Учебный план и программа обучения

Учебный план и программы обучения

Принятый обществом воспитательный идеал, служащие его реализации цели учебно-воспитательной работы, новейшие достижения и тенденции развития науки, закономерности, определяющие процесс обучения, продолжительность и организация этого процесса, а также принятая теория отбора и построения учебного материала — таковы факторы, которые в конечном счете определяют вид учебных планов и программ общеобразовательной и профессиональной школ.

Учебный план для общеобразовательной или профессиональной специализированной школы содержит полный перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по отдельным годам обучения, а также количество часов, выделяемых на изучение каждого предмета как за все время учебы в школе, так и в отдельных классах. Такой план выступает в качестве основы при разработке учебных программ по отдельным предметам.

В отличие от плана, который включает в себя только перечень изучаемых предметов, программа определяет, какими знаниями, умениями и навыками, имеющими определенное познавательное и воспитательное значение, а также в какой последовательности учащиеся должны овладеть.

Обычно учебная программа содержит:

  • вводные замечания, связанные с определением целей изучения данного предмета;
  • учебный материал, включающий основную информацию, понятия, законы, теории, важнейшие гипотезы, принципы, методы, методику работы, алгоритмы, правила деятельности и т. п. из той области научного знания, которая определяет содержание данного учебного предмета;
  • указания о путях реализации программы, а также о методах, организационных формах и средствах, обеспечивающих овладение учебным материалом, предусмотренным для изучения программой.

Из сказанного следует, что содержание программы определяется не только содержанием соответствующей научной дисциплины, но и целями, методами и организационными формами учебно-воспитательной работы, в ходе которой эти факторы соотносятся в свою очередь с формированием личности учащихся и с условиями процесса обучения. Именно поэтому учебные программы не являются простыми уменьшенными копиями соответствующих им научных дисциплин. В конце концов не все учебные предметы, примером чему являются хотя бы занятия в мастерских, имеют свои прототипы среди научных дисциплин.

Предметы, включенные в учебные планы, как правило, делятся на обязательные и факультативные. Первые, содержащие основы знаний о природе, обществе, технике и культуре, образуют единое для всех учащихся содержание образования.

Факультативные же предметы, связанные с изучением более специальных вопросов, преследуют цель удовлетворить индивидуальные запросы учащихся. Число факультативных предметов по мере перехода учащихся с низших уровней обучения на высшие обычно растет.

При этом они изучаются как в ходе внеурочной работы, так и на уроках.

В большинстве стран учебные планы и программы утверждаются центральными органами просвещения.

Расширяющий блок

В соответствии с Законом ПНР от 15 июля 1961 г., предметы, охваченные учебным планом неполной средней школы, являются обязательными для всех учащихся. При этом в ходе обучения учащиеся овладевают общими основами знаний, позволяющими им продолжать учебу в средней общеобразовательной или профессиональной школе.

Только после восьмого класса начинает заметно расти возможность свободного выбора учебных предметов или предметов, отвечающих интересам специализации учебников профессиональной школы.

Кроме того, каждый учащийся школы может посещать необязательные занятия (один западноевропейский язык, школьный хор, занятия музыкой, спортом — в неполной средней школе; латинский язык — в средней школе), а также заниматься в технических, научных и художественных кружках.

В учебных планах и программах средней общеобразовательной и профессиональной школ представлены, хотя и в разном объеме, такие группы общих предметов, как: предметы, являющиеся средством общения людей (родной язык и по крайней мере один иностранный); обществоведческие предметы (история, гражданское воспитание); математика, характер которой позволяет отображать количественные зависимости, присущие закономерностям природы, техники, общественной жизни; физическое воспитание и гражданская оборона. Кроме того, планами и программами общеобразовательных и некоторых профессиональных школ предусматривается изучение естественных предметов (биология, химия, физика и география), предметы же художественного и технического характера (практические занятия в мастерских, пластическое воспитание, музыкальное воспитание) изучаются прежде всего в общеобразовательных школах, подобно тому как профессиональные — в профессиональных школах.

Расширяющий блок

В 1977/78 учебном году учебный план восьмилетней школы предусматривал изучение 13 предметов: родной язык, русский язык, история, гражданское воспитание, биология, география, математика, физика, химия, практическо-технические занятия, пластическое воспитание, музыкальное воспитание и физическое воспитание. Кроме того, в перечне учебных предметов находилась гражданская оборона. В I классе изучалось 5 предметов, во II — 6, в III — 7, в IV — 8, в V — II, в VI — 12, в VII — 14, а в VIII классе — 15 предметов.

К необязательным предметам, изучение которых начинается только с V класса, относятся второй иностранный язык, хор, музыка и занятия спортом.

Распределение учебных часов по всем предметам представлено в табл. 2.

Таблица 2

Класс I II III IV V VI VII VIII
Количество часов 18 20 22 24 28 30 32 33

В классах с V по VIII, кроме того, отводится час в неделю на воспитательную работу.

Распределение учебных часов по отдельным предметам приведено в табл. 3.

Таблица 3

Учебный план восьмилетней школы ПНР (на 1977/78 учебный год) Классы I—IV

№ п.п. Учебный предмет Класс В с е-
I II III IV г о
12345678 Польский языкПриродоведениеГеографияМатематикаПрактическо-технические занятияПластическое воспитаниеМузыкальное воспитаниеФизическое воспитание 95112 961112 8262112 82262112 3442236348
Всего 18 20 22 24 84

Классы V—VIII

Класс
Учебный предмет
п. п. V VI VII VIII
Обязательные
1 Польский язык 6 6 5 5 22
2 Русский язык 3 3 3 2 И
3 История 2 2 2 2 8
4 Гражданское воспитание 1 2 3
5 Биология 2 2 2 2 8
6 География 2 2 2 2 8
7 Математика 6 6 5 5 22
8 Физика 2 3 3 8
9 Химия 2 2 4
10 Практическо-технические занятия 2 2 2 2 8
11 Пластическое воспитание 1 1 1 1 4
12 Музыкальное воспитание 1 1 1 1 4
13 Физическое воспитание 2 2 2 2 8
14 Гражданская оборона 1 1
15 Время на усмотрение воспитателя 1 1 1 1 4
Всего 28 30 32 33 123
Дополнительные
1 Западноевропейский язык 3 2 2 7
2 Школьный хор 2 2
3 Музыкальные коллективы 2 2
4 Дополнительные занятия но физическому воспитанию и спорту

Для сравнения в табл. 4 приведен учебный план 10-летней общеобразовательной школы, введенный в действие с сентября 1978 г. с I класса.

Таблица 4

Классы В с е-
п.п. Учебный предмет г о
1 И III IV V VI VII VIII IX X
1 Польский язык 8 9 9 8 7 6 4 4 5 5 64
2 Пластика 2 2 2 1 1 1 1 1 11
3 Музыка 2 2 2 1 1 1 1 1 11
4 История 2 2 2 2 2 2 1 13
5 Обществоведение 1 3 4
6 Окружающая среда 2 2 2 1
7 География 3 2 2 2 2 1
8 Биология с эле 2 2 2 2 2 2 1 12
ментами гигиены
9 Математика 5 5 5 5 5 5 4 3 3 3 43
10 Физика и астрономия 2 2 2 3 3 12
11 Химия 3 2 3 8
12 Техническая деятельность 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20
13 Гражданская оборона 2 2 4
14 Физическая культура 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 23
15 Русский язык 4 4 3 2 2 2 17
16 Западноевропейский язык или латинский язык с элементами истории античной культуры 4 3 3 2 12
17 Время на усмотрение воспитателя 1 1 1 1 1 1 1 7
Всего … 24 25 25 27 29 30 30 30 30 30 280
Внеклассная работа
а) обязательные
занятия
1 предметно-проблемные занятия 2 2 4 4 4 16
2 спортивные занятия 2 2 2 2 2 2 2 14

Продолжение табл. 4

Обобщая материал этого параграфа, можно сказать, что в традиционной школе основу обучения составляло жесткое соблюдение программы. В начале нашего столетия в связи с идеями «нового воспитания» была провозглашена необходимость и даже предпринимались попытки обучать не опираясь на предварительно отработанные программы, место которых заняло следование текущим интересам учащихся.

Попытки эти не выдержали проверки временем, так как обучение, подчиненное меняющимся, нередко случайным интересам учащихся, не способствовало приобретению основ систематизированных знаний о мире.

Не завоевала себе популярности и выдвинутая в 50-х годах группой американских педагогов концепция построения программ не по предметам, а в соответствии с так называемыми широкими смысловыми полями (broad fields curriculum), охватывающими материал, относящийся к общественным наукам (история, география), природоведению (химия, физика), к наукам о человеке (биология, история, психология) и т. п. Таким образом, путь, который прошли программы обучения, отражающие содержательный и организационный уровни школьного обучения, идет от ригоризма традиционной школы к более или менее решительным попыткам отойти от них (школа прогрессивистов) в сторону более гибких систем. Примером могут послужить приведенные выше (см. табл. 3 и 4) учебные планы, в которых обязательные предметы выступают наряду с факультативными, классные занятия — в единстве с внеурочными формами работы, а цели, содержание, организация и учебные средства дополняют и взаимно обусловливают друг друга.

Источник: https://didaktica.ru/soderzhanie-obucheniya/93-uchebnyj-plan-i-programmy-obucheniya.html

1. Учебный план и программы обучения

Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений [7].

В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании» Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, ст. 7, 29-32 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992, № 30.- С.1797.

обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы подготовки специалистов определяется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ГОС). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс].

Режим доступа: http: //www.edu.ru/db/portal/spe/arhiv_new.

htm ГОС, таким образом, является практически единственным нормативным документом, устанавливающим общие для всех вузов России цели и содержание высшего образования, в том числе обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников и т.п.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется в соответствии со ст.32 Закона «Об образовании» образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным образовательным учреждением самостоятельно.

Такие образовательные программы, как это следует из ст.29 Закона «Об образовании», должны учитывать региональные особенности подготовки специалистов, определяемые региональным компонентом ГОС.

Читайте также:  Отдыхаем с ребенком правильно

Разработка и утверждение региональных компонентов ГОС входит в компетенцию субъектов Федерации РФ, однако содержание таких компонентов и порядок их введения в настоящее время не установлен.

Стратегической задачей государственной политики Российской Федерации в области образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] / Администрация Президента РФ. — Москва, 2010. — Режим доступа: www.president.kremlin.ru

Организация учебного процесса предусматривает:

— определение содержания и оптимального объема программного материала для обучения и воспитания студентов с учетом специфики специальностей;

— правильный подбор и расстановку профессорско-преподавательского состава, повышение его научной и педагогической квалификации;

— комплексное и целеустремленное планирование учебной работы по дисциплинам кафедр персонифицировано к каждому преподавателю и с учетом потребностей обучающихся;

— определение наиболее целесообразной методики обучения и воспитания студентов с ежегодным обсуждением эффективности ее применения;

— укрепление дисциплины и порядка;

— совершенствование системы управления учебным процессом с учетом современных достижений науки и техники, создание рациональной системы регламентированной информации.

Планирование учебного процесса осуществляется на основе взаимосвязи теории с практикой, согласования объема учебной информации с бюджетом времени студентов, обеспечения последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин.

Все это достигается в процессе разработки модели подготовки специалиста, составления учебного плана и иных учебно-методических материалов.

Реализация принципа согласования объема учебной информации с бюджетом времени студента завершается определением кафедрами времени на изучение каждой дисциплины по учебному плану и объему заданий на самостоятельную работу.

Реализация принципа последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин завершается разработкой кафедрами программ учебных дисциплин и предложений в расписании учебных занятий (консультаций, текущего и итогового контроля знаний).

Учебный план — это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний.

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает и принимает учебные планы по основным образовательным программам (Приложение 1).

Он составляется заведующим выпускающей кафедры на соответствующие направления или специальности образования, визируется деканом факультета, первым проректором академии по учебной работе, утверждается решением Ученого Совета ВУЗа. Этим подчеркивается определяющая роль учебного плана для процесса подготовки студентов.

Задача учебного плана — определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента по периодам обучения.

Структура учебного плана предусматривает количество и продолжительность семестров. Законом Российской Федерации регламентируется минимально допустимое время обучения в вузе, необходимое для получения государственных документов.

По каждой дисциплине учебного плана указывают: суммарное количество часов по видам занятий (самостоятельная работа по усвоению материала, консультации), вид контроля знаний (зачет, экзамен), специальную индивидуальную работу (курсовая работа).

Предельно допустимыми числовыми параметрами учебного плана являются: число часов учебной нагрузки студента в год по отдельной дисциплине, количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ в семестр. В системе дистанционного образования повышается доля самостоятельной работы студента на всех курсах.

Современные средства доставки учебного материала, предварительная подготовка раздаваемого учебно-методического материала позволяют существенно повысить интенсивность усвоения знаний, приобретения необходимых навыков и умений. При заочной форме обучения по дистанционной технологии студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 50 часов в год.

Учебный план включает в себя:

1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;

2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;

3) трудоемкость их изучения;

4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);

5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычно содержит:

1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

3) краткое описание содержания изучаемых тем;

4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования государственного образовательного стандарта, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.

Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.

Программа обучения является основным документом, определяющим содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается кафедрами по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации, является единой для всех форм обучения, обсуждается на кафедре и утверждается первым проректором по учебной работе.

В программе обучения дается детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, а также методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей изучения данной дисциплины. Она должна соответствовать требованиям к подготовке кадров по конкретной специальности

Программа обучения является методическим документом, определяющим работу преподавателей и студентов по изучаемой дисциплине, пути совершенствования курса.

Она составляется на основе программы дисциплины в целях более гибкого реагирования на изменения в науке и экономике, отражения передового опыта правовой работы, совершенствования форм, методов обучения и систематизации всей работы преподавателя по изучению данной дисциплины.

При разработке учебных планов и программ обучения возникает сложная проблема в отборе содержания, которое будет изучаться на разных ступенях обучения.

Существует три способа построения программ обучения: линейный, концентрический, спиралевидный.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии).

Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в преподавании в вузовских образовательных программах.

Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления. Поэтому этот способ неприменим при разработке программ школьного и вузовского изучения на разных ступенях.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным.

В преподавании в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: и в средних и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности.

В результате имеет место дублирование учебного материала, изучаемого в школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.

При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

Разработка программ обучения спирального типа в настоящее время становится все более актуальной. В этих условиях необходимо координировать цели и задачи образования в разных типах учебных заведений, определять специфику преподавания для разных категорий учащихся и студентов.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/56252

учебный план

нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

учебно-методический документ, определяющий содержание обучения конкретной категории обучающихся (воспитанников), планирование и организацию учебной деятельности.

Источник: Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей

нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Источник: Педагогический словарь

curriculum) — документ, описывающий график учебного процесса, структуру и содержание полной программы обучения в образовательном учреждении по выбранному направлению (специальности), трудоемкость обучения в условных единицах или академических часах, форму контроля знаний по учебным дисциплинам и т. п.

Читайте также:  Страна троечников

Источник: Термины по материалам методического пособия «Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им.А.И.Герцена»

документ, определяющий перечень учебных предметов, изучаемых в учебных заведениях, распределенное по годам обучения, с указанием количества часов, отводимых на каждый предмет и дозировку этих часов по неделям. Учебный план составляется и утверждается министерством. В основе построение учебного плана лежит принцип предметного обучения.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Документ, включающий график учебного процесса, структуру и содержание полной программы обучения в образовательном учреждении по выбранному направлению (специальности), трудоемкость обучения в условных единицах или академических часах, форму контроля знаний по учебным дисциплинам и т.п. Является обязательным элементом учебно-методического комплекса специальности (направления).  

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

документ, определяющий состав учебных предметов и курсов, изучаемых в образовательном учреждении или на определенной ступени образования, и их объем в часах.

Может содержать указания на содержание запланированной аудиторной и внеаудиторной работы.

Учебный план определяет общую цель подготовки специалиста высшей или средней квалификации и создается экспертами на основе их представлений о необходимых условиях подготовки по той или иной специальности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

учебно-программный документ, который, как правило, устанавливает перечень, объем, последовательность изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем, график освоения содержания образовательной программы, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, аттестации обучающихся, а также прохождения практики. Учебный план может включать в себя государственный компонент и компонент учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, кото-рым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), общеобразовательный компонент и профессиональный компонент.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

разбивает содержание образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, является годовым календарным учебным графиком. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять У.п.

и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого отдельного предмета; структуру и продолжительность учебного года. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. ) См. также Класс

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

УП (Curriculum) — документ, определяющий содержание образования и организацию обучения студентов по конкретной специальности.

Учебный план, как правило, включает: титульную часть — полное наименование вуза, факультета, специальности, квалификации, срок обучения; график учебного процесса — периоды теоретических занятий, практик, экзаменационных сессий, каникул, дипломного проектирования и итоговой государственной аттестации; сводные данные по бюджету времени — по годам и за весь срок обучения. Учебный план — государственный нормативный документ, определяющий содержание и организацию подготовки специалистов по учебным программам, последовательность, сроки изучения дисциплин, виды учебных занятий. Учебный план разрабатывается для каждой специальности (специализации) на основе квалификационной характеристики. Учебный план предусматривает также разработку программ по учебным дисциплинам и по годам обучения, оптимальный выбор перечня, объема, содержания и последовательности стажировки, практики, рациональное соотношение теоретического и практического обучения. Организация образовательного процесса может предусматривать разработку и других документов, например, годового календарного учебного графика, расписания занятия.

Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к-рой для каждого уч.

предмета и каждого года обучения задано число уроков в неделю, отводимых на его изучение. Фиксируя наиб. общие ограничения по составу содержания образования и уч. нагрузке учащихся, У. п. служит базой для разработки уч. программ (см. Программа учебная). и уч.

-метод, пособий, для планирования кадрового и финанс. обеспечения образоват. учреждения.

Отбор уч. предметов и распределение уч. времени, реализованные в У. п., отражают взгляды его составителей на то, каково содержание образования и в каком объеме оно необходимо учащимся. Так, У. п. трехлетней рос. нач. школы (1897—1917). содержал след. уч.

предметы: закон Божий (468 ч), церк.-слав. язык (234 ч), рус. язык (624 ч), чистописание (166 ч), арифметику (390 ч), что наглядно иллюстрирует преобладание идеи воспитания в духе православия и позицию ограничения объема практически полезных знаний. У. п. рос.

мужской классич. гимназии (1914). включал в себя 12 предметов, причем на древне-греч. и лат. языки отводилось почти вдвое больше часов, чем на математику и естествознание вместе взятые, что отражало господствовавшие в то время идеи формального образования (см.

Материальное и формальное образование).

В сов. время, исключая непродолжит. период 20-х гг., общеобразоват. школа работала по единым У. п., разрабатываемым и утверждаемым централизованно в каждой союзной республике. У. п., напр., рос.

школы, допускал вариативность: для школ с русским и для школ с родным нерусским языками обучения. Единство У. п. рассматривалось как важное социальное завоевание, обеспечивающее всем учащимся равные возможности в получении образования. С др.

стороны, унификация массовой школы вполне отвечала ее статусу идеологич. учреждения.

В У. п. сов. общеобразоват. школы был существенно повышен удельный вес естеств.-матем. предметов: в отличие от большинства развитых стран мира, они изучались не как интегрированные курсы, а в системе неск. отд. предметов (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и физика, химия, биология, физ.

география и астрономия соответственно), что требовало повышенных Затрат уч. времени. Политехн. и трудовой потенциал школы усиливали такие уч. предметы, как черчение, трудовое обучение и общественно полезный труд. Как следствие, доля уч.

времени, отводимого на изучение гуманитарных дисциплин, оказывалась неоправданно заниженной.

В процессе развития рос. школы У. п. видоизменялся: нач. школа была четырехлетней, затем при осуществлении «перехода школы на новое содержание образования» (60—70-е гг.). стала 3-летней, после чего ввиду заметной перегрузки мл. школьников было решено перейти опять к 4-летней.

Изменялась и общая продолжительность обучения в школе от десяти к одиннадцати годам (при осуществлении производств, обучения на ст. ступени в кон. 50-х гг.), затем обратно к 10-летке и вновь к 11-летке в реформе 60-х гг. С 1966 в У. п. появились незначит. возможности выбора предметов учащимися в виде факультативных занятий. В 60-х гг.

стало возможным развивать систему школ с углубленным изучением отд. уч. предметов, для чего были разработаны соответствующие У. п. С целью компенсации неполноты У. п. применялась (обычно непродолжительно). практика введения нек-рых нетрадиц. для школ уч. дисциплин (Логика, Основы дарвинизма, Конституция СССР, Этика и психология семейной жизни и т. п.

), что приводило к заметному разбуханию У. п. и появлению в нем педагогически неэффективных «одночасовых» предметов. Аналогичные процессы происходили с У. п. школ союзных республик.

Жестко унифицированный, перегруженный уч. предметами и часами, технократически ориентированный У. п. сдерживал адаптивные возможности школы при учете нац.

, региональных и местных особенностей и потребностей учащихся, препятствовал развитию школы в направлениях гуманизации и демократизации образования. В 80-х гг. был разработан принципиально новый механизм базисного У. п.

, обеспечивающий реальное многообразие У. п. школ при сохранении единого образоват. пространства страны.

Сущность базисного У. п. заключается в распределении содержания образования и уч. нагрузки учащихся на отд. компоненты, конструируемые на общегос., региональном и шк. уровнях. Введение общегос. компонента (в СССР. с 1990, в РФ с 1993). обеспечивает единство школы и общественно необходимое качество образования.

Региональный компонент (в СССР. определялся на уровне республик, в Рос. Федерации — на уровне краев, областей и республик). обеспечивает учет местных и нац. особенностей и потребностей. Шк. компонент позволяет адаптировать рабочий У. п.

конкретной школы применительно к потребностям контингента учащихся и возможностям школы.

В базисных У. п. осуществлена определенная гуманитаризация содержания образования за счет выделения относительно большей доли уч. времени общегос. компонента на преподавание гуманитарных предметов. Введение базисных У. п. позволяет сократить обязат. уч.

нагрузку учащихся, направив высвободившиеся часы на обеспечение вариативности образования, обучение по выбору учащихся, групповую и индивидуальную работу со школьниками. На основе базисного У. п. — важнейшего элемента гос. образоват. стандартов (см.

Стандарты образовательные) — формируются разнообразные программы конкретных школ, осуществляется поисковая и инновационная деятельность в области образования. В. В. Фирсов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: http://didacts.ru/termin/uchebnyi-plan.html

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

Читайте также:  Что делать, чтобы восстановиться после родов?

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций.

Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения.

Типовые учебные планы не всегда подходят для новых типов учебных заведений (гимназий, лицеев), которые могут разрабатывать свои собственные документы.

Учебная программа

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ.

В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями.

Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Источник: http://psyvision.ru/help/pedagogika/45-teory2/588-uchebnyj-plan

Педагогика: конспект лекций

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

1) базисный;

2) типовой;

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программы выделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

Психология bookap

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Источник: https://bookap.info/okolopsy/sharohina_pedagogika_konspekt_lektsiy/gl27.shtm

Учебный план

Учебный план образовательной программы «Программная инженерия» разработан в соответствии с международными рекомендациями по преподаванию программной инженерии и информатики (Software Engineering и Computer Science Curricula). Это позволяет выпускникам программы быть востребованными на рынке труда не только в России, но и за ее пределами.Учебный план состоит из следующих циклов дисциплин:

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Дисциплины
математического цикла
Дисциплины цикла «Программирование»
Дисциплины цикла «Программная инженерия»
Майнор
Дисциплины по выбору студентов
Проектная и исследовательская работа
Английский язык
Факультативы

Цикл математических дисциплин посвящен рассмотрению математического аппарата, лежащего в основе информатики. При этом большое внимание уделяется дискретной математике, алгебре, теории вероятностей и математической статистике, поскольку именно они чаще всего применяются при разработке программных систем.

Значительную часть учебного плана программы составляют циклы «Программирование» и «Программная инженерия».

Цикл «Программирование» посвящен изучению базовых основ информатики, а также изучению современных языков, технологий и инструментальных средств программирования, включая веб-программирование, разработку мобильных и сетевых приложений, интеллектуальных систем, компьютерную графику и др.

Цикл «Программная инженерия» ориентирован на получение студентами компетенций в области промышленной разработки программного обеспечения (коллективной разработки программных систем, управления командами разработчиков и ИТ‑проектами, взаимодействия с заказчиками и др.).

Майнор – это связка из четырех дисциплин, не относящихся к основному направлению подготовки и позволяющая студентам получить базовые знания, в иных предметных областях, по другим направлениям подготовки (Финансы, Менеджмент, Право, История, Язык и коммуникации). Благодаря изучения майнора, студенты приобретают знания в смежных областях, что позволяет им разрабатывать программные системы различного назначения (для банковской сферы, системы управления предприятиями, правовые информационные системы и др.).

Дисциплины по выбору студентов позволяют им сформировать свою собственную траекторию обучения за счет выбора тех дисциплин, которые им интересны, необходимы для их профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

В процессе обучения большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности студентов.

Начиная с первого курса, студенты выполняют проекты – реальные задачи, с которыми сталкиваются программисты и программные инженеры в своей профессиональной деятельности. Проекты выполняются в команде, в том числе на базе ведущих ИТ‑компаний Перми.

В рамках научно-исследовательского семинара, который проходит 4 года, студенты учатся выполнять научно-исследовательские работы, публично представлять результаты своих проектов.

Знание английского языка является важной компетенцией для ИТ‑специалиста, поскольку большинство крупных ИТ‑компаний работает с партнерами из стран Европы и Америки.

Кроме того, большой объем технической литературы, необходимой программисту, публикуется только на английском языке. Изучение английского языка в Пермском кампусе НИУ ВШЭ продолжается 3 года.

В конце второго курса все студенты сдают независимый экзамен по английскому языку по международным стандартам.

Факультативы – это необязательная часть образовательной программы, которую студенты могут выбрать для дополнительного изучения.

Наиболее важными для студентов являются: факультатив «Второй иностранный язык» (немецкий/французский), а также факультатив «Военная подготовка».

Молодые люди могут пройти обучение на военной кафедре по программе подготовки лейтенантов, солдат (сержантов) запаса. По окончании военной кафедры на военную службу в мирное время они не призываются.

Начиная со второго курса студентам читаются дисциплины на английском языке, в том числе приглашенными профессорами зарубежных университетов. В число таких дисциплин входят:

  • Конструирование программного обеспечения.
  • Обеспечение качества и тестирование.
  • Управление программными проектами.

  Структура учебного плана на 1 курс обучения:

1 курс,
1 модуль
1 курс,
2 модуль
1 курс,
3 модуль
1 курс,
4 модуль
БЖД
Физическая культура
История
 Математический анализ
 Алгебра
Программирование
Дискретная математика
 Введение в программную инженерию
Компьютерный практикум по основам алгоритмизации и методам программирования
Компьютерный практикум по прикладным пакетам 
Научно-исследовательский семинар
Курсовая работа
Учебная практика
Английский язык

Структура учебного плана на 2 курс обучения:

2 курс,
1 модуль
2 курс,
2 модуль
2 курс,
3 модуль
2 курс,
4 модуль
Физическая культура
Алгоритмы и структуры данных Операционные системы
 Теория вероятностей и математическая статистика Статистические и эмпирические методы компьютинга 
Базы данных Архитектура вычислительных систем
Конструирование программного обеспечения
Майнор Майнор
Научно-исследовательский семинар
Курсовая работа
Технологическая практика
Английский язык
Факультативы

Структура учебного плана на 3 курс обучения:

3 курс,
1 модуль
3 курс,
2 модуль
3 курс,
3 модуль
3 курс,
4 модуль
Физическая культура
 Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии
Обеспечение качества и тестирование Проектирование архитектуры программных систем 
Экономика программной инженерии Разработка и анализ требований
Интеллектуальное право
Дисциплины по выбору (1 из 3):
1. Программирование на языке Java
2. Функциональное и логическое программирование
3. Параллельное  программирование
Дисциплины по выбору (1 из 3):
1. Теория и реализация языков программирования
2. Введение в формальные методы программной инженерии
3. Распознавание образов
Майнор Майнор
Научно-исследовательский семинар
Курсовая работа
Производственный проект
Факультативы

Структура учебного плана на 4 курс обучения:

4 курс,
1 модуль
4 курс,
2 модуль
4 курс,
3 модуль
4 курс,
4 модуль
Физическая культура
Философия науки
Управление программными проектами
Распределенные вычисления
Дисциплины по выбору (3 из 8):
1. Разработка мобильных приложений
2. Компонентно-ориентированное программирование
3. Web-программирование4. Компьютерная графика5. Основы информационной безопасности6. Предметно-ориентированные языки и языковые инструментарии7. Интеллектуальные системы

8. Имитационное моделирование и системы поддержки принятия решений

Научно-исследовательский семинар
Командный проект по программной инженерии
Подготовка ВКР
Преддипломная практика
Защита ВКР
Академическое письмо на английском языке
Факультативы

Источник: https://perm.hse.ru/ba/se/base_curriculum

Ссылка на основную публикацию