Понятие о содержании образования и его источниках

Содержание образования

Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Эти элементы представляют собой лишь незначительную часть того, что человечество накопило за время своего существования. Чем же руководствуются при отборе содержания? Во-первых, целями, которые отвечают на главный вопрос — для чего учить.

(Смена идеологии приводит к коренному изменению программ и учебников практически по всем учебным дисциплинам.) Во-вторых, экономическим уровнем развития страны. В-третьих, традициями государства в сфере образования.

В-четвертых, представлениями о психологических возможностях учащихся.

В дидактике разработаны теории отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, необходимых для общеобразовательной средней школы, и последовательность их усвоения.

Эти теории исходят из определения таких факторов, как: •требования общества к выпускнику школы: социальные, профессиональные, культурные; • соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, человеке, технике; • соблюдение дидактических принципов: систематичности, последовательности и др.

; • учет психологических возможностей школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст;

• потребности личности в образовании — не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор.

В содержание образования включаются основы всех наук, определяющие естественно-научную картину мира: фундаментальные понятия, законы, основные теории и проблемы, принципы и методы.

Важным элементом содержания образования являются актуальные для общества, но нерешенные научные, социальные проблемы, демонстрирующие перспективы подрастающего поколения, что, в свою очередь, создает мотивацию и не дает возникнуть ощущению, что все уже давно решено.

Содержание образования пронизывают такие ценностные ориентации, как отношение к природе, труду, миру, человеку, самому себе. В современных направлениях образования прослеживается идея формирования человека с четкой жизненной позицией, способного к самостоятельному выбору жизненного пути и личной ответственности за свой выбор.

Одна из особенностей современного образования заключается в его стандартизации, обеспечивающей минимальный единый уровень общего образования для всех учащихся, независимо от того, в какой школе (вузе) они обучаются, с одной стороны, и создающей возможности для отражения национальных, региональных особенностей — с другой. Для этих целей Государственный стандарт разбит натри блока: федеральный, национально-региональный, школьный (вузовский).

На основе Госстандарта разрабатывается учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отведенное на каждый учебный предмет. Принято различать базисный учебный план (составная часть Госстандарта), типовой (разрабатывается министерством) и рабочий (разрабатывается учебно-методическими объединениями).

Для каждого учебного предмета создается своя программа — нормативный документ, определяющий ценностную направленность преподавания предмета, содержащий оценку теорий, событий, интерпретацию фактов.

Под эгидой Министерства образования и науки разрабатывается типовая программа, и на ее основе преподаватели создают рабочие программы. В системе подготовки, особенно вузовской, существуют и так называемые авторские программы.

Они сохраняют основу базового Государственного стандарта, но содержат подходы к материалу, его структуре и изложению, отражающие научную позицию автора.

Содержание образования может быть построено и преподнесено учащимся по-разному. Наиболее распространенными являются линейные, концентрические, спиральные и смешанные способы построения учебного материала и соответствующая им структура.

Линейная структура предполагает изучение учебного материала в строгой, логически обоснованной последовательности, без повторного возвращения к пройденному. Это наиболее экономичный способ, который нашел применение в программированном обучении как особом виде самостоятельной работы в условиях машинного контроля.

Программа обучения составлена из шагов, т.е. логически завершенных доз учебного материала. Каждый шаг содержит пять кадров: информационный, операционный, обратной связи, контрольный и указательный. Линейное обучение (Б.Ф.

Скиннер) предполагает, что если ученик выполнил задание неверно, то его возвращают повторить весь пройденный материал. Ошибки не разъясняются, ученик их разыскивает сам. При разветвленном обучении (Н. Кау-дер) ученику указывают на его ошибку и возвращают к тому материалу, незнание которого и привело к появлению ошибки.

Современные компьютерные программы, оставаясь столь же жестко запрограммированной системой, позволяют включать в обучение и элементы творческого характера.

Концентрическая структура предполагает изучение одного и того же материала на разных уровнях, каждый из которых имеет свои цели и требования к уровню подготовки учащихся. Так построено изучение ряда школьных дисциплин, например математики: начальная, средняя школа, вуз.

Необходимость в построении учебного материала таким способом объясняется сложностью изучаемых явлений, с одной стороны, и возможностью прекратить изучение учебного предмета в момент завершения цикла — с другой.

Современный вариант концентрического построения — модульная система, при которой изучаемый материал представлен в виде самостоятельных информационных блоков, усвоение которых происходит в соответствии с целью (объем знания и уровень освоения).

Спиральная структура предполагает расширение и углубление учебного материала, включение связанных с ним знаний, но исключает завершенность и перерывы. При смешанном подходе используются различные комбинации описанных выше способов построения учебного материала.

Источник: https://psyera.ru/4307/soderzhanie-obrazovaniya

Понятие о содержании образования. основные концепции содержания образования

Образование — целенаправленный процесс передачи старшим поколением и усвоения младшим поколением социального опыта, выработанного человечеством (этот социальный опыт включает опыт познавательной и предметно-практической деятельности, а также опыт ценностных отношений).Содержание образования – социальный опыт, передаваемый одними людьми и усваиваемый другими людьми в процессе образования (учебный материал+воспитательные идеи).

Социальный опыт, передаваемый одними людьми и усваиваемый другими людьми в процессе образования, имеет свое название – содержание образования. Если говорить упрощенно, то содержание образования – это учебный материал, а также воспитательные идеи, которые должны быть усвоены детьми и молодежью.

В англоязычных странах содержание образования называется curriculum .

Содержание образования отвечает на вопрос: чему учить? Но накопленный человечеством объем знаний, навыков, умений и ценностей колоссален. Встает вопрос о приоритетах. Что именно молодежь должна усваивать в первую очередь?

Естественно, на этот вопрос в разные эпохи, в разных культурах отвечали по-разному. В научном периоде развития педагогики возникали и сменяли друг друга различные дидактические концепции содержания образования. Назовем наиболее известные из них:

1.Дидактический энциклопедизм. Данная концепция получила развитие в Новое время и была связана с именем Я.А. Коменского. Педагогический идеал той эпохи – энциклопедически образованный человек. Учителя той эпохи считали, что школа должна давать ученикам как можно более глубокие и разносторонние знания, черпаемые из легко доступных учебников и учебных пособий.

2. Дидактический формализм. Столетием позже, в эпоху Просвещения, стало очевидным, что энциклопедически образованный человек – это недостижимый идеал (во всяком случае для массовой школы), поскольку объем научных, технических и прочих знаний все время увеличивается. Педагоги XVIII и начала XIX веков Ж.Ж. Жак Руссо (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария) и И.Ф.

Гербарт (Германия) полагали, что усвоение конкретных знаний – вопрос второстепенный, гораздо важнее упражнять у детей умственные способности, тренировать мышление. Главное – не то, о чем ученик думает, а то, как он думает, т.е. формы мышления (понятия, суждения, умозаключения), отсюда название «дидактический формализм».

Знаниям в этой концепции отводится второстепенная роль средства.

Данная точка зрения закономерно привела к идее т.н. «формальных» дисциплин, изучение которых якобы упражняет умственные способности в наибольшей степени.

Гербарт отнес к «формальным» дисциплинам латинский и греческий («мертвые») языки, классическую историю и математику. В результате в европейских и российских гимназиях XIX – начала XX вв.

указанным предметам отводилось до 75% учебного времени; при этом по естественным наукам, новой и новейшей истории гимназисты получали весьма скромные сведения.

3. Дидактический утилитаризм. Название происходит от латинского слова utilitas – «польза», «выгода». Основатель – американский психолог и педагог Дж. Дьюи. Он и его последователи видели цель образования в формировании практически полезных навыков и умений и недооценивали роль теоретических знаний. Сходных взглядов в Германии придерживался Георг Кершенштейнер.

Например, урок химии в утилитаристской школе был посвящен не разбору валентностей или молекулярных структур, а имел, например, тему: «Из чего состоит клей и как его сварить в домашних условиях». Интересно? Да! Но, окончив такую школу, молодой человек не сможет поступить в университет: ведь он не получил систематической научной подготовки, а приобрел лишь разрозненные практические сведения.

Довольно быстро после появления утилитаристской концепции была вскрыта ее социально-классовая подоплека: она предназначалась для простого люда, была задумана как своеобразный «ширпотреб».

В дорогостоящих (элитарных) частных школах США и Великобритании так никогда не учили и не учат, в них всегда господствовал строгий академизм, эти школы похожи на маленькие университеты.

Поэтому трудно понять исторический парадокс: концепция Дьюи была популярна в советской педагогике в 1920-е годы, и ее пришлось упразднить в директивном порядке, при помощи правительственных постановлений, так как падение качества образования было угрожающим.

Еще более удивительны рецидивы утилитаризма в наши дни. На рубеже 1990-х – 2000-х годов в педагогической литературе пропагандировалась идея о том, что все знания якобы делятся на «знания-что» и «знания-как». «Знания-что» – это якобы мертвый груз знаний, «знания-как» – это практико-ориентированные знания, которые должны усваиваться в первую очередь.

Нетрудно заметить, что под определение «знания-что» попадают почти все богатства мировой культуры, ибо какое утилитарное приложение можно найти поэзии А.С. Пушкина, произведениям Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, «Троице» А. Рублева? С этой точки зрения, говоря словами персонажа поэмы Н.А. Некрасова, «Аполлон Бельведерский хуже ночного горшка».

Подобный взгляд был терпим в XIX веке, но в начале XXI он выглядит нелепостью.

Читайте также:  Школа как центр воспитания в социальной среде: педагогика с. т. шацкого

4. Таксономия целей образования.

В 1960-е годы американский психолог и педагог Бенджамин Блум предложил в каждом учебном предмете и в каждой теме четко определить цели обучения, разбить их на подцели, те – на еще более мелкие цели, и это «дробление» целей идет до тех пор, пока не дойдем до микро-целей, которые дальше уже не дробятся (например, научиться безошибочно воспроизводить определение понятия «биосфера»). Внушительный перечень целей изучения каждой темы вручается ученику, и по этому перечню учитель его контролирует. На этой основе Блум и его соавтор Кэрролл разработали технологию обучения, которую назвали «технология полного усвоения знаний».

Нетрудно заметить, что в этой концепции понятие «содержание образования» фактически подменяется понятием «цели обучения».

5. Культурологическая концепция содержания образования (чаще говорят: культурологический подход к содержанию образования) разработана в 1970–80-е гг. Авторы – советские педагоги И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский). В рамках культурологического подхода образование рассматривается как социально-культурное становление личности.

Передача культуры (общей и профессиональной) – это и есть функция и цель образования (общего и профессионального). Содержание образования – это и есть человеческая культура, особым образом переработанная, педагогически адаптированная. Содержание образования включает те же компоненты, что отражаемая в нем культура (знания о мире, опыт деятельности, в т.ч.

творческой, ценностные отношения – нравственные, эстетические и др.).

Каждый компонент выполняет в культуре и в процессе формирования личности свою неповторимую функцию и не может подменяться другими компонентами.

В следующей лекции мы узнаем, что данная концепция содержания образования теснейшим образом увязана с теорией методов обучения, разработанной теми же учеными.

Данная концепция стала одним из крупнейших достижений отечественной педагогики, значительно опередив педагогическую мысль Запада. В наше время она является преобладающей на территории бывшего СССР, в том числе в России и Беларуси.

6. Компетентностный подход к содержанию образования. Западная педагогическая мысль отставала от советской на 20–25 лет (в наши дни по причине упадка фундаментальной науки в странах бывшего СССР позиции постепенно выравниваются). Поэтому нечто подобное культурологическому подходу было выработано на Западе в конце 1980-х – 90-е годы.

Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить») – это общая способность, основанная на знаниях, опыте и ценностях, и позволяющая успешно решать те или иные задачи.

Компетентность – это владение компетенцией, сформированность ее у человека.

Высокопоставленный чиновник Совета Европы Жак Делор в 1996 году огласил пять главных (ключевых) компетенций, которыми должен овладеть каждый человек:

1) политико-социальная (способность выполнять свои политические и гражданские роли);

2) коммуникативная (способность общаться с другими людьми);

3) способность жить в многокультурном обществе (т.е. взаимодействовать с представителями других рас и народов);

4) информационная (владение информационными технологиями);

5) способность учиться на протяжении всей жизни.

Компетентностный подход стал весьма популярен в России, Беларуси и других странах бывшего СССР в 1990-е и начале 2000-х годов, с ним связывали качественный «скачок» в образования. Но «скачок» так и не произошел, к тому же к данной концепции возникают серьезные теоретические вопросы.

В наши дни наблюдается некоторое охлаждение, «отрезвление» и обратная переориентация на культурологический подход.

Так, в действующей Программе развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы ни слова не говорится о компетенциях, но подчеркивается «необходимость разработки и внедрения культурологических моделей развития личности».

Источник: https://students-library.com/library/read/57976-ponatie-o-soderzanii-obrazovania-osnovnye-koncepcii-soderzania-obrazovania

Реферат: Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования

Понятие образования — весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование — это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование — это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое — в теорию формального и теорию материального образования.

Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе.

Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек — цель или средство, общество для него или он для общества?

Возможно вы искали — Реферат: Понятия об уровнях языка раздел науки о языке

Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в пользу концепции человека как средства (авторитаризм), а не цели общественного развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма.

Обличья, которые принимают авторитаризм в определении содержания образования в том, чему надо учить школьников, многообразны. Существуют три наиболее распространенные концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.

Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками.

“Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения” (И.Ф. Харламов. Педагогика. М., “Высшая школа”. 1990, с.128).

Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуры.

Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел — не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам.

В современных условиях развития Российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно.

Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич, формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию — вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер.

Похожий материал — Реферат: Половое воспитание младших школьников

В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо “готовых” знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:

— знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

— опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;

— опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры.

Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека умений творчески работать, складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования;

Читайте также:  Лепка петушок с семьёй в подготовительной группе: конспект занятия, образец + фото и видео

Очень интересно — Реферат: Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением

— опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей.

Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним.

Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий.

Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, “перенос” социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение.

Предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение новых элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто “вписываться” в систему, но и быть в состоянии изменять ее.

Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Концепция, рассмотренная выше, ориентирует учителя на специальную работу по формированию в сознании школьника системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям.

Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой — оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

Источниками формирования содержания школьного образования, как уже отмечалось, является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе.

В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру.

Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности.

К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований.

В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности.

Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования инидивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании — обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

Вам будет интересно — Реферат: Популярные японские игры

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.

Какие же принципы лежат в основе построения содержания образования? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет. И.Я. Лернер и М.Н.

Скаткин, формулируя целый ряд таких принципов, исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой.

Однако, осознавая тот факт, что перечисляемые ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и малоинструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему:

— в содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;

— в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности;

— в содержании образования необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий;

Похожий материал — Реферат: Пословицы и поговорки на уроках английского языка

— в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

— сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

— в содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;

— необходимо реализовать межпредметные связи.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-poniatie-i-sushchnost-soderzhaniia-obrazovaniia-istochniki-i-faktory-ego-formirovaniia.html?page=1&per-page=30

Содержание образования, Понятие о содержании образования, Состав и структура содержания общего среднего образования — Педагогика Библиотека русских учебников

1. Понятие о содержании образования

2. Состав и структура содержания общего среднего образования

3. Компетенция: сущность, структура, основные виды

4 научные требования к формированию содержания образования

5. Теория организации тесту образования

6. Реализацию содержания образования в современной школе

1 Понятие о содержании образования

Содержание образования является конкретным ответом дидактики на вопрос»Что учить?»

В традиционной педагогике содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки и, что достигается в результате учебно-воспитательной работе.

Он ориентирован главным образом на знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в течение исторического развития знаниевой ор иентований содержание образования способствует вхождению человека в социальную среду, ее приспособлению к культурных, психологических, социологических факторов, обеспечению его жизнедеятельноститі.

Однако, в теории и практике обучения и воспитания знания стали абсолютной ценностью и заслонили собой самого человека.

Это привело к идеологизации научного ядра знаний, их академизма, игнорирование образовательных, д духовных, культурных, жизненных потребностей человека, его природной активности, через которую личность сохраняет и развивает тенденцию к самовыражения, самоутверждения, формирования собственной позиции, неповторимой др. дивидуальности. Именно эта тенденция обеспечивает развитие не только личности, но и обществва.

течение последнего десятилетия все больше утверждается личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, который определяет абсолютной ценностью содержания образования не отчуждены от человека знания я, а саму человек.

Личностно ориентированный содержание образования направлено на развитие целостной личностные: ее природных особенностей (здоровья, способностей чувствовать, мыслить, действовать) социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником), свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитию природных, социальных и культурных начал служит содержание образования, имеет общечеловеческую, национальную и региональную ценность

Концепции целостного развития личности впервые появились в эпоху. Возрождения (ХУИП-XIX века) в связи с утверждением идей гуманизма. В организации обучения в новых школах. Франции,. Швейцарии, элит ных школах в. СИИЛ. Германии,. Австрии реализовались: теория. В некоторые.

Фельтре которая предоставляла ребенку возможность свободного физического и умственного развития, теория свободного воспитания. Ж-Ж. Руссо, который предлагал в развития ребенка идти за спонтанными проявлениями ее совершенной природы; идея.

ЙГПесталоцци о полном развитие всех сил человека путем привлечения ее к активной жизнедеятельности. Эта теоретическая основа позволила в связать обучение и воспитание ребенка с ее природой, свободным развитием, самореализацией и самоутверждением.

Идея развития целостной личности, масс общечеловеческий смысл, постепенно стала в педаго гици доминирующей. Сегодня она определяет содержание современной образованийсної освіти.

2 Состав и структура содержания общего среднего образования

. Содержание общего среднего образования — это часть культуры, социального опыта общества, которая используется в учебном процессе для решения задач обучения, воспитания и развития личности.

В состав человеческой культуры входят: 1 1) уже полученные обществом знания о природе, само общество, мышление, технику и способы деятельности, 2) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках особист ости, усвоивший этот опыт, 3) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, которые возникают перед обществом; 4) опыт отношений к миру, самого себе.

Читайте также:  Школа и компьютер

Согласно такой модели социального опыта в содержании школьного образования выделяются четыре основных компонента: опыт познавательной деятельности, зафиксированный в форме знаний; опыт выполнения известных спос собив деятельности — в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности — в форме умений принимать нестандартные решения в новых ситуациях; опыт отношений к окружающей действительности в форме ценностных х ориентаций.

. Содержание образования — это гуманистически ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта отношений к миру

. Опыт познавательной деятельности личности включает систему знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, производство и средства деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира

. Знание является основным элементом содержания общего среднего образования. Они отражают обобщенный опыт познания действительности, накопленный человечеством в процессе социально-исторической практики. Без знаний невозможна никакая целенаправленное действие

Содержание общего среднего образования охватывает различные виды знаний, которые характерны для фундаментальных наук: основные понятия и термины без которых невозможно понять ни одного текста, ни одного элемента знаний; факты повседневной действительности и науки, позволяющие понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать свои идеи, основные законы науки, раскрывающие взаимосвязи различных объектов и яв высш действительности; теории содержащие систему научных знаний об определенной совокупность объектов, связи между законами, прогноз в данной предметной области, знание о способах дияпьно-сти, методы познания и истории получения знания, и историю науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни.

Все виды знаний взаимосвязаны и требуют комплексного освоения

Знание, в свою очередь, является компонентом умений человека действовать. На тесную связь умений со знаниями указывает значение самого слова «умение» (от рус»ум»- разум). Без знаний нет умений.

Но умеет тот, кто не только ки знает, но и может применить свои знания на практике, пользоваться ими в изменяемых ситуациях.

Можно сказать, что умение — это знания человека в действии- це знання людини в дії».1

Вторым компонентом содержания образования является накопленный человечеством опыт осуществления известных людям способов деятельности, т.е. умений и навыков. По характеру деятельности человека умения бывают самыми разнообразными.

В школьников постепенно формируется большое количество общеобразовательных речевых, трудовых, творческих, спортивных, бытовых и других умений.

При участии мышления в процессе познания объектов умение разделяю ться на на умственные (сравнивать различные объекты, абстрагировать, обобщать, осуществлять анализ, синтез: узнавать объекты по правилам аналогов) и практические (легко и совершенно пользоваться инструментами, быстро и четко ко писать, выразительно читать.

Умение включают различные действия. Отдельные действия, многократно повторяясь, автоматизируются и становятся навыками (быстро читать, конспектировать книгу, записывать лекцию, здороваться с людьми и т.д.). Для сформированных навыков характерны быстрота и точность воспроизведения. Крепкие навыки воспроизводятся автоматически

Во всех случаях реализованы навыки и умения является применением знаний, отражающихся на качестве этих знаний

Второй компонент содержания современного общего среднего образования включает как специальную составляющую — овладение обще-учебными умениями и навыками, которые имеют межпредметных характер. Эта составляющая норматив вно представлена ??в программах по различным предметев.

В состав общеучебных умений входят: и.

Учебно-организационные умения и навыки: понимать цель деятельности, определенную учителем; самостоятельно определять цели деятельности и задачи для ее достижения я; планировать последовательность выполнения задач; составлять план, программу, изменять пути деятельности в связи с изменением условий ее выполнения, способность работать в разном темпе, прогнозировать результаты ди тельности; составлять алгоритм решения учебных задач;

понимать ценность времени и уметь его распределять и контролировать

2. Учебно-информационные умения и навыки:

быстро актуализировать и воспроизводить нужную информацию; самостоятельно искать новую информацию из различных источников, пользоваться информационно-коммуникативными технологиями, каталогами, разнообразной дополнительно й литературой, составлять библиографию, работать с графиками, схемами, таблицами, картинами; составлять план, тезисы выступлений, докладов, творческих работ; работать самостоятельно с учебником; знать и делать ся к приемам смыслового группировки материала; уметь и воспроизводить информацию (план, алгоритм, таблица, схема, классификация и т.д.); уметь преобразовывать информацию на способ деятельности тощ.

3 учебно-интеллектуальные умения и навыки: анализировать различные учебные объекты, различать их существенные

и несущественные признаки, типичные и единичные; разносторонне анализировать один объект, различать его существенные и несущественные признаки, типичные и единичные; сравнивать, устанавливать тождество, аналогию; выделять го оловни признаки, объекты, качества; выделять главное в явлениях, процессах деятельности, определять и объяснять сущность понятия; формулировать вывод — обобщение, устанавливать и объяснять причинно-насл идкови связи; доказывать и опровергать суждения и мысли; изымать надо по разным признакам; группировать и классифицировать по определенным признакам; самостоятельно вести наблюдение за различными предметными объект объектами, учебными действиями и процессами; владеть культурой наблюдения (планирования наблюдений, определение способов кодирования информации, обобщение результатов) знать и применять методику е ксперимент.

4 контрольных-оценочные, рефлексивные умения и навыки: уметь применять различные способы проверки и контроля

своей деятельности по плану, образцу, аналогии, видповиддною схеме; уметь прогнозировать результат, пользоваться различными способами исправления ошибок; прибегать к приемам пооперационного и итоги ового контроля в процессе выполнения учебного задания; уметь анализировать, объяснять и оценивать свои действия, участвовать во взаимном оценке учебной работы в парной, групповой робот.

. Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску путей решения новых проблем, формирования тех способностей, которые помогут молодому человеку самостоятельно и творчески работать и жить

Важными творческими умениями ученика есть:

— умение самостоятельно переносить знания и умения в новой ситуации;

— выявлять познавательную трудность и формулировать ее как задачу, проблему, познавательное вопрос;

— устанавливать связи между новыми и усвоенными знаниями;

— применять аналогию как средство усвоения нового;

— представлять и прогнозировать (умение высказывать предположения, догадки, гипотезы);

— моделировать, комбинировать, дополнять, продолжать, превращать;

— умение выполнять эксперимент;

— умение находить различные способы решения проблемы, альтернативные доказательства;

— умение организовать новое дело;

— умение брать ответственность на себя, рисковать и т.д.. Опыт отношений личности. Этот компонент является системой

мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность заключается в оценочном отношении к себе, к деятельности, к людям, к миру.

Опыт отношений побуждает школьника познать объективные законы и развития мира, овладеть знаниями,»присвоить»и использовать их в своей жизнедеятельности.

Сознательное познания актуализирует субъектный опыт, естественную психическую активность личности, а это, в свою очередь, служит основой для ее развития как субъекта познания, практической деятельности, дальнейшего образования и рабовіти та праці.

Развитие навыка мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений школьника к окружающей действительности предусматривает:

— формирование направленности личности на анализ своих поступков и действий;

— умение реалистично воспринимать и оценивать себя, свои поступки и действия;

— знание своих сильных и слабых сторон;

— воспитание совести, чувство стыда за плохие поступки;

— умение переживать неудачи, отсутствие похвалы и вознаграждения со стороны других людей;

— формирование чувствительности к красоте, гармонии, природы;

— открытость к восприятию добрых поступков и общественно полезных действий;

— чувствительность к морально-этических ситуаций и действий;

— умение тонко, эмоционально воспринимать явления жизни;

— воспитание самоуважения и независимости мышления;

o умение воспринимать критические замечания, адекватно изменять себя;

— высокую работоспособность и трудолюбие; самоорганизацию и умение управлять своими действиями и поступками;

— развитие инициативности, активности, решительности и настойчивости при выполнении любой деятельности;

— умение вести конкурентную борьбу без нарушения морально-этических норм;

— усвоение коммуникативных умений и навыков;

— воспитание толерантности, уступчивости, емпатичности. Все перечисленные компоненты содержания общего образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Умение без знаний невозможны; творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений; воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, знание о деятельности, окрашенную эмоциями, предусматривают поведенческие навич ки и уменияя.

Усвоение этих компонентов социального опыта позволит молодому человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, изменить.

Поэтому современный содержательные в школьного образования готовит учеников к реальной жизни, но готовит так, чтобы выпускник школы был способным делать свой вклад в систему, существует, до ее реформированияя.

Настоящее завершения образования обеспечивает только сама жизнь и сознательная самостоятельность каждого. Д. Менделеев

Содержание образования отражает социальный опыт общества в форме отдельных учебных предметов. Учебный предмет адаптирует основы определенной науки к потребностям школьного обучения в целях учебного пр редмету, возрастных особенностей учащихся, количества времени на его изучение, взаимосвязей этого учебного предмета с другими.

Каждый учебный предмет полифункциональный. Он выполняет основную функцию — раскрывает содержание соответствующей дисциплины, ради которой изучается, и сопроводительные — развитие мышления, формирование мировоззренческой, ети ичному, эстетической, трудовой, экологической культуры и т.д..

Если раньше школьные программы были построены по содержанию (основательно описывалось то, что изучается), то сейчас — на компетентностный началах.

Они пере дбачають формирование ключевых компетенций, то есть тех достижений личности, без которых человек не может успешно адаптироваться и самореализоваться в любом социумумі.

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/zmist_osviti.htm

Ссылка на основную публикацию