Проблемы внедрения фгост в пермском крае

Нпк «актуальные проблемы реализации фгос: нормативно-правовое обеспечение, инновационные техники, лучшие практики»»

Янв 12 2015

Федеральный институт развития образования (ФИРО) г.

Москва и Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Открытый институт профессионального образования» Пермского края проводят Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы реализации ФГОС: нормативно-правовое обеспечение, инновационные техники, лучшие практики»», которая состоится 17 февраля 2015 г. 
Цель конференции: поиск эффективных механизмов, обогащение инновационных педагогических и управленческих практик реализации ФГОС.

В программе конференции предусматриваются пленарное заседание и работа дискуссионных площадок:
1. Инновационная практика управления современной школой: что препятствует достижению запланированных и желаемых результатов2.

Роль и методы участия педагога-психолога в инновационных процессах общего образования: как объять необъятное или утраченные иллюзии 3. Интеграция усилий образования и общества в решении проблем духовно-нравственного развития и социализации детей и школьников в контексте реализации ФГОС: возможности и препятствия4.

Роль и методы создания развивающей предметно-пространственной среды и партнерских отношений с родителями в личностном развитии дошкольников: от имитации к действию. 5. Инклюзивное образование как механизм обеспечения равных возможностей для детей с ОВЗ: от мифов к реальности.6.

Управление финансами образовательной организации — это реальность? Для участия в работе конференции приглашаются: руководители муниципальных органов управления образованием, методических центров, образовательных организаций, педагоги, психологи, методисты.

По итогам конференции будут опубликованы статьи в рецензируемом сборнике.Организационный взнос за участие в конференции — 500 рублей.Публикация статей в сборник конференции — 100 рублей за 1 страницу.

Статьи на конференцию принимаются до 01 февраля 2015 г. по адресу оргкомитета конференции Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

За участие в конференции выдается сертификат.

Для участия в конференции нужно заполнить и отправить в адрес оргкомитета конференции:1) регистрационную карту участника конференции и отсканированную квитанцию об оплате (всем, кому необходим договор, следует указать об этом в регистрационной карте участника конференции);2) текст публикации в соответствии с требованиями.

Заявка на участие в конференции, отсканированная квитанция и текст статьи присылаются в разных файлах (Иванов_квитанция об оплате, Иванов_рег. карта участника, Иванов_статья).

Координатор: Мамаева Елена Ефимовна, кандидат педагогических наук, доцент АНО ДПО «Открытый институт профессионального образования», 8342231080 — рабочий, мобильный – 8902639608.

Ректор АНО ДПО «ОИПО» Л.А. Густокашина

Источник: https://www.berimc.ru/news/16-news/496-npk-aktualnye-problemy-realizatsii-fgos-normativno-pravovoe-obespechenie-innovatsionnye-tekhniki-luchshie-praktiki.html

Учителя о проблемах в реализации ФГОС

Я уже писала о проблемах, которые появились в связи с реализацией новых федеральных государственных стандартов (ФГОС), и возможных последствиях реализации. Цель данной статьи – проиллюстрировать часть из того, что было уже сказано, мнением учителей и конкретным содержанием с опорой на документы, а именно – на Примерную образовательную программу основного общего образования.

Полный текст примерной образовательной программой (ПОО) основного общего образования (ООО), созданной по новым ФГОС, – здесь. Программа одобрена 8 апреля 2015 года и входит в государственный реестр примерных основных образовательных программ. При этом следует иметь ввиду, что это программа примерная, и школа должна ее учитывать, но может изменять.

Материал взят с портала «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования», на котором продолжается работа по обсуждению проектов системы российского образования при активном участии членов образовательного сообщества. Самым обсуждаемым разделом остается раздел «ФГОС основного общего образования».

Работа на проекте выстроена по принципу «Опишите проблему – найдите решение».

Реализация ФГОС неизбежно приведет к уменьшению конкретного содержания предметов, которое усвоит ученик. Учителя это уже видят. Например, учитель географии из Москвы Орлова Е.А.

 пишет: «При переходе на ФГОС продолжает оставаться проблема недостаточного количества часов на такой предмет, как география, всего по 1 часу в неделю.

 Несмотря на уменьшение количества тем в данных классах, усвоить основные положения и понятия, получить практические навыки, метапредметные навыки и успешно пользоваться ими, удаётся далеко не всем учащимся. Дети имеют очень разные возможности из-за некоторых отклонений в здоровье и других психолого-физиологических особенностей».

Поднимается также проблема контролирования получаемых результатов. Например, личностные результаты в ФГОС самые главные, они стоят на первом месте.

Но, хотя возможен внутришкольный мониторинг соблюдения норм и правил общественной жизни обучающегося и его ценностно-смысловых установок, на итоговую оценку подготовки обучающегося достижение личностных результатов не выносится (стр.

4–5), а значит, личностные результаты не учитываются в оценке качества освоения учеником образовательной программы. Учитель физики Шичкин А.А. вполне обоснованно считает, что гарантировать при таком подходе достижение личностных результатов невозможно.

Не лучше обстоит дело и с метапредметными результами, которые в ФГОС идут на втором месте. Предполагается, что ученик освоит много нужных и полезных навыков. В примерной образовательной программе они описываются на 11 страницах. Однако ответа, как оценить сформированность этих навыков, нормативные документы не дают.

В соответствии с частью «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», внутришкольный мониторинг «сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий» будет осуществляться наблюдением за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований – именно так размыто это сформулировано в документе. (см. стр.6). Соответственно, учителя не знают, по каким критериям это осуществлять, какими измерителями пользоваться, на основе каких данных можно будет судить о том, что и на каком уровне выпускник освоил в этой области программы (для оценки способности выпускника продолжать образование необходимо, чтобы он освоил программу на уровне не ниже базового). Этот вопрос поднимает Чурилова О.В., заместитель начальника Управления образования г.Муравленко. Итоговой оценкой достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта (им может быть эссе, художественная творческая работа, макет, отчет по социальному проекту и т.д. – подробнее см. стр.7). Сложно представить, каким образом на основе, например, художественной декламации, можно определить, способен ли выпускник «обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач» или «систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах» (эти навыки заявлены на уже упоминаемых 11 страницах описания метапредметных результатов».

Как и следовало ожидать, в оценке предметных результатов «основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе – метапредметных» (см. стр. 8). Т.е. в соответствии с ФГОС приведенные выше сетования учителя географии на то, что ученики не усваивают даже уменьшенное количество тем, совершенно неважны. Формулировка предмета оценки допускает составление таких контрольных заданий, что можно вообще не знать изучаемый учебный материал, но, найдя его в энциклопедиях, справочниках и т.д. и применив найденную информацию, получить хорошую оценку. И все будет в соответствии с ФГОС. Составителей ФГОС не волнует, что человек, не знающий географии, не в состоянии ориентироваться в новостях и оценивать серьезность произошедших событий, а значит не в состоянии адекватно планировать свои действия в повседневной жизни чуть дальше похода в магазин за покупками.

Как мы видим, современные ФГОС несут и неизбежное уменьшение количества знаний, который получит выпускник на выходе из школы, и невозможность контролировать качество образования. Учителя отмечают другие проблемы реализации ФГОС, не менее важные.

 Например, проблема обучения учеников-инвалидов (катастрофически не хватает времени для индивидуальной работы с ними). В рамках инклюзивного образования идет имитация коррекционной работы с детьми с ОВЗ – путем перекладывания работы психолога и социального педагога на классного руководителя.

Существует проблема неэфффективности методического сопровождения учителей: многие ответственные за методическое сопровождение структуры сами не владеют ситуацией, не справляются с научно-методичным сопровождением. Практически отсутствует помощь в конкретных дидактических разработках по предмету, что вызывает очень большое время на подготовку урока.

Учителя отмечают платность курсов переподготовки. Кроме того, существует проблема реального оснащения школы и ее материальнно-технической базы для реализации ФГОС.

Чиновники разработали ФГОС и отдали учителям – работайте с ним как хотите. А работать невозможно, если думать об образовании детей, а не о их  развлечении.

 Если стремиться воспитать гражданина, способного ориентироваться в современном мире, ни в коем случае нельзя отказываться от знаниевого компонента в образовании.

  Знаниевый компонент в образовании уменьшали нацисты для более удобного манипулирования молодежью – всем известна фраза Гитлера «Знания – крах для моей молодежи».

Для чего отказываются от этого компонента современные руководители  системы образования? Неудивительно, что подобные ФГОС вызывают недоверие среди учителей к структурам, их разрабатывавшим. Поэтому среди решений существующих проблем, которые предлагает учительская общественность, –переработка ФГОС с учетом мнения учителей.

Однако современные ФГОС полностью соответствуют закону № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: в требованиях, которые должны быть включены в ФГОС, отсутствует минимум содержания (ст.2 п.6 и ст.11 п.3).

Указана только необходимость требований к результатам освоения образовательной программы (в которые можно включить предметные результаты без минимума содержания).  Минимум содержания предусмотрен только в федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным программам (ст.2 п.8).

Таким образом, для включения знаниевого компонента в ФГОС необходимо изменение законодательной базы – переработка закона об образовании.

Картинка взята отсюда.

Источник: http://rvs.su/statia/uchitelya-o-problemah-v-realizacii-fgos

конференция ОВЗ

Краевая педагогическая конференция

«Проблемы и перспективы эффективного внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

                             «Каждый ребенок особенный, все дети-равные»

                   С 1 сентября 2016 года, впервые в истории Российской  педагогики,  вступили в силу  Федеральные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС ОВЗ) и Федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с умственной отсталостью (далее ФГОС УО).

Стандарты рассматривают   реализацию прав человека на получение качественного образования в соответствии с познавательными возможностями и в адекватной его здоровью среде.

Стандарты представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных   программ   образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

                Обсуждение данных стандартов   состоялось   на   краевой   педагогической   конференции «Проблемы и перспективы эффективного внедрения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)», организованной Осинским методическим центром 16 декабря 2016 года на базе МБОУ «СОШ№4 г.  Осы».  

              Открыла конференцию   Валентина Артуровна Ширяева, директор МБОУ ДПО «ОМЦ».

 С   важными мероприятиями, проведенными    на этапе введения ФГОС ОВЗ   в Осинском муниципальном районе, познакомила Вера Леонидовна   Кузнецова, заведующий отделом общего   образования и воспитания детей Управления образования администрации Осинского муниципального района.

 С основным   докладом «ФГОС обучающихся с ОВЗ: проблемы, трудности и инновации» —  выступила   Елена Евгеньевна Аюпова, директор краевой Психолого-медико-педагогической комиссии, кандидат педагогических наук (г. Пермь).

В своем выступлении она обратила внимание на особенности   разработки   адаптированных   программ обучения   для различных категорий   детей   с ОВЗ, что способствует индивидуализации образования. Акцентировала внимание на комплексном подходе в работе с   детьми   ОВЗ, и прежде всего, работе с ними специалистов- психологов, логопедов, дефектологов. Обозначила необходимость в профессиональной переподготовке учителей для обеспечения   интегрированной   практики. 

          Возможность   обсудить     опыт   педагогов    Пермского края    по данному направлению   представилась   на трех секциях, руководителями которых являлись методисты высшей категории МБДОУ ДПО «ОМЦ» Г.К. Умпелева, Т.И.Галайко, Р.Т.Назарова.

Педагоги-дошкольники обсудили  широкий  круг  вопросов по выстраиванию образовательного процесса, созданию предметно-развивающей   среды,   взаимодействию с родителями по вопросам развития детей с ОВЗ.

Педагоги специальных коррекционных образовательных организаций в представленных докладах поделились опытом  разработки специальных индивидуальных   программах развития, эффективных приемов в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Учителя общеобразовательных организаций   профессиональное общение построили на обсуждении вопросов по системе работы с учащимися на уроке, построению индивидуального образовательного маршрута, разработке адаптированных образовательных программ.

     В работе    конференции приняли участие   105 педагогов из 7 территорий Пермского края: г. Пермь, г. Чернушка,  г. Чайковский, г. Лысьва, с. Барда,    г. Оханск, г. Оса. Всего было представлено и включено в программу конференции более тридцати докладов. 

   Участники конференции отметили: своевременность и актуальность привлечения внимания педагогического сообщества к проблеме введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО, получение практического опыта развития инклюзивного образования на примере работы образовательных организаций Пермского края. Участники конференции выражают благодарность организаторам конференции МБОУ ДПО «ОМЦ» и МБОУ «СОШ №4 г. Осы» за представленную возможность принять участие в обсуждении   вопросов по реализации и внедрению специальных ФГОС.

Читайте также:  Детские фобии

                                                        Методист МБОУ ДПО «ОМЦ» Г.К. Умпелева

/spanmso-spacerun: yes;

Источник: http://mmc.edu-osa.ru/index.php/112-konferentsiya-ovz

Фгос основного общего образования: проблемы и их решение

Евплова Е. В. Фгос основного общего образования: проблемы и их решение / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 3. – С. 62–64

Аннотация. В статье обоснована актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Перечислены основные характеристики Cтандарта нового поколения.

Сделана попытка проанализировать недостатки традиционного образования и преимущества Стандарта второго поколения, а также описаны проблемы внедрения данного стандарта в основную школу и предложены возможные варианты их решения. Проблемы и пути их решения выявлены с помощью метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Информация для настоящей статьи собрана в процессе взаимодействия с образовательными организациями города, другими образовательными и научными учреждениями, на конференциях по данной тематике, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и руководителей образовательных организаций, в ходе встреч городских профессиональных объединений педагогов и специалистов и др.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты, основная школа, школьник, учитель и др.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 г. начата разработка стандарта общего образования второго поколения, который в последствие получил название «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования».

Как утверждают авторы стандарта, он является одним из ключевых элементов модернизации российской школы. Однако в процессе введения и реализации ФГОС основного общего образования у практикующих учителей и администрации образовательной организации возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей по их решению.

В данной статье представлена попытка ответить на часто задаваемые вопросы работников системы образования, описать возникшие проблемы по введению ФГОС в практику основной школы и пути решения данных проблем.

Прежде чем перейти к описанию проблем введения ФГОС, необходимо кратко представить основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Идея, положенная в основу Стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда» [2].

Мысль, представленная в Стандарте весьма актуальна. Традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

Горькая правда заключается еще и в том, что 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, не применим в жизни. В связи с этим многие знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность.

Ситуация отягчается еще и тем, что важные знания, умения, навыки для жизни ребенок получает не в процессе обучения, которому посвящает более 60 % своего времени, а на переменах, на улице, в семье и т.д.

Однако это не всегда положительный опыт.

Актуальность введения стандартов нового поколения кроется еще и в так называемом парадоксе отличника. Практика показывает, что нынешний отличник не способен адаптироваться к реальному миру.

Он знает и (теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека.

Тогда как неуспевающие ученики, напротив, чаще добиваются в жизни большего только за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и т.д.

Можно сделать вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей образования и путях их реализации.

Нужно понимать, что Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, однако акцент передвигается с развития предметных результатов образования на личностные и метапредметные.

Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе [1].

К личностным результатом принято относить такие характеристики как: •    самоопределение;•    мотивацию к учебной деятельности;•    любовь к семье;•    нравственно-эстетическое оценивание;

•    патриотизм и т.д.

Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Другими словами, метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».

К видам УУД принято относить: •    познавательные — умение добывать, преобразовывать и представлять информацию и др.;•    регулятивные — умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат и др.;

•    коммуникативные — умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща и др.

Попытаемся перечислить проблемы, которые сопровождают введение ФГОС в основной школе и возможные пути их решения.

Информация для настоящей статьи собрана в процессе взаимодействия с образовательными организациями, в ходе встреч с практикующими учителями, администрацией образовательных организаций, получена от участников научного педагогического сообщества и др.

Всем вышепредставленным группам была предложена работа по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на тему «Введение ФГОС в основную школу».

Участникам групп необходимо было, в анкетной форме, высказать свое мнение о введении ФГОС в основную школу под разным углом зрения: 1)    чувства, которые вызывает у них обсуждаемая проблема;2)    информация, которой владеют группы по проблеме;3)    оценка эффективности реализации ФГОС в основную школу;4)    достижения и планируемая работа по эффективному введению ФГОС в основную школу;5)    идеи по решению проблемы;

6)    преимущества введения ФГОС в основную школу.

Кратко расшифруем значение каждой «шляпы мышления» и представим мнение педагогов относительно поднятого вопроса.

Красная шляпа «Эмоции»: интуиция, чувства и предчувствия, которые возникают у учителей при мысли о введении ФГОС в основную школу.

Мнения педагогической общественности весьма похожи. Учителя испытывают чувства опасения, недоверия, тревоги, непонимания и др. И это вполне объяснимо.

Так, по мере разработки стандартов второго поколения в образовательной информационной среде появилось немало новых терминов и понятий – «основная образовательная программа», «планируемые результаты», «универсальные учебные действия», «проектная деятельность», «портфолио», «технологическая карта» и др.
Обилие неизвестных терминов пугает учителей и вызывает чувство недоверия и тревоги.

Белая шляпа «Информация»: какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Основная масса педагогической общественности ознакомилась с текстом Стандарта, посетила курсы повышения квалификации по данной тематике.

На сегодняшний день педагоги обладают большим объемом теоретических знаний, однако не всегда знают, как ее применить на практике.  

Черная шляпа «Осторожность»: суждение, оценка. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Учителя с опаской смотрят на новый Стандарт.

В качестве недостатков выделяют следующие моменты: Стандарт внедряется не поэтапно, это подтверждается тем, что вначале разрабатывается и вводится Стандарт начального образования, затем – среднего и только потом приступают к разработке Стандарта дошкольного образования.

Данный факт, по мнению педагогов, может негативно сказаться на эффективности работы стандартов. Также учителя считают, что новый Стандарт копирует систему образования западных стран. Однако, не адаптируя его к российской действительности, очень сложно получить положительный результат.

Синяя шляпа «Организация мышления»: чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Какая работа нам предстоит?

Работники системы образования считаю, что уже сделан большой шаг по внедрению стандартов нового поколения. Данные стандарты показали свою эффективность в системе начального образования.

По мнению учителей, не стоит торопиться с введением ФГОС в основную школу, т.к. все то, что успешно работало в начальной школе, может не прижиться в старшем звене.

В связи с этим, по мнению педагогов, предстоит работа по адаптации Стандарта к основной школе.

Зеленая шляпа «Творчество»: различные идеи, предложения. Каковы возможные решения проблемы? Каковы альтернативы? Что может быть предложено для увеличения эффективности?

Решение вышепредставленных проблем учителя видят в реализации следующих идей: •    разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;•    разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей; •    сокращении количества учеников в классе; •    сокращении учебной нагрузки учителей; •    введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;

•    усовершенствовании образовательной среды.

Желтая шляпа «Преимущества»: почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это сработает? Зачем это нужно?

Педагогическая общественность считает, что данный Стандарт может эффективно работать, если устранить недостатки и недоработки, описанные выше.

Переход на ФГОС ООО позволит воспитать новое поколение, способное самостоятельно ставить и достигать цели, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию деятельности, работать с большим объемом информации, взаимодействовать в группе и решать возможные конфликты, что приведет к успешной социализации в обществе.

В заключении хотелось бы отметить, что высказанные в статье мысли – это всего лишь предположения учителей.

Общество никогда не сможет наверняка ответить на вопрос: «Положительные или отрицательные результаты достигнуты введением ФГОС основного общего образования?» до тех пор, пока Стандарт второго поколения не начнет работать в полную силу.

Список используемой литературы1. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.

Источник: http://Evplova.ru/nauchnye-i-metodicheskie-stati/76-fgos-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-problemy-i-ikh-reshenie

Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы

Одним из важнейших преобразований, определяющих основные направления модернизации российского образования, является введение федерального образовательного стандарта основного общего образования, главная цель которого заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу – повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов.

С 1 сентября 2012/2013 учебного года наша школа получила статус «пилотной площадки» по переходу на новые стандарты в основной школе. На сегодняшний день в проект вовлечены 287 обучающихся 5-7 классов, что составляет 70% основной школы, 40 педагогов, т.е. 82% педагогического состава и более 500 родителей.

Для перехода на новый стандарт коллективом проведена планомерная работа по обеспечению оптимальных условий:

– приведены в соответветствие нормативно-правовые документы, методические материалы;

– организована целенаправленная методическая работа с педагогами;

– укреплена материально-техническая база;

– проведена информационно-разъяснительная работа с родительским коллективом.

В направлениях деятельности по внедрению ФГОС ООО не было приоритетов. Приходилось всё решать параллельно и комплексно.

Первостепенной по важности задачей является готовность педагогического коллектива к работе в условиях перехода на стандарт. Для решения данного вопроса в план методической работы включен раздел, обеспечивающий процесс сопровождения ФГОС, составлен перспективный план повышения квалификации педагогических кадров для работы в новых условиях.

Традиционно в школе используется модель работы с учителями, которая в мировой практике называется «обучение педагогов внутри школы», что позволяет обучить всех педагогов без ущерба для учебного процесса.

Ежегодно проводится методический месячник, в рамках которого выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, проводятся открытые уроки и внеклассные занятия, их развернутый анализ и обсуждение.

Тема методического месячника 2014/2015 учебного года – «Современные методы, формы, приемы обучения с позиции ФГОС ООО». Педагоги школы посетили 15 открытых уроков своих коллег, проведенных по конкретному технологическому заданию.

Эти уроки отличались многообразием форм, методов, носили системно-деятельностный характер.

Необходимо отметить ряд положительных тенденций: использование учителями-предметниками в работе современных образовательных технологий, применение развивающих систем обучения.

Читайте также:  Воспитание ребенка в школе

Сложившаяся модель повышения профессионализма и обмена опытом способствовала активизации деятельности членов педагогического коллектива по транслированию накопленного опыта:

– выступление на МО района учителей биологии, химии, музыки, математики;

– участие в мероприятиях в рамках УЧСИБ-2015;

– открытые уроки в рамках МО и конкурса «Учитель года»;

– представление методическиех разработок в проекте «Инновационные методики и технологии в обучении»;

– публикации на образовательных интернет-сайтах «Инфоурок», «Продленка», на страницах электронной газеты «Интерактивное образование» и «Педагогическое обозрение».

Опыт школы по проблеме реализации стандартов представлен для городского сообщества педагогов в рамках УЧСИБ-2015. Была продемонстрирована новая форма проведения урока Web-квест с применением интернет-ресурсов.

Работала дискуссионная площадка. Содержание дискуссии «ФГОС ООО. Проблемы. Перспективы» подтвердило, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашего образовательного учреждения.

Но выявились и проблемные поля:

– в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса;

– в проведении рефлексии самим педагогом.

Моделируя учебное занятие, учитель основное внимание уделяет разнообразию видов деятельности ребенка, выполнению проектных, исследовательских работ. Вовлеченность обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность составляет 100%. С наиболее интересными проектами ребята выступают на традиционной научно-практической конференции школьников «Интелектуальный марафон».

Итогом обучения является совокупность результатов:

– личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);

– метапредметных (универсальные учебные действия);

– предметных (система основных знаний).

Это отражено в таблице результатов, технологической карте освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (приложение 1). Осуществляется самооценка ученика по принятым формам (приложение 2).

Учителем на каждого ученика заполняется педагогическая карта по результатам стартовой, промежуточной и итоговой диагностики. Сравнивая стартовую и итоговую диагностику, можно видеть, что все обучающиеся справляются с заданиями на базовом уровне или выше базового уровня, что процент обучающихся, выполнивших работу выше базового уровня от 5 к 7 классу, возрастает (приложение 3).

Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников формируется «накопительная оценка» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ.

Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель личных достижений (приложение 4), в котором фиксируются и накапливаются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

В школе есть опыт создания электронного портфеля. Участниками работы над портфелем достижений являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

При введении стандарта была организована широкая разъяснительная работа среди родительской общественности. С результатами внедрения ФГОС родители знакомятся на родительских собраниях, на сайте школы открыта страница, освещающая пилотный проект.

Родителям была предложена анкета «Удовлетворенность результатами реализации ФГОС, о влиянии образовательного процесса на развитие личности ребенка, на формирование образовательных результатов». Анкетирование показало, что настроение родителей оптимистичное.

Они с пониманием относятся к изменениям в образовании, поддерживают эти начинания и довольны качеством предоставляемых услуг.

Обязательным условием успешного перехода на государственные стандарты является и определенный уровень материально-технического обеспечения.

За последние годы школьные кабинеты укомплектованы дидактическими и методическими материалами, интерактивными средствами обучения, во всех кабинетах установлены компьютеры.

Обеспечен доступ педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам, активно используются информационные ресурсы сети Интернет. Все обучающиеся школы обеспечены новыми учебниками в соответствии с требованиями стандарта.

Несмотря на значительное пополнение материально-технической базы, ощущается недостаток оборудования, необходимого для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ.

При апробации ФГОС ООО вскрылись проблемы в организации оценочной деятельности и диагностики: недостаток стандартизированных диагностических материалов для оценки освоения предметных и метапредметных результатов. Необходимо продолжить обучение учителя приемам проектирования образовательной среды, проектированию УУД в учебной и внеучебной деятельности.

Предстоит еще много сделать по привлечению родителей к управлению (планированию, организации, участию в общественной экспертизе оценки качества образовательной среды), совместной деятельности по реализации социальных и творческих проектов.

Следует отметить первые результаты введения стандартов:

– Стандарт для обучающихся: изменился характер деятельности учащихся (исследовательский, творческий, продуктивный);

– Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;

– Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Несмотря на имеющиеся проблемы, хочется отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт стал реальностью, которую приняли и педагоги, и родители, и общество в целом. Это придает уверенности в том, что стандарт в основной школе будет успешно введён, что позволит системе образования выйти на качественно новый уровень.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/78/2/vnedrenie-fgos-ooo-podhody-opyt-problemy

Федеральная стажировочная площадка Пермского края по ФГОС ДО Цель создание условий для обобщения и трансляции инновационного опыта Пермского края

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Чистякова Н.Д., старший научный сотрудник отдела воспитания и социализации «Института развития образования

Подробнее

Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования Гурьянова Наталья Геннадьевна,

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ПРИКАЗ 004.2014 косэд-26-01-04-217 ^б организации работы «* стажировочной площадки в 2014 году В целях реализации Федеральной целевой программы развития

Подробнее

РЕЗОЛЮЦИЯ межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования» 14-15 мая 2015 года в Чита состоялась межрегиональная научнопрактическая конференция «Итоги

Подробнее

Методическое обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации Законодательства

Подробнее

КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО ФГОС ДО, РАЗРАБОТАННЫЙ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ПО ТЕМЕ «ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО

Подробнее

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО 1 2 План действий по обеспечению ведения ФГОС ДО II организационное III кадровое IV финансовоэкономическое I нормативноправовое, методическое и аналитическое

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ Ул. Куйбышева, д. 14, г. Пермь, 614006 Тел.(342)217 79 33 Тел./факс (342) 217 78 90,217 78 94 E-mail: minobr@minobr.permk:rai.ru; http://minobr.permkrai.ru

Подробнее

Принято на заседании общего собрания коллектива МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области Протокол от 2014 года Утверждаю Заведующий МАДОУ «Детский сад комбинированного

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 18 г. Йошкар-Олы «Изюминка» (МБДОУ «Детский сад 18 «Изюминка») «Управление введением Федерального государственного

Подробнее

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Подробнее

О Т Ч Е Т о реализации инновационного проекта (программы) Нормативный документ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выявил необходимость создания системы работы

Подробнее

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Лаврова Любовь Николаевна, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования,

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ПРИКАЗ 14.06.2017 у о СЭД-26-01 -06-638 Ю внесении изменений в ^ Перечень образовательных организации, участвующих в апробации ведения электронного журнала^успеваемости

Подробнее

ПЛАН внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в ГБДОУ Детский сад 78 Невского района Санкт-Петербурга на 2013-2016 гг. Цель: создание системы

Подробнее

1 15 Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования 16 Мероприятие 5. Внедрение ФГОС ДО 17 Организация качественного выполнения федеральных государственных требований к структуре и условиям

Подробнее

Муниципальное образование городского округа «Сыктывкар» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 104 общеразвивающего вида» г.сыктывкара (МАДОУ «Детский сад 104») Центр

Подробнее

QT: flmhhctfpctbdпврйяпяйнмя ТЕП:592960 05MRP 10:48 С. 1 ' < J РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 1САЛИНИНГР АДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ. г. Калининград Об апробации и внедрении федерального государственного

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ПРИКАЗ 21.04.2016 СЭД-26-01-06-256 Юб организации краевого ^ конкурса «Реализуем федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Подробнее

Министерство и науки Российской Федерации Федеральный институт развития Кадровое обеспечение ФГОС ДО Организационноинформационное обеспечение введения ФГОС ДО Координационная комиссия Минобрнауки РФ Региональные

Подробнее

План действий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных группах МБОУ «Старобезгинская СОШ» Основные направления:

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РИПК и ППРО А.К. Сундукова План мероприятий совместной деятельности старшего методиста отдела дошкольного и начального образования

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ПРИКАЗ 27.01.2014 ^СЭД-26-01-04-28 fog утверждении Плана «1 действии по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/72781499-Federalnaya-stazhirovochnaya-ploshchadka-permskogo-kraya-po-fgos-do-cel-sozdanie-usloviy-dlya-obobshcheniya-i-translyacii-innovacionnogo-opyta-permskogo-kraya.html

Проблемы реализации ФГОС в начальной школе

Проблемы реализации ФГОС. Обобщение работы учителей начальных классов.

Всё лучше и лучше, и лучше

Работать хотим с каждым днём!

И сил мы своих не жалеем,

С ФГОС мы в ногу идём!

Сегодня, подводя первые итоги введения ФГОС начального общего образования, хотелось бы остановиться на результатах и возникших проблемах.

Плюсы и минусы введения ФГОС.

Первый плюс поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

Второй плюс ФГОС – воспитательная функция.

Третий плюс – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Четвертый плюс — материально-техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.

Что касается минусов. В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы: недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.

Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

-целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

-самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само-рефлексии конкретной деятельности),

-результаты учебных проектов,

-результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ.

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно-деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД.

Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.

Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Учитель максимально использует возможности материально-технической базы, ИКТ — технологии.

По новым стандартам главное — не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.

Теперь, в начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.

Читайте также:  Правильный выбор игрушек для детей

— К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации.

— Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Поэтому учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»

Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года.

Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Многое зависит от желания учителя, его характера, уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Ну, а что касается готовности учителей к ФГОС, так они мобильные и креативные и всегда ко всему готовы!!!

Хочется пожелать всем огромного терпения для осуществления реализации ФГОС!!!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/problemy-realizatsii-fgos-v-nachalnoy-shkole.html

ФГОС. Проблемы, пути решения

ШКЕДОВА Е.Н. учитель начальных классов  МОУ СОШ №2 ЗАТО п Горный.

ФГОС.  Проблемы, пути решения.

     Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование УУД.

     Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование  и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

     Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования.  Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.

Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

     Основными результатами  образования  в начальной школе , согласно ФГОС  Начального Общего Образования  нового поколения, должны стать: 

— формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

— индивидуальный  прогресс  в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной,  саморегуляции.

     В 2011 – 2012 уч. году  к обучению по новым ФГОС второго  поколения перешел один первый класс, в котором обучался  21 ученик. В нынешнем году будут обучаться по ФГОС два класса: первый и второй ( по разным образовательным системам: «Гармония»,  «Школа России»)

     При переходе к ФГОС  нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.(Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов  к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. — №6)

     Общие.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :

—  планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

— синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

— изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

— выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;

     Системные проблемы .

Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований ( трех «Т» ) к результатам, структуре программы, к условиям образовательного  процесса.

     Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

—  недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;

— слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

— неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

     Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

—  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

— сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия.

Родители, ограждая своих чад от перегрузки,  под любым предлогом оставляли их дома . Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом.

  А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»;  «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)

     Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:

 — недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель;  библиотечный фонд для начальных классов  нужно расширять;  каждый кабинет необходимо подключить к локальной  сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; компьютерный класс для начальной школы или хотя бы оборудовать место работы каждого  учителя) ;

-малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;

— недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК)

 — нехватка площадей для нашей школы (здание построено по типовому проекту , которое на данном этапе в основном не соответствует  требованиям СанПин, федеральным требованиям  к организации образовательного процесса —  согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК)

     Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

 — психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;

— дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

— организационно-нормативная , возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

— профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических , прогностических и организационных функций;

     Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.

     Учителя нашей школы обучались на курсах, посвященных переходу начальной школы к ФГОС второго поколения.  Это был обзорный блок тем. Теперь, спустя год , можно сказать, что переподготовка учителей должна быть системной.

Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС.

(«Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д)

Пути решения проблем

     Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС :

— организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

— проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

— организовать работу по мониторингу формирования УУД;

— отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

— может быть,  создать микрогруппы по проблемам:

* организация накопительной системы оценки,

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

 — организовать психологическое сопровождение в начальной школе:

* организация психолого-педагогической диагностики  и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся ,

* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти  младших школьников ) и т. д.

     Так как  школа у нас маленькая, учителей начальных классов четверо, возникает единственный вопрос: «Когда всё успеть?»

     Ещё одна проблема, которая напрямую волнует учителя: обеспечение учебниками и методическими рекомендациями, соответствующими новым ФГОС.

     Обучая детей в 1 классе по образовательной системе «Гармония», мы не имели возможности заниматься по учебникам:  Изо, Музыка. Они находились   в разработке.  Пришлось использовать  учебники из других образовательных систем.

А методические рекомендации, которые должны сопровождать все  учебные пособия, до сих пор не вышли в широкий  доступ.  А как же тогда учителю составить свою рабочую программу по предмету? Учитель остаётся наедине с этим вопросом.

  Но ведь Министерство образования  рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС.

     Низкая степень «социокультурной инфраструктуры» (нет музеев, театров, клубов, зоны отдыха и т.д.) в нашем поселке так же накладывает свой отпечаток на  формирование личности ребёнка.

 Стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня.  Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам.

Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках ВСЕЙ ШКОЛЫ.

     Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса  через системное сотрудничество.  Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи.

Способствовать осознанию необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды родителями; родителей вовлекать в процесс разработки ООП школы; вместе с родителями определить модель организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

     Педагогам активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС;  теоретически и практически осмыслить идеологию и методологию ФГОС; развивать практику непрерывного профессионального образования.

     Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам — желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным)  и способность  видеть проблемы, а не их следствия.      

      Желаю вам, уважаемые коллеги, наличия у вас этих качеств.

Творчества, терпения, здоровья всем.

Источник: http://gor-school2.ucoz.ru/publ/fgos_problemy_puti_reshenija/1-1-0-2

Ссылка на основную публикацию