Занятия по городецкой росписи в старшей группе детского сада

Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе «Городецкая роспись»

Цель: познакомить детей с городецкой росписью.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с городецкой росписью; учить выделять основные элементы узора.

Развивающая: развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, воображение; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета;

Воспитательная: воспитание у детей интереса и уважение к труду художников – оформителей, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Словарная работа: городецкая роспись, оживка.

Наглядный материал: выставка изделий с городецкой росписью.

Раздаточный материал: кисточки, краски, макеты разделочных досок из альбомных листов, баночки с водой.

Ход занятия:

Ребята послушайте стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

 Наша страна Россия богата народными умельцами.  Много-много лет назад, в городе Городец, недалеко от города Нижний Новгород, что стоит на реке Волга, возник промысел. Отсюда и название – Городецкая роспись.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России.

Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.  После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.

  Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.  

     Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки  —  называя   эти элементы.

Посмотрите дети, какого цвета пышные розаны, ромашки, листики.

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

А теперь посмотрите на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды.

Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой.  Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора.

Если возникают трудности у ребенка, помогает.

После того, как дети нарисуют основу купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку:

Физминутка «Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся

(встают, руки на поясе)

Шевельнулся, потянулся

(тянутся влево, вправо)

Взвился вверх и полетел

(бег на месте)

Солнце утром лишь проснется

(потянулись)

Бабочка кружит и вьется.

(машут руками)

(можно повторить два раза)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками.  А  для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).

Оживки рисуют кончиком кисти.  Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

— Молодцы,   дети,   у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Источник: https://konspekteka.ru/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-narodnymi-promyslami-v-starshej-gruppe-gorodetskaya-rospis/

«Городецкая роспись» Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе

Тема:»Знакомство с городецкой росписью«

Цель: Познакомить детей с городецкой росписью;

Формировать представление детей о том, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся из поколения в поколение;

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания)

Материал:

— городецкие изделия и их изображения;

— стилизованные изображения элементов городецких узоров:

бутоны, цветы 2-3х видов (купавки, розаны, листья, для работы с магнитной доской;

Ход занятия.

В России много лесов и поэтому в разных местах делают красивые вещи из дерева.

Сегодня мы познакомимся с интересными предметами из дерева, которые делают в городе Городце. Там так же традиции росписи передаются из поколения в поколение, поэтому когда вы с ними познакомитесь, то не спутаете её ни с какой другой. (Показывает хохломские изделия).

Что же делают в Городце из дерева?

А делают там разные вещи, которые нужны в хозяйстве. Это кухонные доски (показывает)одна сторона которых украшена цветочным узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты. Если такую нарядную доску повесить на кухне на стену, она очень украсит интерьер. А вот ещё красивые вещи для кухни: солонки, коробки для специй и т. д.

Но не только для кухни делают городецкие мастера разные предметы.

Они расписывают шкатулки для разных вещей: пуговиц, ниток, украшений

(показывает).

Не забывают мастера и о детях. Для вас они делают качалки в виде лошадок, петушков, детскую мебель и т. д., и украшают их узором из цветов и листьев. (Воспитатель ставит перед детьми 3-4 предмета и обращает их внимание на характерные особенности городецкой росписи).

воспитатель: Посмотрите на узоры, которыми украшены эти вещи.

Кто заметил в них одинаковые элементы? Покажите.

(Подтверждает, что во всех узорах есть бутоны. Показывает на узорах и прикрепляет к магнитной доске такой же элемент, чётко проговаривая каждое название: розан, купавка, ромашка, листья).

В.: Эти цветы, называют розаном, купавкой, придуманы они художниками и только немножко похожи на настоящие цветы. Такие цветы называют декоративными, а чаще всего называют их сказочными. Теперь посмотрим, какие узоры из этих элементов составляют городецкие художники.

Обратите внимание, как мастера объединяют их в плотные цветочные гирлянды. В середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него располагаются цветы и листья поменьше, на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается.

Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них левая и правая стороны одинаковые.

Дети, давайте выложим на магнитную доску такую гирлянду. Вот середина гирлянды, здесь будет находиться самый крупный цветок, например эта купавка.

 (Прикладывает цветок к магнитной доске) -А кто хочет приложить слева и справа от большого цветка два других, меньших по размеру (Один из детей прикладывает два одинаковых цветка по бокам, более меньшего размера, ромашки.

Следующий ребёнок продолжает изображение на магнитной доске, подставляя с обеих сторон два маленьких бутончика).

— Каких элементов не хватает в гирлянде. (Листьев) (Ещё один ребёнок, выкладывает между цветами листья, уменьшающиеся по величине к концам гирлянды).

-Получилась плотная цветочная гирлянда, такая же симметричная, какую рисуют городецкие мастера на своих изделиях. (Далее воспитатель определяет цветосочетание элементов узора).

Раздаёт каждому ребёнку по цветку, спрашивает, какого они цвета (розовые или голубые). Обращает внимание детей на то, что в каждом элементе сочетаются два похожих цвета. Чаще всего это розовый с красным, голубой с синим.

А нарядными городецкие цветы делают белые и чёрные оживки: точки, дужки, штрихи.

В заключении воспитатель говорит о том, что теперь дети смогут отличить городецкую роспись от других росписей по дереву, потому что в своей работе городецкие мастера соблюдают традиции, которые перешли к ним от их дедов и прадедов.

В конце занятия проводится игра «Ответь правильно». Воспитатель задаёт вопрос на тему «Городецкая роспись» .Правильно ответившим детям выдаются фишка в виде городецкого элемента. Побеждает тот, кто наберёт большее количество фишек и сможет построить городецкую гирлянду.

1. С каким видом росписи мы сегодня познакомились?

2. Кто запомнил названия городецких цветов? 3. Как расположены цветы в гирлянде? 4. Сколько похожих цветосочетаний используется в одном элементе?

5. Какие изделия расписывают городецкие мастера? и т. д.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/gorodietskaia_rospis_konspiekt_nod_po_oznakomlieniiu_s_narodnymi_promyslami_v_st

Презентация к занятию по рисованию (старшая группа) по теме: НОД «Городецкая роспись» — презентация

1 «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи» ГБДОУ 43 г. Санкт- Петербург Выполнила: воспитатель Федосеева Анастасия Сергеевна<\p>

Читайте также:  Учим ребёнка правильно выражать свои мысли

2 Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.<\p>

3 К нам сюда скорее просим. Заходи, честной народ! Веселее, не зевайте, Всех вас ярмарка зовёт! Ярмарка! Русская ярмарка! Кто на ярмарку придёт. Что захочет – всё найдёт!<\p>

4 Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.<\p>

5 В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.<\p>

6 Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.<\p>

7<\p>

8 Купавка самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердце венки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.<\p>

9<\p>

10<\p>

11<\p>

12<\p>

13<\p>

14<\p>

15<\p>

16<\p>

17<\p>

18<\p>

19<\p>

20<\p>

21<\p>

22<\p>

23<\p>

24<\p>

25<\p>

26<\p>

27<\p>

28<\p>

29<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1003947

«ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ» старшая группа

Цели и задачи: познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с изделиями городецких мастеров. Учить рисовать простые элементы узора (бутоны, листья), располагать их на полосе. Смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розового и голубого цветов.

Материал: Иллюстрации и деревянные изделия городецких мастеров (разделочные доски, тарелки, солонки, ковши, игрушки, мебель, сундуки), образцы элементов городецкой росписи. Полоски бумаги светло-желтого цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

ХОД занятия Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись. Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи. Народные промыслы – это гордость России.

В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на занятиях художественного творчества. Какие народные промыслы вы уже знаете? Ответы детей.

(Дымковская роспись, хохлома, филимоновская роспись)Воспитатель: А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца (воспитатель показывает иллюстрации и деревянные изделия с городецкой росписью). Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки.

В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Они создают чудесные вещи, украшают их яркими узорами, придумывают сказочных птиц, коней, ответы. Ребята посмотрите на эти разделочные доски, тарелки.

Из каких частей состоит узор, какие изображены цветы: сказочные или простые? Ответы детей. Воспитатель: главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Цветы оживляют белыми точками, дужками, штрихами.

Вокруг цветов располагаются зеленные листья. Ребята мы сейчас с вами попробуем нарисовать городецкий узор на светло–желтой полосе. Почему наша полоса светло-желтого цвета? Ответы детей: Городецкие мастера расписывали вещи, сделанные из дерева. ФизкультминуткаРаз – подняться, подтянутьсяДва – согнуться, разогнутьсяТри – в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре – ноги шире.Пять – руками помахать

Шесть — за стол тихонько сесть.

Воспитатель: А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Воспитатель показывает, как получить розовый и голубой цвет (смешиваем красную и белую , синюю и белую гуашь). Самостоятельная работа детей.

По окончанию занятия выставка детских работ.Воспитатель: Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво.

С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?

Ответы детей: Городецкая роспись.

Источник: http://doshkolnik.ru/risovanie/7933-gorodeckaya.html

Занятие по рисованию в старшей группе «Городецкие узоры»

Программное содержание: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды.

Изображать гирлянду в указанной последовательности от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов.

Развивать чувство цвета, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Материал:

Для воспитателя: образец с узором на темно-желтом удлинненом прямоугольнике, лист бумаги с тремя нарисованными кругами розового и голубого для частичного показа приемов изображения.

Для детей: темно-желтый прямоугольник, гуашь, кисти, вода, салфетки

Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение (под муз. сопровождение рус. нар. мел. «Во саду ли во городе. «)

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Воспитатель: Мы сегодня продолжаем знакомство с русским народным промыслом. (Педагог показывает детям образец) .

— Угадайте, дети, из элементов какой росписи я составила этот узор?

Дети: Городецкие росписи!

Воспитатель: Почему вы думаете, что образец составлен городецкой росписи?

Дети: Потому что здесь нарисованы бутоны и сочетание цвета розовый с красным (голубой с синим, также как и в городецких узорах.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, как составлен узор? Как расположены элементы узора?

Дети: В середине расположен бутон, от него справа и слева нарисованы одинаковые бутоны с листьями.

Воспитатель: Можно его назвать симметричной гирляндой?

Дети: Да!

Воспитатель: Обратите внимание, куда смотрят бутоны. Бутон, нарисованный в центре гирлянды, смотрит вверх, а два других смотрят в разные стороны — один влево, другой вправо. Посмотрите, как я буду рисовать бутоны.

Сначала нужно нарисовать крупные круги, такие как на листе бумаги, потом на каждом круге изобразить маленькие кружки-«глазки», красные на розовых бутонах, синие на голубых.Маленький кружочек на половину заходит на большой круг.

Под кружочком рисую дужку.

Воспитатель: А теперь обратите внимание на листья. Какие они по размеру?

Дети: В середине гирлянды крупные, а по краям мелкие.

Воспитатель: Как, вы, думаете, каким приемом следует рисовать крупные листья и каким — мелкие?

Дети: У крупных листьев рисуется контур и закрашивается, а маленькие листочки можно изобразить боковым мазком.

Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть у вас? Каких цветов не хватает?

Дети: Розовых и голубых.

Воспитатель: Что же нам делать?

Дети: Надо смешать краски.

Воспитатель: Какие краски надо смешать, чтобы получить розовый цвет?

Дети: В белую краску добавить немного красной .

Воспитатель: А как получить голубой цвет?

Дети: В белую краску добавить синий цвет.

Воспитатель: С какого элемента вы начнете рисовать гирлянду?

Дети: С центрального бутона.

(Дети рисуют под муз. сопровождение рус. нар. мел. «Во саду ли во городе. «

(Когда дети нарисуют большие круги у бутонов и листья, проводим Физкультминутку, в это время работы немного подсохнут.)

Заходили, заходили

Ежики, ежики.

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе

ДЕВОЧКИ и МАЛЬЧИКИ. (Далее дети продолжают рисовать) .

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте подумаем, какие вещи или предметы можно украсить вашими работами?

Дети: Стульчики, подол платья, скатерть, шарфик, полотенце и пр.

Воспитатель: Сейчас я разложу на столе листочки на которых нарисованы предметы и вещи названные вами. Каждый из вас выберет любую картинку и украсит ее своим узором.

В конце занятия работы вывешиваются на доску, и дети рассказывают о них.

Источник: http://detsadstepnoe.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/zanjatie_po_risovaniju_v_starshej_gruppe_quot_gorodeckie_uzory_quot/2-1-0-8

Конспект занятия «Роспись доски городецким узором»

Роспись доски городецким узором.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(рисование)

Цель:

Создание образа городецкого узора на разделочной доске.

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, особенностями. Знакомство с русским фольклором и традициями.

Задачи:

-побуждать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с её цветовым строем, элементами композиции и их разнообразием;

-упражнять в рисовании городецких цветов – розана, купавки; листиков, нанесение оживки с помощью кисти;

-закреплять навык смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка;

-развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;

-развивать творческие способности, и интерес к народным традициям и обычаям;

-воспитание у детей интереса и уважения к труду мастеров, создающих красивые вещи, приобщение к народному искусству.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью;

• продолжаем знакомить с декоративно прикладным искусством – городецкая роспись;

• прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности;

• чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушание народной музыки;

• беседа о русском быте и традициях.

Методические приёмы:

Художественное слово, предметы и иллюстрации с Городецкой росписью (слайды, русская народная мелодия)

Пальчиковая игра («Котята»)

Материалы и оборудование:

Наглядно – демонстративное пособие для показа слайдов; изделия с городецкой росписью, костюм для Хозяюшки – мастерицы, запись русской народной мелодии, схема последовательности росписи доски городецким узором, краски гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки, банки с водой; шаблоны разделочных досок для росписи.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети заходят в группу, оформленную в русском народном стиле. Их встречает Хозяйка в русском костюме – мастерица росписи городецкой.

Хозяюшка:

Здравствуйте, люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях.

Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг!

Правда дети, тут красиво? Ах -захватывает дух!

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на стол с предметами, расписанными великолепными узорами. Кто знает, какую роспись использовали мастера при раскрашивании этих изделий?

Ответы детей: Городецкую роспись.

Воспитатель:

Хозяюшка – мастерица, мы с ребятами хотим узнать новое и интересное о городе Городец, о его мастерах и сами хотим попробовать свои силы, расписать какое – нибудь изделие городецкой росписью.

Воспитатель:

Ребята, устраивайтесь поудобней, чтобы отправиться в путешествие в город Городец.(Включает презентацию и начинает рассказ)

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов.

Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. Крестьяне украшали удивительной росписью свои дома.

Для украшения использовали следующие предметы: ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани,детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой.

Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, веточки с зелёными листиками.

Есть поверье, что в ночь на праздник Ивана Купала расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы Городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства.

Хозяюшка:

Ребята, я сейчас готовлю расписные доски для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли вы мне? Как говорится на Руси – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Воспитатель:

Мы с удовольствием поможем тебе, Хозяюшка. Сейчас мы все превратимся в Городецких мастеров. Садитесь за столы. (Хозяюшка помогает надеть на детей фартуки.)

Воспитатель:

Ещё раз полюбуйтесь, как красивы городецкие узоры.

Перед вами разделочная доска, наша задача расписать её городецкими узорами, создать краски, чтобы ваша работа получилась яркая, насыщенная цветом. Для чего используют люди разделочные доски?

Ответы детей: Для нарезки хлеба, фруктов,овощей

Воспитатель:

Вспомним, какие элементы используются при написании городецкой росписи?

Ответы детей: Подмалёвок, тенёвка, оживка.

Воспитатель:

Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Следующий этап называют «теневка», т.к.

здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх, влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги. Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к.

именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.

Разминка – пальчиковая гимнастика «Котята».

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.

У кошечки нашей десять котят( покачиваем руками, не разъединяя их.)

Сейчас все котята постукиваем соответствующими

по парам стоят: пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Воспитатель включает русскую народную мелодию, дети начинают работать.

Напоминает о правильной осанке, помогает по мере необходимости.

Напоминает пословицы: «Сделаешь наспех – сделаешь на смех», «Есть терпение – будет и умение».

Сегодня на нашей разделочной доске мы изобразим розан, купавку и листья.

Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Купавка— самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера.

Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами.

Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Приступают к рисованию

Первым наносится подмалёвок -розан, купавка, листья.

Затем в той же очерёдности наносят тенёвку.

Пока всё высыхает проводится физминутка: «Снеговик» (под музыку)

Снег руками набираем,

Лепим, лепим ком большой.

И ещё раз набираем,

Лепим, лепим ком большой.

Лепим ручки, лепим ножки,

Чтобы бегать по дорожке.

Лепим глазки, лепим бровки,

И, конечно, длинный нос.

Заканчиваем роспись нанесением оживки на цветы и листочки.

В конце непосредственно образовательной деятельности ребята рассказывают стихотворения:

*

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

*

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

*

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Далее работы детей вывешиваются на мольберт, рядом с заранее приготовленной выставкой. Все вместе любуются творением.

Воспитатель:

Давайте посмотрим, получился у нас городецкий узор на разделочной доске?

Как вы думаете, справились ли вы с заданием? А что нового вы сегодня узнали?

Дети отвечают.

Хозяюшка, понравились тебе наши работы?

Хозяюшка:

Спасибо всем, доски на славу удались.

*

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Воспитатель:

А вам, ребята, понравилось у Хозяюшки – мастерицы?

Спасибо, вам за гостеприимство, нам пора собираться на прогулку.

Воспитатель:

Как говорят: «Кончил дело – гуляй смело», вот и мы пойдем на улицу гулять.

Источник: https://multiurok.ru/blog/konspiekt-zaniatiia-rospis-doski-ghorodietskim-uzorom.html

Занятие по рисованию с детьми старшей группы «Знакомство с городецкой росписью»

Цель: знакомство детей с городецкой росписью.

Программные задачи:

Образовательная:

  • познакомить детей с городецкой росписью;
  • учить выделять основные элементы узора;

Развивающая:

  • развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции,

воображение;

  • закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения

необходимого цвета;

Воспитательная:

  • воспитание у детей интереса и уважение к труду художников-

оформителей, создающих красивые вещи;

  • приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах

народного творчества.

Методические приемы:

  • объяснительно – иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков);
  • исследовательские (самостоятельный просмотр полученных

результатов, анализ выполнения операций);

Словарная работа: городецкая роспись, оживка.

Демонстрационный и наглядный материал:

Для воспитателя: наглядно- демонстрационные пособия, выставка изделий

с городецкой росписью.

Для детей: макеты разделочных досок из альбомных листов; гуашь,

кисточки, палитра,(тряпочки на каждого ребенка),баночки с водой.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 (Вводный этап. Сюрпризный момент)

-Здравствуйте ребята!

В нашей группе светло и тепло. А тепло от наших улыбок, ведь каждая

улыбка-это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.

Давайте будем улыбаться чаще друг другу и дарить свою радость

окружающим.

(Раздается стук в дверь, заходит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте, ребята. Я, почтальон, принес вам заказное

письмо.

-Ребята, посмотрите, какое большое письмо. Но здесь не написано, от кого

оно. Вам интересно знать, кто прислал его нам? (Да)

Давайте прочтем письмо и узнаем от кого оно.

(Читаю письмо)

 «Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам художник с ярмарки. Помогите

мне, пожалуйста.

Сам  я – из города Городца. Вчера на ярмарке, я устроил красивую  выставку 

городецкой росписи на досках, но налетел сильный ураган, и унес все мои

работы , и теперь у меня не осталось совсем ничего. Но я уже разослал

приглашение на выставку всем своим друзьям. Я знаю, что вы хорошо

рисуете. Пришлите мне пожалуйста доски расписные, с цветами и узорами,

чтобы я смог устроить выставку на ярмарке.»

— Ребята от кого пришло это письмо?

Дети: От художника

-А с какой просьбой он к нам обращаются?

Дети: Он просит расписать ему доски для ярмарки.

-Ребята, давайте поможем художнику, ведь он уже пригласил на выставку

своих друзей. А где же доски? Ребята, посмотрите, а вот и наши доски.

(достаю заготовки).

-Ой, ребята, здесь еще и стихотворение. Давайте я вам его прочту

(стихотворение о городецкой росписи).

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты-

Что ни в сказке сказать

Городецкая роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

В.- Ребята, наш художник хочет, чтобы мы расписали их разделочные доски

городецкой росписью. А вы знаете, как расписать городецкую роспись?

Дети: Нет

В.- Ребята, мы сегодня познакомимся с городецкой росписью, и научимся ее

рисовать.

(рассказываю о росписи и показываю картинки)

«На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. Там и

зародилась городецкая роспись. Это-настоящее произведение искусства. На

расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки

чаепития и охоты. Эти сценки расписаны яркими цветами: розовыми,

голубыми, красными, зелеными. Птица и конь — это главные герои

городецкой росписи. Посмотрите, какие фантастические цветы, птицы, кони,

которые как будто пришли к нам из сказки.»

В.- Смотря на эти росписи, какие сказки вы вспомнили?

Дети: Аленький цветочек, жар птица.

В.- Да ребята. Именно эти сказки можно вспомнить, смотря на эти росписи.

(показываю образцы разделочной доски)

В.- Посмотрите внимательно на эту разделочную доску и скажите, какие

цвета использовались при расписывании этой доски?

Дети: Зеленый, белый, красный.

В.- Да, ребята, правильно. При росписи при расписывании этой доски

использовали розовый, белый и зеленые цвета.

-Элементы, которые расположены на доске, называются бутоны.

— Бутоны на узоре «смотрят» вверх.

В.-А каким цветом они расписаны?

Дети: Розовым.

В.- Ребята, посмотрите на ваши краски, там есть розовый цвет?

Дети: Нет.

В.- Что же нам делать? Как получить розовый цвет? Какие краски нужно

смешать,  чтобы получить розовый цвет?

Дети: Белую и красную краску.

В.- Да ребята, правильно. Если в белую краску добавить немного красной

краски, мы получим розовый цвет. По краям доски у нас расположены

розовые бутоны маленького размера.

-А еще городецкие мастера в бутоны рисовали полукруги и «глаза», для того

чтобы оживить их. Эти элементы так и называются «оживками». Их они

рисовали белыми или черными красками. Обратите внимание, на

разделочной доске расположены зеленые листочки, они одинакового

размера.

(Основной этап)

В.- Как вы думаете, с какого элемента нужно начинать расписывать доску?

Дети: С центрального бутона.

В.- Сейчас я буду расписывать свою доску, а вы будете внимательно

смотреть, а потом вместе со мной будете расписывать свои доски(рисую и

рассказываю).

В.- Сначала я набираю на кисточку белую краску и наношу ее на палитру,

затем хорошо промываю кисточку и набираю на нее красную краску,

добавляю ее в белую краску на палитре и смешиваю их, и в центре доски

рисую розовый круг.

 -Затем маленькие круги по углам доски.

Так же аккуратно промываю кисточку, набираю зеленый цвет и рисую

листочки, они у нас одинакового размера.

Сначала я нарисую листочки на своей доске, а затем вы повторите на своей.

Листочки нужно рисовать по бокам  бутонов.

В.- Ребята, какого элемента не хватает в моей росписи?

Дети: Оживки

В.- Правильно ребята. В росписи не хватает оживки. Ребята, чтобы

нарисовать оживки нужно немного подождать, чтобы бутоны высохли.

Ребята, я вижу, что вы все нарисовали бутоны и листья, поэтому пока ваши

росписи высыхают, давайте проведем физминутку.

Физминутка «Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся

(встают, руки на поясе)

Шевельнулся, потянулся

(тянутся влево, вправо)

Взвился вверх и полетел

(бег на месте)

Солнце утром лишь проснется

(потянулись)

Бабочка кружит и вьется

(машут руками)

(можно повторить два раза)

В.- Теперь, когда наши работы высохли, можно приступить к рисованию

оживки. Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать

кончиком кисти слегка касаясь поверхности. Не забывайте, что кисточку

нужно как следует промывать, и вытирать ее салфеткой. К середине дуги

постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.

-Много воды на кисточку не набираем.

(Заключительный этап)

-Ребята, если ваши работы готовы, встаньте со своих мест и подойдите ко

мне.

-Посмотрите внимательно, какая работа по вашему мнению получилась

самой красивой и аккуратной? Почему?

-А мне кажется, что все работы очень аккуратно и красиво расписаны,

молодцы.

-Ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?

-Что можно увидеть на городецких изделиях?

Дети: Сцены чаепития, охоты, птиц, коней.

В.- Какие цвета мы сегодня использовали с вами при росписи доски?

Дети: Красный, белый, зеленый.

Молодцы ребята, вы справились с заданием, помогли художнику и расписали

его доски городецкой росписью. Теперь художник сможет сделать свою

выставку на ярмарке, и все его друзья будут восхищаться такими красивыми

работами!

Источник: https://vrublevskay-olya.edumsko.ru/folders/post/552614

Ссылка на основную публикацию