Приём «фишбоун» на уроках в школе

Фишбоун: метод глубокого анализа, шагнувший из педагогики в другие сферы

«Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии, возможность работать удаленно.

Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем в 21 веке! Представьте: оказывается, есть такое понятие, как «стратегии критического мышления»! Одна из них – метод фишбоун – весьма любопытна и по смыслу, и по внешнему виду. Впрочем, ближе к делу.

Вам интересно?

Фишбоун: «рассекречивание» и суть метода

Для тех, кто дружит с английским, не составит труда понять смысл слова фишбоун: Fishbone – «рыбья кость», «рыбий скелет», «скелет рыбы». Однако если речь идет о мышлении, при чем здесь рыбий скелет, спросите Вы?

Метод фишбоун представляет собой выявление и глубокое рассмотрение проблемы с помощью причинно-следственных связей. В конце всегда следует вывод или ответ, если вначале был поставлен вопрос.

Для того чтобы весь процесс – с момента определения проблемы до заключительного вывода – был более наглядным, используется схема фишбоун, которая очень близка по внешнему виду к строению рыбьего скелета:

  • голова в схеме фишбоун – это проблема, которую нужно решить, или вопрос, на который нужно найти ответ;
  • верхние кости – основные понятия или причины, по которым возникла проблема;
  • нижние кости – факты или аргументы;
  • хвост (по методу фишбоун) содержит вывод или ответ на вопрос.

   

Схема фишбоун позволяет достигать большего эффекта в сложной ситуации, где обычные приемы не приносят желаемого результата. Прием фишбоун, благодаря своей необычности, можно даже сказать, некоторой внешней несуразности, «выуживает» свежие мысли и идеи в неограниченном количестве, особенно на этапе «мозгового штурма».

Заполнять схему фишбоун нужно короткими емкими фразами – ключевыми словами, отражающими суть проблемы. Лаконично изложенные факты вносят еще больше ясности и конкретики, что позволяет мыслить более логично и последовательно.

Фишбоун как педагогический прием

Нужно отдать должное педагогам – в своем стремлении воспитать очередное поколение учеников и студентов как можно более грамотными, они используют на уроках и практических занятиях самые разные методы и приемы. Метод фишбоун внедрился в учебный процесс и широко применяется на уроках литературы, истории, экологии, географии, обществознания.

Формы работы по методу фишбоун на уроках:

  • Индивидуально – каждый учащийся получает текст для анализа и самостоятельно заполняет схему фишбоун в течение 10-15 минут. Затем происходит коллективное обсуждение и заполнение общей схемы на доске.
  • В группах – учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, но заполняют схему фишбоун коллективно, всей группой обсуждая проблему. Затем происходит сравнение заполненных схем между группами.

Освоение стратегии фишбоун позволяет учащимся

  • развивать и практиковать критическое мышление;
  • находить причинно-следственные связи;
  • упорядочивать факты и явления по степени их значимости;
  • осваивать навык работы в группе.

Фишбоун: история возникновения стратегии

В середине 20 века один из крупнейших теоретиков менеджмента японский профессор Каору Исикава (Ишикава) предложил схему фишбоун в качестве дополнительного инструмента к тем методикам, которые применялись в промышленности Японии для анализа качества и улучшения процессов. Поэтому стратегию фишбоун называют еще диаграммой Исикавы – по имени ее создателя.

Профессор Исикава – один из группы разработчиков, чья идея позволила по-новому организовать производство на фирме «Тойота». Схема фишбоун сыграла в этом деле важную роль.

Как видим, стратегия фишбоун существует уже давно, но именно педагогика дала ей второе дыхание. С помощью схемы фишбоун учащиеся анализируют художественные произведения, исторические события, а также размышляют над современными проблемами человечества – в общем, учатся мыслить критически.

Если на этапе обучения метод фишбоун представляется весьма полезным, то его применение на практике тем более позволяет решать многие проблемы и улучшать показатели качества работы.

Как строится работа по методу фишбоун?

Обычно стратегия фишбоун осуществляется на практике в несколько этапов.

Сначала нужно сформировать рабочую группу, которая займется анализом существующей проблемы по методу фишбоун. В группу должны входить те сотрудники, от которых зависит работа в данной сфере. Оптимальное количество участников группы – от 5 до 9 человек.

https://www.youtube.com/watch?v=2Vwv0jFWSmA

Руководитель группы изображает на доске схему фишбоун и предлагает участникам заполнить основные «кости скелета» — обозначить причины и факты.

На обсуждение по методу фишбоун отводится определенное время – порядка 20 минут, это так называемый «мозговой штурм» — активное и глубокое внедрение в проблему.

После того как найдены основные – первичные причины, соответствующие большим «костям» схемы фишбоун, мозговой штурм продолжается: теперь нужно выявить вторичные причины и пририсовать их в виде средних «костей» к большим. Также можно выявить и третичные причины.

Когда схема фишбоун заполнена, команда ранжирует причины появления проблемы – распределяет их по степени важности. Теперь можно приступать к анализу, обращая внимание в первую очередь на самые важные факторы.

На этом этапе стратегия фишбоун рекомендует «освободить» те факторы, на которые невозможно повлиять, и игнорировать незначительные и непринципиальные.

Где применяется стратегия фишбоун?

Чаще всего прием фишбоун используют на производстве при разработке новой продукции или с целью оценки качества уже производимых товаров.

При этом схема фишбоун в качестве основных причин содержит следующие категории:

  • люди – все вовлеченные в процесс работники;
  • методы – правила, технологии, процедуры;
  • оборудование – инструменты и компьютеры;
  • материалы – все необходимое для производства.

Метод фишбоун применяется и в других сферах бизнеса – в кредитовании, консалтинге, рекламе.

Заключение

В какой бы сфере ни трудился человек, мышление является основой его действий. Поэтому стратегия фишбоун, позволяющая сделать глубокий анализ проблемы или явления, всегда будет востребованной и актуальной.

Уметь мыслить стратегически важно, если Вы занимаетесь предпринимательством. В наших статьях Вы узнаете о маркетинговых стратегиях и моделях, которые помогают достичь лучших результатов

 

Источник: https://staff-online.ru/fishboun-metod-glubokogo-analiza-shagnuvshiy-iz-pedagogiki-v-drugiye-sfery/

Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке

kor_lb

Елена Григорьевна, благодаря Вашей публикации познакомилась с новым методическим приемом, как одной из форм работы на уроке. Спасибо Вам, описано все подробно с конкретным примером проведения урока по технологии.

lubovsai

Елена Григорьевна, технология развития критического мышления мне интересна. Спасибо за статью!

Nadezhda57

Люблю этот приём, так подробно и доступно изложенный в Вашей статье, Елена Григорьевна.
 Самое сложное, на мой взгляд, научить детей мыслить обширно, видеть причинно-следственные связи. Хорошо, когда первые схемы учитель создаёт вместе с детьми, а уж потом отправляет в свободное плавание, хотя и потом приходится работать с отдельными группами

81059

Елена Григорьевна, спасибо за технологию развития критического мышления! Очень интересно!

tanyaobj

Елена Григорьевна, спасибо за пример применения приема!

трудоголик

Благодарю Вас, Елена Григорьевна, Очень интересно!

tanyakurova_

Елена Григорьевна! Спасибо за полезный и нужный ресурс!

Galina1952

Благодарю, Елена Григорьевна, за предоставленный материал!

Осипова

Интересный приём. Надо попробовать. Спасибо.

kommunar

Елена Григорьевна! Интересный приём, надо будет попробовать. Спасибо!

наТека

Спасибо за интересную статью, Елена Григорьевна. Этот метод также хорошо работает при смысловом чтении научно-популярных текстов.

brestel

Елена Григорьевна, спасибо за подробное описание приема, работаем с ним. Иногда справляемся, иногда работа идет очень тяжело. Все зависит от степени сложности материала и от уровня подготовки детей.

relikt

Елена Григорьевна, с интересом прочитала Вашу статью! Такой приём использую в среднем звене. Ребятам нравится! Желаю Вам успехов!

Источник: https://easyen.ru/load/metodika/stati/metod_fishboun_rybij_skelet_chto_ehto_takoe_formy_raboty_na_uroke/308-1-0-33027

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Прием «Фишбоун»

Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты.

Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу. “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки.

На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы.

Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.

При этом технология работы может варьироваться.

1. Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

2. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме.

Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой.

Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.

Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы, В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Использование приёма «Фишбоун» возможно для работы, как с небольшими текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом допустимо дробить текст на части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для полного анализа и оценки.

“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

Данный метод хорошо использовать на обобщающих уроках, когда надо собрать полученную информацию воедино.

***

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки.

На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается на уроке, в определении ее аспектов и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.

***

В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.

Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» – это мини-исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

Согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

Читайте также:  Воспитание мальчика

Стратегия «фишбоун» позволяет школьникам выявить причинно-следственные связи и мотивы, например, поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина.

«Фишбоун» – «скелет рыбы».

Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.

В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники – это аргументы или причины. Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы. В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос». В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

Аргумент 1: «Скука».

Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».

Аргумент 2: «Душевные метания».

Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь».

Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».

Аргумент 4:

«Убийство».

Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную жизненную ошибку».

Аргумент 5: «Лишний человек».

Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»

Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления. Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».

***

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример.

Русский язык:

· голова – орфограммы – гласные буквы

· верхние косточки – проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

· нижние косточки – морфема, правило

· хвост – знать условия выбора буквы.

Источник: Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение дефиниции «фишбоун».

2. Расскажите о технологии построение фишбоуна.

3. На каком этапе урока продуктивнее всего использовать приём фишбоун? Объясните свой выбор.

4. Проафишируйте какой-то этап урока русского языка с использованием этого приёма.

5. Приём фишбоун может использоваться только для индивидуальной работы или и для парной, и для групповой? Аргументируйте свой ответ.

Приложение 1

Тема. Части речи.

Цели урока:

Ø обобщить представления учащихся о частях реи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;

Ø научить детей различать части речи, классифицировать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по группам;

Ø воспитывать любовь к русскому языку.

Задачи урока:

· формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

· развивать мышление, воображение, память, связную речь;

· воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;

· реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

§ овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;

§ формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

§ развитие навыков сотрудничества;

§ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предполагаемые предметные результаты:

§ развитие орфографической зоркости, переключаемости внимания, оперативной памяти;

§ уточнение представлений об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;

§ формирование организованности, усидчивости, ответственности.

Оборудование:презентация PowerPoint (Приложение 1), индивидуальные карточки (Приложение 2), карточки для работы в парах (Приложение 3), карточки для проверочной работы (Приложение 4).

План урока

1. Вызов. Актуализация знаний(10 мин.)

2. Осмысление содержания (20 мин.)

ü Наблюдение.

ü Работа со схемой.

ü Вывод.

3. Проверочная работа (5 – 7 мин.)

4. Рефлексия (3 – 4 мин.)

Ход урока

I. Вызов

Ребята, прочитайте стихотворения на слайде (Слайд № 2).

— Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)

У каждого из вас карточки, которые нужно заполнить. (Приложение 2)

Работа с текстом: выборочный диктант. Учитель читает предложения, а школьники выписывают слова в три колонки: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.

Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Ива

По берегам лесных малых рек и старым канавам растёт зелёная ива. Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?

Ранней весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.

Из ивовых тонких сучьев делают дети дудки – свирели.

Из гибких прутьев ивы умелые люди плетут большие корзины.

— А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают части речи? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 8184;

Источник: https://poznayka.org/s8358t1.html

«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ — Блог — МОУ «Шахтёрская гимназия»

                                                                                                                                                                                                                     С введением ГСО стали больше говорить об изменении деятельности учителя в школе.

Современному учителю необходимо так организовывать учебный процесс, чтобы приоритетное место в обучении отводилось самостоятельной познавательной деятельности школьника.  Главное на сегодня не учить, а научить учеников учиться добывать знания самостоятельно из различных источников.

  Невозможно научить ребёнка организовывать свою работу, если   не ставить его в активную позицию, не обращать внимания на развивающие задачи.  «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».

  Эти слова А. Дистервега на сегодня, мне кажется, актуальны как никогда.

Без сомнения, математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Заинтересовать математикой —  дело непростое.Здесь многое зависит от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации, как поставить даже очевидный вопрос. Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

Одним из таких приемов, который я использую у себя на уроках (чаще при работе в старших классах, на уроках обобщения), является прием «Фишбоун».

С помощью данного приёма можно сразу проверить знания по целой теме, или по отдельно взятому, конкретному уроку, их можно использовать и при изучении нового материала (создание проблемной ситуации), и на различных этапах закрепления. Всё зависит от целей, которые преследуются.

  Схемы Фишбоун дают мне возможность организовать работу  обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление. С помощью схемы можно найти решение, практически, любой сложной задачи,  зачастую, возникают новые идеи.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы —  японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.  Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки —  факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Все записи — краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения.

Иногда при заполнении схемы школьники сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы значительно больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Так происходит потому, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов.

А потому некоторые косточки в нижней части  схемы  могут так и остаться незаполненными.

  Пример применения «Фишбоун» на уроке   алгебры в 8 и 9 класссе

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни». 

Источник: http://gimnaz.com/blog/fishboun_priyomov_aktivizacii_poznavatelnoy_na_urokah_matematiki.233.aspx

Образовательный портал

Мухортова Наталья Владимировна

Введение         В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций важное значение имеет коммуникативная компетенция. Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция заключается в умении общаться. Исходя из выше сказанного иностранный язык воспринимается как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных культур. Сегодня возрос интерес к изучению иностранных языков, а в частности, английского как языка международного общения и компьютерной среды. Все это привело к переосмыслению методов и технологий, целей и содержания обучения иностранным языкам. Глобализация современного общества диктует новые требования к овладению иностранным языком. Необходимостью становится формирование способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях устного и письменного общения. Достижение результата возможно лишь в том случае, когда каждый учащийся на уроке вовлечён в общение, когда на уроке создаются условия для возникновения естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Современный урок сегодня предполагает наличие таких методик, которые позволяют развивать положительную мотивацию учащихся к потребности овладения новыми знаниями, умение анализировать полученную информацию и использовать всё это в реальных жизненных ситуациях. Поэтому использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка становится актуальным. Данная технология формирует у учащихся такие умения, как получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные знания;  помогает в освоении способов практической и познавательной деятельности.  

Основная часть

Критическое мышление — это открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт. Применение технологии развития критического мышления приводит к изменению структуры урока, в котором выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).

Основной задачей стадии вызова является пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит подведение к теме урока и подача материала таким образом, что учащиеся сами формулируют цель урока, что способствует принятию ее учащимися и мотивации их дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления  предполагает столкновение учащихся с новой информацией, при котором они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем  или текстом (это может быть текст учебника, аудио или видео файл).

На стадии размышления   происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации и  присвоение нового знания. Кроме этого учащиеся высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Каждый из этапов урока предполагает использование определённых  приёмов, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и способствуют развитию критического мышления. Более подробно я бы хотела остановиться и поделиться собственным опытом в применении метода Фишбоун, который используется на стадии осмысления.

Почему именно этот приём меня заинтересовал? Фишбоун (пер. с англ.: рыбий скелет) это прежде всего  графическое структурирование информации, которое позволяет наглядно представить  учебный материал по отдельной теме и, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними, уменьшает объем информации, необходимой для запоминания.

Таким образом этот метод направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть его заключается в  установлении причинно — следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, в совершении обоснованного выбора.

Кроме того он направлен на развитие навыков работы с информацией и умения ставить и решать проблемы.

       В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета (см. Приложение №1), которая  известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, основавшего  метод структурного анализа причинно — следственных связей. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью современного конструктора.

 Голова — проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.       Обычно я составляю схему для урока заранее. Распечатываю её на карточках в количестве предполагаемых рабочих групп и, дополнительно, вывожу её на доску с помощью проектора. Схему можно расположить вертикально или горизонтально, сути это не меняет. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

 В Приложении №2 я привожу пример использования данного приёма на конкретном уроке, где учащимся предлагается информация  в виде короткого видео по теме  проблемного содержания и схема Фишбоун используется для систематизации этого материала.

 Я предпочитаю работу по заполнению схемы  проводить в формате парной работы, на мой взгляд, это позволяет максимально задействовать в обсуждении каждого участника образовательного процесса.. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения.

Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов.

А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение. В итоге получается схема, она может служить опорой для высказывание по теме.

Таким образом, благодаря «фишбоуну»,  мы получили опорный конспект, научились выделять события и их причины, делать краткие записи, составлять устное высказывание и работать в паре или группе.

Схемы Фишбоун дают возможность учителю: 1)  организовать работу учащихсяв в парах или группах; 2) развивать критическое мышление учащихся. Схемы Фишбоун дают возможность учащимуся: 1)визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; 2)ранжировать факторы по степени их значимости.

3)найти решение для любой рассматриваемой сложной ситуации, используя новые идеи. Предпочтение при использовании схемы «Фишбон» я отдаю парной или групповой работе и использую следующие  варианты организации этой работы : 1.Каждая пара (группа) получает свой текст.

Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение — в группах (парах), но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков», далее  происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбон». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп (пар). 2.

Группы (пары)  получают (слушают) одинаковый текст или смотрят видео. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение — в группах (парах). Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп (пар). 3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение — в группах.

Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки) Результаты сравниваются . 4.

Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбон»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

Пример организации одной из таких форм на конкретном учебном материале я привожу в Приложении №2.

Заключение
     Метод  Фишбоун  может быть использован для анализа какой-либо ситуации, но возможно сделать её и стратегией целого урока. Более эффективно использовать его  на этапе обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Учащиеся, овладевшиеие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как критическое мышление; взаимодействие в группах; планирование и осуществление исследовательской деятельности;  адекватное истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста; осознанное чтение  с извлечением необходимой информации.    Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.     Технология критического мышления позволяет учителю создать на уроке атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.        Использование различных технологий позволяет преподавателю сформировать коммуникативную иноязычную компетенцию, необходимую для успешной социализации и самореализации обучающихся, владеть знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка и уметь строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, уметь выделять общее и различное в культуре родной страны и стран изучаемого языка, уметь общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения, уметь использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.                        

Список использованной литературы

Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003 – 179с. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7. Минаев Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста?// Иностранные языки в школе. 2002.- №6.

— 5-8с. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.

Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С.32. .

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/11361-Metod_%C2%ABFishboun%C2%BB_kak_odin_iz_sposobov_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.html

Fishbone — визуализация причинно-следственных связей

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием Fishbone. Дословно он переводится с английского как «Рыбий скелет» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Что такое Fishbone ?

Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет)

В основе Fishbone — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Схемы Fishbone дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время мозгового штурма.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроке

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Формы работы на уроке:

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее.

С применением технических средств можно использовать готовые шаблоны.

Перейти к примеру

При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

Дополнительно:

  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

Источник: http://nitforyou.com/fishbon/

Применение приёмов ТРИЗ и ТРКМ («Зигзаг», «Фишбоун», «Кластеры») на уроках в начальной школе

Острякова Ирина Александровна,

МБОУ СОШ № 13 г. Новокузнецк

Учитель начальных классов

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ И ТРКМ («ЗИГЗАГ», «ФИШБОУН», «КЛАСТЕРЫ») НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Единственный путь, ведущий

к знанию, — это деятельность.

Б.Шоу

Эти слова я считаю девизом своей педагогической деятельности и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников. С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными. Помогают мне в этом приёмы ТРИЗ и ТРКМ.

Прием «Зигзаг« придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием «Зигзаг».

Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем информации.

Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.

В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.

В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.

В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся.

В-шестых, прием «Зигзаг» позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как «кластер», «эссе», «сводные таблицы» и пр.

Алгоритм работы с приемом «Зигзаг» на уроке.

Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала. Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже). Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими.

Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе. Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.

Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную «выжимку», квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/pedagogicheskaja-masterskaja/211651-primenenie-prijomov-triz-i-trkm-zigzag-fishbo.html

Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет) Что это такое, формы работы на уроке и примеры Одним из методических приемов, который можно использовать в группах,

Управление образования администрации г. Белгорода Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 г. Белгорода ДОКЛАД НА НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ

Подробнее

Главная методическая цель урока при системно — деятельностном обучении создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Типология уроков важная дидактическая проблема. Она должна

Читайте также:  Возможности и трудности реализации компьютерного обучения

Подробнее

УДК 378.147:51:004.3 И. З. Меражов Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск e-mail: merazhov@gmail.com ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

Подробнее

49 Глава 6. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Результат любого процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа «причина-следствие» (). Трудно решить сложные проблемы, не зная той структуры,

Подробнее

Исследовательская деятельность это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Цель исследовательской

Подробнее

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЕМП» 1. Создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области. 2. Создание мотивационных

Подробнее

Тема урока: Цилиндр. Цель: обучающиеся усвоят основные понятия цилиндра и его элементов задачи обучающихся: «Задача учителя приучать детей смотреть на мир собственными глазами и использовать свой разум»

Подробнее

20 Р.Ш. Избасарова Повышение результативности современного урока Автор анализирует содержание и структуру современного урока в общеобразовательной школе, делая акцент на недостатки, которые часто встречаются

Подробнее

Осинцева С. А. МАДОУ МО «Детский сад 9 «Белоснежка» Г. Нягань, ХМАО Развитие способности решать проблемные ситуации через формирование у детей дошкольного возраста чувствительности к противоречиям. «Люди

Подробнее

Урок по разделу «Фонетика» Технологическая карта урока по русскому языку в 5Г классе от 14.12.2014 Тема урока: Фонетика. Гласные звуки. Учитель: Чужова А.С. УМК: Русский язык 5 класс. Львова С.И. Львов

Подробнее

Методические рекомендации «Проектная деятельность в начальной школе» Актуальность Подготовила: С. Л. Еркина, Заместитель директора по ОВР ЦДНТТ ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Расскажи и я забуду, Покажи и я запомню,

Подробнее

Методическая разработка урока по дисциплине «История» Тема. Первая мировая война 1. Учебная дисциплина «История» 2. Тема учебного занятия: «Первая мировая война». 3. Форма занятия: урок усвоения новых

Подробнее

Тема: «Метод моделирования и его применение» Природа говорит языком математики: буквы этого языка круги, треугольники и иные математические фигуры. Г. Галилей Современная российская система образования

Подробнее

Макет технологической карты занятия 1.Тема занятия:в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом 2.Цели занятия: в соответствии с формируемыми знаниями, умениями и компетенциями Дидактическая:

Подробнее

Семинар учителей немецкого языка «Организация обучения иностранным языкам в условиях перехода на ФГОС основного общего образования» Горбунова Сания Умяровна, руководитель районного методического объединения

Подробнее

Пояснительная записка Программа «Юный программист» предназначена для учащихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного

Подробнее

Сценарий открытого урока по физике, 8 класс Использование информационных коммуникативных технологий на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся Тема: «Обобщение по теме «Электрические

Подробнее

Предмет, класс: геометрия, 8. Тема урока: Четырехугольники. Решение задач. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Форма урока: Урок-игра Методы урока: проблемно — поисковый, групповой Средства:

Подробнее

Открытый урок по русскому языку в 8 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: русский язык Класс: 8 Б Тема: «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных

Подробнее

Приложение 3 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА «Мы поможем тебе стать самостоятельным» для учеников средних и старших классов (с вариантами заданий для обеих возрастных групп). Длительность 45 минут Цель: помочь подростку

Подробнее

Предмет: математика, 2 «Б» класс Преподаватель: Дегтярѐва Л.В. Урок практикум. Тема: Угол. Прямой угол. Цель: Познакомить с понятиями «угол», «прямой угол», выделять основные части угла вершину, стороны.

Подробнее

АННОТАЦИЯ рабочей программы дисциплины «История управления» по направлению подготовки/ специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»_ код и наименование направления/ специальности

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1» г. ЭНГЕЛЬСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Открытый урок по математике Повторение темы «Рисуем и измеряем» по программе

Подробнее

Класс: 7 класс. Раздел программы: Информационные технологии Тема урока: Компьютерная графика Планируемые результаты: Предметные осуществление логических действий в ходе решения учебных задач; систематизация

Подробнее

Математика Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 1«Б» класса составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО)

Подробнее

Создание и заполнение авансового отчета в MS WORD. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Задачи урока: Дидактическая обобщить с учащимися знания при вставки рисунка в текст, нанесении объемной надписи,

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО» Направление подготовки: Профиль подготовки: Квалификация (степень) 030900.62 Юриспруденция нет бакалавр юриспруденции 1. Цели и задачи освоения

Подробнее

Тема урока «Сумма углов треугольника». Данный урок — это первый урок из раздела «Соотношения между сторонами и углами треугольника». На уроке ученики знакомятся с одной из важнейших теорем геометрии теоремой

Подробнее

ПРОЕКТНО ДЕЛОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ ГИМНАЗИИ 1570 Рубинская С.П., директор гимназии 1570 Пылёва Т.И., зам. директора по НМР Обращаясь к данной теме, педагогический

Подробнее

Старостенко О.Н., Чумакова И.М. Класс: 1 Урок-игра «Путешествие за три моря» (Урок-игра проводится в адаптационный период учителем начальных классов в паре с педагогом-психологом) Цель учителя: организовать

Подробнее

Интегрированный урок «физика + информатика» Фоменко Е.Г. учитель физики второй квалификационной категории Гаплевская Е.Н. учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории Тема: «Сила упругости.

Подробнее

ПРОГРАММА НАУЧНОГО СЕМИНАРА «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» Факультет «МЕНЕДЖМЕНТ» Кафедра Управления проектами Магистратура УП, 2 курс, 080500.68 Преподаватели: к.т.н., доц. Дагаев А.А. Научный семинар

Подробнее

Развитие логического и пространственного мышления на уроках математики в начальной школе. Изучение математики формирует и развивает не только логичность мышления, понимаемую как способность делать правильные

Подробнее

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС в обучении и воспитании (из опыта работы) Хаджимурадова Х.А., РМЛ Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь.

Подробнее

Н.А.Меньшикова Элементы учебных математических исследований в начальной школе В статье показано, что существует объективная возможность для начала формирования общих исследовательских умений на самых ранних

Подробнее

Мастер — класс Деренко Валентины Михайловны, учителя математики МОУ «СОШ 24 с УИОП» г. Старый Оскол Областной День мастер — классов Бел ИПКППС, апрель 2012 г. Тема: «Повышение эффективности подготовки

Подробнее

Тема: «Факторы экономического роста» Тип занятия: Урок освоения новых знаний. Метод обучения: Проблемно поисковый, самостоятельная работа, наглядные методы. Продолжительность занятия: 1час 30 мин. Межпредметные

Подробнее

Тема: «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». Цели: Систематизировать и обобщить знания учащихся по изучаемой теме; совершенствовать навыки решения задач. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать,

Подробнее

24/02/ 2015 Конспект урока «Тире в бессоюзном сложном предложении» Учитель: Цесарская Л.Ю. Класс: 9 Вид урока: изучение новой темы. Тип урока: комбинированный. Место урока в системе уроков 5-й урок по

Подробнее

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Н.А. Федюнина (г. НижнийТагил) Образование сегодня направлено на развитие мобильной личности, способной к творчеству, к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Подробнее

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса Личностные результаты Независимость и критичность мышления. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным

Подробнее

МБОУ СОШ 9 с углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово Нижегородской области Открытый урок по математике по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон 4 класс, (рабочая программа учителя начальных

Подробнее

. Урок алгебры и начал анализа в 0 классе — «Формулы приведения» Учебное пособие: Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачева и др. Алгебра и начала анализа. Учебник. 0 класс. Тип урока: урок исследовательской

Подробнее

ГБОУ СПО АО «Архангельский техникум строительства и экономики» Методическая разработка ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ Фуфаева Маргарита Георгиевна, преподаватель информатики 2015 г. Стратегической

Подробнее

Тип: урок контроля и преобразования модели. Тема урока: «Внутренняя и внешняя политика Екатерины 2» Цель урока: освоение особенностей государственного управления в России II половины 19 века. Задачи урока.

Подробнее

Ярмоленко Г.Г., МБОУ СОШ 30, Уссурийск ПРОЕКТ НА БАЗЕ СИСТЕМНОГО ОПЕРАТОРА «СЕКРЕТЫ РУССКОЙ МАТРЁШКИ» (МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, ТЕХНОЛОГИЯ, ИНФОРМАТИКА, ЧТЕНИЕ, РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ.

Подробнее

Конспект урока литературного чтения Класс: 3 «б» Предмет: Литературное чтение. Автор урока: Рыбина Л.В. — учитель начальных классов, 2 квалификационная категория. УМК: Начальная школа XXI века. Авторы

Подробнее

СОГЛАСОВАНО Председатель профкома ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова» О.А.Кудлаенко 201 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова» А.М.Шитов 201 г. Положение об использовании в образовательном

Подробнее

Урок соревнование в 6 классе по теме: «Длина окружности, площадь круга, шар». Цель: систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень усвоения темы, прививать любовь к математике, воспитывать

Подробнее

АНКЕТА для проведения опроса в целях разработки профессионального стандарта «Специалист в области территориального планирования и градостроительного проектирования» Приглашаем Вас принять участие в обсуждении

Подробнее

Уфимский государственный нефтяной технический университет Диаграммы в Microsoft Office Excel Солодовников А.В., Солодовникова С.В. Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное

Подробнее

Автор проекта Фамилия, имя отчество Регион Населенный пункт, в котором находится школа/оу Царькова Лариса Александровна Нижегородская область Город Дзержинск Номер и/или название МОУ СОШ 40 школы/оу Описание

Подробнее

Общая формулировка задач методики преподавания технологии 1. Для чего учить (определение целей и задач обучения) 2. Чему учить (отбор и определение содержания обучения) 3. Как учить (разработка форм, методов

Подробнее

Урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». 10 класс. (2 часа) Цели урока: 1. Образовательные обеспечить повторение и систематизацию материала темы. Научить при решении уравнений применять формулы

Подробнее

Михеева Валерия Юрьевна, Сотникова Елизавета Сергеевна, Шишкина Дарья Сергеевна, 4 курс, ГБПОУ РО «ШПК», г. Шахты, п. Каменоломни, Ростовская область Руководитель Букурова Ольга Владимировна ПРОЕКТНАЯ

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального

Подробнее

Пояснительная записка по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ базовый уровень (10-11 класс) Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих

Подробнее

к рабочей программе по учебному курсу «Химия. Вводный курс» 7 класс Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе 1. Примерной программы пропедевтического курса химии

Подробнее

2 Пояснительная записка В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого

Подробнее

УДК 372.8 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЗАДАЧАХ ПО СТАТИСТИКЕ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 2013 А. В. Теплинская аспирант каф. математического анализа и методики его преподавания Института математики

Подробнее

ЗАВУЧУ НА ЗАМЕТКУ Мониторинг уровня подготовки по русскому языку учащихся 4-х классов Л.В. Болотник, Е.В. Бунеева В 2001/2002 учебном году «Школа 2100» совместно с лабораторией экономики образования МГПУ

Подробнее

Второй вариант сдвоенного урока Тема: Сумма углов треугольника Класс разделен на группы учащихся. Первый этап урока (обеспечение положительной мотивации) Я знаю, что семиклассники, как все дети, любят,

Подробнее

Раевская Н.Ю. ГБОУ СОШ 211 Технологическая карта урока Тема урока :Фразеологизмы. 6 класс. Тип урока: Знакомство с новым материалом Задачи урока: Образовательные: актуализировать знания учащихся о словосочетании

Подробнее

Использование творческих заданий на уроках Воробьева Наталья Александровна кандидат педагогических наук, зам. директора Педагогического колледжа 6 Для того чтобы урок прошел продуктивно, интересно, целенаправленно,

Подробнее

Максим Горький. Несвоевременные мысли Возможные задания школьникам. Уважаемый читатель. Мы бы хотели предложить несколько заданий, которые помогут Вам осмыслить (пережить, продумать, прочувствовать и т.д.)

Подробнее

IV. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине Изучение дисциплины «Институциональная экономика» способствует формированию системы знаний о явлениях и процессах экономической

Подробнее

Автор проекта Фамилия, имя отчество Регион Населенный пункт, в котором находится школа/оу Номер и/или название школы/оу Голумина Алена Сергеевна, Жаркова Дарья Владимировна, Ананьева Анна Вячеславовна

Подробнее

Пояснительная записка Урок математики в 3 классе по развивающей программе Л.В. Занкова. Тема урока: Виды углов и их сравнение. Тип урока открытие нового знания. Это первый урок в разделе «Сравнение и измерение

Подробнее

1 класс МАТЕМАТИКА Технологическая карта 2 Тема «Множества» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Множества (9 часов) Научить различать множества, объединять предметы в группы по сходным

Подробнее

Конспект «открытого» урока по геометрии в 11 классе с использованием ИКТ Тема урока: Объём наклонной призмы Дата проведения: 19.02. 2014г Уровень школьный, в рамках аккредитации школы (с присутствием членов

Подробнее

Мастер-класс Тема: «Как урок с мультимедийной презентацией сделать мультимедиа уроком» Колтан Оксана Валерьевна, методист Минского института развития образования Девиз: «Лучше один раз увидеть, услышать

Подробнее

Кукса Марина Анатольевна, ассистент кафедры педагогики и психологии, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Армянске, г. Армянск, Республика

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/54519031-Metod-fishboun-rybiy-skelet-chto-eto-takoe-formy-raboty-na-uroke-i-primery-odnim-iz-metodicheskih-priemov-kotoryy-mozhno-ispolzovat-v-gruppah.html

Ссылка на основную публикацию