Развитие музыкальных способностей детей

Как развить музыкальные способности детей дошкольного возраста

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Дети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их.

Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития.

Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Что входит в понятие «музыкальные способности»

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности.

Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни.

С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

Первые музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Музыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Игровое обучение музыке

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Ладовое чувство — статистика у дошкольников

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства.

Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни.

Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Что такое ладовое чувство

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Слуховые представления — статистика

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/formirovanie-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-razvitie.html

Развитие музыкальных способностей детей

Ребенок с самого рождения способен воспринимать музыку и эмоционально реагировать на нее. Вы видели, как расплывается в радостной улыбке лицо малыша, когда он слышит мамину колыбельную? Или как едва научившийся ходить кроха неуклюже притопывает в такт энергичной песне? Такая живая ответная реакция становится важнейшей предпосылкой для формирования детской музыкальности.

Музыкальное воспитание в семье

Огромную роль в раскрытии музыкальных способностей ребенка играет семья. Родители сами должны начать обучение: не стоит ждать, когда дети достигнут возраста 4–5 лет, чтобы отправить их в музыкальную школу к опытным педагогам. Ведь наиболее продуктивный возраст для занятий музыкой – младенческий (от 0 до 2 лет) и дошкольный (до 8 лет).

Чтобы музыкальное развитие происходило гармонично, родители должны учитывать особенности детей дошкольного возраста:

  1. Дети учатся, подражая взрослым. Вот почему первым учителем музыки становится мама. Она напевает малышу детские песенки и колыбельные, наигрывает ему мелодии. Кроха, видя это, принимается ей подражать. Так формируются основы музыкальности.
  2. Обучение в этом возрасте – приятная игра, а не обязанность. Нельзя заставлять детей часами сидеть за фортепиано или петь песни: они не должны чувствовать принуждения. Продуктивное развитие музыкальных способностей возможно только тогда, когда малыш весел, доволен и готов учиться.
  3. Обучение ведется на основе интуитивного восприятия, а не технического мастерства. Не стоит дошкольника обучать сольфеджио, игре по нотам или заниматься правильной постановкой рук. На этом этапе достаточно, чтобы он увлеченно воспроизводил услышанные звуки. Так развивается самое важное качество музыканта – музыкальная память.

Методы и приемы музыкального развития детей разного возраста

Внутриутробный период

Экспериментально доказано, что еще не родившиеся дети способны воспринимать музыку. Поэтому малыши, чьи матери во время беременности слушали спокойные классические мелодии, вырастают более музыкальными, чем их сверстники.

Но не стоит доходить до фанатизма: не надевайте наушники на живот, не включайте песню слишком громко и не заставляйте себя слушать неприятные для вас произведения. Малыш откликается не столько на мелодию, сколько на эмоциональное состояние матери, поэтому важно, чтобы музыка вызывала у беременной женщины только положительные чувства.

1–12 месяцев

В этот период ребенок учится осознанно и эмоционально реагировать на услышанное, по-разному воспринимать музыкальные произведения.

Рекомендации родителям:

  • негромко включайте музыку, когда малыш бодрствует, сопровождайте ею гимнастику, массаж, купание, детские игры;
  • подбирайте музыку под настроение ребенка: если он весел и бодр – включите энергичную композицию, если он задумчив – протяжную и лиричную;
  • берите младенца на руки и кружитесь под музыку по комнате: такие «танцы» радуют кроху и учат его воспринимать ритм.

Старайтесь включать разнообразные мелодии, чтобы малыш учился по-разному реагировать на ту или иную композицию и осознанно воспринимал услышанное.

1–3 года

Этот возраст наиболее благоприятен для знакомства ребенка с характеристиками звука: длительностью, силой и высотой.

Рекомендации родителям:

  • поочередно извлекая из музыкального инструмента высокие и низкие звуки, просите детей сравнивать их со звуками животных (например, спросите, какой звук больше похож на рык медведя, а какой – на пение синицы);
  • научите ребенка подражать звукам животных: попросите его пожужжать, как комарик, или помычать, как корова;
  • познакомьте малыша с длительностью звука: пусть он считает вслух или рисует карандашом линию, пока длится нота;
  • научите ребенка различать звуки разной силы: предложите ему хлопать всякий раз, когда он слышит громкий сильный звук во время вашей игры;
  • учите малыша пению: пойте вместе с ним песенки с большим количество повторяющихся слов («Гуси-гуси – га-га-га», «Антошка»).

Во время пения хлопайте в ладоши или топайте, задавая ритм. Ребенок будет повторять за вами действия и слова, постепенно осваивая музыкальное произведение.

3–5 лет

Теперь пришло время для развития слуха и чувства ритма.

Рекомендации родителям:

  • попросите ребенка ходить или бегать под музыку, научите его водить хоровод;
  • научите малыша хлопать или топать в такт музыке, сопровождать любимую песню ритмичными звуками бубна, ложек или колокольчиков;
  • помогите ребенку освоить простейшие танцевальные движения и потанцуйте с ним под бодрую мелодию;
  • играйте в музыкальные игры.

Ребенок должен уметь выявлять музыкальные образы. Предложите малышу закрыть глаза, включите спокойную мелодию без слов, а после прослушивания спросите, какие картины он представлял себе. Можно упростить работу: дайте ребенку нарисовать увиденный образ или соотнести готовые картинки с настроением музыкального произведения.

5–8 лет

В это время следует перейти к развитию творческих способностей малыша. Усадите его перед фортепиано или ксилофоном, наиграйте несложную мелодию и попросите его продолжить произведение. После упражнения обсудите результаты.

Играйте в «ансамбль». Воспроизведите известную детскую песенку на фортепиано и попросите малыша подыграть вам на бубне или барабане.

Музыкальные игры

  1. «Угадай, что звучит». Возьмите несколько предметов – кастрюлю, стеклянный стакан, тарелку – и постучите по каждому из них кончиком карандаша. Пусть ребенок попытается запомнить звук. Затем попросите его отвернуться и постучите снова. Малыш должен отгадать, какому предмету принадлежит звук.

    Если он затрудняется, дайте ему карандаш: пусть он стучит по тарелкам и стаканам до тех пор, пока не услышит знакомое звучание.

  2. «Музыкальные бутылки». Возьмите несколько стеклянных бутылок и наполните их разным количеством воды. Дайте ребенку металлическую вилку и попросите постучать по каждой бутылке.

    Предложите ему расставить емкости в ряд: первой в ряду станет бутылка с самым высоким звуком, последней – с самым низким.

  3. «Угадай мелодию». Усадите ребенка перед собой и прохлопайте ему припев знакомой детской песенки. Задача ребенка – угадать песню. Если он пока не может этого сделать, сопровождайте хлопки звуками: «ля-ля-ля» или «пам-пам-пам».

В результате от доступного всем восприятия мелодии малыш должен перейти сначала к репродуктивной деятельности (исполнительству), а затем и к творческой работе – созданию собственных музыкальных произведений.

← Бесплатный метроном онлайнКак развить слух →

Источник: https://jliza.ru/razvitie-muzyikalnyix-sposobnostej.html

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Раннее развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста относится к тому периоду жизни малыша, когда мама тихо поет колыбельную перед сном. Первое знакомство с музыкой обычно происходит в семье.

Для чего нужна музыка?

О развитии музыкального слуха у детей дошкольного возраста написано множество книг. Исследования показали, что малыш способен воспринимать звуки, находясь в утробе матери. В дошкольном возрасте начинается осознанное отношение к музыке. В это же время должно начаться формирование музыкальной культуры.

Некоторые мамы начинают воспитывать будущего музыканта задолго до его появления на свет. Чтобы помочь ребенку услышать звуки, женщина прикладывает наушники прямо к своему животу. На самом деле делать это совсем необязательно.

Будущей маме вполне достаточно просто слушать любимые мелодии. Малыш не только слышит звуки, но и получает от мамы те положительные эмоции, которые у нее вызывает прослушивание композиций.

Чтобы в будущем не возникли проблемы музыкального воспитания, новорожденный должен постоянно слышать звуки любимых мелодий.

Изучение песен благоприятно сказывается на общем развитии детей. Изучая то или иное произведение, дошкольники тренируют память запоминанием слов.

Интересные факты из биографии композиторов и поэтов-песенников привлекают внимание ребенка, заставляя его интересоваться искусством еще больше. Музыка делает человека более отзывчивым, развивает чувство эмпатии.

Словарный запас ребят, знающих много песен, отличается богатством и разнообразием. С помощью песни запоминать незнакомые слова значительно проще.

Способности

Диагностика музыкальных способностей показывает, что детей, у которых не было бы того или иного таланта, просто не существует. Одним нравятся инструменты, другие предпочитают пение. Третьи охотно танцуют.

Однако неправильный подход родителей приводит к тому, что ребенок перестает любить занятия. Мамой и папой должна поддерживаться самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Родителям следует обратить внимание на то, какой именно вид музыкальной деятельности больше всего нравится сыну или дочери. Не стоит заставлять детей петь или танцевать, если они этого не хотят.

Выделяют 3 типа способностей:

  1. Чувство ритма. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста происходит через движение (танец). Движения могут быть самыми простыми. Ритм подразумевает временные отношения в музыке. Детям, у которых он хорошо развит, подходят занятия танцами. Только через движение человек способен показать, насколько хорошо он различает длительность нот, улавливает наличие пауз.
  2. Слуховое представление. Оно необходимо для полноценного музыкального воспитания дошкольников. Дети, имеющие эту способность, могут стать хорошими певцами. Слуховое представление позволяет воспроизводить мелодию с помощью голоса.
  3. Ладовое чувство. Для развития ладового чувства нужны инструменты. Эта способность проявляется не только в узнавании мелодии. Ребенок, владеющий ладовым чувством, может безошибочно определить эмоциональную составляющую произведения.

Деятельность

В современных детских садах программы развития слуха у детей дошкольного возраста появились сравнительно недавно. Ранее занятия были скорее приятным досугом, чем методом воспитания гармоничной личности. Музыкальное образование, которое дети получают в дошкольном учреждении, должно включать:

  1. Исполнение. С его помощью происходит развитие певческих навыков у детей, а также навыков игры на музыкальных инструментах. Дошкольник учится воспроизводить знакомую мелодию тем или иным способом.
  2. Повышение уровня эмоционального восприятия. Музыкальное развитие дошкольников подразумевает не только умение узнавать мелодии и знание имен известных композиторов. Если произведение не вызывает никакого эмоционального отклика, музыкально-образовательная деятельность педагога теряет смысл. Чтобы добиться цели, необходимо создать особые условия для прослушивания произведений. Дошкольник должен знать обстоятельства создания той или иной композиции. Педагогу следует объяснить, кому посвящена мелодия.
  3. Повышение уровня музыкальной грамотности. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста требуют не просто заставлять ребенка учить наизусть песни. Его нужно знакомить с музыкой различных народов, инструментами, биографиями композиторов и т. д.

Развитие музыкальных способностей

  1. Ритм. Развить чувство ритма можно с помощью ударных музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста. Во время занятий необходимо использовать барабаны или литавры. Дети могут маршировать, танцевать и даже декламировать стихи. Таким способом они учатся на слух определять расстояние между двумя различными звуками.

    Дошкольники должны понять, что от ритма зависит и характер мелодии: бодрый марш, нежный вальс и т. д.

  2. Слуховое представление. Узнавание звуков различных инструментов способствует развитию музыкальных способностей дошкольников. От ритмических упражнений нужно перейти к слуховым. Кроме инструментов можно использовать голоса.

    Дети по очереди воспроизводят известные мелодии, а их товарищи угадывают произведение. Музыкальные способности детей развивает и обратный вариант: каждому ребенку предлагается воспроизвести ту или иную мелодию голосом.

  3. Ладовое чувство. Этот вид упражнений считается самым сложным.

    Его используют для формирования основ музыкальной культуры у дошкольников 5-6 лет. Для младшего возраста такие упражнения не рекомендованы. Особенности музыкального развития детей состоят в том, чтобы научить их «чтению» того настроения, которое передает музыка.

    Обучить «читать» музыкальное произведение помогут упражнения, направленные на передачу эмоциональной составляющей звуков. Можно предложить ребенку изобразить голосом гнев, радость, страх, обиду и другие эмоции, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной жизни.

    Если дети хорошо знакомы с инструментами, они уже способны понять, с помощью какого инструмента можно изобразить то или иное человеческое чувство. Такие методы и приемы музыкального воспитания оказывают положительное воздействие на формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Пение в детском саду

Специалисты уверены в том, что пение способно развить музыкальные способности у взрослых и детей в максимально короткие сроки. В задачи музыкального воспитания входит не только развитие чувства ритма у дошкольников, формирование умения узнавать мелодии и запоминание названий музыкальных инструментов. Развитие детей должно происходить на всех уровнях.

Занятия пением тренируют вокальные данные. Даже если ребенок не видит себя в будущем известным певцом, упражнения с голосом помогут ему выработать уверенную и грамотную речь. Пение рекомендовано детям, имеющим проблемы с дыханием.

Кроме того, занятия вокалом объединяют все виды музыкальной деятельности дошкольников. Дети знакомятся с произведением и получают информацию о его авторе. Далее им можно предложить маленькую постановку.

Желательно выбирать такие произведения, которые могут задействовать несколько человек одновременно. Таким образом дети смогут проявить свой актерский талант.

Во время исполнения песни ребенок максимально сосредоточен. Ему нужно не просто произносить заученные слова, но еще и воспроизводить определенные ноты. Не стоит забывать и об эмоциональной составляющей, выражении своего отношения к сюжету песни. Все эти компоненты и делают пение лучшим способом быстро развить музыкальные навыки.

Советы родителям

Если мама и папа планируют отдать малыша в детский сад, первичные музыкальные навыки нужно выработать дома. Дошкольное воспитание в детском саду подразумевает музыкальные занятия, к которым дети должны быть готовы.

Малышу в возрасте до года рекомендуется слушать легкие произведения. Общее время прослушивания не должно превышать 3 минут. Если родители являются поклонниками тяжелого рока, не стоит навязывать свои вкусы новорожденному. Такие композиции способны напугать малыша. Сыну или дочери можно предложить классику. В продаже есть и специальная детская музыка.

В 2-3 года малыш может слушать композиции значительно дольше — от 5 до 10 минут. Родители должны следить за тем, какие эмоции вызывает произведение. При малейших признаках дискомфорта прослушивание нужно остановить. Музыка в этом возрасте может быть комфортной для прослушивания только тогда, когда в сознании ребенка присутствуют определенные ассоциации. Можно использовать детские пьесы.

В 3-4 года детям необходимо не только слышать, но и видеть. Для такого возраста подходят музыкальные мультфильмы. Вызвать интерес детей к мультфильму поможет присутствие взрослых, с которыми можно обсудить сюжет, главных героев и мелодии. Взрослые должны проявить заинтересованность в прослушивании.

Когда исполняется 5-6 лет, начинает формироваться собственный вкус, дети уже способны к критической оценке композиции, сравнениям. Они могут запоминать информацию о любимых исполнителях. Родителям следует проявить тактичность и не осуждать музыкальные вкусы своих детей. Предпочтения способны со временем меняться.

Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду продиктованы образовательными стандартами. Организация музыкального воспитания в домашних условиях более свободна и ориентирована на потребности ребенка. Родителям необязательно иметь педагогическое или музыкальное образование для того, чтобы заинтересовать своих детей великими шедеврами.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/muzykalnoe-razvitie-doshkolnikov.html

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»

Андреева Надежда Алексеевна, Музыкальный руководитель
Тюменская обл., г.Нижневартовск

Цель: методическая помощь молодым специалистам в организации НОД в направлении развития музыкальных способностей дошкольников, посредством дидактических игр.

Задачи: — ознакомление со средствами мотивации к развитию музыкальных способностей; — рекомендации по алгоритму проведения музыкально-дидактической игры; — базовый перечень материалов к организации дидактической игры в ДОУ, с целью развития музыкальных способностей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Музыкальный руководитель:

Андреева Надежда Алексеевна

г. Нижневартовск., ХМАО-ЮГРА

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

В педагогике нет не талантливых и не способных детей. Просто у каждого ребенка талант и способности выявляются по-разному. А о музыкальном даровании хочется говорить отдельно.

У кого-то уже на первом году жизни музыкальность проявляется достаточно ярко, развиваются быстро и легко, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствием способностей.

Сила педагогики — в выявлении задатков музыкального дарования ребенка и развитие этих природных данных до состояния, когда музыкальность становиться критерием оценки личности. Конечно, большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни).

Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыкальное воспитание — дело не спешное, потому что способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие музыкальных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е.

заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности.

Пробудить потребность-это значит «завести» механизм формирования способностей.

Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать: развитым воображением;  инициативностью; самостоятельностью; любознательностью.

Каждая из этих творческих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие).

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.

В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.

Основы музыкальной культуры закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах,- она звучит и на непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному развитию и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Какие же задачи стоят перед педагогами для развития музыкальных способностей детей?

Первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.

• развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

• содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;

• развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально — дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты.

Музыкально — дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Применение музыкально-дидактических игр на НОД дает возможность провести их наиболее содержательно.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время НОД по музыке.

Знакомство детей с правилами игры, ставиться перед ними определенная дидактическая задача.

Усвоенные на НОД правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах.

Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Они тактично направляют ход игры, следят за взаимоотношениями играющих, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить, он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар.

    Как было отмечено, музыкально – дидактическим играм предшествует  НОД, на которой постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре.

  Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание  свойственно всё же играм младших дошкольников.

  Поэтому воспитатель при проведении игры  обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по  численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу, «Кошки и мышки», «Колобок», «Знакомые  песни». С подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живёт?».

      При объединении детей следует учитывать особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отказывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение организовать игру только для двоих. (Например, «Матрёшки».)

Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности.  В ходе игры складываются отношения между  детьми, проявляются черты характера.

Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям – ввести очередность в выборе ведущего.

Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело  объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

      Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному.  Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

       В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми,  можно  заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе.

Это и понятно: все старались, ещё вчера они  договорились, кто на каком инструменте будет  играть, ещё вчера  они выбрали нового ведущего.  Таким образом, у детей развивается чувство  товарищества, взаимопомощи.

В игре у детей возникает обмен игровым опытом.

      Если работу вести систематически и последовательно, то к старшему дошкольному возрасту все дети лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся всё более активными на музыкальных занятиях.

   Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей.

Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. Предметная  среда  должна  быть  сомасштабна  глазу,  действиям  руки,  росту  ребёнка.

Также необходимы привлекательность, оригинальность, простота, доступность всего оборудования, достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов.  Пособия  должны  быть  эстетически  привлекательными,  простыми  в  обращении,  только  тогда  они  вызывают  желание  действовать  с  ними.

Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей.

Можно порекомендовать к иприменению в НОД дошкольных образовательных учреждений следующие виды музыкально-дидатичесих игр и м етодик их проведения:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

       Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы.

Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Естественно, для организации музыкальной игры необходима соответствующая материально-техническая база. Например, можно рекомендовать к использованию следующий перечень материалов для детей 6-7 лет:

пособия для воспитанников младших, средней, старшей групп;

музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

портреты композиторов;

иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;

альбомы детского творчества: «Мы рисуем и поем»;

графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

альбомы для рассматривания: «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты», «Опера», «Балет», «Времена года» и т. п.;

музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые);

набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

атрибуты к подвижным играм;

атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перчатки, султанчики, платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки;

элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.);

музыкальный центр и набор программных аудиозаписей или дисков;

материалы для экспериментирования со звуками по темам «Как звучит пластмасса», «Как звучит вода», «Как звучит металл»;

музыкально-дидактические игры:

-на развитие звуковысотного слуха: «Лесенка», «Бубенчики», «Три медведя», «Кого встретил колобок?»;

-на определение характера музыки (настроения), жанров: «Удивительный светофор» (дети спят, маршируют, пляшут), «Что звучит: песня, танец, марш?», «Три танца»;

-на развитие тембрового слуха: «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю?», «Наш оркестр», «Музыкальный магазин»;

-на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»; «Громко-тихо заиграем», «Громкая и тихая музыка»;

-на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Ритмические кубики», «Ритмическое лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные молоточки» и др.

-на закрепление полученных знаний: «Сладкий колпачок», «Назови композитора» и др.

Системное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста очень многосторонний и увлекательный процесс педагогики и внедрение вышеизложенных технологий даёт весьма положительный результат, что делает возможным рекомендовать данные материалы к использованию в профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

Источник: http://edu-time.ru/pub/102094

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в свете

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в свете ФГОС. ФГО С Автор: музыкальный руководитель Мухамадеева З. М.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» . В. А. Сухомлинский Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка.

В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития музыкальных способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на воспитание успешной личности, максимально реализующей свой потенциал.

Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству.

В связи с внедрением ФГОС в ДОУ изменились цели и задачи музыкального развития детей.

Цель музыкального развития: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: • Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

ач, я Исходя из этих целей и зад пришла к выводу, что ную ходимо искать современ необ ющую программу, соответству ФГОС, современному ичным образованию и моим л требованиям. сь И именно такой оказала ному Программа по музыкаль льного спитанию детей дошко во «Ладушки» И. М. Каплуновой и И. М. Новоскольцевой.

возраста Авторы, опираясь на прогрессивные идеи педагогики и определяют ведущие принципы программы, в числе которых: личностно ориентированный подход к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям; критериальный отбор музыкального содержания для целостного воспитания и развития ребенкадошкольника; ориентация на творческое осмысление музыки детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Учебно-методический материал включает в себя детальные разработки по всем видам музыкальной деятельности, которые учитывают особенности развития ребенка, сферу его интересов и предусматривают творческое развитие личности ребенка.

Следует отметить особый подход к организации праздников в доу в соответствии с программой «Ладушки» .

Авторы предлагают не тренировать детей в ходе подготовки к ним, оттачивая техническую сторону воплощения образов музыкально-художественной деятельности, активно использую форму развлечения в детском саду, девизом которых стало: «Праздник – это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых» .

В программе заложены основные принципы работ с детьми: 1. Создание непринужденной творческой обстановки. 2. Целостный подход в решении педагогических задач. 3. Принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение поставленных задач. 4.

Принцип положительной оценки, что является залогом успешного развития музыкальных способностей и творчества детей дошкольного возраста. Особое внимание я уделяю наиболее любимому виду музыкальной деятельности детей – это музицирование или «Игра на детских музыкальных инструментах» .

Программы содержит методическое пособие с видео- и аудио-приложением.

Это издание состоит из двух книг, в которых автор предлагает рассказы о видах оркестров, о музыкальных инструментах, дает понятие о музыкальных терминах и понятиях, а так же предлагает адаптированные для самых маленьких музыкантов партитуры музыкальных произведений.

Музицирование на первом этапе является таким видом деятельности, который не требует от детей специальной музыкальной подготовки и определенных навыков. По мере взросления детям предлагаются различные дидактические игры на развитие чувства ритма, такие как: • «Божья коровка» , • «Веселые ритмы» , • «Ритмический поезд» .

Постепенно, я знакомлю детей с такими понятиями как жанр, темп, ритм, дирижер, оркестр, тембр. Затем, наша деятельность переходит в игру в ансамбле, а далее — и в детском оркестре, где на музыкальных инструментах играет уже вся группа детей. Ни один ребенок не остается не задействованным.

У каждого ребенка своя роль в оркестре, каждый музыкант, каждый инструмент значим. Дети учатся слышать друга, слушать музыку! Большое внимание я уделяю взаимодействию с родителями.

Это не только традиционные формы (консультации, собрания), но и непосредственное участие родителей в мероприятиях, проводимых в детском саду; участие в конкурсах, на утренниках, ярмарках, соревнованиях.

Родители с большим удовольствием перевоплощаются в сказочных героев, поют песни, играют вместе с детьми в игры, танцуют вместе с детьми, читают стихи, вместе с детьми готовят костюмы. А как весело проходят осенние «Арбузники» !! Участие родителей в общих мероприятиях, дает детям уверенность в себе, у них возникает чувство гордости за своих родителей.

Я реализую данную программу в детском саду в течение двух лет. Говоря о результатах, хочется отметить, что у многих детей возникает желание получить музыкальное образование в музыкальной школе, многие из выпускников поступают на исполнительское отделение.

Становятся лауреатами и дипломантами всероссийских и международных конкурсов.

Опираясь на целевые ориентиры в соответствии с ФГОС дошкольного образования я могу говорить о том, что дети на этапе завершения дошкольного образования: — проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности; — обладают развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности; — используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; — подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения, управлять ими.

Благодарю за внимание!

Источник: http://present5.com/razvitie-muzykalnyx-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-svete/

Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Главная / 4 — 6 лет / Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Стремление всесторонне развить своих детей — это нормальное желание родителей.

Именно поэтому они стараются как можно раньше отдать свое чадо в спортивную секцию, на курсы изучения иностранных языков и в различные группы, где ребятишек учат читать, писать и производить простейшие математические действия. Все это, безусловно, очень важно, но не менее значимо, по мнению психологов и педагогов, эстетическое и музыкальное развитие.

Зачем необходимо музыкальное развитие ребенка?

Некоторые молодые мамы и папы считают, что если их чадо научилось сидеть, ходить, бегать, разговаривать и даже знает некоторые буквы, этого достаточно для его полноценного развития. Однако все не совсем так. Музыкальный слух не менее важен для формирования гармоничной личностиПочему?

  • Прослушивание хорошей музыки укрепляет центральную нервную систему.
  • Появление и развитие чувства ритма помогает лучше двигаться и делает движения более скоординированными.
  • Укрепляется мышечный аппарат.
  • Формируется вкус у малыша.
  • Развиваются лидерские качества.
  • В будущем прослушивание музыки поможет адаптироваться в коллективе, т. к. известно, что гармонично развитые люди способны налаживать контакты с любыми членами общества.
  • Игра на детских (а потом, возможно, и на взрослых) инструментах развивает мелкую моторику.
  • Танцы (любые движения под музыку) развивают крупную моторику.

Раннее развитие в этом направлении со временем может повлиять даже на выбор профессии. Совсем не обязательно, что мальчик или девочка станет музыкантом, однако способность понимать себя, свои вкусы и желания помогут сделать правильный выбор.

Особенности и направления музыкального развития детей дошкольного возраста

Говоря об особенностях музыкального развития и слуха у детей, стоит начать с того, чего делать не желательно.

  • Человек различает звуки, еще находясь в утробе матери. Поэтому даже рядом с беременной женщиной нельзя кричать и включать громкую музыку (особенно с ярко выраженными низкими частотами).
  • Сразу после рождения младенец понимает лишь интонацию, поэтому нельзя повышать голос, находясь рядом с ним.
  • С появлением в семье малыша должно быть введено табу на ругательства.
  • По отношению к себе кроха ни в коем случае не должна слышать слова типа «отстань», «прибью», «надоел» и т. п.
  • Малышу не нужно включать ту музыку и те песни, которые вызывают у него негативные эмоции, даже если это классические композиции, рекомендованные педагогами и психологами.

Как понять, что малышу нравится музыка?

Малышочек до года вряд ли сможет объяснить, что ему нравится и почему. Поэтому надо наблюдать за его реакцией.

Как понять, вызывает ли мелодия позитивные эмоции? Легко, ведь малыш производит некоторые движения, у него меняется мимика и пр.

  • Он прислушивается.
  • Замирает.
  • Иногда перестает заниматься тем, чем занимался до этого.
  • Подходит (подползает) к источнику звука.
  • При регулярном прослушивании любимых песен начинает демонстрировать хороший сон и аппетит.
  • Узнает понравившуюся музыку.

Следите за реакциями чада, и вы поймете, когда и что давать ему послушать. Но не надо забывать, что даже самые любимые звуки рано или поздно могут надоесть. Поэтому, если младенец стал капризничать, нервничать и т. д., лучше прекратить прослушивание и переключить ребенка на другое занятие.

Чтобы музыкальное развитие детей было гармоничным, надо действовать сразу в двух направлениях: слушание музыки и ее исполнение.

Слушание музыки

Как ни странно, развитие музыкального слуха начинается с понимания речи. Поэтому, прежде чем переходить к мелодиям, надо научиться говорить со своим чадом.

  • Не коверкать слова.
  • Не сюсюкать.
  • Произносить каждое слово четко, внятно с нужной интонацией.

Спустя некоторое время малыш начнет подражать вашей речи — это лучший момент для того, чтобы начать развивать его слух.

Как правильно развивать слух у ребенка?

  • Играть в игру, когда одно и то же слово (фраза) произносится с разными интонациями. Например, фразу «посмотри, это мяч» можно сказать отрывисто, выделяя каждый слог, плавно, нараспев, тихо, громко, испуганно, восторженно и т. д.
  • Включать приятную и вам, и вашему чаду музыку. На ночь и перед дневным сном можно слушать классическую музыку. Днем во время активных игр включать танцевальную , детскую музыку, веселые песенки из детских мультфильмов. Пробовать танцевать вместе с малышом.
  • Подпевать простым песенкам, которые нравятся дочке или сыну (кроха будет повторять, и так постепенно научится напевать).
  • Показывать малышу, как играют на различных инструментах. Желательно, конечно, чтобы мальчик или девочка видели инструмент, как говорится, живьем. Но если такой возможности нет, то можно показать короткое видео.

Педагоги советуют родителям маленьких детей научиться самим играть на каком-нибудь инструменте. Желание подражать взрослым вызовет у малыша стремление к извлечению звука.

Маленьких детей несложно научить исполнять гаммы и даже простые произведения на фортепиано, но это надо, скорее, родителям для реализации их амбиций и для того, чтобы было чем похвастаться перед гостями. Крохе же нужно совсем другое — научиться слышать звуки.

ВАЖНО! Обязательно хвалите младенца за все его успехи, подмечайте то, что он научился извлекать новые звуки, выучил песенку или хорошо повторил то, что услышал.

То, как именно взрослые будут помогать малышу развивать его музыкальные способности, зависит, в первую очередь, от его возраста.

О серьезных инструментах (гитарах, пианино и барабанах) речи, конечно, не идет. Но игрушки надо выбирать тщательно.

После двух лет малышу можно предложить «поиграть» на настоящих инструментах.

В младшем дошкольном возрасте дети уже способны понять, что такое процесс обучения, поэтому их можно знакомить с азами теории.

ВАЖНО! Родители должны слушать и исполнять музыку, петь песни и учить стихи вместе с дочками и сыновьями, в каком бы возрасте они ни были. Поддержка и одобрение мамы и папы иногда творит чудеса.

Чтобы не «заблудиться» в способах и методах развития у детей музыкальных способностей, родителям можно воспользоваться специальной литературой.

Кроме всех этих книг, существуют еще и авторские методики, представленные, как правило, на дисках, где сразу можно найти и описание занятия, и упражнения, и необходимые материалы (саму музыку), и даже соответствующие картинки.

Каким вырастет ребенок, насколько гармоничной личностью он станет, зависит от тех, кто его воспитывает.

Об этом в один голос говорят все психологи и педагоги. Поэтому важно знать, как правильно подойти к музыкально-эстетическому развитию маленького человека.

  1. Воспитывайте хороший вкус у детей: посещайте концерты, театры и выставки. Но при этом не делайте табу из того, что считаете для своего чада неприемлемым.

    Не так уж и страшно, если ребенок столкнется с проявлением плохого вкуса, это поможет ему на контрасте сформировать свой.

  2. Обсуждайте с ребятишками увиденное и услышанное, позвольте выразить им свое мнение и дать свою оценку.

  3. Слушать музыку, смотреть спектакли, рисовать и читать ребенок должен в спокойной комфортной обстановке — это создаст позитивные ассоциации с действием, и малыш будет возвращаться к нему снова и снова.
  4. Не мешайте чаду петь, как он хочет. Если это не серьезное занятие вокалом, то не стоит его исправлять.

  5. Вместе с детьми собирайте свою домашнюю коллекцию песен и мелодий.
    Старайтесь делать как можно больше дел под музыку (зарядка, уборка, поездка на машине и т. п.).
  6. Внимательно отнеситесь к желаниям и способностям малыша.

    Возможно, уже в дошкольном возрасте его стоит отдать в музыкальную школу, если ребенок одарен.

  7. Используйте одновременно три педагогических метода: наглядный, словесный и практический.

Музыкально-эстетическое воспитание ребенка, конечно, необходимо. Но не стоит перегибать палку — малыш должен, в первую очередь, получать удовольствие от игр и занятий и только потом пользу.

Источник: http://baragozik.ru/4-6-let/muzykalnoe-i-esteticheskoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию