется в деятельности. l Участие личности в деятельности обеспечивает формирование «запроектированного» образа личности. l Это предполагает разработку форм и содержания деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов, и потребностей и возможностей. 23

Вопросы l l Какой должны быть деятельность, которая влечет за собой развитие личности? Существует ли «универсальная деятельность» , оказывающая влияние на развитие личности? 24

Ведущий вид деятельности Деятельность, в процессе которой: l проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебы), l возникают важные психические процессы (в игре – активное воображение), l усваиваются ценности, нравственноправовые нормы. 25

Педагогические деятельности как личности l l l l требования к фактору развития Цели и результаты деятельности определены и приняты личностью; Соответствие содержания деятельности возрасту и интересам личности; Четко спланированная деятельность; Вовлечение самой личности с учетом ее возможностей в выбор содержания и форм деятельности, Деятельность должна быть источником открытия, вдохновения, радости; Творческий характер деятельности; Доля самостоятельности ребенка в деятельности должна возрастать (ответственность за полученные результаты); Непременное создание ситуация успеха. 26

Вопросы l Охарактеризуйте в соответствии с возрастными периодами личности виды деятельности, которые являются эффективным механизмом личностного развития. 27

Роль обучения в развитии личности l l Проблема соотношения обучения и развития находится в центре исследований педагогической, психологической и других смежных наук. От ее решения будет во многом зависеть обоснование вопросов рациональной организации обучения, отбора содержания образования, выбора адекватных методов обучения и воспитания. 28

Обучение и развитие личности l l Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования (что учить? ), выбор форм и методов обучения (как учить? ). 29

Взаимосвязь обучения и развития l В психолого-педагогической науке сложились по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. 30

Взаимосвязь обучения и развития. Точки зрения: первая l Обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. l Обучение как бы надстраивается над созреванием мозга.

l Обучение понимается как чисто внешнее использование личностных возможностей, которые возникают в процессе развития. l Обучение следует за развитием и приспосабливается к нему.

Не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения ( В. Штерн). 31

Взаимосвязь обучения и развития. Точки зрения: вторая l l Ученые не разделяют обучение и развитие, отождествляют эти процессы (Джеймс, Торндайк).

Ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э.

Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении. 32

Взаимосвязь обучения и развития. Точки зрения: вторая l Развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек. У. Джеймс, Дж.

Уотсон полагали, что любое обучение является развивающим, так как, например, обучение детей каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных умственных действий (привычек).

Эта точка зрения очень удобна для недостаточно ответственных родителей и педагогов, поскольку она оправдывает любые их действия. 33

Взаимосвязь обучения и развития. Точки зрения: третья l l Третья теория (К. Коффка) пытается объединить первые две и преодолеть крайности подходов.

Развитие рассматривается им как процесс, от обучения независимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием.

С одной стороны развитие подготавливает и делает возможным процесс обучения, с другой – обучение стимулирует процесс развития. Данная теория разводит процесс обучении и развития и вместе с тем устанавливает их связь. 34

Взаимосвязь обучения и развития l l Точка зрения современной психологии и педагогики базируется на сформулированных Л. С. Выготским положениях о ведущей роли обучения в развитии личности. Обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. 35

Уровни умственного развития ребенка Уровни развития Уровень актуального развития Зона ближайшего развития 36

Зона актуального и ближайшего развития личности l l l Уровень (зона) актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Зона ближайшего развития (более высокий уровень) обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Обучение должно вестись в зоне ближайшего развития ученика, тогда оно будет развивающим. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С.

Выготский, завтра он будет делать самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. 37

Что дала концепция Л. С. Выготского? l l l Выявление наиболее важных закономерностей в развитии ребенка. Выделение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для освоения той или иной деятельности, обучения. Пересмотр содержания и методов обучения в начальной и средней школе. Развитие одной из самых мощных и эффективных систем обучения — РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. … 38

Источник: http://present5.com/razvitie-lichnosti-kak-pedagogicheskaya-problema-1-osnovnye/

Ссылка на основную публикацию