Патриарх кирилл о проблемах образования

Мониторинг СМИ

Страницы: 1 2 3 4 5 … 21

«Не дайте себя увлечь авантюристам и демагогам». Памяти Патриарха Алексия II

Сегодня исполняется 10 лет со дня кончины Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Публикуем два интервью, которые он дал «Татьянину дню» в разные годы.

Источник: Интернет-журнал «Татьянин день»

Вышел в свет новый фильм киностудии МДА

В рамках проекта «Академия веры» Киностудия Московской духовной академии «Богослов» опубликовала на своем канале youtube и портале Bogoslov.tv первый анимационный фильм, посвященный главной книге всех христиан — Библии.

Источник: Московская духовная академия

Светский вуз с воцерковленной историей

У меня на глазах происходят интересные события в Российском православном университете, выпускницей которого я являюсь. Не секрет, что вуз переживал разные этапы своего становления, но, несомненно, в последние годы динамика развития многих процессов свидетельствует о существенных качественных изменениях в лучшую сторону.

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви

В Московской духовной академии презентовали портал «Академия веры»

23 ноября в Московскую духовную академию прибыла делегация Всероссийского Государственного Института Кинематографии имени С.А. Герасимова во главе с ректором В.С. Малышевым.

Источник: Московская духовная академия

В Москве начала свою работу международная конференция «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

17 ноября 2018 года в Москве начала свою работу международная конференция «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества».

Источник: Монастырский вестник

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх претендует на власть над самой историей Митрополит Иларион (Алфеев)

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью ежедневной сербской газете «Политика».

Источник: Патриархия.ру

«К 1030-летию Крещения Руси»: кафедра Церковной истории МДА провела тематический семинар

Источник: Московская духовная академия

Круглый стол «Проблемы защиты христиан от гонений и дискриминации»

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви

Дискуссия: Теология — это наука?

Теология много веков прописана в западной системе научного знания. Приемлем ли этот опыт в России?

Источник: ТК «Россия – Культура»

В Сретенской духовной семинарии прошли курсы повышения квалификации для преподавателей дисциплин пастырской подготовки

Источник: Патриархия.ру

Бессмертные страхи смерти

Самые распространенные суеверия, пожалуй, относятся к отпеванию и погребению. Откуда «растут ноги» у этих порой совершенно невообразимых обычаев? Об этом в преддверии Димитриевской родительской субботы рассуждает клирик Черкасской епархии Украинской Православной Церкви протоиерей Евгений Гаган.

Источник: Приход.ru

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников VIII Международного фестиваля «Вера и слово»

Источник: Патриархия.ру

О науке и образовании (на материале его писем) Святитель Феофан Затворник

Настоящее исследование посвящено анализу взглядов на науку и образование одного из выдающихся духовных писателей и церковных деятелей XIX столетия  свт. Феофана Затворника. Основным источником для нашего скромного изыскания послужат письма святителя, адресованные разным лицам.

Собирая и систематизируя отдельные и разрозненные высказывания свт. Феофана по вопросам, входящим в тему нашего доклада, мы поставили себе цель выявить богословский и исторический фон, стоящий за теми или иными мыслями святого об образовании и науке.

Это, в свою очередь, позволит нам представить целостное и последовательно развиваемое видение Феофаном Затворником вышеозначенной проблематики.

Источник: Учебный комитет Русской православной церкви

Молитва святого Иоанна Златоуста по числу часов в сутках. Часть 1. Разбор и пояснение к первым 12-ти молитвам.

Вечернее молитвенное правило содержит в себе краткие молитвенные прошения, составленные святым Иоанном Златоустом. Их общее количество соответствует количеству часов в сутках, каждый из которых должен быть освящен молитвой и нашим постоянном памятованием о Боге.

Источник: Православие.fm

Патриарх Кирилл принял участие в работе VIII Общецерковного съезда по социальному служению.

Патриарх Кирилл принял участие в работе VIII Общецерковного съезда по социальному служению

Источник: Патриархия.ру

Страницы: 1 2 3 4 5 … 21

Источник: http://sdsmp.ru/smi/3185/

Патриарх Кирилл говорил о проблемах образования в России

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в четверг в столичном Доме союзов на пленарном заседании первого съезда Общества русской словесности (ОРС), выразил надежду на то, что созданная организация будет взвешенно и убедительно подходить к решению проблем образования в России.

«Дело, которым мы будем заниматься, настолько важно, что, может быть, следует в моей повестке дня и в повестке дня многих из вас, кто присутствует здесь, найти непременно место для того, чтобы иметь возможность сосредоточиться, подумать, почитать, проанализировать, прочувствовать те проблемы, которые сегодня стоят перед народом, страной, литературным и научным сообществом, перед школой», — приводит слова главы Русской церкви «Интерфакс».

Результатом этой работы, надеется патриарх, станут «взвешенные, спокойные, убедительные позиции, которые помогут преодолеть в том числе и существующие сегодня некоторые болезненные противостояния и дискуссии, о которых мы как будто бы все имеем некоторое представление».

Общество русской словесности было образовано в марте 2016 года как общественная организация, занимающаяся изучением и защитой русского языка.

Цель общества — консолидировать усилия ученых, педагогов, деятелей культуры, мировой общественности для сохранения ведущей роли русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования и культурно-просветительской деятельности.

Председателем общества является патриарх Кирилл.

На заседании Патриаршего совета по культуре, на котором и было учреждено Общество русской словесности, предстоятель Русской православной церкви сообщил, что именно ему президент Путин предложил возглавить новую общественную организацию.

«Я принял это предложение потому, что речь идет о гуманитарном измерении нашей жизни, личности, общества, государства, а гуманитарное измерение есть часть духовной ответственности Церкви», — отметил предстоятель РПЦ.

В планах Общества русской словесности — съезд учителей литературы и русского языка, форум родительской общественности, на которых предстоит выработать согласованную позицию по наиболее острым проблемам школьного филологического образования.

Съезд Общества русской словесности пройдет за несколько дней до единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку обязателен для получения аттестата об окончании школы. Для получения аттестата достаточно получить 24 балла из 100 возможных, для поступления в вуз потребуется минимум 36 баллов, отмечает в своей корреспонденции «Интерфакс».

Напомним, что ранее патриарх Кирилл выразил обеспокоенность уровнем знаний школьников по русскому языку и литературе.

«Есть один тревожный сигнал в системе ЕГЭ: проходной балл по литературе и русскому языку был снижен с 36 до 24 баллов. Как человек, не очень просвещенный в этих рейтингах ЕГЭ, не могу провести никаких аналогий, но мне кажется, это меньше тройки, наверное», — заявил патриарх на заседании Патриаршего совета по культуре, состоявшемся в марте этого года.

«А ведь это основной предмет. Не зная языка, человек не может общаться с другими, нарушается способность к установлению и развитию коммуникации, к передаче информации», — отметил он.

По его мнению, это свидетельствует «о низком уровне развития общества».

«То, что допустимо в слаборазвитых странах, не может быть допустимо в стране Пушкина, Лермонтова, Достоевского, в стране, где в самое тяжелое время была преодолена безграмотность, в стране, которая достигла очень высокого уровня образования», — подчеркнул предстоятель РПЦ.

Он напомнил, что на излете советского времени «мы были одной из самых читающих стран в мире». По его данным, сегодня Россия занимает 35-е место в соответствующем рейтинге.

Патриарх предложил также создать единый список литературы, рекомендуемый для изучения в школах РФ.

«Есть английское понятие guide lines — направляющие линии. Почему нам не создать такие линии в отношении этого перечня? У нас что ума не хватит, компетенции не хватит?» — обратился патриарх к присутствующим. «Речь идет не о том, чтобы все прописать до деталей, но какие-то действительно руководящие линии нужно дать, какие-то ясные критерии», — сказал патриарх Кирилл.

Не принимать участия в выборе литературы для преподавания в школах глава Церкви считает «очень рискованным, если мы формируем единое духовное пространство страны».

Источник: https://www.newsru.com/religy/26may2016/patriarch_ors.html

5 заявлений патриарха Кирилла о месте верующих и религии в образовании — Православный журнал «Фома»

Фото patriarchia.ru

Патриарх Кирилл, выступая в четверг 25 августа на заседании Высшего Церковного Совета, сделал несколько важных заявлений относительно места верующих и религии в современном российском образовании, передает агентство «Интерфакс-религия».

О религии в школе

Патриарх Кирилл считает, что школа «не должна быть закрыта для передачи знаний о религии».

При этом, по словам Святейшего, государственное общеобразовательное учебное заведение, конечно же, «не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции».

Об участии верующих в развитии образования

— Вопрос развития отечественного образования касается всех — верующих, неверующих в равной мере, если мы не хотим видеть в молодежи неучей, иванов, не помнящих родства — не накачанных идеологическими постулатами того или иного толка, а трезво и научно способных рассуждать о литературе, истории, философии, религии, — заявил Предстоятель Церкви.

Как считает патриарх Кирилл, сегодня необходимо объединиться всем, чтобы «содействовать преодолению кризиса гуманитарного знания в нашем обществе и участвовать в разрешении проблем, имеющихся в сфере образования».

О верующих ученых и учителях

Читайте также:  Предрассудки в воспитании девочек

Материал по теме

10 вопросов о вере от человека XXI века

Правда ли, что наука и религия противоречат друг другу? Могут ли ученые доказать несуществование Бога? Существуют ли нравственные, но нерелигиозные люди? 10 ответов на «неудобные» вопросы в материале «Фомы».

По словам Первосвятителя, сегодня странно слышать, что «для кого-то тот факт, что человек верующий, является, с их точки зрения, препятствием для работы в научной или образовательной сферах».

Патриарх уверен, что такое отношение к верующим ученым и педагогам – «рудименты той глубокой идеологизации, которой было подвергнуто наше общество».

Святейший считает, что пришло время «все эти рудименты разрушать и развивать новый взгляд, в том числе и на участие верующих людей во всех сферах нашей общественной жизни».

О научной специальности «теология»

Предстоятель Церкви подчеркнул важность признания государством теологии «как научной специальности и создания диссертационных советов, экспертного совета ВАК».

— Это, конечно, прогресс в российском образовании и в российской науке. Очень важно, что этот прогресс обуславливается деидеологизацией нашего образования и науки, — отметил Святейший.

Об антиклерикальной мифологии

По мнению Предстоятеля Церкви, существующая сегодня антицерковная мифология, доминирующая в некоторых слоях общества, «создает диссонанс в восприятии реалий общественно-политической жизни».

Таким образом, как считает патриарх Кирилл, объединение общества «весьма затрудняется, когда отдельные сферы, секторы общественной жизни находятся под влиянием той или иной идеологии».

Подробнее о современном образовании и воспитании, читайте материалы «Фомы» в специальной рубрике

Источник: https://foma.ru/5-zayavleniy-patriarha-kirilla-o-meste-veruyushhih-i-religii-v-obrazovanii.html

Религиозное образование стало качественнее. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла журналу «Православное образование» / Патриарх / Патриархия.ru

26 января 2015 г. 16:45

Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла опубликовано в первом номере журнала «Православное образование» за 2015 год.

— Ваше Святейшество! За прошедшие пять лет система религиозного образования в Русской Православной Церкви претерпела существенные изменения. Какие из достигнутых результатов Вы считаете самыми важными?

— Положительных результатов немало. Но самый важный, на мой взгляд, заключается в том, что нам удалось достичь качественного повышения уровня религиозного образования. А произошло это во многом благодаря тому, что выстроилась четкая система.

Системность касается в первую очередь учебных программ, которые реализуют сегодня православные школы и гимназии, воскресные школы и другие образовательные учреждения. Такого раньше не было, ведь нередко в программах различных православных или воскресных школ даже в пределах одной епархии царила настоящая разноголосица.

В настоящее время эти программы опираются на общецерковные стандарты, которые соотносятся с государственными образовательными стандартами. Еще одно весьма важное изменение связано с более тесным и интенсивным взаимодействием Церкви и органов государственной власти в сфере образования и просвещения.

Кроме того, впервые в новейшей истории России представители Церкви стали приглашаться к участию в самом законотворческом процессе в области образования.

Так, в работе над новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в его части, касающейся религиозного образования, приняли активное участие представители целого ряда синодальных учреждений. В результате этой работы удалось внести в закон очень важные нормы и положения.

В общем можно сказать, что православное образование сегодня поставлено на очень серьезную профессиональную основу. Это уже не только и не столько труд каких-то отдельных волонтеров-энтузиастов, но масштабная системная работа церковных структур самого различного уровня.

За это время между Синодальным и епархиальными отделами религиозного образования и катехизации выработался достаточно слаженный механизм взаимодействия, благодаря которому успешный опыт отдельных епархий постепенно распространяется и усваивается всей Церковью.

В целом, подводя некоторый итог, следует сказать, что с помощью Божией немалого удалось достичь за это время. Многое, конечно, еще и предстоит сделать.

Но хотел бы подчеркнуть: все, что перечислено сейчас мною, — это реальный, ощутимый результат серьезной и кропотливой общецерковной работы на протяжении последних пяти лет.

— Сегодня Церковь активно развивает процесс катехизации на приходах и создает благоприятные условия для воцерковления людей, приходящих в храм: введена минимальная огласительная практика для людей, желающих креститься и венчаться, в епархиях создаются образовательные центры по подготовке катехизаторов, во многих храмах появились стенды с информацией, в том числе об образовательных проектах прихода. Какие еще ключевые задачи Церковь ставит сегодня перед катехизаторами?

— Каждая душа человеческая многоценна в очах Божиих. Потому очень важно, чтобы человек, приходящий в храм, чувствовал, что его здесь ждут, что ему рады, что его готовы выслушать и, если нужно, помочь. Церковь сегодня уделяет особое внимание развитию катехизаторской деятельности.

В настоящее время на большинстве приходов трудятся штатные катехизаторы, в помощь которым группой специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации было издано «Практическое руководство по приходскому консультированию», рекомендованное Синодальным отделом для использования во всех епархиях и приходах Русской Православной Церкви. Кроме того, разработаны и размещены в открытом доступе макеты буклетов о церковных праздниках, готовятся буклеты по иным церковным повседневным вопросам, чтобы каждый настоятель мог распечатать их и разместить на информационном стенде в храме. Решается постепенно и кадровый вопрос. В целом, все условия для успешной работы есть. Теперь дело во многом за епархиями и приходами.

Сегодня перед священнослужителями и мирянами, которые проводят катехизацию, стоит весьма ответственная задача. Задача эта заключается в том, чтобы изменить потребительское отношение людей к Церкви.

Ведь как часто происходит? Люди хотят покрестить ребенка или обвенчаться, но идут на катехизические беседы лишь потому, что это является необходимым условием для совершения Таинств Крещения и Брака. Церковь такими людьми воспринимается как своего рода бюро по оказанию духовных услуг.

Без сомнения, такое отношение в значительной степени сформировано мировоззренческой парадигмой общества потребления. Но это отношение необходимо менять. И это во многом зависит от усилий катехизатора, от его подхода к совершаемому служению. Важно, чтобы люди пересмотрели свое отношение к Церкви.

Церковь — это не комбинат по производству благодати, а живой богочеловеческий организм, в котором обитает и действует Святой Дух. Важно, чтобы те, кто приходит в храм на беседы, осознали это, захотели больше узнать о Православии и о том, чем живет Церковь, чтобы у них появилось желание участвовать в ее жизни.

Катехизация призвана открыть для них подлинное христианство, показать красоту и глубину Божественного откровения, тронуть их души и сердца спасительной Евангельской вестью.

— Вы непосредственно участвовали во введении новой предметной области или, как говорят, комплексного курса по религиозным культурам и светской этике для общеобразовательных школ.

Насколько, по Вашему мнению, успешно проведена апробация и как сейчас реализуется курс? Довольны ли Вы показателями выбора Основ православной культуры? Когда преподавание религиозных культур будет расширено от экспериментального формата по всем годам обучения?

— Введение в 2009 году в общеобразовательных школах России комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) я считаю большим совместным достижением нашего общества, государства и Церкви.

Преподавание в светской муниципальной и государственной школе традиционной религиозной культуры, приобщение детей к духовно-нравственным ценностям народа — это норма. Норма в любой национальной школе.

Ведь полноценное, гармоничное воспитание человека невозможно в отрыве от духовных и культурных корней, вне его связи с культурой народа.

Этот курс призван способствовать не только укреплению межрелигиозного мира в нашей стране, но и духовно-нравственному воспитанию школьников, развитию внутренних связей между школьным образованием и семейным воспитанием.

В целом это весомый вклад в обновление и школы, и общества. Но вклад, эффект от которого пока реализован лишь на десять процентов.

Ведь не будем забывать, что преподавание этой дисциплины ведется пока что только в одном классе из одиннадцати классов средней школы.

В целом можно сказать, что апробация курса прошла успешно. Но есть и определенные трудности. Что касается выбора ОПК, то проблемы с этим сейчас сохраняются лишь в нескольких регионах. Осталось буквально несколько таких регионов, где выбор ОПК явно не соответствует структуре населения.

Есть и «уникальный», можно сказать, регион — Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках ОРКСЭ, а что нельзя. ОПК — нельзя.

При этом грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства, игнорируются решения Президента, Правительства, Министерства образования и науки. С таким положением мы не можем согласиться как участники введения ОРКСЭ, представляющие в этом процессе интересы православного населения.

Мы и дальше будем делать все возможное, дабы переломить эту нездоровую ситуацию, будем и дальше ставить этот вопрос на самых различных  государственных уровнях.

Что касается расширения преподавания ОРКСЭ, то соответствующие предложения были подготовлены еще два года назад и предусматривают последовательное расширение преподавания на 2-10 классы. Министерство образования пока придерживается позиции, что приступать к расширению рано.

Читайте также:  Требуется ли компьютер ребенку

Наша позиция состоит в том, что, по крайней мере, надо начинать подготовительную работу по реализации указанной концепции, готовить учебные и методические материалы, выделять средства на подготовку учителей.

Есть возможность вводить преподавание ОРКСЭ по всем годам обучения не сразу по всей стране, а выборочно — решением отдельной школы, педагогического коллектива и родителей обучающихся там детей. Такую модель можно принять как переходную.

— В Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения идет работа над Образовательной концепцией Русской Православной Церкви.

Насколько необходим и важен сегодня этот документ для Церкви? Станет ли он обязательным для всех епархий? Планируется ли создание некой «дорожной карты» с четкими инструкциями о том, как и что надо делать? Или каждая епархия будет самостоятельно разрабатывать стратегию развития православного образования, опираясь на этот документ?

— Образовательная концепция — это основополагающий документ, который должен обозначить стратегию развития системы образования Русской Православной Церкви на годы вперед. Безусловно, он важен и необходим сегодня. Но работа над этим документом продолжается и по сей день.

Ситуация в образовании сейчас меняется очень быстро, изменяются нормативные документы, концептуальные подходы, ориентиры в образовательной политике государства.

Если мы хотим иметь действительно такой, можно сказать, «долгоиграющий», стратегический документ, то не следует торопиться с его принятием.

Приведу в этом отношении пример. В новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», как я сказал, вошла статья о религиозном образовании. Однако пока не все наши законодатели соглашается с тем, что религиозное образование — это полноценный компонент образовательной системы в России.

Духовное образование — да, воскресная школа при храме — да. Но вот понимание того, что религиозное образование по выбору может быть в детском саду, в школе или в вузе, еще не сложилось у многих отечественных юристов.

В большинстве стран мира такое понимание есть, но у нас пока, к сожалению, еще нет.

И вот представьте, мы «заведем» этот закон в нашу образовательную концепцию. Тогда мы как бы сами ограничим процесс восстановления православного религиозного образования в российской школе, системе образования той ситуацией, которая сложилась на сегодня.

— Какие задачи Церковь ставит сегодня перед православным педагогическим сообществом? К чему необходимо стремиться?

— О задаче по расширению преподавания православной культуры по всем годам обучения детей в общеобразовательной школе, хотя бы один час в неделю, я уже сказал.

Можно добавить, что это должно быть преемственно с изучением православной культуры, православным духовно-нравственным воспитанием и развитием детей в дошкольном образовании. Сейчас по новому закону и детские сады, и средние школы — все это общее образование.

И здесь должна быть преемственность, возможность непрерывного приобщения ребенка к ценностям и традициям Православия по свободному выбору его семьи.

До сих пор не решен вопрос с получением научных степеней по теологии. Многие годы наши предложения по этому вопросу наталкиваются на устаревшие советские идеологические стереотипы, главный из которых: «теология — не наука».

Ситуация более чем абсурдная, учитывая тот факт, что даже самые экзотические философские направления, не основанные ни на чем, кроме произвола «свободного мыслителя», тем не менее считаются научными в рамках философии.

Надеемся, что в этом году вопрос с подготовкой научных кадров по теологии все-таки решится положительно.

— Ваше Святейшество, Вы в числе первых начали процесс создания образовательной системы на базе Смоленской епархии. Какие трудности стояли тогда перед Вами? Поделитесь своим опытом с читателями журнала.

— Самая главная трудность, с которой пришлось столкнуться мне как епархиальному архиерею — это острый кадровый голод. Не хватало не то что преподавателей для воскресных школ или православных школ, о которых, кстати говоря, трудно было даже помыслить тогда, не хватало священников. В общем, как говорят у нас в народе, работы было непочатый край.

Именно преодоление недостатка кадров было для меня одной из первоочередных задач в те годы. Тогда и было принято решение о создании в Смоленске духовного училища, призванного готовить пастырей для Смоленской и иных епархий. Образование первого в регионе духовного училища, преобразованного позднее в семинарию, во многом определило развитие всего религиозного образования в епархии.

Благодаря искреннему энтузиазму многих неравнодушных людей в 90-е годы удалось учредить первый православный детский сад, открыть несколько православно ориентированных школ и гимназий, а смоленский опыт введения в программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры» стал одним из самых успешных в России.

Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3966661.html

Патриарх Кирилл надеется на взвешенный подход Общества русской словесности в решении проблем образования / Православие.Ru

Москва, 26 мая 2016 г.

    

Общество русской словесности (ОРС) будет взвешенно и убедительно подходить к решению проблем образования в России, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Интерфакс-Религия.

«Дело, которым мы будем заниматься, настолько важно, что, может быть, следует в моей повестке дня и в повестке дня многих из вас, кто присутствует здесь, найти непременно место для того, чтобы иметь возможность сосредоточиться, подумать, почитать, проанализировать, прочувствовать те проблемы, которые сегодня стоят перед народом, страной, литературным и научным сообществом, перед школой», — сказал патриарх в четверг в Доме союзов на пленарном заседании первого съезда ОРС.

Результатом этой работы, надеется он, станут «взвешенные, спокойные, убедительные позиции, которые помогут преодолеть в том числе и существующие сегодня некоторые болезненные противостояния и дискуссии, о которых мы как будто бы все имеем некоторое представление».

Общество русской словесности было образовано в марте 2016 года как общественная организация, занимающаяся изучением и защитой русского языка.

Цель Общества — консолидировать усилия ученых, педагогов, деятелей культуры и мировой общественности для сохранения ведущей роли русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования и культурно-просветительской деятельности.

Председателем Общества является патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На заседании Патриаршего совета по культуре, на котором и было учреждено Общество русской словесности, предстоятель Русской православной церкви сообщил, что именно глава государства предложил ему возглавить новую общественную организацию.

«Я принял это предложение потому, что речь идет о гуманитарном измерении нашей жизни, личности, общества, государства, а гуманитарное измерение есть часть духовной ответственности Церкви», – отметил патриарх.

В планах Общества русской словесности – съезд учителей литературы и русского языка, форум родительской общественности, на которых предстоит выработать согласованную позицию по наиболее острым проблемам школьного филологического образования.

Съезд Общества русской словесности пройдет за несколько дней до ЕГЭ по русскому языку – экзамена, который обязателен для получения аттестата об окончании школы.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/93664.html

Святейший Патриарх Кирилл: Превращение образования в сферу коммерческих услуг недопустимо

Святейший Патриарх Кирилл: Превращение образования в сферу коммерческих услуг недопустимо

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/25/svyatejshij_patriarh_kirill_prevrawenie_obrazovaniya_v_sferu_kommercheskih_uslug_nedopustimo/?print=y25.05.2010

В Храме Христа Спасителя открылся XIV Всемирный русский народный собор …

25 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XIV Всемирный русский народный собор «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества», сообщает Патриархия.Ru. Церемонию открытия возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В президиуме заседания ВРНС также находились С.В.Медведева, председатель Попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»; В.Н.

Ганичев, заместитель главы ВРНС, председатель Союза писателей России; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; Г.С.

Полтавченко, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; С.В.Лавров, министр иностранных дел России; А.А.Авдеев, министр культуры; А.А.Фурсенко, министр образования и науки; А.П.Торшин, заместитель председателя Совета Федерации; Л.К.

Слиска, заместитель председателя Государственной Думы; А.М.Бабаков, заместитель председателя Государственной Думы; С.А.Попов, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; Ю.М.Лужков, мэр города Москвы; С.Л.Байдаков, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы; Н.С.

Михалков, председатель правления Российского фонда культуры, председатель правления Союза кинематографистов России; Н.Б.Жукова, председатель Региональной общественной организации «Клуб «Реалисты»», член бюро Президиума ВРНС.

Читайте также:  Исследуем произвольное внимание младших школьников с помощью теста тулуз-пьерона

В работе Собора приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Cовета Русской Православной Церкви; архиепископ Рязанский и Касимовский Павел; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии; епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; епископ Балтийский Серафим; В.Р.Легойда, председатель Синодального информационного отдела; профессор В.А.Алексеев, президент Международного фонда единства православных народов; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л.Кравец; старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий; главный раввин России А.С.Шаевич; председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин; руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганов.

Cобравшихся приветствовал заместитель главы ВРНС В.Н.Ганичев, который поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с отмечавшимся накануне днем тезоименитства и объявил об открытии Собора.

Затем к участникам XIV Всемирного русского народного собора обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В своем слове Его Святейшество обратил особое внимание на значимость нравственной составляющей в образовательном процессе и охарактеризовал попытки «превратить образование в сферу коммерческих услуг» как опасные и чуждые национальной традиции и народному менталитету.

Патриарх Кирилл призвал помнить, что образование «не сводится к просто накачке ребенка житейски полезной информацией». По его словам, «миссия образования, в первую очередь, заключается в передаче не только знаний, но и моральных норм», сообщает Интерфакс.

Предстоятель РПЦ отметил, что каждая культура обладает собственным духовным кодом, который влияет на систему ценностей того или иного народа, и дело образования, по его словам, заключается в том числе и в воспитании детей в рамках этой системы ценностей. Он призвал участников собора задуматься над тем, «могут ли глубинные внутренние вопросы предлагаться просто как предметы в условиях рынка».

Предстоятель Русской Церкви напомнил также, что в этом году в 19 регионах России введен экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики», и выразил мнение, что успешное преподавание этого предмета «поможет снижению конфликтности в обществе и созиданию мира между людьми». Он признал, что введение этих предметов не обходится без трудностей, однако подчеркнул, что его «общее впечатление положительное». «Верю, что последствия внедрения этого предмета мы скоро почувствуем и увидим», – добавил Святейший Патриарх Кирилл.

На открытии Собора было оглашено приветствие Президента России Дмитрия Медведева, которое зачитал Г.С.Полтавченко, и приветственное послание председателя Правительства России Владимира Путина, которое зачитал А.А.Фурсенко.

«Нашим детям необходим нравственный фундамент, составляющий основу для принятия ключевых жизненных решений, — подчеркнула в своем выступлении Светлана Медведева. — Ведь безнравственность, отсутствие моральных ориентиров может стать препятствием на пути развития общества и государства».

Указав на то, что нравственный компонент образования «требует огромных педагогических усилий и даже введения новых учебных предметов», Светлана Владимировна выразила уверенность в том, что детям знать о существовании «объективного нравственного закона» столь же необходимо, как и о законах Ньютона.

«В России естественно обратиться к традициям, во многом определяющим ход отечественной истории и развития культуры — это традиции православного христианства и других традиционных религий», — отметила С.В.Медведева.

Многолетняя дискуссия на тему, нужно ли в школе преподавание религиозных культур, завершена — «найдено решение, устраивающее всех», в том числе и тех, кто хочет изучать нерелигиозные основания нравственности, с удовлетворением констатировала супруга Президента. Также на открытии Собора выступили С.В.Лавров, Ю.М.Лужков, Н.С.Михалков.

В заключение первой сессии Всемирного русского народного собора Его Святейшество вручил первую Патриаршую премию в области киноискусства создателям художественного фильма «Поп». От лица съемочной группы знак премии принял кинорежиссер В.И.Хотиненко.

Источник: http://NetReforme.org/reforma-byudzhetnyih-uchrezhdeniy/avtoritetnaya-kritika-byudzhetnoy-reformyi/svyateyshiy-patriarh-kirill-prevrashhen/

Патриарх Кирилл: Современный человек призван быть компетентным в вопросах религии вне зависимости от своих религиозных взглядов

Современный человек призван быть компетентным и в естественных, и в гуманитарных науках, и в вопросах религии, вне зависимости от своих религиозных взглядов. Об этом во вторник, 4 апреля, сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном слове, с которым он обратился к членам Высшего Церковного Совета.

По словам Его Святейшества, недостаток знаний в любой из областей приводит человека в состояние мракобесия. «Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, призван стремиться к знаниям об окружающем мире. А несведущий в религии человек может в наши дни стать жертвой вербовщиков экстремистского толка», — подчеркнул Святейший Патриарх.

«Знания о религии невозможно исключать из картины мира точно так же, как невозможно исключить из неё знания о математике и физике», — отметил Патриарх Кирилл.

Также он высоко оценил создание диссертационного совета по теологии: «Первая в нашей стране диссертация по теологии будет представлена к защите 1 июня этого года, и я хотел бы сказать, что это очень значительное событие в российском образовании».

Патриарх особо отметил, что в годовщину революции 1917 года как никогда важны исторические знания, позволяющие молодым людям не наступать ещё раз на грабли, на которые наступили наши отцы и деды, погубив страну.

«История хранит память об искренних революционерах, которые, выступая за справедливость, в результате были использованы силами зла и стали участниками массового братоубийства, потеряли человеческий облик и в большинстве своем сами сгинули в пучине беззаконий», — сказал Патриарх Кирилл.

Рассуждая об образовании, Святейший Патриарх отметил, что нельзя отрицать его воспитательную функцию. «Образование — это процесс межличностного общения, который немыслим без этических норм. Этико-нравственный компонент должен быть базовым в данном взаимодействии».

По его словам, в образовательной сфере слишком долгое время наблюдается идейный вакуум.

«Идейная пустота привела к тому, что на школу стали смотреть как на место формального предоставления определённых образовательных услуг, а не место всестороннего развития личности», — отметил Патриарх Кирилл.

Корнем этой проблемы он видит коммерциализацию системы образования, которая стала одним из секторов рынка. «Человек не производственный модуль, которого надо научить десятку функций, а затем вставить в механизм национальной экономики», — подчеркнул Предстоятель.

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить все здоровые силы нашего общества в деле церковно-государственного взаимодействия в вопросах образования.

«Неслучайно уже не один год вопросы образования остаются главной темой работы Высшего Церковного Совета.

Мы продолжим уделять особое внимание к этой теме, и на сегодняшнем заседании также состоится дискуссия о системе образования, которую мы выстраиваем в том числе внутри Русской Православной Церкви», — сказал Патриарх Кирилл.

Источник: https://pravobraz.ru/patriarx-kirill-sovremennyj-chelovek-prizvan-byt-kompetentnym-v-voprosax-religii-vne-zavisimosti-ot-svoix-religioznyx-vzglyadov/

Патриарх Кирилл и его мирские проблемы — Аргументы Недели

Как известно, у президента страны есть так называемый «ближний круг», который иногда называют «политбюро». И российская внутренняя политика частенько определяется отношением участников этого «политбюро» ко всем остальным сильным мира сего. Одними из главных членов «политбюро» называют братьев Ковальчуков.

ОДИН из них – Юрий Валентинович, крупнейший бизнесмен, совладелец и руководитель банка «Россия», находящегося под американскими санкциями. Второй – Михаил Валентинович успешно руководит институтом имени Игоря Курчатова, находится на передовых рубежах современной науки.

Так вот, по разговорам в так называемых экспертных кругах, у этих влиятельных людей будто бы напряглись отношения с руководством РПЦ. Следствием этого стало то, что в своём последнем Послании Федеральному собранию 1 марта президент не упоминал РПЦ и лично патриарха Кирилла.

По более ранним сообщениям из журналистских кругов, отношения между верховной властью и Кириллом и без «напряга» в отношениях между членами «политбюро» и владыкой далеки от безоблачных. Одна из причин – патриарх не равнодушен к светской власти, не чужд оказывать влияние на политические и деловые круги страны.

Эти разговоры совпадают по времени с заявлением такого критика Кирилла, как протоиерей В.

Чаплин: «…проект «Патриарх Кирилл», по сути, закрыт – по крайней мере как проект общественно значимый, способный собрать команду соработников, а не челяди и не вечных «соглашателей». Закрытие проекта произошло не в последнюю очередь усилиями «титульного» лица.

Оно как бы достигло всего, чего хотело, – но радости ему это не добавило. Наоборот, скорее умножило скорби – и дальше скорбей (понимай – для Кирилла и РПЦ!), увы, будет больше». Ему возразил в СМИ протодиакон Ан.

Кураев: «Патриарх выбирается пожизненно, церковная элита может решить разойтись с ним по суперфорсмажорным обстоятельствам, но я убежден, что в нынешних условиях это совершенно невозможно и бессмысленно».

Но, исходя из пословицы «Дыма без огня не бывает», можно предположить, что в отношениях между президентом и Кириллом возник «напряг».

То ли от Кирилла требуют какого-то публичного «прогиба» во время инаугурации В. Путина на новый президентский срок.

То ли, зайдя на этот новый срок, он и вправду выразит пожелание, чтобы Кирилл во время этого срока передал Патриарший престол более удобному для президента иерарху РПЦ.

Источник: http://argumenti.ru/politics/2018/04/569179?typelink=openlink

Ссылка на основную публикацию