Другие формы обучения

Формы обучения 1. понятие формы обучения 2

Формы обучения 1. понятие формы обучения 2. Формы организации учебного процесса 3. Виды обучения Осипов Пётр Николаевич – профессор кафедры ИПП КНИТУ

Понятие формы обучения Латинское слово forma означает внешнее очертание, наружный вид, структуру чего- либо. По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях: — форма обучения и — фopмa оpгaнизaции обучения.

Формы обучения — Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса и зависит от его целей, содержания, используемых методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других элементов. Формы обучения подразделяются: — по количеству обучающихся, — времени и месту обучения, — порядку осуществления обучения. Выделяют: — индивидуальные, парные, групповые, — фронтальные, коллективные, — аудиторные и внеаудиторные формы обучения.

Формы обучения • Индивидуальная — подразумевает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся. • При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя обучающимися.

• В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах (три и более студентов), создаваемых на различных основах. • Фронтальная — предполагает работу преподавателя сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами.

• Коллективная отличается от фронтальной тем, что обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д. ).

Формы организации обучения По дидактическим целям (В. А. Онищук): — теоретические, — практические, — трудовые, — комбинированные.

Формы организации обучения По доминирующей цели обучения: — вводное занятие; — занятие по углублению знаний; — практическое занятие; — занятие по систематизации и обобщению знаний; — занятие по контролю знаний, умений и навыков; — комбинированные формы занятий. (По В. И. Андреву)

Формы организации обучения По А. В. Хуторскому: • Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение. • Коллективно-групповые занятия: лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. • Индивидуально-коллективные занятия — это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

Формы организации учебного процесса — лекция, — семинар, — конференция, — лабораторно-практическое занятие, — практикум, — факультатив, — экскурсия, — курсовое проектирование, — дипломное проектирование, — производственная практика, — самостоятельная работа, — консультация, экзамен, зачет, — научное общество, — конкурс и др.

Формы организации учебного процесса Лекция — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают.

Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме.

Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает интерес.

Формы организации учебного процесса В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают лекции: — вводные, — установочные, — текущие, — заключительные и обзорные.

В зависимости от способа проведения различают лекции: • информационные, при проведении которых используется объяснительно-иллюстративный метод изложения (традиционный тип); • проблемные — предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций; • визуальные — предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов; • бинарные (лекция-диалог) — предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей;

В зависимости от способа проведения различают лекции: • лекции-провокации — это занятия с заранее запланированными ошибками.

Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску неточностей; • лекции-конференции — проводятся как научно-фактические занятия с заслушиванием докладов и выступлений аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы; • лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы-ответы» или «вопросы-ответы-дискуссия» .

Структура лекции • Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.

• В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития.

• В заключительной части подводится итог; кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы, даются ответы на вопросы.

Семинар — учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучающихся на большую самостоятельность в учебно- познавательной деятельности.

В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

Семинар-беседа проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных обучающихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими.

Дипломное проектирование — организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения. Она заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика — одна из форм организации учебного процесса в высшей школе. Дидактические цели производственной практики — формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности.

Самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям.

Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Развивает мышление, волю, характер обучающегося.

Консультация Как форма обучения используется для оказания помощи обучающимся по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем.

Проводятся консультации и для тех, кто заинтересован в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах.

Различают индивидуальные и групповые консультации

Экзамены и зачёты • Экзамен — форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний обучающихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил студентов в условиях экстремальной ситуации.

• Формы проведения: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др. • Зачет — форма обучения, близкая по назначению к экзамену.

Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Другие форы обучения Предметные кружки и другие подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Работа в предметных кружках способствует развитию интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества

Другие форы обучения Конкурсы и олимпиады, которые стимулируют и активизируют деятельность обучающихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности.

Виды обучения Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности, характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, функции используемых средств, методов и форм обучения.

Виды обучения • объяснительно-иллюстративное, • догматическое, • проблемное, • развивающее, эвристическое, • личностно-ориентированное, • компьютерное, • модульное, • дистанционное и др.

Виды обучения • Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) — обучение, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, а обучающиеся воспринимают и воспроизводят ее. • Догматическое — обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру.

Читайте также:  Факторы по психическому развитию ребенка

Виды обучения • Проблемное — обучение, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучающихся по решению учебных проблем. При этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Виды обучения • Развивающее — обучение, обеспечивающее оптимальное развитие обучающихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям.

При этом обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично.

• Эвристическое — обучение, базирующееся на основных принципах проблемного и развивающего обучения, которое предполагает успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.

Виды обучения • Личностно-ориентированное — обучение, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого обучающегося с присущими ему познавательными особенностями.

• Компьютерное — обучение, основывающееся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭМВ, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.

Виды обучения • Модульное — обучение, придающее полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации — модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

• Дистанционное — обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью современных систем телекоммуникаций.

• Межпредметное — обучение, основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.

Литература • Андреев В. И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс/В. И. Андреев. – Казань: Центр инновац. технологий, 2005. – 500 с. • Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. — 608 с. • Вайндорф М. Е. , Крившенко Л. П. Педагогика: Краткий курс лекций.

– М. : Юрайт, 2004. -254 с. • Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. — М. : Рос. пед. агенство, 1997. – 146 с. • Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения: Учеб. для студ. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с. • Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2006. – 368 с.

• Профессиональная педагогика: Учебник для студентов /Под ред. С. Я. Батышева. — М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с. • Сергеева В. П. Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях: Учеб. пособие. – М. , 2002 — 74 с. • Хацринова О. Ю. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Казань: КГТУ, 2007.

– 92 с.

Источник: http://present5.com/formy-obucheniya-1-ponyatie-formy-obucheniya-2/

Виды и формы обучения

Ульяновский государственный университет

РЕФЕРАТ

«Виды и формы обучения»

работу выполнил аспирант 2 года обучения Мельник А.А.

г. Ульяновск

1999 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………………… 2

Формы обучения………………………………………………………………………………………….. 3

Виды обучения…………………………………………………………………………………………….. 5

Традиционное обучение………………………………………………………………………….. 5

Дистанционное обучение………………………………………………………………………… 6

Развивающее обучение…………………………………………………………………………… 9

Заключение………………………………………………………………………………………………… 17

Любая деятельность состоит из трех частей:

— ориентировочно-мотивационной;

— операционально-исполнительной;

— рефлексивно-оценочной.

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя.

Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем.

Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования — научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.

Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля).

На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Рассмотрению и краткому описанию отдельных видов и форм учебной деятельности и посвящен данный реферат.

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:

Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Метод — способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок — коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически — это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

— повторение пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

— освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

— отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу);

— выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х — начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование.Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии — форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа — форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа : олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение.

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно — в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения.

В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний.

В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников.

Читайте также:  Что делать если ребенок часто плачет

Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

Дистанционная форма обучения (ДО) — это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.

Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

· Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM — диски и т.д.

Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д.

Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Источник: http://MirZnanii.com/a/173142/vidy-i-formy-obucheniya

открытая библиотека учебной информации

Урок — основная форма организации обучения в современной школе

Урок — это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками (45 минут), заранее составленным расписанием и организацией работы над одним и тем же материалом.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения.

Выделяются признаки, отличающие урок от других организационных форм: это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого материала непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Имеется наиболее употребимая и общепринятая классификация уроков по дидактической цели(Б. П. Есипов):

· уроки смешанные, или комбинированные;

· уроки усвоения новых знаний учащимися;

· уроки закрепления изучаемого материала;

· уроки повторения;

· уроки систематизации и обобщения нового материала;

· уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Структура урока — совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целœей.

Структура определяется также целью, содержанием, методами и средствами обучения, уровнем подготовки учащихся.

Типичная структура комбинированного урока включает: организационный момент, проверку домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом.

В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три ее формы — фронтальную, индивидуальную, групповую.

В теории и практике урока важное место занимают вопросы подготовки учителя к уроку, планирование и анализ урока. В решении этих вопросов учитель опирается на знание процесса обучения и его закономерностей, предметную методику, педагогическую психологию.

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации обучения. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т. е.

в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа͵ учебные конференции, дополнительные занятия).

Другие формы заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (школьные лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков можно выделить следующие:

деловые игры,

пресс-конференции,

уроки типа КВН,

уроки-конкурсы,

уроки-«суды»,

ролевые игры,

уроки-конференции,

уроки-семинары,

интегрированные уроки,

уроки-экскурсии и др.

Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Οʜᴎ разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода.

Читайте также

  • — Другие формы организации обучения в школе

    В современной школе настолько сильна традиция классно-уроч­ной организации обучения, что многим другим, причем самым разнообразным, формам учебной работы стремятся придать уроч­ную форму. Так появляются урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все… [читать подробенее]

  • — Другие формы организации обучения

    Урок — основная форма организации обучения в современной школе Урок — это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками (45 минут), заранее составленным расписанием и организацией работы над одним… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/pedagogika/view/540553_drugie_formy_organizacii_obucheniya

    Другие формы организации обучения

    Другие формы организации обучения
    Система уроков в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения.

    К дополнительным формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объединения по интересам и др. Охарактеризуем некоторые из них и покажем их связь с системой уроков по теме.

    Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

    • реализуется принцип наглядности обучения;
    • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;
    • расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;
    • играют значительную роль в профориентационной работе школы.

    В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного. По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.

    Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов. Такие экскурсии называются комплексными На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

    Например, можно одновременно проводить экскурсию, связанную с изучением физики, химии и математики на стеклозаводе.

    Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при производстве стекла, химик — со способами получения химических смесей и химических веществ, математик касается использования на предприятиях научных знаний по своему предмету и т.д. (См. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. М., 1990, с.274-275).

    Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связаны с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе.

    Одни из них предназначаются для изучения учащимися нового материала, другие используются для закрепления ранее изученного.

    Читайте также:  Как научиться договариваться со своим ребенком

    Заключительные экскурсии завершают работу учащихся по теме или разделу программы и, как правило, связаны с выполнением учащимися тематических заданий и предшествуют уроку защиты тематических заданий.

    В методике проведения экскурсии выделяют три блока: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

    Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия является комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения.

    В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привле­чение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить подготовке специалистов.

    Заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся.

    Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся.

    Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала; формулирование общих и индивидуальных заданий; информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распределяются обязанности между учащимися по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии (блокноты, карандаши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т.п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и техники безопасности.

    Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40-45 минут до 2-2,5 часов (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся.

    Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить лишь включившись в активную поисково- познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

    Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, со­ставить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Историко-литературные экскурсии, как правило, завершаются подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями.

    В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.

    Однако какого типа экскурсия не проводилась бы, если ее проведение отвечает всем необходимым педагогическим требованиям, то она способствует накоплению школьниками знаний, жизненных фактов, воспитывает любознательность, внимательность, возрастную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности (См. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993, с.422).

    Обычно к сопутствующим формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся относят, наряду с экскурсиями, также и консультации, дополнительные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися вне расписания уроков, факультативы, репетиторство, группы выравнивания.

    Не касаясь значимости факультативов, включенных в вариативную часть учебного плана, для современного школьного образования, отметим, что выделять их как сопутствующие уроку формы организации обучения неправомерно, т.к.

    изучение факультативных предметов, предлагаемых учащимся на выбор, осуществляется в той же урочной форме. Другое дело — консультации и дополнительные занятия.

    Они проводятся с учащимися во внеурочное время и используются в одних случаях — для удовлетворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание факультативных занятий, в других — для устранения отставания отдельных учащихся в учении, устранение пробелов в их знаниях и предупреждения неуспеваемости. Эти занятия по своей форме организации могут быть групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учениками заданий под руководством учителя. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение этими формами работы малоэффективно. Оно приводит к расслаблению учащихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей, деморализует их. Ученики при такой ситуации очень быстро становятся пассивными.

    Что же касается групп выравнивания и репетиторства, то эти формы обучения ничем не отличаются по своей организации от урочных форм и форм организации групповых и индивидуальных занятий. Поэтому их неправомерно выделять как самостоятельные формы наряду с теми, которые уже рассмотрены в ряду урочных форм организации учебной работы учащихся.

    Особую категорию представляют формы внеклассной или внеурочной работы учащихся. Это всевозможные предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др. Вся работа учащихся ведется здесь на добровольных началах, состав учащихся по возрасту и классу обучения неоднородный. Руководство ими осуществляют учителя-предметники, приглашенные специалисты в той или иной области знания.

    Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов программы, сверх программного материала, истории развития науки в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д.

    В отдельных школах создаются даже научные общества, объединяющие и координирующие всю кружковую работу, успешно организующие встречи школьников с творческой интеллигенцией, писателями, деятелями культуры и др.

    Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.

    Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода. Например, в 825-й школе г.

    Москвы проводятся тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов), «Робинзонада-86» для 4-7 классов. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе.

    Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.

    Тематический вечер к юбилею Ломоносова — это экскурсии для младших классов; «Что? Где? Когда? — для средних классов.

    Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой — выставки, отчеты и научно-познавательная конференция.

    В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой — знания учащихся в какой-либо области науки.

    Сопутствующие формы организации обучения позволяют школьникам глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

    Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1996.

    Источник: http://konesh.ru/drugie-formi-organizacii-obucheniya.html

    Ссылка на основную публикацию