Особенности содержания учебного материала

Отбор содержания учебного материала

Обучение в профессиональном образовании нацелено, прежде всего, на формирование компетенции будущих специалистов, ориентированной на действие. Они должны быть готовы поступать квалифицированно, обдумано и ответственно во всех профессиональных ситуациях.

Содержание обучения при этом должно давать простор для реализации следующих задач:

· постановка профессиональной проблемы в обучении;

· ориентация на реальности условий труда и трудовых отношений;

· установление междисциплинарных связей теории и практики;

· использование активных форм обучения с опорой на опыт обучающихся;

· особая роль преподавателя как консультанта и организатора деятельности;

· тесное сотрудничество преподавателей и мастеров, занятых в одном учебном процессе.

По отбору содержания можно встретить рекомендации практически во всех работах, посвященных организации занятий. Цель каждого преподавателя освоить методику отбора содержания обучения: целенаправленного, не избыточного, посильного, мотивированного.

Под содержанием понимается в данном случае элемент педагогической системы, относящийся к средствам. Это принципиальный момент, т.к. любое содержание для преподавателя всего лишь средство, с помощью которого он решает поставленные цели (например, подготовку профессионально компетентного специалиста).

Преподаватель должен обеспечить обучение различным видам знаний в комплексе, в сочетании их друг с другом.

Очень важно познакомить обучающихся со знаниями о способах деятельности: анализу и проектированию технологических процессов; разбору и составлению схем, выполнению расчетов, решению технических задач, работе с технической литературой, нормативной документацией.

Специфика учебных дисциплин профессионального цикла заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть воплощены в практической деятельности обучающихся.

Выбор методов обучения для использования на учебном занятии

Методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).

Выбирая данные методы, мы можем рассчитывать на определенный результат, а именно — на формирование у обучающихся лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но, ни умений или тем более навыков).

В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). Когда целесообразно выбрать репродуктивные методы (2-й уровень)? Тогда, когда надо научить обучающихся воспроизводить действия по образцу.

Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучающихся типовых умений и навыков. Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки.

Третью группу методов составляют методы проблемного обучения. Они ориентированы на формирование у обучающихся умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование у них оперативного мышления (3- уровень). По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества.

Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во- вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого обучающегося по решению проблемных задач, как «открытие», совершаемое через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучающихся знаний. Именно с проблемным обучением связывается возможность формирования у обучаемых технического мышления, конструкторско- технических навыков, возможностей рационализаторства и др. Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельностные и др.) и др. и коммуникативные (дискуссия, «мозговой штурм» и др.).

Преподаватель, готовясь к учебному занятию, может выбрать любой метод, главным критерием является цель, которую он ставит перед собой. Важнейшим критерием выбора методов относятся специфика содержания учебного материала и в связи с этим, главная дидактическая цель учебного занятия.

Критерии эффективности современного учебного занятия

· Обучение через открытие

· Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности.

· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

· Развитие личности.

· Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

· Демократичность, открытость.

· Осознание обучающимся деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал обучающийся при этом.

· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения позволяет обучающимся в коллективном поиске приходить к открытию

· Обучающийся испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие.

· Преподаватель ведет обучающегося по пути субъективного открытия, он управляет его проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью.

Список использованной литературы

·

1. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов / С. Я. Батышев. – М.: Ассоц. «Проф. образование», – М., 2013.

2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Общая и профессиональная педагогика: Альфа-М, НИЦ ИНФРА – М., 2016.

3. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения (5-е изд., стер.) учеб. Пособие, Академия – М, 2015.

4. Матяш Н.В.Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (4-е изд., стер.) учеб. пособие, Академия – М, 2015.

5. Образцов П.И.Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие П.И. Образцов (Гриф), НИЦ ИНФРА – М., 2015.

6. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для вузов/под ред. П.И. Пидкасистого. -3-е изд. Испр. И доп. – М.: Юрайт, 2013. .

7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 11 изд., стер. – М.: Академия, 2012, -608 с.

Содержание

Вступление
1. Реализация на учебном занятии основных принципов обучения в СПО
1.1.Принципы обучения в педагогике. Классические и современные принципы обучения
1.2.Совокупность принципов, обеспечивающая креативный характер профессионального образования
2. Виды современных организационных форм обучения. Особенности и развивающие возможности традиционных и нетрадиционных учебных занятий и их специфика
2.1. Виды, формы и способы обучения
2.2. Классификация методов обучения. Функции методов обучения. Активные методы обучения.
2.5. Виды нестандартных уроков
3. Целеполагание учебного занятия
3.1. Педагогическое целеполагание
3.2.Методика конструирования учебных целей
3.3. Ведущие приемы целеполагания
4. Технология проектирования модели современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО
4.1.Современные требования к уроку/ учебному занятию
4. 2. Технологическая карта урока/учебного занятия
4.3. Схема этапов урока
4.4.Приемы рефлексии
4.5. Как подготовить современное учебное занятие?
4.6. Отбор содержания учебного материала
4.7. Выбор методов обучения для использования на учебном занятии
4.8. Критерии эффективности современного учебного занятия
Список использованной литературы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b1763.html

Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов системы Л.В.Занкова

Мы исходим из того, что современную культурно-историческую эпоху характеризуют интеграция, постоянно меняющиеся условия и поликультурное общество, которое строится на толерантности.

Сегодняшняя реальность требует от человека умения целостно воспринимать мир, осмысливать себя и свою деятельность в контексте различных связей.

Воспитанию такой личности могут способствовать интегрированные курсы.

Читайте также: Педагогические основы системы Л.В.Занкова

Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников по системе Л.В.Занкова

Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей.

Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестке знаний, что, в свою очередь, создает высокий уровень трудности обучения. Данный дидактический принцип является педагогическим осмыслением ведущего для развивающего обучения положения Л.С.

Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка. Это положение стало базовым и при разработке образовательных стандартов.

Высокий уровень трудности ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа осознания процесса учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?».

Создаются условия для самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, обсуждение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываются меры помощи – от намекающей, ориентировочной до прямой, что помогает выдержать меру трудности.

Оперирование связями обеспечивает разноуровневую систематизацию знаний, промежуточное и итоговое их обобщение, что и придает обучению быстрый темп.

Интегрированный подход к структурированию учебных курсов позволяет решить основную задачу обучения в системе Л.В. Занкова – представить обучающимся широкую и, главное, целостную картину мира.

Например, в курсе «Окружающий мир» вначале ученики исследуют связи только между объектами неживой природы, затем эти связи обогащаются связями между объектами живой природы, а затем – миром человека и тем, что он открывал, изобретал в разное историческое время.

Сам за себя говорит подзаголовок курса ИЗО «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства.

Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами.

В курсе математики органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. Музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. Знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе, истории музыкальных инструментов, изобразительному искусству.

Представим основные линии интеграции содержания, с учетом которых выстроены учебные курсы в системе Л.В. Занкова. К ним относятся сочетания материала:

  • метапредметного, межпредметного и предметного характера,
  • теоретической и практической направленности,
  • изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом,
  • интеллектуальной и эмоциональной насыщенности.

Интегрированное содержание стало одним из важнейших условий организации деятельностного подхода, комплексного формирования универсальных учебных действий и индивидуализации обучения посредством многоаспектных заданий к одному содержанию – аналога Всероссийской проверочной работы и комплексной работы.

Подтвердим сказанное анализом примера из учебника по русскому языку.

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по фгос: современные виды, примеры использования, мастер классы + фото и видео

В упр. 17 (2 кл.) даны рисунки лисы, бобра, волка, медведя, мыши, аиста, ласточки и приведено предложение:

В берлоге живет …, в гнезде – …, в гнездышке – …, в норе – …, в норке – …, в хатке – …, в логове – … .

Задания: Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни звуки букв гласных в корне.

При выполнении этого упражнения от ребенка требуется переключение с одного аспекта анализа словесного материала на другой: с осмысления лексического значения слов на правило записи и оформления предложения, правильной записи названий животных, затем на поиск однокоренных слов, выделение корневой морфемы, опять на анализ лексического значения слов и, наконец, переключиться на фонетический анализ. В результате выполнения столь многоаспектного задания явления языка предстали перед второклассниками целостно: в тесном переплетении смысла и грамматических законов, тем самым выйдя за рамки узкопредметных интересов.

Анализ содержания с разных сторон чрезвычайно ценен для становления ученика: понимать столь разнонаправленные задания, удерживать каждый раз новую цель деятельности; активизировать знания и умения из разных разделов учебного предмета; для воспитания волевых качеств, когда надо длительное время фиксировать внимание на одном содержании; для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках одного упражнения, работая со всем классом, в группе или индивидуально. На таком широком поле возможностей нишу для развития найдет каждый ребенок, в том числе и одаренный. Поясним, мы понимаем индивидуализацию не как занятия с отдельным учеником, а как предоставление ребенку возможности найти свою нишу в коллективной или индивидуальной деятельности.

Именно такого переключения с одного аспекта анализа представленного материала на другой и требует выполнение Всероссийской проверочной работы по любому учебному предмету и выполнение комплексной работы, по результатам которых делаются выводы об усвоении предметных знаний и умений и сформированности метапредметных действий.

Опыт таких действий дети, обучающиеся по занковскому комплексу, получают уже в течение многих десятилетий, начиная с первого класса. Работа обучающихся с многоаспектными заданиями обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся учебных ситуациях.

Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, формируется прочность усвоения программного материала.

Продолжим анализ приведенного примера из учебника по русскому языку. При выполнении заданий к этому упражнению активизируется и, значит, может быть зафиксирован комплекс универсальных учебных действий, необходимых для начала 2-го года обучения. Для краткости мы назовем лишь очевидные.

Личностные УУД: интерес к предметно-исследовательской деятельности, первичные умения оценки правильности ответов одноклассников; регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, ориентировка в учебном задании, нацеленное восприятие материала, планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, т.е. с размышлением, образное воображение с опорой на понимание лексического значения слов; умение довести дело до конца; контроль или самоконтроль, исправление результатов работы при необходимости; познавательные УУД: понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение высказывания в устной форме, группировка слов по заданному грамматическому значению, дифференциация понятий орфограмма – неорфограмма, подведение анализируемых объектов под понятия, звуковой, звуко-буквенный, морфемный анализ слов…; коммуникативные умения, требуемые при обсуждении вариантов ответов…

Приведенный пример подтверждает неоднократно озвученную нами мысль о том, что невозможно расчленить этапы учебной деятельности и, тем более, обозначить направленность того или иного упражнения на развитие какого-либо УУД: либо личностного, либо регулятивного, либо познавательного, либо коммуникативного.

Любая деятельность и, конечно же, учебная начинается с мотивов (личностные УУД), далее следует информационно-ориентировочный этап (регулятивные УУД), затем исполнительский этап (познавательные УУД) и, наконец, этап, связанный с контролем, самоконтролем и внесением, если это требуется, коррективов (регулятивные УУД).

Учебная деятельность на каком-то ее этапе обязательно осуществляется или фронтально, или в группе, или в паре, что требует коммуникативных умений.

Однако результативность формирования названных УУД будет различной в зависимости от особенностей отбора и структурирования материала и от организации на этой основе деятельности детей.

Выше мы обозначили четыре линии интеграции содержания учебных предметов, они явно просматриваются в приведенном примере. Особо остановимся на интеграции теоретического и практического материала при ведущей роли теоретических знаний.

Приведем описательный пример того, что необходимо знать и уметь ученикам, чтобы работать с безударной гласной в окончании глагола (программный материал 4 класса): 1) различать гласные и согласные звуки, 2) гласные ударные и безударные, 3) уверенно выделять окончание в глаголе, 4) отличать глагол от других частей речи, 5) отличать личные глаголы от глаголов в форме прошедшего времени, 6) отличать неопределенную форму глагола, 7) уверенно знать личные местоимения, 8) устанавливать лицо и спряжение глагола, помня о глаголах-исключениях, 9) при необходимости уметь подобрать неопределенную форму глагола, не меняя его вида, 10) различать глаголы совершенного и несовершенного вида, 11) при неясном варианте окончания обратиться к словарю.

Подобное представление автора учебника о каждой теме программы дает возможность оптимально выстроить ее во времени с 1 по 4 класс и в течение каждого класса.

Так, прежде чем дети при изучении курса «Окружающий мир» будут анализировать текст о причине смены сезонов, они должны узнать: о форме Земли, о наклоне ее оси, о ее движении вокруг Солнца, о роли Солнца в жизни Земли, понаблюдать за его высотой в течение дня и в разные сезоны, хотя бы летом и зимой …. При ознакомлении с природными зонами (3 класс) обучающиеся анализируют связи, представления о которых складывались постепенно: климатические условия, почвы, растительный и животный мир, сезонные изменения, жизнедеятельность людей, экологические проблемы.

Эти примеры, как и вышеприведенное упражнение, раскрывают объективный характер интеграции материала при построении курса, в каждой отдельной теме и даже в каждом отдельном упражнении.

Возможность задействовать столь разнообразные связи в разных их сочетаниях создают условия для столь же разнообразной деятельности обучающихся: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом уровнях или на сочетаниях этих уровней.

Авторы учебников ушли от субъективности в структурировании материала, реализуя объективно существующие связи в преподаваемой науке и создавая реальные условия для организации деятельностного подхода в обучении.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/osobennosti-otbora-i-strukturirovaniya-soderzhaniya-uchebnykh-kursov-s/

Содержание учебного материала

Предмет, задачи и структура курса

Предмет курса. Значение его изучения. Задачи курса в системе подготовки экономических кадров, в т.ч. для финансовой и банковской систем. Курс ʼʼДеньги, кредит, банкиʼʼ в системе других экономических наук.

Структура курса. Базовые разделы курса. Характеристика тем для изучения по курс ʼʼДеньги, кредит, банкиʼʼ. Формы контроля за ходом усвоения студентами знаний по курсу.

Раздел I. ДЕНЬГИ

Тема 1. Происхождение, сущность, функции денег

Предпосылки и причины появления денеᴦ. Концепции происхождения денеᴦ. Характеристика сущности денеᴦ.

Понятие функции денеᴦ. Сущность и значение функции меры стоимости. Особенности ее при применении полноценных и неполноценных денеᴦ.

Деньги в функции средства обращения. Факторы, определяющие сужение сферы использования денег в функции средства обращения.

Функция денег как средство платежа. Содержание, назначение и особенности функционирования денег как платежного средства.

Функция средства накопления. Виды денежных накоплений. Накопления населœения, их значение. Связь денежного накопления с реальным накоплением.

Деньги в сфере международного экономического оборота.

Взаимосвязь функций денеᴦ. Единство функций денег как выражение их сущности.

Тема 2. Виды денег

Понятие видов денег как формы их существования. Товарные деньги. Общественное разделœение труда и совершенствование всœеобщего эквивалента. Товарно-весовой эквивалент. Металлочеканный эквивалент. Золото как эквивалентный товар.

Процесс демонетизации золота. Бумажно-кредитный эквивалент.

Полноценные и неполноценные деньги. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Наличные и безналичные деньги. Электронные деньги. Национальные, коллективные, международные деньги.

Тема 3. Роль денег

Понятие роли денеᴦ. Проявление роли денег в процессе выполнения ими своих функций. Роль денег в развитии производства и повышении его эффективности.

Использование денег в качестве орудия стоимостного учета͵ в осуществлении регулирования меры труда и меры потребления. Роль денег в процессе формирования, распределœения и перераспределœения доходов секторов экономики.

Роль денег в осуществлении социальной политики государства. Роль денег в осуществлении внешнеэкономических связей.

Тема 4. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот

Выпуск денег в оборот. Эмиссия денеᴦ. Виды денежной эмиссии. Понятие эмитента.

Денежная масса. Денежные агрегаты. Факторы, влияющие на объём денежной массы. Номинальная и реальная денежная масса. Денежная база, ее структура, связь с денежной массой. Коэффициент монетизации экономики.

Кредитный характер денежной эмиссии в современных условиях. Эмиссия безналичных денеᴦ. Понятие свободных (избыточных) резервов отдельного коммерческого банка и системы коммерческих банков. Сущность банковского мультипликатора. Коэффициент банковской мультипликации.

Налично-денежная эмиссия. Исключительное право центрального банка на эмиссию наличных денеᴦ. Механизм налично-денежной эмиссии.

Тема 5. Денежный оборот

Понятие денежного оборота. Каналы движения безналичных п наличных денеᴦ. Движение товаров как основа денежного оборота. Роль банков в функционировании денежного оборота.

Классификация денежного оборота исходя из форм функционирования денег, особенностей платежа, субъектов, между которыми осуществляется движение денеᴦ. Безналичный и наличный денежный оборот. Денежно-расчетный оборот.

Денежно-кредитный оборот. Денежно-финансовый оборот. Межбанковский денежный оборот. Банковский денежный оборот. Межхозяйственный денежный оборот. Взаимосвязь составных частей денежного оборота.

Принципы организации денежного оборота.

Тема 6. Платежная система и ее виды

Понятие ʼʼплатежная системаʼʼ. Элементы платежной системы, их характеристика. Задачи и функции платежной системы. Требования, предъявляемые к платежным системам.

Основные участники платежной системы. Роль центрального банка в формировании и развитии платежной системы.

Виды платежных систем, их классификация. Международные платежные системы. Национальная платежная система. Межбанковские переводы и расчёты. Интеграция Республики Беларусь в международные платежные системы.

Тема 7. Безналичный денежный оборот

Виды безналичного денежного оборота. Значение развития безналичного денежного оборота.

Читайте также:  Впервые у парикмахера

Принципы организации безналичных расчетов. Условия проведения безналичных расчетов. Платежные инструкции. Очередность платежей.

Банковские переводы. Инкассо, его виды. Понятие форм безналичных расчетов, критерии их выбора. Характеристика отдельных форм безналичных расчетов в национальном экономическом обороте: порядок осуществления расчетов, преимущества и недостатки, перспективы развития. Особенности безналичных расчетов физических лиц.

Тема 8. Наличный денежный оборот

Экономическое содержание наличного денежного оборота͵ его роль в процессе расширенного воспроизводства. Налично-денежные потоки. Оборот наличных денеᴦ. Скорость оборота наличных денеᴦ. Факторы, влияющие на скорость оборота наличных денеᴦ.

Принципы организации наличного денежного оборота. Роль банков в организации наличного денежного оборота. Прогнозирование наличного денежного оборота.

Тема 9. Денежная система, ее элементы

Денежная система, ее понятие. Типы денежных систем, их характеристика и роль. Денежные системы металлического обращения. Денежные системы обращения кредитных и бумажных денеᴦ. Денежные системы административно-распределительной модели экономики и развитой рыночной экономики.

Элементы национальной денежной системы, их содержание. Влияние национальных особенностей и исторических традиций на содержание элементов денежной системы. Денежная система Республики Беларусь, ее развитие.

Тема 10. Устойчивость денежного оборота и методы его регулирования

Понятие и характеристика устойчивости денежного оборота. Товарно-денежная сбалансированность. Влияние пропорций общественного воспроизводства, его состояния па денежный оборот и наоборот. Покупательная способность денеᴦ. Условия стабильности покупательной способности денег и обменного курса национальной валюта.

Необходимость регулирования денежного оборота. Инфляция, ее виды и влияние на денежный оборот. Органы, осуществляющие регулирование денежного оборота. Формы и методы регулирования денежного оборота. Инструменты, используемые центральным банком для регулирования денежного оборота. Нуллификация, ревальвация, девальвация, деноминация, их содержание и назначение. Денежные реформы.

Раздел II. КРЕДИТ

Тема 11. Сущность кредита и его функции

Необходимость кредита. Общеэкономические и специфические причины функционирования кредитных отношений. Товарное производство как естественная основа возникновения кредита͵ кругооборот и оборот капитала. Условия возникновения кредитных отношений.

Сущность кредита͵ ее характеристика. Виды кредитных отношений. Субъекты кредитных отношений. Ссуженная стоимость, ее особенности. Возвратность как сущностная черта кредита. Закономерности развития кредитных отношений.

Понятие функции кредита. Перераспределительная функция кредита. Объекты, сфера и значение перераспределœения ресурсов. Границы кредитных вложений.

Функция замещения наличных денег кредитными операциями. Создание кредитных орудий обращения. Другие функции кредита͵ сформулированные в экономической литературе.

Тема 12. Роль кредита в рыночной экономике

Понятие роли кредита͵ ее связь с сущностью, функциями кредита. Воздействие кредита на бесперебойность воспроизводственного процесса на макро и микроуровне.

Роль кредита в перераспределœении ресурсов, экономическом стимулировании кругооборота капитала. Использование кредита для содействия развитию научно-технического прогресса, решения социальных проблем. Влияние кредита па денежный оборот, его организацию и регулирование. Роль кредита в развитии международных экономических связей.

Тема 13. Формы кредита

Понятие формы кредита. Классификация форм кредита͵ критерии классификации. Товарная форма кредита. Денежная форма кредита. Товарно-денежная (смешанная) форма кредитных отношений.

Банковский кредит. Понятие и субъекты кредита. Особенности банковской формы кредита. Принципы кредитования. Роль банковского кредита. Тенденции его развития.

Государственный кредит. Понятие и субъекты кредита. Виды государственного кредита. Роль и тенденции развития государственного кредита.

Потребительский кредит. Понятие и субъекты кредита. Особенности потребительского кредита͵ его роль. Классификация потребительского кредита по различным критериям. Розничный банковский бизнес.

Ипотечный кредит. Особенности ипотечного кредита͵ условия развития. Виды ипотеки. Ипотечное кредитование населœения. Роль ипотечного кредита.

Лизинговый кредит. Понятие и субъекты кредита. Классификация лизинга. Условия и возможности использования лизингового кредита. Роль лизингового кредита. Перспективы развития лизингового кредита.

Коммерческий кредит. Понятие, субъекты и роль коммерческого кредита. Условия, возможности и границы использования коммерческого кредита. Особенности коммерческого кредита.

Факторинговый кредит. Понятие, виды. Эффективность факторинга для его участников, отличия от других форм кредита.

Перспективы развития различных форм кредита в экономике Республики Беларусь.

Тема 14. Рынок ссудных капиталов

Сущность рынка ссудных капиталов, его определœение с функциональной и институциональной точек зрения. Участники рынка ссудных капиталов. Финансовые посредники на рынке ссудных капиталов.

Функции рынка ссудных капиталов. Структура рынков ссудных капиталов. Кредитный рынок. Операции Национального банка Республики Беларусь па кредитном рынке. Услуги коммерческих банков на кредитном рынке. Рынок ценных бумаг, его структура.

Виды ценных бумаг, сделки с ними на рынке. Валютно-фондовая биржа как организатор торговли цепными бумагами в Республике Беларусь. Деятельность банков на рынке цепных бумаᴦ. Внебиржевой рынок. Валютный рынок, операции на нем. Виды валютных рынков.

Государственное регулирование рынков ссудных капиталов.

Особенности и перспективы развития рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь.

Раздел III. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

Тема 15. Банки и их роль

Сущность банков. Функции и роль банков. Понятие банковской деятельности. Банковское законодательство. Банковская тайна.

Принципы организации деятельности банков.

Классификация банков по формам собственности, правовой организации, набору операций, отраслям экономики, территории обслуживания, числу филиалов, масштабам деятельности и другим признакам.

Транснациональные банки. Банковские объединœения. Банковский картель. Банковский концерн. Банковские холдинг-компании, консорциумы. Участие банков в финансово-промышленных группах.

Тема 16. Банковские операции

Банковские операции как конкретное проявление банковских функций на практике. Банковский продукт. Банковские услуги. Качество банковских услуᴦ.

Классификация банковских операций. Пассивные операции банков. Значение пассивных операций в деятельности банков. Активные операции банков, их значение. Взаимосвязь активных и пассивных операций банков. Активно-пассивные операции, их роль. Посреднические операции. Розничные операции.

Характеристика операций банков: депозитных, эмиссионных, кредитных, расчетных, кассовых, инвестиционных, валютных, факторинговых, лизинговых, гарантийных, трансфертных, трастовых, залоговых, межбанковских, международных, учетных и др.

Новые банковские услуги и продукты. Тенденции и перспективы развития банковских операции в Республике Беларусь.

Тема 17. Кредитная система, ее структура

Понятие кредитной системы. Банковская система, ее виды. Одноуровневая банковская система. Двухуровневая банковская система. Административная банковская система. Рыночная банковская система. Факторы, влияющие на развитие банковских систем, роль банковских систем на макроуровне.

Кредитная система Республики Беларусь, принципы ее построения. Перспективы развития национальной банковской системы.

Тема 18. Центральные банки

Возникновение и статус центральных банков. Центральные банки, их функции, операции. Независимость центральных банков. Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты. Рефинансирование банков. Регулирование деятельности банков.

Национальный банк Республики Беларусь, организационная структура, особенности деятельности.

Тема 19. Коммерческие банки и основы их деятельности

Коммерческий банк как субъект экономики. Порядок создания банка. Лицензирование, регистрация. Реорганизация и ликвидация банков.

Ресурсы банка, их формирование, использование. Отношения банка с клиентами на базе договоров. Понятие банковской ликвидности. Банковские риски. Взаимоотношения с центральным банком.

Коммерческие банки Республики Беларусь, их общая характеристика, перспективы развития.

Тема 20. Банковские проценты

Сущность банковского процента. Функции и значение процента. Виды процентов.

Депозитный процент, его сущность. Критерии дифференциации уровня депозитных процентных ставок. Факторы, влияющие на размеры депозитного процента. Влияние центрального банка на уровень депозитных процентов.

Процент по банковским кредитам. Критерии дифференциации уровня процентных ставок. Факторы, влияющие на размеры процентных ставок. Взаимосвязь процента по банковским кредитам и депозитного процента. Банковская маржа. Процентная политика банков.

Ставка рефинансирования. Факторы, влияющие на размеры ставки рефинансирования. Регулирующая роль ставки рефинансирования.

Учётный процент центрального банка, его сущность. Другие виды процентов центрального банка.

Учётный процент банков при операциях с ценными бумагами. Факторы, влияющие на размер учетного процента при покупке (продаже) ценных бумаᴦ.

Тема 21. Небанковские кредитно-финансовые организации

Понятие небанковских кредитно-финансовых организаций, их место в кредитной системе. Виды, сфера деятельности, задачи, роль этих организаций. Взаимодействие с банковской системой. Перспективы развития. Особенности регулирования их деятельности.

Лизинговые компании. Функции и роль. Основы их деятельности. Инвестиционные фонды. Финансовые компании. Факторинговые компании. Финансовые биржи. Расчетно-кассовые центры. Трастовые компании. Ссудосберегательные общества. Ломбарды. Кредитные союзы, товарищества. Общества взаимного кредита. Дилинговые компании, другие виды небанковских кредитно-финансовых организаций.

Раздел IV. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 22. Валютная система и валютное регулирование

Валютная система: понятие, элементы. Виды и эволюция валютных систем. Валютная система Республики Беларусь, ее содержание и особенности.

Конвертируемость национальных валют, ее виды. Валютные ограничения, причины их применения. Условия и значение перехода к полной конвертируемости национальной валюты. Режим конвертации белорусского рубля.

Валютный курс, его сущность. Режимы валютных курсов. Факторы, влияющие на валютный курс. Режим обменного курса белорусского рубля, способы его установления. Методы и инструменты регулирования валютного курса. Влияние изменений валютного курса на экономику.

Платежный баланс: понятие и основные статьи. Виды платежных балансов. Методы балансирования платежного баланса.

Валютное регулирование, его направления, значение. Органы валютного регулирования. Методы и инструменты валютного регулирования. Особенности валютного регулирования в Республике Беларусь.

Тема 23. Международные расчетные отношения

Система международных расчетов. Особенности международных расчетов. Механизм перевода средств, корреспондентские и другие счета. Валютные условия расчетов. Условия платежа. Наличные платежи. Расчеты в кредит. Финансовые гарантии.

Формы международных расчетов. Банковский перевод. Аккредитивная форма расчетов. Инкассовая форма расчетов. Расчеты по открытому счету. Расчеты в форме аванса. Валютные клиринги.

Тема 24. Международные кредитные отношения

Международный кредит, его сущность и значение, классификация международных кредитов. Виды международных кредитов. Государственный кредит. Банковский кредит. Коммерческий кредит. Товарный кредит. Валютный кредит. Способы предоставления и погашения международных кредитов.

Международные финансовые и кредитные институты. Международный валютный фонд. Группа Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития. Международная ассоциация развития. Международная финансовая корпорация. Европейский банк реконструкции и развития. Банк международных расчетов. Региональные банки развития Азии, Америки и Африки.

Источник: http://referatwork.ru/category/finansy/view/524505_soderzhanie_uchebnogo_materiala

Педагогическая психология — ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЗАУЧИВАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Результаты учения определяются не только субъективными факторами, но и объективными. Их анализ позволяет выделить главные свойства учебного материала, влияющие на его заучивание.

Первым свойством учебного материала выступает его содержание. Предметом заучивания могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки. От того, какой тип материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят характер и методы обучения.

Второе свойство учебного материала – его форма.

Читайте также:  Как умудриться не избаловать ребёнка?

Она может быть жизненной, когда обучение осуществляют на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляют на специально препарированных и схематизированных учебных объектах и задачах.

Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Любая из этих форм преподавания учебного материала представляет собой некоторый язык, который служит для передачи определенных сведений.

Третье свойство учебного материала – его трудность, которая влияет на эффективность заучивания, его быстроту и правильность.

Говоря о трудности или легкости материала, обычно имеют в виду, что один материал учащиеся заучивают быстрее и с меньшим количеством пробелов или ошибок, а другой – медленнее, с большими пробелами и ошибками.

Исследования показали, что, например, трудность заучивания слов и предложений связана не столько с их значением, сколько с контекстом, в котором они находятся.

Четвертое свойство, влияющее на заучивание учебного материала, – его значение, важность. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт личности.

Пятое свойство материала, влияющее на его заучивание, – его осмысленность. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается быстрее и с меньшим числом ошибок и продолжительнее и полнее сохраняется.

Шестое свойство материала – его структура. Это свойство тесно связано с предыдущим. Осмысленность определяется связями нового с известным. Структура материала – то, как устанавливаются в нем эти связи.

Седьмой фактор, влияющий на заучивание учебного материала, – его объем, т. е. количество входящих в него отдельных элементов. В бессмысленном материале определить количество заучиваемых элементов не представляет особого труда. Сложнее определить объем материала при смысловом заучивании, когда происходит мыслительная его перестройка.

Источник: https://cribs.me/pedagogicheskaya-psikhologiya/vneshnie-faktory-zauchivaniya-soderzhanie-i-forma-uchebnogo-materiala

Технологии полного усвоения учебного материала (стр. 1 из 3)

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru

Icq 170552870

Оглавление

Введение.. 3

Глава 1. Технология полного усвоения знаний.. 4

1.1 Технология полного усвоения, ее характеристика.. 4

1.2 Основные характеристики технологии полного усвоения (по М.В. Кларину) 12

1.3 Разновидности технологии полного усвоения. 18

Глава 2. Система полного усвоения знаний.. 28

2.1 Дифференциация обучения. 28

2.2 Критерий полного усвоения. 31

2.3 Проектирование обучающей системы.. 32

Заключение.. 35

Список литературы… 36

В наши дни отмеченный переход совпадает с двумя основными тенденциями развития теории и практики образования. Первая – это разработка тестов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся.

Вторая тенденция – использование обучающего потенциала заданий в тестовой форме для организации самоконтроля — самой гуманной формы контроля знаний.

В полной мере этот потенциал удалось реализовать в различных вариантах систем индивидуализированного адаптивного обучения.

Психологической основой системы полного усвоения стали идеи американских ученых Дж. Кэррола, Б. Блума и мн. др. Для овладения одним и тем же учебным материалом разным учащимся, в зависимости от в интеллектуальных способностей, требуется разное время. Поскольку в рамках классно — урочной системы учащиеся заметно отличаются по своей подготовленности.

Полностью усваивают материал только немногие. Недостаток времени является, по мнению Дж. Кэррола, главной причиной слабых знаний. В результате было предложено так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся получили достаточное для каждого время, необходимое для изучения требуемого материала.

Это позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения практически всего материала у всех учащихся.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей технологии полного усвоения знаний.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Раскрыть сущность технологии полного усвоения знаний.

2. Рассмотреть особенности системы полного усвоения знаний.

Объект исследования – процесс усвоения знаний.

Предмет исследования – технология, как средство достижения полноты усвоения знаний.

Согласно технологии полного усвоения различие в учебных результатах будет иметь место за пределами требований к обязательным результатам обучения.

В рамках обсуждаемой технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями.

В.П. Беспалько на основе работ Дж. Керолла и Б. Блума разработал технологию критериально-ориентированного обучения (КОО), основным моментом которой является установка, что все обучаемые способны усвоить необходимый учебный материал.

Для этого им должны быть заданы критерии усвоения (стандарты обученности). Эту технологию КОО называют также и технологией полного усвоения знаний. В литературе встречаются оба варианта описания этой технологии – и по Беспалько, и по Кларину.

Рассмотрим оба варианта.

Гуманность технологии КОО заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся, можно добиться достижения всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современного общества. Согласно модели КОО, различия в учебных результатах могут иметь место за пределами общего для всех образовательного результата, т.е. общеобразовательного минимума, над которым будут надстраиваться результаты последующего дифференцированного обучения[1] .

Модель КОО включает следующие элементы (этапы):

………..

В практике отечественной школы, как уже отмечалось, выделяют воспитывающие, развивающие и образовательные цели обучения.

Кстати, в американской школе ставятся в какой-то степени аналогичные цели: когнитивные (развитие интеллекта); социальные (в наших терминах — воспитывающие), аффективные (у нас — развивающие).

Это совпадение свидетельствует о правомерности выделения развивающих и воспитывающих целей обучения[2] .

Воспитывающие и развивающие цели не могут быть реализованы за одно занятие, их пока трудно определить диагностично (во всяком случае, в практике), т.е. так, чтобы сразу же можно было проверить их сформированность.

Поэтому сегодня можно предложить формулировать их не для каждого занятия, а при планировании системы уроков, в тематическом плане, рассчитанном на многие недели. Тогда эти цели на каждом занятии выполняют ориентирующую функцию. Таких сформулированных целей должно быть немного (2 — 3).

При их постановке важно учитывать два фактора: воспитывающие и развивающие возможности содержания учебного материала; особенности развития класса (возрастные, интеллектуальные, нравственные и т.д.).

Разумеется, воспитывающие и развивающие цели, обозначенные в тематическом плане, не исчерпывают всего богатства целей, которые реализует педагог, но они отражают самые первостепенные задачи и играют системообразующую роль.

Поскольку специфика воспитывающих и развивающих целей обучения пока не позволяет сформулировать их эталоны в критериальном виде для практической деятельности педагога, то далее речь будет идти о собственно обучающих целях (усвоение учебного материала и видов деятельности) в технологии КОО.

В основе формулировок целей часто лежат не научные, а обыденно-житейские или интуитивно-логические подходы, цели занятий задаются слишком описательно, абстрактно. Можно отметить следующие недостатки в целеполагающей деятельности учителя[3] :

• цели формулируются в слишком общем виде, без последующей конкретизации (например, уметь сочетать творческий и систематический подходы к решению геометрических задач; развивать навыки критического мышления при чтении; развивать логическое мышление; совершенствовать умения использовать географические карты и т.д.).

Такие формулировки, отражая только процесс, но не продукт обучения, практически не дают возможности ответить на вопрос, как ученик должен продемонстрировать развитие и усовершенствование своего умения: должен ли он, к примеру, уметь интерпретировать географическую карту, конструировать её или раскрыть, для чего используется карта;

• цели формулируются через изучаемое содержание (изучить ход крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева; изучить явление магнитной индукции; изучить клеточную структуру растений).

Однако содержание обучения само по себе однозначно не определяет цели обучения, данные формулировки только дают указание на предметное содержание урока, но не несут никаких конструктивных начал для построения учебного процесса;

• цели формулируются через деятельность учителя, что сосредоточивает его на собственных задачах (показать, что причастие — одна из форм глагола; дать характеристику величинам, характеризующим электрическое поле; рассказать учащимся о причинах феодальной раздробленности; ознакомить учащихся с элементами классической электронной теории и объяснить на ее основе закон Ома для участка цепи и т.д.).

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы найти такой способ описания учебных целей, пользуясь которым учитель сможет по ходу обучения однозначно соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью.

/////////

В таблице 1. зафиксирована модель зависимости между уровнями усвоения того или иного элемента содержания, формулировкой соответствующей каждому уровню обобщенной цели, возможными видами конкретизированных целей в действиях, адекватными этим целям методами обучения и соответствующими формами проверки.

В процессе целеполагающей деятельности педагог выделяет элементы содержания, являющиеся предметом данного занятия; определяет для каждого элемента уровень его усвоения и обобщенную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени, особенностями учащихся; формулирует цели и соответственно им выбирает методы и формы действий, необходимых для достижения целей.

Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В нашей педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям.

Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знании и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е.

, в сущности, на уровне узнавания.

Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон — это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания.

Сопоставляя пооперационно ответ учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность)[4] .

Источник: http://MirZnanii.com/a/275903/tekhnologii-polnogo-usvoeniya-uchebnogo-materiala

Ссылка на основную публикацию