Биография: специфика и актуальность жанра

» Биография: специфика и актуальность жанра

Собственно понятие жанра как такового обрекает автора на подчинение определенным принципам построения текста. Но как быть в случае, если текстом становится сама жизнь, которая свободна и непредсказуема в своем движении?

Само понятие жанра как такового обрекает автора на подчинение определенным принципам построения текста.

Но как быть в случае, если текстом становится сама жизнь, выражаясь словами великого Шекспира, «странствующая тень», которая свободна и непредсказуема в своем движении? Можно ли отразить ее, при этом не исказив? На такую работу — написание биографии — может отважиться лишь тот человек, для кого чужая жизнь интересна не в меньшей степени, чем собственная. Профессия этого человека – биограф.

Иногда при составлении биографии руководствуются лишь одним правилом – с максимальной выгодой перепродать собранные воедино лоскутки человеческой жизни. Однако это утверждение может быть применимо к отдельным биографам, в отношении же биографии как науки и как литературного жанра оно явно несправедливо.

Сегодня хорошо просматривается тенденция – стремление спрятаться от окружающих за семью засовами сочетается с жадным желанием заглянуть украдкой в замочную скважину, окунувшись в чужую жизнь. И литература, словно выполняя социальный заказ, отвечает любопытным читателям небывалым количеством писательских жизнеописаний.

За последние несколько лет вышли в свет множество биографий писателей: А. Толстого, И. Бунина, Н. Гумилева, М. Зощенко, О. Мандельштама, В. Хлебникова и других.

Востребованность среди читателей этих замечательных книг-биографий не сводится к одному лишь праздному любопытству – имеются гораздо более серьезные и веские причины: потребность переосмыслить роль выдающихся деятелей литературы в судьбе России, желание познакомиться с прежде запрещенными авторами, поиск идеального героя, пусть это герой уже не нашего времени.

Благодаря нынешнему спросу на биографии замечательных людей один из старейших литературных жанров переживает новый расцвет. Еще в начале 20 в. известный русский психолог Н. Рыбников полагал, что постоянное изучение биографий имеет важнейшее значение для развития многих дисциплин.

Поэтому для подобного изучения необходимо создать особую организацию, способную взять на себя сбор и анализ документов, которые относятся к жизни деятелей прошлого и настоящего, как выдающихся личностей, так и не очень. А в 1927 г. вышло исследование Винокура под названием «Биография и культура».

В данном труде ученый изложил свое видение относительно правил, коими должен руководствоваться биограф. Правда, в конце своих рассуждений Винокур предупредил читателей о том, что брать на вооружение тезисы из его работы не стоит.

Так, может, и нет вовсе никаких правил и законов биографического жанра? А талантливому биографу при написании своих произведений следует руководствоваться исключительно авторским чутьем.

Источник: https://paidagogos.com/biografiya-spetsifika-i-aktualnost-zh.html

Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.03, кандидат филологических наук Ушакова, Елена Вячеславовна

Одним из наиболее популярных литературных жанров двадцатого века стал жанр биографии, переживший за последние сто лет существенную эволюцию. Интерес к жизнеописаниям возрос и со стороны чи-тателей^и со стороны исследователей.

-Показательно, что если раньше «гибридность», «промежуточность» жанра, соединяющего в себе противоположности (строгую документальность и художественность), вызывала сомнения, то теперь именно эта особенность признается как его достоинство.

Таким образом, оставаясь долгое время на периферии литературного процесса, биография сейчас занимает центральное место в читательских предпочтениях, что отмечается многими литературоведами: «двадцатый век ознаменовался мощным взлетом интереса к биографии»1; «одним из самых стабильных читательских увлечений двадцатого века стала, биогпяфичес.кяя проза»2; «биография, судя по всему, является сегодня самым читаемым жанром»3.

Чем же обусловлено такое внимание к биографии? Одной из причин активизации интереса к жанру биографии является тот факт, что человек двадцатого века, переживший различные катаклизмы и резкие изменения в духовном климате, чувствует себя лишенным опоры, которую ищет в опыте великих людей прошлого. Л.В.Ковальчук отмечает: «.ощущение тотальной нивелировки, как тенденции современной цивилизации, вызвало повышенный интерес к личности»4.

Особое место среди жизнеописаний занимают литературные (писательские) биографии, которые являются наиболее привлекательными как для широкого круга читателей, так для ученых, изучающих специфику жанра5.

Писатель — это не просто интересная личность: в нем наиболее ярко воплощается тип человека в контексте определенных исторических условий. Художник слова является своего рода персонажем эпохи, социальная и духовная жизнь которой отражается в его судьбе.

Следовательно, написав его биографию, автор приближается к культуре того или иного периода: «биографии позволяют явственно ощущать атмосферу эпохи — не только общую ментальность, но и социальный быт во всей его конкретности . эпоха и жизнь писателей в их взаимоотношениях становятся для нас яснее»6.

Надо сказать, что такое стремление через посредство биографии воссоздать эпоху, историческую среду, все сильнее сказывается в последние десятилетия.

https://www.youtube.com/watch?v=SODzT2CaY0s

Пережив «структуралистский» период, когда автор отошел на задний план и, казалось, совсем исчез (вспомним теорию Р.Барта о «смерти автора»), биография теперь испытывает новый подъем, происходит «возвращение автора». Ж.

Неф отмечает: «Мы вновь открыли тот факт, что писать — это значит находиться в определенном пространстве и времени, в определенных условиях.»7. Даже такие «гонители авторского «я», как Ф.

Соллерс и Ален Роб-Грийе, пишут биографии и автобиографии, так что этот жанр, можно сказать, обречен на бессмертие: «Автор умер. Да здравствует автор!».

Одной из причин возросшего внимания к жанру, думается, является мироощущение человека на рубеже веков, когда возникает потребность заново решить многие вопросы, в частности, связанные с проблемами личности.

Биография получает новый импульс развития, обретая даже некоторую философскую окраску, обусловленную ее задачей — переосмыслить с позиции современности, исторические эпохи и литературные периоды. По мнению С.Зенкина, к которому мы присоединяемся, «биография — это способ приблизить писателя к нашей эпохе,»вести его в нашу современную литературную ситуацию, установить с ним более или менее прямой диалог. Диалог с ним и с эпохой, в которой он жил.»8

Для современного английского писателя Питера Акройда, автора значительного числа романов и жизнеописаний, биография — это тоже возможность проникнуть в ушедшие исторические эпохи, которые, как он считает, имплицитно присутствуют и в нашем времени.

Познать себя мы можем только через познание прошлого — таково его кредо. Поэтому неудивительно, что в центре внимания автора оказываются великие исторические личности, как правило, писатели, поэты, художники.

Необходимо отметить, что для Акройда характерно использование широкого спектра жанровых моделей, в большинстве случаев представляющих собой сочетание биографии и романа.

Именно в творчестве этого писателя, органично сочетающего в себе качества романиста, биографа и литературоведа, ярко отразились особенности современного состояния жанра биографии.

В последнее время наследие Акройда все больше привлекает внимание исследователей, занимающихся проблемами современного английского романа. Ю.В.

Дворко посвятила его творчеству первую главу своей диссертации «Основные тенденции британской прозы 80х годов»9, в которой рассматривает некоторые произведения Акройда (написанные им в 80е годы) в контексте английской постмодернистской прозы.

Наиболее полным литературоведческим исследованием творчества писателя является диссертация В.В.Струкова «Художественные особенности творчества П.

Акройда (К проблеме британского постмодернизма)»10 (1998), в которой исследователь дает более детальный анализ романов писателя, стремясь к созданию более целостного представления о его художественном мире. Однако В.В.

Струков не рассматривает специфику жанра биографии в творчестве Акройда, изучая только особенности его романов в связи с постмодернистскими идеями. Вообще, и в отечественном, и в зарубежном литературоведении просматривается тенденция к акцентированию проблем постмодернистского романа в целом, тогда как биография оказывается вне поля зрения исследователей. Между тем, этот жанр занимает одно из ведущих мест в литературном процессе и, в частности, в творчестве П.Акройда.

Наряду с несколькими статьями английских критиков, посвященными анализу романов писателя, существует и множество рецензий, как на его романы11, так и на биографии.12 Тем не менее, в них, как правило, дается лишь пересказ содержания жизнеописания и не выявляются существенные черты, характерные для биографических произведений

Акройда. Поэтому нам представляется важным проследить эволюцию жанра в современном мире на примере творчества П.Акройда, чтобы понять тенденции его развития и установить истоки его формирования.

Параллельно со становлением и обогащением жанра биографии развивалась и наука о нем. Особенно бурно процесс протекал в 20 веке: в английском литературоведении сложилась целая традиция освещения проблем жизнеописания.

Работы исследователей, в основном, подразделяются на две группы: первые занимаются изучением истории развития биографии, вторые — проблемами жанра в целом. Генезисом жизнеописания и его особенностями, проявляющимися в разные исторические эпохи, интересовались Д.Рид13, Д.А.Стауффер14, Р.Д.Алтик15.

Читайте также:  Рисование комнатных растений в подготовительной группе: с натуры и другие варианты + конспекты и методические рекомендации

В их книгах дается подробное описание этапов становления жанра, его истоков, ступеней эволюции. Различные попытки обобщения, теоретического осмысления продемонстрировали Р.М.Кендалл16, Р.Гиттингс17, К.Д.Бауэн18, А.Шелстон19, Р.Эллман20, Д.Л.Клиффорд21.

Этими исследователями ставятся основные вопросы, касающиеся биографии, которые будут волновать и следующие поколения ученых:

— соотношение факта и вымысла («the inner life which is invented, can reveal a truth superior to the so-called truth of facts?»)22;

Источник: http://www.dissercat.com/content/literaturnaya-biografiya-kak-zhanr-v-tvorchestve-p-akroida

Биография

Биография это жанр жизнеописания; предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте.

Предпосылкой создания биографии служит признание значимости данной личности для истории, культуры, политической жизни или быта в национальном или мировом масштабе.

В биографии события жизни героя являются документальным материалом, фактографической стороной; сюжет биографии, выявляемый автором в жизни героя или формируемый им, составляют динамика, развитие личности и его закономерности. Степень присутствия автора в биографии, мера перевоплощения его в героя и объем трансформации жизненных событий могут быть различны.

Интерпретация событий жизни, их логический анализ, нравственная оценка и эмоциональное освоение в биографических жанрах могут соотноситься поразному. В соответствии с этим выделяются жанры художественной биографии (в ней субъективность автора, пристрастная трактовка выступает необходимой чертой стиля), научной, популярной и академической биографии.

Возможно взаимодействие жанровых тенденций: существуют научно-популярные биографии; художественные биографии могут приобретал, черты документальности и научности, научно-популярные биографии обогащаются стилистической живописностью, образностью. Биографии наших современников часто сближаются с репортажами и очерками.

Истоки биографии восходят к античным «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха (1 в.), к «Жизнеописанию Агриколы» (97) Тацита, «Жизнеописанию двенадцати цезарей» (1191-21) Светония.

В ходе становления жанра  активизируется присущее ей дидактическое начало: средневековые биографии существуют преимущественно в виде агиографической литературы (жития) и повествуют о религиозных подвижниках, мудрых правителях, талантливых полководцах. В эпоху Возрождения в Европе, а в России в 17 в.

житие превращается в биографию частного человека (Дж.Боккаччо. Жизнь Данте Алигьери, ок. 360; составленные Дж.Вазари жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих; биографические сочинения П.де Б.Брантома; «Повесть об Ульянии Осорьиной», 17 в.

), что связано с интересом к неповторимому душевно-интеллектуальному миру личности и к разнообразию человеческих талантов и их проявлений.

В эпоху Просвещения биография характеризуется стремлением выявить закономерности взаимодействия индивидуального и социального бытия человека, обнаружить мотивацию деятельности в целом и отдельных поступков исследуемой личности; она строится на основательных документальных исследованиях и в исторической перспективе («История Карла XII», 1731, Вольтера, «Жизнь С. Джонсона», 1791, Дж.Босуэлла). Появляются первые биографические словари («Опыт исторического словаря о российских писателях», 1772, Н.И.Новикова). В 19 в. жанр биографии процветает как в Европе, так и в России. Особое внимание уделяется жизнеописанию писателей и поэтов и их духовному и общественному воздействию на эпоху: в Европе биографии создаются Дж.Милтоном, В.Скотшм, Ч.Диккенсом; возникает жанр литературной автобиографии (С.Т.Колридж. Biographia literaria, 1817).

В России традиции биографического жанра развивают «Фон-Визин» (1830) П.А.Вяземского, «А.С.Пушкин в Александровскую эпоху» (1874) П.В.Анненкова; выходит восьмитомный «Словарь достопамятных людей русской земли» (1836-47) Д.БантышКаменского. На рубеже 1920 вв.

практика создания биографических словарей продолжается («Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. От начала русской образованности до наших дней» под редакцией С. А.Венгерова, «Русский биографический словарь» А.П.Половцева (1896-1913. Т. 1-25). В 20 в. особой популярностью пользуются художественные биографии, написанные С.Цвейгом, А.Моруа, Р.

Ролланом, Д.Вейсом, Г.Манном, окрашенные авторским мировосприятием и нацеленные на исследование судеб людей, внесших вклад в разные сферы общественной жизни. В России признание получила основанная М.Горьким в 1933 серия «Жизнь замечательных людей», включающая биографии людей науки, искусства, политических деятелей разных эпох.

Биографические произведения этой серии часто носили идеологический характер, что направило жанровое развитие биографии в сторону иллюстративности.

В 1990-е стали создаваться, публиковаться или получили доступ к читателю биографии людей, чье влияние на национальную или мировую культуру, науку и историю отрицалось либо подвергалось сомнениям по идеологическим причинам: биографические работы А.Хейт «Анна Ахматова. Поэтическое странствие» (1991), «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988) М.О.

Чудаковой, «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (1997) A.А.Саакянц, биографические работы о Н.С.Гумилеве, О.Э.Мандельштаме, Е.И.Замятине, А.П.Платонове, B.В.Розанове, И.А.Бунине, переиздания биография русского зарубежья: «Державин» (1931) В.Ф.Ходасевича, «Дмитрий Мережковский» (1945) З.Н.Гиппиус и др.

Особой модификацией жанра биографии является автобиография.

Слово биография произошло от греческого bios — жизнь и grapho, что в переводе означает — пишу.

Источник: https://www.litdic.ru/biografiya/

2.1 Актуальность темы

Портрет был актуален во многие времена, и не менее актуальным он остается сейчас, так как именно спомощью портрета можно показать индивидуальность человека, духовную историю личности.

Также стоит отметить, что именно в портрете отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями.

Конечно, в разные эпохи менялся подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы, все видоизменялось, где привносилось свое, выходя тем самим за рамки определенного стилистического направления.

Одно из главных мест занял особый вид портрета — портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психологической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрывном сочетании его индивидуальных и типических черт

Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в котором через индивидуальное, присущее, казалось бы, только модели, передано нечто всеобщее, закономерное, характерное для всех лучших людей эпохи. Он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им присущие позы, жесты, выражения лиц и передает с их помощью и духовные особенности личности, и ее социальную характеристику.

Так, например, Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой»— повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица.

Что интересно в портрете можно показать не только характер портретируемых и присущие им индивидуальные особенности, а также взаимосвязь человека с внешней средой, показать его значимость в этом мире, его восприятия мира.

Сила законченной работы в точно найденной мере частного и общего, конкретно-индивидуального и типического, чувственного и рационалистического, мгновенного и вечного. Включались дополнительные компоненты, помогающие более разносторонне обрисовать модель, рассказать о ее образе жизни, вкусах и интересах, манере одеваться, держаться и прочее.

Портрет необычайно многообразен по своим формам, стилистическим особенностям, изобразительному языку.

Самые высокие проявления этого жанра характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом.

И даже если личность модели не раскрывается в них подчас во всей полноте, они все же ярко характеризуют эпоху, выявляют особенности ее духовной жизни и художественных исканий. Глубокое чувство времени, острота ощущения эпохи.

В современном искусстве портрет сохраняет свою значимость и высокую степень актуальности.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/14677

Художественные особенности современной повести

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Художественные особенности современной повести!!! =>>>

В современном литературном процессе ярче и последовательнее обозначились тенденции генерализации эпических форм обобщения во всех жанрах прозы, базой которых нужно считать исследование характера  народа как исторически сложившейся общности 164.

Рассказу присущи проницательность видения, искусство синтезирования. Аналитичность, психологизм, многообразие диалогических форм обусловлены общезначимостью проблематики рассказов, глубиной их замысла, ясностью творческой позиции духовное состояние и нравственные искания современного человека.

Его герои показаны в моменты приобщения к прекрасному, в преодолении всего чуждого человеческой природе – эгоцентризма, высокомерия, корыстолюбия. С точки зрения писателя, мерой нравственного в человеке становится его отношение к окружающим, к природе, чувство правды и долга.

Вера в победу добрых и прекрасных начал позволяет писателю заострить внимание на процессе преодоления героями всего наносного, чуждого, на пробуждении в них доброты, отзывчивости, творческого чувства.

Так строятся рассказы «Запах хлеба» (1960), «Трали-вали» (1961), «Проклятый север» (1964), «Вон бежит собака!» (1961), «Кабиасы» (1961), «Плачу и рыдаю» (1963). В рассказе «Адам и Ева» (1962) анализируется душевное состояние художника Агеева, его отношение к женщине, природе, творчеству.

Читайте также:  Тесты: общая характеристика и дидактический аспект

Авторский анализ переходит в самоанализ героя, подтверждающий начало преодоления им высокомерия, самовлюбленности, которые стали барьером на пути к творческому восприятию художником окружающего мира.

Современный советский рассказ, в котором глубина, художественного видения, полнота и законченность содержания, точность реалий, емкость сюжета сочетаются с искусством организации всех поэтических элементов, успешно справляется с задачами, над решением которых размышляет большая проза.

Ведущая роль рассказа и расцвет его жанровых видов подтверждают его актуальность, художественную действенность и исследовательскую направленность осмысления многих проблем современной жизни. На первый взгляд может показаться, что успех рассказа обусловлен его избирательным подходом к жизни, спецификой малого жанра, не претендующего на всеохватность материала и всеобщность выводов.

В пределах жанра оказываются фрагменты, частные моменты бытия, причем в сосуществовании бытия и быта, столь обычном для рассказа, может обнаружиться преобладание именно бытового содержания над социальным. Да, можно наметить разные уровни художественного обобщения в рассказе, однако современный рассказ убеждает нас в неограниченных возможностях жанра.

Специфические жанровые качества – генерализация главного и лаконизм, чувство меры в отборе деталей, емкость сюжета – сохранялись как обязательные и устойчивые. Но повысилась творческая активность писателя, его роль как повествователя и организатора сюжета. Расцвет рассказа в 50 -60-е годы – свидетельство замечательного единства писателей.

Их творческие решения равнозначны художественным открытиям, которые сообщили ускорение литературному процессу. Такова роль рассказов М. Шолохова, В. Богомолова, В. Тендрякова, Ф. Абрамова, ГО. Казакова, В. Белова, А. Яшина.

В современной повести получили дальнейшее преобразование ее традиционные черты: предметом социально-эстетического анализа стали драматические ситуации и подлинная героика, важнейшие моменты народного бытия. Повести вводят нас в круг острых общественных проблем и духовных исканий современника.

Пути художественной правды, несомненно, пересекаются с тенденциями развития жанров, часто определяя направление процесса жанрообразования.

В жанровой динамике последних лет преобладали различные виды контаминации и взаимодействий.

Небывалый расцвет малых прозаических жанров в 60-е годы придал литературному процессу многообразие, стремительность и широту, перспективность которых подтверждали молодые писатели, входившие в литературу.

В критике отмечалась актуальность, оперативность, отзывчивость жанра повести, успешно решающего художественные задачи «романного» масштаба.

Эпические тенденции, конечно, проявлялись в военной повести и рассказе: содержание конфликта, воплощение в нем «героического состояния мира», поступки героя и т. д. Эти жанровые черты обусловлены прежде всего влиянием объективной действительности и других факторов.

Но повесть не могла «потеснить» роман или эпопею, потому что в 60-е годы роман широко, творчески смело решал новые эстетические проблемы («Братья и сестры» Ф. Абрамова, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Водоворот» Г. Тютюнника, «Дикий мед» Л.

Первомайского, «Человек и оружие» О. Гончара). Поэтому речь должна идти о взаимодействии жанров, исключающем какое-либо неравноправие их, а тем более иерархию.

Сочинение опубликовано: 17.07.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Художественные особенности современной повести

Источник: http://www.getsoch.net/xudozhestvennye-osobennosti-sovremennoj-povesti/

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

1Базылова Б.К. 11 Казахский государственный женский педагогический университет1. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969. – 477 с.2. Одиноков В.Г. Поэтика русских писателей ХIХ века и литературный прогресс. – Новосибирск, 1987. – 155 с.3. Лотман Ю.М.

О типологическом изучении литературы // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969. – С. 766–773.4. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1993. – 548 с.5. Большакова А.Ю. Современные теории жанра в англо–американском литературоведении // Теория литературы. Т.3. Роды и жанры (Основные проблемы в историческом освещении). – М., 2003. – С. 11–32.

В статье рассматривается характер функционирования структуры модели литературного портрета. Теоретическое обоснование модели жанра литературного портрета ставит вопрос о характере функционирования структуры его модели.

Одним из составляющих ее компонентов является портрет как способ воплощения визуального впечатления о человеке, передающий особенности созданного в произведении характера.

Литературный портрет представляет собой художественное явление, он включает в свое содержание и структуру элементы документальных и художественных жанров.

Во второй половине ХIХ века в русской литературе начался процесс формирования новых эпических жанров, в которых отразилась смена типа художественного мышления писателей эпохи.

Развитие жанра очерка создали условия для дальнейшего развития жанра романа, стали стимулом к появлению произведений мемуарно–биографической литературы, вырабатывающего свои способы создания характера человека. Литературный портрет органично вписался в жанровую систему русской литературы.

Первые образцы нового жанра появляются в творчестве писателей второй половины ХIХ века – И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко. В мемуарах портрет является моделью мира, отражающей авторскую концепцию созданного характера. Основанием жанровой типологии литературного портрета является конфликт, как признак его структуры.

В настоящее время проблема жанра литературного портрета представляет собой художественное явление, синтезирующее в своем содержании и структуре элементы документальных и художественных жанров, вопрос о принадлежности его к системе публицистических и художественных жанров в литературоведении является спорным.

Теоретическое обоснование модели жанра литературного портрета ставит вопрос о характере функционирования структуры его модели, связи между составляющими ее компонентами.

Одним из них является портрет как способ воплощения визуального впечатления о человеке, передающий особенности созданного в произведении характера.

Результаты исследования. Писатель при создании литературного портрета опирается на образ героя, взятого из самой реальной действительности. Важное значение здесь имеет портретное сходство.

Реальная личность познается автором как художественное целое, как самостоятельный и завершенный «сюжет» для словесного живописания.

Именно в художественно-целостном изображении живой индивидуальности человека – неповторимости его «лица», мышления, языка, проявляющейся в его характере, манере поведения и в биографии, творчестве – заключена эстетическая суть жанра литературного портрета.

Жанр литературного портрета в русской прозе 19 века рассматривался как характеристика конкретного человека, представленная в форме мемуарного очерка. У каждого писателя в зависимости от его творческой индивидуальности свое понимание, свои особенности осмысления жанра, но в целом существо его остается неизменным.

Сам образ героя, воссозданный автором, определяет и конечную цель, и выбор средств, и композицию литературного портрета. Запечатленные в памяти наблюдения служат материалом для тщательного отбора деталей, воссоздающих образы современников.

Следует учитывать и тот момент, что литературному портрету всегда свойственна какая-то незавершенность, фрагментарность. Авторы литературных портретов, опираясь на свой личный опыт, свои воспоминания, стремятся в описании портрета к обобщению. Этот процесс осуществляется в определенных формах и рамках.

В основном портретист дает основные черты характера человека, наиболее запомнившиеся ему особенности личности.

К жанрам каноническим и неканоническим в равной степени относится идея «памяти жанра».

Она выявляет важное противоречие литературного жанра: с одной стороны, благодаря постоянному воспроизведению структурного инварианта в разных произведениях сохраняется единая смысловая основа жанра («отвердевшее содержание» по Г.Д. Гачеву), с другой стороны, благодаря постоянному варьированию этой структуры происходит обновление смысла.

Можно выделить три классифицирующие признаки литературного портрета.

Одним из первых следует назвать такую общую с романом структурную особенность, которую литературный портрет использовал как инвариант собственной структуры, как принципиальное для него несовпадение героя как субъекта изображения с его сюжетной ролью [1, с. 371].

В литературном портрете, посвященном созданию образа писателя, присутствует авторская концепция характера портретируемого: на основе известных фактов биографии человека выстраивается сюжет мемуарного повествования, в котором герой не полностью соответствует своей судьбе.

Второй признак – способ создания «концепта мира» [2], то есть поиск особенностей жанрового типа в жанровых и стилевых предпочтениях автора литературного портрета.

Исследование произведения практически всегда начинается с интерпретации текста через его жанровое прочтение, через поиск его «архитипической модели или константы, некоей интерпретационной модели.

«Внутренняя мера» жанра в отличие от канона, не является готовой структурной схемой, реализуемой в любом произведении данного жанра, а может быть лишь логически реконструирована на основе сравнительного анализа жанровых структур ряда произведений.

Третий важный классифицирующий признак литературного портрета – особенность его повествовательной структуры, отражающей типологически общий для всех произведений мемуарно-биографического жанра конфликт между точкой зрения автора и «других» на предмет изображения. Одной из определяющих особенностей повествования в литературном портрете является то, что внутренний мир автора-повествователя также становится предметом изображения, выражающих творческую индивидуальность писателя.

Общим литературным признаком, характеризующим все произведения словесного искусства, является его структура.

В основе структуры художественного целого лежит конфликт, поэтому, рассматривая способ формирования, организации произведения, то есть его жанровую специфику, мы тем самым движемся к постижению жанрового своеобразия.

Читайте также:  Как научиться договариваться со своим ребенком

Художественное воплощение конфликта, взятое в аспекте выразительных и изобразительных средств, вводит нас в сферу стиля [1, с. 23].

Другим важным аспектом построения жанровой типологии является опора его на своеобразие системы, «внутри которой функционирует данное произведение, так как взятое изолированно, оно может получить совершенно иную оценку [2, с. 54].

При этом немаловажным оказывается то, каким представляется исследователю «расстояние», существующее между изучаемым произведением и другими составляющими этой системы. Так, Ю.М.

Лотман считает, что, чем «более далекие варианты одних и тех же структурных функций мы будем рассматривать, тем легче определятся инвариантные – типологические закономерности» [3, с. 126].

В современном западном литературоведении большое распространение получил рецептивно-коммуникативный подход к типологии жанров через сознание автора и читателя.

В основу данной классификации положен горизонт жанровых ожиданий читателя, ориентирующегося на жанровые предпочтения в творчестве писателя и характер авторского отношения к предшествующий ему традиции [4, с. 108].

По мнению современных отечественных исследователей, этот подход на современном этапе является наиболее перспективным [5, с. 114].

Рассматривая типологические разновидности литературного портрета как жанра, необходимо учитывать особенности развития литературного процесса того периода времени, когда создавались первые образцы жанра.

В эпических жанрах ведущая роль принадлежала роману, поэтому варьирование его структуры в творчестве И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова и Ф.М.

Достоевского не могла не отразиться и на литературном портретировании в творчестве самих писателей и их современников.

Во второй половине ХIХ века в русской литературе начался процесс формирования новых эпических жанров, в которых отразилась смена типа художественного мышления писателей того времени.

Романтическую поэму и повесть в литературном процессе уверенно сменяет роман, а физиологический очерк становится своеобразной творческой лабораторией, в которой соединяются документальное и художественное начала.

Развитие жанра очерка создало условия для дальнейшего развития жанра романа, стало стимулом к появлению произведений мемуарно–биографической литературы, первых опытов в жанре литературного портрета, который определил свои способы создания характера человека. Литературный портрет органично вписался в жанровую систему русской литературы.

Первые образцы нового жанра появились в творчестве писателей второй половины ХIХ века – И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко.

Литературный портрет о писателе, созданный художником слова, представляет собой произведение, в котором факт реальной биографии «перерождается» творческой фантазией автора.

В жанре литературного портрета представлена концепция характера героя, в соответствии с этим изображается его судьба (как в жанре романа).

Очерковая традиция также сыграла немаловажную роль в становлении нового жанра: она сказывается в активизации образа автора, внутренний мир которого также является объектом изображения. Таким образом, жанр литературного портрета представляет собой явление межжанрового синтеза романа и очерка, в результате которого реальность воспоминания становится реальностью художественной.

Портрет в очерковой и «рассказовой» прозе 40–50–х годов приобретает смыслопорождающую функцию. Это связано с возрастающей ролью повествователя. Подвижная точка зрения автора – повествователя способствует переходу от одной сюжетной ситуации к другой, соединяя несколько стилевых пластов высказывания.

Автор, создавая образ человека, использует разные возможности закрепления визуального впечатления, соединяет в нем описание черт внешности и характеристику поведения персонажа.

Портрет становится способом обнаружения индивидуального, неповторимого в изображаемом человеке, и в то же время типического, свойственного человеку и за пределами определенной ситуации.

В мемуарах портрет представляет модель мира, отражающий авторскую концепцию созданного характера.

Повествование в них мотивировано логикой авторского замысла, которая определяет характер отбора и художественной аргументации реальных фактов действительности, так как предметом изображения в воспоминаниях, в отличие от романа, является внутренний мир повествователя. Для мемуариста реальность – это реальность воспоминания.

В писательской мемуаристике вырабатывались типы повествования, которые стали основой формирования нового жанра – литературного портрета.

В литературном портрете соединяется два типа повествования: биографическое и автобиографическое начала.

Важным признаком формирующегося жанра является особое биографическое время, образ которого необходим мемуаристу для раскрытия характера портретируемого лица.

Оно воплощается в сообщаемых автором воспоминаний фактах биографии героя и определяет характер реализации замысла, движущегося от конкретного факта к обобщающей мысли нем.

Литературный портрет Льва Толстого определяется функцией ситуации непосредственного общения, являющейся кульминацией повествования в «Великом пилигриме».

Короленко предельно лаконичен в изображении внешности Толстого (введение в воспоминания имени Ге отсылает читателя к визуальному образу писателя, запечатленному художником в портрете Толстого в Хамовниках, к картине Репина «Толстой на пашне»).

Он сосредоточен на «внутреннем» портрете Толстого, который создается через «отражение» его идей в судьбах единомышленников.

А в литературном портрете Чернышевского Короленко «замыкает» повествование в кольцо аллегорий, задавая тем самым определенный тон высказывания и подчеркивая актуальность этого приема для литературной манеры автора романа «Что делать?».

Важную роль в литературном портрете Чернышевского играет образ времени: автор воспоминаний постоянно переключает повествование об эпохе 60-х годов в 80-е годы, чтобы подчеркнуть неизменность нравственных принципов своего героя.

Об этом свидетельствует и развернутая портретная характеристика Чернышевского, убеждающая читателя в том, что внутренняя гармония не была утрачена им.

Для « Воспоминаний о Чернышевском» характерна повествовательная манера, в которой лирическое и публицистическое начала преобладают над рассказом о событии, что стало поводом для авторских размышлении. В обоих произведениях Короленко визуальные впечатления являются обязательным, содержательно и функционально значимым элементом литературного портрета, вне зависимости от их объема, структуры, места в образной системе произведения.

В воспоминаниях Короленко представлены два основных типа литературного портретирования, характерных для повествовательной манеры писателя. Один из них – тип биографического рассказа энергетического типа, в основе которого лежит парадигматический способ организации высказывания.

Короленко выстраивает повествование о Толстом таким образом, что личность портретируемого характеризуется перечнем разнообразных суждений о нем. Этот список суждений о портретируемом является аргументом, он определяет характер воплощения сюжетной ситуации непосредственного общения.

В литературном портрете Чернышевского также преобладает повествовательный принцип биографии энергетического типа, однако структура высказывания демонстрирует продуктивность синтеза образов нескольких жанров (роман, аллегория, очерк), используя которые Короленко вступает в полемику со сложившимся в 80-е годы взглядом на личность и творчество опального Чернышевского.

В обоих произведениях характеристики визуального впечатления мемуариста различны по объему, структуре, месту в образной системе произведения, но являются обязательным, содержательно и функционально значимым элементом художественного целого – литературного портрета.

Выводы

Литературный портрет, в центре которого образ творческой личности, представляет собой произведение, сюжет которого «колеблется» между реальными фактами биографии портретируемого и созданной авторским воображением концепцией характера.

Поэтому исходной ситуацией сюжета в литературном портрете становится «новое знание» о человеке. Оно рождается из готовых мотивов – сообщения о биографических фактах, оценки его творчества современниками, цитировании высказываний героя повествования.

Роль готового мотива выполняет круг заданных представлений, а исходная ситуация повествования выстраивается на несоответствии традиционного представления авторскому. Ярко выраженная публичность меняет тип соотношения автор – герой: авторское сознание становится таким же объектом изображения, как и внутренний мир портретируемого.

В литературном портрете происходит соединение биографического и автобиографического начал, это становится основанием для воплощения нового типа биографического времени.

Существенным отличием литературного портрета второй половины XIX века является то, что портрет героя, его визуальный образ, формируют исходную ситуацию, из которой формируется вся структура повествования.

Исходная реальная ситуация общения автора и героя делала визуальный образ портретируемого важным элементом структуры в отличие от мемуарных очерков.

Полученное визуальное впечатление формировало тип художественной ситуации, которое определяет своеобразие писательского литературного портрета, имея влияние и на выбор повествовательной дистанции, и способ развертывания высказывания. Литературный портрет как жанр создавал свой особый мир, вырабатывал собственную меру и порождаемый ею смысл.

Особенности поэтики произведений И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко стали аргументами в обосновании типологии жанра литературного портрета.

К ним относится конфликт (основанный на несовпадении точек зрения автора – повествователя и других на предмет изображения); сюжет (развертывающий концепцию характера героя); композиция (отражающая ориентацию повествования на определенную модель художественного или публицистического жанра).

Библиографическая ссылка

Базылова Б.К. МОДЕЛЬ ЖАНРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА И ЕГО СТРУКТУРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 153-156;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6477 (дата обращения: 12.12.2018).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6477

Ссылка на основную публикацию