Дисграфия у младших школьников: причины и коррекция заболевания

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.

Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Дисграфия у младших школьников: коррекция, причины

В последнее время специалисты все чаще встречают детей, имеющих проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение.

Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания. Дисграфия часто связана с дислексией.

Зеркальное написание букв, сращение слов, масса грамматических ошибок, неразборчивый и неаккуратный почерк — такое письмо вызывает недоумение учителей и негодование родителей. Детей считают отстающими хотя при этом они могут неплохо разбираться в математике, логически мыслить, хорошо успевать по другим предметам.

Такое нарушение письменной речи называется дисграфией и связано оно вовсе не с нежеланием ребенка учиться грамоте, а с недостаточно развитыми функциями некоторых отделов мозга.

Что такое дисграфия?

Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.

Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.

Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.

Как определить дисграфию?

Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.

Дисграфия проявляется совсем иначе:

  • Пропускаются буквы и даже слоги в словах.
  • Смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.).
  • Заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л).
  • Буквы пишутся как бы в зеркальном отображении.
  • Сращиваются ближайшие слова или даже предложения.
  • Нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь.
  • Почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаками препинания.

Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.

Причины возникновения дисграфии?

Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:

  • Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
  • Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
  • Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
  • Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.

Связь устной и письменной речи

Большое значения для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.

Нарушения фонематического слуха, сопутствующие разным отставаниям развития речи, не дают возможность грамотно написать слова. Неправильное произнесение звуков влияет на правильное их понимание и анализ. В случаях более серьезного нарушения слуха, Вам поможет сурдопедагог.

Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха, речи, а также зрительного восприятия букв.

Кроме того, на формирование письменной речи оказывают большое влияние и другие аспекты. Как известно, за устную речь «в ответе» левое полушарие. Предметные символы и изображения — сфера ответственности полушария правого.

Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.

Виды дисграфии

Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:

  • Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
  • Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится — так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки.Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего.
  • Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования — и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
  • Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.
Читайте также:  Декоративное рисование в средней группе на тему «украшение свитера».

Можно ли справиться с дисграфией?

Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить.

Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей. Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.

Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться.

Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.

Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста. Важно также поддерживать ребенка в его занятиях.

Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок. В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением.

Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

  • Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
  • Тренировка фонематического слуха.
  • Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
  • Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
  • Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.

Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.

Источник: http://karkusha.su/disgrafiya-u-mladshih-shkolnikov-prichinyi-i-korrektsiya/

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Дисграфия обычно выявляется, когда ребёнок отправляется в школу. Суть патологии состоит в нарушении письменной деятельности. Проблемы возникают из-за дефицита сформированности всех функций психики, которые несут ответственность за контроль и выполнение письма.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример.

Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение».

У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок.

Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками.

Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

  • ребёнок пропускает строчки или буквы;
  • присутствует слитное написание предлогов со словами;
  • отсутствуют отступы между словами и предложениями;
  • ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;
  • ребёнок не может определять написание временных границ;
  • почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;
  • буквы написаны коряво;
  • безударные гласные пишутся неправильно;
  • присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии.

Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга.

Они могут быть получены в результате:

  • родовой травмы;
  • асфиксии;
  • внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте.

Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление.

Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть.

Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

  • постоянно читать ребенку книги с момента рождения;
  • начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;
  • записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией.

Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений.

Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

  1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.
  2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.
  3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.
  5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.
  6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.
  7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.
  8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.
  9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать память и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

  • улучшение всех познавательных сфер;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирования связной речи;
  • устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога.

Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии.

Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения:

  1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.
  2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.
  3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.
Читайте также:  Изучение английского языка по скайпу

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесут.

Источник: http://zdorrov.com/bolezni/disgrafiya-u-shkolnikov.html

Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов

Главная / 7 — 10 лет / Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов

В ходе статистического исследования, проведенного Психолого-педагогическим центром «Здоровье» в г. Санкт-Петербурге в 2000 году, выяснилось, что в обычных школах дисграфией страдают около 37% учащихся, а в гимназиях — около 20% детей.

Директор СОШ № 2009 г. Москвы  Д.М. Гесслер в своем публичном докладе  за 2009/10 учебный год констатировал, что дисграфия выявлена у 67% учащихся.

В статье речь пойдет о том, как выявить и какие методы можно использовать для коррекции дисграфии у детей.

Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.

Дисграфия выражается в стойких и типичных ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.

Как проявляется дисграфия у детей: виды нарушений и симптомы

Таблица №1. Виды дисграфии у детей

Виды дисграфии Особенности детей с данным видом дисграфии
Акустическая Акустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха.  При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.
Моторная Моторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма. Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.
Оптическая Такой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга. Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную.Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в  воспроизведении даже изолированных букв.

Почему возникает дисграфия  у детей?

  1. Наследственность. Нередко дети с дисграфией наследуют от своих родителей качественную незрелость головного мозга в определенных зонах, которая может проявляться в задержке развития каких-то функций.

  2. При возникновении такой проблемы как дисграфия играют роль функциональные причины, из-за которых происходит задержка психоречевого развития, и дислексия. К ним относятся продолжительные соматические заболевания.

  3. Еще одной причиной возникновения дисграфии может быть поражение или недоразвитие головного мозга.

    Такое нарушение могло развиться еще в пренатальном, постанатальном и натальном периоде в результате следующих проблем:

    • патологий при беременности;
    • асфиксии;
    • родовых травм;
    • инфекции;
    • менингита;
    • тяжелых соматических болезней, в результате которых нервная система ребенка истощается.
  4. Если говорить о социально-психологических факторах, которые могут спровоцировать возникновение дисграфии, то ним относятся:
    • неправильная или нечеткая речь окружающих;
    • двуязычие в семье;
    • дефицит контакта речи;
    • невнимательно отношение взрослых к речи ребенка;
    • раннее обучение грамоте при отсутствии психологической подготовки ребенка.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

При подозрении на дисграфию надо пройти обследование у окулиста, невролога и ЛОР-врача. А определить уровень сформированности речевых функций поможет логопед. Важно выяснить является ли неправильное написание слов и букв дисграфией или это обычное незнание правил правописания.

В ходе обследования детей на дисграфию проверяют:

  • Развитие устной речи. При обследовании ребенка на дисграфию очень важно уделить внимание следующему: произношению звуков и их различию, фонематическому синтезу и анализу, особенности грамматического построения речи, словарному запасу.
  • Письменную речь. Когда устная речь полностью изучена, можно приступать к исследованию письменной речи. Проводится анализ и изучение письменных работ ребенка. Ребенок должен выполнить задание, которое состоит из нескольких этапов: переписывание текста (печатного и рукописного), написание под диктовку, описания по картинкам, чтение слов по буквам и слогам.
  • Слух, зрение, ЦНС. Чтобы выяснить причины дисграфии у ребенка,  проводят проверку слуха, зрения и состояния ЦНС.
  • Состояние ручной и речевой моторики, строение артикуляционного аппарата.

Для выявлении дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста часто используется метод определения навыков фонематического анализа речи.

В этом случае ребенку предлагают несколько заданий, которые помогут понять, насколько хорошо он умеет анализировать звуковой состав слов устно.

Тесты включают в себя задания, в ходе которых ребенок должен показать свою способность:

  • различать и выделять определенный звук в слове;
  • придумывать слова;
  • подбирать картинки, чьи названия начинаются с определенного звука;
  • распределять картинки, чьи названия начинаются со звуков, чаще всего смешиваемых ребенком;
  • делить предложения на слова, слоги и фонемы;
  • сравнивать слова по звуковому составу;
  • самостоятельно выявлять искажения звуков в словах, которые произносит он сам либо другой человек;
  • повторять за взрослым нескольких слогов в последовательности (например: па-ба-па, па-по-пу);
  • выделять из цепочки звуков или слогов определенного вида слоги или звуки.

Для проверки ребенка дошкольного возраста на предрасположенность к дисграфии специалисты рекомендует обратить внимание на его отношение к рисованию и на качество рисунков малыша. Если ребенок 3-4 лет не любит и не умеет рисовать, то это может свидетельствовать о склонности малыша к дисграфии.

Это может быть связано с тем, что у ребенка плохо развита моторика, слабо развита мускулатура пальцев и ему трудно делать согласованные сложные движения пальцами рук.

Рисунки ребенка с дисграфией отличаются наличием рваных, дрожащих, прерывистых линий, сделанных слишком слабым или слишком сильным нажимом карандаша.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существует несколько эффективных методов коррекции дисгафии у детей младшего школьного возраста:

  1. Схема слова. Ребенку дают картинку, на которой изображен предмет и схема слова. Школьник должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.
  2. Узнавание звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:
  • Запись большого количества букв в тетради.
  • Подчеркивание слов с определенным звуком и записывание их в тетрадь.
  • Поиск определенной буквы в слове, предложении, тексте и ее зачеркивание.
  • Выбор нужной картинки, в названии которой есть отрабатываемый звук.
  1. Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.
  2. Соотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.
  3. Звуко-буквенный анализ. Ребенку дают картинку. Он должен назвать изображенный на ней предмет и записать слово, поставить в нем ударение, определить, сколько в этом слове слогов и назвать их. Каждый слог в слове нужно отделить черточкой. После ребенок должен назвать по порядку все звуки слова и отметить их соответствующим цветом. Согласные буквы в слове надо подчеркнуть – тонкий звук одной чертой, глухой – двойной чертой. После этого ребенок должен сравнить количество букв и звуков в слове.
  4. Структурный метод. В предоставленном слове школьник должен определить количество гласных и согласных. Сделать это нужно последовательно. После ребенок составляет схему слова: гласные буквы обозначены контурными кружками, согласные – заштрихованными. Начать лучше с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнить задание.
  5. Исправление ошибок. Ребенку предоставляется несколько слов с ошибками. Слова должны быть соотнесены со звучащей моделью слова. Задача ребенка найти ошибки и исправить их, правильно переписать слова.

Упражнения для устранения дисграфии

Есть упражнения, которые родители могут проводить в домашних условиях с ребенком, в перерывах между занятиями у специалиста:

  • Корректурная правка. Для этого упражнения нужен объемный текст, из которого необходимо вычеркнуть заданную букву. Следующий этап задания – подчеркнуть одну букву и вычеркнуть другую. Упражнение помогает развивать внимание и запомнить зрительный образ буквы.
  • Пропущенные буквы. В большом тексте необходимо вставить пропущенные буквы. Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание.
  • Лабиринты. Упражнение тренирует крупную моторику руки. Ребенок должен провести безотрывно длинную линию. Важно своевременно менять руку.

Также полезно объяснять ребенку расстановку в тексте знаков препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами написания. Занятия с логопедом могут проводиться в виде игры. Можно использовать магнитные буквы для создания слов, проводить написание диктантов для улучшения восприятия звуков.

Стоит уделить особое внимание при выборе ручек для письма и карандашей. Лучше отдавать предпочтение ручкам с неровными поверхностями. При письме такой ручкой одновременно проводится массаж дистальных кончиков пальцев рук и к мозгу посылаются дополнительные сигналы. Карандаши и фломастеры должны быть с негладкой поверхностью, например треугольными в сечении.

Профилактика — как научить ребенка правильно писать

  • Важным условием является распознавание у ребенка признаков дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверить слуховую дифференциацию речевых звуков. При затруднениях необходимо начать ее развивать.
  • Нередко родители начинают обучать ребенка иностранным языкам с 3 лет. При неправильном подходе к обучению детей английскому или другому языку  может развиться и дисграфия, и дислексия.
  • Важно, чтобы все член семьи произносили звуки и слова правильно. Если взрослы будут повторять произношение за ребенком (например: мячик – мясик, люблю — лублу) и изменять слоги и звуки, это может привести к проблемам при формировании правильной речи и письма.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу.

Читайте также:  Дети-индиго: особенности воспитания, советы родителям

И в случае если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. (Е.А. Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития»)

Логопед,  сурдопедагог, ученый Парамонова Л.Г.:

Акустическая дисграфия, связанная с неразличением на слух каких-то определенных звуков, может быть преодолена лишь после овладения ребенком слуховой дифференциацией этих звуков.

Точно так же и оптическая дисграфия не исчезнет до тех пор, пока у ребенка не будут на должном уровне сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Если этого не было сделано в дошкольном возрасте, то придется наверстывать упущенное уже в школе.

Иными словами, для устранения любого вида дисграфии необходимо убрать ту ближайшую и вполне очевидную причину, которая лежит в ее основе.

Учитель-дефектолог И.С. Пшенникова:

В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок — недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Овладение письменной речью — это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного.

Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.

Взрослые, прекратите тратить дошкольное детство вашего малыша на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться красиво и грамотно писать. Лучше уделите внимание развитию его изобразительных способностей.

Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом.

Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской — и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! (соучередитель РОО «Дислексик+», педагог, учитель-дефектолог, логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений Т. Гогуадзе)

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/7-10-let/disgrafiya-u-mladshix-shkolnikov-effektivnye-metody-korrekcii-uprazhneniya-mneniya-specialistov.html

Дисграфия

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.

Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.

Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения.

В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается.

При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка.

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет).

В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е.

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова.

При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии.

К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Диагностика дисграфии

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов. На первом проводится изучение и анализ письменных работ.

Для выяснения возможных причин дисграфии внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д.

Важное место при обследовании лиц с дисграфией занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п.

На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи.

Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.

В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia

Ссылка на основную публикацию