Экологическое воспитание дошкольников с учетом фгос: программа, проекты и прочее + фото

Экологическое воспитание в детском саду, разработка проекта по экологии и прочее

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание.

Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей.

Например, на занятиях по конструированию в средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей.

Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное.

Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты.

В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И.

Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

https://youtube.com/watch?v=1bu2FbKlv6Y

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов.

Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать.

В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом — природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы — земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».
Читайте также:  Правильный выбор игрушек для детей

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева.

Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей.

Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам.

Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка — для путешествий.

Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше.

Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей.

В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях.

Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум — рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Пример проекта для второй младшей группы

Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

Оборудование и материалы:

  • картинки,
  • проросшая пшеница,
  • зелёные ростки пшеницы,
  • пшеничные зёрна и колоски,
  • кусочки хлеба,
  • мука,
  • яйца,
  • соль,
  • дрожжи,
  • вода,
  • растительное масло.

Ход занятия:

  1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
  2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
  3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
  4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
  5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее — зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
  6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
  7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
  8. Дети следят, как подходит тесто.
  9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
  10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
  11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

Видео: мультфильм «Колосок»

https://youtube.com/watch?v=1KXXFp3RjG0

Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава.

Также воспитатель рассказывает им о ежах — где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика».

Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется.

Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие.

Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

Видео: открытое занятие «В гости к гномику» во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

https://youtube.com/watch?v=MPdA9UY4XDI

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность.

Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение.

Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).

Читайте также:  Почему подростки бывают неблагодарными?

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Принципы реализации программы:

  • постепенное наращивание объема материала;
  • первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
  • продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
  • широкое использование разных видов практической деятельности;
  • подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

В программу  включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада.

Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий.

Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно: 

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

​ В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.

        «Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.

 Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.

Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

 В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Источник: http://www.mbdou10-tula.ru/innovatsionnaya-rabota/metodicheskie-materialy/395-programma-s-n-nikolaevoj-yunyj-ekolog

Программа по экологическому воспитанию в ДОУ «Экология и я – познание, игра, мечта»

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога детского сада»

Цель: формирование начал экологической культуры, совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности дошкольников (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется). 

Задачи:

  • формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
  • развивать у детей эмоционально-положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм;
  • знакомить с флорой и фауной Белореченского района, как частицей природных богатств Кубани;
  • накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
  • формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
  • воспитание потребности в созидании и творчестве;
  • создание условий для полноценного экологического воспитания;
  • воспитание любви к природе через прямое общение с ней.

Программа рассчитана на детей подготовительной группы, возраста 6-7 лет.

Сроки реализации программы: Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольниками информации по основам экологических знаний.

Для реализации данной программы используются следующие формы занятий:

  • игра;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • выставка поделок из природного материала;
  • практические занятия;
  • презентация.

Ожидаемые результаты. К семи годам дошкольник должен знать:

1) животный и растительный мир своего поселка и района;

2) владеть информацией о наиболее ярких представителей флоры и фауны Краснодарского края;

3) любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за их поведением, любуется ими;

4) обращает свое внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные ситуации происходящими в природе;

5) знает природоохранные объекты своего района, края;

6) знаком с основными календарными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: «Масленица», «Вербное воскресение», «День Земли», «День Птиц», «Яблочный Спас», «Всемирный день окружающей среды».

Уровень экологических знаний детей можно проверить различными способами: наблюдения на прогулке, беседы с детьми и родителями, вечера загадок, викторины, блиц-опросы.  

Составитель: Лытченко Людмила Васильевна, воспитатель подготовительной группы МБДОУ Детский сад №38, село Великовечное Краснодарского края.

Авторская программа по экологическому воспитанию

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/world-around/159502-programma-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-dou-ekologiya-i-ya-poznanie-igra-mechta.html

ДЕТСТВО-ГИД

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: — формирование первичных представлений о живой и неживой природе; — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой.

В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Практические материалы по экологическому образованию дошкольников (тематическое планирование, конспекты занятий, наблюдений и др.) Вы можете скачать на странице сайта «Библиотека», в разделе «Познавательное развитие».

Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.

В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке.

Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.

Читайте также:  Другие формы обучения

Названия акций и проектов могут быть следующие — «Зеленый город»; — «Мы в ответе за тех, кого приручили»; — «Братья наши меньшие»; — «Покормите птиц зимой»; — «Полезные ископаемые нашего края»;

— «Водоемы нашего края».

Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать: — создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах; — написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;

— разработку презентаций, фоторепортажей и др.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или Вы хотите уточнить какие-то моменты в работе по экологическому образованию, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник: http://detstvogid.ru/ekologicheskoe-obrazovanie-doshkolnikov-po-fgos/.html

Мбдоу хорошенский детский сад — рабочая программа «экология»

Хорошенский детский сад расположен в сельской местности.

Исходя из местоположения и возникающей все чаще, экологической неграмотности детей и родителей, было решено приоритетным направлением развития выбрать экологическое воспитание.

Дети, живущие в непосредственной близости к природе, зачастую привыкают к ее красоте, не осознают, что необходимо заботиться об окружающей живой природе.
   Благоприятные условия:

·        Близость природы (лес, озеро, поле…);

·        Возможность увидеть пронаблюдать за животными, птицами;

·        Возможность в процессе трудовой, продуктивной  деятельности познавать окружающий мир.

Основная идея: В ходе экспериментальной, трудовой, исследовательской деятельности воспитывать у детей дошкольного возраста основы экологического сознания.

            Цель программы: воспитание гуманной, социально-активной личности путём воспитания у ребенка эмоционально положительного отношения к окружающему миру, формирования у него представлений о природе и экологически грамотном и безопасном поведении.

Задачи программы:

     Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
  • осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
  • на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

  • развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • формирование навыков рационального природоиспользования;
  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.

  • Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
  • Принцип доступности предполагает доступность материала для ребенка определенного возраста и значимость получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
  • Принцип гуманистичности означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
  • Принцип прогностичности означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
  • Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.
  • Принцип регионализма предполагает формирование экологических представлений на основе знакомства ребенка с помещением ДОУ и его территорией, собственной квартирой (домом), ближайшим лесом, озером и т.д.
  • Принцип системности предполагает формирование у дошкольников системы знаний и организацию системы различных видов детской деятельности.
  • Принцип интеграции отражает необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизацию различных видов деятельности дошкольников.

     Работа по экологическому образованию дошкольников строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принципы организации образовательного процесса

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
  • поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
  • учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
  • формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

Эти критерии являются основополагающими при выборе педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности по экологическому образованию.

      Условия организации образовательного процесса

      Программа предполагает проведение одного занятия в  неделю во вторую первую половину дня во 2 младшей/средней группе и проведение двух занятий в неделю в старшей/подготовительной группе. Продолжительность занятия: в средней группе – 15-20 мин., в старшей группе – 25-30 мин. Общее количество занятий в год: во 2 младшей/средней группе – 36, в старшей/подготовительной – 72.

Организация образовательного процесса предусматривает:

— игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссер­ские игры);

— творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобрази­тельной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двига­тельной, речевой);

— экскурсии;

— исследование, экспериментирование (игровое экспери­ментирование и опыты с предметами и материалами);

— прогулки в природу в разные се­зоны (на различные городские и сельские объекты;

— развлечения;

— проектирование решения проблемы;

— познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного мате­риала, музыкального сопровождения, художественного слова, раз­вивающих игр упражнений, заданий);

— чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

— трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бы­товой труд).

Вся программа

Источник: http://horsad14.ucoz.ru/index/rabochaja_programma_quot_ehkologija_quot/0-66

Ссылка на основную публикацию