Почему ученикам не интересно изучение истории?

Как я выучил историю, не уча её

Я люблю историю. В 5 классе я был настолько уверен в своих знаниях, что решил поспорить с учительницей. Мне показалось, что она была не совсем права в вопросе, касавшемся Александра Македонского.

За все школьные годы я получил лишь одну четвёрку по истории за домашнее задание (до сих пор помню, что проблемной темой стали этруски), в итоге поступил в вуз по исторической олимпиаде.

Но сколько я себя помню, я не занимался зубрёжкой, не учил параграфы и не понимал, почему все остальные считали историю непонятной и запутанной.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Если вы живёте в какой-либо среде, то очень быстро осваиваетесь в ней и принимаете всё совершенно естественно.

Вы можете сейчас мало знать о том, как работает, например, образовательная система Австралии, но пожив там даже полгода и пообщавшись с учениками и студентами, вы будете знать о ней всё достаточно подробно и точно.

Конечно, вы могли бы просто взять учебник или статью и выучить, что в Австралии есть такие-то ступени образования, есть такие-то экзамены и такие-то степени. Но эти знания были бы совершенно оторваны от вашей настоящей среды и потребностей, а значит, они бы быстро забылись.

У вас нет никакой эмоциональной связи с этими знаниями, вы не можете вспомнить ни одной ситуации, которая была бы связана с ними. И поэтому ваш мозг считает эту информацию бесполезной, ведь она не подтверждена практикой.

Представлять что-то дедуктивно (от общего к частному) сложнее, чем представлять что-то индуктивно (от частного к общему)

Рассказ о том, как какой-то конкретный Джон Смит сдавал свои экзамены и поступал в университет, отложится у вас в голове очень ярко, и вы с лёгкостью обобщите его до масштаба всей страны — так возникнет понимание. Конечно, такая информация будет страдать точностью.

Не факт, что опыт Джона Смита действительно говорит о реальном положении дел в сфере образования Австралии, но, отталкиваясь от этого факта, вам будет гораздо легче усвоить теоретическую информацию.

Вы будете уверенно стоять ногами на почве примера Джона Смита и сравнивать его со статистическими данными.

При чём тут история

Я никогда по-настоящему не учил историю, потому что жил в среде истории. Меня окружала история. На полках стояли исторические книги, в компьютере были исторические игры (привет, Цивилизейшн), по телевизору — историческое кино. Из-за этого я не воспринимал историю как «древнюю и непонятную науку». Совсем наоборот.

Для меня царь Леонид и Пётр I были такими же живыми и реальными, как и мои одноклассники

Да, в моём сознании было много мифов и легенд, я не понимал, в чём была особенность глобальных процессов типа Французской революции, но я принимал всех людей всех эпох как равных.

Они все сталкивались с похожими проблемами, решали похожие вопросы и проходили через те же трудности. Я читал, смотрел, слушал, воспринимал историю с точки зрения отдельных личностей, таких же людей, как и я. Поэтому мне было любопытно.

Мне было интересно узнавать, как они прожили свои жизни.

Исторические фильмы — один из способов увлечься историей. Кадр из фильма «Пётр Первый», 1937 год

В школе историю проходят совсем поверхностно. Есть такой царь, он сделал то-то в таком-то году, а был другой царь, он провёл такие-то реформы, а потом его убили в таком-то году.

У ученика возникает резонный вопрос: «Кто все эти люди?». Да, детям хочется знать подробности — кто этот человек был, о чём мечтал, что хотел от жизни, какие поступки совершал, в чём ошибался и так далее.

Человеку хочется узнавать о другом человеке не с перспективы официальных понятий — «провёл реформы», «укрепил армию», «проводил внешнюю политику», — а с точки зрения его личных проблем.

Поэтому, например, в голову так западает история князя Игоря и княгини Ольги или образ Александра Македонского, потому что они были яркими личностями с индивидуальными особенностями, слабостями и ошибками.

Картины с историческими событиями. Александр Македонский вступает в Вавилон

Любая книжка для сценаристов начинается с того, что самое важное — это рассказать историю.

В любой истории есть свои герои и злодеи, трудности, которые герои преодолевают, конфликты между ними и их решение. Реальность намного сложнее и многостороннее сценария, но людям всегда было легче воспринимать именно истории.

Когда ваши родители рассказывали вам о том, что не надо ходить одному в тёмном лесу, они объясняли это через историю.

Они же не говорили: «Понимаешь, сынок, есть определённая статистика убийств и она высока именно в отдалённых лесных массивах, потому что маньякам там удобно прятать тела своих жертв». Скорее, это была история про какого-то маленького мальчика, который не слушался маму с папой, зашёл глубоко в лес, а там его ждал серый волк.

Подход понимания реальности со стороны историй самый действенный уже на протяжении многих веков

И учитель на уроке — рассказчик историй. Когда же вместо увлекательных рассказов он занимается просто перечислением фактов и событий, то это напрочь убивает всякий интерес.

Что делать, чтобы понять и полюбить историю

Окружите себя историями: читайте хорошие исторические художественные романы, смотрите историческое кино, спектакли, играйте в игры, слушайте талантливых рассказчиков.

Мы знаем историю по рассказам других людей, так зачем узнавать об этом через пресный и скучный учебник? Представьте, что вместо просмотра интересного фильма вам просто выдают выжимку основных событий.

Скорее всего, вы просто скажете: «Ну ок», — и не испытаете никаких эмоций. Только хорошо рассказанная история может дать настоящие эмоции — а значит, зародить интерес.

Три хороших рассказчика историй про историю России:

Источник: https://mel.fm/lichny_opyt/8512690-history_knowledge

Почему важно изучать историю?

Многие из нас не имеют ни малейшего представления о том, что случилось в прошлом и как это может повлиять на наше настоящее и будущее. История – это не просто школьный предмет. Это наша гордость, наш позор и наша тайна. Мы не можем стереть историю прошлых поколений, но можем извлечь много ценных уроков из истории. Вот то, почему настолько важно начать изучать историю.

1. Знать прошлое

Мало кого волнует то, что сделали люди в прошлом. Вы не должны зацикливаться на прошлом, но разве не интересно знать, что произошло тысячу лет назад? Разве не интересно знать историю жизни вашего предка? История играет важнейшую роль в нашей жизни. Помогает нам избежать самых опасных ошибок, которые совершили люди много лет назад.

2. Признать ошибки

Последние события могут преподать нам много ценных уроков. Когда мы признаем свои ошибки, мы можем избежать их или борьбы с ними. Мы можем избежать конфликтов, войн, холокоста, голодомора, и многие другие страшные события, которые случились в прошлом. Мы не можем изменить настоящее и будущее, не зная прошлого.

3. Понять прошлые поколения

Моя мама однажды сказала: “ Если твоя прабабушка была жива, она смеялась бы над нашими образам жизни.” Мне было интересно узнать больше фактов о прошлых поколений и понять, почему у них были разные приоритеты в жизни и какие цели у них были.

4. Понять современное общество

Есть тонкая грань между прошлым и настоящим. То, что произошло много лет назад может повлиять на происходящее сегодня. Узнайте о событиях, которые помогли сформировать жизнь ваших предков, а также вашу собственную жизнь. Это поможет вам понять современное общество лучше.

5. Это невероятно интересно

Вы когда-либо хотели узнать больше о женщинах из истории, старинных зданий или выдающихся сражений? История невероятно интересна. Выберите тот аспект истории, которая полностью заинтриговывает вас и возьмите столько книг истории, сколько вы можете прочитать. Это может стать вашим новым хобби. История – это не скучно, когда вы любите то, что читаете.

6. Понять, как жизнь изменилась за эти годы

Вы знаете о событиях, которые привели к первой и второй мировой войне? Мы знаем об этих войнах, но вряд ли знаем причины. Жизнь изменчива, но единственное, что может помочь нам понять те изменения, является история. События происходят в постоянно увеличивающемся темпе. Изучение истории – это простой способ быть в гармонии с настоящим.

7. Знать наиболее выдающихся людей

Короли, королевы, мореплаватели, правители, учёные, художники и многие другие выдающиеся люди сделали многое для нас. Да, некоторые из них делали ужасные, отвратительные и ужасные вещи, как смертная казнь, но в целом у нас есть много вещей, благодаря им. Воспоминая их имён – один из лучших способов быть им благодарны за то, что они сделали.

8. Найти вдохновение

Наконец, история – это фантастический источник вдохновения. История может вдохновить вас, чтобы создать событие, которое изменит вашу будущую семейную жизнь или ваше общество.

Также она может вдохновить вас, чтобы стать лучшим человеком и найти своё истинное призвание в жизни. История помог многим людям раскрыть свои таланты и развить новые навыки.

Кто знает, может быть, он тоже сможет вам помочь.

История очень нужна для нас. Я не любила предмет истории в школе. Для меня был одним из худших предметов. Теперь, когда я понимаю, насколько история важна для нас, я не жалею времени на чтение книг по истории. В конце концов, однажды все мы будем чьей-либо историей, так давайте не будем забывать о прошлом и создадим счастливое будущее.

Источник: https://selempi.ru/obraz-zhizni/pochemu-vazhno-izuchat-istoriyu.html

Зачем учить историю?

Историю с древних времен называют наставницей жизни. Наукой, изучающей прошлое человечества, сохраняющей для потомков данные о том, что было, в идеале для того, чтобы плохое больше не повторилось, а хорошее приумножилось. Однако критики исторической дисциплины отказывают ей в научности, практической значимости для школы жизни.

Попытаемся с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана понять, нужны ли современному человеку исторические знания на практике или это не больше чем учебная дисциплина, участь которой «сдать зачет и забыть», есть ли смысл получать историческое образование. Зачем учить историю рядовому школьнику, если бытует мнение «история учит, что ничему не учит»?

Мое увлечение

Трудно теперь вспомнить с чего началась моя любовь к истории.

То ли сказались бабушкины рассказы о том, как они раньше жили, как приехали ее предки по реформе Столыпина за новой землей в Сибирь, за лучшей жизнью, то ли сыграло роль увлечение моего папы — у него была целая библиотека исторической литературы, которой он зачитывался по вечерам, то ли огромное влияние на меня оказала телепередача о египетских раскопках.

Так или иначе, я решила быть историком. Искать сокровища. Записалась в школьный кружок под названием «Поиск», предполагая, что мы займемся поиском клада.

Когда руководитель группы привел нас в дом ветерана Великой Отечественной войны, чтобы записать его жизненную историю я расстроилась — речь шла о боевых событиях, трудностях жизни в окопах, послевоенном восстановлении колхоза, но ни как ни о потерянных драгоценностях.

Только спустя время я поняла, что мы действительно искали настоящие ценности, непреходящие, вечные. Гораздо более важные, чем украшения — «золото прошлого» — свидетельства патриотизма, самопожертвования, справедливости, доброты, человечности, сострадания, любви.

С чего начинается любовь к истории

Живые рассказы современников исторических событий оказались своеобразной удочкой, на которую я добровольно поймалась. Изучение истории стало неотъемлемой частью моей жизни. Вопрос: зачем учить историю не возникал.

Мысля через себя, я не понимала, как можно мучиться сомнениями, изучение истории воспринимала как естественное желание, наполняющее душу человека, что не менее значимо, чем удовлетворение телесных потребностей.

Между тем преподавание истории в школе, в вузе подтвердило на практике, что мы слеплены из разного теста: то, что для одного человека естественно, то для другого безобразно. Некоторые дети буквально изводили меня высказываниями:

«Да зачем мне эта история? Какая от нее польза? Зачем знать, то, что было, зная, что точно такого больше не будет?»

«История учит, что ничему не учит, для чего тогда нам ее учить?»

Настойчивые попытки учеников увильнуть от кропотливого анализа исторических источников, изучения исторических событий с каждым годом возрастали, тем самым зародив в моей голове размышления: «Есть ли сегодня потребность в изучении истории? В сохранении для будущих поколений опыта прошлого, примеров лучших поступков человечества?

Сегодня, когда между нами и новыми поколениями пропасть. Сегодня, когда мир так преобразился за короткий период времени и продолжает стремительно развиваться. Условия жизни существенно изменились. Те средства коммуникации, которые раньше диковинками в фантастических фильмах стали обыденностью. Может потребность в изучении истории теперь излишество?

Кому интересна история?

Ответы на волнующие меня вопросы я получила на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Все, что в психологии людей мне казалось потемками, прояснилось. Сложное оказалось простым.

Во-первых, я поняла, что каждый из нас изначально рождается с заданными свойствами, стремлениями, темпераментом, поэтому желание изучать историю зависит от врожденных свойств человека и его реализации.

Люди, рожденные с анальным вектором, любят историю, так как издревле их видовой ролью было собирание, накопление и передача информации новым поколениям. Они от природы обладают терпеливостью, основательностью, энциклопедичной памятью, стремятся все разложить по полочкам, консервативны по своим взглядам.

Анальным ученикам нравится изучать историю, они отлично выполняют задания на систематизацию, обобщение, особенно если потом получают оценку соразмерно своей работе и похвалу.

Читайте также:  Как вести себя, если учитель предвзято относится к ребёнку

Учащиеся с кожным вектором будут изучать историю, если увидят в ней что-то полезное для себя. То, из чего можно извлечь выгоду. Ради оценки они готовы быстро выучить материал и также быстро его забудут после экзамена.

Уретральные дети будут изучать историю с рвением, если заинтересуются предметом.

Зрительным школьникам в изучении истории нравятся эмоционально насыщенные сюжеты.

Умение дифференцировать учащихся по векторам дает понимание того, какие задания давать каждому из них, через что прививать любовь к истории, не требовать (соответственно, не переживать, не расстраиваться), что кожный ребенок не демонстрирует глубину знаний, а анальный не может быстро выполнить новый тип заданий.

Во-вторых, стало более ясно, что для современности опыт прошлых поколений не более чем опыт. Историческое образование дает нам широту кругозора. Однако изучение истории сегодня выполняет более значимую, актуальную задачу — через исторические знания можно и нужно приобщать к культуре. Человек становится в полном смысле человеком, если он становится культурным.

Итак, изучение истории человечества — необходимая составляющая нашего существования. История нужна нам не для того, чтобы знать прошлое только ради знания прошлого, а для того, чтобы нам оставаться людьми.

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Источник: http://styllzhizni.ru/systemno-vectornaya-psycologya/zachem-uchit-istoriyu

История — что это и зачем? Суть познания прошлого

Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный – изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколением, жившим за много веков до нас.

Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее «наставницей жизни». Изучение истории открывает нам красочный мир минувшей действительности. Мы становимся непосредственными участниками канувших в Лету событий, которые отразились на формировании современного человеческого общества.

История не имеет неважных страниц, ведь каждый век, прожитий человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер.

Основная сложность в изучении истории заключается в том, что все исторические факты основываются на трудах участников и наблюдателей событий, и в большинстве случаев они наполнены политическим субъективизмом и разделяют все заблуждения своего времени. Поэтому основным в изучении истории является то, что недостаточно только лишь констатировать исторические события, но еще и отслеживать их влияние на последующее время. 

Что такое история?

К истории следует относиться не только как к научной дисциплине, но еще как к увлекательному способу познать прошлое.

Здесь каждый найдет что-то интересное для себя, ведь история – это не только хроника кровопролитных воин и революций, но еще и яркие средневековые рыцарские турниры, изысканные балы викторианской эпохи, важные и дорогие для каждого русского сердца традиции славянских народов.

История кропотливо работает с вечными человеческими ценностями, но сама оценок никогда не выносит. Это право она предоставляет нам. Она выступает беспристрастным наблюдателем жизни человечества, никогда не указывает на виновных и жертв. Делать это должны мы путем глубокого анализа исторических фактов. 

Познание прошлого история

Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью.

Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме.

История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.

Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина. 

Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: География: прогнозы и проекты будущего
Следующая тема:   Счет лет в истории: историческая хронология, календари, эры

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/zachem-izuchat-istoriyu

Как нужно преподавать историю в школах?

Позитивная история Цивилизации

Ситуация со школьными учебниками похожа на известный опыт с концентрацией внимания. В то время как мы следим за словами детектива автора учебника и концентрируемся на навязанной точке зрения – «широко известных фактах», другие остаются вне нашего внимания:

Возникла идея попробовать реализовать концепцию «Позитивной истории», как учебного предмета, дающего позитивные знания, помогающего понять связи древности с современностью, влияния технологий и социальных структур на жизнь человечества и окружающую природу, и т.п. В общем, превалирующей должна быть история открытий и созидания, а не история войн и разрушений. Как-то так, общее понимание есть, а терминология ещё не откристаллизовалась.

Летом 2014 года в заметке «Ответы на вопросы читателей» в числе прочих был задан важный вопрос: «Если вся история – сплошное враньё, нужно ли её преподавать в школе? Как бы вы написали учебник истории?»

Мой ответ: История должна быть обязательно, но не как обращённый в прошлое инструмент пропаганды текущей политики, а как связующее звено между всеми остальными предметами. То есть, вместо истории войн, революций и прочего кишмиша из дат, имён, явок и паролей, нужна история последовательного созидания структуры цивилизации.

Как изменение энерговооружённости (это не только дрова, уголь и прочее топливо, но в первую очередь сельское хозяйство!), механизмы, транспорт и коммуникации изменяют среду обитания человека, как эти изменения влияли на образ жизни разных групп людей? Как цивилизация-колонизация изменяла облик мира, и кто за чей счёт жил, как добывал нужные ему ресурсы, изменение взаимосвязей при региональном разделении труда?

На самом деле, многое можно изложить коротко и доступно, например, см. несколько мною заброшенную «Логистическую историю США». На эту общую схему уже можно навешивать частности.

Минимум дат + знание географии и пофигу, что думал какой-то государственный деятель в пятницу вечером три тыщи лет назад, главное – что реально сделали (для продвинутых можно дополнительно объяснить как маскируются реальные цели, как они объясняли для народа свои действия).

Принятую схему деления на периоды по правителям стоит оставить, поскольку даты запоминаются сложнее, а так легче: «при Николае-2», «при Сталине», «в викторианскую эпоху» и т.п.

Очень важно соблюдать правило комплексирования обучения, то есть заранее программировать межпредметные связи. Это просто сделать даже при современных программах. Например, задаём простейший вопрос: «Что ели древние римляне и греки?» и уже появляется связь с физической географией и биологией.

Если уж в истории рассказывают о строительстве египетских пирамид неизвестного предназначения, то в учебнике математики соответствующего класса вместо задачи о перевезённых неизвестно с какой-то целью грузах можно дать задачи на вычисление, сколько требовалось еды строителям в день и в год, какие площади полей при такой-то урожайности могли это обеспечить. Числа должны быть реальные. Тут и история, и алгебра, и геометрия, и биология в одном флаконе. Заодно показать древние строения для измерения уровня разлива Нила, которые служили для вычисления залитых (то есть удобренных площадей) для вычисления суммы будущих налогов…»

Древнее и современное (связь времён)

Летом 2014 года была написана небольшая заметка «Зачем изучать историю?» с ответами на вопросы читателей, например, этот: «Если вся история сплошное враньё, нужно ли её преподавать в школе? Как бы вы написали учебник истории?»

Начало ответа следующее: «История должна быть обязательно, но не как обращённый в прошлое инструмент пропаганды текущей политики, а как связующее звено между всеми остальными предметами. Очень важно соблюдать правило комплексирования обучения, то есть заранее программировать межпредметные связи.

Это можно сделать даже при современных программах. Например, задаём простейший вопрос: «Что ели древние римляне и греки?», и уже появляется связь с физической географией и биологией.

То есть вместо истории войн, революций и прочего кишмиша из дат, имён, явок и паролей, нужна история последовательного созидания структуры цивилизации…»

Скелет истории можно образно представить в виде кристаллической структуры, где двумерные слои в XY-координатах представляют из себя состояние цивилизации на определённый момент, нижний слой – древность, а верхний – современность.

Логистическая теория цивилизации опирается на узлы-города и рёбра-связи между ними, причём, рисунок связей определяется географией, потребностями и транспортными возможностями.

В пределах одной плоскости получается очень полезное сравнительное исследование истории «а что было в это же время в остальных местностях?».

В истории самую большую проблему создаёт третья, Z-координата, время, хронология. На показанной схеме узлы-шарики «снизу вверх» – это одни и те же города (явления, технологии и т.п.), изменение которых показывает динамику процесса и позволяет «нанизывать на ось времени», выявлять нестыковки и сомнительные данные.

Изучение вертикальной цепочки «сверху вниз», от современности к прошлому, – ретроградный метод исторического исследования, который позволяет нащупать предел достоверности имеющихся сведений о явлении.

Так вот. Когда громаднейший период существования человечества «каменный век»/«первобытное общество» фактически выбрасывается из изучения/сферы внимания, как в учебнике для 5 класса, то не получится никакого понимания единства исторического процесса, связи прошлого с настоящим, а следовательно, знания останутся фрагментарными и аморфными.

По мере нашего, вместе с младшенькой, изучения школьных учебников истории, попробую выкладывать те «вертикальные цепочки» связи каменного века и других эпох с современностью, на оформление которых сил и времени хватит. Вполне возможно, что и взрослым будет интересно.

Для начала создана подстраница «5 класс», где будут выкладываться моим поправки и дополнения учебника «История древнего мира». Может быть что-то напишу с опережением, по мере возможности буду создавать новые подстраницы. Задача на ближайшие 5-6 лет.

Источник

Ответы на вопросы читателей

Некоторые из заданных вопросов, ответы на которые могут быть интересны многим.

Если вся история сплошное враньё, нужно ли её преподавать в школе? Как бы вы написали учебник истории?

История должна быть обязательно, но не как обращённый в прошлое инструмент пропаганды текущей политики, а как связующее звено между всеми остальными предметами. То есть, вместо истории войн, революций и прочего кишмиша из дат, имён, явок и паролей, нужна история последовательного созидания структуры цивилизации.

Как изменение энерговооружённости (это не только дрова, уголь и прочее топливо, но в первую очередь сельское хозяйство!), механизмы, транспорт и коммуникации изменяют среду обитания человека, как эти изменения влияли на образ жизни разных групп людей? Как цивилизация-колонизация изменяла облик мира и кто за чей счёт жил, как добывал нужные ему ресурсы, изменение взаимосвязей при региональном разделении труда?

На самом деле, многое можно изложить коротко и доступно, например см. несколько мною заброшенную «Логистическую историю США». На эту общую схему уже можно навешивать частности.

Минимум дат + знание географии, и пофигу, что думал какой-то государственный деятель в пятницу вечером, главное – что реально сделали (для продвинутых можно дополнительно объяснить как маскируются реальные цели, как они объясняли для народа свои действия).

Принятую схему деления на периоды по правителям стоит оставить, поскольку даты запоминаются сложнее, а так легче: «при Николае-2», «при Сталине», «в викторианскую эпоху» и т.п.

Очень важно соблюдать правило комплексирования обучения, то есть заранее программировать межпредметные связи. Это просто сделать даже при современных программах. Например, задаём простейший вопрос: «Что ели древние римляне и греки?» и уже появляется связь с физической географией и биологией.

Читайте также:  Думающая шапка

Если уж в истории рассказывают о строительстве египетских пирамид неизвестного предназначения, то в учебнике математики соответствующего класса вместо задачи о перевезённых неизвестно с какой-то целью грузах, можно дать задачи на вычисление, сколько требовалось еды строителям в день и в год, какие площади полей при такой-то урожайности могли это обеспечить. Числа должны быть реальные. Тут и история, и алгебра, и геометрия, и биология в одном флаконе. Заодно показать древние строения для измерения уровня разлива Нила, которые служили для вычисления залитых (то есть удобренных площадей) для вычисления суммы будущих налогов.

Так, увлёкся. Рекомендую задать взрослым и детям тестовый вопрос: «Почему белые медведи не охотятся на пингвинов» и засечь время до правильного ответа.

Почему вы перешли в «новохронологи»? Зачем стремиться к укорачиванию истории?

Публикация «Хронологического подлога Романовых-Ольденбургских» – текущая следственная версия, предупреждение тем, кто мне доверяет, своего рода «карта минного поля» исторических фактов. То есть, до определённого времени я считал, что на сведения 17-18 веков можно вполне полагаться, но сейчас сам отношусь к ним с большой осторожностью.

У меня нет никакой предустановленной задачи, кроме как разобраться во всём с максимальной непредвзятостью. Удлинение истории Московии было нужно Романовым, так что я в данном случае укорачиваю историю вынужденно.

И вообще, если кто-то утверждает, что городу тыщи лет, спорить не буду, для меня главное: что там реально было в 19, 18, 17 веке и почему?

Зачем менять, изменять, переписывать историю? Зачем проводить достаточно большую, трудозатратную работу по объезду монастырей, выемке документов, их переделыванию, переписыванию, подгонке друг к другу. Какие цели ставились? Почему?

Зачем нужна история – в следующем ответе. Трудозатраты по выемке документов неизмеримо малы, по сравнению с военными затратами, но обеспечивают контроль над будущим.

Большинство документов не переписывали, не подгоняли, не переделывали, просто вся история Московии «уехала» в прошлое на 200 лет, подконтрольная Романовым история Петербурга тоже осталась как есть, а вот 200-летняя дыра истории городов Московии заполнена весьма слабо, тут и пожары и «реконструкции» в 19 веке.

Особо обращаю внимание: Романовы не изменяли историю, не переписывали, они впервые написали свою историю, раньше писали летописи, хронологию событий отдельных княжеств, Романовы соединили их так, как им было надо.

Допустим, захватили Ольденбургские соседнее государство. Установили контроль над территорией, подчинили население, стали выкачивать ресурсы. С механизмом понятно. А что с мотивом? Зачем всё это нужно? Какой Романовым от этого прок?

Мотивы и сейчас такие же, чтобы подчинить, надо внедрить в сознание, что нет признаков: хунта/самозванец, подделка результатов выборов/подгонка летописей, поэтому правитель – наилучший из возможных. А в те времена главное – родовитость, знатность рода (см. термин «местничество»).

Поэтому в историях Романовых много всяких родословных таблиц, чтобы подтвердить своё пусть и не прямое, но родство со знатнейшими семьями Московии + Романовы подкрепили своё право «демократическими выборами» + этого 16-летнего Мишу Романова будто бы чуть ли не на коленях уговаривали поцарствовать + распиаренный миф о Сусанине.

Если не вбить в мозги народа своё право рулить, то с ним сложнее справиться, как и у животных «авторитет вожака стада». Поэтому и создают нужную историю: «сначала ты работаешь на авторитет, потом авторитет работает на тебя».

Представьте, что всем с детства в школе дают такую информацию об Ольденбургских, которые были одновременно королями Швеции, Дании, Норвегии, Греции и Российской империи?

Кроме того, Ольденбургские – ближайшие родственники британской королевской семьи, которая сначала называлась Ганноверской династией (герцогство Ольденбургское и королевство Ганноверское в Германии были соседями).

Затем британские переименовались в Саксен-Кобург-Готскими, и хотя с 1914 года переименовались по названию предместья в Виндзоров, но по сути таковыми и остаются вплоть до ныне царствующей Елизаветы II.

На ней, кстати, Саксен-Кобурги заканчиваются, потому что принц Чарльз по отцу – из датско-греческого королевского дома Глюксбургов. А кто такие Глюксбурги? Это всего лишь одна из ветвей Ольденбургских.

Круг замкнулся.

Но откуда взялись на престоле Британии эти вот Саксен-Кобурги? От мужа последней английской королевы из прошлой, Ганноверской, династии – её звали Виктория, от её мужа и отца всех детей – Альберта фон Заксен-Кобург-Гота.

Но, если копнуть дальше, то выяснится, что основатель Ганноверской династии Георг Первый (это для англичан он был Джордж, а так-то он со всех сторон Георг) оказался на своём месте только из-за мамы, английской принцессы Софии, которая была из прошлой династии, из Стюартов. То есть Георг Первый в Англии – это как Пётр Третий в России, условно говоря. А у знаменитой королевы Виктории двойное имя – Александрина Виктория, причём первое в честь её крестного отца – императора Российской империи Александра-1. И т.д. и т.п.

А-а-а, так это же одна Большая Семья-Grande Mafia, скажете вы. И будете правы. Вы уже не будете удивляться, почему многие важнейшие вопросы решались в Лондоне и Париже. Так после этого у вас совсем-совсем не изменится восприятие истории?

Это всего лишь два аспекта вопроса.

Лично я ничего не имею против Ольденбургских и Ганноверских. Они двигали цивилизационное развитие в своих интересах, многое досталось и окружающим. В конце концов, даже возможность распространять информацию по всему миру, которая реализована в том числе Интернетом, заложена именно тогда, но в любом случае, народ должен знать своих героев. Как есть. Вам решать.

Игорь Шкурин

Источник

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/kak-nuzhno-prepodavat-istoriyu-v-shkolah

Изучение истории дома

Я попросила моего хорошого друга, учителя истории, дать несколько советов родителям, которые учат своих детей дома. И попросила его поразмышлять на тему, как бы он учил своего ребенка истории дома, какую бы программу составил и какие методики бы использовал. И вот его ответ….

Если бы я учил истории своего ребенка дома

Не секрет, что современное школьное образование направлено в первую очередь на подготовку ученика к прохождению аттестационных испытаний, которые сейчас имеют в России форму теста. Также общеизвестно, что тестовая форма проверки знаний далека от совершенства, особенно в сфере гуманитарных наук, требующих высокого уровня владения словом.

Наверное, многих это удивит, но среди «пострадавших» наук оказалась и история.

Почему? – Да потому что исторические знания и историческое мышление – это нечто большее, чем просто набор дат и определений, которые можно заучить наизусть, а проверить через тест понимание учеником той или иной темы практически невозможно.

При этом знать историю очень важно как для полноценного образования, так и для развития кругозора будущей личности, понимания происходящих в обществе процессов, возможности предугадывать тенденции развития тех или иных событий в сферах экономики, политики, социальной жизни.

Что же делать тем родителям, которые хотят развить в своих детях широкие взгляды на мир, аналитическое мышление и предоставить возможность ориентироваться в мировых процессах? Ответов может быть несколько – учить детей истории самостоятельно, нанять репетитора или подобрать для ребенка школу, обеспечивающую полноценное историческое образование.

В принципе, все варианты хороши, но и репетитор, и школа с нестандартной программой стоят денег, и чаще всего – немаленьких. Поэтому оптимальный путь – разбираться в нюансах исторического процесса вместе с ребенком.

В результате такого подхода, родители всегда будут уверены в качестве знаний ребенка, а кроме этого, сами вспомнят и узнают много интересного.

Что важно помнить, если Вы учите ребенка самостоятельно

Если вы решили самостоятельно учить своего ребенка истории, то прежде чем разрабатывать методику занятий, важно понять некоторые особенности:

  1. Невозможно выучить все даты. Да, безусловно, уделять внимание хронологии и заучиванию важных в мировой и отечественной истории дат необходимо, но не стоит перегибать палку. Даты нужны лишь для привязки тех или иных событий ко времени, и сами по себе они не являются активным знанием.
  2. Невозможно выучить наизусть все определения. Конечно, ребенок должен уметь оформить словами суть того или иного процесса, но не стоит добиваться от него повторения определения из учебника слово в слово. Будет гораздо лучше, если он связно озвучит вам свое определение, которое будет точно отражать содержание «официального» определения из учебника. Если же вы услышите чересчур идеальную формулировку, то не поленитесь попросить ребенка перефразировать сказанное.
  3. Главное в истории – понимание сути процессов. Можно знать огромное количество исторических фактов и определений, но история – это не зубрежка исторических событий. Это понимание того, по каким причинам эти события произошли, почему они развивались именно таким путем, а не каким-то другим, какие последствия того или иного исторического события. Такой подход разовьет в ребенке понимание того, что все в истории взаимосвязано и научит самостоятельно выявлять исторические закономерности. В результате придет понимание того, что нельзя развязать войну и не получить в итоге экономического кризиса внутри страны; невозможно совершить государственный переворот так, чтобы никто не пострадал; не стоит изолировать свою страну от внешнего мира, потому что рано или поздно этот мир все равно ворвется в нее и так далее.
  4. Периодизация! Хотя для понимания исторического процесса важно видение исторической взаимосвязи событий, не меньшую роль играет и периодизация – разделение истории на глобальные периоды, качественно отличающиеся друг от друга. Это позволяет ребенку не запутаться в последовательности событий и, что самое важное, увидеть особенности того или иного периода истории.
  5. Обязательно проводите параллели. Исторические параллели – важный момент для развития умения понимать закономерности развития истории, а также для связывания между собой событий с точки зрения последовательности (хронологии) и территории. Если вы изучаете события одного периода в разных странах, то предложите ребенку вспомнить, что происходило в это же время в другой стране, история которой уже была вами изучена. Точно так же, если какое либо событие совпадает по своим признакам с событиями, уже изученными на уроках, то попросите ребенка провести параллели, выявить общие черты и отличия.
  6. Не перегружайте ребенка. История не любит частых мозговых штурмов. Объем материала, который вам нужно освоить по федеральным стандартам, не очень большой. Достаточно будет проводить с ребенком 2-3 занятия в неделю для начальной и средней школы, и 4 занятия – для старшей. А вот продолжительность занятия оценивайте сами – это зависит от используемой методики, ну а самое важное – от активности и интереса ребенка. Если интерес пропал, то поставьте в занятии логическую точку и вернитесь к рассмотрению материала в другое время или с другой, лучшим образом подходящей, методикой.

Итак, самое важное – научите вашего ребенка мыслить, видеть историческую ретроспективу и последствия событий. Ну а помогут вам в этом современные методики, которые, впрочем, нередко бывают уже хорошо известны, но слегка видоизменены.

Используя приведенные ниже способы подачи исторического материала, вы сможете разнообразить уроки истории, привить ребенку интерес к ее изучению, а кроме этого обеспечить себя методической базой, которая и станет основой для ваших уроков.

Простые, удобные и эффективные методики изучения истории дома

Линия времени

Общеизвестная всем с первых уроков истории в общеобразовательной школе, и незаменимая для понимания хронологии в истории, линия времени, в современной школе получила новую жизнь. Во многом это произошло благодаря западным методикам, где линия времени называется timeline.

Дело в том, что графическое определение хронологической последовательности событий уместно не только для отображения рубежа эпох (до Нашей эры и после Нашей эры), как это происходит в российской школе.

Линия времени может применяться для отдельных протяженных исторических событий (например, войн), периодов развития какого-либо государства или в рамках глобальной исторической периодизации.

Более того, ценность timeline в том, что несколько линий можно сопоставить между собой, и таким образом провести хронологические параллели между разными событиями.

Если вы решили всерьез заняться со своим ребенком изучением истории, то рекомендуем вам сделать единое историческое поле, где нарисовать несколько линий времени для разных исторических периодов и значимых событий.

Читайте также:  Уставшим школьникам нужна помощь родителей

И в дальнейшем, при изучении определенного материала, наносить на линию времени важные даты, причем так, чтобы они между собой соотносились.

В итоге у ребенка будет единое видение исторических событий и их хронологической взаимосвязи в разных странах и в разные периоды.

Исторические карточки

Для начальных классов отлично подходят карточки, изображающие то или иное событие с нанесенной на них датой.

Заведите красивую и удобную коробку для карточек, нарежьте вместе с ребенком основу для них и затем в ходе урока предложите изобразить изучаемое событие на рисунке.

Когда карточек накопится достаточное количество, они станут идеальным методом для того, чтобы проверить насколько хорошо ребенок запомнил даты изучаемого периода.

Кроме этого, если вам позволяет пространство, то можно совместить исторические карточки и линию времени. Сделайте достаточно длинную линию и не просто записывайте на ней даты, а прикрепляйте карточки с датами и рисунками – это и наглядность, и поле для эксперимента. Например, можно неправильно разместить карточки на линии времени и предложить ребенку найти ошибки.

Видео и аудио уроки

Отличный вариант для освоения фактологического материала – видео и аудио уроки по истории. Сейчас можно без больших сложностей найти видео, содержащее изложение какой-либо исторической темы. Вот несколько сайтов, где собраны неплохие подборки видео уроков по истории:

На этих же сайтах доступны и аудио уроки, которые также можно поискать и на крупнейших торрентах, загрузить на свой компьютер или на плеер и совмещать изучение истории с другими делами (поездки, прогулки и так далее).

Важно понимать, что недостаточно просто поставить ребенку видео лекцию и на этом успокоиться – якобы он знает после этого тему – НЕТ!.

Перед началом лекции обязательно дайте ребенку задание, объясните, что именно он должен будет сделать после лекции, подготовьте список вопросов. Даже краткий конспект – это неплохое решение для обратной связи и лучшего запоминания.

Также можно смотреть лекцию вместе с ребенком и после важных моментов останавливать воспроизведение, чтобы поговорить об изложенном материале.

Книжки

Еще один отличный способ подкрепить уроки истории возможностью погрузиться в ту или иную эпоху – книги исторического содержания. Сейчас достаточно большое количество авторов работает в этом направлении, и нет проблем найти историческую книжку для любого возраста.

Даже «Три мушкетера» Александра Дюма дадут вашему ребенку отличное понимание атмосферы эпохи, послужат хорошей иллюстрацией при изучении европейской истории, религиозных войн между Англией и Францией.

При изучении истории России обратите внимание на такие произведения как:

  • Александр Стрельцов «Сокровища хана Мамая»,
  • Станислав Пономарев «Стрелы Перуна»,
  • Анатолий Рыбаков «Кортик» и  так далее.

Поискать подходящие книги можно в крупных книжных интернет-магазинах, где зачастую публикуются целые подборки книг по разным историческим тематикам.

Исторические игры

Один из лучших способов совместить изучение истории и семейный досуг – исторические игры. За последние 20 лет в России появились и свои настольные игры военно-исторической тематики, и большое количество переведенных и адаптированных игр, созданных за границей.

Подберите несколько игр для разных исторических эпох и в ходе игрового процесса объясняйте ребенку соответствующие исторические закономерности и реалии. Это поможет ему погрузиться в конкретный период, лучше запомнить активные для игры особенности этого периода истории.

Более того, исторические знания помогут ребенку стать мастером игры, так как все серьезные игры основаны на действительных исторических закономерностях и событиях, знание которых дает игроку преимущество.

Среди самых популярных настольных исторических игр, которые можно рекомендовать для изучения истории можно перечислить:

  • Каркассон,
  • Каменный век,
  • Оборона Порт Артура,
  • Полтавская битва 1709 г.,
  • Самурай,
  • Тигр и Евфрат и так далее.

На крупнейших сайтах, посвященных настольным играм, обязательно есть раздел «Военно-исторические игры», где вы без труда найдете игру, соответствующую изучаемому вами периоду истории.

Исторические реконструкции

Сейчас почти в каждом городе действует клуб исторической реконструкции.

В большинстве своем, реконструкторы – очень открытые и доброжелательные люди, которые с радостью посвятят вашего ребенка в тонкости воссоздаваемой эпохи, причем, сделают это совершенно бесплатно.

Девочкам будет интересен исторический костюм, ну а мальчикам, естественно, доспехи, оружие и особенности военных действий. Возможно, это станет основой для более стойкого интереса вашего ребенка к конкретному историческому периоду или к истории в целом.

Вы также можете сами организовать для ребенка ролевую игру – дети их очень любят. Для этого достаточно придумать персонажа, которого ждут приключения и немного в него поиграть, отыгрывая сюжет на словах. Вам, как ведущему, отводится роль «голоса за кадром», описывающего события.

При этом можно упоминать какие-либо исторические реалии, или наоборот, спрашивать у своего ученика как он представляет себе внешний вид города, людей.

Выявляя логические ошибки в его объяснениях можно быстро сформировать критическое мышление, а конкретные исторические факты будут запоминаться через игру гораздо лучше.

Поездки и музеи

Конечно же не стоит забывать и про поездки и прогулки с детьми. В каком бы городе вы ни проживали, имеет смысл обратиться к архитектурным памятникам (особенно при изучении культуры), исторически значимым местам вашего города.

Кроме этого, стоит обратить внимание и на ближайшие города – возможно, там тоже есть интересные с исторической точки зрения достопримечательности.

В целом, при планировании любой поездки с ребенком, можно предварительно выяснить историю того места, куда вы отправляетесь и связать местные исторические события с событиями общероссийскими или общемировыми.

Даже если вы поехали с семьей на природу, и незадолго до этого проходили тему жизнь первобытных людей, то не лишним будет предложить ребенку поиграть в жизнь древних, вместе с ним смастерить копье, лук, каменный топор, устроить «охоту на мамонта» и так далее. Поверьте, знания, полученные в такой форме, останутся с вашим учеником на всю жизнь.

Нельзя не упомянуть о музеях, в которых нет недостатка в нашей стране. Проживающие на северо-западе России могут посетить со своим ребенком Эрмитаж, Русский Музей, военно-исторические музеи – всего в Санкт-Петербурге более 30 исторических музеев, полный список которых можно посмотреть здесь — http://www.

peterburg.biz/museums.html#ist. В Центральном регионе можно организовать поездку в столицу, где кроме обязательной к посещению Третьяковской галереи, действует еще около 80 исторических музеев (полный список музеев Москвы можно посмотреть здесь — http://www.afisha.ru/msk/museums/museum_list/historical_museums/).

Как построить занятия

Итак, после того, как вы «вооружились» этими знаниями и методиками, можно приступать к построению образовательной программы. За основу изучения истории можно взять любую стандартную школьную программу и обычные учебники.

Не стоит изобретать велосипед – на начальных этапах обучения вам в любом случае придется работать над фактологией, и  в любом случае – в хронологической последовательности. А вот через 2-3 года, когда таких фактов накопится достаточно, можно будет перейти к аналитическим урокам, дебатам, проведению исторических параллелей и так далее.

Познакомиться с программами по истории можно на многочисленных сайтах для учителей, например, здесь — http://uchkopilka.ru/istoriya/programmy.

Самый эффективный вариант построения занятий – погрузиться в изучаемую эпоху. Предложите ребенку нарисовать рисунок на основе изученного материала, прочитать книгу, посмотрите вместе художественный фильм, сделайте костюм и поиграйте в настольную или ролевую игру.

Метод погружения в эпоху особенно хорошо работает с маленькими детьми на начальных этапах изучения истории.

По мере усложнения изучаемого материала и увеличения его объемов, следует больше внимания уделять систематизации и анализу информации, беседам и дебатам по пройденному материалу.

История – это интересно и увлекательно! И если вы почувствуете этот интерес при подготовке к очередному занятию, то без труда сможете поделиться им с вашим ребенком.
 

Источник: http://www.withkids.ru/home-school/istoriya/esli-ya-uchil-istorii-svoego-rebenka.html

Как изучать историю с интересом?

Знать свою историю — значит знать своё будущее. Все события, происходящие в мире, так или иначе уже были в истории. Как-то на них реагировали наши предки.

Их решения были более или менее удачными. Они делали выводы и писали назидания потомкам. Только потомки продолжают учиться на своих ошибках, набивая собственные болезненные шишки.

Хотя, может быть, пора выучить историю, хотя бы России?

Николаю Некрасову принадлежат знаменитые строчки: 

Их смысл прост, но очень глубок. Неважно, чем ты занимаешься, каким делом и насколько успешно. Главное, чтобы жизнь была прожита с пользой для своего Отечества. Все мы — граждане большой страны. Историю этой большой страны знают единицы. Чуть большее количество только слышали о каких-либо событиях и совершенно не соотносят их с реалиями сегодняшнего дня. 

В.Путин создал указ о создании единого канона истории России. Это должно привести к тому, что все граждане страны будут знать одни и те же сведения о своей родине, говорить на одном историческом языке.

Но история сама по себе наука удивительная, можно сказать, захватывающая. Поэтому незачем сидеть за скучными учебниками с утра до вечера, если есть возможность превратить изучение науки в увлекательный квест. Как это сделать?

Пробудить интерес

Понять, что история — штука интересная, помогут художественные произведения классиков, написанных уже достаточно давно. Вот небольшой список:

  • Зинаида Константиновна Шишова («Джек-Соломинка», «Великое плавание»);
  • Александр Дюма («Три мушкетёра» и «Асканио»); 
  • Вальтер Скотт («Айвенго» и «Квентин Дорвард»), остальные романы — попозже;
  • Марк Твен («Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворце короля Артура»);
  • Владимир Афанасьевич Обручев («Земля Санникова» и «Плутония»);
  • Генри Райдер Хаггард («Дочь Монтесумы»);
  • Виктор Гюго («Гаврош»);
  • Александр Алтаев («Под знаменем Башмака», «Вниз по Волге-реке», «Декабрята»);
  • Константин Сергеевич Бадигин («Кольцо Великого магистра», «Покорители студёных морей», «Корсары Ивана Грозного»);
  • Василий Ян (трилогия «Нашествие монголов», «Юность полководца», «Финикийский корабль» и д.т.);
  • Александр Иосифович Немировский («Слоны Ганнибала», «Нить Ариадны»);
  • Роберт Льюис Стивенсон («Чёрная стрела»);
  • Николай Григорьевич Смирнов («Государство Солнце»);
  • Соломон Яковлевич Лурье и Марк Наумович Ботвинник («Путешествия Демокрита»);
  • Любовь Фёдоровна Воронкова («В глуби веков»);
  • Рафаэль Сабатини («Одиссея капитана Блада», «Колумб»);
  • Александр Мелентьевич Волков («Зодчие», «Чудесный шар», «Царьградская пленница» и др.);
  • Джефри Триз («Фиалковый венец»);
  • Николай Альбертович Кун («Легенды и мифы Древней Греции»).

Серьёзная историческая литература

Если вы прочитали художественные произведения и они увлекли вас настолько, что вам стало интересно узнать о том, как дело было в действительности, без художественных домыслов, то переходите к прочтению серьёзной исторической литературы.

  • Карамзин Николай Михайлович («История Государства Российского» в 12 томах);
  • Сахаров Андрей Николаевич («История России» в 3 томах);
  • Устинов Виктор М. и Мунчаев Шамиль М. («История России». Учебник для вузов);
  • Кириллов Владимир Владимирович («История России в таблицах и схемах»).

История в сети

Если вам уже наскучило читать книги и хочется общаться с единомышленниками хотя бы в сети, возьмите себе на заметку несколько хороших сайтов, на которых есть собрание тех или иных исторических сведений.

hist.msu.ru/ER/index.html — Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. Здесь собраны первоисточники исторических документов на русском языке и переведённые на русский с других языков. Есть ссылки на мировые музей, которые можно посетить виртуально. Очень интересно!

wordweb.ru — История в историях. Очень много исторических книг, статей и обзоров. На любой вкус и возраст. Нужно просто иметь в закладках.

historic.ru/history/index.shtml — История России и мира с древнейших времён до сегодняшних дней. Изюминка — раздел «Исторические анекдоты и случаи из жизни», разделённые по периодам истории. Есть также собрание карт разных временных периодов.

historylinks.ru/catalogue/russia — здесь собраны ссылки на сайты так или иначе затрагивающие историческую тематику, узкие и не очень. Здесь же — ссылки на сообщества и ЖЖ, где можно обсудить интересующие вопросы на историческую тему.

istorya.ru — сайт про историю во всех временных отрезках. Собраны тексты учебников и рефератов, есть интересные обсуждения, можно задавать вопросы и получать ответы или общаться в блогах.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/kak-izuchat-istoriju-s-interesom.html

Ссылка на основную публикацию