Основные категории педагогики

Основные категории педагогики

Основные категории педагогики представляют собой понятия, которые формируют основу научной области, понимаются как педагогические разделы. Несмотря на то, что данные категории считаются традиционно сформулированными и установившимся, к сожалению, на сегодняшний день они далеки от полного охвата проблем, с которыми сталкивается практическая реализация педагогической деятельности.

Объект и предмет педагогики как основа формирования базовых категорий науки

Основные категории педагогики выводятся из объекта и предмета науки.

Определение 1

Под объектом педагогики в современной научной литературе понимается область действительности, объективной реальности, изучению которой посвящена наука; под предметом – способ видения объекта с позиций указанной научной области

Другими словами, объект – это тот, кого изучает педагогика, субъект, на который направлено педагогическое воздействие, воспитанник, ученик, студент, личность, которая находится в перманентном процессе своего развития, совершенствования. Предметом педагогики выступает совокупность процессов педагогического воздействия, направленная на созидательное личностное совершенствование.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Подобная интерпретация объекта и предмета педагогики позволяет выделить в качестве основных базовых категорий науки процессы личностного развития – воспитание, образование и обучение.

Воспитание как базовая категория педагогики

Определение 2

В широком смысле воспитание представляет собой передачу накопленного поколениями опыта, выступая вечной категорией, неотъемлемой частью исторического развития и человеческого бытия.

Воспитание возникло одновременно с развитием человечества, на протяжении тысячелетий обеспечивая его выживание и развитие.

Определение 3

В качестве педагогической категории воспитание интерпретируется как целенаправленное воздействие на личность со стороны социальных институтов с целью формирования определенной системы знаний, умений, навыков, духовных, моральных ценностей и пр., с целью социализации и адаптации личности к требованиям социума на данном этапе его исторического развития.

Обучение как базовая категория педагогики

Определение 4

Обучение представляет собой целенаправленный, специально организованный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учеников, направленный на усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование мировоззренческой парадигмы, развитие потенциальных возможностей и умственных сил обучающихся.

Основой обучения выступают знания, умения и навыки, формирующие базовые компетенции обучающихся. Обучение представляет собой двусторонний процесс, синтез деятельности педагога (преподавание) и деятельности обучающихся (учение).

Образование как базовая категория педагогики

Определение 5

Категория образования в современной научной литературе интерпретируется и как процесс, и как результат усвоения личностью систематизированных знаний, умений и навыков. Указанный процесс протекает в системе образовательных учреждений.

Сущность образования как идеи заключается в том, что оно выступает концентрированным выражением и репрезентацией социальных, экономических, политических, культурных, морально-правовых потребностей общества в специалистах определенных направлений.

Главным критерием образованности выступает системность знаний, умений и навыков, системность мышления, обеспечивающие возможности личности на высоком профессиональном уровне осуществлять академическую и профессиональную деятельность.

В зависимости от объема полученных знаний, умений и навыков выделяют начальное общее, среднее базовое и общее, высшее базовое и полное образование.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/osnovnye_kategorii_pedagogiki/

Основные категории педагогики. — Ответы по педагогике

Образование — это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение учащимися определенного уровня образованности. Образование — процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.

Воспитание есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие.

Этот процесс необходимо понимать как всеобщий механизм, которым осуществляется трансляция социокультурного содержания, его репродукция в каждом новом поколении. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом — педагогической деятельности.

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Развитие — процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.

Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все области его материальной и духовной жизни. Не является исключением и педагогическая наука.

Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение проблем реформы высшей и средней школы, в научно-методическое обеспечение непрерывного образования, в повышение эффективности обучения и гражданского воспитания подрастающих поколений, в создание интеллектуального потенциала общества, в подготовку производительных сил страны, в формирование новых общественных отношений и во всестороннее развитие личности. От того, насколько эффективную помощь окажет педагогическая наука высшей и средней школе, прямо зависит успех экономической реформы, подъем общественной производительности труда, порядок и дисциплина на производстве и в общественной жизни, гармонизация межнациональных

Вся эта работа, по существу важная и нужная, будучи оторванной от фундаментальных и экспериментальных исследований, не могла приносить сколько-нибудь ощутимых результатов в обновлении работы всех типов учебных заведений.

В связи с этим исчезла и надобность в гласности, в широких дискуссиях, обсуждениях актуальных педагогических проблем, в которых заинтересовано все общество.

Произошло самое опасное для состояния общественной науки явление:

Академия педагогических наук начала утрачивать роль главного штаба педагогической мысли, что неизбежно подталкивало ее к самоизоляции, замыканию в автономную систему, производящую исследования и продукцию для внутреннего потребления или камерного внедрения.

Приоритетными направлениями и проблемами педагогической науки, по определению Всесоюзного съезда работников народного образования, являются:

• разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;

 • научный анализ состояния практики и надежное прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов образования; определение перспектив развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск путей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятельности на основе единства обучения, воспитания, развития;

• развитие методологии и методов педагогических исследований;

• педагогические аспекты демократизации и гуманизации системы образования; поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития  духовной культуры, гражданского становления личности;

• разработка базовою компонента общего среднего образования, его деятельностного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;

• разработка концепций национальной школы как инструмента формирования национального самосознания, национальной культуры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма;

• исследование эффективных способов активизации и оптимизации педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;

• разработка условий повышения эффективности самообразования и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педагогических проблем молодежи;

• обоснование системы трудовой, политехнической и профессиональной подготовки учащихся на разных ступенях образования, участия молодежи в общественно полезном производительном труде;

• исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передового и новаторского педагогического опыта и инновационных процессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педагогической практики в научных разработках.

Проанализируем более подробно некоторые из названных приоритетных направлений педагогической науки.

Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методологических вопросов.

Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследовательских позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педагогики с другими общественными и естественными науками. Каждое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в снятом, обобщенном виде философско-методическое обоснование.

В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы:

• сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;

• предмет педагогики как общественной науки в условиях непрерывного образования и общие законы воспитания, обучения, педагогической деятельности;

• диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отношений;

• диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;

• диалектика становления детской личности как субъекта и объекта воспитания;

• социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;

• диалектика взаимосвязи национального, классового и общечеловеческого в гражданском воспитании;

• социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;

• диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности;

• диалектика общего, особенного и индивидуального в формировании личности;

• диалектика и логика педагогического мышления.

Источник: https://students-library.com/library/read/58402-osnovnye-kategorii-pedagogiki

Основные категории педагогики, их характеристика

Основными категориями педагогики выступают:

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Другая категория педагогики – обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, чтообеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

1. преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

1. учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

Читайте также:  Почему подростки бывают неблагодарными?

2. осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Следующая категория педагогики – «образование» – понимается как:

1. ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

2. единый процесс обучения и воспитания человека;

3. как результат процесса обучения;

4. как система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров.

В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов.

Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

№ 7. МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

— эмпирические и теоретические;

— констатирующие и преобразующие;

— качественные и количественные;

— частные и общие;

— содержательные и формальные;

— методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

— методы описания, объяснения и прогноза;

— специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;

— методы обработки результатов исследования и др.

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

В теоретических исследованиях используются индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов.

Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла — фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

К эмпирическому уровню относятся:

— Наблюдение;

— Метод опроса;

— Анализ письменных, графических, контрольных и других работ; (даёт возможность выявить отношение к учебной деятельности учащимися, их мотивацию и стиль деятельности, а также индивидуальные особенности, наклонности и интересы учеников)

— Изучение продуктов деятельности школьников и документации учебно-воспитательного процесса.

Наблюдение – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Это наиболее распространённый и доступный метод изучения педагогической практики.

Наблюдение проводится по ранее разработанному плану:

1) определение задачи;

2) объект;

3) разрабатываются схемы наблюдения;

4) Результаты фиксируются;

5) Полученные данные обрабатываются.

К методам опроса относятся: Беседа; Интервью; Анкетирование.

Беседа и интервью проводятся по ранее разработанному плану и вопросы могут варьироваться в зависимости от ответов. Беседа отличается от интервью тем, что помогает проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины его поступков, а интервью предполагает публичное обсуждение вопросов. Поэтому ответы не всегда могут быть правдивыми.

Анкетирование– это метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников.

Анкеты могут быть: открытыми (т.е. требуют самостоятельных ответов); закрытыми (в которых нужно выбирать один из готовых вариантов ответов).

Также могут быть анонимными и именными.

Педагогический эксперимент– проверка определённого метода или приёмы обучения или воспитания в специально созданных и строго учитываемых условиях.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу.

Исследования могут быть длительными и краткосрочными.

Пед.эксперимент требует: обоснование рабочей гипотезы; составление детального плана; строгое соблюдение намеченного плана; точная фиксация результатов; анализ полученных данных; формулировка окончательных выводов.

По месту проведения пед.эксперимент бывает естественный и лабораторный.

Естественный– проходит в естественных условиях. Результаты объективны.

Лабораторный – проводится в специально созданных условиях. Результат менее объективный

№ 8. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЦЕННОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1.) Образование как социальное явление
Образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества. Оно стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении компонентов социального опыта. Образование как социальное явление – реализует функцию систематического обучения и воспитания членов общества, ориентирована на передачу им компонентов социального опыта ( определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения и др.) содержание которых определяется социально – экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его матерьяльно –технического развития.
2) Образование как государственная, общественная, личностная ценность
Образование рассматриваться как ценность государственная, как ценность общественная и как ценность личностная. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы (государственную ценность). Образование как сфера духовной жизни общества является объективной общественной ценностью, которая располагает возможностями формирования личности человека как субъекта культуры и морали. Для личности получение образования имеет целью приобретения значимого социального опыта, позволяющего ей успешно адаптироваться к жизни в обществе, заниматься профессиональной деятельностью, выполнять социальные роли (ценность личностная).
3) Образование как процесс
Образование — это специально организованный в образовательных учреждениях, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся с целью решения задач образования. Синоним понятия «педагогический процесс».
Образование как результат
Образование как результат обучения и воспитания человека – это достигнутый им уровень образования. Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшейквалификации (аспирантура).

№ 9. ПОНЯТИЕ ЦЕЛОСНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕННТЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

В классической педагогике идея целостности педагогического процесса в единстве воспитания и обучения стала оформляться в начале XIX в. И.Ф.

Гербарт ввел в педагогику понятие воспитывающего обучения, считая, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цели, лишенные средства. В русской педагогике К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К.

Крупская, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. разрабатывали теорию целостного педагогического процесса.

В педагогике четко определились две научные составляющие: теория и методика воспитания и дидактика (теория обучения).

Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств, и деятельность ученика, определяемая его личностными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результат совместной деятельности.

Деятельность педагога — деятельность специально подготовленного специалиста, определяется целями и задачами, вытекающими из социального заказа. Педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, используемые педагогом.

В структуре педагогического процесса выделяют:

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса, который представляет собой взаимосвязанные цели воспитания (общую, индивидуальную и частные) и содержание учебно-воспитательной работы (в котором реализуются цели воспитания).

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса, который проявляется как управление воспитательной деятельностью педагогами (это можно назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника) и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Эмоционально-мотивационньй компонент педагогического процесса, который характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса.

Немаловажную роль в педагогическом процессе играют мотивы воспитателей и характер эмоциональных отношений между ними (между родителями, между учителями в школе), стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемый школьной администрацией, а в стране всей системой государственного управления.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса, который включает в себя контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников. С.Л. Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности.

Целостный педагогический процесс выполняет следующие функции:

Воспитательную, которая проявляется во всем: в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, в личности воспитателей и их профессионализме, в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Образовательную, которая реализуется, прежде всего, в процессе обучения, а также во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.

Читайте также:  Почему ученикам не интересно изучение истории?

Развивающую — развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений. «Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий в первую очередь самого ребенка» (П.П. Блонский).

Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, но интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на чем делается акцент: на знаниях, умениях и навыках или на формировании мотивационной и познавательной сферы обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний, умений и навыков с уровнем развития обучаемого.

Источник: https://cyberpedia.su/4x31fd.html

Основные категории педагогики

знать: основные категории педагогики.

уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки, пользоваться понятийным аппаратом педагогики.

К основным категориям педагогики относятся: образование, воспитание, самовоспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая технология.

Образование — принято понимать как ценность развивающегося человека и общества, как процесс обучения и воспитания человека, как результат этого процесса, а также как система, в которой осуществляется обучение и воспитание людей. Вся совокупность образовательных (учебных и воспитательных) учреждений представляет систему образования конкретного города, региона и страны в целом..

Воспитание — это процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Функции воспитателя состоят в передаче опыта͵ накопленного человечеством.

Воспитание должно вводить в мир культуры, давать стимул к самовоспитанию.

Правильно организованный процесс воспитания помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

Самовоспитание — сознательная деятельность субъекта͵ направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознаваемыми целями, идеалами, личностными смыслами.

Обучение — это целœенаправленный, двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающихся, предполагающий передачу и усвоение знаний. Деятельность преподавателя при этом состоит в преподавании, а деятельность учащихся — в обучении.

Педагог в процессе обучения должен целœенаправленно передавать знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководить процессом усвоения знаний, навыков и умений; создавать условия для развития личности обучающихся (памяти, внимания, мышления).

Ученик должен учиться, то есть овладевать передаваемой информацией и выполнять учебные задания с помощью педагога (совместно с одноклассниками или самостоятельно); предпринимать попытки самостоятельно наблюдать, сравнивать; проявлять инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации; заниматься самообразованием.

Педагогическая деятельность можно рассматривать в двух различных аспектах.

В первую очередь, как решение педагогических задач, поскольку педагогическая деятельность является совместной (субъект—субъект или человек — человек) и, следовательно, определяется законами взаимодей­ствия учителя и ученика.

Во-вторых, как особый вид общественно-полезной деятельности взрослых, направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни и деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями.

Педагогическая система. Н. В. Кузьмина называет пять структурных и пять функциональных компонентов системы.

Структурные компоненты: цель, информация, средства педагогического воздействия, учитель и ученик.

Функциональные компоненты системы:

1. гностический, относящийся к сфере знаний педагога: знание своего предмета и способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся;

2. проектировочный, содержащий представления о перспективных целях обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения;

3. конструктивный, представляющий особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целœей обучения и воспитания — урок, занятие, цикл занятий;

4. организаторский;

5. коммуникативный, включающий особенности коммуникативной деятельности преподавателя.

Педагогическая технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение — и logos — слово, учение) — это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе и нацелœенных на достижение гарантированного результата.

Читайте также

  • — Основные категории педагогики и философии воспитания

    ЧЕЛОВЕК Человек является объектом изучения множества наук, поскольку он представляет собой необычное явление окружающей Жизни. Феномен Человека исследуют и биологические науки (медицина, биология, анатомия, физиология и др.), и науки социального плана (экономика,… [читать подробнее].

  • — Основные категории педагогики

    Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования и обучения. Выделяют следующие категории в педагогике: 1. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. … [читать подробнее].

  • — Педагогика как наука. Основные категории педагогики.

      Педагогика – от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина… [читать подробнее].

  • — Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

    Педагогическими категориямив науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся: 1) образование; 2) воспитание; 3) обучение. Образованиеявляется: 1) результатом обучения, усвоения… [читать подробнее].

  • — Основные категории педагогики

    К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание). Воспитание– социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического… [читать подробнее].

  • — Объект и предмет, основные категории педагогики.

    В современных условиях педагогику рассматривают как на­уку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития, поскольку: • через систему образования «проходит» каждый человек: от дошкольного воспитания до повышения… [читать подробнее].

  • — ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

    Век) Век) Эпоха просвещения (18 век) Век) Эпоха возрождения (14-16 века) Средневековье (4-14 века) Античность (до 4 века) &… [читать подробнее].

  • — ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

    Основные категории педагогики ВоспитаниеВоспитаниеОбучение ФормированиеРазвитиеОбразование (в узком смысле (в широком (передача знаний, (самое широкое, (переход от (это плод обучения воспитат. Работа) смысле) умений, навыков) подготовка личн- кол-ва к ка- Главный… [читать подробнее].

  • — Основные категории педагогики

    1) Воспитание – предполагает целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание (в широком педагогическом смысле) – специально организованное, целенаправленная и управляемая воздействием коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/211037_osnovnye_kategorii_pedagogiki

    Основные категории педагогики. Выделяют следующие основные категории педагогики: образование

    Выделяют следующие основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. В зависимости от исторического периода, той или иной теоретической концепции в эти понятия вкладывалось разное содержание.

    Образование — это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития. Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников.

    Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

    Освоение системы ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих интересам индивида и общественным ожиданиям, накопление опыта эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям дают человеку возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, а с другой — поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.

    При этом главным является не объем знаний («обучен, но не образован»), а соединение знаний с личными качествами человека, умением самостоятельно знаниями распоряжаться.

    Все содержание образования наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Под влиянием образования структура ценностей и отношений у человека изменяется.

    Это происходит в результате того, что человек усваивает критерии и пути выбора из широкого диапазона ситуаций и проблем, в том числе весьма отдаленных от его конкретного опыта, эмоционально для себя приемлемых.

    Складываются определенные нормы отношения к природе, людям и к самому себе. Все перечисленное выше есть суть духовной культуры, ее основные, по классификации российского педагога И. Я. Лернера.

    Исторически первой формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество.

    Оно формирует основу для создания материальных и культурных ценностей, сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности государства.

    Без ученичества немыслимо ни освоение искусства: изобразительного, театрального, музыкального и т.п., ни развитие науки с обязательными для нее научными школами.

    В зависимости от того, какие способности развиваются в процессе образования, принято различать образование общее и специальное (профессиональное). Общее образование обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит его за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике.

    Образование, будучи социально обусловленной системой, включает в свою структуру: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся) и учебный процесс как вид деятельности.

    Обучение — это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности.

    Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

    Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.

    Способность обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем, а учитывая достижения кибернетики, можно говорить и об искусственных самообучающихся системах.

    В качестве основной категории педагогики обучение рассматривается как:

    • процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности. Процесс обучения имеет две составляющие: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика);

    • совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание.

    По мере социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта.

    В единстве деятельности «преподавание — учение» заключается основная функция обучения;

    • педагогически обоснованные формы общения и взаимодействия преподавателя и учащихся, направленные на достижение целей образования. В элементарной форме отношение проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. В системе дидактических отношений ученик выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю.

    Обучение зависит от конкретных исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, методах идеологической обработки и манипуляции сознанием.

    В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение все более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны обучения находятся в единстве и влияют друг на друга.

    Читайте также:  Патриарх кирилл о проблемах образования

    Объем и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам обучения, условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся.

    Основная функция обучения социальная: усвоение необходимых для жизни и деятельности знаний, умений, навыков. Второй функцией обучения является формирование мировоззрения. Оно формируется у детей и взрослых постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире.

    Неразрывно связана с двумя предыдущими функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются прежде всего интеллектуальные. Большое значение имеет и профориентационная функция.

    В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессиональной деятельности, формируется интерес к ней.

    Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной квалификации. Функция креативности нацеливает личность на непрерывное и разностороннее развитие.

    Существуют различные системы организации обучения: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская, предметно-курсовая и др. Каждая из них использует свои организационные формы обучения, способствуя созданию специфических условий обучения, воспитания и развития.

    Воспитание — одно из тех многозначных понятий, которые существенно зависят от конкретных исторических условий развития общества. Воспитание рассматривают как общественное явление, особый вид деятельности, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие.

    В широком педагогическом смысле воспитание — это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно реализуется. Как целенаправленный процесс, воспитание осуществляется системой учебно-воспитательньгх учреждений.

    Каждый проходит через воспитывающее воздействие общества, иначе он не станет человеком. Воспитание ведется по трем направлениям — культурам: физической, социально-психологической и духовкой.

    Вопрос о том, что должен освоить в этих культурах человек, решается каждый раз по-разному в зависимости от того, для жизни в какой социальной группе (сообществе) он готовится.

    В социальном смысле слова воспитание отождествляют с социализацией, т.е. приспособлением человека к сложившейся в обществе системе социальных отношений через взаимодействие с группой и обществом в целом.

    Социально контролируемая социализация отличается от стихийной тем, что в ее основе лежит социальное действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

    Стихийная социализация — процесс непрерывный, в то время как воспитание — процесс дискретный, ибо осуществляется в определенное время определенными организациями. Социализация базируется на вьщвигаемых различными социальными группами идеалах, иногда существенно противоречащих друг другу.

    В рамках социализации решаются задачи: формирования социально приемлемых для общества установок в отношении других людей, семьи, народа, государства (социальные ценности, моральные, этические и правовые нормы) и сдерживания задатков, несовместимых с социальным идеалом; выработки позиции (мировоззренческой, социальной, политической) по отношению к многочисленным сообществам и социальным группам, окружающим человека.

    В психологии воспитание выступает как условие психического развития человека, становления его личности, его индивидуальности.

    В рамках индивидуализации решаются задачи: формирования благоприятного для самого человека способностей, позволяющих ему реализовать себя в жизни; гармонизации человека, развития как единого целого тела, души и духа.

    Воспитание как социальный институт состоит из определенных элементов и имеет определенные функции в общественной жизни — как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, социальными группами и индивидами), так и латеотные (скрытые, неосознаваемые, неформулируемые).

    Результаты и эффективность воспитания в современном обществе определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания — готовность и способность человека к самоизменению, самовоспитанию.

    Педагогическая деятельность — один из видов профессиональной деятельности, направленной на реализацию целей образования. К основным видам педагогической деятельности относятся обучение и воспитание.

    Педагогическую деятельность можно рассматривать и более широко — как особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическим, политическими, нравственными и эстетическими целями.

    В структуре педагогической деятельности принято выделять три взаимосвязанный компонента: конструктивный, организационный и коммуникативный.

    Конструктивная деятельность включает в себя три части: конструктивно-содержательную (планирование и построение всего педагогического процесса, в том числе отбор и,сочетание учебного материала), конструктивно-оперативную (планирование действий как собственных, так и учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

    Организационная деятельность — выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, в том числе организация совместной деятельности.

    Коммуникативная деятельность — установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.

    Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. В педагогическом процессе реализуются цели образования, и воспитания в условиях педагогической системы.

    Педагогический процесс, как и любой другой, приводит к определенному результату, возникающему как продукт преднамеренного взаимодействия педагога и воспитанника. Причем результат — это изменение в поведении и деятельности как ученика, так и учителя.

    Педагогический процесс характеризуется целостностью, системностью и непрерывностью.

    Эффективность педагогического процесса диктуется наличием постоянной обратной связи, позволяющей своевременно получить информацию о соответствии результатов планировавшимся задачам.

    Педагогическое взаимодействие, относящееся к одним из ключевых понятий педагогики, в то же время рассматривается и как научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности учащегося.

    Как процесс, состояший из взаимосвязанных компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических, он обусловлен и опосредован учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

    В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое присутствует во всех видах деятельности — познавательной, трудовой, творческой, составляя начало социальной жизни человечества. Педагогическим взаимодействие между людьми становится тогда, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников.

    Оно предполагает равенство отношений, которое, к сожалению, взрослыми порой нарушается. Опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества, они могут использовать авторитарное воздействие. В ситуациях неравноправия у учащегося и даже у маленького ребенка возникает ответная реакция.

    Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять взаимоотношениями, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей учеников, что, в свою очередь, способствует и творческому росту педагога.

    Педагогические технологии — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

    Это направление, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, как новая категория педагогики появилось в 1950-х гг.

    Главное отличие педагогической технологии от методики (понятие, используемое в классической модели образования) заключается в том, что эта категория системно-деятельностная.

    Технология позволяет ученику занять позицию субъекта собственной познавательной деятельности, а учителю — спроектировать траекторию индивидуального развития ученика. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором задаются однозначные цели и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

    К важнейшим чертам технологий обучения относят: •разработанность диагностично поставленных целей обучения, что достигается за счет описания действия учащегося в терминах «знает», «понимает», «применяет»;

    • ориентированность всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;

    • наличие оперативной обратной связи, оценки текущих (по типу «усвоил — не усвоил») и итоговых результатов, которые обязательно разъясняются каждому ученику;

    • воспроизводимость обучающих процедур, т.е. возможность их повторения любым преподавателем.

    Сильной стороной педагогических технологий является создание стандартных заданий (тестов) для всех видов целей и уровней обучения.

    В традиционном обучении измерение уровня усвоения знаний и их оценка носят неопределенный и субъективный характер, замерить и оценить знания учащегося объективно нельзя.

    К недостаткам педагогических технологий такого типа относится ориентация на обучение репродуктивного типа, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира.

    Наиболее сложным в педагогических технологиях остается вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в понятиях, подлежащих диагностике и измерению.

    Методика описания с помощью диагностических показателей опыта личности и ее интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентированных тестов для контроля степени достижения учащимися поставленных целей обучения.

    Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения.

    На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты: содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.

    Педагогическая задача рассматривается как некая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Существуют различные типы и виды задач, которые, так или иначе, являются задачами социального управления. К первому типу относятся содержательные педагогические задачи (СПЗ), направленные на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое.

    Эти цели описываются через задаваемые качества личности. Педагогические задачи второго типа — функциональные (ФПЗ) — являются частными по отношению к первому типу и связаны с отдельным педагогическим актом. Эти задачи выстраиваются в виде четко прописанной системы, которая должна привести к формированию заданных свойств учеников, т.е. к решению содержательных педагогических задач.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/8/20301.html

    Ссылка на основную публикацию