Привитие ребенку любви к литературе

10 советов, как привить ребёнку любовь к чтению и книгам

О том, что современные дети мало читают, говорят на каждом углу. Больше всего в этом обвиняют гаджеты, но всё же и до их появления люди делились на читающих и не читающих.

Можно ли с этим что-то сделать и как развить в ребёнке интерес к книге — рассказала основатель первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид.

org» Марта Райцес на лекции Клуба экспертов образования.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Желание родителей вырастить читающего ребёнка естественно и объяснимо. К сожалению, так бывает, что даже в читающей семье дети не всегда любят книги. Но это не значит, что ничего нельзя изменить.

1. Читайте с рождения

Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.

Уже с двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы как повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и активный собеседник. В это время у него возникает страсть к перечитыванию (о ней я скажу подробнее чуть позже). Не читайте больше 20 минут. Это тот максимум, который ребёнок может выдержать в этом возрасте.

Марта Райцес

Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Ребята это очень любят.

3. Не бойтесь повторений

Не раздражайтесь и не удивляйтесь, если ребёнок на протяжении нескольких лет просит вас почитать на ночь одну и ту же книгу. Просто она олицетворяет для него психологический комфорт. Такая книга была и у вас.

Если вы прочтёте её сейчас, вы вернётесь в то самое состояние комфорта, которое испытывали в детстве. Возможно, вам захочется даже познакомить с этой книгой вашего ребёнка, но нет никаких гарантий, что она станет для него тем же, чем была для вас. Это всё очень индивидуально.

Как правило, ежедневное чтение одних и тех же книг заканчивается в восемь лет.

Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.

5. Пусть литературу выбирает ребёнок

Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма.

До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт.

Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.

Почему дети никогда не будут читать то, что советуют в школе

Ребёнок может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторые дети любят короткие рассказы, где есть начало, довольно скорая развязка и завершение. Другие не видят смысла знакомиться с героем короткого рассказа, потому что не готовы к быстрому расставанию с ним. Им нужно прожить с героем какое-то значительное время.

Неубедительно:

  • Эту книгу вам задали в школе
  • Эту книгу мы давно не читали
  • Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу
  • Эту книгу рекомендовал продавец книжного
  • Эта книга нравится всем

Серьёзные доводы:

  • Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться
  • Это книга автора, которого ты уже хвалил
  • Это книга про то, что ты любишь
  • Эта книга попала к нам домой магическим образом
  • Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится

7. Сделайте покупку книги приключением

На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны.

К сожалению, даже чтение такой безобидной книги, как «Питер Пэн», может лишить ребёнка здорового сна, если неправильно выбрать формат книги.

Опрос, проведённый в LifeProof, выявил, что дети, читающие с планшетов, смартфонов, ноутбуков и букридеров, плохо спят, потому что гаджеты подавляют выработку ночного гормона — мелатонина.

Если верить исследованиям 2013 года, то исключения составляют лишь гаджеты с экраном E-ink.

9. Создайте ребёнку правильное окружение

Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.

Парадокс, но нечитающие родители хотят быть родителями читающих детей.

В это же самое время их дети делают для себя однозначные и печальные выводы: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны? У нас дома нет никакой библиотеки, но все говорят, что у нас шикарная квартира. Моим родителям читать некогда, потому что они много работают. Но и я всегда занят на кружках и секциях, значит, мне тоже некогда».

5 книг, которые научат ребёнка нестандартно мыслить

Как бы вы ни уставали, держите в руках книгу хотя бы 15 минут в день. Дети должны видеть пример. Идеальный вариант, если бы в вашей семье были традиции, связанные с книгой. Я уже взрослый человек, но каждый выходные я еду домой к родителям, чтобы вместе читать театральные пьесы. Это замечательно времяпрепровождение, берущее начало в моём детстве.

И напоследок несколько рекомендаций. Книги этих авторов наверняка понравятся вашим детям в разном возрасте:

  • Эрик Карл Ротраут, Сузанна Бернер (0-4 лет)
  • Мира Лобе (5-10)
  • Роальд Даль (5-11)
  • Сария Парр (8-13)
  • Бьянка Питцорно (8-12)
  • Даниэль Пеннак (9-16)

Не пренебрегайте экранизациями, но перед тем, как посмотреть фильм, расскажите детям, что сначала написали книгу и только потом сняли по ней фильм. Иногда им не приходит в голову мысль о порядке вещей.

Источник: https://mel.fm/chteniye/9635178-to_like_to_read

Привить ребенку любовь к книгам — посильная задача для родителей

Граждане СССР гордились тем, что они считались самой читающей нацией в мире, ведь во второй половине ХХ века в России любили читать все — и представители интеллигенции, и рабочие люди проводили свой досуг с книгой, а дети еще с дошкольного возраста читали и пересказывали друг другу любимые сказки и приключенческие истории.

Но сейчас отношение к чтению существенно изменилось, и на смену книгам пришли персональные компьютеры и гаджеты. Большинство современных детей предпочитают книге онлайн-игры и социальные сети, а их педагоги и родители ищут способы привить ребенку любовь к чтению и убедить чадо читать хотя бы по полчаса в день.

Но существует ли эффективное средство для того, чтобы привить любовь к литературе и действительно ли нужно заставлять ребенка читать бумажные книги?

О пользе чтения для развития ребенка слышали все родители, но в чем именно заключается эта польза, знают далеко не все.

А ведь именно привычка много читать является лучшим способом научиться грамотно писать и ясно излагать свои мысли, так как в процессе чтения ребенок обогащает свой словарный запас и узнает новые словосочетания и фразы.

Дети, регулярно читающие хорошую литературу, лучше знают родной язык и реже используют в речи бранные слова, ведь на формирование их словарного запаса влияют в первую очередь книги, а не улица. 

Не менее существенная польза от чтения для ребенка в том, что из книг малыш узнает много нового и интересного. Причем для того, чтобы стать более эрудированным, ребенку не обязательно читать только научную литературу, ведь и с художественных книг он может почерпнуть много полезной информации.

Даже сказки для самых маленьких имеют свой смысл и мораль, поэтому нельзя сказать, что для детей «серьезные» книги более полезны, чем сказочные и приключенческие истории. Читая интересную книгу, малыш погружается в придуманный автором мир, размышляет и фантазирует над прочитанным.

Поэтому книги наравне с развивающими играми помогают ребенку развивать воображение и образное мышление и дают большой простор для фантазии.

 

И не стоит забывать, что чтение способствует развитию мыслительных процессов, причем польза для развития мышления от чтения куда больше, чем от прослушивания самых познавательных телепередач.

Дело в том, что когда ребенок читает, он получает информацию сразу двумя путями: зрительно-буквенным (смотря на написанный текст) и слуховым (проговаривая прочитанное вслух или мысленно). В процессе чтения мозг малыша учится одновременно усваивать потоки информации, полученные разными способами, и запоминать их как единое целое. 

Также чтение полезно и для развития памяти, причем чем интереснее ребенку то, что он читает, тем лучше.

Если малыш сильно заинтересован книгой, информация из нее отложится в долгосрочной памяти, и даже по истечению многих лет он будет помнить любимые детские сказки наизусть.

А вот если книга кажется малышу скучной и неинтересной, то пользы для развития навыка запоминания от нее будет меньше — ребенок вскоре забудет прочитанное, даже если заставить его заучить отрывок наизусть. 

Все написанное выше о пользе чтения касается не только бумажных книг, но и источников информации в электронном виде.

Говорить, что только напечатанные книги полезные для развития ребенка, а в интернете ничего хорошего для детей и подростков нет, в корне неверно, ведь существуют и бумажные книги «ни о чем», и на сайтах онлайн-библиотек можно найти произведения мировых классиков.

Поэтому если ребенок предпочитает читать книгу не в напечатанном виде, а на планшете или мониторе, в этом нет ничего плохого — главное, чтобы литература была познавательной, качественной и интересной. Многие родители отождествляют вопросы «как привить любовь к литературе?» и «как заставить ребенка читать?», и именно в этом их большая ошибка.

Научить любить книги (да и не только книги) «из-под палки» нельзя, ведь принуждение не поспособствует выработке полезной привычки читать, а вызовет только желание сопротивляться родительским указкам.

Дети, которых заставляют читать путем ультиматумов и приказов, вряд ли в отсутствие родителей возьмут книгу в руки, так как чтение в них будет ассоциироваться не с досугом и отдыхом, а с наказанием. Поэтому для того, чтобы привить любовь к книгам, нужно действовать мягко и неспешно, помогая малышу постепенно открыть для себя удивительный мир художественной литературы.

А использовать для этой цели лучше всего такие методы:

  1. Положительный пример. Дети часто копируют поведение взрослых, и если ребенок будет видеть, что родители любят проводить досуг с книгой и с удовольствием обсуждают прочитанное друг с другом, он и сам захочет читать, чтобы стать похожим на самых важных для себя людей.

    И наоборот, если папа с мамой предпочитают в свободное время смотреть телевизор, вряд ли ребенок заинтересуется чтением.

  2. Любовь к книгам с младенчества. Проще привить любовь к книгам с младенчества, чем пытаться заставить полюбить читать уже подросшего ребенка.

    Маленьким деткам нужно покупать книги с яркими картинками, чтобы им было интересно их листать и рассматривать. Также для того, чтобы у детей книжки с самого начала ассоциировались с чем-то интересным и веселым, не следует запрещать малышам использовать их в качестве игрушек. И когда дети подрастут и научатся читать, они с удовольствием будут читать книги, с которых раньше строили домики.

  3. Мнение ребенка при выборе книг — главное. Конечно, у родителей может и должно быть мнение о том, что лучше читать их ребенку, но следует помнить, что вкусы и предпочтения родителей и детей могут существенно отличаться. И если заставлять ребенка читать абсолютно неинтересные ему книги, то можно навсегда отбить у него любовь к чтению.

    Также при выборе книг для ребенка следует учитывать и его возраст — к примеру, детям младшего школьного возраста больше нравятся не очень длинные сказочные и приключенческие истории, а большинству подростков вряд ли придется по душе «Война и мир» Л. Толстого, но при этом они с удовольствием будут читать фэнтези и приключенческие романы.

  4. Положительная мотивация к чтению.

    Чтобы привить ребенку любовь к чтению, можно время от времени его мотивировать, обещая за прочитанную книгу какое-то поощрение или подарок. Чтобы проверить, выполнил ли ребенок свою часть «сделки», можно попросить его пересказать прочитанное. Но мотивируя малыша, не следует переусердствовать, чтобы чтение не стало для ребенка предметом манипуляции родителями.

     

  5. Чтение как способ провести досуг вместе с ребенком. Читать ребенку перед сном, устраивать чтение сказок в ролях, вместе с ребенком обсуждать прочитанное, рассказывать ему о своих любимых книгах — это все поможет привить любовь к книгам.

    Также прекрасным методом, как привить любовь к литературе, является следующая небольшая хитрость: начать читать малышу вслух интересную книгу, а затем остановиться на самом захватывающем месте и, сославшись на срочные дела, предложить ребенку самому дочитать, а затем рассказать маме и папе, чем закончилась книга.

Прививая ребенку любовь к книгам, не нужно пытаться полостью лишить его других способов проведения досуга и требовать, чтобы малыш вместо игр на компьютере и просмотра телепередач читал. Запрещая другие развлечения, родители могут достичь обратного эффекта, ведь «запретный плод сладок», и вместо удовольствия от чтения ребенок будет чувствовать только досаду от того, что часть привычных для его друзей развлечений ему недоступны. Поэтому родителям лучше спланировать досуг ребенка так, чтобы у него было время и на игры с сверстниками, и на просмотр любимых мультфильмов и фильмов, и на развивающие игры на ПК, и на чтение интересной литературы.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/privit-rebenku-lyubov-k-knigam-posilnaya-zadacha-dlya-roditeley

Прививаем ребенку любовь к книгам

Уже в раннем возрасте детки знакомятся с первой книгой. Малыш растет и, к сожалению, это не гарантирует того, что он будет любить читать и в дальнейшем проявит особый интерес к книге.

Многих ребят в школе просто насильно приходится заставлять открыть книгу и читать. Все мы знаем, что книга – это источник развития многих человеческих качеств.

Она помогает развить память, речь, мышление, воображение, фантазию, творчество, сострадание, любовь. Что нужно делать, чтобы привить малышу любовь к книге и чтению?

Чтение сказок

Самый первый и самый легкий способ ненавязчиво развивать интерес к детской книге можно при помощи рассказывания или чтения сказки ребенку перед сном. Это может стать ежедневным ритуалом, а в дальнейшем хорошей привычкой.

Главное, не стоит первое время перегружать малыша большим объемом информации. Начинать нужно с коротких популярных сказок – «Колобок», «Теремок», «Курочка-ряба», «Репка» и т.п.

Ребенок не только будет запоминать новые слова и выражения, но и учиться сочувствовать и сопереживать сказочным героям.

Прослушивание сказок развивает интеллект ребенка и расширяет его кругозор. Сказка поможет ускорить развитие речи, познакомит малыша с разными интонациями и чувствами. Книги – это помощник в воспитании ребенка и формировании личности.

Основные ошибки родителей: принуждение и спешка

  1. Некоторые родители слишком настойчиво, порой без желания ребенка, «прививают» любовь к чтению и книге. Такие действия взрослых почти всегда вызывают противоположную реакцию малыша. Он может вообще игнорировать детские книги и никакими уговорами в дальнейшем не получится его переубедить. Не заставляйте малыша читать, если он сам этого не хочет.

  2. Необходимо находить золотую середину для начала работы с книгой. Не стоит лишать ребенка детства и чуть ли не с пеленок начинать учить малыша читать и усаживать его за постоянные занятия. В наше время это становится модным явлением. Но и начинать знакомство с книгой перед поступлением ребенка в первый класс – это тоже неправильно, а точнее – поздновато.

  3. Рекомендуется при выборе детской книги учитывать, в первую очередь, возрастные особенности ребенка. Например, «Алиса в Стране Чудес» или «Волшебник Изумрудного города» будут неинтересны и непонятны детям в возрасте трех-четырех лет. Эти книги в таком возрасте не смогут вызвать интерес у малыша к сказке и чтению вообще.

    Точно такое действие окажет сложное классическое произведение на ребенка в подростковом возрасте.

Методы развития интереса к чтению

Личный пример

Дети в большинстве случаев копируют поведение и привычки родителей. Поэтому вместо постоянного «Садись почитай!» лучше много и часто читать самому.

Малыш, видя маму или папу с книгой в руках, тоже будут проявлять интерес к чтению.

А видя родителей в свободное время у телевизора или компьютера, вряд ли дети захотят что-то почитать, они тоже будут часами сидеть, просматривая мультики или играя в игры.

Первое знакомство с книгой – в первые месяцы жизни

Существуют специальные книги для ясельного и младшего детского возраста. Они изготовлены из специальных материалов, безопасных для ребенка (ткань, картон).

Такие книги – игрушки малыш будет пробовать на зубок, мять, но это тоже этап знакомства с первой литературой.

Ребенку необходимо показывать яркие картинки, учить его переворачивать странички и указывать пальчиком на изображенный предмет.

При выборе книги учитывайте возраст и интересы ребенка

Детям до трех лет желательно покупать книги с большими и яркими понятными картинками, в которых не будет текста или его будет минимальное количество.

Малышам в возрасте от трех до шести нужны книги с картинками среднего размера и с крупным шрифтом. Дети школьного возраста должны сами выбирать, что они будут читать. Не нужно им навязывать свое мнение.

Пусть лучше ребенок читает то, что ему нравится, чем он вообще не захочет ничего прочитать.

Постоянное прочтение коротких сказок прочно остается в памяти ребенка. Дети запоминают текст книги наизусть. Вот здесь и стоит воспользоваться этим багажом и поиграть в домашний детский театр.

Попробуйте все вместе рассказать сказку по ролям с помощью мягких игрушек или вырезанных из картона действующих лиц.

Такое представление не только сблизит всех, но и будет развивать у малыша творческие способности, память, речь и многие другие качества.

Повторение – мать учения

Когда трехлетний малыш запоминает сказку наизусть, но просит снова и снова ее почитать, не отказывайте ему. Каждое новое прочтение может продолжать развивать память ребенка. Читая сказку, делайте паузу, как будто вы забыли слово или делайте намеренно ошибку в тексте. Внимательный карапуз будет вас поправлять и помогать рассказывать сказку сам.

Делайте перерыв на самом интересном месте

Длинную сказку можно читать в несколько этапов. Чтобы интерес к дальнейшему прочтению не терялся, останавливайтесь на самом остром и интересном моменте. Во-первых, малыш будет с нетерпением ждать продолжения, а во-вторых, у него будет постепенно возникать желание самому научиться читать.

Развивайте интерес ребенка к сюжету книги

Не нужно останавливаться только на прочтении книги. Интерес к чтению можно продолжить развивать посещением зоопарка, где живет медведь или лиса из сказки.

Для сравнения сюжета можно посмотреть с ребенком одноименный мультик или телевизионную детскую сказку. Но больше всего эмоций у детей вызывают театральные постановки, кукольные спектакли.

Не стоит забывать, что можно развивать интерес к книге и с помощью рисования, лепки и сочинения своих сказок (или продолжения уже знакомых) и коротеньких стишков.

«Высокие технологии» на помощь родителям

Аудиокниги и интерактивные сказки могут помочь тем родителям, чьи дети категорически против обычных книг. Став героем интерактивной сказки, малыш захочет познакомиться и с вариантом книжной истории.

Не нужно зацикливаться только на чтении

Да, книга – это источник знаний и средство развития ребенка, но она не единственная. Малыш не должен все свободное время проводить за чтением книг. Ему важно и общение со своими сверстниками, и дворовые игры и развлечения, экскурсии в природу и отдых на свежем воздухе, различные культпоходы – театр, кино, цирк, каток, занятия спортом.

Чтение книги в семье должно быть своеобразным приятным ритуалом, в атмосферу которого очень хочется возвращаться вновь и вновь. Читайте в любую свободную минуту сами и вместе с ребенком.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/privivaem-rebenku-lyubov-k-knigam/

Как привить ребенку любовь к чтению с ранних лет?

В дошкольном возрасте у ребенка происходит накопление разнообразных практических  умений и навыков, развиваются умственные способности, формируются морально-этические качества [1].

          Много факторов влияет на всестороннее развитие ребенка. Одним из главных факторов является книга. Книга может быть той пищей для ума и сердца, которая дает силу для нравственного созревания человека. Она может объединить людей разного возраста.

Видя книгу в руках у взрослых, ребенок с малых лет начинает интересоваться ею. У ребенка проявляется интерес к книге, поэтому, чтобы он не угас, его нужно удовлетворить. Чем больше места будет уделено в ней общению с книгой, тем  лучше для самого ребенка.

          Чтение – это праздник ума и сердца. Это занятие никогда не станет старомодным, несмотря на то, что есть современные средства информации – кино, телевидение, компьютер, интернет. Чтение несет содержание, а вместе с ним и новые знания о реальной жизни.

          Неизгладимое впечатление на малыша производит чтение наизусть родными какого либо произведения. Если ребенок слышит от старших братьев или сестер наизусть « Айболита» или « Муху Цокотуху» во время игр, не имея перед собой книгу, он тоже хочет так научиться.

          Именно книга учит детей с малых лет анализировать свои и чужие поступки, учит чувствовать и переживать события вместе с главными героями, помогает выражать свое отношение к окружающему миру.

          Уже с раннего возраста многие умные родители приобщают детей к миру книг. Но в силу возрастных особенностей малыши еще не умеют читать, но им доступны – рассматривание ярких картинок в книге, практические действия с ней.

Для малышей сегодня выпускаются различные книжки – малышки: мягкие, которые развивают тактильную чувствительность; книжки для купания, которые не намокают: малыши могут купаться и с удовольствием рассматривать иллюстрации; фигурные книги в форме какого либо животного; музыкальные и т.д.

          Не нужно думать, что дети не понимают смысл произведений. Конечно, книги нужно подбирать согласно возрасту ребенка, а не брать все подряд. Не нужно читать 2-х летнему ребенку волшебные сказки, где содержание детям часто непонятно.

            Сейчас на книжных полках можно увидеть адаптированные для малышей сказки для детей 5-6 лет, такие как, « Золушка», « Красавица и чудовище», «Русалочка» и т. д. Такие сказки не принесут пользы для развития ребенка, т. к.

упрощенный язык, отсутствие красочных эпитетов, делают произведение неинтересным для ребенка и у него пропадает интерес к сказкам, даже зачастую качественным.  

          Выбор книги не может быть случайным: она должна быть хорошо оформлена и обладать воспитательными достоинствами. Выбирая сказки, необходимо обратить внимание на тот факт, что малышам до двух лет нужны книги с большим количеством иллюстраций.

          В раннем возрасте ребенок понимает смысл прочитанного пока только через картинку, у него еще нет собственного опыта.

          Для детей старше 3-х лет, текста должно быть больше, чем иллюстраций. Слушая какую-то историю, ребенок представляет себе ситуацию, развивается воображение. После того, как выбрана книга или произведение, важно правильно преподнести её ребенку.

Если взрослый прочитает её выразительно, с логическими паузами, различным темпом, то такое чтение ребенок запомнит надолго, и содержание произведения прочно сохранится в его памяти.

И наоборот, если взрослый читает ребенку только для того, чтобы быстрее от него отвязаться, невыразительно, второпях, то такое чтение никакой пользы не принесет, ребенок пропустит её мимо ушей. 

          В раннем возрасте для ребенка не так важно содержание читаемой ему книги, а более важен тот момент, что мама сидит рядом, он слышит её родной голос и ребенку спокойно и уютно.

          Начиная с 2-3 лет ребенок активно познает окружающий мир. Просто рядом посидеть с мамой его уже не устраивает, он несет ей охапку книг, чтобы она ему почитала. Порой бывает, что не дослушав одну сказку, ребенок несет еще одну.

Для детей этого возраста очень полезны и интересны книжки – игрушки, где можно какие то детали шнуровать, снять с пуговицы и опять одеть, открыть и закрыть замочек на страничке «а что там?», пищать,  потрогать руками, а может быть и зубами, т. е.

ребенок осваивает новый предмет практическими действиями.

          При покупке книг для малышей очень важно оценить качество иллюстраций. Дети 2-3 –х лет понимают окружающий мир буквально, у них нет еще воображения и фантазии.

Так, если взрослые покупают своему ребенку книги о животных, то нужно искать такие, где они нарисованы реалистично: т. е окрас не голубой или красный, а именно такой, какие они бывают в жизни.

Иллюстрации должны быть четкими и крупного размера.

          Естественно, качественные книги не могут стоить дешево, но покупая детские книги с не очень качественными картинками, дети рискуют получить неверные представления об окружающем мире.

          Малышам очень нравится, когда взрослые читают им вслух. Они могут слушать уже в тысячный раз сказку про « Теремок», и каждый раз она будет им интересна. Этого можно добиться, если читать сказку с разными интонациями. Очень интересно наблюдать за поведением детей 2-х летнего возраста, когда читается отрывок,  «подошел к теремку волк и зарычал»…

          Все больше молодых родителей предпочитают развивать своих детей чуть ли не с рождения. И это правильно: дошкольный возраст – это то драгоценное   время для интеллектуального и познавательного развития ребенка, упустив которое ребенок не получает многих знаний.

          Следует отметить, что любовь к чтению как раз формируется в раннем возрасте. Если ребенку регулярно читают книги, рассматривают с ним иллюстрации, если дети видят читающих родителей, то они сами невольно  с младенчества тянутся к книгам и так постепенно к школе формируется стойкий интерес к чтению и будущая успешность в школе.

          У детей  2-3 лет можно развивать интерес не только к книге, но и к детским журналам [3].

В каждой книге есть определенная тематика (сказка, стихотворение), но так как у малышей непроизвольное и очень непродолжительное внимание, то слушать даже недолгое время у них не получается и дети начинают отвлекаться. Вот здесь отлично подходит журнал.

Отличие журнала от книги в том, что на каждой странице новое задание: то сказка, то описание какого то животного, то игра, то стихотворение, то загадка и т. д.

          При выборе детского журнала необходимо ознакомиться с тем, на какую возрастную категорию ориентирован журнал, иначе ребенку будет неинтересно, если содержание будет или слишком простое или очень сложное, не по возрасту.

          Начинать чтение лучше всего с тех страниц, которые наиболее привлекли внимание ребенка. Не стоит читать сразу весь журнал маленькому ребенку, даже если содержание соответствует его возрасту: лучше прочитать сегодня одно, завтра другое.

          Но также есть другая категория родителей, которая предпочитает развивать своих детей другим, более легким путем – компьютером.

          В наш современный информационный век компьютер прочно вошел в нашу жизнь и жизнь наших детей. Сейчас дети уже в 1-2 года уже спокойно могут включить компьютер и поставить себе мультики. Многим родителям это очень удобно: в квартире чисто, игрушки никто не раскидывает, тишина, никто не мешает криками «расскажи сказку или почитай мне».

          Конечно компьютер не такая плохая вещь, как может показаться. В продаже есть много познавательных мультфильмов, аудиосказок для малышей.

Но никакая сказка или стихотворение не произведут должного эффекта на маленького ребенка, которая была прослушана на компьютере,  в сравнении с той, которая была прочитана вместе с мамой или папой. Важен телесный контакт, умение обсудить произведение.

Важно озвучить свое мнение и выслушать суждения ребенка: почему понравилась сказка? Кто главные герои? Чем закончилась сказка?

          Часто при прослушивании даже коротких сказок дети проявляют неусидчивость, очень часто отвлекаются, не могут ответить на простые вопросы, очень редко можно наблюдать тот факт, что дети испытывают какие то чувства и эмоции. При чтении той же сказки из книги у детей интерес к ней намного возрос.

Они рассматривали обложку, иллюстрации, рассказывали, каких животных они знают. При чтении дети внимательно слушали, с интересом наблюдали за сюжетом, мало кто отвлекался, детям было интересно, чем же закончится сказка.

  Замечено, что в семьях, где чтение перед сном является неотъемлемым атрибутом засыпания ребенка, дети вырастают более спокойными, интеллектуально развитыми и с хорошей речью. 

          Многие родители и сами не читают и ребенка не стараются заинтересовать книгами    [2].Они считают, что маленькие дети не понимают содержание произведений, и им лучше и понятнее посмотреть мультфильмы, чем почитать сказку. Зачастую, сами взрослые не понимают, что лишая своих детей книг, они обедняют их духовное развитие.

          Иногда родители прибегают к чтению, но ни как к развивающему занятию, а с целью насильно накормить его (ложечку за маму, за папу), или по пути домой из детского сада: ребенок возвращается возбужденный, уставший. Ясно, что от такого чтения ничего хорошего не получается. Ребенку книги очень надоедают, он их перестает любить и старается всеми силами от них отбиться.

          Важно учитывать тот факт, что детям читают различные произведения в течение дня в детском саду. Чтобы ребенка не переутомить чтением, не отбить у него желание слушать сказки дома, необходимо расспрашивать детей дома о том, что читали в детском саду, понравились ли сказки и хочет ли он послушать еще.

          Полезно после чтения еще раз посмотреть иллюстрации. Теперь они будут восприниматься ребенком более осмысленно. Картинка поможет глубже понять текст. Обычно бывает, что до чтения произведения картинка воспринимается поверхностно, а после прочтения ребенок замечает те детали, которые до этого не замечал.

          Невозможно воспитать у ребенка любовь к книге и чтению, если он не умеет ею правильно и бережно пользоваться. Прежде всего сначала необходимо научить детей самостоятельно рассматривать книгу. Делать это нужно только за столом.

Чтобы книга не портилась и не рвалась, нужно приучать ребенка брать её только чистыми руками, аккуратно перелистывать страницы, чтобы уголки не порвать. Нельзя разрешать даже маленькому ребенку перегибать переплет книги. Многие родители наивно полагают, что маленькому ребенку можно разрешать все, пока он не вырос. Но это ошибочное мнение.

Если ребенок с малых лет не привык аккуратно обращаться с книгой, потом ждать от него бережливости в более старшем возрасте не приходится. И ругать его за это бессмысленно, виноваты родители, которые сразу это не пресекли. Правила обращения с книгой прививаются детям без назидания, личным примером взрослых.

Но если мама или папа учат ребенка любить книгу, не рвать её, а сами на глазах у ребенка могут позволить себе вырезать понравившиеся рецепты из книги или вырвать неинтересные страницы, то такой пример нельзя считать правильным, скорее наоборот.

          Очень хорошим средством воспитания любви и уважения к книге является его посильное участие в починке книг; можно посвятить этому занятию выходной день.

Ребенок будет очень рад, если они с мамой вместе будут вырезать полоски из цветной бумаги для подклеивания книг; можно организовать сюжетную игру « Доктор Айболит», где мама будет доктором, а ребенок будет приносить на прием свои больные книжки. После такой совместной деятельности ребенку вряд ли захочется рвать книги.

          Можно предложить ребенку составить свою мини библиотечку. Положить на одну полочку сказки, а на другую книги про животных. Необходимо приучать самого ребенка обращать внимание на порядок его книжного шкафчика.

С возрастом ребенка библиотека его пополняется и чтобы ребенок не рвал и не выбрасывал книги, которые уже вышли из его возраста, необходимо убирать книги на время, а через некоторое время опять достать их, тогда у ребенка сохранится интерес к ним, т. е.

должна быть сменяемость книжного ассортимента.

          Можно с ребенком посмотреть мультфильм « В стране оживших игрушек», обсудить после просмотра, почему сломанные игрушки и порванные книги плачут, как им можно помочь.

          Родителям необходимо усвоить, что хорошая детская книга, прочитанная с душой с любимым ребенком – это прекрасная возможность вернуться в свое детство, еще лучше понять внутренний мир своего ребенка, обогатить его внутренний мир и подарить ему радость от общения с книгой.

          Книга всегда была и будет постоянным спутником наших детей и умным помощником для молодых родителей. 

Источник: https://e-koncept.ru/2016/46324.htm

Как привить ребенку любовь к чтению? 12 полезных советов

Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

В чем польза книг для ребенка?

Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

  • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
  • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
  • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

Кроме того, если вы превратите чтение в ежевечерний ритуал, то привнесете в жизнь детей определенную стабильность. Книголюбы вырастают в том случае, если дети с рождения слышат голоса родителей, читающих стихи или сказки.

Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

  1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
  2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
  3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
  4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
  5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
  6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
  7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
  8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
  9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
  10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
  11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
  12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

Что читать маленькому ребенку?

При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

Книги для детей в 1-2 года:

  • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
  • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
  • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
  • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
  • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
  • Лев Толстой «Три медведя».

Книги для детей в 2-3 года:

  • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
  • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.;
  • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
  • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
  • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
  • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
  • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
  • сказки Геннадия Цыферова.

Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

Отдавайте предпочтение книгам, в которых изображения занимают около 70% от всего содержимого страниц.

Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

Введите 1-й день цикла:

перейти к результату

Введите:
результат ХГЧ

Ваш срок

перейти к результату

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-privit-rebenku-lyubov-k-chteniyu

Прививаем ребенку любовь к чтению: простые советы

Нынешним родителям приходится нелегко научить ребенка любить книгу. Планшеты, ноутбуки и другие гаджеты больше и больше интересуют современных подростков. Родители мечтают о читающем сыне или дочке, чтобы в школе подросток брал книгу без понуканий. Как же привить ребенку любовь к чтению? Что делать, когда дите уже научился читать?

Задача по воспитанию любви к чтению ложится на плечи родителей. В школе детей учат писать и читать, но любовь к книге прививают родители.

Правильно выбранная произведение – это верный путь к интеллектуальному воспитанию, увеличению интересов. Крошка пока обладает маленьким багажом знаний.

Прослушивая добрые сказки исполненные близкими, дети учатся переживать ситуации, в которые попадают сказочные персонажи.

Начинающий читатель проходит две ступени чтения: техническое  и содержательное. Под техническим подразумевают прочтение без понимания текста.

Малыш только научившийся читать неважно воспринимает смысл прочитанного, поэтому наслаждения не получает.

В этот период взрослым требуется предприимчивость и хитрость, целесообразно придумывать завлекающие в чтение игры, задания. Главное, чтобы дите сам захотел почитать, пусть пару строк, но сам!

Пробуждать интерес к самостоятельному чтению помогут верные советы для родителей:

  • Действенным способом привить любовь к чтению, показать собственный пример. Если родитель заставляет читать детей, не отрываясь от монитора компьютера, это не даст положительного результата. Выделяйте время для чтения, пусть малыш видит, что читая получаешь массу впечатлений. Делитесь эмоциями после прочтения книги.
  • Ни в коем случае не заставляйте читать. Высказывания типа: “Не прочитаешь, не будешь умным” или “Пока не почитаешь никуда не пойдешь” не дадут никакой пользы. У ребенка возникает неприязнь к книге, иногда отвержение.
  • Опытные мамы интригуют деток. Например, мама читает сказку и на захватывающем моменте у нее возникают “срочные дела”.  Малыш захочет узнать о дальнейшей судьбе героя, это и станет толчком для самостоятельного чтения.
  • Выбирайте книги с красочными рисунками и увлекательными сказками, соответствующими возрасту. Новорожденным лучше читать стишки спокойным голосом, дошкольники любят слушать сказки, рассказы “по ролям”. Дети слушают с открытым ртом когда мама меняет голос, изображая пирата, или становится доброй феей.
  • Если ребенок полюбил конкретную книгу, просит почитать ее снова и снова, не отказывайте в этом. Когда перечитываете, малыш с новыми чувствами переживает за героя. Иногда просите подсказать продолжение, ребенок с удовольствием расскажет отрывок наизусть.
  • Стоит пропускать ошибки, сделанные читая отрывок. Постарайтесь исправлять их скрытым способом.
  • Будет ли ребенок читать, зависит от родителей. С рождения читайте малышу короткие сказки, стишки, потешки. Выберете время для чтения, когда ребенок наиболее спокойный, старайтесь читать везде. Берите маленькую книжку с собой в поликлинику, к бабушке, в гости.
  • Длинную сказку делите на два или три вечера, так малыш с нетерпением будет ждать чтения книги.
  • После прочтения книги сходите на одноименный спектакль. Либо наоборот, посмотрев театрализованное представление, предложите прочесть книгу. Слепите с малышом из пластилина простую сказку, например, колобок. Ребенок с удовольствием покажет близким пластилиновый спектакль дома.
  • Когда физически невозможно читать, включите аудио сказки. Маленькие слушатели спокойней перенесут поездку в машине со сказкой, не отвлекая родителей.

Познакомьте подростка с книжным магазином. Пусть начинающий читатель сам выберет книгу по душе. Не стоит критиковать выбор, даже если в корзине окажутся комиксы или журналы. Походы в библиотеку станут фактором, как привить ребенку любовь к чтению. В окружении полок с книгами невольно хочется взять одну и полистать, а опытные работники помогут подобрать книгу по интересам.

Почему же полезно читать книги? Читая книгу, ребенок развивает фантазию, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, тренирует память. Запоминая новые слова, лучше понимает значение.

Большинство книг для дошкольников содержат сказки, рассказы как добро побеждает зло, о дружбе и сострадании, о любви к животным и растениям.

Эта информация благотворно влияет на воспитание необходимых чувств в обществе.

Не зацикливайтесь на чтении, пусть это будет в удовольствие. Не стоит забывать о том, что дети любят прыгать, бегать, играть, общаться со сверстниками. Сделайте чтение как семейный ритуал, читайте каждый день и увидите, как ребенок сам потянется к книжной полке.

Прививаем ребенку любовь к чтению: простые советы. Ссылка на основную публикацию

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/privivaem-rebenku-lyubov-k-chteniyu-prostye-sovety

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Вот несколько идей, как помочь детям привить любовь к книгам:

  1. Создать приятный опыт чтения.

Чтобы ребёнку действительно нравилось читать, очень важно, чтобы каждый опыт чтения сопровождался положительными эмоциями. Если мы заставляем ребёнка читать, ругаем его за неверное чтение, торопим, обесцениваем занятие чтением, заставляем читать вслух на публику, когда такого желания нет, мы можем ускорить процесс механического обучения чтению, но полностью отбить любовь к книгам.

Родители обязательно должны следовать следующим правилам с первых же проб ребёнка в чтении:

Никогда не сравнивайте опыт чтения ребёнка с опытом других детей, особенно братьев и сестёр. Вы можете сравнивать опыт ребёнка только с его собственным предыдущем опытом. Никогда не говорите: «В твоём возрасте сестра уже могла прочесть целую книгу!», лучше сказать: «Теперь ты можешь прочесть целую страницу, а ещё совсем недавно это было тебе не под силу!».

Также избегайте сравнений с другими детьми и в положительную сторону. Чтение не должно являться соревнованием для ребёнка.

  • Поддерживать интерес к прочитанному

Обсудите с ребёнком прочитанное, но не заставляйте пересказывать. Чтобы понять, что ребёнок понял текст, не стоит спрашивать: «Расскажи, что ты прочёл», достаточно задать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что будет дальше?» или «А ты хотел бы побывать на месте главного героя?».

Если ваш ребёнок хочет прерваться, чтобы задать вопрос о прочитанном или поделиться своими эмоциями, обязательно поддержите его. Разъясните вопрос, разделите эмоции ребёнка или поделитесь своими. Обращайте внимание на то, что в чтении важнее всего смысл прочитанного, а не сам процесс.

Нам всем хочется, чтобы дети научились читать побыстрее, поэтому некоторые родители заставляют детей читать, даже когда им не очень этого хочется. Детей никогда нельзя заставлять читать! Принуждая ребёнка к чтению, мы полностью отбиваем интерес к книгам. Родители могут предлагать ребёнку почитать, но в случае отказа лучше самим открыть книгу и предложить почитать ребёнку вслух.

Будьте терпеливы и не исправляйте ребёнка. Прочитав слово или фразу неправильно, ребёнок может догадаться о значении самостоятельно и исправиться. Или же прочитать правильно в следующий раз. Единственный случай, когда вы можете поправить ребёнка, – если он читает постоянно неправильно какое-либо слово, и это мешает пониманию текста в целом.

Не садитесь читать в спешке, особенно первое время. Убедитесь, что у ребёнка будет достаточно времени, чтобы не прерываться и посвятить чтению столько времени, сколько ему захочется.

Старайтесь не перебивать ребёнку при чтении и не мешать ему.

Постарайтесь создать такую обстановку, чтобы и другие члены семьи (особенно младшие братья и сёстры) не мешали ребёнку, а проявляли уважение к его занятию.

Обсуждайте прочитанное с ребёнком. Позже, когда ребёнок станет читать небольшие (или большие) книги про себя, узнайте у ребёнка, понравилась ли ему книга, что именно понравилось. Вы также можете рассказывать ребёнку (или другим членам семьи при ребёнке), какую книгу вы сами читаете в данный момент и ваши впечатления о ней.

  • Ставить сценки и спектакли по книгам

Особенно понравившуюся книгу или отрывок можно разыграть по ролям. Обычно детям очень нравятся такие представления, особенно если подключаются все члены семьи.

Никогда не запрещайте, а даже поощряйте ребёнка к перечитыванию уже знакомых книг. Знакомый сюжет и простота при таком чтении становятся важными, особенно для ещё маленьких, только начинающих читать детей.

  1. Сделать опыт чтения более естественным и доступным.

Ещё один важный пункт для того, чтобы привить любовь к чтению – сделать возможность читать максимально доступной и естественной. Если ребёнок никогда не видит вокруг себя читающих людей, не имеет книг, то скорее всего он воспримет чтение как бесполезный навык. Необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок видел всю значимость чтения. Вот как можно помочь:

  • Собирать собственную библиотеку дома

Вы можете найти свои детские книги и постепенно покупать новые. Отнюдь не обязательно иметь очень много книг, но важно иметь хотя бы небольшую книжную полку.

Полка должна быть расположена так, чтобы ребёнок мог легко найти и достать нужную книгу. Для маленьких, только начинающих читать детей, лучше расположить книги так, чтобы было видно обложку.

Видя красивую обложку, ребёнок скорее заинтересуется книгой.

  • Видеть, как читают родители

Ребёнку очень важно видеть, как читают родители. Обращайте внимание ребёнка на то, что вы заняты чтением. Учите относиться к этому с уважением, не беспокоить вас. Вы можете сказать ребёнку: «Сейчас я читаю, мне осталось прочесть ещё 5 страниц до следующей главы. Мне очень нравится эта книга».

  • Создать привычку чтения в определённое время

Вы можете создать своеобразный ритуал чтения в определённое время. Например, ребёнок может читать, пока вы готовите ужин. Очень часто дети читают в кровати перед сном.

Предложите ребёнку разные варианты, но никогда не навязывайте чтение, просто напоминайте: «Сейчас ты примешь ванну и сможешь почитать в кровати!». Замечательно, если вы заведёте подобный ритуал ещё до того, как ребёнок научится читать самостоятельно.

Сначала читать ему на ночь будет один из родителей, а после ребёнок сможет начать читать родителю вслух.

Предлагайте ребёнку взять с собой книгу, когда вы идёте в места, где нужно подождать: в поликлинику, к вашим друзьям и т. п. Не забывайте брать книги в поездки и путешествия!

  • Чередовать чтение вслух с чтением про себя

В школах обычно проверяют скорость чтения ребёнка. Поэтому многие родители часто мотивируют ребёнка читать вслух. Однако, когда ребёнок научится читать про себя, он сможет читать быстрее и лучше погружаться в смысл книги, не отвлекаясь. Поэтому разрешайте ребёнку читать про себя как можно чаще. Чтобы развить чтение вслух, вы можете предлагать почитать вам, младшему брату или сестричке.

  1. Разнообразить и увеличивать опыт чтения.

Когда мы уже показали ребёнку, что чтение – приятное и доступное занятие, мы можем показать ребёнку и всё многообразие мира литературы. Вот как можно это сделать:

  • Вместе ходить покупать книги

Покажите ребёнку всё многообразие книг. Посещайте вместе книжные магазины (конечно, когда вы готовы купить новую книгу) и уважайте самостоятельный выбор ребёнка (конечно, учитывая возрастные ограничения).

Дарите время от времени книги ребёнку и предлагайте дарить книги друзьям и родственникам. Показывайте ценность дарения книг. Обязательно подпишите подарок, детям очень приятно открывать книгу и видеть подпись любимого человека.

Обычно поход в библиотеку кажется нам не таким уж интересным, ведь сейчас столько доступных книг.

Но ребёнка может буквально завораживать возможность самостоятельно выбрать любую книгу, дать свой читательский билет, отнести книгу домой и прочесть к определённому сроку.

А если каждому походу в библиотеку вы будете радоваться сами и тоже брать книги, это сможет стать особенным опытом для ребёнка.

  • Обмениваться книгами с друзьями

Обычно в возрасте, когда дети начинают читать, особенно возрастает и социальный интерес. Поэтому предложите ребёнку обменяться уже прочитанными книгами с друзьями. Вы можете устраивать такие «книжные вечера», когда несколько друзей принесут книги для обмена.

  • Позволять читать из своих книг и журналов

Показывайте детям, что несмотря на то, что существуют взрослые книги, которые пока ему не нужно читать, в будущем он также сможет проводить прекрасное время за чтением и узнавать из книг много нового. Если вы нашли что-либо интересное для ребёнка в вашей газете, журнале или книге, привлеките его внимание и предложите вместе прочитать эту часть.

  1. Научить заботиться о книгах.

Важно научить ребёнка относиться к книгам как к определённой ценности. Объясните, что вопрос не в цене, а в уважении к автору книги и к литературе вообще. Вот чему нужно обязательно обучить ребёнка:

  • Всегда складывать книги на место – на полочку

Первое время, скорее всего, вам придётся напоминать ребёнку ставить книги на место. Иногда и делать это самостоятельно, привлекая внимание ребёнка. Но, если вы будете настойчивы, в книгах появится порядок. Вы можете договориться с ребёнком, что после чтения перед сном он может положить книгу на тумбочку у кровати, но там должно будет находиться одновременно не более одной книги.

  • Самостоятельно расставлять и упорядочивать свои книги

Обратите внимание на то, что порядок на полочке должен быть установлен самим ребёнком.

  • Никогда не позволять ребёнку рвать или портить книгу, даже если это его книга. Нельзя позволять этого никогда и младшим детям

Если книга всё же была испорчена, не используйте её, пока не почините. Обсудите с ребёнком, почему была испорчена книга и как этого избежать в дальнейшем. Привлеките ребёнка к починке.

  • Учить ставить пометки карандашом в книгах, подчеркивать важное или понравившееся

Умение ставить пометки несомненно помогут ребёнку в дальнейшем обучении, поэтому чем раньше он научится делать пометки, тем лучше. Обратите внимание, что пометки можно ставить только в своих книгах.

Читать по теме:

Учимся читать по Монтессори: слова + движение = чтение

Уголки для чтения в стиле Монтессори

10 ярких книг на важные темы для детей от 2 до 9 лет

Источник: https://mchildren.ru/privit-lyubov-k-chteniyu/

Ссылка на основную публикацию