Преимущества электронных учебников

Преимущества и недостатки электронных учебников и их место в современном образовании

ПРЕИМУЩЕСТВА  И  НЕДОСТАТКИ  ЭЛЕКТРОННЫХ  УЧЕБНИКОВ  И  ИХ  МЕСТО  В  СОВРЕМЕННОМ  ОБРАЗОВАНИИ

Баркова  Екатерина  Евгеньевна

магистр  2  курса,  кафедра  Управление  инновациями  ФГБОУ  ВПО  УГАТУ

РФ,  г.  Уфа

Е-mail:  k_barkova@mail.ru

Фандрова  Людмила  Петровна

научный  руководитель,  канд.  техн.  наук,  доцент  ФГБОУ  ВПО  УГАТУ

РФ,  г.  Уфа

В  современном  мире  традиционные  методы  обучения  постепенно  сдают  свои  главенствующие  позиции,  уступая  место  более  продвинутым  методам,  способным  не  только  облегчить  восприятия  материала  студентами,  но  и  ускорить  передачу  знаний.

  В  свою  очередь  информационные  и  телекоммуникационные  технологии  все  быстрее  и  быстрее  распространяются  в  различные  сферы  деятельности  людей,  в  том  числе  и  образовательной  [4,  c.  855].

  Распространению  информационных  технологий  в  образовательной  сфере  способствуют  такие  внешние  и  внутренние  факторы,  как:

  • глобальная  информатизация  общества;
  • потребность  в  соответствующей  подготовке  специалистов;
  • увеличение  компьютерной  и  мультимедийной  техники  в  высших  учебных  заведениях;
  • государственных  программы  информатизации  образования.

Особую  роль  в  образовательном  процессе  играют  электронные  издания  [5,  c.  311].  В  настоящий  момент  они  относятся  к  наиболее  динамически  развивающемуся  классу  учебной  продукции.  Их  количество  увеличивается  быстрыми  темпами,  а  качество  непрерывно  улучшается.

  Электронные  учебники  или  электронные  образовательные  ресурсы  –  это  электронные  издания,  содержащие  в  себе  упорядоченный  свод  знаний  по  соответствующей  дисциплине,  которые  способны  обеспечить  овладение  студентами  умениями  и  навыками  в  этой  области  [2].

  Стоит  отметить,  что  электронный  учебник  –  это  не  книга  в  формате  PDF  или  HTML,  чьи  возможности  ограничиваются  способностью  перехода  из  оглавления  по  ссылке  на  нужную  главу.

  Электронный  учебник  обладает  высоким  уровнем  художественного  оформления,  полнотой  информации,  качеством  методического  инструментария,  качеством  технического  исполнения,  наглядностью,  логичностью  и  последовательностью  изложения.

  Электронный  учебник  –  это  не  просто  учебник,  а  самоучитель,  способный  заменить  преподавателя-предметника  [6].  Он  является  незаменимым  помощником  для  студентов,  у  которых  нет  возможности  присутствовать  на  обычных  аудиторных  занятиях,  то  есть  обучающихся  дистанционно,  а  так  же  для  студентов  заочников  [1,  с.  13].

В  отличие  от  классического  варианта  бумажного  учебника,  в  электронном  пособии  материал  изложен  не  линейно,  а  иерархически  структурирован.  Верхний  уровень  представляет  собой  основные  понятия  и  концепции  изучаемой  дисциплины.

  Более  низкий  уровень  детализируют  и  конкретизируют  основные  определения.  Многоуровневость  и  модульность  дают  возможность  учащемуся  освоить  дисциплину  с  различной  степенью  глубины.

  Различия  электронного  пособия  и  печатного  учебника  представлены  в  таблице  1.

Таблица  1. 

Различия  между  электронными  учебниками  и  печатными  учебниками

Сравнительные  характеристики Электронный  учебник Печатное  издание
Уровень  сложности Рассчитан  на  один  уровень  сложности Может  содержать  несколько  уровней  сложности
Уровень  наглядности Ниже,  из-за  ограниченных  возможностей  представления  информации  (картинки  и  графики) Выше,  благодаря  возможности  использования  аудио-  и  видеофайлов,  гиперссылок.  Можно  увидеть  физический  или  химический  эксперимент  в  динамике
Уровень  проверки  знаний Небольшое  разнообразие  заданий  для  самопроверки.  Невозможность  узнать  результат  самопроверки Огромное  разнообразие  проверочных  заданий,  возможность  не  только  сразу  узнать  результаты  самопроверки,  но  и  получить  комментарии  и  разъяснения  при  неправильном  ответе
Дополнительная  помощь Отсутствует При  самостоятельной  работе  «возникают»  подсказки,  помогающие  правильно  выполнить  задание
Словарь Для  того  чтобы  найти  интересующее  определение,  нужно  перелистать  весь  учебник Благодаря  гиперссылкам  можно  сразу  же  найти  нужное  понятие  за  доли  секунд
Изменение В  уже  изданный  учебник  нельзя  добавить  что-то  новое.  Его  необходимо  переиздать,  чтобы  дополнить Возможность  корректировки,  дополнения  и  исправления  информации  в  любое  время

Достоинствами  электронного  учебника  являются:

  • Способность  адаптироваться  под  индивидуальные  запросы  учащегося,  то  есть  возможность  использовать  текстовую  и  гипертекстовую  структуры.  Более  того,  при  необходимости  можно  использовать  фреймовую  структуру  –  увидеть  одной  странице  объединенную  информацию  с  нескольких  страниц  (содержание,  список  определений  и  рисунки).
  • Использование  дополнительных  возможностей.  Обычно,  электронные  учебники  включают  в  себя  несколько  частей:  текстовую  (аудио)  часть,  графическую  часть  (рисунки,  схемы,  чертежи,  таблицы),  анимацию,  видео-  и  аудиозаписи,  и  строятся  по  модульному  признаку.  Использование  компьютерной  анимации  дает  возможность  визуализировать  сложные  графики,  схемы  и  явления  макро-  и  микромира,  что  при  использовании  обычных  учебников  просто  невозможно  [3,  с.  127].  Именно  благодаря  этому  учебный  процесс  становится  для  учащихся  наиболее  увлекательным  и  запоминающимся,  что  в  конечном  итоге  благотворно  влияет  на  усвоение  материала  студентами.
  • Простой  и  удобный  поисковый  механизм,  как  в  самом  электронном  учебнике,  так  и  за  его  пределами.  С  помощью  гиперссылок  можно  перемещаться  не  только  по  тексту  (картинкам  и  графикам)  учебника,  но  и  перейти  на  сайт  в  интернете  с  необходимой  информацией.  Более  того  сетевые  структуры  предоставляют  учащемуся  возможность  контактировать  с  другими  студентами,  оставаясь  на  своем  рабочем  месте.
  • Простота  и  объективность  контроля  знаний.  Тестовые  задания  позволяют  достаточно  быстро  и  непредвзято  оценить  знания  студентов.  Более  того,  благодаря  рандомной  компоновке  вопросов,  варианты  тестов  индивидуальны  и  не  повторяются.  Так  же  студент  может  выбрать  уровень  сложности  тестов,  ориентируясь  на  свои  здания.
  • Расширенное  восприятие  информации.  Всем  известно,  что  огромную  роль  в  восприятии  информации  является  зрение,  на  него  приходится  порядка  90  %  усваиваемой  и  получаемой  нами  информации.  Звуковой  способ  восприятия  составляет  порядка  9  %,  на  остальные  органы  чувств  приходится  всего  1  %.  Исходя  из  этого,  можно  сделать  вывод,  что  электронный  учебник  является  наиболее  ясным,  понятным  способом  получения  знаний.

Недостатками  электронных  учебников  являются:

  • Необходимость  использования  специального  оборудования  и  программ  для  работы  с  электронными  пособиями.  Не  смотря  на  повсеместное  использование  компьютеров  и  прочих  гаджетов,  к  сожалению,  не  всех  есть  возможность  их  приобрести;
  • Для  нашей  страны  дистанционное  обучение  является  непривычной  и  нетрадиционной  формой,  поэтому  электронные  учебники,  как  новые  средства  обучения,  многие  воспринимают  с  недоверием,  считая,  что  они  не  способны  заменить  обычных  занятий.

Из  всего  вышесказанного  можно  сделать  вывод,  что  электронные  учебники  обладают  практической  ценностью.

  Они  способны  не  только  предоставлять  информацию  разнообразными  способами,  но  так  же  дают  больше  возможностей  для  самостоятельной  работы.

  Поэтому  грамотно  созданный  электронный  учебник  может  стать  ключевым  звеном  в  технологиях  информационного  обучения,  повышая  конкурентоспособность  специалистов  XXI  века.

Список  литературы:

  1. Андреев  А.А.  Дидактические  основы  дистанционного  обучения  в  высших  учебных  заведениях:  Автореф.  дис.  доект.  техн.  наук.  –  МЭСИ,  1999.  –  25  с.
  2. Григорьев  С.Г.,  Краснова  Г.А.,  Роберт  И.В.  и  др.  Технология  создания  электронных  средств  обучения  //  Учебно-методическое  управление  ВГУ.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://uu.vlsu.ru/files/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf  (дата  обращения  23.11.2015).
  3. Михалищева  М.А.  Использование  электронных  учебных  пособий  в  учреждениях  профессионального  образования  /  М.А.  Михалищева,  С.В.  Турукина  //  Проблемы  и  перспективы  развития  образования:  материалы  IV  междунар.  науч.  конф.  (г.  Пермь,  июль  2013  г.).  –  Пермь:  Меркурий,  2013.  –  С.  127–129. 
  4. Титова  Е.И.  О  создание  электронного  учебника  [Текст]  /  Е.И.  Титова,  А.В.  Чапрасова  //  Молодой  ученый.  –  2015.  –  №  3.  –  С.  855–856.
  5. Хожиев  А.Х.  Особенности,  преимущества  и  эффективность  электронных  учебников  по  специальным  дисциплинам,  применяемых  в  профессиональных  колледжах  /  А.Х.  Хожиев  //  Молодой  ученый.  –  2012.  –  №  2.  –  С.  311–313.
  6. Явич  М.П.  Электронный  учебник,  его  преимущества  и  недостатки  //  Современные  научные  исследования  и  инновации.  2012.  №  10  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884  (дата  обращения  20.11.  2015).

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43753

Преимущества и недостатки электронных учебников

ниегп

issn 2304-120x Пенно М. А Преимущества и недостатки электронных учебников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S7. -0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm.

научно-методический электронный журнал

ART 76090 УДК 371.315.7

Пенно Мария Анатольевна,

преподаватель кафедры иностранных языков ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков», г. Краснодар Maria-Penno@yandex. ru

Преимущества и недостатки электронных учебников

Аннотация. В статье говорится о том, что внедрение электронных учебников в образовательный процесс требует тщательного рассмотрения их преимуществ и недостатков.

Неоспоримыми преимуществами электронных учебников являются индивидуализация образовательного процесса, применение мультимедийных средств обучения и формирование самообразовательной компетенции учащихся.

В качестве недостатков приводятся дороговизна и трудоемкость создания электронных устройств и непривычность их использования в образовательном процессе. Делается вывод, что электронный учебник не может полностью заменить традиционный учебник, но способен стать хорошим дополнением к нему.

Ключевые слова: электронный учебник, преимущества и недостатки электронных учебников, индивидуализация обучения, мультимедиа, самообразование, инновации. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность рассмотрения вопроса, связанного с выявлением преимуществ и недостатков электронных пособий (учебников, обучающих и тестирующих программ, медийных презентаций и пр.), связана с поставленной руководством вуза задачей по внедрению электронных учебников в процесс обучения в ближайшее время.

В данной статье мы не преследуем цель дать точное определение понятию «электронный учебник», поскольку многие авторы уже достигли значительных успехов в этом, что привело к возникновению разнообразных трактовок электронного учебника, начиная от электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами. «Четкого определения, что такое электронный учебник, у нас действительно пока нет. Есть интуитивное понимание: это некое электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате. Таких разработано несколько десятков, этот процесс продолжается…» [1] Будем рассматривать электронный учебник как некий комплекс обучающих, контролирующих и тестирующих программ на базе ПК или планшета, содержащий всю необходимую информацию по тому, или иному предмету.

На наш взгляд, электронный учебник в настоящее время не способен в полной мере заменить привычный печатный аналог, к тому же полый отказ от бумажных изданий не ведет к повышению эффективности организации образовательного процесса, но разумное сочетание обоих средств обучения является наиболее оптимальным. Попытаемся доказать это положение, рассмотрев положительные и отрицательные аспекты применения электронных учебников.

Действительно, электронный учебник способен дополнить традиционное печатное пособие, поскольку обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию при обращении к гипертекстовым объяснениям; проверить знания по определенному разделу в темпе наиболее оптимальном для конкретного человека. Электронный учебник предоставляет возможность адаптировать подачу материала с учетом индивидуальных особенностей и уровня

issn 2304-120x Пенно М. А. Преимущества и недостатки электронных учебников // I II | ^»Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S7. -I—I I I I 0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm.

научно-методический электронный журнал

Читайте также:  Развивающее обучение

знаниями учащегося, что ведет к более качественному восприятию и запоминанию информации. Подобная адаптация основана на использовании уровневой структуры учебника.

Например, при прохождении текущего тестирования по определенной теме и в случае неудовлетворительного его результата, учебник может предоставить учащемуся объективную картину его знаний, выявить те темы (подтемы, аспекты), в которых необходимо восполнить пробелы.

В практике обучения иностранному языку мы нередко сталкиваемся с тем, что учащиеся, выполняя итоговые (рубежные) тесты лишь в конце целой темы (семестра) узнают свой результат, который не соответствует их ожиданиям. Неудовлетворительная оценка, как правило, обусловлена не полным пониманием материала, а лишь некоторых его аспектах.

Так, учащиеся наиболее эффективно справляются с заданиями лексического характера и предъявления аудио-материала, но не могут верно выполнить грамматические упражнения и ответить на вопросы фактологического характера. Наличие электронной базы учебного материала (учебника) позволило бы им в ходе подготовки к практическим занятиям регулярно ссылаться на материал, вызывающий наибольшие сложности.

Одним из важных преимуществ электронного учебника является возможность взаимодействия между учащимся и элементами структуры учебника.

Поскольку, как упомянуто выше, предъявление материала выполнено в виде уровней, от простого к более сложному, учащийся может оценить свои знания, пройдя соответствующий тест или выполнив упражнение; а также выявить свой прогресс.

Тестирование подобно устному собеседованию с преподавателем, однако и здесь возможности электронного учебника несколько превосходят мастерство педагога, поскольку создатели учебника могут воссоздать приближенные к реальности условия труда учащихся.

Рассмотрим преимущества использования электронного учебного пособия в курсе авиационного английского языка на старших курсах летного училища. Известно, что владение радиотелефонной связью является необходимым условием лингвистической компетенции как летчика, так и диспетчера.

Для формирования данной компетенции нужен определенный запас лексико-грамматического материала, а также умение понимать иноязычную речь в различных условиях, в том числе при значительных помехах. Применение электронного учебника для самостоятельного изучения материала, содержащего аудиофрагменты различного качества (от отличного до практически неразборчивой речи), на наш взгляд, способствовало бы лучшей подготовке летчиков и диспетчеров к будущим условиям труда.

Неоспоримым достоинством такого учебника является возможность использования мультимедийных средств, которые предъявляют учебную информацию более красочно и живо, что для современных учащихся становится важным мотивирующим фактором обучения.

Организация «живого» представления информации посредством мультимедийных технологий позволяют создать соответствующие модели, включить аудио- и видеофрагменты. Возможности наглядного изложения материала способны привлечь внимание учащихся.

а многоканальный механизм подачи информации является ведущим достижением компьютерных образовательных систем.

Особенно важным нам видится включение в материал пособия аудио и видеофрагментов при обучении иностранному языку, поскольку звуковое сопровождение и просмотр видеороликов дает учащимся возможность погрузиться в языковую среду, услышать аутентичную речь. Согласно определению, приведенному О. В.

Зиминой, «Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя

issN 2304-120X Пенно М. А. Преимущества и недостатки электронных учебников // I II | ^»Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S7. -I—I I IH^I I I 0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm.

научно-методический электронный журнал

компьютерные объяснения» [2]. Многочисленные исследования подтверждают успех систем обучения с использованием компьютерных технологий.

Установлено, что внимание обучаемых во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому время, необходимое для изучения конкретного материала, сокращается в среднем на 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

С этой точки зрения, электронный учебник превосходит печатный, так как пестрые таблоиды и рекламные щиты, ролики на телевидении и в интернет пространстве, прочно вошедшие в нашу жизнь, «отучили» нас от восприятия информации в «чистом виде».

С другой стороны, в обществе существуют люди, которые не могут использовать электронные учебники в силу физических или социальных ограничений.

Более того, учащиеся, которые используют только электронные учебники, теряют возможность общения со своими сверстниками и преподавателями, поэтому электронные учебники должны использоваться как дополнительный метод обучения.

Обратимся к следующему аспекту внедрения электронных учебников в образовательный процесс — эргономичности рабочего (учебного) пространства. Применение специального оборудования повышает требования к оснащению рабочего места обучаемого.

«Внедрение инновационных процессов в образование требует создания соответствующего учебно-методического обеспечения (учебно-методического комплекса).

Активно создаваемые учебные электронные комплексы становятся реалиями нашего существования, помогают развивать систему непрерывного образования, позволяют получать яркую, наглядную информацию в темпе, удобном для восприятия обучаемого» [1].

Прежде всего, рационально говорить о закупке дорогостоящих ПК или планшетов для индивидуального пользования учащихся. Кроме того, рабочее место должно быть безопасным для здоровья.

Не все учебные заведения располагают достаточными средствами для выполнения этих требований, в связи с чем традиционные учебники все еще составляют значительный процент образовательных ресурсов. Одним из основных недостатков использования электронных учебников выступает повышенная утомляемость, вызванная чтением с экрана, связанная с непривычностью и новизной. Время нахождения за компьютером или экраном планшета должно быть строго лимитировано и чередоваться с физической активностью, желательно на воздухе.

Применение индивидуальных маршрутов обучения, которое обеспечивает структура электронного учебника, гарантирует лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала; а полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и впоследствии легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Кроме того, возможность самостоятельного выбора последовательности изучения материала и темпа работы, как и применение интерактивных информационных обучающих систем, повышает динамику и содержательность учебных заданий, процесса их выполнения; а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения, что в свою очередь, формирует у учащихся самообразовательную компетенцию, а также мотивирует обучаемого на контакт с новой областью знаний.

В то же время электронный учебник — это не самоучитель, предназначенный для абсолютно самостоятельного изучения предмета.

Электронный учебник, как и его традиционный аналог, выполняет функцию сопровождения преподавателя, который дает основные методические разъяснения, ставит цели и задачи, проверяет выполненную работу и отвечает на вопросы обучаемого, которые иногда могут быть нестандартными и выходить за рамки изучаемой темы. Компьютеризация и информационные

issN 2304-120X Пенно М. А. Преимущества и недостатки электронных учебников // I II | ^»Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S7. -I—I I I I 0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm.

научно-методический электронный журнал

технологии, будучи мощным дополнением мастерства преподавателя, являются вместе с тем новым источником и стимулом его самосовершенствования.

Эти и другие возможности электронного учебника естественным образом активизируют процессы обучения на всех его этапах усвоения материала.

Однако обратим внимание на то, что вышеуказанные положительные аспекты использования электронных учебников в образовательном процессе требуют значительной энергозатраты и предварительной подготовительной (методической) работы со стороны профессорско-преподавательского состава и методического обеспечения разработки учебника, а именно: изучения базиса дисциплины, ее сложных закономерностей и алгоритмов, динамических процессов; отбора справочного материала и организации системы типовых тренировочных заданий; ролевых игр и имитационных ситуаций; автоматизации самоконтроля, контроля и оценки обучения. Для обучения дисциплинам, таким, как иностранный язык, например, которые содержат объемный материал (схемы, сравнительные таблицы, рисунки, макеты и пр.) в ходе семинара или практического занятия подготовка раздаточного печатного материала или представление информации на обычной учебной доске видится малоэффективным и довольно затратным делом. С учетом загруженности преподавателей, в том числе их реальной учебной нагрузки, создание раздаточных материалов видится весьма сложной задачей. С точки зрения подготовки электронные учебники имеют существенные преимущества перед печатными. Скорость создания и корректировки устаревшей информации выступают важными факторами в пользу первых. Приведем пример из личного опыта преподавания иностранного языка. В курсе изучения дисциплины «Иностранный язык» на I-II курсах учащимся предлагается тема «Международное сотрудничество», в ходе изучения которой разъясняются цели, задачи, структура и численный состав той или иной организации, ее политика и пр. Печатный учебник выпущен в 2008 году, и некоторые факты, приводимые в нем, устарели. Например, численный состав НАТО в наши дни претерпевает существенные изменения (вместо указанных 26 членов), а заявленные цели организации не соответствуют текущей политической ситуации. Кроме того, внешние политические связи НАТО и России, заявленные как партнерские (Россия участник программы «Партнерство ради мира» (1994), на данный момент весьма напряженные. И наконец, устаревает информация, приводимая в учебнике о руководстве той или иной организации (генеральный секретарь НАТО сегодня Столтенберг, а не Расмуссен). Таким образом, при наличии электронного учебника мы имели бы возможность своевременно корректировать информацию в пособии с учетом меняющихся политических реалий.

Таким образом, в настоящее время большинство недостатков «тускнеют» по сравнению с большим количеством явных преимуществ электронных версий книг. Электронные учебники, используемые в образовательных целях (учебные пособия, справочники и пр.), вполне могут стать хорошим дополнением к традиционным пособиям.

На наш взгляд, электронные учебники не заменят полностью печатные издания в ближайшее время, поскольку этот процесс требует значительных материальных средств, а также большой методической работы профессорско-преподавательского состава и специалистов в сфере информационных технологий.

Однако электронный учебник может стать верным помощником преподавателей и учащихся в вопросе развития у последних самообразовательной компетенции.

Ссылки на источники

1. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 1. Обучение: учеб. пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

ниегп

issn 2304-120x Пенно М. А Преимущества и недостатки электронных учебников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S7. -0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm.

научно-методический электронный журнал

2. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. — М.: Изд-во МЭИ, 2003.

Maria Penno,

Instructor of the Foreign Languages Department, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Krasnodar Maria-Penno@vandex.ru

Advantages and Disadvantages of Electronic Textbooks

Abstract. The article says that electronic textbooks implementation into educational process requires thorough inspection of its advantages and disadvantages.

Indisputable advantages of electronic textbooks are individualization of learning, multimedia implementation and self-educational competence formation.

The high cost and complexity of electronic books creation as well as unusualness of their use in educational process are stated as the disadvantages of electronic books. The conclusion is that electronic textbook is not able to replace the traditional textbook completely but it can complement it.

Читайте также:  Оценка за любознательность

Key words: electronic textbook, advantages and disadvantages of electronic textbooks, individual learning, multimedia, self-educational activity, innovations.

Рекомендовано к публикации:

Рябовой Т. В., кандидатом филологических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-elektronnyh-uchebnikov

Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки

Явич Максим Павлович
Грузинский технический университет

Iavich Maxim Pavlovich
Georgian Technical University

Библиографическая ссылка на статью:
Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884 (дата обращения: 23.09.2018).

Формирование новых производственных отношений и новой экономической базы вызвало необходимость в информатизации общества.

[1] Сегодня люди  самых разных возрастов, уровней образованности, специальностей достаточно большую часть своего рабочего либо свободного   времени проводят за компьютером, и у них не остается времени на чтение книг и учебников.

Поэтому для них очень удобным средством повышения профессионального и образовательного уровней являются электронные образовательные  средства.

На сегодняшний день большая часть молодежи уже  использует  различные электронные средства. Очень важную роль в развитии молодежи играют электронные учебники (ЭУ).

Электронный учебник  — это методический комплекс, предназначенный для изучения курса материала. Он является интегрированным средством, содержащим теорию, практику, задачи и другие компоненты.

При создании электронного учебника[2,3]  авторам необходимо учитывать , что он должен содержать минимум текста, потому что длительное чтение текста с экрана компьютера утомительно и снижает восприятие новой информации. Очень важно правильно подобрать шрифты текста, заранее ознакомившись с теорией шрифтов.

Электронный учебник должен содержать как можно больше графических изображений, т.к. усвоение и восприятие информации при чтении иллюстративных учебников намного выше.

Важно корректно подобрать цветовую гамму, чтобы при изучении материала цвета не напрягали ученика, а наоборот, успокаивали, что особенно важно для того материала, который предназначен для использования детьми дошкольного и младшешкольного возраста.

Также рекомендуется использовать в электронном учебнике видео и аудио фрагменты[4 ], гиперссылки на элементы учебника и на другую информацию в интернете.

Использование видео фрагментов позволяет передать информацию в динамике и увеличить заинтересованность учашихся, особенно школьников, и этим повысить усвояемость.

Использование аудио фрагментов помогает ЭУ приблизиться к привычным методам обучения и также активизировать слуховые центры головного мозга.

Создание электронного учебника является трудоемким процессом. Обычно его созданием занимается группа специалистов. Я рекомендую создание электронного учебника разбить на следующие этапы:

  1. Оценка аудитории, для которой разрабатывается данный учебник.
  2. Сбор и  подготовка текстовой и графической информации
  3. Подготовка содержания
  4. Непосредственное создание электронного учебника.

Процесс создания электронного учебника очень отличается от процесса создания традиционного учебника. Поэтому я считаю нецелесобразным сканирование традиционного учебника.

Электронный учебник можно назвать самоучителем, т.к. он рассчитан на самостоятельное обучение. Иллюстративный электронный учебник, состоящий из текста, графической, аудио и видео информации, в отличии от традицонного учебника, позволяет  проводить  индивидуализированное  обучение.

В отличии от традиционного учебника он приближает обучение к обучению с  преподавателем. Как было отмечено выше, интерактивный электронный самоучитель, содержащий графический фрагменты, способен привлекать школьников и молодежь намного успешней, чем традиционный.

Электронный учебник является компактным, он может хранить большое количество информации. Следует отметить, что на одном переносном носителе, таком как внешний винчестер, флешка и даже CD/DVD диск, можно хранить целую библиотеку традиционных учебников.

Каждый преподаватель хорошего уровня  может легко настроить электронный учебник на свою программу обучения, легко  редактировать какие-то его части  или комбинировать несколько электронных учебников в один. Преподаватель в любое время суток может передать учебник ученикам, разослав его по электронной почте или по скайпу.

Также сделать его общедоступным для своих учеников, загрузив его в интернет. ЭУ не портится со временем в отличии от традиционного учебника. Создание и публикация электронного средсва обучения не связаны с большими затратами.

Электронные учебники могут иметь встроенную систему тестирования, что дает возможность учащемуся проверить как он усвоил пройденный материал. Учащийся и учитель могут мгновенно найти нужную им часть информации благодаря поисковой системе[5]. При обучении можно легко улучшить читабельность ЭУ, увеличив размер шрифта или изменив его цвет.

Весьма важно , чтобы  текст электронного учебника  соответствовал возрасту ребенка,  его психико – физиологическим  особенностям, национальным и этническим традициям .  Все должно  быть предусмотрено так, чтобы не угнеталась  психика ребенка. При индивидуализации обучения, т.е.

занимаясь по ЭУ, ребенок не испитывает чувство неполноценности в присутствии более способных детей и не сталкивается с иногда имеющей место грубостью преподавателя.

Следует отметить, что при обучении детей по электронным учебникам не тратится время на  обеспечение дисциплины  в классе.

В современных условиях наблюдаются некоторые проблемы, связанные с образованием:

  • Большинство учебных заведений с высоким уровнем обучения находятся в центральных городах, поэтому для людей, живущих в регионах, является проблемой повышение уровня  образования.
  • Специалисты имеют довольно тяжелый график работы, поэтому у них не остается времени на повышение своей квалификации.
  • В группе учащихся часто наблюдается разный уровень усваяемости, и многие учащиеся желают иметь собственный темп обучения.
  • У большинства молодежи не хватает финансов на учебу, на улучшение уровня своих знаний.

Дистанционное образование является решением вышеперечисленных проблем. При дистанционном обучении большуя часть времени обучаемый занимается самостоятельно, поэтому возникает потребность в использовании электронных учебников[2].

Как мы видим, электронный учебник является основным учебным средством дистанционного образования, основным средством для  повышения  квалификации и образовательного уровня , получения  второго образования , возможности получения диплома престижного университета , колледжа и т.п.

На сегодняшний день дистанционное образование становится все более и более популярным во всем мире. Открываются сети институтов и школ, использующих систему дистанционного образования. Это требует создания большого количества электронных  образовательных средств, в частности,  электронных учебников.

Наряду с большим количеством преимуществ следует отметить и недостатки электронных средств:

  • Необходимость дополнительного оборудования, в основном, компьютера и колонок.
  • Утомляемость, вызванная чтением с экрана, связанная с непривычностью и новизной.
  • Дети, использующие только электронные учебники, теряют возможность общения со своими сверстниками, поэтому ЭУ должны использоваться для детей только как дополнительный метод обучения. Время нахождения за компьютером должно быть строго лимитировано и чередоваться с подвижными играми, желательно на воздухе.
  • На сегодняшний день цены на электронные средства все еще значительно превышают цены на традиционные учебники.

Все вышесказанное позволяет утверждать , что несмотря на определенные  недостатки электронных учебников, они являются мощным фактором повышения образовательного уровня всех слоев общества, что необходимо в сегодняшних условиях.

Библиографический список

  1. Явич М.П, Мишеладзе Ц.Г,  Тхелидзе М.Т.  Концепции обучения информационных технологий в начальной школе и в дошкольном возрасте, ElMI- metodik journal. Азербаджанский педагогический университет. 2010 №2 с.37-42
  2. Мощенко А. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.  Материалы международной научно- практической конференции. – М.: Изд-во СГУ, 2004.  с. – 192.
  3. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М., 2001.-134с.
  4. Шигина Н. А., Кабакова И. В. Классификация компонентов мультимедийного электронного учебника  Открытое образование. No4. 2001.с. 343-348.
  5. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использовани ем средств информационных и коммуникационных технологий . [Электронный документ].– (). 05.04.201

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884

Электронные учебники для школьников, преимущества и недостатки программы, предоставят ли школы электронные учебники бесплатно / Mama66.ru

Современные технологии пронизывают сегодня практически все сферы жизни – в офисе и дома, в больших городах и маленьких поселках мы пользуемся различными электронными приспособлениями для общения, развлечения, работы, творчества.

Наступили времена, когда электронные устройства в обязательном порядке проникают и в такую важную область общественной жизни, как образование.
Совсем скоро уйдут в прошлое тяжелые школьные рюкзаки, набитые учебниками.

На смену бумажным учебникам приходят электронные.

Зачем нужны электронные учебники?

В 2012 году был принят новый государственный образовательный стандарт. Он требует создания в школах информационной образовательной среды, предоставляющей школьникам широкие возможности для творчества, развития и коммуникации.

Одной из сторон реализации этих требований становится обязательная автоматизация рабочих мест преподавателя и учащихся.

Сейчас уже многие образовательные учреждения используют в своей работе не только современное оборудование в учебных кабинетах – интерактивные доски, мультимедийные системы, комплекты цифровых учебных пособий, но и проводится полная компьютеризация школ.

Работают школьные сервера и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости своих детей родители узнают из СМС-рассылки, или заходя на портал школы, учителя дают домашнее задание, которое выполняется школьниками в интернете на образовательных сайтах и отправляется на проверку учителю.

Поэтому, переход на электронные учебники предсказуем и ожидаем. Россия в этом вопросе идет в ногу с остальными развитыми государствами.

Так, например, в Южной Корее в 2015 году каждая школа должна была принять решение – работать по электронным или бумажным учебникам, в США, Австралии и других государствах ведутся разработки и эксперименты по внедрению подобных новшеств.

Что такое электронный учебник?

Сейчас подобные учебники бывают двух видов:

  • Первый – электронная копия обычного учебника с небольшим количеством дополнительных возможностей: увеличения рисунков, гиперссылок, позволяющих открыть связанную с изучаемой тему, а также дополнительным материалом, не внесенным в обычный учебник по причине законодательного ограничения его веса.
  • Второй – это целый программный обучающий комплекс с возможностью выполнения домашних заданий прямо в учебнике, видеопримерами правильного выполнения лабораторных работ, аудиороликами для постановки произношения при изучении иностранных языков и другими компонентами мультимедиа. Также в подобных программных комплексах реализованы возможности включения их в локальную сеть класса или школы, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнения упражнений каждым учеником или давать групповые задания.

Прослушать диалог на английском, прочитанный профессиональными дикторами, посмотреть на карте исторического сражения как изменялось расположение сил на поле боя, покрутить и изучить со всех сторон трехмерные изображения музейных экспонатов, увидеть наглядно процессы и результаты экспериментов по физике или процесс деления живой клетки, мгновенно получить автоматическую оценку, выполнив задание в учебнике. Все это и многое другое можно с помощью электронного учебника.

Читайте также:  Лечебная педагогика

Пока что электронных учебников первого вида намного больше, но многие издательства и компании в сотрудничестве с Минобразования и Российской академией образования занимаются разработкой именно полноценных программных комплексов.

Как работает электронный учебник?

Электронный учебник – это программа. Его можно загружать на стационарный компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон.

По требованиям Минобразования в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными.

Использовать «читалки»-ридеры для работы с электронными учебниками не получится, если только это не электронная копия бумажного учебника.

Программный комплекс с мультимедиа компонентами и интерактивными возможностями работать в электронной книге не будет.

Плюсы и минусы использования электронных учебников

Чаще всего родители опасаются за здоровье своих детей, справедливо считая вредным постоянное использование гаджетов.

Однако, существующие сегодня технологии производства TFT мониторов с регулируемым уровнем яркости, не более вредны, чем любые другие действия, требующие напряжения глаз – шитье, рисование, чтение бумажных книг.

Безусловно, вредными для зрения были уже ушедшие в прошлое мониторы на основе электроннолучевой трубки.

А появление технологии, используемой в электронных «читалках», так называемая электронная бумага – специально разрабатывалась для длительного использования. Тем более, что во время урока дети, как правило, не сидят все 45 минут, работая с учебником.

Еще один повод не приветствовать внедрение электронных учебников для родителей – это тревога о том, что ребенок сломает, потеряет, испортит дорогую вещь – ноутбук или планшет.

Но тут многое зависит от воспитания и обучения ребенка правильно и аккуратно пользоваться техническими средствами. Отчасти поэтому, школы проводившие эксперименты по внедрению – снабжали электронными учебниками только учеников старших классов.

Плюсов же у электронных средств обучения – намного больше, чем минусов.

Те родители, дети и преподаватели, кто уже имеет опыт использования электронных учебников, отмечают следующие положительные моменты:

  • Отсутствие необходимости носить ежедневно тяжелый груз. Особенно это актуально для тех школьников, кто сразу после уроков отправляется на тренировки, занятия в музыкальных или художественных школах или дополнительные занятия.
  • Повышение успеваемости на 30%. Подросткам интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Также, просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев профессиональных лекторов, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы – намного лучше понимают и усваивают материал.
  • Легкий доступ ко всей нужной информации по теме – сами электронные учебники содержат большое количество приложений – словарей, таблиц и других справочных материалов. Кроме того, множество дополнительной информации в виде книг, справочников, учебных пособий абсолютно бесплатно можно найти и скачать в интернете. Это экономит и время на уроке – вместо нескольких минут листания книги в поисках нужного слова или табличного значения достаточно перейти по ссылке или набрать запрос в строке поиска. Также – учащимся и родителям не придется сбиваться с ног в поисках книг, необходимых для прочтения по литературе, покупать огромные словари по иностранным языкам, хрестоматии, сборники таблиц и прочие дополнительные материалы по другим предметам.
  • Электронные учебники имеют программные возможности как для использования в локальной сети школы с интерактивным взаимодействием с учителем, так и оффлайнового доступа.
  • Обучение детей использованию современной техники, что в будущем может оказаться очень полезным в жизни и для работы, и для дальнейшего обучения в вузах. Тут стоит задуматься тем родителям, которые считают интернет в целом и гаджеты в частности абсолютным злом для своего ребенка. Невозможно сегодня иметь широкий кругозор, соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и умений без использования электронных средств обучения.

Кто будет покупать планшеты для учебников?

Один из наиболее важных вопросов для родителей – кто должен покупать носители для электронных учебников?

Поэтому, получается, что по закону заставить родителей покупать ноутбуки или планшеты никто не может. Когда будет принято официальное решение о переходе образовательного учреждения только на электронные учебники и будут выделены на это деньги – школа закупит и сами программы и необходимые устройства.

Но школьникам предоставлять их будет временно, то есть по окончании учебного года или школы – их придется сдать как обычные учебники.

Другой вопрос, если родители класса, согласовав вопрос с преподавателями и школьной администрацией, решают закупить планшетные компьютеры, чтобы поскорее избавить своих детей от необходимости ежедневно носить несколько килограммов груза в школу.

В таком случае – гаджеты покупают родители. Школа может централизованно закупить лицензии на комплект учебников и предоставить пароли и коды активации ученикам.

Мнения и статистика

С 2011 года проводятся эксперименты по внедрению электронных учебников в различных регионах России. Результаты практически полностью положительные – у школьников повышается успеваемость, растет интерес к учебе, расширяется кругозор.

Опрос, проведенный образовательным интернет-ресурсом «Дневник.ру» и охвативший около 50 тыс. респондентов из числа учеников, учителей и родителей в 85 регионах РФ показал, что примерно 90% школ еще не имеют опыта использования электронных учебников. Однозначно за их внедрение высказались 59% учащихся.

Использование планшетов на уроках поддержали 48% учителей и 32% родителей, в основном опасающихся необходимости покупки дорогого устройства за свой счет.

В текущем году 162 школы Московской области и более 12 тыс. учеников в рамках проекта апробации новых информационных технологий в образовании уже перешли на использование электронных учебников.

Проблемы

Основной из них является отсутствие денег на обеспечение образовательных учреждений достаточным количеством планшетных компьютеров при сравнительно небольшой стоимости самого программного комплекса электронного учебника.

Еще одну важную проблему обнаружили психологи Академии повышения квалификации преподавателей.

Многие из педагогов используют электронные устройства только во время посещения проверяющими органами открытых уроков.

Также часто встречается и феномен адаптации учителями привычных методик ведения урока к использованию компьютера, что является настоящей профанацией идеи внедрения современных технологий в учебный процесс.

То есть, закупка технологических новинок производится в основном ради хорошего отчета перед вышестоящими органами.

Возможной проблемой остается и предполагаемое лобби производителей бумажных учебников.

Состояние дел на сегодня

В России с 2015 года, согласно распоряжению Минобразования от 5.09.2013, в перечень рекомендованных к применению в школах учебников могут входить только имеющие, кроме бумажной, электронную версию.

Источник: http://mama66.ru/child/ehlektronnye-uchebniki

1.1.2 Преимущества и недостатки электронных учебников

Исследование различных подходов в методике построения учебных пособий

Дистанционное обучение — это не форма обучения, а, прежде всего, технология, которая может вполне успешно использоваться и при очном, и при заочном, и при очно-заочном обучении…

Исследование различных подходов в методике построения учебных пособий

1.7 Разработка и реализация электронных учебников и тестирующих систем

электронный учебник автоматизированный дидактический Средства разработки электронных обучающих комплексов появились в середине 70-х годов прошлого века…

Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя муниципального общеобразовательного учреждения Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

1.4.5 Оболочки электронных учебников

Оболочки электронных учебников разрабатываются специалистами (программистами) для того, чтоб пользователь-непрофессионал мог на их основе создавать собственные электронные пособия. Обычно они включают следующие возможности Гук М…

Разработка автоматизированной обучающей системы по языку программирования Objective-C

2.2 Классификация средств создания электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения…

Разработка электронного учебника по дисциплине «Культура речи»

1.2.2 Отличительные признаки электронных учебников

Различия между электронным и печатным учебниками. Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов…

Разработка электронного учебника по теме «Характеристика и классификация вычислительной техники»

2. Основные принципы создания электронных учебников

Основным документом, регламентирующим создание электронных учебников является «Межгосударственный стандарт. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. ГОСТ 7.83-2001» [12], который устанавливает основные виды электронных изданий…

Системы счисления и логическая алгебра

1.2 Отличительные признаки электронных и печатных учебников

Рассмотрим различия между электронным и печатным учебниками. Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов…

Создание мультимедийного учебного пособия технологии и методики обучения информатике

1.3 Технология создания электронных учебников

Основные этапы Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом…

Создание мультимедийного учебного пособия технологии и методики обучения информатике

1.5 Содержание электронных учебников

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть «электронный учебник», какие функции «вменяются ему в обязанность»…

Создание мультимедийного учебного пособия технологии и методики обучения информатике

1.6 База средств при создании электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения…

Создание мультимедийного учебного пособия технологии и методики обучения информатике

1.7 Достоинства и недостатки дистанционного обучения с использованием электронных учебников

Достоинства дистанционного обучения. Технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным…

Создание электронного учебного пособия

1. Понятие и классификация электронных учебников

Термин «электронный учебник» широко используется в кругу специалистов, занимающихся образовательными технологиями, но до сих пор не имеет общепринятого определения. И хотя имеется огромное множество электронных документов…

Электронное учебное пособие «Офисное программирование»

1.4 Достоинства и недостатки электронных учебников

Существенных недостатков у электронного учебника два: · необходимость специального дополнительного оборудования для работы с ним, прежде всего — компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором…

Электронные учебные издания

1.1 Понятие электронных учебников и их классификация

Электронный учебник — компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания…

Электронные учебные издания

1.4 Порядок разработки электронных учебников

Процесс разработки электронных учебников предусматривает следующие этапы: 1. Выбор источников 2. Заключение договоров с авторами о праве на переработку 3. Разработка оглавления и перечня понятий (индекса) 4…

Источник: http://prog.bobrodobro.ru/10252

Ссылка на основную публикацию