Воспитание толерантности у детей

Воспитание толерантности у старших дошкольников

Акимова Е. И., Кузьмиченко О. В., Уютнова Е. В. Воспитание толерантности у старших дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 95-97. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9744/ (дата обращения: 12.12.2018).

В статье рассматриваются вопросы об особенностях формирования, уровнях проявления и этапах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: толерантность, моральные ценности, самоценность, права человека, основы мировоззрения.

Декларация принципов толерантности, принятая генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, определяет толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Толерантность — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

В современном мире проблема проявления толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций.

В интересах мирового сотрудничества необходимо, чтобы как отдельные люди, так и общины, нации признавали культуру, плюрализм человеческого общества.

Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов.

В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Ш.Амонашвили и другие). Д. Б.

 Эльконин отмечал особую ответственность дошкольного периода детства в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.

Ученые многих стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявление к ним интереса необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию культур.

Поскольку мы живем в многонациональном государстве, уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает у ребенка формироваться примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непринуждённых знаниях. Дети старшего дошкольного возраста обычно не вступают в конфликт с детьми других национальностей.

Вместе с тем можно заметить проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы: детская непосредственность, детская бестактность, ограниченный жизненный опыт, отсутствие представлений о культуре и людях других национальностей, недостаток общения с ними.

Таким образом, воспитание толерантности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Важным является и то, что к старшему дошкольному возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, проявляется готовность и способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с позиции другого, учитывать чужую точку зрения. К концу дошкольного возраста у ребенка впервые появляется представление о себе, как члене общества.

Постепенно возникает осознание значимости своих индивидуальных качеств и социального положения. Происходит формирование обобщенного отношения к самому себе, обобщенное отношение к окружающим и понимание своей ценности.

Ребенок приобретает возможность контролировать свое поведение, подчинять его определённым правилам. Дошкольник осознает принадлежность к детской группе, начинает понимать и проявлять активное желание участвовать в социально-значимых делах.

У него возникают психологические предпосылки к восприятию основ толерантности.

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд стадий, можно условно выделить уровни проявления толерантности:

                   когнитивный — знание ребенком основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

                   эмоционально-оценочный — осознание того, что мир неоднороден, признание права на отличие;

                   поведенческо-рефлексивный — устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека, его прав; критическое отношение к своему поведению, самоанализ, рефлексия.

На основе выделенных уровней, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии в области нравственного воспитания, можно выделить следующие этапы воспитания толерантности:

1.Знакомство дошкольников с основными законами и правилами человеческого общежития, с правами человека.

Основными условиями на этом этапе являются: наличие адаптированных текстов, владение взрослыми соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей, создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности личности в сочетании с признанием прав окружающих на ответное уважение и доверие. Использование продуктивных видов деятельности, позволяющих реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

2.Закрепление полученных представлений, на основании которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей.

На данном этапе эффективными являются: самостоятельное выделение детьми ситуаций, в которых происходит нарушение прав; примеры нетолерантного отношения, оценка их; проигрывание ситуаций, упражнение детей в положительных формах поведения; личный пример взрослого.

3.Формирование устойчивого толерантного поведения. Самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Важно, чтобы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое.

Так же необходимо показать дошкольникам пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить не только свои интересы, если возникнет необходимость.

На данном этапе используются игровая, практическая деятельность, поощрение проявления толерантности, создание ситуаций.

Все эти этапы воспитания толерантности полностью не реализуются в дошкольном детстве, поэтому данная работа должна проводиться и в период школьного обучения.

Формирование толерантного поведения — процесс длительный и трудоемкий. Огромную роль играет в этом процессе взрослый, как образец, выделяемый ребенком.

                   Необходимо, чтобы сами взрослые своим примером показывали детям толерантное отношение и проявляли его в поведении.

                   Надо уважать ребенка, как личность, понимать его, поддерживать и верить в его силы.

                   Надо взаимодействовать с детьми так, чтобы каждый из них научился уважать и ценить человека и в детстве, и в будущем.

Современный культурный человек — это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Литература:

  1.              Вовк Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого //Валеология: научно-практический журнал. 2003.№ 3.С.51–52.
  2.              Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. 2000.12сентября. С21.
  3.              Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания//Развитие личности. 2002. № 2. С.104.
  4.              О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошкольной педагогики Магнитогорского государственного университета // Дошкольное воспитание. 2006. № 4. С.98–103.
  5.              Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. 2003. № 11. С.51.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение, поведение.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9744/

Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей

Воспитание толерантности у детей перестало быть просто веянием моды. Сегодня мы больше, чем когда-либо общаемся с представителями других культур, народностей и религий. И наша успешность зависит от уважения к особенностям других людей, и умения сотрудничать и находить объединяющие вещи.

Толерантность — это сигнал того, что человек открыт к новым возможностям в различных аспектах жизни. И умение доброжелательно взаимодействовать с абсолютно разными людьми ребенок должен получать именно от родителей.

Но не все родители считают это достаточно важным. Особенно это касается тех, кому в жизни мало приходилось общаться с людьми других стран, религий и т. д. Но дети живут совсем не в таком однородном обществе, как жили родители. Поэтому им нужны совсем новые навыки общения.

Толерантность — это противоположность зашоренности и предрассудкам.

Позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют среди людей. Это умение отвергать несправедливые стереотипы, преодолевать культурные несовпадения, искать общее и создавать союзы.

Воспитание толерантности у детей: что не заслуживает терпимого отношения

Толерантного отношения заслуживают далеко не все модели поведения. Поступки, которые причиняют боль другим, неуважительное отношение, подлость или буллинг, ложь, воровство и прочее нарушение социальных норм не заслуживает терпимости.

Толерантность — это принятие людей такими, какие они есть, а не принятие их плохого поведения.

Относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Как развить толерантность у детей

Как и другие качества, развивать толерантность у детей нужно очень искусно. Еще до того, как ребенок научится говорить, он внимательно следит — и подражает — родителям.

Отношение к окружающим настолько неотъемлемо прижилось в психологии родителей, что они редко о нем задумываются. Родители, которые демонстрируют толерантность в своей повседневной жизни, посылают мощный сигнал. В результате, их дети учатся ценить различия.

Что могут сделать родители для формирования толерантности у детей

  • Разговаривайте о том, что особенности других людей заслуживают принятия и уважения. Это поможет детям больше узнать о ценностях, которые вы стремитесь им привить. 
  • Дайте ребенку возможность играть и учиться с детьми, которые отличаются от него. Это позволяет детям узнать на собственном опыте, что каждый из нас имеет свои отличия, и что этими отличиями мы и интересны.

Помните, что дети всегда слушают. Задумайтесь, как вы говорите о тех, кто отличается от вас. Не поддерживайте юмор, который увековечивает стереотипы.

Многие, на первый взгляд, безобидные шутки подрывают толерантность и уважение.

  • Тщательно отбирайте книги, игрушки, музыку, живопись и фильмы. Помните, что медиа и поп культура имеет огромное влияние на формирующийся характер. 
  • Указывайте на несправедливые стереотипы и говорите о том, как они показаны в СМИ. 
  • Честно и уважительно отвечайте на детские вопросы. Это учит тому, что различия можно и нужно обсуждать, если это делается с уважением. 
  • Признавайте и уважайте различия в вашей собственной семье. Демонстрируйте то, что принимаете различные способности, интересы и стили ребенка. Цените уникальность каждого члена вашей семьи. 

Помните, что толерантность не означает терпимость неприемлемого поведения. Это означает, что каждый заслуживает уважительного отношения — и должен также относиться к другим с уважением.

  • Помогите ребенку научиться хорошо относиться, прежде всего, к себе. Дети, которые плохо относятся к себе, и к другим относятся плохо. Дети с сильным чувством собственного достоинства и уважением к себе более склонны относиться и к другим с уважением. Помогите ребенку почувствовать себя признанным, уважаемым и оцененным.

Конечно же, отмечая и восхваляя отличия других, не значит, что стоит отказаться от собственного наследия и культуры. Ваша семья может иметь свои давние культурные и религиозные традиции, которые являются поводом для гордости. Уважать и ценить традиции других нужно продолжая уважать и ценить свои собственные.

Источник: kidshealth.org

Читай также: 5 вещей, которые я расскажу своим детям о расизме

Читай также: Не треба «терпіти» мою особливу дитину: історія мами

Читай также: Воспитываем толерантного ребенка: как объяснить, кто такие дети с синдромом Дауна

Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/news-48171-myi-raznyie-i-eto-prekrasno-kak-vospityivat-tolerantnost-u-detey/

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения

Поддубная Ирина Владимировна

воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 87», г. Белгород

Зеленина Елена Ивановна

воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 87», г. Белгород

E-mail: poddubnaja.irina2011@yandex.ru

В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими её народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований.

Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всём мире.

Поэтому, на наш взгляд, одной из важней­ших задач в современном обществе является — формирование у под­растающего поколения способности взаимодействовать с окружающи­ми на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть.

Читайте также:  Воспитание детей и услуги нянь, гувернанток (продолжение)

Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятель­ность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непос­редственно воздействует на формирование личности ребёнка [2, с. 9].

Перед детским образовательным учреждением должна стоять задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции.

Образовательное учреждение ставит перед собой цель приобщать детей к общечелове­ческим достижениям и ценностям, сформировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребёнка.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в котором оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов [2, с.

 9] дошкольного учреждения. Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимоза­висимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Поэтому, работу по воспитанию у детей толерантности необхо­димо начинать уже в детском саду, с младшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте мы начинаем знакомить детей с фольклором народов Мира. Фольклор — одна из наиболее важных составляющих истории культуры каждого народа. В сказках у разных народов мира часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы.

Почти во всех странах Европы рассказывают сказки о Красной Шапочке, Спящей красавице, Золушке или падчерице, которую обижают злая мачеха и её дочери. Но, несмотря на общность идеи, сказки каждого народа национально своеобразны. В центре же сказки всегда стоит герой — смелый, добрый, хитрый или доверчивый. Сказки — это «душа народа».

Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Чтение народных сказок даёт основу для организации с детьми различных видов деятельности.

В познавательной деятельности происходит ознакомле­ние с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д.

Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: орига­ми, вышивка, рисование в технике «батик», роспись деревянных и гип­совых изделий, рисование экзотических пейзажей, лепка животных и т. д.

Игра сопровождает ребёнка в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игр с куклами воспитанники могут знакомиться с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.

), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома североамериканские эскимосы и пр.

Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке.

Этому способствуют игры и беседы для сплочения детей, формиро­вания у них доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия, сопереживания, содействия.

У детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.

Одним из путей формирования толерантности, на наш взгляд, является также изучение в дошкольном учреждении иностранного языка.

Иностранный язык преподносится как язык межнационального общения в современном мире, позволяет познакомить детей с жизнью зарубежных сверстников, с песенным и стихотворным творчеством, с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке.

На занятиях дети приобщаются к новому социально­му опыту с использованием иностранного языка за счёт проигрывания различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, быто­вого, учебного общения.

Всё это позволяет сформировать у дошколь­ников понимание важности изучаемого иностранного языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других социумов.

Языковое многообразие и разнообразие культур рассматри­вается в настоящее время как один из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия. Наши усилия направлены на то, чтобы дети понимали, что у нас есть общий государственный язык — русский, на котором мы можем гово­рить друг с другом, каким бы ни был наш родной язык. Окружающий нас мир многоязычен, знать только один язык уже не достаточно.

Создание толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:

  • Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.
  • Ребёнок учится общаться с разными людьми.
  • Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
  • Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха, так и неудач.
  • Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.
  • У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
  • Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
  • Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения [4, с. 36].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.

Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик.

Работа по формированию толерантности естественно и органично входит в целостный педагогический процесс.

Целесообразна интеграция с содержанием занятий по изобразительной, театрализованной деятель­ности, познавательному, речевому, физическому развитию, игровой деятельности, обучению детей иностранному языку. Необходимо тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей по данному вопросу, это помогает выработать единый стиль в работе.

Работа по формированию толерантности предполагает создание в коллективе спокойной, благоприятной, доброжелательной обстановки, большого уважения к личности ребёнка, максимального использо­вания своих возможностей и опыта других педагогов.

Современный ребёнок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей [2, с. 9]. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М.,1998.
  2. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
  3. Сенько Т. В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. Л., 1991.
  4. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателей детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М., 1993.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xv/27800

Особенности формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Қамбарқызы А Жамбылская область, г Шу Детский сад «Қосқудук»

Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей — культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Необходимо осознание того, что пренебрежение, оскорбление, унижение любой культуры приводит к росту агрессивности, к насилию, повышению уровня конфликтности. Важно терпимое отношение к окружающим, проявление толерантности.

Человеческий мир — это пространство ценностных ориентаций. Нас объединяет не только биологическое сходство, но и общечеловеческие ценности: высшие и вечные, общие для всех людей. В современных условиях интенсивного межкультурного общения толерантность осознаётся именно как общечеловеческая ценность, присущая в той или иной степени людям разных национальностей и вероисповеданий.

Толерантность, проявляясь в уважительном отношении к представителям иной культуры, их обычаям и индивидуальным особенностям, предполагает, наряду с готовностью к сотрудничеству с людьми разных взглядов и убеждений, владение навыками диалогического общения, что позволяет последовательно и корректно отстаивать собственную позицию в спорных вопросах и конфликтных ситуациях.

Воспитание толерантности как одной из характеристик, в значительной мере влияющих на развитие социального климата в обществе, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей воспитания современного человека.

Многие международные организации придают большое значение воспитанию именно этого качества.

В современных концепциях, таких как «Права человека», «Декларация Культуры Мира», «Декларации принципов терпимости» и других толерантность рассматривается как система общечеловеческих ценностей и норм, формировать которую необходимо с детства [1,  с. 3].

Поэтому, на наш взгляд, одной из важней­ших задач в современном обществе является — формирование у под­растающего поколения способности взаимодействовать с окружающи­ми на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть.

Итак, педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н.     Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества.

Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.

Воспитание толерантности является одной из важнейших составляющих личностного развития человека.

С точки зрения А.Г Асмолова, толерантность — понятие много аспектное  и может  рассматриваться в психологии как с позицией личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития.

Толерантность — это с одной стороны,  цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а  с другой ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении и поступках.

Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А. Маслоу, основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать [2, 61].

Изучив научную литературу, мы считаем, что формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием основных познавательных процессов, таких как, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Эти процессы определяют восприятие и познание ребенком окружающей действительности и становлением у него картины мира, как системообразующем компоненте личности, обеспечивающим формирование толерантности.  

Толерантность выступает, с одной стороны, как одно из качеств личности и логика его формирования подчиняется общим закономерностям развития личности в педагогическом процессе.

С другой стороны, толерантность выступает как специфическое качество личностной структуры, поскольку в нем взаимодействуют и взаимоусиливают друг друга эмоционально-чувственное и рациональное начало, когнитивные и аффективные компоненты личности.

Читайте также:  Волков игорь павлович

Это обусловливает необходимость комплексного и поэтапного подхода к процессу формирования толерантности.

На основе учета объективных закономерностей развития психологических механизмов у ребенка, с учетом поэтапности процесса формирования его картины мира можно выстроить логику формирования толерантности у детей дошкольного возраста и реализовать ее в последовательности этапов соответствующим образом ориентированного и нацеленного воспитательного процесса.

Первый этап — информационно-познавательный. Данный этап также можно назвать когнитивным, т.е. этапом осознания полученной информации с последующим обсуждением.

На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.

Основная цель — усвоение информации, получение знаний об объекте, необходимых для формирования толерантности или интолерантности, т.к. у человека невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.

Второй этап — аффективный, т.е. эмоционально-волевой. На этом этапе происходит понимание и формирование оценки объекта. Понимание — это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т.е. толерантности.

Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой.

Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Третий этап — мотивоционно-поведенческий. На данном этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости.

Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения [3, с. 221].

Именно в   дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы вся работа в   детском  саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, можно включить в свою работу большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и других народов»;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) подвижные игры народов разных;

4) изучение народных праздников;

5) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью      решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

В результате, систематически проведенной работы с детьми они узнают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Также необходимо не забывать о важном звенье по воспитанию основ толерантности у дошкольников – это взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятель­ность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непос­редственно воздействует на формирование личности ребёнка [4, с. 9].

Перед детским образовательным учреждением должна стоять задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции.

Образовательное учреждение ставит перед собой цель приобщать детей к общечелове­ческим достижениям и ценностям, сформировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребёнка.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в котором оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов [4, с.

 9] дошкольного учреждения. Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимоза­висимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Поэтому, работу по воспитанию у детей толерантности необхо­димо начинать уже в детском саду, старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте мы начинаем знакомить детей с фольклором народов Мира. Фольклор — одна из наиболее важных составляющих истории культуры каждого народа. В сказках у разных народов мира часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы.

Почти во всех странах Европы рассказывают сказки о Красной Шапочке, Спящей красавице, Золушке или падчерице, которую обижают злая мачеха и её дочери. Но, несмотря на общность идеи, сказки каждого народа национально своеобразны. В центре же сказки всегда стоит герой — смелый, добрый, хитрый или доверчивый.

Сказки — это «душа народа». Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Чтение народных сказок даёт основу для организации с детьми различных видов деятельности.

В познавательной деятельности происходит ознакомле­ние с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д.

Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: орига­ми, вышивка, рисование экзотических пейзажей, лепка животных и т. д.

Игра сопровождает ребёнка в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игр с куклами воспитанники могут знакомиться с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.

), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома североамериканские эскимосы и пр.

Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке.

Этому способствуют игры и беседы для сплочения детей, формиро­вания у них доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия, сопереживания, содействия.

У детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.

Одним из путей формирования толерантности, на наш взгляд, является также изучение в дошкольном учреждении иностранного языка.

Иностранный язык преподносится как язык межнационального общения в современном мире, позволяет познакомить детей с жизнью зарубежных сверстников, с песенным и стихотворным творчеством, с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке.

На занятиях дети приобщаются к новому социально­му опыту с использованием иностранного языка за счёт проигрывания различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, быто­вого, учебного общения.

Всё это позволяет сформировать у дошколь­ников понимание важности изучаемого иностранного языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других социумов. Языковое многообразие и разнообразие культур рассматри­вается в настоящее время как один из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия. Окружающий нас мир многоязычен, знать только один язык уже не достаточно [5].

Таким образом, формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Список литературы

1.Иванова Н.М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат. Елец 2012 г.С

2. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. — М.: Аспект пресс, 2002. — 251с.

4. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России.- М., 1998.- 135 с.

Түйіндеме

Бұл мақалада бала-бақша жасындағы ересек балалардың қалыптасуы және төзімділік мәселелерінің әдістімілік және әдістемелік және әдіскерілік мәселері қозғалады.

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/7802-tolerantnost.html

Содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста (стр. 1 из 5)

ВВЕДЕНИЕ

Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия.

Мы живем в век глобализации экономики и всё большей мобильности, формирования общемирового экономического пространства, интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон человеческого бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальной структур. Эти изменения среды обитания людей послужили предпосылкой необходимости выведения мышления подрастающего поколения человечества на новый «планетарный» уровень. «Планетарное сознание» должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств как способность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире. (А.С. Кочарян, В.Э. Савенок, Д. Хадсон и другие).

Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, долго накапливающаяся сегодня вырвалась наружу.

Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость . Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу. (В.А.

Лекторский).

В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально- экономического развития всех народов.

Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности.

Читайте также:  Выбираем женское пальто

Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

Необходимо разработать простые и привлекательные принципы педагогики Толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков).

Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит огромное значение в первичном складывании личности.

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).

Стремление изменить мышление человека в сторону глобальности характерно не только для современного этапа развития отечественной педагогики. Международные семинары педагогов показывают, что этими проблемами занимаются многие ученые различных стран.

Несмотря на различный уровень экономического развития, в области воспитания встают одни и те же вопросы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости.

Ученые Франции, Японии, США и других стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявлять к ним интерес необходимо с дошкольного детства, когда ребенок «открыт» влиянию многих культур.

Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса, что и обусловило выбор темы исследования: «Формирование толерантности как качества личности детей старшего дошкольного возраста».

Объект нашего исследования – старшая группа в ДОУ.

Предмет – особенности формирования толерантности у детей старшего возраста дошкольного возраста.

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

2. Выявить особенности старшего дошкольного возраста.

3. Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте.

4. Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость».

Источник: http://MirZnanii.com/a/178063/soderzhanie-puti-i-sredstva-formirovaniya-i-vospitaniya-tolerantnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Формирование толерантности у школьников

Плановые консультации

В настоящее время российское общество переживает сложный период своего развития. Конфликтные ситуации с разными странами и их народами, к сожалению, приобрели систематический характер.

Развитие данных негативных процессов провоцирует рост агрессивных настроений в обществе, что, в свою очередь, приводит к потере гуманистических ценностей, падению морали, культуры взаимоотношений между людьми и ухудшению криминогенной обстановки.

Деструктивную роль играют различные СМИ и социальные сети, создающие крайне агрессивный и негативный информационный фон, который, в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения.

В таких обстоятельствах крайне важным является воспитание у молодого поколения толерантности, поскольку утверждение принципов и норм толерантности является необходимым условием взаимопонимания между людьми, взаимодействия, согласия, сплочения и консолидации общества.

Под толерантностью понимают уважительное отношение к другой личности, без чувства неприятия, а также сознательный отказ от применения по отношению к ней силовых методов или методов давления.

Толерантность предполагает понимание человека, отличающегося цветом кожи, вкусами, привычками, иным мнением и вызывающим тем самым чувство раздражения.

Толерантность закрепляет право человека жить в согласии с собственным мировоззрением.

Проявление толерантности,  которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый человек имеет право придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Кроме того в научной литературе используется термин «интолерантность». Так под интолерантностью понимают проявление нетерпимости в отношении и поведении человека при взаимоотношениях с другими людьми на основе различных признаков.

Воспитывать толерантность следует целенаправленно и поэтапно. Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность. Педагогика толерантности основывается на терпеливом, внимательном отношении к убеждениям других людей, является одним из средств решения проблем личности и разрешения конфликтных ситуаций.

Цель воспитания толерантности— воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями  социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения «принятия инаковости», но и с целью выработки умений адекватного  реагирования на поведение инокультурного собеседника.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения  и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Черты, присущие толерантной личности и интолерантной личности

Толерантная личность Интолерантная             личность
Уважение мнения других. Непонимание. Эгоизм.
Доброжелательность. Игнорирование. Цинизм.
Желание что-либо делать вместе. Нетерпимость.
Понимание и принятие. Выражение пренебрежения.
Чуткость, любознательность. Раздражительность.
Доверие, гуманизм. Равнодушие.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Подходы к воспитанию толерантности

Личностно-ориентированный Деятельностный
признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;

индивидуальный подход

опора на активность, сознательность и самостоятельность;

ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

Методы воспитания толерантности – это способы формирования готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если удается сочетать требовательность и доброту.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу, является внушение, словесное или образное, вызывающее  некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование осознанных побуждений жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки.

Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей.

Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие в сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др.

Формирование толерантности предполагает развитие активной жизненной позиции. А активная позиция развивается активными методами.

Активные методы обучения направлены на активизацию деятельности учащихся и предполагает активность обучаемых, высокую степень их вовлеченности в учебный процесс, умение самостоятельно вырабатывать решения и наличие обратной связи учащихся и педагогов. В методах активного обучения различают имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).

Одной из форм моделирования систем отношений является деловая игра, в  ходе которой  используются дискуссионные методы. Благодаря механизму дискуссии ребенок отходит от черт эгоцентричного мышления и учится вставать на точку зрения другого, что очень важно при развитии коммуникативных умений, являющихся источником формирования толерантности.

Еще одним методом активного обучения является социально-психологический тренинг.

В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение.

В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.

Перечисленные методы можно использовать с целью эффективного формирования установки на толерантность.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время бесед, экскурсий, просмотров кинофильмов и т.д.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личное отношение к более широкому кругу людей и сверстников

Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными членами коллектива, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы членов коллектива, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании и выборе средств реализации намеченного.

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Кроме того, воспитание культуры толерантности  должно осуществляться по формуле: «родители+дети+учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Взрослым необходимо подавать положительный пример своим детям и воспитанникам в отношении терпимости к другим людям. Лишь так можно добиться результатов в стремлении к толерантному обществу.

Источники:

moluch.ru/conf/ped/archive/147/7296/

ethicscenter.ru/tolerantnost.html

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564613/

Источник: http://podrostok.68edu.ru/?p=5049

Ссылка на основную публикацию