Особенности воспитания детей: полезные советы и рекомендации для родителей

12 простых и эффективных советов по воспитанию детей

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело, поэтому миллионы супружеских пар изучают различные книги и пособия о том, как правильно обращаться со своим ребёнком. Применяя 12 советов по воспитанию детей, многие мамы и папы уже достигли успеха. Итак, в чём кроется их секрет? Каким правилам они следуют, чтобы создать гармоничные отношения со своими чадами?

1. Терпение на пределе – это нормально

Как часто бывает, что дети не обращают внимания на замечания родителей, а иногда даже яростно сопротивляются их наставлениям. Когда наступает критический момент, мамы и папы опускают руки – уступают ребёнку.

Поступая так, они хотят сохранить мир, проявляя терпение, хотят быть «хорошими родителями».

Но тем самым родители утрачивают свой авторитет – если дети хорошенько нажмут, то под давлением получат желаемое.

Важно помнить, что потерять терпение может каждый, все мы люди и каждый может выходить из себя, в этом нет ничего плохого. Сдержать гнев и раздражение на самом деле сложно, особенно, если дети всё делают как будто бы на зло.

Чадо должно понимать, что вам не нравится такое поведение, вы не можете пойти на поводу у сына или дочери. Позвольте вашим эмоциям проявляться, а не затаивайте их внутри себя, давайте ребенку и себе понять, что вы не согласны с ситуацией.

 Накопившийся негатив впоследствии обязательно найдёт выход, только тогда могут пострадать все члены семьи, а дети больше всего.

2. Научите ребёнка радоваться игрушки, а не подсчитывать ее цену

Приобретая дорогостоящую игрушку для малыша, родители нередко просят относиться к ней с особым трепетом, постоянно напоминая о том, сколько она стоит. Но для ребёнка это не имеет значения, ведь он ещё не может оценивать вещи и предметы, исходя их денежных затрат.

Понимание ценности денег к нему придёт позже, а когда дети маленькие, им одинаково интересно играть как с простыми безделушками, так и дорогими игрушками. Даже игра с простым листом бумаги или пакетом иногда им кажется более увлекательной, чем с радиоуправляемым вертолётом.

Читаем также: 12 простых способов показывать ребенку свою любовь каждый день

3. Наказание – проявление любви

Считаете ли вы себя плохими родителями, если вам приходится наказывать детей? Когда сын или дочка совершают глупые поступки, вы имеете право сердиться на них, а значит, и наказывать. Порицание – это любящая мера, без него ребёнок не научится видеть границы дозволенного.

Благодаря своевременному наказанию дети начинают понимать, что у каждого их действия есть свои последствия, они вырастают людьми, умеющими отвечать за свои поступки. Помните, что быть хорошими родителями – совершенно не означает, что нужно смотреть сквозь пальцы на плохое поведение своего чада и всё ему позволять.

4. Не бойтесь отказывать

Как приятно отвечать утвердительно на все просьбы малышей, ведь они так искренне радуются! Но постоянное «да» может привести к проблемам в отношениях несколько лет спустя. Ребёнок, не приученный к отказам, со временем станет требовать всё больше, что тогда делать родителям? Смогут ли они исполнять все капризы и просьбы подростка?

Не стоит бояться отказывать пока ещё маленьким детям, проявите твёрдость, когда это нужно, сказав своё твердое «нет». Впервые отказав ребёнку, вы можете встретить отпор в виде слёз, капризов, истерики, но не поддавайтесь, если решение принято, придерживайтесь своего слова. Однажды уступив малышу под действием капризов, впоследствии станет ещё сложнее отказать ему в чём-то ещё.

Читаем также: 12 советов как вам вырастить умного ребенка

5. Воспитывайте детей самостоятельными

Не доверяя детям выполнение мелких заданий по дому, совершая всю работу за них, вы добьётесь только одного – когда они вырастут, то не смогут сделать элементарных вещей, таких как разогреть себе еду или вымыть посуду. Приучать ребёнка к самостоятельности нужно с раннего детства. Обращайтесь к ним с просьбой помочь собрать игрушки, вытереть пыль.

Читаем также: Почему ребенок должен помогать с домашними делами?

Если дочь хочет помыть тарелку, разрешите ей, даже если результат будет не самый лучший, всё равно похвалите девочку за инициативу и старание. Никогда не говорите ребёнку, что у него не получится, не делайте работу за него. Такие слова отобьют охоту вообще браться за какое-нибудь дело в будущем. Поступая так, родители не дают возможности малышам развить самостоятельность.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

6. Не лишайте себя права на отдых

Обязанность воспитывать детей – это работа, требующая постоянных усилий и внимания, к тому же, она круглосуточная. Уволиться с неё нельзя, получить отпуск тоже. Но мамам и папам всё равно нужно отдыхать, чтобы восстановить силы. Иногда стоит взять так называемый отгул.

Научите ребёнка понимать ваши потребности в сне и отдыхе. Поясните, что пока мама полежит, дети могут занять себя чем-то интересным, — порисовать, слепить фигурку из пластилина или просто посмотреть мультики.

Приучайте их к тому, что нужно играть тихо и не обращаться с многочисленными просьбами к маме, когда она отдыхает.

Однако соблюдайте меру – малыши не должны надолго оставаться без присмотра взрослых, вы-то будете отдохнувшими, а вот ребенок – предоставленным самому себе.

Читаем также: 14 способов занять ребенка, когда мама хочет отдохнуть

7. Формируйте привычку правильно питаться с малых лет

Полноценное и правильное питание в раннем возрасте – то, чему нужно научить своих детей, ведь от этого зависит здоровье человека. Если вы сами выбираете полезные продукты, пусть и ребёнок перенимает у вас эту привычку.

Ошибочно полагать, что пока дети маленькие, им можно кушать всё – и сладости, и чипсы.

Это не означает, что малыши должны питаться лишь кашами и овощами, но не стоит вносить в их ежедневный рацион фаст-фуд или другие вредные продукты.

Наибольшую опасность здесь представляют бабушки – они постоянно думают, что их внуки голодны, предлагая им то пирожки, то блинчики. Тактично, но строго объясните пожилым родственникам, что, проявляя излишнюю заботу и любовь к малышам, они наносят вред их здоровью.

Читаем также: 12 признаков избалованного ребенка

8. Появление детей – не конец жизни

Быть родителями – не значит отказаться от собственных интересов и развлечений. Конечно, у мам и пап не так много времени на встречи с друзьями и походы в кино, как раньше, когда дети ещё не появились на свет. Но и вовсе лишать себя какой-то эмоциональной разгрузки нельзя. Важно научиться совмещать родительские обязанности со своими интересами, найти золотую середину.

9. Интересуйтесь жизнью ребёнка

Проявляя интерес к тому чем занимается и увлекается малыш, вы строите надёжное основание для хороших отношений в будущем. В раннем детстве ребёнок может с энтузиазмом рассказывать вам о покемонах, свинке Пеппе и других любимых героях, новых игрушках и мультфильмах.

Вникая в слова детей, узнавая их мир, вы становитесь близкими друзьями. Когда малыш подрастёт, он станет делиться с вами уже более взрослыми проблемами и увлечениями, зная, что вы не отмахнётесь от него, а поддержите и выслушаете.

Читаем также: 12 условий крепкого здоровья малыша

10. Родителям нужно уметь просить прощения

Базировать свое воспитание на принципе «мама всегда права» и упорно не признавать свои ошибки в корне неправильно. Все ошибаются – и дети, и взрослые. А раз вы учите малыша просить прощения за свои проступки, будьте так добры следовать собственным правилам и тоже признавать свою вину.

Да, это может быть непросто, но ничего постыдного в этом нет. Такие объективные соблюдения правил в вашей семье позволят построить гармоничные и теплые отношения с вашим чадом на равных.

11. Наступил предел – возьмите тайм-аут

Бывают ситуации, когда атмосфера накаляется почти до предела, когда эмоции, сменяя друг друга переполняют и готовы выплеснуться наружу. В таком случае стоит взять тайм-аут – попросите бабушку или подругу взять детей хотя бы на час-два, чтобы дать себе возможность восстановить спокойствие.

Чувствуете, что наступает пик эмоционального перевозбуждения, остановитесь, уйдите в другую комнату хотя бы на 20 минут, примите душ, подумайте о предстоящей поездке на море. Так вы избежите множества конфликтных ситуаций и научитесь сохранять спокойствие.

12. Ваши дети – самые лучшие на свете

Для родителей их ребёнок, даже взрослый (а именно ребенком  для вас он будет и в 5, и в 45) всегда будет самым лучшим, красивым, умным, милым и добрым. Не бойтесь своих чувств, а проявляйте их как можно чаще.

Некоторые мамы и папы полагают, что чрезмерная любовь и забота только избалует их детей, поэтому начинают критиковать их. Не лишайте ребёнка поддержки и нежности, ведь именно они действуют эффективнее, чем любые воспитательные меры.

Читаем также: 25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/12-prostyih-i-effektivnyih-sovetov-po-vospitaniyu-detey.html

Полезные советы родителям о воспитании детей

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями.

♦ Любите своего ребенка таким, какой он есть!

♦ Не наказывайте своего ребенка! Когда нам плохо, мы не начинаем вести себя лучше, но начинаем врать, чтобы скрыть собственную неудачу.

♦ Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

♦ Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

♦ Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.

♦ Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.

♦ Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую воз­можность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать.

♦ Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.

♦ Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик », «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

♦ Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, — и покажите, как именно (ОСВК).

♦ Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.

♦ Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.

♦ Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.

♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

Читайте также:  Учим ребёнка играть самостоятельно

♦ Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.

♦ Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вме­шаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.

♦ Если вы в чем-то не согласны со своим ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине, используя принципы ОСВК.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Верьте в своего ребенка. Знайте, ваша вера в его силы помогает ему быть успешным.

♦ Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.

♦ Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.

♦ Спрашивайте у младшего ребенка, что он может сделать, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт со старшим, что он может сделать, чтобы старшему было приятно и интересно с ним общаться.

♦ Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

♦ Уважайте территорию каждого из своих детей. Они в равной степени имеют право на неприкосновенность к своим вещам, независимо от возраста.

♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

♦ Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.

♦ Не пытайтесь заставлять ребенка читать, если вы сами этого никогда при нем не делаете, и убирать свои вещи, если ваша одежда валяется по всей квартире.

♦ Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.

♦ Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

♦ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в комнату и т.д.

♦ Помогите своему ребенку усвоить, что он может влиять на свою жизнь. Если его что-то не устраивает, он мо­жет это изменить.

♦ Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте в их выборе.

♦ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

♦ Будьте деликатны и бережны со своими детьми. Помните, что родительские предписания — самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот тормозить его успешность и создавать серьезные проблемы.

♦ Говорите ребенку о том, что вы его любите!

Инна Силенок, психолог

Источник: https://azbyka.ru/deti/polezny-e-sovety-roditelyam-o-vospitanii-detej

Советы психолога для родителей, как общаться с детьми

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
  • В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает.

Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок.

Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку.

Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор  – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал.

Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка.

Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими.

Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих.

Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Читайте также:  Для чего баловать детей

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam-ot-psihologov.html

Лучшие рекомендации и советы родителям по воспитанию детей

Стать родителем – целый путь длинною в жизнь. Перед новоиспеченными родителями стоят новые задачи.

Родительство предполагает постоянную работу над самим собой, поиск компромиссов и разрешения, казалось бы, на первый взгляд, безвыходных ситуаций.

Для кого-то быть родителем означает передать скопившуюся за время ожидания ребенка нежность, любовь и теплоту.

Для других родителей это возможность воспитать малыша так, как не смогли воспитать его самого: дать что-то большее, научить тому, что он сам хотел бы познать, показать что-то новое, чего не видел он в детстве.

Третьи же задумываются о будущем и о желании иметь опору в старости. Причины могут быть у всех разными: социальными: ведь в семьях должны быть дети, или, личными – в попытках сохранить семью появлением детей. Часть из этих причин говорит об эгоизме взрослых и непонимании степени ответственности, которая ложится на них с приобретением нового статуса.

Следуя за желанием стать мамой или папой, стоит знать и помнить, что после рождения, родительские функции не заканчиваются, а усиливаются, приобретая другие формы и смыслы.

Мама и папа – это самые важные воспитатели в жизни каждого ребенка. Именно они задают направление, дают подсказки и советы.

Люди, которые встретятся малышу в его социализации: воспитатели в саду, учителя в школах, друзья, лишь дополняют ту линию поведения и понимания, которую заложат родители.

Инструкции

Каждый ребенок индивидуален, для каждого важно отыскать свой подход, «наладить» контакт и взаимопонимание. Родители любого ребенка — своеобразное укрытие, дабы не нарушать этот принцип, родители должны помнить о самом важном в отношениях с детьми – доверии. Потеря доверия или даже снижение его уровня опасный сигнал в воспитании.

Ошибки

Английская пословица говорит: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, ведь дети все равно буду похожи на вас».

В стремлении к лучшему, пытаясь быть мифическим идеальным родителем, который вряд ли существует, взрослые, допускают много ошибок:

  1. Не придерживаются собственных правил. Давая нравоучения ребенку, устанавливая правила дозволенности или наоборот того, что неприемлемо, взрослые не хотят соблюдать эти правила.

    Ошибочно считать, что ребенок должен им следовать, ведь он прекрасно видит несоблюдение этих правил родителями. Вопрос очевиден – зачем ему им следовать?

  2. Не дают ребенку рисковать. В попытках уберечь ребенка от всего на свете — физических и душевных травм, родители перекрывают свои чадам доступ к получению опыта и выводов. Ребенка можно предостеречь, рассказать ему о последствиях, поддержать, не лишать его преодоления препятствий самому.
  3. Не дают ребенку возможности принятия самостоятельных решений. С малых лет у ребенка есть собственные предпочтения и соответственно желания. Принимая любые решения за ребенка, проявляя чрезмерную заботу, взрослый блокирует личностный рост и возможность находить выход из ситуаций, проявлять себя и видеть результаты своих решений.
  4. Оценивают негативно какие-либо действия детей. Чаще это происходит бессознательно, от нежелания показать как именно нужно, подойти физически поддержать, прислушаться к желаниям ребенка и дать ему возможность попробовать то, что его интересует. Это относится к использованию фраз «Сколько раз тебе нужно еще повторить?», «У тебя не получится это сделать/ты упадешь/испортишь/запачкаешь».
  5. Общаются с ребенком на повышенных тонах, применяют крик. Рождаясь, ребенок умеет различать маму по голосу, ведь она общалась с ним целых 9 месяцев. За грубой эмоциональной окраской любого разговора последует испуг и угнетенное состояние ребенка, что негативно скажется на его развитии и формировании доверия к родителям.

Игры и сказки

Ребенок обретает много навыков, которые делают его самостоятельным. Большое количество способностей ребенок познает с помощью обучения и воспитания, которое начинает восприниматься детьми сознательнее.

Здесь во всем важна игра – познание нового через игры, вымышленные ситуации и терапевтические сказки, в которых главный герой ребенок. Игра покажет вариации развития событий при применении навыков.

Сказки, имея воздействие через восприятие, объяснят раннее непонятные потребности и навыки для ребенка.

И самое главное, сказка даст ощущение того, что не только малышу предстоит справиться с чем-то новым или принять какие-то рамки, но то, что есть еще и другие дети, которым предстоит то же самое.

Говоря о применении в воспитании терапевтических сказок, можно сказать о приучении ребенка к горшку, объяснению, почему помощь родителям и взрослым так важна и прочее.

Разный период взросления

Воспитание детей должно заключаться не только в поучениях, наказаниях и упреках. Этот процесс включает формирование устойчивой эмоциональной связи между детьми и родителями. Во время роста, ребенок развивается психически и физически. Обобщенно можно охарактеризовать возрастные категории следующим образом.

Дошколята

  1. 2-3 года. В этот период активно происходит познание окружающего мира, приобретается желание активных действий, знакомство с новыми ощущениями и вкусами. Появляется интерес к социальным контактам.
  2. 3-4 года. Активно проявляется характер, личное мнение.

    Появляется интерес к половой принадлежности и изучению себя. Происходит мощное физическое развитие, улучшается координация движений, тренируется ловкость.

  3. 4-5 лет. Дети активно развиваются физически, приобретая навыки сложных физических действий.

    Формируется характер, появляется возможность выстраивать логические цепочки, потребность в самостоятельности.

  4. 5-6 лет. Появляется возможность контроля и управления своими эмоциями, активно развивается интеллект. В этот же период происходит скачок роста.
  5. 6-7 лет.

    Формируется понимание своих обязанностей, продолжается рост интеллекта, «сбора» информации. Проявляется интерес к чему-то новому – возможно обретению незнакомых навыков, улучшению умений.

Основные принципы

Существует множество пособий, о воспитании проводятся тренинги и марафоны, существуют специальные видеокурсы и семинары. Выбирая какую-либо методику в воспитании маленьких детей, а также детей раннего школьного возраста, родителю стоит задуматься об основных принципах. Среди них следующие советы:

  1. Не требовать от ребенка бесконечной благодарности за все, что взрослые для него делают.
  2. Не упрекать детей в своих неудачах.
  3. Позволять детям воспитывать взрослых. Родители не все знают, не все умеют. Дети приходят в этот мир со своей мудростью, которая не зависит от возраста. Стоит смотреть на малышей со стороны и черпать от них что-то новое и для себя.
  4. Не вымещать на детях свое раздражение, недовольство и обиды.
  5. Прислушиваться и слушать детей, особенно когда они пытаются рассказать о своих беспокойствах. Иногда, о наличии проблем у ребенка можно понять лишь по его поведению, жестам, мимике. Нужно научиться слышать детей. Детям очень часто нужна поддержка родителей.
  6. Не отягощать ребенка личными ожиданиями. Ребенок рождается личностью, и он будет самим собой, а не таким, каким хотят его видеть взрослые. Лучше поощрять его собственное «Я», нежели пытаться сделать из детей свою копию.
  7. Давать детям возможность выбора и принятия решений. Конечно, речь идет только о тех решениях, которые не принесут риска здоровью малыша. Но, к примеру, если ребенок хочет пойти в сад в разных носках или надеть платье поверх джинсов, пусть он сделает так, как он решил. Так, дети проявляют и выражают себя, имея поле для развития самостоятельности и принятии собственных решений.
  8. Просто любить детей. Ни за какие-то умения и достижения, а просто так. Ведь дети любят именно по такому принципу и их любовь самая искренняя.

Школьный возраст

Чем старше ребенок, тем тщательнее требуется подбирать подходы к его воспитанию. Дети младшего школьного возраста, совершают большой шаг, получая новые научные и социальные знания.

В период с 7 до 11 лет, объем новой информации велик, что-то может не получаться с первого раза или оставаться непонятным. Здесь требуется поддержка родителей.

Не стоит списывать желание разобраться в чем-то на лень учиться или делать домашнее задание. Довольно острым моментом является период активного роста у детей возрастом 10-11 лет.

Активизация работы сальных желез, гормональная перестройка станут стрессом для работы всего организма.

За биологическим ростом, последует и смена эмоционального фона у детей. Пик перестройки организма начинается с 10 лет. В воспитании следует учитывать возрастание тревог и страхов у детей.

Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Специальный подход нужен не только в воспитании, но в обучении и развитии детей с овз. Современное общество, к сожалению, не подготовлено к взаимодействию с такими детьми, что само по себе наносит урон их социализации.

Именно поэтому самую важную роль для таких детей играет семья. Родителям стоит подходить к особенности ребенка не как к недостатку, а как к индивидуальной черте. Важно давать возможность таким детям чувствовать себя, как и все, обустраивать их жизнь с возможностью разностороннего развития.

Пожелания

Особенные дети в семье – это более сложный и скрупулезный труд родителей при воспитании и построении взаимоотношений, как внутри семьи, так и за ее пределами. В таких случаях родителям необходимы терпение, сила и вера в своих детей.

Среди детей с ограниченными возможностями следует выделить категории детей с зпр (задержка психического развития), с умственной отсталостью, с дцп (заболевание детской нервной системы) разных форм тяжести. Также, под категорию особенных детей попадают малыши с девиантным поведением.

Пока что общество, может воспринимать детей с овз исходя из установившейся за многие годы модели – как недееспособных и зависимых, неспособных к полноценной жизни.

Воспитание «необычных» детей разительно отличается от методов, которые применяют к остальным детям. Для этого необходимо учесть следующее:

  • Не ограничивать действия детей, способствовать ребенку в их осуществлении;
  • Создать и поддерживать благоприятную среду в семье;
  • Воспринимать ребенка таким, какой он есть.
  • Выстроить систему правил в занятиях, тренировках и упражнениях.
  • Обращаться за помощью к специалистам, работать с информацией.

Приобретение базовых знаний происходит у детей с раннего возраста. Дети младшего школьного возраста укрепляют, совершенствуют и систематизируют такие знания. Очень важно учитывать и наличие образовательного учреждения и его роли в воспитании детей с овз. Такие заведения существуют и для детей раннего возраста.

В образовательных и поддерживающих школах и специальных садах дети имеют возможность получить помочь от специалистов, новые знания и особый подход. Дети с ограниченными возможностями нуждаются в поддержке и принятии их такими, какие они есть.

Источник: https://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/sovety-rekomen-po-vosp-d.html

Рекомендации родителям по воспитанию детей

5044 (195 за неделю) / 19.12.16 09:00

У родителей не должно быть никаких сомнений в том, что их чадо, как и все остальные дети, уникален. Но при этом он не является и точной копией одного из родителей.

Поэтому неразумно требовать от него реализации придуманной родителями программы жизни и достижения поставленных ими же целей. Пусть ребёнок сам проживёт свою жизнь, найдёт в ней своё место, станет собой со всеми своими достоинствами и недостатками.

Его нужно принимать таким, каков он есть, и больше смотреть на его сильные стороны.

Что родителям нужно и не нужно делать в воспитании детей?

  • Не стоит скрывать от ребёнка свою любовь к нему, он должен понять, что родительская любовь будет сопровождать его при любых обстоятельствах.
  • Малыша можно смело брать на колени, обнимать, целовать и заглядывать ему в глаза, когда бы он этого ни захотел. Ласка является хорошим поощрением.
  • Но любовь не должна превратиться в бесконтрольную вседозволенность. Поэтому нужно обозначить чёткие рамки и табу, но при этом их не должно быть слишком много. Зато установленным запретам нужно следовать неукоснительно.
  • Нельзя торопиться с наказаниями, а лучше воздействовать на ребёнка с помощью просьб. Если проявлено неповиновение, то следует прежде убедиться, что просьба соответствует возможностям и возрасту ребёнка.
  • Если же ребёнок открыто демонстрирует неповиновение, то впору подумать о наказании, строгость которого должна соответствовать тяжести проступка, при этом ребёнок должен понимать, за что несёт наказание.
  • Проще всего подобрать ключик к ребёнку через игру, когда ему можно передать знания, навыки и понятия о многих ценностях. В игре взрослым и детям проще понять друг друга.
  • С ребёнком нужно чаще разговаривать и объяснять причины ограничений и запретов. Пусть он учится выражать свои переживания словесно, анализировать своё поведение и поведение других людей.
  • Используя свою любовь, такт и мудрость родители лучше всего сохранят психическое здоровье ребёнка.
  • Общению с людьми ребёнок учится у взрослых, которые являются для него масштабом, мерой, критериями оценки себя и прочих. Вступая в мир сверстников и взрослых, ребёнок начинает с того, что судит мир с оглядкой на законы, преподанные ему взрослыми людьми.
  • Важно понять, что манера обращения взрослых с ребёнком не только влияет на поведение последнего, но и на его психическое здоровье. Если малыш не уверен в положительном отношении взрослого к себе или даже уверен в негативной оценке тем своей личности, то это вызывает подавленную агрессию.
  • Воспитанием ребёнка нельзя заниматься, пребывая в плохом настроении.
  • Воспитывая ребёнка, нужно предоставлять ему самостоятельность, а не контролировать каждый его шаг. Воспитание нельзя подменять плотной опекой. Ведь взрослые сами не любят, когда в их дела вмешиваются, копаются в мелочах, навязывают готовые решения, таковы и дети. Однако у них ещё не достаёт опыта, поэтому, когда они до всего пытаются дойти сами, то им всё-таки нужна помощь взрослых, но ненавязчивая, тактичная и умеренная.
  • Ребёнку следует доходчиво объяснить, что от него требуется и одновременно спросить, что он сам об этом думает. Поскольку у детей неизбежно будет свой жизненный путь, отличный от судьбы родителей, то они необязательно должны хотеть того же, что и их предки.
  • Важнее оценивать не личность, а поступок. Именно здесь чаще всего случаются самые серьёзные ошибки родителей. Надо бы сказать «ты поступил плохо», оценивая поступок, но вместо этого часто говорят «ты плохой», оценивая личность ребёнка.
  • Вернее будет показать путь решения задачи, а не подсказывать самого решения. Периодически вместе с ребёнком нужно анализировать его ложные и верные пути к достижению цели.

Создание в семье благоприятной атмосферы

  • Важно уметь правильно разбудить ребёнка, отчего у него сохранится на весь день определённый психологический настрой. На ночной отдых каждому требуется свой промежуток времени. Если ребёнок легко просыпается, когда его будят, то значит, что он хорошо выспался.
  • Встречать детей лучше всего, задавая им нейтральные вопросы: «Чем сегодня занимались?», «Что было интересного?».
  • Успехам малыша нужно радоваться, а на временные неудачи не раздражаться.
  • Нужно терпеливо выслушать все его рассказы о сегодняшних событиях.
  • Ребёнок должен чувствовать любовь к себе. Поэтому нужно исключить грубые интонации, окрики, поддерживая в семье атмосферу любви, уважения и радости.

Воспитание трудолюбия

Ребёнка нужно чаще поощрять за инициативу, самостоятельность, хорошо проделанную работу, а при неудаче – не раздражаться, а ещё раз терпеливо объяснить. Его полезно привлекать к семейным делам и приучать доводить до конца начатую работу. В семье все, в том числе и дети должны иметь свои обязанности. Труд не должен служить мерой наказания.

Жизнь человека проходит в общении. Чтобы ребёнок вырос добрым, в его общении со взрослыми, в совместном труде, игре, отдыхе, познании должно быть много радости. Доброта начинается с любви к природе в целом и ко всему живому в частности. Ребёнка нужно научить не быть равнодушным и злым.

К ребёнку нужно одновременно проявлять любовь и требовательность. Взрослые сами должны совершать хорошие поступки и уметь владеть собой, ведь дети всему этому учатся у них.


Взрослые должны помнить, что у детей под влиянием опыта общения с ними формируются самооценка и оценка других людей, при этом появляется и ещё одна важная черта – сочувствие другим людям, умение переживать чужие радости и горести как свои собственные.

Общаясь со взрослыми, малыш впервые понимает, что помимо собственной важно учитывать и точку зрения других людей. Проявление при неформальном общении с детьми педагогической авторитарности порождает у них нехватку самостоятельности, неспособность выразить своё мнение и отстоять его.

При общении с ребёнком нужно забыть о том, что только в словах взрослых содержится истина, ведь в процессе общения нужно понять оппонента и отождествить себя с ним.

Советы по воспитанию школьника

В свете сказанного выше следующие советы родителям по воспитанию детей должны оказаться полезными:

  • Родителям следует вдуматься, какие трудности возникают у их ребёнка при переходе из младших классов в средние. Если он попросит помочь ему в работе над домашним заданием, нельзя в этом отказывать. Но не следует всё делать вместо него, а вместе с ним, тем самым приучая его к самостоятельности.
  • Нужно помочь пятикласснику выучить имена всех учителей по разным предметам.
  • Нельзя негативно высказываться в присутствии ребёнка о его школе и учителях, даже если на то есть основания. Лучше без него разобраться с проблемой, имея учителя в качестве союзника.
  • Нужно обеспечить своему ребёнку соответствующий его возрасту режим дня и удобное рабочее место в его комнате.
  • У подростка дома должен присутствовать эмоциональный комфорт, для чего с ним нужно уметь общаться.
  • Любому достижению ребёнка нужно радоваться, но нельзя его сравнивать с другими школьниками. Оценку следует давать поступкам ребёнка, а не ему самому.
  • Нужно неизменно доброжелательно встречать ребёнка, в каком виде, когда и откуда он не вернулся бы домой.
  • Родителям полезно читать книги на воспитательные темы и помнить, что быть родителем – естественное состояние человека, а не профессия или обязанность.

Советы на каждый день

  • Если уж ребёнка приходится ругать, то только не словами «Вечно ты…», «Ты всегда…», ведь всегда и вообще ребёнок хорош и только в данный момент что-то не так сделал, на что ему и следует указать.
  • Поссорившись с ребёнком, нужно обязательно с ним примириться, и лишь затем его можно покинуть, уйти в другую комнату.
  • Нужно делать так, чтобы ребёнок был привязан к дому.
  • Детям не хватает имеющегося общения с родителями, поэтому полезно читать с ними вслух интересную книгу, благодаря чему духовное общение станет богаче.
  • Если родитель почувствует себя неправым в споре, то он должен суметь признать это, чтобы ребёнок сам учился признавать поражения, ошибки и уступать.
  • Нужно подбадривать подростка, что придаёт ему уверенности. Но в случаях, когда он неправ, не нужно стесняться и покритиковать его. Критику и похвалу нужно сочетать.
  • Есть такие важные качества, которые родители должны воспитать в своих детях – это ответственность и уважение.

Тревожность родителей – хорошо или плохо?

Тревожность – это особенность человеческой психики, когда в разных жизненных ситуациях человек склонен испытывать беспокойство. Развитие тревожности провоцирует наличие внутреннего конфликта у ребёнка, вызванного следующими факторами:

  • противоречиями между требованиями со стороны родителей и школы;
  • неоправданно завышенными требованиями;
  • негативными требованиями, ставящими ребёнка в зависимое положение и унижающими его.

Сверх тревожность нужно подавлять в себе, иначе можно испортить жизнь и себе, и ребенку.

Итоговые рекомендации родителям по воспитании ребенка

  • При общении с ребёнком не следует подрывать авторитет его кумиров.
  • В своих требованиях нужно соблюдать последовательность и не запрещать ребёнку того, что раньше ему было разрешено.
  • Нельзя требовать от ребёнка невозможного, следует учитывать его потенциал. Если какой-то предмет даётся ему с трудом, то лучше помочь ему лишний раз, а малейшие успехи в этом направлении тотчас отметить и похвалить.
  • Ребёнку нужно доверять, принимать его таковым, каким он является, и быть честным с ним.
  • Не стоит избегать ласкового тактильного контакта.
  • Нужно стараться во всём быть для ребёнка примером, демонстрировать ему уверенное поведение.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/rekomendatsii-roditelyam-po-vospitaniyu-detey

25 мудрых советов о воспитании детей

Существование множества подходов к воспитанию детей обусловлено индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. В таком ворохе педагогической информации современному родителю легко запутаться. Рекомендуем взять на заметку обобщенные правила воспитания детей, оформленные в виде мудрых советов.

1

Давайте положительные характеристики

Обращаясь к ребенку, давайте ему такие качественные характеристики, которые вы в нем хотите видеть (способный, трудолюбивый, послушный). Дети легко поддаются внушению. Никогда не акцентируйте внимание ребенка на его отрицательных чертах характера, вешая обидные ярлыки “Неумеха”, “Бездарь” и т.д.

2

Не запугивайте ребенка

Прекратите запугивать ребенка выдуманными чудовищами, хищниками, злодеями. Не стоит подменять недостаток родительского авторитета, заставляя ребенка бояться.

3

Будьте уверенными родителями

В глазах ребенка его родитель всегда должен оставаться уверенным взрослым человеком. Не показывайте ребенку свою беззащитность, детей это дезориентирует.

4

Не ссорьтесь при ребенке

Старайтесь выяснять отношения без присутствия ребенка. Частые ссоры родителей могут спровоцировать у ребенка чувство потерянности или агрессивности.

5

Наказывайте без гнева

Принимайте решение о наказании ребенка за проступок, находясь в уравновешенном состоянии, а не под влиянием гнева.

6

Подавайте пример

Подавайте пример детям собственными поступками и не злоупотребляйте нотациями.

7

Следите за соблюдением режима дня

Время сна должно полностью обеспечивать восстановление сил ребенка, а список дел на день должен быть легко выполнимым.

8

Прививайте правильное отношение к порядку

Любой труд должен поощряться похвалой, вызывать радость и уважение к его результатам.

9

Обеспечивайте ежедневное гигиеническое воспитание

Ребенок всегда должен быть чистым и опрятным.

10

Поощряйте занятия спортом

Ежедневное выполнение утренней гимнастики обеспечит хорошую осанку и крепкое здоровье вашему ребенку. А занятия конкретным видом спорта помогут ребенку стать выносливым и уверенным в своих силах.

11

Любите ребенка

Любите своего ребенка, разделяя отношение к нему и к его поступкам.

12

Уважайте, верьте и доверяйте

В конфликтной ситуации принимайте сторону ребенка. Потом наедине вы сможете обсудить нюансы конфликта.

13

Обнимайте и целуйте ребенка

Чаще обнимайте и целуйте своего ребенка, даже если у вас мальчик. Этим вы его не разбалуете. Отец может гладить мальчика по голове в качестве поощрения за хорошее поведение.

14

Не вынуждайте врать

Не задавайте вопросов, на которые ребенок не хочет отвечать. Не вынуждайте ребенка врать.

15

Реагируйте на запросы

Всегда реагируйте на вопрос или проблему, с которой к вам обратился ребенок.

16

Объясняйте причины запретов

Объясняйте ребенку причины ваших запретов с помощью понятий причины и следствия.

17

Запрещайте правильно

Старайтесь запрещать что-либо ребенку без использования частицы “не”. Скажите “будь аккуратен” вместо фразы “не сори”.

18

Общайтесь качественно

Выделяйте ежедневно 30 минут времени на качественное общение со своим ребенком.

19

Побуждайте к самостоятельности

Создавайте условия, в которых ребенок сможет проявлять самостоятельность в поступках или решениях. Лучше это делать в форме игры.

20

Советуйтесь с ребенком

Советуйтесь с ребенком по поводу решения вопросов, касающихся всех членов семьи, будь то планирование обеденного меню или переезд.

21

Выполняйте обещания

Выполняйте обещания, данные ребенку. Напоминайте ребенку об его обещаниях.

22

Научите ребенка правилам общения

Научите ребенка задавать вопросы старшим, отказывать в общении чужим. Обучайте ребенка вежливости и правилам этикета.

23

Помогайте раскрепоститься

Не заставляйте ребенка демонстрировать свои таланты на публике. Ребенок может стесняться. Мотивируйте, просите, но не принуждайте.

24

Поощряйте активное взаимодействие отца и ребенка

Роль отца в жизни ребенка не менее важна, чем влияние матери. Отец должен быть в меру строгим, а мать – добрая.

25

Помните, без доверия не существует послушания!

Если ребенок будет вам доверять, он всегда будет прислушиваться к вам. Завоюйте авторитет у малыша своим поведением и отношением к нему.

Источник: https://sovetclub.ru/25-mudryh-sovetov-o-vospitanii-detej

Ссылка на основную публикацию