Одаренный ребенок и его воспитание

Особенности воспитания одаренных детей

Рейтинг:   / 0

Все дети рождаются одаренные богом и вселенной. Ребенок рождается лидером и победителем,  ведь именно тот сперматозоид, который оплодотворил яйцеклетку, пришел на финиш первым.

Сознание ребенка, как чистый лист не знает страхов, границ, запретов.  Психология победителя  и одаренность от бога позволят ребенку реализовать свой потенциал, а наша задача не мешать им в этом.

Для того чтобы разбираться в особенностях воспитания одаренных детей, давайте определимся с понятием одаренности.  Немецкий психолог В. Штерн  разработал методологию определения коэффициент IQ – количественная характеристика уровня развития интеллекта у ребенка.

Психология часто обращается к этой методике. IQ определяется путем деления: в числителе — «умственный возраст» (число лет, соответствующему тому возрасту, с задачами для которого ребенок справляется), в знаменателе действительный (паспортный) возраст, результат умножают на сто. Ребенок, у которого умственный возраст соответствует, реальному  возрасту  имеет IQ равный 100.

Ребенок, опережающий возраст, имеет IQ, больший, чем 100. Одаренным ребенок считается, если его IQ больше 120.Высокоодаренный ребенок имеет IQ больше 160.

 Характерная особенность незаурядных, одаренных  , в умственном отношении детей, – их необычайная познавательная активность, ненасытная потребность в деятельности, судя по всему, связана с ускоренным развитием мозга.

Проблемы воспитания одаренных детей.

Основной проблемой воспитания одаренных детей состоит в том, что не просто определить или выделить одаренность ребенка, не перепутав с его особенностью. Успехи, связанные с возрастными изменениями краткосрочные достижения принимаются за желаемое.  Именно долгосрочная индивидуальная незаурядность, опережающая развитие для своего возрастного периода  важна и ценна.

К сожалению, у одаренных  детей с такими способностями, частот наблюдаются такие черты характера, которые затрудняют общение родителей и педагогов с ними. Невротические и психопатические черты характера могут мешать в развитии своих способностей и их выявления. Вспомните знаменитого ученого Эйнштейна, какие проблемы он создавал для своих воспитателей.

Воспитание и обучение одаренных детей.

Воспитание и обучение одаренных детей зависит от способности быстро схватывать смысл, подтекст, задания.

Так ранние поступления в школу или специализированный класс, стремления родителей поскорее раскрыть его способности – основные черты традиционного воспитания одаренного ребенка.

Углубленная специализация  по предметам, обучения в старших классах, профильное обучение несут современные веяния. 

Как же правильно обучать и воспитывать?

Психологические исследования в этом вопросе доказывают, что обучение ребенка в группе с детьми равного своему уровню развития благоприятно влияет на самооценку. Ребенок ощущает постоянный стимул для совершенствования своих навыков.  Но при таком подходе важно не утратить учет индивидуальных особенностей каждого из детей.

Творчески одаренные дети.

Художника и одаренного ребенка роднят эмоциональная отзывчивость и чувственность к событиям, их признакам, характеристикам. В то время когда взрослые не замечают тонкостей , палитру красок , эмоциональный окрас близ лежащего явления или предмета творчески одаренный ребенок воспринимает это по своему.

Если подслушать  разговор такого ребенка, мы услышим столько эпитетов о многообразии и красоте окружающего мира. Желание ребенка выразить свои эмоции, чувства  находят отражения в творчестве (рисовании).

Музыкально одаренные дети — какие они.

Музыкально одарённые дети часто проявляют свои способности уже в возрасте от трех до шести лет. Характерными чертами таких детей является повышенная заинтересованность ко всему, что произносит звуки. 

Они хорошо различают звуки, мелодии, звуковые образу имеют яркий эмоциональный окрас. Не обязательно иметь абсолютный слух, чтобы быть одаренным ребенком. Феноменальная память, дифференцированное восприятие звуков, высокая концентрация внимания присущи музыкально одаренным детям. Им присуща игра на нескольких инструментах, желание выйти за стандартные  рамки.  

Нами был описан собирательный образ одаренного ребенка. Не стоит огорчаться если ваш ребенок не попадает в категорию вундеркинда он уже одаренный от бога своей красотой, одухотворенностью а навыки дело наживное. И ваша задача помочь ему реализовать то, что заложено богом. Главное не мешать ему.

Источник: http://www.maluch.ru/psikhologiya-vospitaniya/vospitanie-rebenka-do-5-let/131-vospitanie-odarennykh-detej.html

Как воспитывать одаренного ребенка?

Кто он такой — одаренный ребенок? Одаренными называют детей, которые отличаются выдающимися способностями, достижениями, а также имеют предпосылки к ним.

При этом не является важным, в какой именно деятельности ребенок проявляет особые таланты.

Он может быть способным к музыке и спорту, творчество и науке, обладать незаурядными познавательными процессами, такими как высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.

В настоящее время одаренность определяется специальными тестами, которые проводят в школе педагоги и психологи. Однако также признаки незаурядных способностей ребенка могут заметить и родители дома.

Занимаясь воспитанием одаренных детей, следует придерживаться определенной тактики и поведения, потому что их уровень развития и природные особенности требуют к себе специального отношения.

Как воспитывать маленького гения в школе и дома? Ответы можно узнать из данной статьи.

Признаки одаренности у детей

Одаренность, если рассматривать ее как природное качество личности, может проявляться в двух крайностях.

С одной стороны, по ребенку с малых лет бывает заметно, что он более способный, чем его сверстники — он достаточно рано начинает ходить и говорить, его любопытство и неуемная энергия помогают усваивать информацию, которая другим детям непонятна и неинтересна.

Одаренные дети в раннем дошкольном возрасте хорошо разбираются в географии и астрономии, технике или математике.

От других детей, чей уровень мышления и восприятия находится в рамках среднего, они отличаются тем, что умеют хорошо контролировать себя, ставят цели и достигают их, интересуются знаниями больше, чем играми и общению с друзьями. Часто такие малыши похожи на маленьких взрослых — они рассудительны, внимательны и умны не по годам.

Другая сторона одаренности — это ребенок, который, наоборот, может быть очень молчалив и сосредоточен. Иногда родители, наблюдая за ним, начинают думать, что с ним что-то не так. Однако спустя время, он демонстрирует незаурядные способности в хобби, увлечениях, науке, творчестве.

Явные признаки одаренности:

  • Способность долгое время заниматься умственной деятельностью.
  • Энергичность и напряженность во время выполнения интересного дела.
  • Быстрые ответы на вопросы, молниеносный анализ, высокая результативность работы.
  • Широкий и разнообразный круг интересов, в который ребенок «погружается с головой», а не просто изучает на поверхности.
  • Высокий уровень интеллекта.
  • Нестандартное творческое мышление.
  • Высокий уровень мотивации.
  • Дисциплинированность и схватывание материала «на лету».
  • Нестандартное решение проблем.
  • Высокий уровень абстрактного мышления.
  • Высокие показатели развития в одной деятельности или нескольких сразу.

Потребность детей трудиться

Одаренного ребенка отличает высокая работоспособность, активность и целеустремленность.

В результате этого родители могут замечать, что он не просто внимательно и серьезно занимается каким-либо делом, а отдает ему всего себя, свободное время и силы.

К чему это приводит? К уменьшению живых контактов в жизни — например, посвятив всего себя музыке или конструированию, ребенок перестает хотеть общаться со сверстниками и проводить с ними время.

Если детей не «переключать» с деятельности на отношения, то они рискуют остаться в одиночестве. Кроме того, их потребность в труде приводит к развитию перфекционизма. Они живут в постоянном стремлении достичь совершенства, и совершить ошибку для них является непозволительным.

Что делать родителям? Хвалить за достижения и поддерживать, однако показывать, что кроме деятельности в жизни существуют и другие сферы — общение с близкими людьми и забота о себе, ничегонеделание и активный отдых, развлечения, досуг, коллективные мероприятия, на которых можно получить заряд положительных эмоций и найти друзей.

Развитие самостоятельности у детей

Иногда одаренные дети воспринимаются как особая ценность семьи, особенно если в ней больше никто не отличается выдающимися способностями или же наоборот — мама и папа, предыдущие поколения тоже были высокообразованными и одухотворенными личностями.

Существуют побочные эффекты одаренности, такие как постоянный контроль над ребенком и его деятельностью, детоцентричность в семье, «вознесение» маленького гения на пьедестал.

Если родители так относятся к ребенку, то, создавая ему условия для развития способностей, они упускают из виду необходимые навыки жизнедеятельности.

Так, одаренный в математике или пении малыш может вырасти несамостоятельным и неспособным позаботиться о себе без помощи взрослых.

Развить чувство ответственности можно, если чаще обращать внимание и формировать такие навыки как: умение себя поддержать, обслужить, накормить, подобрать гардероб, разрешать ссоры и конфликты в обществе самостоятельно.

Одиночество одаренного ребенка

Очень способные дети часто могут переживать чувство одиночества и повзрослев, испытать его на себе. Почему это происходит? Потому что они с детства ощущают себя не такими, как все, и в этом есть большой вклад родителей и педагогов.

Незаурядные способности часто переплетаются с непростым характером ребенка — он может больше понимать об окружающих людях, чем его сверстники, быть слишком педантичным или скептически настроенным, серьезным и глубокомыслящим. Такая характеристика больше свойственна взрослым людям, нежели ребенку. По этим причинам дети могут сторониться маленьких гениев только потому, что у них с ним нет общих интересов.

Чтобы оградить от одиночества, родители должны с детства обращать внимание на социальное окружение ребенка, на то, как он общается со сверстниками. Не стоит словами или поступками возвышать маленького гения над другими — он должен ценить свою личность и способности, однако лучше, если будет чувствовать себя наравне со всеми.

Полезные рекомендации родителям

  • Для того чтобы избежать скуки в школе, можно записать ребенка на более углубленную образовательную программу — так ему будет интереснее учиться.
  • Если ребенку трудно дружить со сверстниками, нужно подумать над тем, с кем он мог бы найти общий язык и интересы.
  • Не стоит «подпитывать» зацикленность маленького гения на себе.
  • Не стоит поощрять в нем бесконечное стремление к совершенству.
  • Одаренные дети очень впечатлительны и часто мыслят как философы. Хорошо если родители сумеют «разбавлять» их серьезность шутками и легким отношением к жизни.
  • Во время воспитания стоит избегать поощрения самокритики — ребенок должен знать, что, несмотря на свои способности, он остается таким же человеком, как и все остальные и имеет право как на выбор, так и на ошибки.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/kak_vospityvat_odarennogo_rebenka/

Правильный подход к воспитанию одаренных детей

Формирование нового человека внутри утробы матери — удивительный процесс, продуманной природой до мелочей. Особенно стоит отметить развитие головного мозга малыша, который еще в утробе готовится к тому, чтобы взаимодействовать с миром.

Так, например, проведенные эксперименты лишний раз подтвердили, что малыши, которым читали одну и ту же сказку во время беременности или пели одну и ту же песню, узнают ее после рождения. То есть можно сделать вывод, что общаться с крохой можно еще до его рождения, способствуя его эмоциональному и умственному развитию еще в утробе.

Появляясь на свет, любой малыш нуждается в любви и ласке близких, и прежде всего родителей. Он с радостью реагирует на возможность принять участие в совместных играх, на обращение к нему. Именно в этот период взрослые закладывают семена, из которых впоследствии может вырасти яркая, разносторонняя личность, способная менять действительность в лучшую сторону.

Прежде чем поговорить о том, какие выделяют особенности воспитания одаренных детей, углубимся в само понятие детской одаренности, выясним, как она проявляется и как вообще детям живется с таким даром. Чем больше взрослые будут знать об особенностях одаренных детей, тем проще им будет построить методику их воспитания, допуская минимум ошибок.

Детская одаренность — это одна из самых интересных загадок природы. Много сотен лет ученые и специалисты по работе с детьми работают над изучением этой особенности, проявляя к таким детям повышенный интерес. Кстати, интерес этот вполне себя оправдывает, ведь одаренные дети способны перевернуть мир, помочь обществу перейти на новый этап развития.

Читайте также:  Особенности воспитания детей: полезные советы и рекомендации для родителей

Вундеркинды всех времен

Человечеству знакомо несколько десятков гениев, которые озарили своими талантами мир за последние несколько сотен лет. Все они проявили неординарные способности в нежном возрасте, что лишний раз подтверждает наличие такого феномена, как детская одаренность.

Так, например, «отец» кибернетики, Норберт Винер, в 12 лет доказал, что он уже способен справиться с программой университета, а в 14 лет совершенно заслуженно получил ученую степень. Знаменитый Виктор Гюго в своем арсенале наград имел отзыв французской академии, когда ему еще не было и 15 лет.

Одаренностьв детстве в свое время доказали Мечников, который научится читать в неполных два года абсолютно без помощи взрослых, проявляя повышенный интерес к ботанике, и Грибоедов, сумевший поступить в столичный университет, когда ему едва исполнилось 11 лет.

Что это означает? Лишь то, что одаренность детей, проявляющаяся в раннем возрасте, может свидетельствовать о наличии у них яркого таланта.

О «гибкости» одаренности

Не следует думать, что одаренность детей — явление постоянное, на которое ничто не сможет повлиять. Вполне вероятно, что без правильного воспитания и обучения неординарные способности детей по мере взросления будут притупляться.

Именно поэтому так важно вовремя рассмотреть одаренность в раннем детстве, чтобы помочь ребенку в ее развитии, а главное, поспособствовать совершенствованию коммуникативных навыков, которых многие малыши бывают практически лишены.

Необходимо, чтобы неординарные дети умели налаживать контакт с детьми, имеющим обычный уровень развития. Это понадобится им для того, чтобы найти свое место в жизни и не стать гениальным отшельником.

Чаще всего именно родители первыми замечают способности чада, хотя это не так просто, как кажется, из-за индивидуального их проявления в каждом отдельном случае. Какой должна быть реакция взрослых при выявлении одаренности у детей?

Прежде всего они должны разработать методику поведения, стараясь уделять внимание развитию его потенциала, но без перехода границ, за пределами которых начинается подневольная эксплуатация навыков ребенка.

Они не всегда способны строить отношения с окружающими так, как это принято в обществе, имеют свой подход ко всему, в том числе и к труду. В большинстве случаев понятие «одаренный ребенок» означает, что такой ребенок по развитию на несколько шагов впереди сверстников.

Одаренные дети отличаются нестандартным креативным мышлением, при этом не всегда усваивают материал так же хорошо, как сверстники. Именно поэтому в детских садах и школах их дар может оставаться без внимания.

Между тем многие специалисты уверены, что каждый малыш появляется на свет одаренным, проблема же в том, что он в большинстве случаев получает неправильное воспитание, а за ним и обучение. Результат — опустошение внутреннего мира и привитие шаблонного мышления.

Чтобы помочь маленькому человечку раскрыться, необходимо ежедневно заниматься развитием его духовного мира.

Что есть одаренность и каковы ее признаки?

Одаренность — известный психологический термин, содержание которого до сих пор неоднозначно. Считается, что именно одаренность позволяет ребенку, а потом и взрослому человеку добиваться высоких результатов в одной или нескольких деятельностях одновременно.

Одаренность может быть специальной и общей. Первая подразумевает незаурядные способности в определенном виде деятельности:

  • технической;
  • музыкальной;
  • изобразительной;
  • математической и пр.

Общая одаренность предполагает собой способности человека отлично владеть сразу несколькими видами деятельности. В случаях, когда человек одинаково сильноодарен во всем, имеет смысл говорить о гениальности.

Главными признаками одаренности у детей являются:

  • развитие навыков в определенной деятельности;
  • неугасаемый интерес к деятельности;
  • проявление способности мыслить творчески и нешаблонно;
  • быстрое усваивание информации и пр.

Как можно отличить одаренных детей, как найти их среди общей массы обычных малышей с заурядными способностями и на что обратить внимание? Об этом ниже.

Одаренные дети: характеристики личностей

Шутка природы это или закономерность, с которой нужно смириться, но так уж сложилось, что часто действительно одаренные дети почти ничем не отличаются от детей своего возраста. Но это лишь на первый взгляд.

Если понаблюдать за таким малышом, то можно будет заметить, насколько он более любознателен и подвижен. У таких детей отмечается повышенная активность мозга, что является главной причиной их бесконечной исследовательской деятельности.

Пристальное наблюдение за такими детьми покажет, что главное их занятие — изучение и переработка информации в максимально возможном количестве. Если попытаться перекрыть доступ к информации или, более того, ограничить их активность, то не избежать тяжелых последствий невротического характера.

С раннего детства для таких малышей не представляет труда провести причинно-следственные связи, проанализировать ситуацию и сделать верное заключение, причем часто с использованием альтернативного метода решения задачки, поиск которого, кстати, для маленьких дарований является самым любимым занятием.

Чаще всего одаренные дети способны быстро и много запоминать без особых усилий, рано начинают разговаривать, владеют способностью абстрактно мыслить. Для таких малышей легким покажется задание на классифицирование предметов, группирование информации с использованием имеющихся знаний.

Узнать одаренных детей можно по не по-детски богатой, наполненной сложными конструкциями речи, а также по умению правильно формулировать и задавать вопросы. Такие малыши много времени с самого детства уделяют книгам, включая словари и энциклопедии, пополняя базу знаний, придумывают новые слова, которые, как они считают, в том или ином случае помогут выразить им то, что они хотели сказать.

Одаренные дети противоречивы в своем поведении. С одной стороны, они при необходимости способны проявить чудеса терпения, упорства и старательности, удерживая внимание на каком-то задании часами. С другой – часто берутся сразу за несколько непростых задач, решение которых им пока непосильно, и не доводят дело до конца.

Взрослым, окружающим одаренного малыша, очень важно вовремя разглядеть его способности и направить энергию в нужно русло, способствуя развитию и без того незаурядного интеллекта.

Общие проблемы одаренных детей

Работать с одаренными детьми без специальной педагогической и психологической подготовки непросто. Более того, такая работа в большинстве способов не принесет результата. Проблема современного общества заключается в том, что специалистов, обученных работе с одаренными детьми в разном возрасте, очень мало.

В большинстве случаев детей обучают по стандартной программе, намеренно пресекая их попытки предложить новые интересные идеи и альтернативные методы решения. К чему это приводит? Ребенок теряет мотивацию, старается лишний раз не демонстрировать свои знания, которые по тем или иным причинам не вписываются в шаблонный мир детского сада или школы.

Сохранить мотивацию одаренных детей и поспособствовать их развитию поможет составленная с учетом их индивидуальных особенностей программа по интеллектуальному развитию.

{advice]Очень важно, чтобы малыш на начальных этапах своего обучения не имел дела с педагогами, не подготовленными для для работы с особыми детьми .[/advice] Для развивающейся тонкой личности ежедневный контакт с таким человеком может привести к проявлению истеричности и нежеланию обучаться.

Все дело в том, что такие педагоги не способны разглядеть в ребенке одаренность и прилагают все усилия , чтобы заставить его быть «как все», в буквальном смысле затаптывая потенциал.

К проблемам одаренных детей можно отнести практически закономерное несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Обычно такие малыши много времени проводят за размышлениями о жизни, о религии, о смерти и не выносят общества сверстников, не способных говорить и думать на одном с ними уровне.

Если в школе таким детям учится легко, то в жизни порой простая, но рутинная работа может вызвать сложности и нежелание доделывать ее до конца.

Достаточно часто дети с незаурядными способностями не могут найти общего языка с участниками команды, когда необходимо поработать в связке с кем-либо.

Такие малыши не приемлют запретов, часто ставят себе недостижимые цели и очень расстраиваются, когда терпят крах.

Еще одна особенность одаренных детей, осложняющая им жизнь, — это излишняя самокритичность. Будучи почти гениальными, такие малыши остро реагируют не только на неприкрытую критику, но и на сигналы невербального характера. Достигая цели, они часто недовольны собой из-за допущенных ошибок.

Такие малыши выбирают одну, наиболее привлекательную для себя деятельность, в которую погружаются целиком, часто пренебрегая остальными видами деятельностями. Очень важно, чтобы рядом с таким незаурядными личностями всегда были близкие, способные помогать им справляться с простыми бытовыми задачами и проблемами, на решение которых у них просто не остается времени.

Как воспитывать одаренную личность: основные правила и рекомендации

Родители, при условии правильного планирования воспитания, смогут из самобытного ростка вырастить настоящего гения, способного жить в обществе, с адекватной самооценкой.

Если нет возможности определить ребенка с незаурядными способностями в специальную школу, не стоит отчаиваться. Школа в системе его ценностей не должна занимать основное место. Путь ребенок имеет время для занятий любимыми делами, позволяющими ему раскрыть потенциал.

Детский сад или школа — все это учреждения, которые помогают формироваться стереотипам в головах детей, что в результате сводит на нет оригинальность мышления, засоряет чистоту восприятия. К сожалению, пока это единственный массовый способ обучения, разработанный обществом.

Одаренные дети обычно нуждаются в меньшем количества часов сна, чем обычные дети. Часто им вполне достаточно 4-5 часов. Короткий сон нужен для того, чтобы мозг не успевал войти в состояние неработоспособности, из которого потом сложно выйти.

Родители обязательно должны учитывать этот момент и позволять ребенку жить по индивидуальному, подходящему для него графику. В свободное время малыша нужно отвлекать от безделья предложениями поиграть, порисовать, собрать конструктор или просто потанцевать.

Важно, чтобы родители обращали внимание на эмоции малыша во время выполнения им тех или иных действий, связанных с проявлением потенциала. Если эмоций нет, значит, это занятие ребенку не доставляет удовольствие.

Чтобы ребенок с незаурядными способностями развивался, ему можно давать постоянные поручения, позволяющие окунуться в мир взрослых, который для таких детей с раннего детства является самой заветной целью. Пусть малыш помогает по дому, ухаживает за домашним питомцем, участвует в приготовлении кулинарных шедевров.

Даже маленькие гении нуждаются в похвале, в поддержке, в откровенных разговорах с близкими, во время которых они смогут поделиться сокровенными мыслями.

Чтобы одаренность ребенка расцвела пышным цветком, его нужно любить, понимать, поддерживать, оставляя время для саморазвития, давая понять, что он для родителей самый важный и нужный человек. Вместе с тем нужно не забывать, что одаренные малыши тоже время от времени нуждаются в расслаблении, достичь которого можно, занимаясь обычными детскими делами.

Источник: https://rebenkoved.ru/vospitanie/pravilnyj-podhod-k-vospitaniyu-odarennyh-detej.html

Изучение и воспитание одаренных детей (стр. 1 из 3)

Учёные заметили, что количество вундеркиндов увеличивается по нарастающей, а значит, в ХХI веке придется пересматривать саму систему оценки школьных знаний. Учителя и школьные психологи вновь вынуждены признать несостоятельность оценок, как критериев в определении детской одаренности.

Психолог из Братиславы Янка Зерванова утверждает, что “одаренные дети на экзаменах выдают гораздо худшие результаты, чем их усидчивые соученики. Для такого ребенка экзамен зачастую является сильнейшим стрессом”. Известно, что А. Эйнштейн в детстве, согласно оценкам учителей, “отставал в развитии” и его, как и И.

Ньютона, исключали из школы по причине неуспеваемости.

Педагоги констатируют, что вундеркинды, которые отличаются от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, доставляют учителям наибольшее количество хлопот.

Свойственные им независимость поведения и усиленная потребность в самовыражении приводят к тому, что многие из них скрываются под личиной интеллектуальных саботажников. Возможный выход из создавшегося положения специалисты видят в развитии системы вариативного образования.

Зарекомендовав себя как система ХХI века, она включает наряду с базовым образовательным стандартом предметы свободного выбора и индивидуальный подход к занятиям.

Впервые одаренностью стал заниматься Гилфорд. После 2-й Мировой войны работал в Пентагоне по заказу, — разработка программы для выявления одаренных детей (умственная одаренность). С тех пор в США факт необходимости работы с одаренными детьми означал признание государственной важности этой проблемы. Цель: выявить детей, которые могли стать двигателями прогресса и дать им развитие.

В СССР в 1975г. организуется Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который стал координировать работу по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей. Для одаренного ребенка характерно: — повышенная умственная восприимчивость, постоянная готовность прилагать усилия. Их тяга к умственным впечатлениям побуждает их к постоянному проявлению инициативы.

Читайте также:  Лечебная педагогика

Главное для них — понять.

— саморегуляция умственной активности. Такие дети не упускают из вида воспринятую ими информацию и организуют свои действия т. о, чтобы достигнуть большего его понимания. Дети больше слышат, видят, думают по сравнению со сверстниками, более наблюдательны в одинаковых условиях. Чувствуют гармонию. Замечают все.

Трудности у одаренных детей

Объективные трудности — нет средств, программ и специалистов. Субъективные трудности — ребенок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду заурядных детей. Для него характерен высокий интеллект и креативность (творчество). Он живет неординарно. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску:

* трудности контактов со сверстниками. Поиск объекта, у которого имеется новая информация, следовательно, более старшего, а не сверстника.

По данным исследований, существует уровень социально оптимального интеллекта, примерно составляющий 125-155 баллов по Векслеру и обеспечивающий его обладателя хорошей способностью к пониманию людей и ситуаций.

При меньшем уровне коэффициента интеллекта ребенку хуже удается понимать ситуацию и строить свое поведение наиболее адекватным образом. Но и при более высоком уровне общение может резко нарушаться.

* десинхронизация развития. (фр. Ж.Терасье) Заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях не отличается от своих ровесников или даже уступает им (нарушения мелкой моторики).

* дислексия — слабое развитие речи.

Исходя из перечисленных трудностей, запускается следующий патологический механизм:

низкая успеваемость >> потеря учебной мотивации >> невостребованность способностей >> утрата интереса к школе >> уход в свои проблемы >> потеря одаренности >> уход в ассоциативное поведение (не всегда).

Это целая проблема для разработки. По данному механизму образуется скрытая одаренность, которая не проявляется не в школьной успеваемости, ни в других явных достижениях ребенка. Не является очевидной для тех, кто ребенка окружает. Более того, такие дети часто бывают неуспевающими.

Плюсы и минусы «перепрыгивания через класс»

+ (плюсы)

условия для личностного роста

возможность развития на нужном ребенку интеллектуальном уровне

развитие мотивации учения

самореализация личностная

ограждает от ассоциативного поведения

раскрытие новых возможностей вера в себя

— (минусы):

непринятие пед. составом, недоверие

сложно восстановить эмоциональный контакт

бытовые проблемы (устройство на работу в 14 лет,..)

отчуждение группы сверстников

несоответствие интеллектуального уровня физическому и личностному развитию

Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные — ибо никто не жалуется на их недостаток.

Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития.

Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят «ждать милостей от природы». Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных.

Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали, «нет плохих учеников, есть плохие учителя…».Жаль разочаровывать этих людей, но природа не живет по их установкам, у нее свои законы и правила распределения даров, и видимо, свои представления о справедливости и равновесии.

В последнее время многое стало меняться, и термин «одаренность» вновь стал использоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены.

Немного истории

Для выяснения сути понятия «одаренность» кратко остановимся на истории его исследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а следовательно, на судьбы детей.

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что «…поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения».

Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание.

Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек — «продукт гениального рода».

Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.

Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельнице или Коту в сапогах, как, например, в знаменитой сказке Ш. Перро.

Остановимся на этом подробнее несколько позже. А пока отметим важную веху в истории изучения проблемы одаренности — Ф. Гальтон, образно говоря, спустил проблему одаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренности в серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка проблем одаренности идет в другом, естественнонаучном русле.

Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине «tabula rasa» (лат. «чистая доска»).

Ребенок подобен «чистой доске», без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности.

Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк — от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.

Одаренность общая и специальная

Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как «универсальная способность» (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/176956/izuchenie-i-vospitanie-odarennykh-detey

❶ Как воспитать одаренного ребенка в 2018 году

13 декабря 2018

Автор КакПросто!

Одаренный ребенок в семье – это и радость, и проблема для родителей. Он отличается от остальных детей своей повышенной любознательностью, потребностью получить знание в кратчайшие сроки, критическим отношением к себе и к другим.

Одаренному ребенку трудно взаимодействовать в коллективе сверстников, т.к. его интересы значительно отличаются от интересов всех остальных детей.

Правильно организованный процесс воспитания помогает сохранить этот дар, стать ребенку успешным не только в учебе, но и принятым в социуме.

Инструкция

Известно, что дети рождаются с одинаковыми задатками, т.е. имеют примерно равные возможности для развития способностей. Чтобы проявилась одаренность, должны быть созданы условия для развития этих способностей. Недаром, этимология термина одаренность исходит от корня «дар», т.е. родители или педагоги могут подарить ребенку возможность стать одаренным.

Такие условия можно создавать специально или ребенок изначально живет в семье, например, художников и имеет возможность с раннего возраста приобщаться к этой деятельности, непроизвольно усваивать технику изображения, пробовать разные краски, находить способы и формы изображения, наиболее его удовлетворяющие.

Полученный от взрослых дар необходимо тренировать, развивать, постоянно поддерживать. Важна и эмоциональная поддержка родителей – радость за успехи ребенка; и предоставление возможности в методической поддержке, т.е.

своевременное удовлетворение запроса ребенка в получении знаний по освоению новой техники изображения или развития спортивных навыков. Это потребует от родителей дополнительных вложений и средств по поддержанию и развитию способностей.

Для сохранения одаренности и формирования социальной успешности, ребенка необходимо воспитывать в коллективе сверстников. В обычном детском саду или в общеобразовательной школе у него могут возникнуть трудности и в общении, и в познании, т.к.

восприятие учебного материала происходит на разном интеллектуальном уровне, а играть такой малыш, чаще всего не умеет. Педагоги жалуются на него: он задает неудобные вопросы, быстрее всех отвечает на занятиях (не дает другим детям подумать, найти правильный ответ), высказывает свою точку зрения, отличающуюся от остальных.

Поэтому уровень интеллектуального развития детей в коллективе должен быть примерно таким же, как и у него. Для такого ребенка подойдет школа или класс для одаренных детей.Одаренный ребенок живет своими идеями, размышлениями. У него богатый внутренний мир. Но при этом, он часто не обращает внимания, на такие мелочи, как внешний вид.

Задумавшись, он надевает рубашку на изнанку или разные носки. Важно с раннего детства воспитывать аккуратность. При работе с красками, обращать внимание не только на результат работы, но и на рабочее место ребенка, которое должно быть чистым, на одежду, которая не должна быть испачканной. Показывать ребенку красоту не только творчества, но его самого, которого принимают в обществе «по одежке».

Обратите внимание

Воспитание одаренности – это воспитание трудолюбия у ребенка. Через труд и усердие одаренность может проявиться у каждого ребенка.

Полезный совет

Воспитывать – это не только развивать способности ребенка, но и формировать у него социально значимые качества личности, которые позволят ему в будущем использовать свои знания и способности на благо, а не во вред обществу.

Источники:

  • Как вырастить талантливого ребенка или мифы о детской

Распечатать<\p>

Как воспитать одаренного ребенка в 2018 году

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-98147-kak-vospitat-odarennogo-rebenka

Одаренные дети: типы, особенности и проблемы

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность.

И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Читайте также:  Лепка петушок с семьёй в подготовительной группе: конспект занятия, образец + фото и видео

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн — с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску.

Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному.

В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек.

Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С.

Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития.

Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е.

людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», — так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей.

Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей.

Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека — это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети.

Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку.

Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем — насмешки со стороны одноклассников.

Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку.

В такой ситуации единственный выход — отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей.

Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание.

Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет.

Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания.

Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу.

Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми.

Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность — талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе.

Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию.

При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности.

Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 4 359 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=7864

Одаренный ребенок. Воспитание и развитие одаренных детей

Как правило, определенные склонности и способности впервые проявляются в возрасте трех — четырех лет. Наблюдательная мама всегда это заметит. Если ребенок музыкален, он прислушивается к незнакомым мелодиям, легко может их повторить, чувствует ритм и любит танцевать.

Дети, которые тяготеют к спорту, очень подвижны, всегда предпочтут повисеть на перекладине и выдумать новый трюк, нежели тихо поиграть с игрушками.

Способности к рисованию выражаются, как правило, в особой усидчивости: ребенок может часами сидеть над альбомом, старается пользоваться всеми красками и даже самые невероятные каракули способен объяснить по-своему, оригинально и интересно.

Первым признаком одаренности можно считать раннюю речь и большой словарный запас. У маленьких вундеркиндов хорошо развиты память и внимательность. Они опережают других в восприятии окружающих событий и явлений.

Юные вундеркинды отличаются неуемным любопытством, что доставляет родителям немало хлопот. Они больше улавливают и понимают, слышат и чувствуют.

Но такая способность рождает и повышенную уязвимость, чувствительность, готовность относить все происходящее на свой счет.

Вопросы воспитания и развития ребенка, тем более одаренного — постоянная головная боль заботливых и ответственных родителей, ведь так хочется вырастить успешного ребенка, в полной мере развить его таланты и одаренности. Поэтому, если у малыша появилось увлечение в раннем возрасте — это большое счастье.

Это значит, что вы вступаете на дорогу, по которой придется пройти довольно долгий и трудный путь, разделяя с ребенком и удачи, и трудности. Вам, скажем, не надо будет заваливать ваше чадо разнообразными и быстро надоедающими игрушками.

Вы будете точно знать, чем можно его порадовать: новыми коньками и клюшкой, хорошими красками или нотным альбомом.

Если ваш ребенок талантлив, и вы решительно настроены, помогать ему, необходимо научиться его понимать.

  • Во-первых, хорошо бы проконсультироваться у психолога, чтобы понять, как вам самим следует себя вести.
  • Во-вторых, необходимо установить контакт с педагогом, который занимается с ребенком, чтобы действовать сообща.
  • В-третьих, ребенку необходимо дать понять, что его любят просто за то, что он есть, а не за какой-то особый талант.

Такие общечеловеческие свойства, как терпение, щедрость, готовность помочь, надежность, чувство юмора, не менее важно ценить, чем способности. Ребенку надо помогать справляться с разочарованиями и сомнениями, неизбежными в процессе творческого поиска. Пусть он учится находить награду в себе самом и меньше заботиться о признании окружающими.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/3550-odarennyj-rebenok.html

Ссылка на основную публикацию