Возрастная периодизация в педагогике

» Возрастная периодизация в педагогике

Возрастная периодизация является необходимо системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять в каком возрастном периоде  подопечного.

Ведь и трехлетний, и 15-летний человек — это ребенок, по классификации дидактики. Но они очень разные. Каждый возрастной период отличается своими физическими  и психическими особенностями развития, причем, нередко первые влияют на вторые.

Важно все  — уровень способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на детский организм.

В педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для растущих детей.

От рождения до года

Первый период – младенчество, от рождения до года. На этом этапе, только закладываются  базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.

От года до 3 лет

Второй период – раннее детство – от года до трех. В этом возрасте маленький человек начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства  им, понятно, еще далеко.

Третий период – дошкольный, от трех лет до 6( или до 7). В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью  общины, активно общается в другими детьми и взрослыми.

Ребенок становится маленьким членом общества  и впитывает основные нормы его поведения. Конечно, пытливый ум ребенка в таком возрасте еще абсолютно чист, он не приемлет и   не понимает никакие сложные материи.

В таком возрасте ребенок  уже способен активно учиться, правда, в игровой форме.

До 11-летнего возраста

Четвертый период – младший школьный, от 7 до 11 лет. Физические навыки сформированы полностью,  но продолжат развиваться. Маленький человек становится на стезю взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо». В этот трудный период учителя помогают детям встать на ноги.

Средний школьный возраст

Пятый период – средний школьный возраст. От 11 до 14 лет. Это  учащиеся 5-8 классов.

Всем педагогическим составом любой школы единолично приятно считать, что это – самый трудный, проблемный период;  в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически  неуравновешенным, нервным, но и неуправляемым.

К тому же, ум начинает взрослеть, мир перестает быть настолько по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным  и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми.

Максимализм  – вот какая черта зарождается в детском уме в это возрасте. Чтобы не навредить ребенку и не дать ему свернуть с правильного пути, педагогу  в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим умом подопечного.

До 17 лет

Шестой период – старший школьный возраст – от 14 до 17 лет. Частично, это возраст захватывает и более поздний период, 17-19 лет, который именуется юношеством. Черты данных возрастных групп схожи. В этом возрасте учащиеся 9-11 классов начинают по-настоящему взрослеть, становятся личностью.

  Личностное становление — это болезненный период, и он длится с самых ранних лет и продолжается  после окончания школы.  Старшеклассники —  это уже ответственные взрослые люди, которые могут адекватно воспринимать мир.

Однако, вся эта «взрослость» несколько напускная, чтобы ей утвердится и дать ребенку прочно встать на ноги, требуется время.

Источник: https://paidagogos.com/vozrastnaya-periodizatsiya-v-pedagogik.html

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности'ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности.

Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов.

Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий.

Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку.

Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир.

Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать.

Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности.

Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения.

Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов.

Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя.

В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы.

От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия.

И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д.

, то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности.

Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека.

Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений.

Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира.

Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра.

Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры.

Читайте также:  Норма скорости чтения для первоклассника

Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s644t7.html

Статья на тему: Возрастная периодизация

Возрастная периодизация в педагогике

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается активность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации.

К этим показателям относятся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок – от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье. Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка.

 Однако уже в этот период ребенок начинает контактировать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигательных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы — те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности.

Поэтому не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функционирования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формированию познавательных процессов.

Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообразием действующих на него раздражителей: речевых, зрительных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмоционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, произносит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий.

Младенческий возраст

Младенческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, совершает первые шаги. Активно формируются психологические процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку.

Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бросает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир.

Возникает предметность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят познание на более перспективный, хотя и более противоречивый и трудный уровень. Механизмы речи формируются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать.

Ему свойственны подражательность, копирование действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности.

Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

 Раннее детство

Раннее детство – от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения.

Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот период, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов.

Характер общений существенно влияет на количество и разнообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, способствуют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя.

В общении, в поведении, в разнообразных видах деятельности ребенок уже в этом возрасте усваивает моральные нормы.

От организации поведения и деятельности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия.

И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождающихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д.

, то неизбежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в будущем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и познания, способствуя проявлению инициативы и самостоятельности.

Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира; у него закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека.

Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взрослого – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений.

Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира.

Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками. Часто в ходе игры проявляются такие качества ребенка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому естественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особенно 5–7 лет, – разрешение противоречий между желаниями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра.

Важно поддерживать и направлять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры.

Все это впоследствии благоприятно скажется в становлении ребенка как ученика.

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Это наиболее сложный и противоречивый период развития личности.

Переступая порог школы, ребенок б-ти лет по своим физическим и психическим качествам по существу является старшим дошкольником, а к 10-ти годам у него появляются черты младшего подростка со свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями.

Будет ли подросток хорошо учиться, будут ли конфликтные ситуации в его воспитании, зависит не от физиологических особенностей возраста, а от его жизненного пути, который он пройдет в начальных классах, от тех качеств личности, которые будут у него сформированы.

Учитель, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программных знаний, умений и навыков, в планах и мероприятиях по воспитательной работе.

Эти воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступает в роли объекта воспитания.

Программы обучения и воспитания предусматривают определенный уровень интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического развития младшего школьника.

Однако известно, что младшие школьники, не­смотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным занятиям, т. е. фактически получают неодинаковый уровень развития.

Младший школьник действует не только по указаниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определяет его индивидуальность. В этом отношении ребенок проявляет себя как субъект воспитания.

Особенно интересен мир в представлении шестилетнего ребенка. Именно понимание этого мира позволило Ш.А. Амонашвили создать оригинальный опыт обучения и воспитания шестилеток.

Приступая к обучению и воспитанию шестилеток в школе, учитель добьется успеха, если ребенок будет для него не только объектом воздействия, но и индивидуально развивающейся личностью, тонко реагирующей на все ситуации жизни.

При поступлении в школу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости. Однако многих ждет разочарование, трудности, которые ребенок не всегда может самостоятельно преодолеть.

Оказывается некоторым неинтересно писать палочки, произносить звуки, слоги, сидеть смирно в течение урока.

Если вовремя не заметить этого субъективного отношения ребенка к учению, то может сформироваться труднопреодолимая негативная реакция.

Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представления о ярком мире. Этот понятный, интересный, доступный для ребенка мир в процессе формирования абстракций исчезает.

Переход от чувственного этапа познания мира к абстрактному сложен и труден для младшего школьника, особенно первоклассника.

Знание особенностей возрастного развития шестилетних детей помогает учителю разрешить возникающие противоречия.

У шестилетнего ребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила, подвижность, уравновешенность процессов. Ребенку трудно сдерживать себя.

Поэтому опытный учитель внимателен и терпелив по отношению к ребенку, он знает, что непослушание может быть следствием большой реактивности и подвижности ребенка.

У детей шестилетнего возраста малая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступает часто в силу истощаемости нервных клеток больших полушарий. При больших учебных нагрузках наступает «охранительное торможение». Оно проявляется в двигательном беспокойстве, отвлечении внимания.

У детей в этом возрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебной деятельности с шестилетними детьми важны форма, стиль, манера общения с детьми.

Ребенок становится дисциплинированным, отражая в своей деятельности систему предъявляемых к нему требований, в этом случае у него формируется опыт управления своим поведением.

Читайте также:  Мы должны сами верить в то, чему учим детей.

Но первоклассники не выдерживают длительного напряжения, поэтому необходима смена видов деятельности, способов учения, использование игры при изучении учебного материала.

Очень важно отношение детей к школе, к учению. Если ребенок желает учиться, с радостью идет в школу, тогда ему легче сосредоточиться, легче преодолеть трудности, учебная книга становится доступнее и понятнее.

Если учебная деятельность шестилетних детей проводится без учета возрастных особенностей детей этого возраста, то уже ко второму и особенно к третьему классу – наблюдается падение интереса к учению.

Опытный учитель видит нарастающие противоречия и пытается их разрешить занимательностью, творчеством, связью обучения с местной природой, прогулками, экскурсиями, вовлечением детей в активную работу.

В младшем школьном возрасте ребенок формируется всесторонне. Нельзя считать, что главное для него – учебная деятельность, показатели успеваемости, а все остальное прилагается. Главное в формировании личности ученика начальных классов – взаимосвязь умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Участие детей в доступных видах трудовой деятельности, знакомство с профессиями оказывают существенное влияние на формирование трудолюбия, интереса к труду взрослых, особенно родителей, приобщение их к культурным и духовным ценностям, формируют самостоятельную творческую деятельность, доставляют радость труда и отдыха.

Недостатки в усвоении знаний младшим школьником преодолеть можно, если у него воспитаны нравственные и волевые качества личности: трудолюбие, старание, упорство, усидчивость, настойчивость, желание учиться, ответственность.

Если же ребенок не обладает такими качествами, если в начальной школе они не сформированы, то повысить качество знаний, достичь высоких показателей в обучении чрезвычайно сложно, особенно в старших классах.

Одна из причин конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в том, что в начальной школе у ребенка сформированы качества, личности, которые необходимо перевоспитывать.

В возрастной периодизации выделяются – подростковый возраст и юношеский возраст. Воспитателю дошкольного образовательного учреждения важно знать о детях младшего школьного возраста, так как он в условиях детского сада готовит детей к систематическому школьному обучению, воспитывает готовность ребенка к школе.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/05/vozrastnaya-periodizatsiya

Библиотека — Подласый И.П. — Педагогика — процесс обучения

Возрастная периодизация

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности.

Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с воз­растом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физичес­кого, психического и социального развития.

Разумеется, это со­ответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие кон­кретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни, знание которых несет важную ин­формацию для посвященных. Есть целый ряд разработок перио­дизаций развития (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Леви­тов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.

), причем число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один кри­терий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия.

Остановимся на анализе периоди­зации, которая сейчас признается большинством педагогов.

Периодизация основывается на выделении возрастных осо­бенностей. Возрастными особенностями называются характер­ные для определенного периода жизни анатомо-физиологичес- кие и психические качества. Сущность возрастных особенно­стей наглядно раскрывается на примере физического развития человека.

Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Поскольку биологическое и духов­ное развитие человека тесно связаны между собой, то соответ­ствующие возрасту изменения наступают и в психической сф^' ре. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биоло- гцческое, социальное созревание, проявляется возрастная ди­намика духовного развития личности.

Это и служит естествен­ной основой для выделения последовательных этапов челове­ческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человечес­кую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая    Педагогическая

Пренатальный период      1. Младенчество (1 год жизни)

Период новорожденное   2. Преддошкольный возраст (до 6 недель жизни) (от 1 до 3 лет)

Грудной период (до 1 года)          3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

Ползунковый возраст        Младший дошкольный возраст (1—3 года) (3—4 года)

Дошкольный возраст         Средний дошкольный возраст (4—5 лет) (3—6 лет) Старший дошкольный возраст (5—6 лет)

Школьный возраст (6—11 лет) 4. Младший школьный возраст (6—10 лет)

Пубертатный период         5. Средний школьный возраст (11-15 лет) (10-15 лет)

Юношеский период           6. Старший школьный возраст (15-20 лет) (15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периоди­зации составляют стадии физического и психического разви­тия, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспита­ние, с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созре­вания организма, его нервной системы и органов, а также свя­занное с ним развитие познавательных сил, то разумно органи­зованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

Игнорирование или отри­цание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой соци­альный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей Методики.

Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным Информационным источникам несколько возрастают, но дале­ко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и дик­тует свою волю.

Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

  К оглавлению

Источник: http://libbook.net/book_232_page_62

открытая библиотека учебной информации

Лекция 13

Возрастная периодизация

Тема VI

Периодизация психического развития — ϶ᴛᴏ принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделœении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделœении возрастных особенностей.

Возрастные особенности — ϶ᴛᴏ характерные для определœенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Сущность возрастных особенностей раскрывается на примере физического развития человека: рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и др. биологические процессы совершаются в определœенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере: происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.

Попытки классифицировать периоды человеческой жизни для правильного управления процессами развития были предприняты Аристотелœем, Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и др.

Аристотель (384–322 гᴦ. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста͵ определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период.

До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи.

Аристотель настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников – педономов, отвергал самоустранение родителœей от воспитания детей. С 5 до 7 лет «дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придется изучать самим».

С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в данный же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках.

С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику.

Я. А. Коменский (1592–1670) создал единуюсистему образования:

Таблица 18

Возраст Тип школы Содержание образование
От рождения до 6 лет (детство) Материнская школа Первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни; воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии.
С 6 до 12 лет (отрочество) Элементарная школа (школа родного языка) Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание.
С 12 до 18 лет (юность) Латинская школа или гимназия Семь свободных искусств, естествознание, история, география.
С 18 до 24 лет (возмужалость) Академия (высшее образование) Богословие, медицина, юриспруденция.

Возрастная периодизация Жан–Жака Руссо (1712–1778):

Таблица 19

Возраст Содержание воспитания
0-2 года Физическое воспитание (грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание).
2-12 лет (период «сна разума», когда ребенок еще не может логически мыслить) Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному; усвоение идеи частной собственности; чтение; укрепление здоровья ребенка; выполнение посильных сельскохозяйственных работ.
12-15 лет     Умственное воспитание (при выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того, что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природоведение, астрономия, география). В основе методики обучения – исследование различных явлений, самостоятельное открытие научных истин, наглядность. Трудовое воспитание (овладение столярным ремеслом).
С 15 лет до совершеннолетия (возвращение в общество, «период бурь и страстей») Нравственное воспитание: воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров); добрых суждений (путем изучения биографий великих людей, истории); доброй воли (посредством совершения добрых дел). Половое воспитание.

Полные периодизации охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные периодизации – только ту часть жизни, которая интересует определœенную научную область. В современной науке приняты следующие периодизации:

Таблица 20

Психологическая периодизация Педагогическая периодизация
Кризис новорожденности(от рождения до 2 мес.) 1. Младенчество (2 мес. – 1 год) Кризис 1 года 2. Раннее детство (1 – 3 года) Кризис 3-х лет 3. Дошкольное детство (3 – 7 лет) Кризис 7 лет 4. Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет) Кризис предподростковый (9 – 11 лет) 5. Подростковый (отроческий) возраст (10-11 – 14-15 лет) Кризис перехода к юности (15 – 18 лет) 6. Юность: ранняя ЮНОСТЬ (15 – 17 лет) поздняя ЮНОСТЬ (17 – 21 год) Кризис перехода к взрослости (18 – 20 лет) 7. Взрослость: молодость и зрелость ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») 20 – 30 лет средняя взрослость(зрелость) 30 – 60 лет Нормативные кризисы зрелости: 30-летия 40-летия (кризис середины жизни) 50 лет 8. Взрослость: старение и старость пожилой возраст(60 – 75 лет) старость(75 – 90 лет) долгожительство(свыше 90 лет) Кризис индивидуальногосуществования 1. Младенчество (1 год жизни) 2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет) 3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет): младший дошкольный возраст (3–4 года) средний дошкольный возраст (4–5 лет) старший дошкольный возраст (5–6 лет) 4. Младший школьный возраст (6–10 лет) 5. Средний школьный возраст (10–15 лет) 6. Старший школьный возраст (15–18 лет)

Основу педагогической периодизациисоставляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, с другой стороны – условия, в которых протекает воспитание.

В связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам возможности человека несколько возрастают, однако утверждение о возможности усвоения любого социального опыта͵ любых знаний, умений и навыков в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики, – ошибочно.

Читайте также:  Мама работает: как всё успеть

Один из основополагающих педагогических принципов –учет возрастных особенностей детей. Этот принцип выдвинул и обосновал Я. А. Коменский как принцип природосообразности (обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития).

Опираясь на принцип учета возрастных особенностей детей, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованный объем занятости различными видами труда, наиболее благоприятный для развития распорядок дня, осуществляют отбор учебного материала, выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Читайте также

  • — Подходы к возрастной периодизации в истории педагогики и на современном этапе

    Лекция 13 Возрастная периодизация Тема VIПериодизация психического развития – это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/pedagogika/view/539421_podhody_k_vozrastnoy_periodizacii_v_istorii_pedagogiki_i_na_sovremennom_etape

    Возрастная периодизация развития детей в определении разных авторов

    Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

    Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

    Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

    Некоторые определения

    Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

    Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

    Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

    Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развитияформируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

    Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

    Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

    Виды периодизации

    Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

    Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

    • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
    • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
    • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;
    • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
    • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
    • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
    • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

    Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

    Эриксон. Этапы

    Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.

    1. Младенчество. Этап, который длится до 1 года, является базой для развития полноценной здоровой личности. Дальнейшее благополучное психологическое и социальное взросление зависит от степени любви и ласки, которую подарила мать. Это время, когда закладывается ощущение уверенности в окружении и чувство внутренней определенности. Малыш будет настолько адаптирован в социуме, насколько велико его чувство доверия к матери.
    2. Начало детских лет. Период от года до трех лет. Время начала самостоятельной физической активности. Начинает проявляться идентичность ребенка, которая выражается в желании все выполнять без помощи взрослых. Разумное поощрение самостоятельности будет способствовать развитию личностной самооценки и правильной жизненной позиции. В случае чрезмерной опеки малыш может вырасти слабовольным человеком, который не способен к принятию самостоятельных решений.
    3. Игровым возрастом Э. Эриксон считает период до 6 лет. Возраст до школы характеризуется появлением чувства вины за совершенные провинности и наличием желания совместной деятельности. Малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно-полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности. Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки.
    4. Период начала школьной жизни является важным этапом для детей, так как он знаменует выход из-под тотальной опеки родителей и переход на новую стадию социального развития. С 6 до 11-12 лет взрослеющие личности учатся правилам дисциплины, а также осознанному участию в социальной жизни. С этим периодом связано появление первых комплексов из-за страха потерять авторитет в глазах учителя, а также сомнения в собственных возможностях.
    5. Юношеский этап, продолжительность которого Эриксон определяет в пределах 12-20 лет, является главным периодом психосоциального взросления. Ребенок, который ощущает себя взрослым, еще не в состоянии определить грани социального мира, возрастающие требования которого он чувствует все сильнее. Начинается поиск смысла жизни и ответов на философские вопросы о собственном предназначении. Душевный дискомфорт, который испытывают подростки, приводит к ощущению бесполезности своего существования и выражается в асоциальном поведении. Наступает время кризиса идентичности, который не дает юношам и девушкам сделать правильный выбор профессионального и личностного пути.

    Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

    Закономерности взросления по Выготскому

    Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

    • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
    • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
    • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
    • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

    Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

    Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

    Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

    Психологический возраст по определению Выготского

    Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

    По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

    Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

    • Кризис новорожденного ребенка;
    • Младенческий возраст до 1 года;
    • Кризис первого года жизни;
    • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
    • Кризис трех лет;
    • Возраст до школы до 7 лет;
    • Кризис семилеток;
    • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
    • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
    • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
    • Кризис идентичности семнадцати лет.

    К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

    • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
    • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
    • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

    Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется навыводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

    Свойства кризисных периодов

    Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

    В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

    Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

    • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
    • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
    • Неумение справиться с негативными эмоциями;
    • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

    Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

    Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

    В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

    Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

    Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

    • Сохраняйте спокойствие;
    • Умейте выслушать;
    • Дайте ценный совет;
    • Не навязывайте свое общество;
    • Уважайте выбор своего ребенка;
    • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
    • Любите своего ребенка;
    • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

    Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

    Подведем итоги

    Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

    Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

    Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/vozrastnaya-periodizatsiya-detej.html

    Ссылка на основную публикацию