Педагогику права

§ 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Педагогическое право — отрасль права, регулирующая педагогические отношения.

Структура педагогического законодательства

Педагогическое законодательство действует в следующих сферах образования: дошкольном; общем (школьном); начальном профессиональном; среднем профессиональном; высшем профессиональном; послевузовском; дополнительном.

Каждая подотрасль законодательства, действующая в той или иной сфере, в свою очередь, делится по видам регулируемых отношений на институты (группы норм):

1) институт заключения, изменения и прекращения договора образовательного учреждения и обучающегося;

2) институт времени обучения и времени отдыха;

3) институт дисциплины труда, включая методы стимулирования, мотивации обучающихся;

4) институт содержания обучения;

5) институт условий обучения;

6) институт государственных образовательных стандартов.

Особенности заключения договора между образовательным

учреждением и обучающимся

Отношения по обучению между образовательным учреждением и обучающимся строятся на основе договора. Согласно ч. 4 ст.

18 Закона РФ «Об образовании», отношения между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними. Согласно п. 61 Типового положения об общеобразовательном учреждении (1994 г.

), права и обязанности родителей (лиц, их замещающих) могут закрепляться в заключенном между родителями и общеобразовательным учреждением договоре.

Раздел 2 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (1993 г.

) содержит правила приема в высшее учебное заведение, определяющие права и обязанности граждан и вуза.

В то же время условия договора между вузом и гражданином определяются в заявлении гражданина о приеме в вуз, в приказе о зачислении в вуз и других документах вуза.

Раздел 2 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (постановление Правительства РФ от 14.10.1994 № 1168) не требует заключения письменного договора со студентом. Он должен представить заявление и другие документы, а ccуз издает приказ о зачислении.

Особенность заключения договора определяется обязанностями и правами сторон. Если при приеме в муниципальную школу последняя не имеет права отказать в приеме на обучение ребенка, то вуз может отказать в зачислении гражданину, не выдержавшему конкурс.

Особенности заключения договора на обучение определяются в уставе образовательного учреждения (подп. 3 ч. 5 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Изменение и прекращение договора на образование

Особенности изменения и прекращения договора на образование устанавливаются в уставе образовательного учреждения, а также содержатся в других нормативных актах. Например, согласно п. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, орган управления образовательным учреждением имеет право исключить учащегося при наличии следующих факторов:

— учащийся достиг 15-летнего возраста;

— учащийся совершил противоправное действие или грубые и неоднократные нарушения устава;

— получено согласие органа местного самоуправления;

— получено согласие органа опеки и попечительства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 58 Типового положения о ссузе, п. 72 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе), порядок отчисления студентов определяется в уставе вуза, ссуза.

Время обучения и отдыха

Время обучения и отдыха регулируется уставами образовательного учреждения, типовыми положениями и другими нормативными актами. Например, в п.

43 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливается продолжительность учебного года в I классе 30 недель, во II — XI классах — не менее 34 недель.

Общеобразовательное учреждение разрабатывает и утверждает годовой календарный учебный график.

Дисциплина обучения

Дисциплинарные отношения в образовательном учреждении регулируются согласно подп. 13 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», Правилам внутреннего распорядка, уставу образовательного учреждения. В соответствии с п.

57 Типового положения об общеобразовательном учреждении дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Условия обучения

Условия обучения регулируются в уставе образовательных учреждений, в типовых положениях, определяются в других нормативных актах.

Важнейшими условиями обучения, влияющими на образовательные отношения, считаются:

— число учащихся в классе, группе;

— качество преподавания;

— обеспеченность учебными пособиями;

— продолжительность рабочего времени и времени обучения;

— продолжительность времени отдыха;

— состояние школьных зданий;

— размер заработной платы работников системы образования;

— наличие вспомогательного персонала и качество его работы.

Эти условия определены в пп. 85 — 124 Рекомендации о положении учителей, принятой Специальной межправительственной конференцией о статусе учителей в Париже 5 октября 1966 г. Перечисленные условия можно считать определяющими для всех видов образовательных учреждений.

Содержание образования

Содержание образования регулируется различными разделами типовых положений об образовательных учреждениях, например: в Типовом положении о вузе в разделе «Учебная и научная деятельность вуза», в Типовом положении о ссузе в разделе «Учебная деятельность», а также в разделе «Государственные образовательные стандарты».

В Законе РФ «Об образовании» содержание образования регулируется в ст. 14 «Общие требования к содержанию образования».

Государственные образовательные стандарты

Государственные образовательные стандарты устанавливают общие требования к содержанию образования. Например, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (1994 г.) определяет:

1) структуру высшего профессионального образования, документ о высшем образовании;

2) общие требования к основным профессиональным и образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;

3) общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;

4) академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;

5) общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

6) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве федерального компонента;

7) правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта.

Имущественная деятельность образовательного учреждения

Право образовательного учреждения на закрепленное за ним имущество прописано в ст. 296 ГК РФ и называется правом оперативного управления. Образовательное учреждение осуществляет по отношению к закрепленному за ним имуществу права владения, пользования и распоряжения с ограничениями, установленными законом, целями образовательного учреждения, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник имущества вправе изъять у образовательного учреждения лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Порядок изъятия установлен в договоре с учредителем.

Имущество образовательного учреждения может находиться у него на правах оперативного управления и на праве собственности, согласно ч. 7 ст. 39 Закона РФ «Об образовании».

Собственность образовательного учреждения может быть образована следующими способами: а) передана в дар; б) пожертвована; в) завещана; г) получена в результате собственной деятельности; д) заработана с помощью оказания платных образовательных услуг, предпринимательской деятельности.

Собственное имущество образовательного учреждения обязательно должно учитываться на отдельном балансе согласно ст. 298 ГК РФ.

Образовательное учреждение, согласно ст. 43 Закона РФ «Об образовании», самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе и валютный.

Государственное муниципальное учреждение вправе оказывать населению платные дополнительные образовательные услуги: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги.

Образовательное учреждение имеет право заниматься предпринимательской деятельностью: реализацией и сдачей в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговлей покупными товарами и оборудованием; оказанием посреднических услуг; долевым участием в деятельности других учреждений (в том числе образовательных); приобретением акций, облигаций, иных ценных бумаг и получением доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведением приносящих доход иных операций (ст. 47 Закона РФ «Об образовании»).

Педагог имеет право заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, которая рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации. Эта деятельность не лицензируется. В то же время незарегистрированная индивидуальная трудовая деятельность не допускается.

Если образовательное учреждение дает некачественное образование, то оно может быть привлечено к имущественной ответственности. К нему может быть предъявлен иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку выпускников в других образовательных учреждениях (ст. 49 Закона РФ «Об образовании»).

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2701_chapter_81_%C2%A7_2._Vidi_prava_vodokoristuvannja.html

Педагогика

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

Читайте также:  Деятельность: философский взгляд и психологическое толкование

Педагогика вальдорфская — научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной.

Цель педагогики вальдорфской — посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свой способности и свойства.

В настоящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (открыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов. Педагогика гуманистическая — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии.

На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Своих целей педагогика гуманистическая достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей. Педагогика дородовая — педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. Педагогика дородовая возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).

Педагогика информационно-кибернетическая — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

Педагогика исправительно-трудовая — педагогика, которая занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Педагогика кондуктивная — направление педагогической деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор — венгерский ученый Пето.

Основное внимание педагогики кондуктивной уделяется медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка.

Занятия в группах по 6—7 человек всегда проводит один человек — кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика лечебная — отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко.

Педагогика мыследеятельностная (МД) — разрабатывается в рамках системомыследеятельностного подхода (СМД) и реализуется на локальных пед. площадках. В основе ее лежит представление о коллективной мыследеятельности. Понятие введено Г. П. и П. Г. Щедровицкими.

Педагогика народная — исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

Педагогика народная содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения.

Ценности педагогики народной помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т. е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности.

Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и др.

человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В. А. Ситаровым.

Педагогика необходимости (авторитарная педагогика) — направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме.

Имеет разработанную систему с четко сформулированными целями, принципами, содержанием, методами и формами обучения и воспитания, оценочной шкалой. Ребенок в этой педагогике «предмет воспитания», объект воздействия. Активность ребенка в учебно-воспитательном процессе — адаптивная активность, активность усвоения должного.

Педагогика общая — 1) базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов; 2) педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; 3) отрасль педагогических знаний, исследующая фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями педагогики общей являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования. Педагогика педоцентристская — педагогика, в центре которой находится ребенок с его особенностями и личной свободой; педагогический процесс направлен на развитие природных дарований детей, раскрытие заложенных в них потенций. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в помощника ребенка, человека, организующего среду, в которой формируется личность. Наиболее ярким и последовательным представителем педоцентристских взглядов был Джон Дьюи.

Педагогика постиндустриального (информационного) общества — педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества, когда мерой всех соц.

вещей, основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил.

Отходят на второй план, отступают идеи дисциплины, управления, организации, культа специалиста, акцент делается на идее сосуществования, понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности, ее прав.

Ставится задача создания условий, способствующих развитию у человека твердых нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе. В контексте гуманистических установок педагогического менталитета современного Запада новое звучание получает идея перехода от поддерживающего обучения к инновационному. Трактовка термина предложена Г. Б. Корнетовым.

Педагогика права — новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.

Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях православного христианства.

Воспитание человека в канонах педагогике православной считается важнее, чем его образование: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к жизни на земле. Значительное место в православном воспитании занимает семья.

Педагогика превентивная — педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подростков и молодежи.

Педагогика реабилитационная — комплексная дисциплина, базирующаяся на мед., психол.

и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы педагогического воздействия на больного или трудно-обучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

Педагогика реформаторская — педагогика, выступившая в конце XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничение его деятельности узкими регламентированными рамками.

«Педагогика свободы» — педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную самость (см. Воспитание свободное).

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в к-ром в середине 70-х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи.

Основными положениями «Педагогики свободы»  являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика социальная — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Читайте также:  Лечебная педагогика

Педагогика социальная изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории, психологии и методики социального воспитания. Термин введен немецким педагогом А. Дистервегом в XIX веке.

В нашей стране ведущими специалистами в области педагогики социальной  считают A. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Педагогика специальная (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки.

В зависимости от вида дефектов выделяют сурдопедагогику (изучает закономерности обучения и воспитания глухих); тифлопедагогику (занимается со слепыми и слабовидящими); олигофренопедагогику (проблемы умственно отсталых детей); логопедагогику (исправление речи детей и подростков).

Педагогика эволюционная — педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития ребенка.

Стремление к познанию, согласно педагогики эволюционной, присуще ребенку от рождения, но оно проявляется в том случае, если нет принуждения, под влиянием здоровых человеческих стремлений, природной любознательности, интереса к предмету изучения.

Разрабатывалась русским педагогом XIX в. В. П. Вахтеровым.

Педагогика экспериментальная — одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги B. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев.

Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за педагогическим процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка.

Педагогика экспериментальная легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20—30-х годах.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 105-110.

Источник: http://ponjatija.ru/node/6066

Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания

(Буряковский Р. О.) («Юридический мир», 2012, N 4) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Р. О. БУРЯКОВСКИЙ

Буряковский Руслан Олегович, преподаватель кафедры тактики Московского высшего военного командного училища.

Юридическая педагогика — гуманитарная наука, которая занимается исследованием систем и процессов юридического образования, воспитания, обучения и развития. Для того чтобы понимать происходящие в стране правовые изменения, человек должен обладать соответствующими знаниями, обучаясь основам государства и права в средних и средних специальных учебных заведениях.

Ключевые слова: юридическая педагогика, гуманитарная наука, цели, система, формирование человеческой личности, эффективное функционирование общественных институтов.

Legal pedagogics is the special area of scientific pedagogical knowledge R. O. Buryakovsky

Legal pedagogics is humanitarian science, which is engaged in research of the systems and processes of legal education, education, teaching and development. In order that to know what be going on in a country legal changes, a man must possess the proper knowledges, taught bases of the state and right in the middle and middle special educational establishments.

Key words: legal pedagogics, humanitarian science, aims, system, forming of human personality, effective functioning of public institutes.

Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания — юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики.

Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. . ——————————— Столяренко А. М.

Юридическая педагогика в МВД. М.: Академия управления МВД России, 1997.

Ее основная цель — всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная — познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов. Имеющиеся учебные пособия малопригодны для подготовки специалистов, которым придется работать в среде взрослых людей, преимущественно со взрослыми людьми, в процессе труда, а не учебы, и не простого труда, а связанного с укреплением законности, правопорядка и борьбой с преступностью. Педагогические проблемы, возникающие перед ними, своеобразны, как и педагогические способы их решения. Данная статья ориентирована на усвоение некоторых вопросов юридической педагогики. Сложившиеся в ходе многовековой истории педагогические идеи создали прочную научную основу общей педагогики и педагогики высшей школы. В наше время отрасли педагогики развиваются под влиянием прогресса науки и техники, культуры, происходящего в мире, стране, Вооруженных Силах, спецслужбах, правоохранительных органах. Российская высшая школа способна вести подготовку кадров по всем направлениям науки, техники и производства; она занимает одно из ведущих мест в мире по масштабам подготовки кадров, тесно связана с практикой и ориентирована на профессиональную деятельность. В то же время высшая школа нуждается в существенном реформировании в связи с происходящими в обществе изменениями. Практика также убеждает в том, что устойчивое функционирование высшей школы возможно только в условиях ее правового обеспечения: — создания правовых гарантий для свободного развития; — правовой защищенности обучающихся в плане реализации их потребностей в образовательных услугах; — четкого определения прав и обязанностей физических и юридических лиц, правового регулирования их ответственности и отношений в рассматриваемой сфере; — разграничения компетенции между органами государственной власти и управления различных уровней. В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогика, педагогика школы), но и людей взрослых — андрагогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрастной психологии и педагогики — акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации труда, быта, досуга. Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педагогика. Развитие человеческой цивилизации находится сейчас на том уровне, когда именно массовое использование прогрессивных технологий на практике определяет силу государства, его прогресс, количественные и качественные результаты труда. Для того чтобы с успехом двигаться к лучшему будущему, жить цивилизованно, работать успешнее, достигать большего, необходимо повсеместно использовать интенсивные современные технологии в любой, в том числе и правоохранительной, деятельности, как на государственном, так и на местном уровне, в работе каждого органа правоохраны и каждого сотрудника. Это относится и к использованию достижений педагогической науки, разработанных ею и передовой правоохранительной практикой технологий. Известно, что право — не единственный регулятор общественной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководствуются и иными социальными нормами — идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Знание и понимание людьми тех или иных норм, ориентация поведения на них в числе других причин определяется уровнем их собственной воспитанности, образованности, обученности, развитости, а также эффективности деятельности образовательных и иных учреждений, предприятий, общественных и частных структур, института семьи и др., от которых зависят эти индивидуальные и групповые характеристики. Иначе говоря, законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем педагогических систем воспитания, образования, обучения и развития. Их интегральное влияние на уровень педагогической сформированности граждан определяет знание и понимание людьми необходимости правомерного поведения, отношение к правовым нормам, желание, привычки и потребность следовать им в своей жизнедеятельности, а также активно содействовать укреплению законности и правопорядка . ——————————— Столяренко А. М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Экмос, 1999.

Преступность как социальное явление имеет в числе прочих причин и педагогические — слабость системы образования в обществе, системы воспитания граждан (в частности, правового), системы правовой пропаганды; правовые дефекты народной педагогики, реализация педагогической функции средствами массовой информации и др.

Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания.

Поэтому игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровне, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом правонарушений.

Борьба за правопорядок и законность, особенно теперь, — это борьба за умы людей, за их цивилизованное и справедливое отношение к другим людям, к человеческим, общественным ценностям и нормам права, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей.

Читайте также:  Другие формы обучения

Победа тут — в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а для человека и за человека.

По мере демократизации жизни российского общества все большую роль будет приобретать не насильственное принуждение граждан к соблюдению норм права, а уважение к ним и потребность в правомерном поведении, обусловленные воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью.

Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастает и все сильнее сказывается на всей правовой сфере государственной и общественной жизни, на законности и правопорядке.

Однако тут существует взаимосвязь: состояние всего, что относится к правовой сфере (правовой действительности) — правовая система, система права, функционирование системы правоохранительных органов, действие правовых механизмов, реальная жизнь права в сознании и поведении граждан, — оказывает свое влияние на функционирование педагогической действительности, относящейся к педагогической системе государства и общества. Все происходящее в правовой сфере так или иначе оказывает педагогическое и социально-педагогическое влияние на людей, и особенно на те компоненты их воспитанности, образованности, обученности и развитости, которые непосредственно влияют на их юридически значимое поведение. При серьезных недостатках в состоянии законности и правопорядка, эффективного функционирования правовых институтов и субъектов права общепедагогическое развитие граждан, и особенно молодого поколения, делается затруднительным. Это подчеркивает значимость учета всеми субъектами права своих социально-педагогических влияний, ответственности за их качество и необходимости соответствующего построения своей правоохранительной деятельности . ——————————— Божьев В. П. Учебник. 2-е изд. М., 1997. Под правоохранительными органами в статье будут пониматься все государственные органы, применяющие право и входящие в обособленную группу органов государства с особым правовым статусом, задачами, функциями, направлениями деятельности.

Понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера не абстракция, не выдумка теоретиков, не «бумажки», а составляющая реальной жизни общества, существующая, влияющая на нее и обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера.

Обычно она рассматривается как совокупность правовой идеологии, писаного права (как системы норм) и юридической практики (как деятельности государственных и правоохранительных органов).

Чтобы не оторваться от тех реалий жизни общества и его граждан, ради которых, собственно, и существует государство и право, не впасть в правовой формализм, необходимо анализировать процесс и результаты объективирования правовой системы и ее элементов.

Жизнь права — это то, что обнаруживается в юридически значимом поведении людей после того, как оно прошло через их сознание.

Государство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают формальным критериям правового государства, а тем, что и общество, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан постоянно и повсеместно соответствуют идеалам прав и свобод, что они — активные участники их реализации и защиты.

Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педагогической системы и ее элементов, имеющихся везде, где есть воспитание и воспитанность, образование и образованность, обучение и обученность, развитие и развитость.

Она не только влияет со стороны на правовую действительность, но частично и включена в нее. Педагогическая действительность существенно сказывается на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов.

Поэтому педагогическая действительность в правовой сфере — это реально существующие и функционирующие в ней педагогические феномены, закономерности и механизмы, образующие особую юридико-педагогическую подсистему и вносящие свой вклад в реальное состояние законности и правопорядка.

Общепедагогические явления представлены в ней не в чистом, а в трансформированном виде как особенные педагогические явления.

Специфика их причинно обусловлена взаимодействием правовых и педагогических закономерностей, особенностями условий, целей и задач правоохранительной деятельности, ее объектов, результатов, трудностей, используемых средств и технологий и пр. Как компоненты системы они, влияя на правовую сферу, сами зависят от ее качественно своеобразных системных свойств. Системные зависимости юридико-педагогической подсистемы от правовой трансформируют «педагогическую чистоту» общепедагогических явлений, превращая их природу в юридико-педагогическую, а их самих — в юридико-педагогические явления. Иначе говоря, они носят на себе печать влияния правовой сферы, в которую они входят и которой обусловливаются, превращаются в природный сплав влияний, исходящих, с одной стороны, от правовой действительности, а с другой — от педагогической . ——————————— Подобная трансформация не редкость в объективном мире и научных представлениях о нем. Она имеет место и в педагогике, в которой выделяются, например, социально-педагогические явления, военно-педагогические, психолого-педагогические.

К основным юридико-психологическим явлениям относятся: — юридико-педагогические факты — относительно поверхностные, наблюдаемые в сфере права, измененные педагогические явления — проявления соответствующих закономерностей, механизмов, факторов, причин и условий.

Относительная поверхностность их выражается в том, что подмеченные явления еще требуют идентификации в качестве юридико-педагогических и понимания скрытого за ними юридико-педагогического сплава. Так, за конкретным поступком сотрудника надо уметь увидеть проявления его обученности, воспитанности, образованности, развитости и пр.

Только при обнаружении такого проявления сам факт идентифицируется как юридико-педагогический; — юридико-педагогические закономерности — объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости юридико-педагогических проявлений и их сущностей.

Это связи и зависимости между правовым фактором, воздействием и педагогическим явлением; между педагогическим явлением и реальным действием того или иного элемента правовой действительности, между юридико-педагогическими фактами и их сущностями. Важно уметь обнаружить, увидеть и объяснить такие связи и зависимости.

Только сделав это, можно найти объяснение и реальную причину явления, выбрать метод, прием педагогического воздействия, чтобы решить стоящую перед сотрудником задачу.

Принятие педагогических решений без понимания причинно-следственных зависимостей — действия наугад; — педагогические механизмы — закономерные превращения при переходе от педагогической причины (воздействия, влияния) к педагогическому следствию, от юридической причины к педагогическому следствию, от педагогической причины к юридическому следствию.

Это превращения в сознании людей и групп, в усвоении ими правовых знаний, в переходе правовых знаний в правовые убеждения, переходе от знаний к правовым установкам поведения, от профессионального мастерства к профессиональной культуре, в изменении отношения к службе и пр., происходящие под влиянием педагогических и правовых воздействий.

Педагогические механизмы находятся между причиной и следствием, педагогическим воздействием и образовательным, воспитательным, обучающим и развивающим человека результатом. Большей частью они имеют психолого-педагогическую природу, испытывающую, однако, влияние и специфику юридико-педагогической действительности, в поле которой они функционируют.

Понимание механизма, расчет на него при выборе педагогического воздействия, регулирование его «срабатывания» — наиболее тонкая часть педагогической работы. Педагогические механизмы лежат в основе педагогических технологий.

К юридико-педагогической действительности относятся и основные виды педагогических систем — воспитания, образования, обучения, развития, о которых говорилось в первой части учебника. Однако в ней они специфичны и существуют в виде правового воспитания, юридического образования, юридического обучения и правового развития . Каждому из них свойственны свои совокупности юридико-педагогических фактов, юридико-педагогических закономерностей и педагогических механизмов. ——————————— Использование здесь слов «юридическое» и «правовое» определяется сложившимися стереотипами словоупотребления, а не какими-то особыми научными соображениями.

Находясь вне осознания государством, обществом, системой, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на состоянии права, реальной правозаконности и правопорядка в обществе.

Таким образом, юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойство, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания понимание данным человеком окружающего мира и себя в нем . ——————————— Столяренко А. М.

Юридическая педагогика в МВД. М.: Академия управления МВД России, 1997.

——————————————————————

Название документа

Источник: http://center-bereg.ru/l930.html

Ссылка на основную публикацию