Готовность к школе. тест

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе.

Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов.

Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.

  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.

  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.

  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками.

    Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.

  22. Знать понятия «больше, меньше, поровну».

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Рейтинг:  5 / 5

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.

При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.

Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Источник: https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/812-test-na-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Психологическая готовность ребенка к школе — тест, диагностика, определение уровня у дошкольников 6-7 лет

Многие современные родители отдают детей в школу уже в 6 лет, а не в 7 — как раньше. Но сегодняшние реалии требуют, чтобы была психологическая готовность ребенка к школе, а также социальная адаптивность и эмоциональная устойчивость.

С целью определения уровня подготовки дошкольника к поступлению в первый класс, особенно в гимназию или лицей, либо более элитную или частную школу, могут быть вступительные испытания у школьных педагогов-психологов в виде тестирования и другой диагностики социально-психологической готовности детей к обучению в школе.

https://www.youtube.com/watch?v=jSPGgtpgLbA

Чтобы вам самим, как родителям, было понятно, готов ли ребенок к школе, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вам предлагается пройти тест и другую диагностику на эмоциональную, социальную и психологическую готовность дошкольника к обучению в первом классе.

Для чего необходима психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Сейчас, в современной российской школе, к первоклассникам предъявляются такие требования, такая высокая психологическая готовность к обучению в школе (уровень психологического развития, интеллекта, эрудированности, общих знаний, адаптивности в социуме и т.д. и т.п.), что многие родители вполне, казалось бы, правомерно возмущаются, типа «а зачем школа и учителя, если ребенок должен иметь готовность к школе (к первому классу), как раньше ко второму…».

«Раньше дети (обычно семилетки) шли в первый класс, чтобы научиться читать, писать и считать, а теперь это все надо уже уметь до поступления в школу…» — негодуют многие родители будущих первоклашек, которым по сути самим приходится обучать всему этому своих чад.

В чем-то, конечно, может они и правы — на плечи мам и пап ложится великое множество проблем, связанных не только с воспитанием своих детей, но и их развитием и образованием, что в советское время было делегировано детским садам и школе, зачастую вместе с воспитанием…

Но современный подход к развитию и образованию детей и их готовность к обучению в школе, практически всецело возложен на родителя.

Такое ощущение, что нынешняя школа лишь намекает на предмет, который типа изучают, дает задания, тестирует и экзаменует, а в конце выдает «бумажку с печатью», как бы подтверждающую, что выпускник школы имеет готовность к дальнейшей, более взрослой жизни — «аттестат зрелости».

Можно, конечно, сказать, что это такая современная специфика школьного образования, связанная с бОльшими требованиями жизни, что так необходима готовность ребенка к обучению в школе, но родителям лучше все же брать всю ответственность за своих детей и их будущее на себя и формировать психологическую готовность своего ребенка к школе самостоятельно, либо с помощью детских психологов и репетиторов.

Что такое диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школе, особенно шестилетних детей, включает в себя различные психологические тесты: интеллектуальные, эмоциональные и социальные виды тестирования.

Практически любой радивый родитель может самостоятельно определить готовность своего ребенка к обучению в школе, протестировав его уровень знаний, эрудиции, развития интеллекта, мышления, социальной адаптированности, эмоциональности и др.

При необходимости, мама и папа могут обратиться к социальному, детскому психологу или психотерапевту для консультации о формировании готовности ребенка к школе и, если понадобится, психокоррекции и повышения мотивации к обучению.

Существует множество тестов, чтобы проверить готов ли ребенок к школе, мы вам предложим некоторые, самые популярные и востребованные их них.

Тест — готовность ребенка к школе

Чтобы вам, родителям, определить психологический уровень готовности вашего ребенка к обучению в школе, вам нужно провести тестирование с ним самостоятельно, задавая ребенку вопросы из данного теста и отмечая подходящий вариант ответа, согласно инструкции.

Инструкция для родителя, как правильно пройти тест на готовность ребенка к школе:
Проводить опрос с ребенком лучше, когда у него хорошее настроение, выстроив так с ним диалог, чтобы он воспринимал это как игру (не напрягаясь).

Это один из тестов на определение готов ли ребенок к школе, выявляет уровень психосоциальной зрелости.

Задайте по очереди ребенку следующие вопросы, и в зависимости от его ответа, отметьте результат.

Консультация семейного психолога

Подростковый психолог (для родителей)

Отдавать ли ребенка в школу с 6 лет?

Пройдите другие Тесты для детей (и родителей)

Рисуночные тесты для детей

Личность ребенка — тест

Правила воспитания детей

Советы родителям

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/testy-detyam/gotovnost-k-shkole-test/

Тесты готовности ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

  1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

  2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
  3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
  4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

  1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
  2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
  3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика — модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
  • Был ли малыш в библиотеке?
  • Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
  • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
  • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться

  • Включается ли ребенок в игру других детей?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
  • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
  • Может ли ребенок рифмовать слова?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу? В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать.

Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
  4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
  5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
  6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
  7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
  8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
  9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
  10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до

10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):

ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:

высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.

Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.

Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:

  1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
  2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
  3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
  4. Автобус ,лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
  5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов

Средний уровень- 7-12 баллов

Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

  1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
  2. Назови фамилию, отчество родителей.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
  4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
  6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
  7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
  8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
  9. Кем работают твои родители?
  10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
  11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
  12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
  15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
  16. Ты сам хочешь пойти в школу?
  17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
  18. Каких животных ты знаешь?
  19. Каких птиц ты знаешь?
  20. Кто больше, корова или коза?
  21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
  22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ — 6,7, 10,11, 12,14, 18,19 СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22

ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

  • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
  • 8 вопрос – полный домашний адрес — 3 балла
  • 15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
  • 16 вопрос — положительный ответ – 1 балл
  • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
  • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 балловСредний уровень – 20-23,5 балла

Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Другие тесты

Тест «Нарисуй человека»

Попростите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания — не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. 

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Источник: https://kids.to-var.com/deti/school/384

Тест на готовность к обучению в школе

Методика «Готовность к обучению к школе» предназначена для исследования готовности к обучению 6-7-летних детей по усложненным программам в детских садах или в первом классе.

В процессе определения готовности к обучению необходимо помнить, что эта подготовленность не является каким-нибудь однородным фактором.

Она зависит не только от наследственных задатков и гармоничности процесса их созревания, но также от опыта учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Методика состоит из ряда заданий, предназначенных для исследования следующих функций:

1 — узнавание и выделение сложных форм;

2 — идентификация цвета, размера;

3 — умение строить умозаключения на основе жизненного опыта с опорой на здравый смысл;

4 — легкость оперирования числовым материалом;

5 — идентификации сложных абстрактных символов, мера устойчивого и произвольного внимания;

6 — выявление и измерение способности к логическому мышлению, обобщению, сравнению, абстрагированию, способности к классификации, к упорядочиванию, к понятийному мышлению;

7 — зрительно-моторная координация, работа на скорость;

8 — уровень психического развития.

Структура заданий методики напоминает структуру заданий «Теста исследования интеллекта для детей» Д. Векслера, но является более упрощенной и доступной для ребенка формой.

Для диагностической работы необходимо иметь стимульные матрицы (весь раздаточный материал находится в Приложении), карандаш, секундомер. Тест нужно проводить в 2-3 приема, инструкция сообщается ребенку устно (взрослый должен давать ее медленно и ясно).

Напротив рядов с заданием находятся различные рисунки, на которые ребенок должен положить указательный палец и таким образом обнаружить ряд, с которым он будет работать.

Пример: Найти на этой странице рисунок круга. Поставь на него пальчик. В этом ряду надо обвести кружочком бабочку.

Все задания выполняются на время, которое указано после каждой серии заданий. Секундомер включается после основной инструкции и выполнения примера.

В начале серии представляется пример, на котором взрослый объясняет, что нужно сделать. Прежде чем начать выполнение основного задания, необходимо убедиться, что ребенок понял задание.

К каждому заданию первое идет тренировочным. Основная инструкция повторяется только 1 раз.

Основная инструкция: «Перед тобой тетрадка с картинками, в которой надо будет выполнять различные задания. Возьми в руку карандаш. Тебе нужно будет обвести кружком картинки по тем правилам, которые я тебе предложу. Задания нужно выполнять как можно быстрее. Я буду следить за временем. Понятно? Тогда начнем».

Готовность к обучению. Задание 1.

В первом задании нужно обвести кружком те рисунки, которые я тебе скажу. Вначале рассмотрим пример. Поставь пальчик на темный кружок. В этом ряду нужно обвести кружком бабочку, как это было сделано. Попробуй сверху обвести еще раз самостоятельно. Ты понял? Начнем выполнять задание.

Помести пальчик на чашку. В этом ряду обведи кружком птицу.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

За каждое правильно выполненное задание дается 1,5 балла.

Всего за 5 пунктов 1 задания можно набрать 7,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 2.

Теперь задания будут другими. Поставь пальчик на темный кружок. В этом ряду нужно обвести кружком дом с трубой, как это уже сделано. Попробуй сверху обведи еще раз сам. Ты понял? Начнем выполнять задание.

Поставь пальчик на гвоздик. В этом ряду нужно обвести кружком цветок с 4 лепестками.

Мячик с вертикальными полосками.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

За каждое правильно выполненное задание дается 2 балла.

Всего можно получить 4 балла.

Готовность к обучению. Задание 3.

Перейдем к следующему заданию. Поставь пальчик на солнышко. А теперь скажи, что противоположно по смыслу мальчику? Девочка. Ее нужно обвести кружком, как это показано.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

За каждое правильно выполненное задание дается 2 балла.

Всего можно получить 4 балла.

Готовность к обучению.Задание 4.

На этой странице тебе нужно выполнять разные задания, связанные со счетом.

На каждое задание тебе отводится по 30 секунд. За каждое правильно выполненное задание дается 1,5 балла. Максимальное количество баллов, которое можно получить за правильно выполненные задания, — 7,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 5.

В этом задании нужно обвести кружком ту фигуру, цифру или букву, которая отличается от других.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

На все задания отводится 2 мин.

За каждое правильно выполненное задание дается 2,5 балла.

Всего можно получить 12,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 6.

В этом задании нужно вначале внимательно посмотреть на 1 картинку в каждом ряду. Затем среди следующих за ней фигур найти похожую и обвести ее кружком.

На все задания отводится 3 минуты.

За каждое правильно выполненное задание дается 2,5 балла.

Всего можно получить 12,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 7.

Нужно перечеркнуть в каждом ряду один предмет, который не подходит к остальным.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

За каждое правильно выполненное задание дается 1,5 балла.

Всего можно получить 3 балла.

Готовность к обучению. Задание 8.

А теперь будут разные задания для каждого ряда. Время выполнения каждого задания — 15 секунд. За каждое правильно выполненное задание дается 1,5 балла. Всего можно получить 4,5 балла.

Готовность к обучению. Задание 9.

Соединить линиями одинаковые фигуры (буквы и цифры).

Время выполнения всех заданий — 2 минуты.

За каждое правильно выполненное задание дается 2 балла.

Всего можно получить 22 балла.

Готовность к обучению. Задание 10.

Внизу под каждой фигурой в соответствующей клеточке нарисуй похожую.

При оценке результатов надо иметь в виду, что фигуры должны быть узнаваемы и похожи на модель, но при этом полная идентичность и пропорциональность не требуется.

Время выполнения всех заданий — 2 минуты.

За каждое правильно выполненное задание дается 2,5 балла.

Всего можно получить 17,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 11.

Эти задания предназначены для определения доминирующей руки. Первые 2 задания выполняются только правой рукой, вторые — только левой рукой.

О преобладании той или иной руки экзаменатор судит по качеству исполнения задании.

Готовность к обучению. Задание 12.

Нарисуй себя.

Субтест предназначен для оценки психической зрелости ребенка. Дайте ребенку карандаш и чистый лист бумаги (формат А4). Убедитесь, что в комнате нет никаких изображений (картин), на которых нарисованы люди. На рисунок отводится 10 минут. Оценка рисунка проводится по следующей схеме.

1. Незрелый рисунок.

На рисунке не просматривается изображение человека. Если есть части тела, то они не относятся между собой и не формируют целый образ человека.

2. Бедный рисунок.

Части тела непропорциональны, отсутствуют детали (уши, пальцы…). Присутствуют руки, ноги, рот, волосы.

3. Хороший рисунок.

Присутствуют все детали, описанные выше, а также в наличии уши, пальцы, ноздри. Пропорции гораздо лучше, чем в 2.

4. Очень хороший рисунок.

В рисунке присутствуют все характеристики, описанные в 2 и 3, а также нарисована одежда. Длина туловища больше, чем его ширина. Руки имеют локтевые сгибы, ноги — колени.

5. Отличный рисунок.

В рисунке присутствуют все характеристики, описанные в 2-4. Одежда непрозрачна. Человек имеет ступни, плечи, необходимое количество пальцев.

Оценка результатов:

Баллы, полученные в каждом задании (по страницам стимульной тетради), суммируются и записывается общий балл. Успешным считается результат, если набрано не менее 80 баллов.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Задание 11

Скачать бланки заданий в формате Word по ссылке ниже

Источник: http://chudo-udo.info/testirovanie/907-gotovnost-k-obucheniyu

Первый класс! Для всех родителей это очень важное и запоминающееся событие, поскольку ваш кроха, который ещё вчера практически ничего не умел делать без вашей помощи, сегодня уже достаточно самостоятельная личность.

Ваш ребенок достиг школьного возраста, он уже без пяти минут школьник. Для него это тоже особое событие, поскольку он уже не считает себя ребенком. Большинство детей ждут этот день с нетерпением. У них впереди новые волнения, новые эмоции, друзья, достижения, новые знания.

Некоторые дети уже практически с пятилетнего возраста рвутся в школу. Но, желание учиться — это не единственный повод считать, что он готов идти в первый класс.

Родители гордятся своим чадом, когда тот с ранних лет осваивает алфавит, чтение, что сразу готовы отдать его в школу. Но готов ли ребенок физически и эмоционально к этому?

К сожалению, многие учителя все чаще сталкиваются с проблемой, когда ребенок, умеющий достаточно бегло читать, после пары недель проведенных в школе, начинает «притормаживать» в обучении. У ребенка не замечается прогресс в обучении, а наблюдается «застой». Зачастую, это дети, которых родители рано отдали в школу, кому-то только исполнилось шесть, кому-то почти семь.

Как же понять родителям, насколько готов их ребенок к школе?

Сейчас практически при каждой школе есть специалист, а очень часто это будущий учитель ребенка, который проводит тест готовности ребенка к школе. В основном это происходит в форме беседы учителя и ребенка.

После беседы родителям объявляют, готов ли ребенок к школе, или ему стоит ещё годик подождать, а родителям ещё позаниматься с ним, выполняя некоторые упражнения.

Если у родителей недостаточно для этого времени, то можно отдать ребенка на подготовительные курсы.

Но, родителям совсем не обязательно водить малыша куда-то, чтобы определить это. Они прекрасно могут справиться с этим сами, проведя тест готовности ребенка к школе. Говоря о готовности, помимо чтения, письма, и счета до десяти, имеется в виду: 

Во-первых, ребенок должен достичь школьного возраста. У нас это семь, а то и восемь лет. Ребенок в этом возрасте уже физически подготовлен к школе. Многие педагоги не рекомендуют родителям сдавать своих детей раньше семи лет, поскольку психологически и эмоционально ребенок не готов высидеть уроки, да и костно-мышечная система еще не достаточно окрепшая для длительного сидения. 

Очень важным этапом является психологическая и эмоциональная подготовленность ребенка, его желание пойти в школу. Ему поскорее хочется приобщиться к жизни взрослых, взяв на себя какую-то ответственность. Речь идет о его новом статусе, статусе школьника.

Ещё важно умение контролировать свое поведение, знать границы дозволенного, уметь слушаться взрослых.

Родители должны определить, готов ли ребенок соблюдать режим, выполнять определенные правила, с которыми ему придется столкнуться в школе, и понимает ли он значение школы?

Ну, и накопленный запас умений, знаний и навыков. Помимо знания букв, цифр, умения читать (возможно по слогам), писать, также учитывается умение мыслить, размышлять, ориентироваться в окружающем мире, умение слышать и слушать. 

Все эти основные навыки и умения ребенка поможет выявить специально разработанный тест готовности ребенка к школе. Конечно же, все эти тесты нужно проводить в непринужденной и спокойной обстановке.

Предложите ребенку сыграть в одну игру (ребенку лучше не знать, что вы сейчас будете проводить какой-то тест).

В ходе тестирования не подгоняйте его, важно, чтоб у ребенка и у вас был положительный настрой, и тогда все получится.

Тест готовности ребенка к школе — «Кругозор». 

Этот тест помогает узнать, насколько ребенок осведомлен о самом себе, сколько знает о своей семье, об окружающем его мире, а также помогает определить, насколько ребенок способен анализировать и размышлять. 

  1. Попросите назвать ребенка свои имя, фамилию и отчество.
  2. Как зовут маму и папу, какая у них фамилия и их отчество.
  3. Спросите, кто он, девочка или мальчик, и кем будет, когда станет взрослым, мужчиной или женщиной?
  4. Спросите, если ли у него братья или сестры? Есть ли старшие, и есть ли младшие?
  5. Поинтересуйтесь, сколько ему лет? И сколько ему исполнится через год?
  6. Какое сейчас время суток? (Утро, день, вечер или ночь)
  7. Когда он завтракает, обедает и ужинает? Что идет сначала, завтрак или обед?
  8. Знает ли в какой стране, и в каком городе он живет? Попросите назвать полный домашний адрес?
  9. Спросите, какая профессия у мамы и у папы?
  10. Узнайте, любит ли он рисовать? Показывая на карандаш или другой предмет, спросите, какого он цвета то?
  11. Поинтересуйтесь, какое время года ему больше нравится, какое сейчас и почему именно оно, а не другое?
  12. Спросите, когда можно купаться на море, летом или зимой?
  13. Почему зимой реки замерзают, а летом нет?
  14. Что делает строитель, врач, почтальон, учитель?
  15. Зачем в школе стоят парты, стулья, висит доска и иногда звенит звонок?
  16. Хочет ли он стать школьником?
  17. Попросите его показать, где правая рука, левый глаз, левая нога, правое ухо, и зачем они нам нужны?
  18. Спросите, каких животных он знает?
  19. Каких знает птиц?
  20. Кто больше, коза или лошадь?
  21. Что больше, 7 или 4? Пусть ребенок посчитает от 2 до 7, и обратно от 6 до 1.
  22. Спросите, как бы он поступил, если бы нечаянно испортил чужую вещь?

Результаты:

Под номером 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 17 содержатся вопросы, которые помогут вам определить, знания реббенка о своей семье и о себе. 

Под номером 6, 7, 10, 11, 12, 14, 18, 19 представлены вопросы, помогающие определить, насколько ребенок осведомлен об окружающей среде.

Вопросы под номером 13, 20, 21, 22 помогают увидеть, насколько ребенок способен анализировать, рассуждать и излагать свою мысль.

Ну, и ответы ребенка на вопросы под номером 15, 16 показывают, понимает ли ребенок, что такое школа и для чего она нужна. 

Подсчет результатов: 

За каждый правильный ответ ребенок зарабатывает 1 балл, если же ответ правильный, но не полный, тогда 0,5 балла. 

Немного по другому оцениваются вопросы под следующими номерами: 

  • Вопрос №5 – ребенок смог ответить, сколько ему будет лет + 1 балл, а если называет полный возраст, считая и месяцы + 3 балла (например, он сказал, что ему семь лет и один месяц, а через год ему будет уже восемь лет и один месяц).
  • Вопрос №8 – ребенок назвал полный адрес своего места проживания + 3 балла
  • Вопрос №15 – если он правильно понимает значение школьных предметов и их применение + 1 балл
  • Вопрос №16 – если ответ положительный + 1 балл
  • Вопрос №17 – если ответил и показал все правильно + 3 балла
  • Вопрос №22 – если ребенок дал осмысленный и правильный ответ + 2 балла

Итог:

  • От 24 до 29 баллов – это высокий уровень готовности к школе.
  • От 20 до 23,5 – уровень средней готовности.
  • От 19,5 и ниже – говорит о низком уровне готовности к школе.

Также, можно провести тест готовности ребенка к школе по методике Керна-Иерасека. В тесте содержится всего лишь три задания, которые ребенку будет интересно выполнять: рисование, переписывание фразы и срисовывание.

Все эти задания помогают развивать мелкую моторику (рассчитаны на развитие мелкой моторики), которая в школе очень будет нужна для освоения письма.

Также можно определить, насколько ребенок психологически подготовлен к школе. 

Как видите, пройдя с ребенком специальные тесты, можно спокойно определить степень его готовности к учебе. Это необходимо и для родителей и для ребенка.

Если он не готов к школе, то определив это, вы вовремя оградите его от школьных разочарований, комплексов и психологических травм, а себе сбережете нервы.

Счастливый ребенок – это мечта всех любящих и заботливых родителей. А насколько ваш ребенок будет счастлив зависит только от вас!

Источник: http://nasha-mamochka.ru/o-detyah/vospitanie/test-gotovnosti-rebenka-k-shkole/283

Тест на готовность первоклассника к школе

Тест на готовность к школе первоклассника

В вашей семье наступает переломный момент – ребенок вскоре пойдет в первый класс. Вы, конечно же, волнуетесь за малыша: соответствует ли его подготовка к школе требованиям учителя, не будет ли выглядеть «Незнайкой» на фоне других ребят, как приживется в коллективе, заведет ли хороших друзей и многое другое.

Готовность к школе предполагает не только навыки чтения и письма, подготовка к школе должна быть комплексной. Ребенок должен быть готов физически, морально и интеллектуально. Уделяйте особое внимание развитию мышц спины и шеи (научите ребенка плавать и посещайте бассейн, делайте вместе зарядку по утрам…).

Психологическую и интеллектуальную готовность к школе помогут определить тесты. За каждый утвердительный ответ теста ставьте «1», за отрицательный — «0».

Тест на готовность к школе №1

  1. Проявляет интерес к школе.

  2. Не испытывает проблем с общением со сверстниками.

  3.  Может обратиться за помощью к взрослому (воспитателю, учителю).

  4. Не нервничает в незнакомой обстановке.

  5. Может сконцентрироваться в течение 30 мин. (рисовать, лепить…).

  6. Может запомнить последовательность действий. («Подпрыгни, присядь, встань, а потом дотронься до носа». Выслушав команду, ребенок выполняет действия в той же последовательности).

  7. Знает несколько стихотворений.

  8. Умеет составить рассказ по рисунку, пользуется прилагательными.

  9. Умеет считать до 10 – 20 и в обратную сторону.

  10. Знает буквы, может читать по слогам или соединять пары букв.

  11. Понимает сложение и вычитание. Решает простые примеры.

  12. Может обобщать понятия (стул, стол, шкаф – мебель).

  13. Находит лишний объект в логической цепочке (стул, стол, заяц, шкаф).

  14. Знает единственное и множественное число существительных.

  15. Может за 1 минуту сложить, разрезанную на 6 частей открытку.

  16. Раскрашивая картинку, почти не  выходит за границы.

  17. Может пользоваться ножницами, клеем, лепить из пластилина.

  18. Знает названия геометрических фигур.

  19. Знает названия диких и домашних животных, фруктов и овощей…

  20. Болеет не чаще 3 раз в год.

18 — 14 баллов — Ребенок хорошо подготовлен и развит, готовность к школе на высоком уровне.

14 — 10 баллов — Ребенок многое знает и умеет, но необходимо поработать над проблемными вопросами. Позанимайтесь с ребенком самостоятельно или найдите репетитора.

9 баллов и меньше — Ребенок не готов к школе. Стоит отложить поступление на год. Вам следует вплотную заняться подготовкой ребенка. Возможно, необходимо посетить врачей, проверить зрение, слух, проконсультироваться у невропатолога.

Кроме того, кругозор ребенка в этом возрасте должен быть обширным. Ребенок должен иметь представления о себе, своей семье, окружающем мире. Должно работать логическое и творческое мышление ребенка.

Тест на готовность к школе №2

Предложите ребенку ответить на следующие вопросы:

  1. Твое имя, отчество, фамилия.

  2. Сколько тебе лет?

  3. В какой стране и городе ты живешь?

  4. Назови свой адрес /телефон/.

  5. Назови имена родителей.

  6. Кем они работают?

  7. Есть ли сестры, братья? Их имена, возраст.

  8. Подними правую руку, а теперь — левую.

  9. Назови времена года. Сколько в году месяцев?

  10. Назови дни недели. Какие из них – выходные?

  11. Назови геометрические фигуры (из предложенных).

  12. Покажи углы квадрата, центр круга.

  13. Обведи клеточку, две клеточки, пять.

  14. Соедини линией две точки.

  15. Найди 5-10 отличий на предложенной картинке.

  16. Найди общие признаки двух предметов (отличия). Мяч – яблоко, самолет – птица…

  17. Назови цвета (из предложенных).

  18. В какое время суток завтракают, обедают, ужинают?

  19. Назови диких животных нашей страны (как можно больше).

  20. Назови домашних животных и их детенышей (как можно больше).

  21. Назови 5 фруктов, 5 овощей, 5 ягод.

  22. Назови деревья нашей страны (как можно больше).

  23. Прочти стихотворение.

  24. Составь рассказ из 5-7 предложений по картинке.

Если ребенок справился со всеми заданиями – похвалите его (И себя не забудьте!). Можно смело идти в первый класс – готовность к школе отличная.

Если возникли трудности, ничего страшного — немного времени и терпения, и вы все наверстаете.

Не заостряйте внимание ошибках. У малыша не должно сложиться впечатление, что в школе его ждет провал, если он не вспомнит, кем работает папа или забудет букву. Все тесты универсальные, а наши дети уникальны – кто-то математик, а кто-то мечтатель. Пусть подготовка к школе подарит вам радость от общения с малышом

Источник: https://compedu.ru/publication/test-na-gotovnost-pervoklassnika-k-shkole.html

Определяем готовность ребёнка к школе

Сейчас модно отправлять ребенка в школу раньше семи лет, особенно мальчиков. Но всегда ли это оправданно? Педиатры и психологи предупреждают, что в шесть лет не все дети готовы к школе, поэтому родителям нужно знать некоторые ориентиры, подсказывающие можно ли ребенку идти в школу или лучше отложить это на год.

В период тотального дефицита мест в детских садах, родителям предлагают отдавать детей в школы с 6,5 лет. В некоторых ДОУ это даже не обсуждается — если ребенку больше шести лет и шести месяцев — он автоматически выпускается из детского сада. Но родители должны знать, что ребёнок может быть принят в первый класс с возраста 6,5 лет только если он готов.

Если же нет, то малыш имеет полное право посещать детский сад ещё год, то есть, до 7,5 лет. Заставить родителей против их воли отправить ребёнка в школу раньше времени никто не может. Справедливости ради нужно сказать, что в старших группах детских садов готовность ребёнка к школе оценивает специальная комиссия, заключение которой доводится до сведения родителей.

Родители могут согласиться или с ним или нет.

Проверяем физическую готовность ребёнка к школе

Антропологи говорят, что проверить физическую готовность ребёнка просто: нужно попросить его поднять руку вверх, а затем дотронуться кончиками пальцев до уха на противоположной стороне головы. Рука при этом должна лежать на голове, проходя через макушку.

Если получается — готов, если не получается — не готов.

Проверяем психологическую готовность

О психологической готовности ребёнка к школе можно судить по следующим вопросам:

  • Может ли ребенок длительно заниматься за столом (рисовать, лепить)?
  • Может ли ребёнок развёрнуто отвечать на задаваемые ему вопросы?
  • Способен ли ребёнок запоминать большие блоки информации (стихотворения)?
  • Умеет ли ребёнок выстраивать взаимоотношения со взрослыми и детьми?
  • Понимает ли ребёнок, зачем ему необходимо ходить в школу?
  • Что ребёнку больше нравится: играть, либо получать знания (разговаривать на «умные темы»)?

Если на все вопросы вы отвечаете положительно — ребёнок готов к обучению в школе.

Проверяем координационно-двигательную готовность

Основной тест, используемый психологами для определения готовности ребёнка к школе — тест Керна-Иерасика.

Первое задание: срисуй фразу

Малышу дают написанную прописными буквами фразу из трёх коротких слов. Ребёнок не умеет писать, поэтому ему предлагается фразу нарисовать. Если ребёнок сумел скопировать фразу так, что её можно прочитать — он готов к школе.

Второе задание: срисуй точки так, как показано на рисунке

Малышу дают бумагу, с нарисованными на ней в определенном порядке точками. Ребёнок должен срисовать их максимально точно. Если у него это получилось — он готов к школе.

Третье задание: нарисуй дядю

Ребенку дают чистый лист бумаги и просят нарисовать «дядю». В идеале ребёнок должен нарисовать человека в брюках, рубашке, в ботинках, с руками и пальцами, головой на которой прорисованы глаза, нос, рот, уши и волосы. Чем более точно нарисован человек, тем лучше готов малыш к школе.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/opredelenie-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html

Ссылка на основную публикацию