Понятие и сущность общения как природного и педагогического феномена (общее понятие)

Общение как психолого-педагогическое понятие

Содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение с учащимися. Каждый день он решает большое количество коммуникативных задач.

Педагогика общения, основы которой будут изложены в лекции и на практических занятиях, призвана помочь студентам использовать в своей будущей профессии систему ролевых и межличностных коммуникаций.

Вот почему в центре внимания лекции – основополагающее общение «учитель-ученик», задающее тон всей системе педагогического взаимодействия.

Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания.

Общение – многоплановый процесс налаживания и развития контактов между людьми, который предусматривает обмен информацией, определенную стратегию и тактику взаимодействия, восприятие и понимание субъектами общения друг друга.

Общение – это разнообразные контакты между людьми, обусловленные потребностями совместной деятельности.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. В их числе:

– обмен или передача информации;

– формирование умений и навыков или развитие профессиональных качеств;

– формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

– обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

– осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;

– обмен эмоциями и др.

С конца 60-х годов на стыке социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение»,которое впоследствии стало разрабатываться рядом отечественных ученых.

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. При этом указанные цели и ценности должны быть приняты всеми участниками общения как субъектами этого процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении.

В начале 80-х годов ученые-педагоги А.А.Бодалев и В.Я.

Ляудис отмечали, что проблема педагогического общения является новой областью знания, открывающей «более широкие перспективы понимания путей становления личности и возможностей управления ее формированием по сравнению с теми перспективами, которыми мы располагаем до сегодняшнего дня» (Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся // Сб. науч. тр. НИИ общей педагогики АПН СССР. М., 1980. С. 3.)

Следует отметить заслугу А.А.Леонтьева, который сумел заострить внимание на чрезвычайной актуальности проблемы педагогического общения для практики обучения и воспитания (Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.). В своей работе он доступным и понятным языком каждому учителю раскрыл сущность понятия.

В разработке проблем учебно-воспитательного общения значительна роль В.А. Кан-Калика.

Его учебное пособие «Учителю о педагогическом общении» (1987) в доступной форме дает систематизированную информацию о психологических закономерностях учебно-воспитательного общения как творческом процессе. В.А.

Кан-Калик раскрывает психологическое содержание, структуру, стили, стадии и т. д. общения. В целостном процессе педагогического общения впервые были выделены дидактический и коммуникативный («коммуникативное обеспечение») аспекты.

С конца 70-х годов стали появляться педагогические исследования различных сторон общения. Таковы, например, работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства коллективом старшеклассников (Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М., 1977); А.В.

Мудрика о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них (Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984); В.В. Чечета об особенностях общения родителей с детьми (Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Мн.

, 1987) и др.

Сделанные в 80-х годах попытки включить педагогическое общение в категориальный аппарат теории обучения и воспитания оказались, к сожалению, нереализованными и в 90-е годы.

Все вышеизложенное позволяет логично сформулировать вопрос о специфике психологического и педагогического подходов к изучению учебно-воспитательного общения.

Процесс педагогического общения имеет внутреннююи внешнююстороны. Психология сосредоточивает внимание на первой, а педагогика – на второй.

Педагогическую теорию и практику интересуют не только психические процессы, происходящие между учителем и учащимися, но и способы управления ими.

Так, педагогу важно понимать как психологические закономерности развития межличностных отношений, также знать технологию их целенаправленного формирования.

Педагогической науке свойственна значительно более широкая интерпретация учебно-воспитательного взаимодействия, выходящая далеко за психологические рамки. Она призвана разрабатывать такие важные ее аспекты, как нравственно-этический, эстетический, технологический.

Отталкиваясь от психологического определения общения как «информационного и предметного взаимодействия» (Я.Л.

Коломинский), в целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Они органически взаимосвязаны.

Предметное взаимодействие порождает коммуникативное. Последнее же в свою очередь обеспечивает продуктивность первого.

Подчеркивая детерминированность коммуникативного взаимодействия целью и содержанием предметной деятельности, следует отметить, что в некоторых случаях оно является самоценным. Таковы, например.

Разговоры воспитателя с воспитанниками по душам, «с глазу на глаз». Педагогический смысл доверительного общения заключается в интенсивном обмене личностными духовными ценностями.

Школьники испытывают дефицит именно такого общения.

Педагогическое общениеширокое понятие, включающее все многообразие коммуникаций учителя – не только с учащимися, но и с их родителями, коллегами, администрацией.

Объектом нашего анализа темы является базальное, т.е. основное профессиональное. Взаимодействие с детьми.

Другие виды педагогического общения, призванные обеспечивать его продуктивность, имеют свою специфику.

Итак, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (А.А. Леонтьев).

Поэтому для правильной организации эффективного педагогического общения будущему педагогу необходимо понимать цель и содержание этого общения, знать его функции и средства, виды и стили педагогического общения, его общую структуру и различные модели.

Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, так и в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

Именно общение способствует возникновению и становлению, формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности как обучаемых, так и обучающих.

Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры студентов, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств.

Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологический феномен. Оно разнообразно по своей направленности и своему внутреннему содержанию.

Познать сущность педагогического общения можно, лишь проанализировав предмет общения, то есть, то, по поводу чего оно происходит.

Средства педагогического общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

Реализация педагогического общения, успешное достижение его целей и содержания при помощи выбранных средств обеспечиваются путем осуществления определенной совокупности функций этого общения.

В ходе выполнения этих функций происходит желаемое взаимодействие педагога с учащимися, в результате которого и формируются необходимые педагогические условия для возможности решения поставленных задач учебно-воспитательного процесса.

Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) – это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований.

Понятия, формирующиеся у учителя, способствуют регуляции его поведения и деятельности в отношении учащихся.

На основе действия механизмов обратной информации он получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения.

Понимание личности ученика учителем создает атмосферу заинтересованного к нему отношения и доброжелательности, помогает в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Читайте также:  Кормим малыша при гипотрофии правильно

Функцию восприятия и понимания личности ученика учителем можно рассматривать как важнейшую.

Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе. Информационная функция предусматривает организацию индивидуального, группового и коллективного общения.

Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений.

Нормативная, котораянаправлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию.

Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов.

В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.

Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации.

Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности.

Обмен ролями – это функция общения, направленная на социализацию личности школьника через смену социальных ролей.

Смена ролей приводит к изменению проявлений личности, адекватному восприятию и пониманию других людей.

Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы).

Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения.

Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого.

Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.

Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего «Я», инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий. Способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений.

Все многообразие функций общения не сводится только к рассмотренным нами. Но их реализация обеспечивает основную педагогическую направленность общения. Осознание их учителем, воспитателем поможет по-строить модель общения, обеспечивающую решение как коммуникативных, так и дидактических задач урока или воспитательного воздействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a9443.html

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определœенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата͵ а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).

Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата͵ формирование определœенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целœенаправленно.

При этом на определœенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику.

Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Эффективное педагогическое общение всœегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.

Чтобы подтвердить, какой большой вклад могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, в качестве примера, приведу результаты одного классического эксперимента͵ проведенного в американской школе психологом Р. Розенталем. Состоял он в следующем.

Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта͵ а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста͵ и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта͵ уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе.

А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что Я-концепция зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения.

Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. Первое: учитель верил, что ребенок в самом делœе способный, и начинал различать в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным.

Открыв такие способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку; а похвала стимулирует положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы. Второе направление: веря в потенциал ребенка, учитель, вероятнее всœего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребенка как на наиболее способного. Это отразится в его общении с учеником уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет эффективно развивать эти способности.

Этот феномен получил название ʼʼэффект Пигмалионаʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ восходит к известному античному мифу о скульпторе, изваявшем статую прекрасной Галатеи и оживившем ее силой своей любви. Отношение к статуе как к живой женщинœе сделало чудо.

ʼʼЭффект Пигмалионаʼʼ формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом делœе происходит. Спроецируем эту закономерность на нашу тему Я-концепции.

Итак, в случае если мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом делœе таковым становился.

В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося предсказания (ʼʼэффект Пигмалионаʼʼ), но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть педагогического общения.

Неправильное педагогическое общение порождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, так как у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения.

Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

Информативная функция состоит в отборе и передаче учителœем той информации, которая необходима. Основной источник ее – учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи учителя.

Нормативная функция общения состоит в освоении школьниками норм морали через знание нравственных основ поведения. Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

Читайте также:  Как умудриться не избаловать ребёнка?

Познавательная функция общения состоит в направленности познавательной активности школьников, создании условий для развития познавательной мотивации учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативная функция общения предполагает установление связей и взаимодействия школьников в группах, установление контактов между группами детей и взрослых.

Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

Воспитательная функция общения состоит в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.

Знание этих функций помогает учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/373430_ponyatie_pedagogicheskogo_obscheniya

Понятие и сущность общения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее, чем человеческое общение. В нем – источник радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда не бывает один. Даже общение с машиной, по сути дела — опосредованное общение с ее создателями. Нет профессии, которая не требовала бы общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.[5]

Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.[6]

Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения.

Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего.

Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Главной задачей контрольной работы является определить категорию общения в психологической науке, определение его функций и видов.

Глава 1.Понятие общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.

У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей.

У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и персептивную.

Коммуникация – процесс обмена информации. В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль.

Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

Персептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении.

На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.

К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.

[1]

Глава 2.Основные функции

Под словом функций (от лат. Functio — исполнение, осуществление) общения, понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.[5]

Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.[3]

Выделяют следующие функции:

  • общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
  • представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации.

И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни.

Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.

Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Читайте также:  Как помочь уставшему школьнику

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция — регуляционно-коммуникативная — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Третья функция — аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А.

Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения за счет их уточнения. В частности А.

Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.

Источник: https://works.doklad.ru/view/c40Io3GueI8.html

Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры

Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры.

В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Ядов, О.Г. Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.И. Арнольдов, Н.В.

Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С. Коган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, …
О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильяева и др.

); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нём духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).

Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (например, эпоха античной культуры), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том числе и педагогического, общения, питания и т.д.).

В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.

Классическое изречение о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми, сколько тем, как это осуществляется, помогает нам понять, что сущность культуры определяется, в первую очередь, способами осуществления жизнедеятельности.

В связи с этим можно вести речь о разной культуре общения, мышления, быта, питания, движения, физического и умственного труда, досуга и т.д.

Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому лучшему, передовому, что наработано человечеством, наукой и практикой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Понятие культуры жизнедеятельности в связи со сказанным всегда носит конкретно-исторический, относительный характер.

Культура в её материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества.

Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре приёмами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, её представителем и носителем.

Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры.

Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учётом специфики его деятельности является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет цели и содержание процесса воспитания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, учитель осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определённом смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы как социального института и учителя как одного из главных действующих в ней лиц.

Общая культура учителя представляет собой совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализованных в его профессиональной деятельности.

Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития её духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности.

Культурное развитие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения.

Для учителя процесс общекультурного развития обязательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, к коррекции через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения, к приведению её в соответствие с социально значимыми культурными образцами и нормами. Следовательно, в содержание общей базовой культуры педагога целесообразно включить:

культуру умственного и физического труда;

культуру самообразования и саморазвития, самоорганизации;

культуру быта;

культуру общения и культуру досуга.

Содержание базовой культуры учителя можно рассматривать и в аспекте его отношений с окружающим миром. Если рассматривать жизнедеятельность субъекта педагогической деятельности как совокупность его разнообразных взаимосвязей с внешним миром, то представляется важным выделить такие направления:

• экологическую культуру (характеризующую взаимоотношения человека

с окружающей природой);

• технологическую культуру (характеризующую разнообразные трудовые

отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению

разных видов трудовой деятельности);

• правовую культуру (характеризующую правовые отношения с людьми и

субъектами производства, государственными учреждениями);

• политическую культуру (отражающую особенности отношений с

властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и

т.д.);

• культуру семейных отношений;

• коммуникативную культуру;

• гносеологическую культуру;

• экономическую культуру (отражающую специфику экономических

взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами

собственности).

Таким образом, педагогическая культура представляет собойчасть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности (Е.В. Бондаревская, С.В. Кулъневич. Педагогика. М.: Ростов-на-Дону, 1999. С. 101)

Источник: http://refac.ru/sushhnost-i-vzaimosvyaz-obshhej-i-pedagogicheskoj-kultury/

Ссылка на основную публикацию