Развивающее обучение

Механизмы развивающего обучения

Выготский Л. С. сформулировал в тридцатые годы двадцатого века один из принципов современного обучения. Он говорит о том, что обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой.

В этом принципе говорится о том, что развитие и обучение связаны между собой, а также каковы на самом деле психологические механизмы, которые обеспечивают роль обучения. Заложили психологические основы концепции развивающего обучения Д.Б.

Эльконин, Л.С. Выготский и В.В. Давыдов.

Развивающее обучение в современном мире имеет два направления:

  1. Л.В. Занков (представляет творчески переработанный и критически осмысленный опыт всех педагогических и психологических достижений). Однако сам Л.В. Занков скептически относился к этому опыту и при начале, и при завершении своей экспериментальной системы. Занков Л.В. считал, что возможности психологии и педагогики не расширились по сравнению с предыдущим периодом и поэтому на них нельзя опереться.
  2. В.В. Давыдова (основывается на положениях А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Развивающее обучение по системе Занкова

Л.В. Занков ставил перед собой задачу интенсивного развития обучающихся, но при этом оценивал неправомерное. Он считал, что учебный материал очень скуден и, таким образом, мы лишь прививает навыки детям. Занков Л. В.

Был против облегчения учебного материала, а также медленного темпа его изучения и однообразного повторения. Таким образом, развивающее обучение Л.В. Занкова направлено на решение проблем в обучении, описанных выше. Занков Л. В.

Разработал принципы развивающего обучения:

  1. принцип осознания обучающимися собственного учения. Этот принцип направлен на осознание школьниками самих себя как субъекта учения, а также на развитие рефлексии у них.
  2. принцип обучения на высоком уровне трудности. Этот принцип направлен на преодоление препятствий в обучении, на осмысление взаимосвязи и систематизации изучаемых явлений, а также на соблюдение меры трудности. Кроме этого, этот принцип называют принципом ведущей роли теоретических знаний. Согласно данному принципу отработка отношений, понятий и связей внутри учебного предмета, а также между предметами важна так же, как отработка навыков.
  3. принцип работы над развитием всех учащихся. Этот принцип гласит, что при обучении должны быть учтены индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако при этом обучение должно развивать всех и каждого, так как это и есть, собственно, следствие обучения. Кроме того, содержание данного принципа может быть соотнесено с гуманизацией в образовательном процессе.

Система Л. В. Занкова имеет некоторые отличительные черты:

  • высокий уровень трудности. На нем и ведется обучение.
  • Направленность на высокое общее развитие школьников (это самая важная характеристика системы Л. В. Занкова)
  • резкое повышение удельного веса теоретических знаний
  • быстрый темп прохождения учебного материала
  • Система Л. В. Занкова развивает эмоциональную сферу учащихся, мышление, а также учит выявлять и понимать общий смысл и содержание материала.

Целостная система обучения по Л. В. Занкова приводится в трудах Н. Я. Дмитриевой, И.И. Аргинской, А. В. Поляковой и других.

При этом подчеркивается, что в начале обучения, например, при обучении чтению в начальных классах, должно быть «целостное эмоционально-эстетическое переживание».

Целостность создаваемого образа, целостность восприятия, целостность понимания текста есть основа и исходная точка для последующего углубления и дифференцирования предметов освоения.

Развивающее обучение по системе Давыдова

Противопоставлением существующей системе обучения по принципиальному направлению познавательной деятельности учащегося и познания является система развивающего обучения В. В. Давыдова.

Мышление ребенка, в основном, по существующему обучению, развивается от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от случая к системе. Такое мышление, которое развивается в процессе такого обучения, В. В.

Давыдов назвал эмпирическим.

В. В. Давыдов в общем теоретическом контексте трудов Л.С. Выготского и Д.Б.

Эльконина поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, которое будет обратно традиционному, то есть от общего к частному, от системного к единичному, от абстрактного к конкретному. В. В. Давыдов такое мышление ребенка назвал теоретическим. А само обучение, при котором формируется такое мышление ребенка назвал развивающим.

Однако через содержание усваиваемых знаний, производным от которых являются способы и методы организации обучения выражается главная значимость обучения в умственном развитии. На это положение Д. Б. Эльконина и Л. С. Выготского опирался В. В. Давыдов. Он приводит существенные различия между эмпирическим и теоретическим мышлением ребенка.

В результате содержательного обобщения и абстрагирования В.В. Давыдов получает теоретические знания и приводит их характеристику. Оно и составляет основы развивающего обучения. В. В.

Давыдов подчеркивает, что мыслительные действия анализа и синтеза очень важны, а не только преобразования и сравнения для установки генетически исходного основания, а также связи тех свойств, которые необходимы для выявления обобщённого способа умственной деятельности.

Кроме этого, есть еще одно важное отличие теоретического знания от эмпирического.

Оно состоит в том, что при формировании теоретического знания устанавливаются и вскрываются связи единичного и общего, понимание сущности целостной системы, связи внутри нее.

А это предполагает не только представление, но и активную мыслительную деятельность. Также существуют особые формы теоретического знания и его существования. Как считал В. В. Давыдов, это обобщенные способы действий и способы умственной деятельности.

Основой такого понимания теоретического знания как восхождения от абстрактного к конкретному служит психологическая интерпретация дидактических принципов, которые существуют в настоящее время.

В.В. Давыдов рассмотрел следующие общие дидактические принципы:

  1. принцип преемственности. Этот принцип переходит в принцип качественного различия стадий обучения. Каждая из этих стадий соотносится с различными этапами психического развития.
  2. принцип доступности. Этот принцип переходит в принцип развивающего обучения, при этом он наполняется все новым содержанием, которое заключается в том, что можно закономерно управлять содержанием развития и его темпами посредством организации обучающего воздействия.
  3. принцип сознательности. Этот принцип имеет свое новое содержание, как принцип деятельности. Но при том, школьники получают материал не в готовом виде, а только выясняя и устанавливая условия его происхождения как определенных способов его деятельности. Принцип сознательности служит основой для формирования новейшей модели обучения при деятельности обучающихся.
  4. принцип наглядности. Этот принцип В. В. Давыдов фиксирует как принцип предметности. При реализации данного принципа ребенок должен выявить предмет и затем представить его в виде модели.
Читайте также:  Влияние различных игровых жанров на воспитание ребенка

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/mehanizmy_razvivayuschego_obucheniya/

Развивающее обучение Эльконина-Давыдова: цель, психологические основы и особенности

Развивающее обучение – инновационный тип освоения детьми знаний, пришедший на смену прежней объяснительно-иллюстрированной системе. Развивающее обучение построено на активной деятельности самого ребенка.

Учитель не передает готовые знания, а «учит учиться»: формирует познавательную самостоятельность, развивает способности, способствует выработке идей и нравственных убеждений, активной позиции по жизни.

Развивающее обучение популярное на сегодня направление, в рамках которого рассматриваются несколько авторских концепций. Одна из них – теория Эльконина-Давыдова.

Суть и цель теории

Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995-1996 году добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе. И хотя оригинальная система ориентирована на начальные классы, в настоящее время разрабатываются идеи ее внедрения на всех ступенях образования. Концепция Эльконина-Давыдова получила мировую известность и популярность.

Вопрос связи обучения и развития активно изучается с 30-х годов XX века. Уже тогда ученые разбились на два лагеря: одни отвергают влияние обучения на развитие и отрицают сам факт возможности развивающего обучения. Другой лагерь признает феномен развивающего обучения.

Развивающее обучение предполагает:

Обучение ведется согласно индивидуальным, возрастным и личностным особенностям. Программа строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть нацелена на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его.

Учебные задачи постепенно усложняются, что требует от ребенка поиска новых способов решения, не известных ранее. Схема обучения – «цель, средство, контроль». Для успешного обучения ребенок должен самостоятельно регулировать учебно-познавательную деятельность согласно заданной цели. Естественно, цель должна осознаваться самим учеником.

Концепция Эльконина-Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное развитие личности. Она ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей.

Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему».

То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.

Традиционное обучение и система Эльконина-Давыдова

Концепцию Эльконина-Давыдова противопоставляют традиционному обучению: последнее выстраивается от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от единичного к целому, а развивающее обучение строится прямо противоположно.

https://www.youtube.com/watch?v=JWyrfa0PgMM

Традиционное обучение развивает эмпирическое мышление, а развивающее – теоретическое. В чем разница:

  • Эмпирическое мышление позволяет классифицировать предметы, группировать, выделять общее для группы понятие и согласно ему дифференцировать предметы. Этот вид мышления играет важную роль в повседневной жизни, позволяет упорядочивать предметы, ориентироваться в мире.
  • Теоретическое мышление позволяет выявить через анализ системы ее генетическую основу. В дальнейшем на этой основе находятся другие предметы, которые могут входить в эту систему. Это позволяет находить нестандартные решения.

Таким образом, эмпирическое мышление основано на сравнении, теоретическое – на анализе. Сравнение выделяет формальное сходство, предметы могут относиться к одному классу, но быть не связанными между собой.

Анализ позволяет выстраивать целую систему.

Теоретическое мышление расширяет возможности, так как позволяет заглянуть в содержание предметов, эмпирическое знание опирается на наблюдение и сравнение внешних признаков.

Особенности обучения

Базовыми компонентами мышления выступают анализ, планирование и рефлексия. В процессе развивающего обучения:

  • ученики получают не готовые знания, а сами выясняют условия их происхождения;
  • выявленные предметы и процесс деятельности ученики фиксируют в виде абстрактной модели.

Развивающее обучение учит детей решать больше частных задач за короткий промежуток времени (развивается проблемное мышление). Обучение проходит в сотрудничестве с родителями и педагогами через совместный поиск.

Даже минимальное участие ребенка повышает у него веру в собственные силы. Формируется убеждение в том, что познание возможно только в рамках деятельности.

Обязательна организация творческой поисковой деятельности коллективно-распределительного типа.

Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:

  • дискуссии и игры для выявления проблем;
  • исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности);
  • отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный психологический климат;
  • минимум домашнего задания;
  • исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом.

В ходе такого урока дети не только получают знания, умения и навыки, но и учатся аргументировано отстаивать свою позицию, перепроверять информацию и верить фактам, понимать и учитывать позицию другого человека, требовать доказательства и объяснения. Они осознанно выбирают усваиваемые в дальнейшем дисциплины.

Психологические основы обучения

К базовым принципам системы Эльконина-Давыдова относятся:

  • дифференциация этапов обучения согласно психическому развитию ребенка;
  • ориентация на ближайшую зону развития с обновлением содержания обучения;
  • активная деятельность ребенка, создание условий для этой деятельности, а не передача готовых знаний;
  • предметность, то есть самостоятельное определение предмета изучения и представление его в виде процесса, системы, модели, знаков.

Любое обучение так или иначе способствует психическому и личностному развитию детей, но не каждая образовательная система обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности и творческого начала.

Более того, некоторые виды обучения способствуют обратному развитию, то есть регрессу, например, когда задачи не соответствуют возрасту или актуальному психическому развитию ребенка (слишком простые или слишком сложные).

Развивающее обучение учитывает:

  • новообразования возраста;
  • ведущую деятельность новообразования;
  • содержание и способы осуществления этой деятельности;
  • взаимосвязь ведущей деятельности с другими видами деятельности;
  • способы определения уровня развития возрастных новообразований;
  • связь уровней развития новообразований и особенностей организации ведущей деятельности.

Развивающее обучение разрабатывается индивидуально для конкретного возраста. Классическая концепция ориентирована на младший школьный возраст, новообразованиями которого являются:

  • учебная деятельность со своим субъектом;
  • абстрактно-теоретическое мышление;
  • произвольное управление поведением.

Традиционное обучение не может развить этих новообразований, оно закрепляет ранее достигнутые функции. Чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память (свойственны традиционному мышлению) – все это приобретения дошкольного возраста.

Результаты обучения

У детей, отучившихся по программе Эльконина-Давыдова, отмечаются следующие усредненные особенности развития познавательных способностей и личностных качеств:

  • высокий уровень внимания, растут аттенционные способности (распределение внимания между несколькими видами деятельности);
  • развитие памяти близко к высокому уровню, опосредованная память находится на высоком уровне, наблюдается регулярный рост кратковременной, смысловой, опосредованной памяти (у четвероклассников значительно выше, чем у третьеклассников);
  • осведомленность, способность к классификации и обобщению, аналогическому мышлению находится на высоком уровне у четвероклассников и на близком к высокому уровню у третьеклассников, то есть наблюдается тенденция роста вербально-логического мышления до достижения высокого уровня в четвертом классе;
  • высокий уровень невербального интеллекта, но пик приходится на третий класс;
  • высокая способность к поисковому планированию;
  • воображение (оригинальность и гибкость) находится стабильно на среднем уровне, близком к высокому;
  • мотивация на успех;
  • средний уровень эмпатии.
Читайте также:  Диссертации по педагогике. требования к организации и определению стратегии

Выпускники школы Эльконина-Давыдова умеют решать нестандартные задачи, находить выход из трудных жизненных ситуаций, самостоятельно планировать и выстраивать жизнь, искать новые источники информации, саморазвиваться, способны к сотрудничеству и работе в коллективе, вместе с тем самостоятельны и ответственны за свои результаты. Желание и умение учиться, формируемое системой развивающего обучения, упрощает течение подросткового и юношеского возраста, помогают в профессиональном и жизненном самоопределении.

Дети, обучающиеся по системе развивающего обучения, чаще других становятся победителями олимпиад, уровень интеллекта выше, чем у сверстников с традиционным обучением. У выпускников развивающей школы самооценка, как правило, выше, чем у сверстников из традиционной школы, и они меньше подвержены комплексам.

Недостаток системы

Обойдя частные точки зрения, можно выделить только один недостаток системы Эльконина-Давыдова – не существует на практике подобной системы для среднего и старшего звена школы. Таким образом, после начальных классов ребенку придется перестраиваться на традиционное обучение, либо нужно искать пути частного обучения.

Перестройка будет даваться тяжело, особенно в момент возрастных кризисов или при условии смены места обучения, некорректных действий педагогов (подавление самостоятельности и активности ребенка, ущемление его личности).

Снижение успеваемости, дезадаптация, девиации, проблемы в отношениях с одноклассниками, потеря учебной мотивации, снижение самооценки, неуверенность в себе, разочарование – основные риски перехода на традиционное обучение, но их гораздо больше. Как пройдет период адаптации, никогда нельзя предугадать заранее. Если переход неизбежен, то перестройка с развивающего обучения на традиционное обязательно должна протекать под контролем и сопровождением психолога.

Послесловие

Таким образом, развивающее обучение Эльконина-Давыдова позволяет формировать у детей абстрактное и творческое мышление, учит их широко мыслить, обеспечивает единство теории и практики и легкость перехода от одного к другому. Ребенок не просто получает представление о явлениях и устройстве мира, но и понимает суть процессов. Углубление в сущность вопросов максимально активирует мыслительную деятельность.

Учитель выступает не живым учебником и нравоучительницей с указкой и скучными монологами, а проводником в удивительный мир науки и познания, помощником, союзником. В результате такого сотрудничества ребенок вырастает умной, цельной и самостоятельной личностью.

Уже несколько десятков лет система пользуется популярностью в образовательных учреждениях. На основе авторской концепции были разработаны системы обучения Л. И. Айдаровой, Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, А.

К. Марковой, В. В. Рубцовой, М. М. Разумовской, В. В. Репкина. Принцип развивающего обучения – основной принцип современной системы образования. Его стараются учитывать и внедрять на других ступенях образования.

Источник: https://psychologist.tips/2860-razvivayushhee-obuchenie-elkonina-davydova-tsel-psihologicheskie-osnovy-i-osobennosti.html

Развивающее обучение | Мир Психологии

Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) (англ.

developing education) — в настоящее время это полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному (г. о. рус.

) языку, изобразительному искусству, литературе, естествознанию. Развивающее обучение распространено в России, Украине, Белоруссии, Латвии, Казахстане.

Разработка психолого-педагогических основ Р. о. началась в 1959г. в рамках исследований по психологическим проблемам учебной деятельности в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Айдарова, К.В. Бардин, Л.В. Берцфаи, А.К. Маркова, Г.Г. Микулина и др.).

В дальнейшем к исследованиям подключился большой коллектив авторов. Важным этапом становления Развивающее обучение была работа этого коллектива над планом-заказом Министерства просвещения СССР по разработке содержания и методов обучения по основным предметам начальной школы, составивших основу Р. о.

как системы образовательных технологий. За 40 лет в различных издательствах вышло более ста наименований книг, посвященных теории и практике Р. о. (монографии, методические пособия для учителей, учебники для детей, сборники, брошюры и т.д.). Основы системы описаны в фундаментальных трудах Давыдова: «Виды обобщения в обучении» (М.

, 1972), «Проблемы Р. о.» (М., 1986), «Теория развивающего обучения» (М., 1996).

Развивающее обучение создавалось для того, чтобы обеспечить подрастающему поколению благоприятные стартовые условия для вхождения в мир, облик которого определила научно-техническая революция. Современный человек живет и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократное отображение свойств объектов в текстах, числах, графиках и т.

п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, т.е. действовать на основе теоретически представляемой реальности. И чем сложнее стоят задачи, тем меньше возможностей действовать по инструкции, не вдаваясь в существо дела, и тем выше требования, предъявляемые к способности человека мыслить теоретически.

В житейской практике (в быту, в простом общении между людьми) такой (теоретический) подход к делу может появиться лишь случайно. Закономерно он возникает и культивируется в науке, промышленности, искусстве, политике, праве и др.

исторически развивающихся видах человеческой деятельности, где по содержанию задач у людей возникает потребность определять существо явления по его внешним проявлениям.

В современной школе подготовка к такой деятельности в основном осуществляется за счет включения в программы старших классов большого объема научного знания: математики, физики, химии, экономики, истории, обществоведения и т.д.

Но у большинства детей, которые переходят из начальной в среднюю школу, недостаточно развиты предпосылки к пониманию теоретического содержания этих наук. Это связано с тем, что в традиционной начальной школе никогда не ставилась такая задача вообще.

В ней до сих пор господствует идущая с прошлого века традиция на привитие детям навыков чтения, письма и счета, конечно необходимых современному человеку, но недостаточных для ориентации в современном мире.

Эльконин и Давыдов предположили, что такое положение дел уже не соответствует ни реальным потребностям общества, ни ситуации возрастного развития, когда ребенок стремится к освоению содержания и форм деятельности, выходящих за границы непосредственно доступных ему в житейской (бытовой) практике.

Поэтому цель Развивающее обучение — развитие у детей основ теоретического мышления (или, более широко, основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).

Читайте также:  Приемы обучения могут быть одинаковыми…

В программах и методическом обеспечении Р. о. изначально заложено единство содержания, метода и развития.

Давыдов писал: «содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом — организация совместной учебной деятельности младших школьников (и, прежде всего, организация решения ими учебных задач), продуктом развития — главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту» (1996).

В основе учебного процесса Развивающее обучение лежит т.н. «учебная задача», т.е. задача, вынуждающая уч-ся искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач уч-ся обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия др. детей с этими объектами.

Тем самым он учится мыслить теоретически. Деятельность уч-ся в данном случае называется квазиисследовательской потому, что воспроизводит основные элементы научной дискуссии, т.е. того, как ученые излагают и обсуждают результаты своих исследований.

На предметах эстетического цикла воспроизводятся основные элементы творческой деятельности и общения людей в искусстве. Учебная деятельность в Р. о. представляет собой систему учебных задач (более подробное изложение содержания и структуры учебной деятельности см. в соответствующей статье).

Содержание и последовательность этих задач в каждом учебном предмете выстроена с т.зр. выработанного в науке и культуре развитого взгляда на существо этих предметов. «Математика», созданная Давыдовым и его соавторами (С.Ф. Горбовым, Г.Г. Микулиной, О.В. Савельевой), — это взгляд на арифметику с т.зр. высшей математики.

Близкий к этому подход реализован в курсах математики А.М. Захаровой и Т.И. Фещенко, Э.И. Александровой. «Родной русский язык», разработанный В.В. Репкиным и его коллективом, есть обучение правописанию на основе достижений современной лингвистики рус. языка. «Изобразительное искусство» Ю.А.

Полуянова представляет собой организацию детского изобразительного творчества по выработанным в истории искусства способам создания выразительных форм по законам красоты. «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной и З.Н.

Новлянской воспроизводит высокие образцы культурного прочтения художественных текстов и общую логику литературного творчества. «Естествознание» Е.В. Чудиновой и Е.Н. Букваревой представляет собой процесс ознакомления детей с окружающим миром, построенного на элементах научного наблюдения и эксперимента. В «Музыке» Л.В. Виноградова воспроизводятся основные принципы и традиции коллективного музицирования.

Развивающее обучение существенно изменило взгляд психолого-педагогической общественности на возрастные возможности и закономерности психического развития детей. Центральное положение теории Р. о., которое можно рассматривать как психолого-педагогическое открытие, заключается в след.: младший школьник может оторваться от пут узкого житейского (т.н.

эмпирического) отношения к вещам и явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности. Это положение подтверждено как в экспериментальных исследованиях, так и в широкой практике. Но его нельзя рассматривать как реальность, существующую саму по себе. Проектировщики учебных предметов Р. о.

и педагоги-практики каждый раз должны воспроизводить в своей деятельности такую возможность развития детей, т.е. проявлять научно-методическое и педагогическое творчество. Существенный вклад в становление практики Р. о. внесли учителя экспериментальной школы №91 г. Москвы (А.А. Кирюшкина, М.А. Поливанова, Т.Г. Пильщикова, В.А. Миндарова, М.П. Романеева, Н.Л. Табачникова, Л.А. Суховерша, С.И.

Шияновская) и школы №17 г. Харькова (Р.Ф. Пальчик, Л.В. Говердовская).

Теория Развивающее обучение стимулировала развитие фундаментальных исследований: совместной коллективно распределенной учебной деятельности (Р.Я. Гузман, Г.Г. Кравцов, А.Ю. Коростылев, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянов, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.), методов диагностики таких компонентов теоретического мышления, как анализ, планирование, рефлексия (Р. Атаханов, А.З.

Зак, Е.И. Исаев, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин и др.), системности мышления (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина, А.К. Дусавицкий). Практика Развивающее обучение вызвала необходимость в разработке критериев оценки уровней сформированности учебной деятельности (В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Заика Е.В.

), критериев усвоения теоретических знаний (Г.Г. Микулина, О.В. Савельева), методов диагностики общего и художественного развития детей по их рисункам (Ю.А. Полуянов), методов диагностики развития читательской деятельности школьников (Г.Н. Кудина), методов предметной диагностики основ теоретического мышления школьников и экспертизы учебного процесса Р. о. (В.А.

Гуружапов). Элементы Развивающее обучение вошли в содержание различных модернизированных программ по математике для традиционной школы (Н.Я. Виленкин, Н.Б. Истомина, Л.И. Петерсон), а также в др. отечественные дидактические системы, в частности «школу 2100» (А.А. Леонтьев и др.). Особый взгляд на принципы Р. о. реализован в дидактической системе Л.В.

Занкова, школы «Диалог культур» (В.С. Библер и др.). Широкое распространение идей Р. о. стимулировало становление взгляда на систему общего образования как развивающего образования в аспектах: общего концептуального взгляда (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.В. Рубцов, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков), методов управления школой (В.С.

Лазарев), разработки содержания и методического обеспечения предметов для основной средней школы (А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, С.Ф. Горбов, В.М. Заславский, Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская, В.А. Львовский, Э. Сатбалдина, Е.В. Чудинова, Б.Д. Эльконин), способов организации образовательной среды школы для обучения детей от 5 до 17 лет (В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А.

Гуружапов), методов психологической подготовки специалистов в вузе (В.П. Андронов). (В.А. Гуружапов).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/razvivayushchee-obuchenie

Ссылка на основную публикацию