Диссертации по педагогике. требования к организации и определению стратегии

» Диссертации по педагогике. Требования к организации и определению стратегии

К организации проведения исследований в процессе написания диссертации по педагогике предъявляются определенные требования.

Особое внимание необходимо уделить методологической полноте исследований, то есть рассмотрение объекта и построение объекта должно выполняться с использованием всех типов и уровней методологического анализа, опираясь при этом на самые лучшие традиции исследования. 

При проведении исследований необходимо применять самые современные эффективные научные подходы и методы. В первую очередь это должно относиться к освоению системного подхода к научному исследованию. Все компоненты научного исследования должны быть максимально надежными.

Например, глупо ожидать каких-либо эффективных результатов при использовании ненадежных средств получения и обработки информации. Именно от реализации этого требования зависит чистота исследования, то есть степень доверительности, с которой можно относиться к результатам исследований.

Во многом эффективность исследований определяется их математизацией и компьютеризацией, причем не только на стадии обработки информации, но и на более ранних этапах. Сами же математизация и компьютеризация должны являться исключительно средством, а не целью педагогических исследований.

Такой подход даст возможность выбирать новые объекты исследования, имеющие объективное значение для педагогической науки, а не просто удобные для каждого конкретного исследования.

Это в свою очередь позволит осуществлять поиск новых путей описания и исследования этих объектов, а также получить целостную картину изучаемого объекта не из отдельных разрозненных частей уже в конце изучения, как при системном подходе, а упорядочить их уже в начале работы как единую модель исследования.

Педагогические исследования должны быть оптимальными, то есть они должны давать эффективные результаты при сбалансированных, наиболее минимальных, затратах времени и усилий исследователя. Таким оптимальным должен быть весь исследовательский процесс от самого начала и до самого конца.

Для этого исследовательский процесс необходимо правильно спланировать.

В процессе проведения исследований информация, которая проходит по каналам обратной связи, должна регулярно и объективно оцениваться ученым с той целью, чтобы вовремя производить необходимые корректировки и придерживаться наиболее оптимального режима проведения исследований.

Любая исследовательская работа, а в особенности экспериментальная, должна быть воспроизводимой.

Именно в этом случае становится возможным оценить и подтвердить объективность и достоверность ее результатов, адекватность использованных методологических средств сущности предмета и задачам исследований, правильность основного смысла выдвигаемой исследованием гипотезы и надежность полученных результатов.

Диссертация должна быть достаточна во всех своих компонентах, таких как арсенал методологических средств, реализация всех этапов исследования, сочетание эмпирического и теоретического и так далее.

Определенные требования предъявляются и к выбору соответствующей стратегии научного исследования.

Прежде всего, в материалах диссертации должно быть совершенно точно определено, какая принята стратегия, какой в ней применен научный подход для определения объекта и предмета исследования.

Только в этом случае появляется возможность однозначно определить адекватность самой процедуры исследования сущности объекта исследования, а также выяснить, насколько были оправданы притязания исследователя на комплексное, системное, целостное либо какое-то другое изучение объекта.

Для исследователя реализация этого требования представляется как возможность четкого и ясного определения объекта исследования и представления его результатов. Выбранная стратегия должна получить свое адекватное отражение во всех этапах научного исследования. В случаях отступления от нее это должно быть обязательно обосновано и отдельно описано в тексте диссертации.

Стратегия исследования должна быть обоснована и четко и ясно изложена в краткой форме во введении исследовательской работы. В этом случае будет исключено использование словесной эквилибристики, присущей большинству подобных работ, таких как очень частое применение терминов подобных системное, комплексное, математическое, кибернетическое и тому подобных.

Заказ диссертации по педагогике у профессионалов позволяет сэкономить массу полезного времени, а также избежать множества ошибок, наиболее типичных для людей, впервые самостоятельно взявшихся за подобную работу. В большинстве случаев диссертации по педагогике однотипны, что позволяет применять некие шаблоны, в которые достаточно вписать нужные аспекты и добавить немного исследовательского материала.

Помимо организации и стратегии к исследовательской работе применяются и другие требования, которые необходимо учитывать для того, чтобы диссертация по педагогике могла претендовать на получение признания и высокой оценки. Одним из самых важных требований являются требования к выбору и применению тактических средств методологического анализа, о которых пойдет речь ниже.

Источник: https://paidagogos.com/dissertatsii-po-pedagogike-trebovani.html

К вопросу о требованиях к кандидатским диссертациям по педагогическим наукам

УДК 378.937 ББК 74.268

К ВОПРОСУ О ТРЕБОВАНИЯХ К КАНДИДАТСКИМ ДИССЕРТАЦИЯМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ Г.М. Чернобельская, профессор МПГУ, доктор педагогических наук, (499) 246-88-56

В статье обсуждаются некоторые мысли по поводу представляемых к защите кандидатских диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (химия)».

Автором на основе большого опыта руководства диссертациями по названной специальности предлагаются некоторые советы соискателям учёных степеней при работе над проблемами методики.

Раскрывается назначение каждой рубрики и предлагаются рекомендации, как избежать ошибок в формулировках.

Ключевые слова: актуальность, констатирующее исследование, ожидаемые результаты, выводы, основная идея.

TO THE QUESTION ON REQUIREMENTS TO MASTER'S THESES ON PEDAGOGICAL SCIENCES

Chernobelskaya G.M.

Several ideas on the theses presented by the post-graduate students of the specialty «Theory and methods of teaching (Chemistry)» are discussed in the article.

Considering the experience of supervising candidate theses the author offers some advice to the post-graduate students.

The meaning of each thesis topic is shown; the recommendations are given to avoid mistakes in formulating the texts of thesis reports.

Keywords: urgency, ascertaining research, expected results, conclusions, main idea.

В последнее время возникла необходимость обсудить тре- конференций данной организацией. Это может дать повод сде-

бования, предъявляемые к кандидатским диссертациям по ' педагогическим наукам. Речь не идет об ужесточении этих требований: повышение требований всегда способствует улучшению качества работы. Разговор должен идти о соответствии предлагаемых рубрик смыслу, который в них закладывается.

Приведем некоторые соображения, связанные со смыслом некоторых формулировок. Прежде всего, важно соотношение между обозначенной темой диссертации и поставленной в работе целью.

Между ними должна быть установлена строгая связь. Когда тема сформулирована, она должна довлеть над всей работой, звучать в каждой строчке диссертации.

Читатель должен осознать, во имя чего трудился диссертант, что он исследовал, чего добивался.

Несколько слов об актуальности, о которой всегда идёт речь в любой диссертации. Обычно стараются обосновать актуальность, формулируя противоречия в образовании и обучении химии. Конечно, это важно.

Но при этом не надо забывать о том, чтобы школа, школьная действительность была подготовлена к восприятию идей диссертанта, чтобы работа была своевременной.

В школе должны созреть необходимые условия для ее реализации, иначе все рассуждения, как это часто бывает, будут чисто умозрительными.

Кроме того, диссертация должна отвечать потребностям общества (раньше говорили о социальном заказе, но теперь социальный заказ находится все время в процессе обсуждения). Наконец, в работе обязательно должна быть новизна, т. е. должно быть мало исследований, ведущихся в данном направлении. Именно этим помимо всего прочего определяется актуальность исследования.

В первой главе, как правило, пишется литературный обзор, в котором автор старается изложить содержание многочисленных работ, прочитанных им в период подготовки к написанию и защите диссертации.

Этих работ может быть много, они описываются диссертантом более или менее подробно, но при чтении главы возникают вопросы: «Зачем этот обзор сделан? Почему автору понадобился именно этот набор литературных источников, а не какие-либо другие? Какое отношение данные литературные источники имеют к его работе? Что полезного для своей работы автор из них извлек, а с чем он не согласен?» В литературном обзоре надо не пересказывать прочитанное, а обсуждать, сопоставлять, противопоставлять и обязательно обосновывать свою позицию по отношению к изученному содержанию. Полезно также группировать источники по какому-то признаку. Дурным тоном следует считать резкую критику какого-либо произведения, ехидные высказывания в адрес какого-либо автора или, наоборот, подобострастные выражения. Ведь очевидно, что если автор выразил в статье или книге свои мысли, у него были свои соображения и основания это сделать. Если диссертант не согласен с ними, это вовсе не значит, что прав именно диссертант. Анализировать литературу надо объективно, корректно, соблюдая этику и уважение к автору произведения. Кроме того, следует обращать внимание на включение в библиографию произведений на иностранных языках, а также отражать позицию разных научных школ. Нередко приходится встречать, что обзор литературы ограничивается лишь работами той кафедры, на которой выполнена диссертация, или сборниками, выпущенными при проведении

лать заключение о недостаточной компетентности диссертанта. Никакие объяснения о том, что не было возможности достать нужную литературу, или соображения о незнании диссертантом существования подобных источников принимать во внимание не следует, особенно сейчас, при наличии Интернета.

В настоящее время практически в каждой диссертации можно найти словосочетание «констатирующий эксперимент». Оно кочует из работы в работу и выдается как непременное требование ВАК. Но ведь это нонсенс. ВАК не может этого требовать, потому что это словосочетание противоречит сущности эксперимента.

Читайте также:  Изучение английского языка по скайпу

По определению эксперимент — это вторжение в процесс, он не может быть констатирующим. Если он констатирующий, то это уже не эксперимент. В работах по фундаментальным исследованиям такого словосочетания не встретишь.

Мне возразят, а как же назвать анализ состояния проблемы? Разве это не исследование? Безусловно, исследование, но не эксперимент. Это констатирующее исследование.

Или возьмем гипотезу. Сколько копий сломано по поводу формулировки гипотезы работы, чтобы в ней было что доказывать. А всё дело в том, что наши гипотезы — это на самом деле не гипотезы. Ведь гипотеза — это не до конца доказанная теория.

Это научно обоснованное предположение, которое выдвигается тогда, когда в науке накапливаются факты, не получающие объяснения с точки зрения существующих теорий. Тогда выдвигается гипотеза для объяснения этих фактов. Если последующие факты её подтверждают, она становится теорией.

В нашем же случае гипотеза есть не что иное как ожидаемые результаты, так как фактов ещё нет, а гипотеза уже формулируется. В фундаментальных исследованиях именно такая рубрика и присутствует. Стоит нам так её назвать, как всё встанет на свои места.

Обратим внимание на то, как формулируются положения, выносимые на защиту. Нередко встречаем не положение, а только заголовок. Например: «На защиту выносится концепция…

», а в чем её идея, её содержание, её преимущество — догадайтесь сами или читайте диссертацию. Или: «На защиту выносится разработанная автором методика.», а в чем она заключается — непонятно.

Не надо стремиться формулировать как можно больше положений, выносимых на защиту, делать их мелкими. Это может помешать целостности восприятия достижений автора.

В положениях должны быть обозначены некоторые теоретические утверждения, которые потом найдут свое отражение в выводах.

Диссертант должен помнить, что от его формулировок зависит содержание заключения Ученого Совета, которое служит главной основой для присвоения учёной степени соискателю.

Ученый Совет вправе согласиться или не согласиться с утверждениями соискателя. Поэтому выводы должны быть обоснованными. А таковыми они будут, только если результаты исследования убедительны.

Очень важно, чтобы была чётко сформулирована новизна исследования. Настоящая новизна приводит к преобразованию системы, но в кандидатской диссертации масштаб вносимых изменений может быть меньше.

Например, «Научная новизна заключается в разработке интегративного практикума по общей и неорганической химии, отражающего специфику педвуза и обеспечивающего пропедевтическую методическую подготовку сту-

дентов». При этом очевидно, что практикум диссертант меняет существенно.

Кроме того, специалисты, работающие на химических специальностях педвуза, легко могут понять, что такого практикума до диссертанта никто не создавал, а это важно, потому что оценку диссертации даёт не только Ученый Совет, но и широкая общественность, откуда поступают отзывы на автореферат.

Следует заметить, что чем проще сформулированы положения новизны, тем они убедительнее и понятнее читателю. Например, «…Впервые разработана и научно обоснована обобщающая модульная программа по разделу «Углеводороды» и предложена на её основе качественно новая методика их изучения».

В некоторых диссертациях соискатели выделяют идеи исследования. Это очень полезно для оценки значимости и новизны исследования.

Так, например, в случае с разработкой интегра-тивного практикума основная идея исследования сформулирована так: «Обеспечивая непрерывность методической подготовки будущих учителей химии за счёт интенсификации учебного процесса, освободить время в практикуме по общей и неорганической химии для решения методических задач, связанных с постановкой и использованием демонстрационного эксперимента, создав, таким образом, внутренний пропедевтический курс методики обучения химии». Формулирование такой идеи делает диссертацию ярче и интереснее. К сожалению, в диссертациях редко встречается такой приём.

Особого внимания требуют выводы. В выводах читатель должен найти ответы на все утверждения, заявленные в начале диссертации. Прежде всего, достигнута ли цель исследования. Получены ли ожидаемые результаты.

Решены ли задачи исследования (если не решены, т.е. не нашли отражения в выводах, значит исследование не закончено). Не следует путать выводы с результатами исследования, полученными в ходе эксперимента.

В выводах эти результаты должны получить теоретическое объяснение.

Несколько слов о формулировке выводов. К ним отношение неоднозначное. Чаще всего мы встречаем в работах выводы, сформулированные в форме отчета.

Излагается, что сделано, в каком объёме, но ничего не сказано о том, какое значение выполненная работа имеет для науки, какие умозаключения можно сделать на основе проведенного исследования, как должна измениться, скажем, методика обучения тому или иному предмету; как повлияла данная работа на теоретическую основу обучения; какой вклад она внесла в методическую науку. Сами формулировки выводов должны свидетельствовать о завершенности исследования. Например, «Доказано.», «Выявлено…..», «Определено..», «Раскрыто.», «Уточнено.», «Научно обосновано.». Помимо этих утверждений должно быть указано следствие из них. Такие формулировки, как «Разработана методика.», «Составлено пособие.» — это формулировки для отчета, а не для выводов.

В некоторых диссертациях, особенно в авторефератах, можно встретить многочисленные ссылки на опубликованные работы разных авторов. Их число огромно, они часто занимают не одну страницу. Их иногда не без юмора называют «поминальником».

Чувствуется, что диссертант приложил немало усилий к тому, чтобы кого-нибудь не пропустить, чтобы, не дай бог, его не упрекнули в неуважении к корифеям или в недостаточной эрудиции. Такое усердие не вызывает ничего кроме улыбки. Тратить драгоценный объём автореферата на перечень фамилий просто неразумно.

Да к тому же это ведь должно быть не просто упоминание фамилии. Важна суть работы, на которую ссылается автор, что из неё он использовал, а с чем вступает в дискуссию.

Но такой анализ полноценно можно провести только в диссертации, а в автореферате лучше больше внимания уделить самой работе автора, что именно ему удалось сделать для реализации своих идей, чтобы полнее довести их до сведения Ученого Совета.

Теперь относительно обработки результатов. Многие считают, что в диссертации по теории и методике обучения химии обязательно должна быть статистическая обработка результатов. К ней относятся как к необходимой атрибутике, без которой исследования быть не может. Привлекают т.н.

непараметрическую статистику, ищут статистические критерии, ранжируют данные, определяют моду, медиану, насколько различия между разными вариантами эксперимента значимые, считая, что это делает результаты убедительными. Конечно, это делать можно и полезно.

Не следует думать, что статистическая обработка результатов может проводиться исключительно на очень большом числе респондентов, сопоставимом с социологическими исследованиями. В наших методических исследованиях такое число респондентов (более тысячи) редко удается собрать.

При этом необходимо помнить, что вся эта статистика хороша там и тогда, где и когда она позволяет выявить новые закономерности, которые при простом подсчете в процентах не удается обнаружить, выявить какие-то новые связи, которые не были очевидны без такой обработки.

Но главное — не в обработке, а в идее проведения самого педагогического эксперимента. Во-первых, он должен быть корректным. Во-вторых, следует помнить, что в методических исследованиях педагогический эксперимент — вовсе не всеобъемлющий метод, он не всегда применим. В-третьих, продолжают оставаться в практике исследования так называемые контрольные группы или классы.

При этом в диссертации не разъясняется, каким образом обучались эти самые контрольные классы. Говорится просто о традиционной системе обучения, в крайнем случае — об общепринятой системе, но не разъясняется, чем отличается обучение детей в этих классах от т.н. экспериментальных. Пожалуй, лучше говорить о двух вариантах эксперимента.

При этом хорошо бы подтвердить полученные результаты с помощью других методов педагогического исследования, которых в методологии педагогики достаточно много. В-четвертых, поскольку методическое исследование — это исследование педагогическое, в центре внимания должен находиться обучаемый субъект.

В диссертации подробно должны быть описаны его особенности, которые могут так или иначе повлиять на результаты экспериментального обучения.

Еще один важный момент — описание неудач в исследовании.

Когда исследователь выполняет работу, а потом излагает её содержание в диссертации, создается впечатление, что его замысел идеален, что никаких трудностей он в процессе работы не испытал, что все ученики с великой радостью стройными рядами пошли учиться по предлагаемой системе и, вообще, то, что предложил исследователь — это и есть оптимальный вариант, исключающий любые тревоги и сомнения. Конечно, исследователь -человек, опытный в своем педагогическом деле и обладающий здравым смыслом, поэтому какую-нибудь глупость он не предложит, но неудачи бывают всегда, их нужно проанализировать и предупредить людей, работающих по данной методике, о возможных ошибках. Ничуть не менее важно, чем получить положительный результат, объяснить, почему замысел не удался и как действовать, чтобы избежать неудачи. Надо помнить известный тезис «отрицательный результат — тоже результат». Конечно, рискованно защищать диссертацию на отрицательных результатах, надо добиться положительных. Но отрицательные результаты обязательно нужно описать, проанализировать, разъяснить, как они получились и что надо сделать, чтобы этого избежать. К сожалению, такой анализ встречается в работах очень редко, отчасти именно поэтому к педагогическим исследованиям представители фундаментальных наук относятся с некоторым скепсисом.

Читайте также:  Развивающее обучение

Таковы некоторые пожелания будущим кандидатам педагогических наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (химия)».

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-trebovaniyah-k-kandidatskim-dissertatsiyam-po-pedagogicheskim-naukam

Темы магистерских диссертаций по дошкольной педагогике

На сегодняшний день реформы в образовательном процессе привели к значительному увеличению в нашей стране обучающихся по программам магистратуры по специальности «дошкольная педагогика». Данный факт лишь только радует, поскольку будущее детей зависит от того, какое образование и воспитание будет в них вложено.

Современная дошкольная педагогика изучает новые направления образовательного процесса, в частности, вводится ФГОС в дошкольные образовательные учреждения, формируются необходимые для педагогической работы условия, внедряются разнообразные новейшие технологии и методики обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сказать, что в современном мире актуальность данного направления очень высока, в результате у нас очень большая активность со стороны людей, которым необходимо помочь в проведении исследования в рамках магистерской диссертации.

Ведь главным отличием магистерской диссертации от бакалаврской работы выступает наличие в работе научной новизны. Магистерская работа требует наличия проведения эксперимента в практической части работы. Именно результаты, полученные в ходе этого исследования, и станут научной новизной магистерской работы.

Эксперимент, чаще всего, строится на определенной группе дошкольников. Магистрант в ходе исследования пытается выявить новые действенные образовательные программы либо педагогические методики, позволяющие сделать обучение более качественным и технологически высоким.

Далее мы расскажем, на что стоит в первую очередь обратить внимание при выборе темы диссертационной работы по магистратуре по дошкольной педагогике.

Во-первых, не стоит брать для написания тему из перечня, который предоставляется на кафедре либо научным руководителем.

Это связано с тем,, что на протяжении нескольких лет эти темы совершенно не меняются, в результате чего, по ним изложено достаточно много материала другими авторами.

Выбирая типовую тему, магистрант уже не сможет сохранить главный критерий магистерской диссертационной работы – научную новизну. Магистерское исследование предполагает, что автор самостоятельно раскроет проблематику и выступит с собственными научно обоснованными выводами.

В нашей же стране, выбирая тему из уже сформированного списка, используется типичная для нашей страны модель образования по программе магистратуры, которая схожа с бакалавриатом.

Тема, несомненно, должна быть сформулирована магистрантом самостоятельно. При выборе темы необходимо учесть, какие проблемы дошкольного образования имеют актуальность в современных реалиях. Даже Члены комиссии оценят ваш самостоятельный выбор тематики диссертации.

Зачастую, в таких работах можно проследить самостоятельность проведенного исследования в сфере дошкольного образования, за что автору заслуженно будет присвоена соответствующая научная степень.

К тому же успешная защита магистерской диссертации позволит магистранту получить рекомендацию на поступление в аспирантуру.

Безусловно, не каждому под силу справиться с таким научным трудом, так как для этого нужно много свободного времени и сил. Если же Вы решили обратиться за помощью к профессионалам, то авторы нашего информационно-консультационного центра DissMaster помогут Вам в этом.

Источник: http://www.dissmaster.ru/temy-magisterskih-po-doshkped

Подготовка и защита диссертации по педагогике — pdf

1 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Н.И.Загузов ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ ПО ПЕДАГОГИКЕ (научно-методическое пособие) 2-е издание, переработанное и дополненное < К > Книга Издательский дом Ореол-Лайн Москва 1998

2 ВВЕДЕНИЕ В практике научной работы аспиранта(соискателя) ученой степени довольно часто встречаются трудности методологического и методического плана, связанные с подготовкой и защитой диссертации.

Трудности прежде всего состоят в определении темы научной работы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач научного исследования, его научной новизны, теоретической и практической значимости положений, выносимых на защиту. Кроме того, трудности вызывает и сама технология работы соискателя над диссертацией и представление ее к защите.

Поэтому научно-методическое пособие «Подготовка и защита диссертации по педагогике» адресуется аспирантам и соискателям ученой степени кандидата наук.

Цель пособия заключается в том, чтобы познакомить соискателей ученой степени с видами диссертационных исследований, методологическими требованиями к определению основных компонентов диссертации, технологией работы, правилами публикаций основных результатов исследования в научных изданиях и порядком представления ее к защите.

В пособии приводятся варианты правильного оформления результатов научного исследования. Все примеры, которые приводит автор, взяты из диссертаций, утвержденных Государственным высшим аттестационным комитетом России. Фамилии соискателей и темы их научных работ не называются по вполне понятным для Вас причинам.

Кроме того, приводятся примеры некоторых типичных ошибок, которые встречаются при экспертизе кандидатских диссертаций.

Приложения содержат основные требования к диссертациям по педагогическим наукам, полезные советы по подготовке документов к защите, выписки из нормативных документов и словарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке и защите диссертаций. Научно-методическое подобие написано на основе Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, нормативных документов Государственного высшего аттестационного комитета Российской Федерации и Министерства высшего и профессионального образования Российской Федерации. 4

3 ГЛАВА 1.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ В РОССИИ Проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации являются актуальными для любой стра- 11 ы мира, так как от качества их подготовки зависит качество организации учебной и научной работы высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Подготовка кадров высшей квалификации по психологопедагогическим, как и по другим наукам в России, в настоящее время, осуществляется через аспирантуру, докторантуру, институт соискательства, научные стажировки и самостоятельно на основании «Положения о подготовке научно-педагогических кадров в Российской Федерации», утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию 31 мая 1995 г.( Приложение 3.). Учитывая, что речь в научно-учебном пособии идет в основном о работе по подготовке кандидатских диссертаций по психолого-педагогическим наукам, мы не будем обращать внимание на подготовку докторских диссертаций и процесс обучения в докторантуре. Следует отметить, что аспирантура в России является одним из важнейших компонентов системы подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Аспирантура функционирует на базе высших учебных заведений( академий, университетов, институтов) и научно-исследовательских учреждений. Аспирантура создается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по определенным специальностям при кафедрах вузов ил и лабораториях НИИ в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой Министерством науки и технологии Российской Федерации. 5

4 Следует отметить, что обучение в очной аспирантуре позволяет соискателю ученой степени получить более прочные фундаментальные знания по избранной специальности и целенаправленно работать над избранной проблемой. Срок обучения в очной аспирантуре установлен 3 года.

Однако не все желающие могут позволить себе обучаться в очной аспирантуре, для них существует два способа получить необходимые знания, написать кандидатскую диссертацию и защитить ее это заочная аспирантура, в которой можно обучаться 4 года или институт соискательства.

Институт соискательства дает возможность соискателям, работающим над кандидатскими диссертациями осуществить свою мечту в два этапа. На первом этапе предусматривается прикрепление к высшим учебным заведениям или научным организациям для сдачи кандидатских экзаменов на срок до двух лет.

И на втором этапе предусматривается прикрепление к кафедре по избранной специальности для подготовки кандидатской диссертации. В аспирантуру могут поступить граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование или степень магистра, и граждане иностранных государств имеющие эквивалентное образование или степень магистра.

Для поступления в очную(заочную) аспирантуру или для прикрепления к высшему учебному заведению или научно-исследовательскому учреждению абитуриенту-необходимо подать следующие документы: заявление на имя руководителя высшего учебного заведения или научного учреждения; копию диплома государственного образца о высшем профессиональном образований для магистров копию диплома магистра, а для иностранных граждан копию диплома о высшем образовании и свидетельство об эквивалентности их дипломов дипломам о высшем образовании Российской Федерации, выданному Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации; личный листок по учету кадров; список опубликованных трудов (при их наличии); удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов (если 6

5 соискателем сданы один или все кандидатские экзамены); паспорт и диплом о высшем образовании предъявляется лично поступающим в аспирантуру или прикрепляющимся соискателем. Прием в аспирантуру и прикрепление соискателей к высшим учебным заведениям или научно-исследовательским учреждениям осуществляется два раза в год, в сроки устанавливаемые ими.

Для поступления в очную (заочную) аспирантуру необходима сдача вступительных экзаменов по специальностям философия и иностранный язык. Прием вступительных экзаменов осуществляется на основании Положения о порядке подготовки научных и научно-педагогических кадров. Пересдача вступительных экзаменов не допускается.

На основании личного заявления поступающего в аспирантуру ранее сданные кандидатские экзамены могут быть защитаны как вступительные. Решение о приеме в аспирантуру принимается приемной комиссией и о результатах в течение пяти дней сообщается претенденту. (См.Приложение 3).

Читайте также:  Как помочь уставшему школьнику

Одновременно с зачислением в аспирантуру аспиранту или соискателю назначается научный руководитель из числа докторов наук, профессоров. По решению ученых советов высших учебных заведений или научно -исследовательских учреждений научными руководителями аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук могут назначаться кандидаты наук, доценты.

Если диссертационное исследование выполняется на стыке специальностей, например: общая педагогика и педагогическая психология, то могут быть назначены два научных руководителя или научный руководитель и консультант. Поступившие в аспирантуру составляют индивидуальный план, который утверждается руководством вуза или НИИ.

В индивидуальный план аспиранта входит работа по подготовке к сдаче и сдача кандидатских экзаменов, работа по сбору материала и написаниюдиссертации, подготовка публикаций по теме диссертационного исследования, выступление на научных конференциях и т.д. (Примерный план аспиранта см. Приложение 5). 7

6 Как показывает изучение опыта работы аспирантур различных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений подготовка будущего кандидата наук осуществляется по специальной программе, в которую входят курсы необходимые для подготовки соискателя к сдаче кандидатских экзаменов: специальность, в зависимости от избранной соискателем научной специальности(см.номенклатура специальностей научных работников по гуманитарным наукам. Приложение 6.); философия; иностранный язык. Подготовка к кандидатским экзаменам должна осуществляться на основании программ кандидатских экзаменов, утверждаемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. При подготовке будущего преподавателя высшей школы или научного работника аспирантская подготовка может предусматривать и специальные курсы, которые направлены на подготовку аспиранта к работе в высших учебных заведениях или научно-исследовательских учреждениях: технология исследовательской работы и подготовки кандидатской диссертаци и; педагогика и психология высшей школы; работа на персональном компьютере и др. Решением ученых советов высших учебных заведений возможно введение в программу подготовки будущего кандидата наук и других специальных курсов. Практическую подготовку соискатели ученой степени могут проходить во время ассистентской, доцентской и научноисследовательской практик. Ассистентская практика предусматривает проведение аспирантом или соискателем семинарских и практических занятий под руководством своего научного руководителя. Доцентская практика предусматривает чтение лекций с последующим их анализом научным руководителем или коллегами покафедре(лаборатории). Научно-исследовательская практика предусматривает участие аспиранта(соискателя) в работе научно-исследовательского коллекти- 8

7 ва с последующей подготовкой научного отчета для кафедры, лаборатории, ученого совета вуза или НИИ. Такая подготовка дает возможность не только качественно подготовиться к сдаче кандидатских экзаменов, но и освоить технологию написания кандидатской диссертации.

Для прикрепления соискателем к высшему учебному заведению или научно-исследовательскому учреждению сдача вступительных экзаменов нетребуется. Однако, готовяськкандидатским экзаменам и своей будущей профессиональной деятельности, они вправе посещать занятия, которые проводятся для аспирантов.

Таким образом, каждый гражданин Российской Федерации или иностранного государства, имеющий высшее профессиональное образование или степень магистра, вправе написать и защитить кандидатскую диссертацию. О технологии подготовки и защиты кандидатских диссертаций по психолого-педагогическим наукам, речь пойдет в I юследующих главах. ГЛАВА 2.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Началом новой эпохи в подготовке научных работников, которым ученые степени присуждались на основании защиты диссертации, можно считать XII век. Впервые докторская степень стала присуждаться с 1130 года Болонским университетом.

Понятие «диссертация» произошло от латинского слова снззегшю, что означало рассуждение, исследование. Долгое время научные исследования и разработки, которые представлялись к защите назывались рассуждения, например «Рассуждения на степень доктора медицины». В словаре С.И.

Ожегова «Диссертация научная работа, защищаемая автором в ученом совете для получения ученой степени». В XI1 ХУ1 вв. диссертации выполнялись в рукописном виде. В качестве публичной защиты диссертации использовалась устная дискуссия, в ходе которой соискатель ученой 9

8 степени должен был подтвердить свою высокую квалификацию доктора наук. Соискатель ученой степени готовил специальные плакаты, на которых кратко излагались вопросы для дискуссии. В XVI веке начинают появляться и печатные диссертации. В это время определился статус диссертации как квалификационной научной работы.

Университетские уставы XVI века содержали требования о самостоятельной подготовке письменных научных трудов. Соискатель ученой степени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всем заинтересованным ученым. Все расходы по изданию нес автор диссертации.

Примерно в это же время возник обычай дарить тексты диссертаций профессорам и другим заинтересованным лицам, что положило начало информированию научной общественности о разработках в различных областях науки, представляемых к защите в виде диссертаций.

Впоследствии в университетах создаются специальные диссертационные отделы, в которых собираются все диссертации, защищаемые в университете. Термин «диссертация» в России, впервые встречается в трудах М.В.Ломоносова и документах Российской академии наук.

Сущность термина «диссертация» аналогично сегодняшнему пониманию это научное сочинение, рассуждение по проблемам той или иной науки. Зфевраля 1761 года М.В.

Ломоносов написал «Представление в Канцелярию Академии наук об ускоренном выпуске «Комментариев» Академии и о печатании всех диссертаций в русском переводе», в котором отмечалось, что для того, чтобы не было нареканий на то, что отсутствуют академические труды он считал необходимым, чтобы: 1) диссертации академические издавать на всякую треть по частям, а по прошествии года, сочинив общее предисловие и титул, собирать в один том; 2) сокращения диссертаций должен сочинить сам автор, ибо он свое сочинение лучше, нежели кто другой, разумеет и не сделает остановки печатанью, не имея нужды требовать от других помощи; 3) все диссертации переводить на российский язык и на оном печатать.»( Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.,1991. С.249.). Ю

9 Как утверждает А.Е. Иванов, понятие «диссертация» прочно вошло в жизнь российской науки только с 1864 года, с момента утверждения «Положения об ученых степенях» и с этого момента она получает статус квалификационной науч пой работы, потому что ее защита стала одним из важных компонентов в подготовке магистров и докторов наук. (См. И ванов А.Е.

Ученые степени в Российской империи XVIII в г.-м.,1994.). В 1791 году Московскому императорскому университету было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины. А 24 января 1803 года указом царя в России были введены ученые степени кандидата, магистра и доктора наук.(сборник постановление по Министерству просвещения.-спб т. 1,-стб. 17.).

Для получения любой ученой степени устанавливались устные и письменные экзамены, после чего соискатель должен был публично защищать диссертацию на заседании факультета. При защите был обязан выступить один оппонент. С 1804 года количество оппонентов увеличивается до трех. 20 января 1819 года было утверждено «Положение о производстве в ученые степени».

Этот документ регламентировал порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Докторские диссертации можно было выполнять только налатинском языке.(см. Сборник постановлений… стб ). Это Положение можно считать первым официальным документом о порядке присуждения ученых степеней.

В 1837 году утверждается «Положение об испытаниях на ученые степени», согласно которому уменьшается число теоретических вопросов, на которые должны были отвечать будущие доктора наук и допускалось выполнение диссертаций как на латинском, так и на русском языках. ( Сборник постановлений… стб ).

4 января 1864 года принимается новое «Положение об исп ытаниях на звание действительного студента и на ученые степени» (См.Сборникпостановлений…Т.З. стб ). Этот документ предусматривал три ученые степени: кандидата, магистра, доктора. Для получения каждой степени 11

10 было необходимо сдать квалификационный экзамен, подготовить и защитить диссертацию. Экзамены для докторов были упразднены.

Для присуждения ученой степени кандидата наук требовалось по окончанию полного университетского курса получить средний балл 4,5 при пятибальной шкале оценок и представить в рукописи кандидатскую диссертацию, которая рецензировалась одним из профессоров соответствующей кафедры университета; после этого под руководством декана проводился коллоквиум и факультет принимал решение, подлежащее дальнейшему утверждению советом университета. Рукописный статус кандидатского диссертационного исследования свидетельствовал о том, что кандидатские диссертации по своему научному значению в целом соответствовали современным дипломным работам. Университетским уставом 1884 года степень кандидата наук была отменена. И с этого времени в России существовали две ученые степени магистра и доктора наук. В этот период диссертации к защите представлялись в печатном виде, что исключало необходимость публиковать автореферат диссертации, однако требовалось приложение к диссертации тезисов объемом не более 4 страниц, в которых отражались основные направления диссертационного исследования. Все публикации осуществлялись за счет автора. Со второй половины XIX века диссертации стали публиковать в ученых записках, известиях университетов и специальных журналах. Необходимое количество оттисков представлялось ученому совету факультета при подготовке к защите диссертации. Защита диссертации проходила на заседании факультета, в котором могли принять участие как члены совета факультета, так и все желающие. Для защиты диссертации назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессоров данного факультета. Оппоненты из других университетов не приглашались. Официальными оппонентами могли быть даже преподаватели, не имеющие ученой степени, на соискание которой представлялась диссертация. После выступления оппонентов могли выступать все желающие. 12

Источник: https://docplayer.ru/26296647-Podgotovka-i-zashchita-dissertacii-po-pedagogike.html

Ссылка на основную публикацию