Воспитываем ответственность

Как воспитать ответственность у ребенка?

Многие родители хотят, чтобы их дети были ответственными и самостоятельными. И некоторые из них задают себе вопрос: «А что мы, как родители, можем для этого сделать?» Ниже, в своей статье, я дам вполне конкретные рекомендации, а также расскажу об условиях, которые способствуют формированию ответственности у детей.

Что такое ответственность?

  1. Ответственность – это способность человека принимать последствия своих действий/бездействий, решений. Под принятием понимается – проживать ту реальность, тот вызов среды, который будет после этих решений. Другими словами, «накосячил» – разгребай.

  2. В тоже время, ответственность – это внутреннее чувство человека. Это некий ответ человека на вызовы (вопросы) среды, Мира. Будучи ответственными мы даем ответы на вопросы, которые задает нам жизнь. И эти вопросы задаются через ситуации, социальные задачи, выборы, которые мы делаем и.т.д.

На поведенческом уровне ответственность проявляется как:

  • выполнение договоренностей между людьми;
  • быть верным своему слову, выполнять обещания и обязательства;
  •  успешно выполнять свои социальные задачи;
  • принятие самостоятельных решений, делать выбор;

Говоря о воспитании ответственности, нужно понимать, что речь пойдет о создании условий и контекста, в котором ребенок сможет проявлять вышеуказанные пункты.

События и происшествия

Есть два принципиально разных способа взаимодействия родителей и детей.  Первый  — родители реагируют на какие-то события, которые случаются с ребенком, мы будем называть это «происшествия». Происшествия не планируются, они случаются.

Например, ребенок получил «двойку», родители — реагируют, обращают внимание, контролируют. Или ребенок забыл собрать портфель, сделать какое-то домашнее дело — родители, естественно, реагируют на это, вступая во взаимодействие с ребенком.

Родительская реакция на происшествия — это всегда активность пост-фактум, родитель догоняет события.

Другой способ — это создавать события. Событие в семье — это управляемый целенаправленный процесс.

 Когда мы говорим о формировании какого-либо качества или навыка, мы должны понимать что процесс формирования это тоже целенаправленный, управляемый процесс.

Большинство качеств человека формируется через среду и тот опыт, который он проживает. В случае с ребенком, большинство его качеств формируется в семье.

Раз событие создается и управляется, следовательно, в нем есть безопасность и родительский контроль.

Мы все когда-то были детьми и у нас есть богатый опыт семейных событий: совместный поход, выход на природу, лепка пельменей всей семьей, настольные и другие семейные игры, подготовка к новогоднему празднику и.т.д, празднование дня рождения, отпуск, сбор картофеля на даче. В каждой семье они разные.

Любое семейное событие обладает следующими характеристиками:

  1. Событие планируется (не является случайным или стихийным)
  2. Событие организуется взрослыми или совместно. А значит имеет цель и это направленный процесс, где создается определенный контекст.
  3.  Событие согласовывается с другими участниками (членами семьи, детьми)
  4. В событии участвует не один ребенок, а члены семьи. Каждому участнику события распределяется роль и конкретные задачи.
  5. Событие контролируется взрослыми и является безопасным для ребенка.

Как формируется ответственность?

Любой навык или качество ребенка формируются через события в семье.

Для того, чтобы сформировалось у ребенка чувство ответственности, необходимо:

Создавать события и такой контекст, в которых у ребенка будут определенные задачи (поручения), где требуется ответственность. Выполняя или не выполняя данные поручения, он будет получать определенные последствия. Причем также необходимо дать ребенку эти последствия прожить.

Поручения и задачи, которые мы даем, должны соответствовать возрасту ребенка. Другими словами, задача должна быть по силам и навыкам ребенка.

Важно! Давать право выбора ребенку. Некоторым родителям кажется, что ребенок сделает неправильный выбор, а точнее не тот, который нравится взрослым.

И здесь нужно понимать, что если мы делаем выбор за ребенка, то мы тем самым не даем ребенку проявить себя, свою волю, не даем совершать поступок, а соответственно, проявлять свое ответственное поведение.

 Не давая ребенку право делать свои выборы, для него это по сути запрет на взросление.

Важно! Необходимо также объяснять ребенку, что произошло, проговаривать события, его решения и те последствия, которые наступили, исходя из его решений или поступков. Это нужно для того, чтобы более явно простраивались причинно-следственные связи между поступками ребенка и последствиями.

Последствия для ребенка, это не всегда наказания в том смысле, в котором большинство из нас привыкли думать. Это вполне естественное событие и развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение.

Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

Формирование ответственности на примерах

Пример № 1. Событие: семейный праздничный ужин. Готовясь к празднику, ребенку дают поручение сходить в магазин и купить продукты, чтобы приготовить его любимое блюдо по заказу.

У каждого члена семьи в связи с этим своя задача. Ребенок по каким-то причинам забыл купить то, что от него требовалось, то семья и он остается без любимого блюда.

Это и будут те последствия, которые необходимо принимать.

Пример № 2. Событие: завтрак. У ребенка есть обязанность каждый день следить за появлением молока в холодильнике и покупать его после школы, если недостает. Вполне ответственная задача, поскольку молоко на завтрак нужно не только ему, но и маленькой сестре. Об этой обязанности изначально было оговорено.

По какой-то причине, в один из дней этого не было сделано. В качестве ответственности была принята такая мера: на следующий день, в выходной, ребенок был разбужен с утра в 8.00 и отправлен в магазин за молоком, чтобы к пробуждению и завтраку у всех было молоко.

 В этой ситуации за свое не слишком ответственное поведение, ребенок лишил себя сна.

Пример № 3.

В ситуациях, когда ребенок просыпает или опаздывает в школу, он автоматически лишался просмотра мультфильмов то время, на которое он опоздал. И у него был выбор, приходить вовремя или лишать себя мультфильмов, опаздывая.

Пример № 4.

Наличие в доме домашних животных и уход за ними — отличный контекст для формирования ответственного поведения у ребенка. За животными нужно ухаживать, вовремя кормить и поить, убирать, выгуливать.

Часто дети сами просят завести дома питомца. Это отличный повод сформировать договоренности по поводу их содержания и ухода.

Через любовь к животным, ребенок может самостоятельность по их уходу и заботе, тем самым, получая опыт ответственного поведения.

Условия для  формирования ответственности и самостоятельности

Все вышеперечисленные рекомендации будут работать в том случае, если в семье создаются условия для формирования ответственности. Этих условий несколько.

  1. Личный пример взрослых. Быть самим ответственными (выполнение договоренностей, держать слово)
  2. Давать ребенку поручения и выбор;
  3. Уважать выбор ребенка, каким бы странным он не казался взрослым;
  4. Поощрять ответственное поведение;
  5. Давать право выбора;
  6. Учить ребенка прогнозировать результаты собственных действий;
  7. Учить ребенка расставлять приоритеты;
  8. Пошаговое приучение к действиям. Поручая что-то, Вы должны быть уверены, что ребенок это умеет.
  9. Режим дня. Границы. Определенность. Поручение должно быть понятным для ребенка.
  10. Самоконтроль как сформированный навык.

Источник: https://peter-zarubin.ru/kak-vospitat-otvetstvennost-u-rebenka/

Воспитание и развитие ответственности — Психологос

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут.

Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни.

Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя.

Развитие ответственности — давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности.

Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.

Воспитание взрослости Психологический инфантил — это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Ч…Воспитание ответственности у ребенка Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе…Педагогика ответственности Педагогика ответственности — учет личностных особенностей в распоряжении ответственности.«Не важно,…Развитие личной ответственности Развитие личной ответственности — приучение себя выполнять свои обязательства и платить за последств…Твой выбор — твоя ответственность Представьте себе: малыш сыт и сух. Он здоров и весел, вы как раз полчаса его развлекали. А теперь вы…Уровень личной ответственности Ответственности можно и нужно учиться, как любому другому жизненному навыку, и хорошим ориентиром мо…Сыну двенадцать: воспитание ответственности После возвращения с ВВС 2013 мой 12-летний сын часто повторял: «Позитив, конструктив, ответственност…Упражнение «Железное слово» Мое слово — кремень. Я отдаю себе отчет, что если я взял обязательство, для меня дело чести его выпо…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vospitanie-i-razvitie-otvetstvennosti

Воспитание и развитие ответственности — психология

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни.

Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.

Читайте также:  Учим ребёнка правильно держать ручку

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя.

Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.

Воспитание взрослости Психологический инфантил — это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Ч…Воспитание ответственности у ребенка Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он зак…Педагогика ответственности Педагогика ответственности — учет личностных особенностей в распоряжении ответственности.

«Не важно,…Развитие личной ответственности Развитие личной ответственности — приучение себя выполнять свои обязательства и платить за последств…Твой выбор — твоя ответственность Представьте себе: малыш сыт и сух. Он здоров и весел, вы как раз полчаса его развлекали.

А теперь вы…Уровень личной ответственности Ответственности можно и нужно учиться, как любому другому жизненному навыку, и хорошим ориентиром мо…Сыну двенадцать: воспитание ответственности После возвращения с ВВС 2013 мой 12-летний сын часто повторял: «Позитив, конструктив, ответственност…Упражнение «Железное слово» Мое слово — кремень.

Я отдаю себе отчет, что если я взял обязательство, для меня дело чести его выпо…Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Источник:

Воспитание ответственности у ребенка

Ребенок испытывает жажду свободы не в понимании делать всё и вся, а выполнять элементарные вещи, которые ему уже под силу. Беспрестанный тотальный контроль родителей вызывает бурю негодований.

С 7 лет излишняя опека должна быть сведена к нулю, иначе это грозит ребенку инфантильностью, беспомощностью, неумением решать свои проблемы.

Очень часто дети в раннем возрасте слушаются беспрекословно, а в подростковом устраивают бунт: красят волосы в непонятный цвет, не посещают занятия в школе, вступают в молодежные группы для самовыражения.

Прежде всего, отправьте ребенка в «свободное плавание», успокойтесь. Преодолеть излишние всплески эмоций ваших детей очень просто, действуя постепенно и логично:

Как заставить ребенка учить уроки

Как побороть истерику у ребенка?

Учим детей  самостоятельности

снимите с себя груз ответственности и дайте право ребенку самому справляться со своими личными делами. В 8-12 лет чадо вполне готово отвечать за свои поступки. Без помощи родителей следить за порядком в своей комнате, решать школьные проблемы, готовить домашнее задание. Родители могут только дать совет и то, только если об этом попросят;

взяв на себя долю ответственности, дети должны увидеть последствия. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Только ошибаясь, ребенок поймет, как делать правильно. Это не касается серьезных проблем: употребление наркотических средств, спиртных напитков или курения;

не навязывайте планы на будущее. Ребенок должен самостоятельно определить свой путь без какого-либо давления. Научитесь доверять и используйте свой голос в качестве совещательного;

Дети по-разному реагируют на предоставленную им свободу, начиная от упреков и заканчивая бесшабашными действиями. Главное сохранять спокойствие и знать, что ребенок справится с трудностями. Подтянется дисциплина, улучшатся оценки, уйдет вспыльчивость, психоз.

Выдержите время и не пытайтесь снова всё взять под свой контроль. Иначе есть опасность, что ребенок к 30-ти годам может остаться неготовым отвечать за свои действия, и причина его несостоятельности будет скрываться именно в воспитании.

Чтобы не винить себя за неудачи ребенка, уже сейчас начните прививать ему самостоятельность.

Источник — mirrosta.ru

Источник:

Психология воспитания, ее задачи

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Психология воспитания — область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, психологию воспитания иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем.

Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Психологию воспитания преподают на педагогических факультетах университетов.

Предметом изучения психологии воспитания выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

Рост и развитие. Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся.

В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776-1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества.

Ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна.

Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, — самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т. е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.

Научение. С точки зрения психологии воспитания, задача образования куда шире простой передачи культурного наследия из поколения в поколение.

Воспитание рассматривают в нескольких аспектах:

— в социальном смысле – это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;

— в педагогическом смысле — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого;

— в психологическом смысле – процесс формирования личности на разных возрастных этапах, исходя из психологических особенностей воспитуемого.

Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований.

Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л.С.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе.

Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального – решающий в понимании развития личности.

Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию.

Объект психологии воспитания — это личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий.

Предмет психологии воспитания –это психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, целенаправленной организации педагогического процесса.

Цель психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия.

Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.

Основная задача — исследование психологического содержания воспитания, закономерностей взаимодействия и взаимоотношений воспитателя и детей. Реализация этой задачи способствует совершенствованию воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.

Новой и сложной задачей психологии воспитания является разработка психологических основ гуманизации системы воспитания подрастающего поколения.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/vospitanie-i-razvitie-otvetstvennosti-psihologiya.html

Шаги к ответственности

Ответственность — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.
Для младшего школьного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е.

знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Ребенок постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем.

Но родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.

Возраст 7-8 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет.

В этом возрасте дети умеют оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок. Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой ответственности.

У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от школьника 6-7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно.

В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности», связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне.

Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

— авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

— родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

— авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, «порядок есть порядок».

Читайте также:  Развитие личности как педагогическая проблема

Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием.

И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

«Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Зоны ответственности

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни ребенка. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе — это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание.

Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом.

Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?».

Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.

Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала…»? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям.

Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, ребенку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких.

Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.

Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним.

Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.

Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово».

«Ты обещал убрать комнату, держи свое слово!» — такие фразы часто звучат из уст родителей.

Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо.

Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

Экологическая ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Каждый родитель согласится, что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь полностью в свои руки. Роль родителя перемещается в роль советчика, если удалось установить хорошие и теплые отношения с ребенком в период его роста и взросления. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

Уровни ответственности:

Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате;

Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Желательно, чтобы контроль и наставление проходило в спокойной и терпеливой манере.

Третий уровень: выполняет задание самостоятельно. Если родитель хорошо выполнил условия первых двух уровней.

Условия воспитания ответственности:

— Самоуважение.

— Разумные ограничения.

— Продолжительность и постепенность.

— Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

— Учет особенностей характера.

— Учет личного опыта.

Правила общения, которые способствуют передачи ответственности в руки ребенка:

— Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».

— Если ребенку трудно и ребенок готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите, т.е. возьмите на себя только то, что он не может выполнить и по мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.

— Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.

— Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Таким образом, приучение детей к ответственности происходит — как и все в воспитании, — в форме обмена между родителем и ребенком.

Дети могут взять на себя ответственности ровно столько, сколько отец или мать готовы отдать. Надо предоставлять определенную свободу действий детям без опаски и излишних ограничений.

Это должно начинаться с самого раннего возраста. Среди множества аспектов ответственности особое значение имеют обязанности.

Источник: сайт МОУ СОШ №14 «Зеленый шум»

Источник: https://azbyka.ru/deti/shagi-k-otvetstvennosti

Как воспитать в ребенке ответственность – семейные правила

Как воспитать чувство ответственности в ребенке, требуемую в школе, когда он еще такой маленький. Привыкая, ребенок сам начинает развивать это чувство в себе.

[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

«Ну, купите мне щенка!» «За ним нужно ухаживать, выгуливать, убирать» «Я буду это делать. Обещаю!» «Если бы! Но ты безответственный».

Звучит, как приговор: безОТВЕТственный – человек, не имеющий ответа, не знающий, как оценить свой поступок и сделать самостоятельное действие.

Воспитание ответственности у детей – для многих понятие настолько размытое, что они путают порядок в комнате и порядок в душе, чистоту в тетради и чистоту помыслов…

Что такое ответственность и как развивать её  в ребенке?

Ответственность не рождается вместе с человеком. Это понятие определяется как совершенно добровольное, а главное – искреннее, вполне осмысленное признание необходимости (!) за кого-то или за что-то отвечать, о ком-то или о чем-то заботиться, готовность взять на себя вину за промахи, принять вознаграждение (прежде всего, моральное!) за успехи.

Нужно знать:

  • Как воспитать лидера в ребенке

И рождается оно только в том случае, когда человек имеет пример такой заботы. Цветок не произрастает на пустом месте – нужно зерно, которое может дать росток, и благоприятная среда для его развития.

Чувство ответственности у детей развивается с осознания своей ценности:

  1. Человек, не знающий, что такое искренняя забота, не может подарить её другим.
  2. Забота должна подтверждаться положительными мотивационными посылами.

Если с первым пунктом все более-менее понятно, по второму может возникнуть вопрос: какая разница, как смотивировать поступок ребенка, лишь бы результат был положительным? Разница большая. Судите сами:

Малыш, заигравшись в песочнице, начинает разбрасывать фонтаном песок из ведерка, попадая им в других детей. Реакция родителей:

Правильная

– Сынок/доченька, аккуратнее, ты можешь попасть в глазки ребятам и себе глаза засыпать. Будет очень больно.

Ошибочная

– Ты что творишь?! Прекрати сейчас же!

Сынишка/дочурка, с аппетитом съев шоколадку, тянется грязными руками к соседу по столу что-то шепнуть. Родительская реакция, воспитывающая ответственность:

Правильная

– Солнышко, ты можешь испачкать Лизу/Ваню/Петю. Как ты думаешь, ей/ему будет приятно?

Ошибочная

– Испачкался, как свинья! Немедленно вытри руки!

Дитя, поймав бабочку, тянет её крылышки в разные стороны, чтобы внимательно их рассмотреть. Родители, воспитывающие чувства ответственности, говорят:

Правильно

– Осторожнее! Ты делаешь ей больно – крылья у бабочки, как у тебя руки. Она чувствует точно так же, как и ты, и без пыльцы на крыльях никогда больше не сможет летать.

Неправильно

– Брось! Вон уже все руки перепачкал. Еще аллергия будет!

Забота? Да. И в том, и в другом случае. Вот только в первом случае забота – мотиватор, помогающий воспитать даже в самом маленьком человеке ответственность, милосердие, чувство осознания поступка, сопереживания и ответа за свои действия.

В другом – забота – демотиватор, напрочь отбивающий способность держать ответ не только за окружающих, но и за самого себя. Ребенок не думает, ему некогда. Он просто подчиняется приказу, даже не анализируя его.

При этом твердо убеждается: «Раз мне постоянно все запрещают – меня не любят».

Возраст – не помеха воспитанию ответственности

Есть ли строго установленные возрастные сроки, когда нужно начинать активно воспитывать это качество? Да – с тех самых пор, когда ребенок уже в состоянии осознанно проанализировать связь между своим поступком и его последствием.

Воспитывать ответственность у детей нужно с двух лет.

До этого времени они только ощущают реакцию (причем всегда новую для них и внезапную!) на тот или иной свой поступок, инстинктивно отсеивая положительную и отрицательную – для своего комфорта.

Но взрослый не может требовать от ребенка такого возраста слишком многого. Самосознание малыша еще очень хрупкое.

Если проводить ту же аналогию с цветком – ему нужны свет и питательная среда для развития осознанной оценки действий.

Источник такой подпитки воспитания – в семье, в расстановке родителями правильных акцентов, в их терпеливом разъяснении: что хорошо, а что – неприемлемо. Не криком, а примером: личным, литературным, мультипликационным.

Получив информацию, ребенок, как и любой исследователь (а мы все познаём смысл жизни и свое место в ней), проводит провокационные эксперименты. Возраст маленьких провокаторов – 2,5–3,5 года. Проходят через него все дети, вне зависимости от характера и семейной обстановки. Пример:

  • Говорят, что нельзя тянуть кошку за хвост – ей будет больно. Потяну. Что будет на самом деле?
  • Сказано, что нельзя черкать в книжке. Почеркаю. Что изменится?
  • Мне запрещают болтать ногами в маршрутке, чтобы не испачкать соседа, а вот я задену его ногой. Посмотрим – можно или нельзя?
  • Я каждый день собирал игрушки, а теперь не стану. Какая разница?

Не думайте, что ребенок делает это назло, что он совершенный эгоист и просто невозможный «непослушайка», не поддающийся воспитанию. НЕТ! Он пытается на практике понять: «Все ли так, как мне говорят? Действительно ли это поведение ответственное, а то – нет».

Если вы выйдете из себя – малыш забьется в угол или ощетинится, как ёжик, потеряет всяческий интерес делать что-то разумное. Ваша задача – четко обозначить границу между «хочу», «приемлемо», «необходимо», «общепринято».

Не грубостью, а корректными действиями, жизненными примерами, пояснениями:

  • Кошка поцарапала или укусила. «И ей было плохо, и тебе страшно, да к тому же еще и больно». Сюсюкать в этом случае с ребенком не стоит. Успокоить – нужно, и твердо пояснить, что виноват в этом он сам, животное защищалось.
  • Почеркал любимую книжку. «Теперь её невозможно читать, вещь испорчена. А такой больше нет в магазине!» (Не вздумайте бежать за новой!) Причина порождает следствие.
  • Испачкал брюки, юбку, пальто, обувь другого человека. «Видишь, они грязные. И правильно дядя или тетя возмущаются. Тебе же не нравится, когда пачкают тебя. Твое и его/её настроение испорчено, и мне было очень-очень стыдно. Я ведь люблю тебя, а ты меня так подвел/подвела. А если бы они заставили меня сейчас стирать эти вещи или покупать новые? Вот что бы мы делали?».
  • «Разбросал игрушки, а теперь не можешь найти солдатика/куколку? Наступил, сломал её. А вот если бы все лежало на своих местах – такого бы никогда не случилось».
Читайте также:  Как развивать мелкую моторику?

Ребенку нужно давать поручение, пусть и в игровой форме. Например: «Назначаешься ОТВЕТСТВЕННЫМ за мытье чашки», «ты сегодня ОТВЕЧАЕШЬ за поливку цветов». Ребенок старается – скажите: «Вот видишь, насколько она стала чище», «Цветочки благодарны тебе, они поели.

Водичка для них – еда». Не сделал качественно – не ругайте! Без ошибок невозможно. Тактично подскажите и покажите, как нужно. Например: «Как ты считаешь, если здесь чуточку поправить, будет хуже или лучше?».

Маленькому человеку необходим выбор, осознание правильности своего поступка даже в таких мелочах.

https://www.youtube.com/watch?v=K6I-he7GikA

Ответственность в более старшем (5-6 летнем) возрасте уже вправе опираться на понятие «должен». Простейший пример: дал слово – держи.

Неизменный помощник в воспитании ответственности – сказкотерапия. Почитайте сыну или дочери книжки: «Честное слово», «Сказка о честном дровосеке», «Маленький принц», «Огурцы»…

Воспитание ответственности ученика

Как, собственно, воспитать ответственность, требуемую в школе, когда ребенок еще маленький и неусидчивый? Это воспитывается у ребёнка первого класса еще… до школы.

Прежде всего, вы должны осознать, что наступил новый период в жизни, и донести эту мысль до ребенка.

Желательно – еще в старшей группе детского сада, а если малыш находится на домашнем воспитании – за год (или хотя бы за полгода до первого звонка). Доверьте ему:

  • самостоятельно делать подготовительные, а потом и домашние задания – проверяя и направляя в случае трудностей;
  • собрать нужные тетради, учебники, подготовить сменную обувь для завтрашнего дня;
  • спросить учителя о том, что непонятно.

Донесите до ученика, что вы гордитесь тем, что он уже первоклассник, что теперь у него новый статус и новые обязанности; что учеба – это его работа, такая же трудная, как у вас.

Что спрашивать не стыдно, стыдно не знать, когда есть возможность все уяснить. Оценки – зарплата за проделанный труд.

Но если вы начнете делать домашние задания вместо него для улучшения этой «зарплаты» – считайте, что вы сами сняли ответственность с ребенка, раз и навсегда!

Делать уроки вместе – на первый порах можно и нужно. Дальше, когда вы видите, что ребенок осваивается с правилами и требованиями, арифметическими и письменными приемами – нужно лишь подсказывать и проверять.

После третьей четверти – проверять, давая выбор маленькому ученику, что он сделает в первую очередь: русский язык или математику, сложные задания или простые. Не забывайте при этом добавить: «Это гораздо лучше, чем в начале занятий. Похоже, ты вполне усвоила/усвоил предмет, я горжусь тобой.

Ведь ты теперь сам можешь отвечать за выполнение заданий. Я на тебя полностью полагаюсь. Как ты считаешь, я могу это сделать?» Если у первоклашки что-то не заладится, не спешите его огорчать, приписывая ярлыки. Если что-то не получается с первого раза, выйдет с десятого.

Дайте ему понять, что вы рядом, и вместе вы справитесь. И обязательно подчеркните, что вы совершенно уверенны – он человек ответственный, и ваша помощь ему нужна только на первых порах.

Воспитывая ответственность в себе – воспитываем её и в ребенке Ссылка на основную публикацию

Источник: http://RearChildren.ru/kachestva/kak-vospitat-v-rebenke-otvetstvennost/

Как воспитать в ребенке ответственность

Каждый любящий родитель осознает  важность воспитания  в своем ребенке чувства ответственности. Понятно, что малыши, привыкшие к тому, что полностью зависят от мамы с папой, не могут понять, что значит быть ответственным и самостоятельным. Но, по мере взросления ребенка такой навык просто необходим, ведь он является фундаментом нормальной взрослой жизни в социуме.

Как привить малышу самостоятельность и ответственность за свои действия, слова, собственную жизнь, будем разбирать ниже.

Суть ответственности

С самого начала ребенку стоит объяснить само понятие ответственности.  Обязательно становитесь примером для малыша, ведь любые слова без конкретных действий не имеют никакого смысла.

Даже совсем маленьких деток можно приучить быть ответственными. Определите для себя виды этого качества.

  1. Здоровье и образ жизни. Ответственность распространяется на осознание того, что хорошо и что вредно для собственного здоровья, как поступить, чтобы не нанести организму вред и не заболеть. Даже самые юные члены общества способны понять, что, снимая шапку на морозе, можно простудиться, прыгая с высоты, удариться и т.д.  Дайте ребенку понять, что спорт, правильное отношение к режиму дня и пищевое поведение также влияют на его здоровье. Не забывайте сами правильно питаться и демонстрировать положительный образ.
  2. Уважительное и бережное отношение к людям и животным. Малыш должен понимать, когда он мешает другим и делает кому-либо больно, неприятно. Объясните ребенку его социальный статус, и как он должен себя вести по отношению к старшим. Помните, что даже у малыша есть собственное «я», поэтому не ущемляйте его прав и не подавляйте желаний. Все должно быть в меру.
  3. Ценность вещей. Важно прививать ребенку бережное отношение к вещам, предметам быта, как к собственным, так и чужим. Малыш со временем поймет, что любая вещь не достается просто так, что за каждой игрушкой стоит труд мамы и папы.
  4. Слова и поступки. Наиболее сложная категория ответственности в плане освоения ребенком. Но такая же досягаемая, как и все остальные. Сдерживать обещания, не сваливать вину на другого, уметь отстоять мнение — все это вы должны помочь понять своему чаду.

Все вместе

Привлеките ребенка к домашним делам. Пусть он будет вовлечен по мере сил в уборку, стирку, починку. Мало того, что тем самым малыш будет чувствовать свою значимость и ассоциировать себя со взрослыми, так еще это принесет ему огромное удовольствие.

Не секрет, что домашние дела привлекают ребенка сильнее, чем игрушки и мультики. Главное — родительский подход.

Домашние дела позволят вашему чаду испытывать гордость за себя, сопереживать, понимать критерии благополучия и, конечно, взращивать в себе ответственность.

Понятно, что ваши повседневные дела с таким подходом займут намного больше времени, ведь малыш не справится с работой за то же время, что и вы, да и качество исполнения может ожидать лучшего.

Ваша задача – похвалить малыша, терпеливо показывать, как и что нужно делать, не тревожиться за разлитую воду или разбитую тарелку. Все придет с опытом.  Очень важно, чтобы ребенок видел и папину роль в домашних делах, участвовал в его работе.

Не сложно дать ребенку отвертку и позволить покрутить шуруп, зато, сколько эмоций и полезных навыков это даст малышу.

Навыки

Развивайте в ребенке жизненные навыки, самостоятельные бытовые действия. Даже двухлетний кроха может убрать тарелку со стола, или собрать разбросанные игрушки. Не нагружайте ребенка непосильными делами, или таким их количеством, которое займет все его свободное время. Это вызовет в малыше отторжение и нежелание проявлять ответственность.

Выделите для ребенка зоны, где он будет ответственным за чистоту и порядок. Пусть, например, блюдет за порядком в детском уголке, следить за наличием салфеток на кухне, кормит домашних питомцев.

Выбор есть

Чувство ответственности неразрывно связано с возможность выбора и пониманием, что именно тебе необходимо, что нужно для комфорта. Освободите малышу пространство для собственных решений. Пусть сам выбирает, что надеть, во что играть, доедать или нет обед и т.д.

Конечно, с вашей стороны нужно мягко направлять малыша к правильному выбору, соответствующему погоде, месту, времени и т.д. Не давите, будьте корректны.

«Какую маечку ты хочешь надеть, эту просто зеленую или вот эту красивую со смешным зайчиком?», — одной фразы с правильными акцентами достаточно, чтобы ребенок отдал предпочтение тому, что вы считаете приемлемым, но при этом ощущал свободу выбора.

Это действует в том случае, если ребенок еще мал, в более осознанном возрасте ребенок поймет любую фальшь.

Дошкольник уже вправе сам решать, что будет стоять в его комнате, что он берет с собой на прогулку и детсад, какой подарок подарит другу на день рожденья.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Не мешайте и всячески поощряйте самостоятельность ребенка.

Достоинство и уверенность

Психологи всего мира утверждают, что ответственность очень зависит от самооценки.

Ведь, если человек уверен в себе, своих способностях и возможностях, верит, что сможет справиться со сложной ситуацией, и видит результаты собственных действий, он подсознательно растет в собственных глазах и старается сделать еще больше и еще лучше, взять на себя больше ответственности и не бояться провала и порицания. В этом одинаковы и взрослые, и дети.

Конечно, это не значит, что вы бесконечно должны расхваливать чадо, но и на промахи научитесь реагировать с умом. Поблагодарите малыша, а уже потом скажите, что дело бы получилось еще лучше, если бы он был внимательнее, чего-то не сделал и др.

Порицание и соответствие ожиданиям

Любой ребенок очень чувствительно относиться к родительской оценке. Он старается оправдать ожидания. Если же вы постоянно говорите малышу: «Растеряшка, опять забыл перчатки», «Лентяй, ничего не делаешь», «Ничего у тебя не получиться, я лучше сам», вы тем самым программируете его на развитие негативных качеств.

Спокойно скажите о промахе ребенка, выработайте план совместных действий по искоренению плохой привычки,  забывчивости. Например, придумайте забавный ритуал проверки, все ли ты взял перед выходом из дома, или в игровой форме в качестве супергероя идите искать потерю. Помогите ребенку преодолеть себя самого.

Не указывайте

Поверьте, если почти армейские указы, что делать, заменить на предложение или вопрос, ребенок в ином свете увидит даже те действия, которые не любит выполнять.

Сравните: «Быстро есть и спать!», «Убирай игрушки, я сказала!» и «Давай быстренько поедим и будет укладываться спать под интересную сказку», «Родной, не мог ты убрать игрушки, а то мы можем наступить и сломать их».

Ребенок чувствует, что его мнение важно для взрослых, и стремиться своим поведением показать, что он готов общаться на равных.

Последствия

Дайте ребенку на себе осознать последствия своих действий. Пусть придет сам к мысли, что хорошо, а чего делать не стоит. Объясните, что такое доверие, и что будет, если человек его лишится. Ребенок должен понять, что ответственность за слова тоже необходима. Расскажите ребенку, что в его силах что-либо изменить, а бездействие во многих случаях может привести к проблемам.

Не опускайте руки

Не берите ответственность на себя, если ваш ребенок провинился. Даже безобидные фразы папе «Это кошечка бежала и разбила тарелку, а не Мишенька», могут привести к тому, что ребенок поймет как переложить ответственность и избежать порицания и наказания.

Даже если ваш малыш упорно не хочет становиться самостоятельным, не опускайте руки и терпеливо ждите результатов. Не сдавайтесь.

Воспитать ответственного человека – дело не простое, но вы, как любящие родители, должны понимать всю важность такого качества.

Замечайте и хвалите за достижения своего ребенка, даже маленькие его победы могли стоить больших усилий малыша.

Подаренная аппликация, оставленная лично вам надкусанная конфетка – это сигнал вам о том, что малыш любит вас и готов чем-то жертвовать и делиться.

Советуйтесь с ребенком, корректируйте его действия и всячески помогайте, делайте его жизнь не скучной, не составленной из одних задач и дел.

Результаты вашего усердия и терпения не заставят долго ждать. Поддержка на эмоциональном уровне, гордость за достижения, искренний интерес к малышу и его успехам – вот то, что является самым главным для личностного роста и гармоничного развития вашего ребенка.

Читаем также: 

С какого возраста ребенка приучать помогать по дому?

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-vospitat-v-rebenke-otvetstvennost.html

Ссылка на основную публикацию